Доклад о деятелях науки и культуры вкл 17 начало 18 века

Обновлено: 17.05.2024

Новые веяния стали ощутимы в культурной жизни всех европейских стран. Образование, наука, философия, искусство несли на себе отпечаток идей просветителей. Культура России 18 века также переживала небывалый подъем, обусловленный несколькими факторами.

Этапы развития

В целом же можно выделить три этапа развития культурной сферы Российского государства:

  1. Первая четверть XVIII столетия (время Петровских реформ).
  2. 30-60 годы (достижения в области искусства, литературы и науки).
  3. Последняя четверть века (рост демократизации культуры и просветительства).

Таким образом, реформы Петра Великого имели двоякие последствия. С одной стороны, они заложили фундамент для обновляющих перемен в русском искусстве, а с другой, способствовали разрушению культурных традиций и ценностей Московской Руси.

Достижения в сфере просвещения

На развитие культуры России в 18 веке огромное влияние оказали перемены в области образования, заботу о котором Петр I возвел в ранг государственной политики. С этой целью в годы его правления были открыты новые учебные заведения:

  • навигацкая школа;
  • артиллерийская;
  • медицинская;
  • инженерная;
  • горнозаводские училища на Урале;
  • цифирные школы, где обучались дети подьячих и дворян.

культура россии 18 века

Научная деятельность и изобретательство

Среди российских ученых поначалу преобладали приглашенные из-за рубежа специалисты. Однако уже в 1745 г. на должность профессора Академии наук был избран Ломоносов, а в последующие годы ряды русских академиков пополнили Крашенинников С., Лепехин И., Румовский С. и др. Эти ученые оставили заметный след в развитии:

  • химии;
  • географии;
  • биологии;
  • истории;
  • картографии;
  • физики и других отраслей научных знаний.

 культура россии в 18 веке кратко

Изобретатели также внесли огромный вклад в историю культуры России 18 века. Например, Никонов Е. создал водолазный костюм и примитивную подводную лодку. Нартов А. разработал новую технологию чеканки монет и изобрел токарный станок, а также машину для сверления пушечных дул.

От барокко до реализма

Литература, как часть культуры России 18 века, находилась под влиянием сначала стиля барокко, а затем классицизма. Первый из них особенно заметен в поэзии, переводных пьесах, любовной лирике. Классицизм, воспевающий национальную государственность и абсолютную монархию, достиг апогея в одах Ломоносова. Помимо него, тот же литературный стиль характерен для творчества Княжнина Я., Сумарокова А., Хераскова М., Майкова В. и других авторов.

культура россии в первой половине 18 века

К достижениям в области литературы следует отнести:

  • появление нового стихосложения, ставшего основой современной русской поэзии (Тредиаковский В.);
  • упорядочивание лексических языковых норм (Ломоносов М.);
  • написание первых русских трагедий и комедий (Сумароков А.).

Фонвизин Д. и Радищев А. в своих произведениях затрагивали острые социальные проблемы, по этой причине литературоведы усматривают в них черты реализма – стиля, получившего развитие в следующем столетии.

На смену иконописи

До XVIII в. главными и, по сути, единственными живописцами в России были богомазы, писавшие иконы. С развитием светского искусства появляются новые жанры. Основоположником русской живописи считается Лосенко А. Хотя его полотна были всего лишь подражанием западноевропейским образцам, все же они ознаменовали разрыв культуры России в первой половине 18 века с церковным искусством, диктовавшим как формы, так и сюжеты.

 история культуры россии 18 века

В последующие десятилетия в русской живописи стал лидировать портретный жанр. Камерные, парадные и интимные полотна на долгое время затмили создание бытовых сценок. Самыми известными художниками-портретистами той поры были:

  • Левицкий Д.
  • Боровиковский В.
  • Антропов А.
  • Рокотов Ф.

В конце века картины западноевропейских живописцев, приобретенные императрицей Екатериной, легли в основу художественной коллекции Эрмитажа.

В камне и металле

Именно в России полностью проявился многогранный талант Растрелли К. Среди его творений, дошедших до нас, стоит упомянуть парадные бюсты, статую Анны Иоанновны и памятник Петру Первому, установленный перед Михайловским замком. Наряду с Растрелли творил и русский скульптор Зарудный Иван.

Со второй половины 18 столетия ваяние в России стало еще более востребованным, как того и требовал стиль барокко. Скульптурами изобиловали фасады дворцов, общественных зданий, а рельефы активно использовались для украшения их интерьеров. Как и в живописи, в ваянии того периода активно развивался портретный жанр, в который внесли большой вклад почти все талантливые русские скульпторы:

  • Шубин Ф.
  • Гордеев Ф.
  • Прокофьев И.
  • Козловский М.
  • Щедрин Ф.
  • Мартос И.

культура россии во второй половине 18 века

Театральные подмостки

Культура России 18 века немыслима без театра и музыки. В это время были заложены основания, позволившие в следующем столетии ярко проявиться национальным дарованиям в этих областях искусства.

При Петре впервые стали проводиться музыкальные вечера – ассамблеи, на которых придворные и дворяне могли танцевать. Тогда же вошло в моду обучение игре на виоле, клавесине, флейте, арфе, а также обучение салонному пению.

  • Березовский М.
  • Хандошкин И.
  • Бортнянский Д.
  • Пашкевич В. и др.

 развитие культуры 18 века в россии

В царствование Екатерины особенной популярностью пользовался крепостной театр, в котором был собственный оркестр. Эти коллективы нередко активно гастролировали, пробуждая тем самым интерес к данному виду искусства. Говоря о культурных достижениях той поры, нельзя обойти стороной открытие в 1776 г. в Москве Петровского театра – предшественника известного на весь мир Большого театра.

Русское барокко и классицизм

В архитектуре России XVIII века господствовали два стиля. До середины столетия это было русское барокко, сменившееся классицизмом. Для первого стиля были характерны черты, заимствованные у голландских, немецких и шведских архитекторов. Примером тому может служить Петропавловский собор.

Однако, невзирая на приглашенных в Россию иностранных зодчих, вскоре в рамках барокко стали формироваться национальные архитектурные особенности. Русский стиль уже заметен в творениях Ухтомского Д., Земцова М., Мичурина И. Ну а бесспорными достижениями барокко были и остаются архитектурные шедевры Растрелли Б.: Петергоф, Екатерининский и Зимний дворцы.

 культура россии 18 19 века

Во второй половине 18 века в культуре России стали появляться черты нового стиля – классицизма, окончательно сложившегося в 80-х годах. Типичным примером архитектуры этого периода можно считать Таврический дворец, возведенный в Петербурге Старовым И. По его же проектам были созданы:

  • Троицкий и Князь-Владимирский соборы.
  • Здания Академии наук и Смольного института.
  • Александровский и Пеллинский дворцы.

Итоги

Конечно, кратко о культуре России в 18 веке и ее достижениях очень сложно говорить, настолько они многогранны и многочисленны. Но все-таки невозможно спорить с тем, что это было время великого перелома, чему в немалой степени способствовали петровские реформы. Влияние западного искусства, позволившего русской культуре стать светской, расширив сферу духовной деятельности, предопределило направления ее развития в следующем веке.

Аввакум Петров (1620-1682) - глава старообрядцев, писатель, общественный деятель. Автор почти 100 известных на сегодняшний день работ. Главной из них является повесть "Житие" - первое произведение нового жанра - автобиографии-исповеди. Реализм в освещении сложнейшей судьбы протопопа/современного ему быта в сочетании с образностью языка делает это произведение одним из ярчайших литературных памятников XVII в.

Гаврилов Яков и Поспеев Сидор - русские живописцы, в 1641-1642 гг. были направлены по просьбе молдавского господаря для росписи храма Трех Святителей в Яссах. Выполненная ими работа отличалась особой манерой, отражавшей как древнерусские и византийские традиции, так и новации, присущие иконописи XVII в.

Карион Истомин (1640-е - 1717) - просветитель, педагог, поэт, переводчик. Сын подьячего. Личный секретарь патриархов Иоакима и Адриана. Преподаватель в школе Заиконоспасского монастыря. Продолжатель традиций Симеона Полоцкого и чешского педагога Яна Амоса Коменского. Выступал за открытие новых школ и создание высших учебных заведений, пересмотр школьных программ. Составил ряд учебных книг. В 1695-1696 гг. подготовил "Домострой" - о правилах семейного поведения.

Лихуды (Лифуды) Иоанникий (1633-1717) и Софроний (1652-1730) - деятели русского образования, греки по национальности. Обучение проходили в Италии. С 1685 г. в России. Преподаватели Славяно-греко-латинской академии и других учебных заведений. Авторы учебников, словарей, проповедей. Переводчики военных и исторических сочинений.

Медведев Сильвестр (в миру - Симеон Агафонникович) (1641-1691) - русский писатель, ученый, деятель просвещения. Автор записок о стрелецком восстании в Москве 1682 г., ряда богословских сочинений, стихов. Наиболее вероятный составитель первого русского библиографического труда "Оглавление книг, кто их сложил". За участие в заговоре в пользу Софьи Алексеевны был арестован и казнен.

Палицын Авраамий (?-1626) - писатель. Келарь Троице-Сергиева монастыря. Автор "Сказания" - ценного источника по истории России начала XVII в.

Тимофеев Иван (?-1631) - дьяк ряда приказов в Москве и Новгороде. Автор "Временника" - важнейшего источника по истории России середины XVI - начала XVII в.
Ушаков Симон Федорович (1626-1686) - выдающийся русский художник и гравер, мастер Оружейной палаты Московского Кремля. Основоположник нового направления в живописи, сочетающего приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы. В 1657 г. написал для московской церкви Троицы в Никитниках облик Христа в архиерейском уборе - "Спас Великий архиерей". Самое известное его произведение, многократно повторенное им - "Спас нерукотворный". В 1671 г. написал "Троицу". Автор трактата о живописи "Слово к люботщателем иконного писания" (1667), в котором отстаивал идеи реализма в живописи.


Урок знакомит с особенностями развития русской культуры в XVII веке. Описываются жизнь и творчество Симеона Полоцкого и Симона Ушакова. Анализируется их влияние на культуру.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Деятели культуры XVII века"

В ходе занятия вы узнаете об особенностях русской культуры XVII века, деятельности Симеона Полоцкого и Симона Ушакова.

События XVII века в значительной степени отразились на развитии русской культуры. Постоянные контакты со Швецией, Речью Посполитой, Османской империей и Крымским ханством привели к усилению европейского влияния в России.

После присоединения Левобережной Украины оттуда в Москву стали приезжать священники, живописцы и учёные.

Также в столицу съезжались купцы, ремесленники, лекари из Англии, Голландии, Италии.

Смута внесла изменения в привычный уклад жизни русских людей. Стали возникать новые и порой противоречивые идеи. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, это идея царя, избранного народом. Правители, начиная с Бориса Годунова, получали власть при поддержке определённых слоёв населения. Соответственно, царское право на правление имело земное происхождение и подразумевало обязанности перед теми, кем правитель был избран.

Противоречие этой идеи было в том, что в государстве пока не было чёткого деления на сословия. Поэтому возникло достаточно фамильярное отношение как к царю, так и к его чиновникам.

Во-вторых, после страшных событий периода Смуты люди стали искать радости в жизни, появилась тяга к наслаждениям. Монашеский аскетизм сменился яркими красками и цветущими композициями.

Повысился интерес к истории. События Смутного времени требовали подробного описания. Однако теперь рассказы отличались от повестей летописцев прошлых лет. На первый план вышел человек, ставший главным героем всех историй.

В-третьих изменилось отношение к Западу. В Россию приезжало большое количество иностранцев, благодаря которым русский народ мог познакомиться с обычаями и нравами западных государств. Однако и здесь существовало противоречие. Все иностранцы в большинстве своём были либо авантюристами, либо наёмниками. При этом они не скрывали своего презрения к русским людям. Часто возникали конфликты.

В XVII веке в связи с укреплением самодержавной власти и ростом экономики возникла необходимость распространения грамотности. Уже к концу XVII века 24 % взрослых мужчин Москвы были грамотными. Даже среди крестьян встречались те, кто знал грамоту и мог обучить ей других.

При церквях и монастырях открывались школы. Учителями здесь были православные монахи, приглашённые из Речи Посполитой.

Воспитанием детей Алексея Михайловича занимался Симеон Полоцкий.

Настоящее имя этого выдающегося культурного деятеля Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович. Родился он в 1629 году в Полоцке в состоятельной купеческой семье. Первоначальное образование Симеон Полоцкий получил в родном городе.

Между 1637 и 1651 годами Симеон Полоцкий учился в Киеве, в Киево-Могилянском коллегиуме, считавшемся лучшим православным учебным заведением Восточной Европы. Именно ко времени обучения в Киеве относятся самые ранние поэтические сочинения Симеона.

В начале 1650-х годов Симеон Полоцкий переехал в Вильно. Здесь он продолжил своё обучение в Виленской иезуитской академии.

Симеон Полоцкий писал тексты и стихи на латыни, польском и церковнославянском языках.

Завершить образование в Виленской академии Симеону помешала начавшаяся в 1654 году война Речи Посполитой с Россией. Во время войны Симеон переехал в Полоцк, где в 1656 году постригся в монахи православного Полоцкого Богоявленского монастыря. На протяжении восьми лет он преподавал в братской школе при монастыре.

В 1664 году Симеон Полоцкий переехал в Москву. Он занимался созданием школы при Заиконоспасском монастыре Москвы для подготовки служащих Приказа тайных дел. На протяжении трёх лет Симеон Полоцкий сам ею руководил.

Симеон Полоцкий активно работал над проектом первого в России высшего учебного заведения – академии. Однако Славяно-греко-латинская академия открылась уже после смерти просветителя.

С 1667 года Симеон Полоцкий был официально назначен придворным поэтом и воспитателем царских детей. Он лично учил наследников трона царевичей Алексея и Фёдора, царевну Софью, а также присматривал за воспитанием царевича Петра.

Считается, что сочинения Симеона Полоцкого оказали важное влияние на развитие русского литературного языка.

25 августа 1680 года Симеон Полоцкий скончался и был похоронен в Заиконоспасском монастыре Москвы.

В XVII веке в Русском царстве получил распространение светский портрет – парсуна. Он имел тесную связь с иконами. Женщин писали крайне редко, исключения делали только для царских невест и жён.

Первые портреты создавали мастера-иконописцы, поэтому картины так напоминают канонические изображения святых: они торжественны и статичны.

В Русском музее хранится парсуна Марфы Апраксиной, второй жены Фёдора III Алексеевича. Картину, судя по девичьему кокошнику, написали еще до их свадьбы, когда Марфа была еще царской невестой. Портрет создал анонимный художник из кремлёвских мастерских Оружейной палаты.

Родился Симон Ушаков в 1626 году в Москве. Он происходил из московских дворян, а среди родственников будущего иконописца были представители духовенства.

В 1652 году Симон Ушаков создал икону Владимирской Божией Матери для московской церкви Архангела Михаила в Овчинниках. Это самая ранняя из сохранившихся работ мастера. Она написана со строгим соблюдением канонов.

К концу 1650-х годов Ушаков был уже известным живописцем — его работы заметил царь Алексей Михайлович. Он пригласил иконописца расписывать кремлёвский дворец. В это время Ушаков написал парсуну Алексея Михайловича.

В начале 1660-х годов Симон Ушаков написал Владимирскую икону Божией Матери.

В 1664 году Ушаков начал работать в Оружейной палате. В конце XVII века она считалась центром художественной жизни России. Здесь работали лучшие мастера того времени, которые изготавливали оружие, ювелирные изделия, церковную утварь, предметы быта для знати.

Большую часть работы занимает дерево, которое растет из Успенского собора. На его ветвях Ушаков изобразил портреты двадцати московских святых, а в центре, в медальоне, образ Богоматери Владимирской.

Тщательно проработаны образы Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Ильиничны с детьми. Композиция, фон и портретное сходство героев с реальными прототипами на этом произведении оказались новыми для русской иконописи.

Через год, в июне 1686 года, он умер. Похоронили иконописца недалеко от Знаменского монастыря в Москве.

Давайте подведём итоги.

На культуру XVII века большое влияние оказали события Смуты и активная внешняя политика российских правителей.

Симеон Полоцкий был одним из крупнейших культурных деятелей XVII века. Он работал над развитием русского литературного языка.

Симон Ушаков реформировал русскую иконопись и создал один из первых трактатов по живописи в русской истории.

Образование и культура в 17 веке бурно прогрессировали. На это влиял рост городов, развитие торговли и ремесла. К тому же усилились культурные и политические отношения России с Беларусью и Украиной. А также произошло расширение связей со странами Западной и Центральной Европы, оттуда все больше стали проникать культура и научные знания.

образование и культура в 17 веке

В городах начали строить двух- и трехэтажные постройки, чаще сооружали каменные дома. Характерной особенностью строительства стала богатая декоративная отделка.

Образование и просвещение

Образование и культура в 17 веке в России хотя и развивались с небывалой скоростью, но большинство людей оставалось неграмотными, хотя среди горожан грамотных стало больше. В Москве печатались буквари, которые пользовались хорошим спросом. Появилось множество книг, переведенных на русский язык. Некоторые люди стали собирать и хранить книги.

Было уже недостаточно просто обучаться грамоте, арифметике и письму. Государственная и хозяйственная деятельность усложнялась, появилась потребность в образованных людях, которые владеют знаниями в разных областях. Но образование и культура в 17 веке встречали упорное сопротивление со стороны боярской знати и духовенства, которые были настроены консервативно. Между тем в Москве возникали все новые и новые частные школы. И в 1687 году в России первым высшим учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия.

образование и культура в 17 веке в России

Расширение географии

Географические знания, так же как образование и культура в 17 веке, неуклонно развивались. Русские землепроходцы, такие как Семен Дежнев (совершил экспедицию к проливу между Северной Америкой и Азией в 1648 году), Е. Хабаров (составил карту земель по реке Амур в 1649 году, позже там образовались русские поселения), В. Атласов (провел обследование Курильских островов и Камчатки), внесли огромный вклад в расширение географии. Основываясь на всех этих знаниях, были разработаны карты Российского государства, Украины и Сибири.

Литература

Образование и культура в 17 веке в России обусловили возникновение новых жанров в литературе. Стали писать не только о богатых, но и о простых людях. Появилась сатира, объектами которой явились церковь и господа. В этом веке возникло стихосложение и драматургия. Симеон Полоцкий был их основателем, так как являлся автором пьес при дворе Алексея Михайловича.

образование и культура 17 века

В это время впервые записали пословицы, народные песни, поговорки. Фольклор прочно проник во все области культуры. Повсеместное распространение получила западная литература, переведенная на наш язык.

Зодчество

Монументальные храмы стали сменять небольшие посадские церкви, которые поражали игрой объемов и красок, нарядные, живые, покрытые множеством узоров. Под влиянием Беларуси и Украины в последние десятилетия 17 века в архитектуре распространился стиль московского барокко. Главной его идеей была пропорциональность всей композиции и пышная декоративная отделка. Большое внимание уделялось созданию колоколен и ярусов. Делая вывод, можно сказать, что образование и культура 17 века сказались и на внешнем виде городов, сделав их еще более красивыми.

Живопись

Образование и культура в 17 веке способствовали развитию живописи. Художники начали проявлять свое внимание к человеческой личности. Хотя иконопись достигла небывалого доселе мастерства, возникла портретная живопись. Основателем ее является Симон Ушаков.

образование и культура в 17 веке 7 класс

Заключение

Начались перемены в России, изменилось образование и культура в 17 веке. 7 класс школы – это время, когда изучается этот пласт нашей истории, который стал переломным для русской культуры. Частые народные движения, войны, события Смутного времени дали понять народу, что он способен участвовать в своей судьбе. Миропонимание изменилось, расширился кругозор. Появилось движение вперед во всех областях, обнаружилась потребность в обучении и подготовке квалифицированных кадров.

Читайте также: