Государственный доклад минздравсоцразвития россии о положении детей в российской федерации 2010 год

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии со статьей 22 Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации.
2. Финансирование расходов по разработке и распространению, в том числе опубликованию, государственного доклада о положении детей в Российской Федерации производить в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации по разделу “Социальная политика” (подраздел “Прочие мероприятия в области социальной политики”).
Министерству финансов Российской Федерации и Министерству труда и социального развития Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной год предусматривать выделение средств на указанные цели.
3. Министерству труда и социального развития Российской Федерации разработать и утвердить до 1 января 2001 г. методические рекомендации по подготовке материалов к государственному докладу о положении детей в Российской Федерации.
4. Признать утратившим силу Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 848 “О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993,
N 35, ст. 3318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 41, ст. 5034).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 ноября 2000 г. N 839

Правила разработки и распространения государственного доклада о положении детей в российской федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и распространения, в том числе опубликования, государственного доклада о положении детей в Российской Федерации.
2. Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации (далее именуется – доклад), ежегодно подготавливаемый в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей и тенденциях его изменения, содержит сведения об осуществляемых на территории России экономических, правовых, социальных и иных мерах по обеспечению выживания, защиты и развития детей.
В докладе освещаются вопросы состояния здоровья, питания, образования, воспитания и развития детей, трудовой занятости подростков, положения детей, оставшихся без попечения родителей, детей – инвалидов, детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Доклад является основой для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также для разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их выживания, защиты и развития.
3. В докладе используются официальные данные государственной статистики и отчетности, а также аналитические разработки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и других организаций, занимающихся проблемами детства.
4. Доклад разрабатывается Министерством труда и социального развития Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других заинтересованных организаций, представляющих для этого необходимые материалы на основе методических рекомендаций этого министерства.
Сроки представления материалов для разработки доклада определяются Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
5. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации, принимающие участие в разработке доклада, несут ответственность за своевременность, объективность, полноту и качество представляемой для включения в доклад информации.
6. Подготовленный проект доклада рассматривается на заседании Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Доклад, одобренный Комиссией, ежегодно, до 1 июля, вносится Министерством труда и социального развития Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.
7. По поручению Правительства Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации обеспечивает распространение государственного доклада о положении детей в Российской Федерации, в том числе его опубликование.
8. Доклад публикуется отдельным изданием и направляется в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Доклад распространяется бесплатно.

О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 марта 2012 г. № 248

МОСКВА

О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 885, от 26.11.2013 № 1065, от 06.03.2015 № 201, от 15.05.2015 № 472, от 12.11.2016 № 1175, от 19.12.2018 № 1586, от 11.07.2019 № 887)

В соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации.

2. Финансовое обеспечение расходов, связанных с опубликованием и распространением государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации на содержание центрального аппарата. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 885)

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 839 "Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 45, ст. 4488);

постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 г. № 182 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 839" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 15, ст. 1614).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 28 марта 2012 г. № 248

ПРАВИЛАразработки государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 885, от 26.11.2013 № 1065, от 06.03.2015 № 201, от 15.05.2015 № 472, от 12.11.2016 № 1175, от 19.12.2018 № 1586, от 11.07.2019 № 887)

1. Настоящие Правила определяют структуру государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации (далее - доклад), требования к содержанию разделов (подразделов) доклада, системе используемых в нем показателей, устанавливают порядок разработки и распространения доклада (в том числе порядок его опубликования), а также порядок общественного обсуждения доклада и представления результатов обсуждения в Правительство Российской Федерации.

2. Доклад разрабатывается ежегодно.

3. Доклад состоит из разделов и подразделов согласно приложению и содержит в том числе следующую информацию:

а) количественные и качественные характеристики положения детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за отчетный год и в динамике за последние 3 года;

б) данные о совокупном объеме финансовых ресурсов, направленных на улучшение социально-экономического положения детей и семей, имеющих детей, в том числе по источникам финансового обеспечения;

в) информация об основных проблемах, связанных с положением детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, и о тенденциях их изменения за отчетный год;

г) сведения о принятых в отчетном году нормативных правовых актах Российской Федерации (полное название, дата принятия, номер), а также о мерах по обеспечению прав и интересов детей и семей, имеющих детей, принятых в отчетном году органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

д) результаты реализации планов мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2019 № 887)

4. В качестве показателей социально-экономического положения семей, имеющих детей, в докладе используется официальная статистическая информация, формируемая субъектами официального статистического учета, а также данные, получаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, и материалы организаций, занимающихся вопросами семьи и детства.

5. Разделы (подразделы) доклада разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, ответственными за их разработку, с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, занимающихся вопросами семьи и детства, в соответствии с приложением к настоящим Правилам.

6. Разделы (подразделы) доклада, а также материалы, представляемые для его подготовки, должны содержать перечни принятых в отчетном году законодательных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принимающих участие в подготовке соответствующего раздела (подраздела) доклада.

7. Органы исполнительной власти и организации, участвующие в подготовке разделов (подразделов) доклада, несут ответственность за своевременное представление информации для подготовки доклада, ее объективность, полноту и качество.

8. Информация для подготовки разделов (подразделов) доклада представляется в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку соответствующих разделов (подразделов) доклада, ежегодно, не позднее 1 июня.

Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку разделов (подразделов) доклада, представляют соответствующие разделы (подразделы) доклада в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 июля. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 885)

9. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно, до 1 сентября, формирует проект доклада, до 15 ноября осуществляет его согласование с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за подготовку разделов (подразделов) доклада, и Федеральной службой государственной статистики. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 885)

Подготовленный проект доклада ежегодно, до 1 декабря, вносится Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Правительство Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 885)

10. По поручению Правительства Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает общественное обсуждение, опубликование и распространение доклада. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 885)

11. Доклад размещается на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в сети Интернет для проведения его общественного обсуждения. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 885)

Срок общественного обсуждения доклада определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и указывается при размещении доклада на официальном сайте Министерства в сети Интернет. Указанный срок не может быть менее 14 дней со дня размещения доклада. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 885)

12. Информация о результатах общественного обсуждения доклада обобщается и направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Правительство Российской Федерации не позднее 30 дней со дня окончания общественного обсуждения. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 885)

13. Доклад публикуется в виде отдельного издания и направляется в федеральные органы государственной власти, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в организации, занимающиеся вопросами семьи и детства.

Доклад распространяется бесплатно.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕк Правилам разработки государственногодоклада о положении детей и семей,имеющих детей, в Российской Федерации

СТРУКТУРАгосударственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации и органы исполнительной власти, ответственные за подготовку разделов (подразделов) доклада

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 885, от 26.11.2013 № 1065, от 06.03.2015 № 201, от 15.05.2015 № 472, от 12.11.2016 № 1175, от 19.12.2018 № 1586, от 11.07.2019 № 887)

Наименованиераздела (подраздела) доклада

Органы исполнительной власти,ответственные за подготовку раздела (подраздела) доклада

1. Основные демографические характеристики

2. Уровень жизни семей, имеющих детей

Социально-экономические условия реализации государственной политики в отношении семей, имеющих детей

Оценка социально-экономического положения семей, имеющих детей1

Минтруд России с участием Минпромторга России, МВД России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей

Минтруд России с участием Минфина России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Меры налоговой поддержки семей, имеющих детей

Пенсионное обеспечение семей, имеющих детей, государственная социальная помощь, денежные выплаты семьям с детьми-инвалидами

Минтруд России с участием Минфина России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Государственная социальная помощь малоимущим семьям

Минтруд России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Меры поддержки многодетных семей

Минтруд России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Меры по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей

3. Жилищные условия семей, имеющих детей

Обеспечение жильем молодых семей, имеющих детей

Минстрой России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Обеспечение жильем многодетных семей

Минстрой России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Минпросвещения России с участием Минстроя России, Минфина России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

4. Состояние здоровья женщин и детей2

Оценка состояния здоровья женщин и детей

Минздрав России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Обязательное медицинское страхование женщин и детей, доступность квалифицированной медицинской помощи и лекарственное обеспечение женщин и детей

Минздрав России с участием Минфина России

Формирование здорового образа жизни детей

Минздрав России с участием Минпросвещения России, Минкультуры России, Минспорта России, Минкомсвязи России, Минфина России и Роспотребнадзора

5. Состояние питания детей

Минздрав России с участием Минсельхоза России, Минпросвещения России, Роспотребнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

6. Образование, воспитание и развитие детей3

Доступность дошкольных образовательных организаций

Минпросвещения России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Минпросвещения России, Минобрнауки России с участием федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные организации высшего образования, профессиональные образовательные организации

Воспитание и развитие детей

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Минпросвещения России, Минобрнауки России

Поддержка одаренных детей

Минпросвещения России,Минобрнауки России с участием Минспорта России, Минкультуры России иМинфина России

Мероприятия, направленные на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних

Минкомсвязь России с участием Минпросвещения России, Роскомнадзора, Росмолодежи, Роспотребнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

7. Развитие досуга детей4 и семей, имеющих детей

Организация культурного досуга детей и семей, имеющих детей

Минкультуры России с участием Минспорта России, Минобрнауки России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Развитие детского и семейного спорта, физической культуры и туризма

Минспорт России с участием Минкультуры России,Минфина России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Организация отдыха и оздоровления детей

Минпросвещения России с участием Минтруда России, Минздрава России, МВД России, МЧС России, Минфина России, Росгвардии, Роспотребнадзора, Ространснадзора, Общественной организации Федерация Независимых Профсоюзов России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

8. Трудовая занятость подростков и родителей, имеющих детей

Условия и режимы труда и отдыха подростков и родителей, имеющих несовершеннолетних детей, соблюдение трудовых прав подростков и меры по недопущению вовлечения несовершеннолетних в наихудшие формы детского труда

Минтруд России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Содействие занятости подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей, состоящих на учете в органах внутренних дел

Минтруд России с участием МВД России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Дополнительное профессиональное образование, профессиональное обучение родителей с детьми дошкольного возраста, в том числе многодетных родителей и родителей, имеющих детей-инвалидов

Минтруд России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Содействие совмещению родителями приносящей доход деятельности с выполнением семейных обязанностей, в том числе путем развития форм присмотра и ухода за детьми

Минтруд России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

9. Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми

Развитие системы социального обслуживания семьи и детей

Минтруд России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей, и детям, в том числе находящимся в социально опасном положении

Минтруд России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов

Минтруд России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Развитие социального патроната в отношении семей, находящихся в социально опасном положении

Минобрнауки России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи

Минобрнауки России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Минобрнауки России с участием Минздрава России, Минтруда России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Деятельность органов внутренних дел по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми

МВД России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Деятельность органов опеки и попечительства, органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, и органов по делам молодежи по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми

Минтруд России с участием Минздрава России, Минобрнауки России,Минспорта России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Минобрнауки России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

10. Укрепление института семьи, духовно-нравственных традиций семейных отношений

Минтруд России с участием Минобрнауки России и Минкомсвязи России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

В целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291) приказываю:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в отдельные приказы Минздравсоцразвития России в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Приказ вступает в силу с 1 января 2011 года.

Министр Т. Голикова

Изменения, которые вносятся в отдельные приказы Минздравсоцразвития России в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

а) название изложить в следующей редакции:

"Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях";

б) в тексте и приложениях после слов "федеральных бюджетных" дополнить словами ", автономных, казенных".

а) название изложить в следующей редакции:

"Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях";

б) в тексте и приложениях после слов "федеральных бюджетных" дополнить словами ", автономных, казенных".

а) в названии и тексте после слов "федеральных бюджетных" дополнить словами ", автономных, казенных";

б) в Разъяснении об использовании централизованных до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений, на установление руководителям этих учреждений выплат стимулирующего характера, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 27 ноября 2008 г. N 666н и приложении к нему, после слов "федеральных бюджетных" дополнить словами ", автономных, казенных" в соответствующем падеже.

а) в названии и пункте 1 слова "федеральными государственными учреждениями" заменить словами "федеральными учреждениями";

б) в названии и пункте 1 Порядка представления подведомственными федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями документов для согласования списания федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2010 г. N 306н, слова "федеральными государственными учреждениями" заменить словами "федеральными учреждениями" в соответствующем падеже.

1. Ежегодный государственный доклад о положении детей в РФ является официальным документом, который подготавливается в целях обеспечения государственных органов управления и населения России объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей и тенденциях его изменения.

Положение детей в государстве постоянно меняется с учетом объективных экономических факторов, а также под влиянием проводимых государством социально-экономических преобразований, принимаемых экономических, правовых, социальных и иных мерах по обеспечению прав детей.

В первую очередь, государственный доклад необходим, чтобы отслеживать и анализировать эффективность мер государственной политики за истекший период. Органы государственной власти должны знать сильные и слабые стороны проводимых мероприятий по обеспечению гарантий прав детей и ориентироваться на конкретные статистические данные. Доклад является основой для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также для разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их выживания, защиты и развития. В докладе используются официальные данные государственной статистики и отчетности, а также аналитические разработки.

В докладе освещаются вопросы состояния здоровья, питания, образования, воспитания и развития детей, трудовой занятости подростков, положения детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Доклад разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, других заинтересованных организаций. В подготовке материалов для доклада обычно участвуют органы Генпрокуратуры, МВД, Росстата, Фонда социального страхования РФ, Минздрава и прочих министерств и ведомств. Субъекты РФ высказывают свои предложения, например, по организации детского здравоохранения, детского досуга и по проведению государственной идеологии в отношении детей и подростков.

Читайте также: