Доклад о самовольных уходах несовершеннолетних

Обновлено: 02.07.2024

Причины, которые могут заставить подростка уйти из дома:

Побег, по сути, признак неразвитого еще логического аппарата, детская игра в прятки. Но она говорит родителям о том, что есть из-за чего прятаться. Когда убегают маленькие детки, чаще всего это игры, игры в путешествия, в открытие космоса, покорение моря. Подросток точно так же пытается выместить неприятные моменты путем смены обстановки. Чаще всего беглец ожидает от вас некоторых перемен, разговора, перехода на другой уровень общения. Если в вашей семье практика побегов регулярна, посмотрите и оцените со стороны свою реакцию. Может, именно в момент возвращения подросток получает то самое количество любви и внимания, которое необходимо. Но со временем яркость эмоций угасает, и ребенок просто перезагружает семейную систему заново — побегом.

Рекомендации для родителей (законных представителей):

Если подросток ушел из дома, родители (законные представители) должны принять следующие меры:

После возвращения ребёнка домой

Подобные ситуации наносят значительную психологическую травму как детям, так и родителям. Очень важно: не ругать ребенка по возвращению! Как бы ни было больно и горестно, чтобы не усугубить ситуацию покажите подростку как сильно вы его любите и что он для вас значит. Вступите в переговоры с подростком, выслушайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте подростку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, попросите прощения.

Впоследствии не упрекайте подростка и сами не возвращайтесь к обсуждению случившегося. Не рассказывайте о произошедшем вашим друзьям, родственникам, соседям. Ведь если ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, то в их глазах он надолго останется непутевым. Помогите подростку в восстановлении прерванных связей — с возвращением на учебу и т.п. Делитесь с ним своими планами и заботами. Подросток воспримет это как оказание доверия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Для профилактической работы со случаями самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения необходимо разрабатывать программы профилактики, направленные на сокращение риска самовольных уходов.

Различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Основные задачи в работе по организации профилактики самовольных уходов несовершеннолетних

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних;

- предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников;

- выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий;

- реабилитация и оказание медицинской помощи воспитанникам, склонным к самовольным уходам.

Одним из приоритетных направлений профилактики является организация занятости воспитанников, состоящим на учете в интернатном учреждении, в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и в подразделении по делам несовершеннолетних. В интернатном учреждении предусмотрен план скоординированного межведомственного взаимодействия по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних и розыску воспитанников, утвержден алгоритм и регламент действий сотрудников в случае совершения несовершеннолетними самовольных уходов и порядке действий по принятию мер к их розыску.

По каждому факту самовольного ухода воспитанников из учреждения необходимо незамедлительно проводить служебное расследование, принимать решения по предотвращению фактов самовольных уходов несовершеннолетних.

Для сотрудников учреждения проводится инструктаж о порядке действий в случае самовольного ухода воспитанников, принимаются меры для повышения уровня персональной ответственности каждого работника за сохранение жизни и здоровья воспитанников, за организацию профилактических мер по предотвращению данного явления, подчеркивается значимость мероприятий по обеспечению постоянного и своевременного учета фактов самовольных уходов воспитанников из учреждения.

Также необходимо ежегодно организовывать обучение для педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей.

В случае самовольного ухода несовершеннолетнего все работники учреждения незамедлительно информируют о факте произошедшего администрацию учреждения и предпринимают необходимые меры по возвращению ребенка в учреждение.

При поступлении информации о факте самовольного ухода воспитанника(ов) из интернатного учреждения администрация учреждения незамедлительно:

1. Выясняет обстоятельства случившегося, в том числе проводит в учреждении служебное расследование по данному факту;

2. Незамедлительно сообщает о случившемся в органы внутренних дел муниципального образования;

3. Незамедлительно направляет информацию о детях, самовольно покинувших учреждение в адрес учредителя;

4. Обеспечивает выезд сотрудников учреждения по месту предполагаемого пребывания воспитанника, взаимодействует с органами внутренних дел муниципального образования по месту возможного нахождения ребенка;

6. Фиксирует полученную информацию в журнале учета случаев самовольных уходов воспитанников из учреждения.

Методы и формы профилактической деятельности

Технология работы с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаимоотношение несовершеннолетнего с интернатным учреждением, в котором он проживает. Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворённости воспитанника своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре. Поэтому, как восполнение данных проблем, необходимо наполнить жизнь несовершеннолетних в интернатном учреждении такими мероприятиями и событиями, появление которых поможет заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями, ведь всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания несовершеннолетних носят экстремальный, яркий характер.

Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.

Необходимо применять разные формы работы с несовершеннолетними по профилактике самовольных уходов: индивидуальные, групповые, работу в микрогруппах, диалоговые интервью. Индивидуальная работа с несовершеннолетними строится на изучении их индивидуально – психологических особенностей, характера, стиля поведения.

Индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, о необходимости соблюдать режим детского дома, посещать школьные занятия. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль взрослого за волевым поведением ребёнка, что фиксируется в индивидуальных дневниках наблюдения на каждого из воспитанников.

В системе индивидуальной работы следует отметить ежедневный контроль. На начальном этапе является важным установление контакта с несовершеннолетними и мотивирование его на участие в работе. Несовершеннолетний соглашается на общение только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основе работы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения с несовершеннолетним с целью совместного изучения конкретной ситуации и путей ее разрешения.

Целью групповой работы является формирование навыков конструктивного взаимодействия и адаптации в социуме.

Основной формой групповой работы, используемой в профилактической работе, является тренинговое занятие.

Сегодня на решение проблем детей ориентирована деятельность многих социаль­ных институтов, а в системе социальной защиты сама практика определила ор­ганизующим центром специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. К ним относятся: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и социальный приют, имеющие форму временного пребывания и ориентированные на категорию детей, которые остались без попечения родителей в силу определенных обстоятельств.

В работе специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (далее - СРЦН и социальный приют) объективно возникла необходимость социальной профилактики самовольных уходов детей из учреждений.

Миссией СРЦН и социальных приютов, является поддержка и посредничество в отношениях ребенка с его родной семьей или потенциальной семьей, в которую он может быть помещен, с одновременным предоставлением ребенку благоприятной среды и условий для гармоничного развития [1].

В специализированные учреждения дети попадают следующим образом: по направлению органов опеки и попечительства; они приходят с родителями или законными представителями; их приводят близкие или дальние родственники, соседи, случайные прохожие; доставляют по акту сотрудники правоохранительных органов (беспризорных детей, потерявшихся, брошенных родителями, сбежавших из дома или учреждений); приходят сами по личному заявлению.

Специализированные учреждения, призваны не только дать ребенку кров, еду, тепло, но и снять остроту психического напряжения, вызванного жестоким отношением, защитить его права, законные интересы, помочь социальному возрождению, по возможности восстановить или компенсировать опыт семейной жизни.

Как правило, несовершеннолетние на момент поступления в СРЦН и социальные приюты уже имеют индивидуальный опыт семейного неблагополучия, асоциального поведения и социальной дезадаптации. Большинство несовершеннолетних отличаются [2]: низким уровнем социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы и правила, необходимость соответствовать им; низкой самооценкой, отсутствием близких людей и постоянной поддержки с их стороны; несформированностью волевой сферы, отсутствием целеустремленности, направленности на будущую жизнь; низкой социальной активностью, безразличием к судьбе окружающих и своей собственной; потребительским отношением к близким, обществу и государству, в целом.

Состав детей, помещенных в СРЦН и социальные приюты, разнороден по возрасту, полу, причинам, приведшим их в учреждение. Но все они – дети с повышенной склонностью к возникновению различных социально отрицательных форм поведения, таких как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, курение, употребление алкоголя и наркотических веществ, токсикомания. Многие находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации. Многие длительно не учились, не имеют элементарных социальных и бытовых навыков, страдают задержкой психического развития. У детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо.

Специалисты СРЦН и социальных приютов работают с комплексом проблем, так как дети имеют личностные, психологические и социальные особенности, могут попадать в учреждение в подростковом возрасте и иметь большой негативный социальный опыт. Одной из наиболее острых проблем является склонность детей к самовольным уходам.

Профилактика самовольных уходов детей из учреждения остается одной из актуальных задач, так как СРЦН и социальные приюты не являются учреждениями закрытого типа.

Под самовольным уходом из учреждения подразумевают безвестное отсутствие ребенка на территории учреждения без установленной причины [3].

Причины уходов всегда разные и носят комплексный характер. Каждому случаю ухода следует уделять должное внимание. С целью снизить риск повторных самовольных уходов воспитанника, специалистам СРЦН и социальных приютов, после возвращения несовершеннолетнего в учреждение, необходимо при взаимодействии всех служб учреждения последовательно проводить работу с ребенком, направленную на профилактику самовольных уходов.

Анализируя деятельность СРЦН и социальных приютов можно выделить следующие основные причины самовольных уходов детей из учреждения:

- желание навестить свое близкое окружение (родителей, родственников, друзей), посетить дом, потребность в родственных межличностных отношениях;

- привлечь внимание взрослых к себе и своим проблемам;

- нежелание соблюдения режима, предусмотренного учреждением, реакция протеста;

- трудности в адаптации к новым условиям проживания;

- скука, монотонность, однообразие, так как отсутствуют привычные способы развлечений и увеселений;

- жажда новых впечатлений и развлечений, желание освободиться от надзора;

- потребность самоутверждения, принятия и признания;

- склонность детей к бродяжничеству;

- наличие отклонений в психическом развитии.

Как правило, причинами самовольных уходов детей являются личностные, психологические и психические особенности ребенка, однако и специфика самого учреждения с формой временного пребывания может оказаться причиной самовольного ухода.

СРЦН и социальные приюты имеют определенные ограничения и правила, что позволило выделить две группы особенностей учреждений: организационные и приобретенные.

Организационные особенности учреждения – те, что регламентированы законодательством: круглосуточное пребывание в учреждении; пребывание в учреждении в зависимости от трудной жизненной ситуации; полное государственное обеспечение детей; определенный срок пребывания; обязательное соблюдение условий режима дня, режима питания согласно СанПиН; четко обозначенное пространство жизнедеятельности.

Приобретенные особенности учреждения – те, что возникают в процессе работы учреждения: ответственность специалистов СРЦН и социальных приютов за жизнь и здоровье детей, находящихся под постоянным надзором; ограниченность выхода за территорию учреждения; постоянное нахождение в коллективе (группе сверстников); обмен опытом среди воспитанников; разнородность состава детей; значительное снижение влияния на детей семьи, друзей, привычной социальной среды жизнедеятельности ребенка.

Попадая в СРЦН и социальные приюты, ребенок сталкивается с жесткими ограничениями (нельзя курить, драться, ругаться матом, нельзя выходить за территорию учреждения). Его пугают медицинские процедуры, а также тот факт, что решения относительно его судьбы принимаются, по его мнению, независимо от его желания.

Попадающие в учреждение дети должны адаптироваться к большому числу сверстников, а это непросто. Постоянное пребывание в учреждении практически в одном и том же коллективе, где некоторые могут и не нравиться. Частая сменяемость других, которым невольно начинаешь завидовать, что они быстро возвращаются в семью. Все это создает напряжение, тревожность, иногда вызывает агрессию. Стремясь к обособлению, дети нередко убегают из учреждения.

Контингент воспитанников разнороден, так как дети из разных населенных пунктов и районов Самарской области, а зачастую из других регионов России и стран СНГ. Поэтому при обмене между собой информацией и опытом, существует риск расширения границ дальнейшей миграции детей и приобретения асоциального опыта.

Дополнительная травма ребенку может быть нанесена и со стороны персонала, если к работе с детьми оказываются допущены сотрудники с плохой профессиональной подготовкой или люди равнодушные.

В СРЦН и социальных приютах должна существовать атмосфера любви к детям, без вседозволенности, с требовательным отношением к поведению. С детьми данной категории должны работать профессионалы и те, кто стремится ими стать. К ребенку в учреждении необходимо относиться как к своему собственному, в этом и состоит гарантия того, что будущее жизнеустройство ребенка будет оптимальным.

Деятельность специалистов СРЦН и социальных приютов с учетом современных задач должна быть нацелена на удовлетворение индивидуальных потребностей детей и подростков в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, на укрепление здоровья воспитанников, а также на организацию их свободного времени.

Основополагающим в оценке проблемы социальной профилактики самовольный уходов детей из учреждения становится понимание её как социально значимой, системной, многоуровневой и многоаспектной проблемы, в центре которой находится личность ребенка, формирующаяся в социальной среде.

При организации работы учреждения, с целью снижения рисков самовольных уходов, необходимо устранить причины и условия, способствующие самовольному уходу, при своевременном воздействии комплексом мероприятий и средств, направленных на предотвращение самовольного ухода.

Для того, чтобы профилактические меры в отношении детей, склонных к самовольным уходам, носили системный и комплексный характер, требуется такая расстановка акцентов в работе, при которой каждый субъект социальной профилактики занимает свою четко определенную нишу в едином профилактическом пространстве. Это поможет своевременно выявить и понять причины стремления несовершеннолетнего к самовольному уходу, организовать условия для предотвращения самовольного ухода, осуществить превентивные меры к подросткам. С этой целью необходимо разработать и реализовывать программу по социальной профилактике самовольных уходов детей из учреждения, в которой специалист по социальной работе является посредником между воспитанником и всеми участниками системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

2. Гудалина Т.А. Опыт работы по профилактике самовольных уходов воспитанников социального приюта // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 11.

3. Ельцова Е.В. Социально-психологические детерминанты личности подростка со склонностью к бродяжничеству // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. - № 24. - С. 927-932.

Профилактика уходов подростков из дома, даже однократных, представляется исключительно важной, в том числе и по причине возможного развития синдрома бродяжничества.

При рассмотрении причин уходов подростков из дома с психолого-педагогической точки зрения можно выделить следующие:

– семейная обстановка – насилие, тяжелая обстановка, просчеты воспитания и другие;

– внутренние процессы, происходящие с самим ребенком;

– влияние социума, референтной группы, особенностей взаимодействия в школе, с друзьями.

Все сферы жизни подростка тесно связаны между собой, поэтому очевидно, что нельзя жестко разграничить влияние широкого социума, семьи и личностных особенностей.

Склонность к самовольным уходам у несовершеннолетних формируют:

- условия внешней среды (неблагоприятная внутрисемейная обстановка, педагогическая запущенность, влияние ближайшего социального окружения);

- внутренние факторы, а именно: биологические (недостаточность нервной системы, нарушения эмоционального развития, дисгармоничность полового созревания) и психологические (наличие хронического стрессового или психотравмирующего воздействия).

По мнению многих исследователей, самовольный уход детей
и подростков из семьи – это реакция на конфликтную и стрессовую семейную ситуацию.

Семья является первичным и основным институтом социализации ребенка, отвечающим за его эффективную интеграцию в общество, социальную адаптацию и самореализацию, продуктивный жизненный путь. Стили поведения родителей, которые демонстрируются в семье, перенимаются ребенком и встраиваются в его поведенческий репертуар. Нормы и ценности, которые устанавливают и декларируют родители в семье и по отношению к окружающим, являются основой формирования ценностной и нравственной сферы ребенка.

Случаи домашнего насилия, пренебрежение родительскими обязанностями, деструктивные внутрисемейные отношения на наших глазах становятся нормой, что обусловлено длительным кризисом института семьи в результате воздействия целого комплекса факторов.

Можно выделить пять типов семейного неблагополучия, способного спровоцировать проявление у подростков девиантного поведения, в частности уход из дома:

1) криминогенные семьи, члены которых совершают преступления;

2) аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются алкогольной и сексуальной деморализацией, наличием асоциальных ценностных ориентаций;

3) семьи с чрезмерным стремлением к накоплению материальных благ;

4) конфликтные семьи, взаимоотношения в которых строятся по типу соперничества и отчуждения;

5) педагогически несостоятельные семьи, применяющие неправильные методы в воспитании.

Всем этим типам семей свойственны разобщение и изоляция между членами семьи, наряду с этим между родителями может быть соперничество за главенствующее положение в семье. Неизбежные систематические конфликты, ссоры, когда выяснение отношений происходит с помощью криков, побоев, оскорблений и унижений супругами друг друга и/или ребенка, способствуют формированию глубокой психологической дистанции между родителями и детьми.

Отсутствие доверительных и близких отношений в семье приводит
к тому, что ребенок начинает искать тех людей, которые смогли бы его понять, оказать поддержку, быть внимательными к нему. Особенно это характерно для подросткового возраста, когда ребенок переживает достаточно интенсивный кризис, связанный с потребностью в формировании собственного авторитета и позиции в социальном пространстве.

Довольно часто последствием конфликтов в данных семьях становится гипоопека (отсутствие тепла, внимания, заботы и интереса) со стороны родителей, чаще матери, которая приводит к формированию у подростка негативизма по отношению к родителям, его отстранению от семьи, длительному времяпровождению вне дома.

Причины ухода из дома имеют, таким образом, глубокую психологическую основу: отвержение и ненужность детей, отсутствие эмоциональной связи с родителями при внешнем благополучии семьи. Часто таким поступком дети хотят привлечь к себе внимание родителей, занятых построением карьеры, самими собой, друг другом, своими увлечениями.

Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен. В этот период личностного развития, когда семья и её психологический климат имеют очень большое значение для подростка, дискомфорт в отношениях с родителями особенно ощутим.

Если на этом этапе примирения не произошло, подростки могут приобщиться к наркотикам и/или проституции и оказаться на социальном дне. В их поведении может появиться крайний цинизм. Они могут приходить домой, пока нет родителей, чтобы взять деньги или вещи, которые можно реализовать. В собственных родителях они видят врагов номер один.

В целом, к числу наиболее часто встречающихся нарушений
в детско-родительских отношениях, относятся следующие:

Позиция уклонения: Эта позиция свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.

Позиция доминирования: Для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания – дисциплина, режим, угрозы, наказания. Родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями, предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.

При этом следует отметить, что родители подростков, склонных
к самовольным уходам, в целом удовлетворены своими отношениями
с детьми, считают, что при воспитании они последовательны, внимательны
к ребенку, проявляют мягкость, предоставляют полную свободу ребенку в выборе круга общения и внеучебных занятий. При этом многие из них отмечают, что ощущают некоторую холодность со стороны ребенка (эмоциональная дистанция), не всегда понимают его потребности и интересы. Родители подростков, совершающих самовольные уходы, не всегда последовательны в реализации воспитательных действий, что формирует у детей рассогласованные представления о системе правил и требований, существующих в семье. Более того, чрезмерная автономность родителя может способствовать тому, что ребенок гипертрофирует собственную самостоятельность и вседозволенность, что может привести к демонстрации социально дезадаптивных и девиантных форм поведения в школе и социальной среде.

В то же время родители подростков из семей, не имеющих проблем
с самовольными уходами, нацелены на сотрудничество при взаимодействии
с ребенком, эмоционально близки к нему, при этом стремятся контролировать выполнение собственных требований, домашних обязанностей и школьную успеваемость. Для родителей из благополучных семей важным является круг общения ребенка, его внеучебные занятия, хобби, увлечения, а также то, как и где их ребенок проводит свободное время.

К основным внутренним мотивам самовольного ухода ребенка из дома можно отнести:

1. Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.

Одна из задач развития детского возраста – исследование, познание мира
и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

Скука – это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например, мы относимся к депрессии. Чаще всего скука – это следствие какой-либо из описанных ниже причин:

  • получение в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жесткого обращения, тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);
  • чрезмерное баловство, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть у него всегда слишком много;
  • чрезмерной критичности взрослых;
  • хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей ребенка: уважения, любви, принятия со стороны значимых взрослых;
  • неразвитость творческих способностей – творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением. Когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значимы для него симпатии сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.

Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

5. Протест против родителей.

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.

Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.

6. Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей).

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему
в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречие в душе.

7. Замкнутый круг

Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит родителей к стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними. Родители, педагоги начинают отвергать новые качества подростка, желают вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест. Но несправедливое наказание, неадекватное их проступку, замыкает круг. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же.

Читайте также: