Доклад русские басни в 20 веке

Обновлено: 05.07.2024

Презентация к интегрированному уроку психологии и литературы в 5 классе "Русская басня в XX веке".

ВложениеРазмер
russkaya_basnya_v_20_veke.ppt 1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Русская басня в 20 веке

Закройте сейчас, пожалуйста, глаза, и представьте мысленно белый лист бумаги перед собой. Представили? А теперь окрасьте этот лист бумаги в тот цвет, в который вам сейчас хочется.

Сергей Владимирович Михалков (1913-2009). Какие стихи этого писателя вы знаете?

Сергей Михалков – один из известных советских баснописцев. Он творец как стихотворных, так и прозаических басен.

Грибы Рос яркий Мухомор среди лесной полянки. Бросался всем в глаза его нахальный вид: - Смотрите на меня! Заметней нет поганки! Как я красив! Красив и ядовит! А Белый Гриб в тени под елочкой молчал. И потому его никто не замечал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова".


Презентация к интегрированному уроку литературы в 6 классе

Презентация к интегрированному уроку литературы в 6 классе по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино".


Интегрированный урок литературы и психологии "Психологизм романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание""

Итоговый урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Целью урока является формирование умения работы с текстом и его анализ.


Статья "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ С ПСИХОЛОГИЕЙ "

В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ С ПСИХОЛОГИЕЙ. СТАТЬЯ НАПИСАНА СОВМЕСТНО С ПСИХОЛОГОМ ЛИЦЕЯ ЗЫКОВОЙ Е. К.


Интегрированные уроки литературы с психологией

Новые подходы к преподаванию литературы в условиях ФГОС.


Презентация к интегрированному уроку литературы и истории в 11 классе "Духовная жизнь страны: период "оттепели"

Данная презентация поможет в проведении интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. .


Интегрированный урок литературы и психологии в 5 классе.

Интегрированный урок литературы и психологии в 5 классе.Тема: "Русская басня в XX веке".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русская басня в XX веке

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская басня в XX веке

Русская басня в XX веке

Сергей Владимирович Михалков (1913-2009) – поэт, баснописец, драматург и публ.

Сергей Владимирович Михалков (1913-2009) – поэт, баснописец, драматург и публицист.




С. В. Михалков является автором гимна нашей страны (2000).

С. В. Михалков является автором гимна нашей страны (2000).


Скромность – это черта характера, не требующая к себе пристального внимания.

Скромность – это черта характера, не требующая к себе пристального внимания, не ставящая свое я выше других. Самоуверенность – это преувеличенная уверенность в собственных силах и самом себе, убежденность в своем совершенстве и отсутствии ошибок. Бахвальство - самонадеянное хвастовство, преувеличенное восхваление своих сил и способностей.



Я даже их могу по пальцам перечесть".- "Чем кумушек считать трудиться, Не луч.

Я даже их могу по пальцам перечесть".- "Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"- Ей Мишка отвечал. Но Мишенькин совет лишь попусту пропал. Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают; Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра.



В чём можно увидеть сходство сюжетов басен И. А. Крылова и С. В. Михалкова?

В чём можно увидеть сходство сюжетов басен И. А. Крылова и С. В. Михалкова?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 640 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.12.2017 3323
  • PPTX 2.8 мбайт
  • 323 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Хаустова Оксана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Хавронья и кабан, придя на водопой,
Беседу завели между собой.
(Они, тенистым пользуясь местечком,
Любили перекинуться словечком).
- А знаешь, куманёк?
Мне что-то невдомёк:
Ты, кажется, кабан ещё не старый,
А посмотри, какой невзрачный и поджарый:
Подтянутый живот, повислый плетью хвост…
Что б это значило, дружище?
Ужели недостаток в пище?
Ей гордо отвечал кабан:
- Иной, кума, мне жребий дан;
И хоть одни у нас с тобою предки,
Но меж потомками различия не редки.
Прилично ль мне, лесному кабану,
Откармливать себя на ветчину?
Тебе ж, напротив, только и пристало
Кормиться к Рождеству на сало…
И верь: твоё свиное ремесло
Мне счастья бы совсем не принесло:
Хоть я порой хожу голодный,
Тебя же кормят на убой,
Но я – лесов жилец свободный,
А ты продажной сделалась рабой,
И вот той резкой разницы причина:
Я – зверь ещё, а ты скотина.

Для дикости культура хоть нужна,
Но мысль тревожить нас должна:
Не слишком ли чувствительны потери,
Когда скотами делаются звери.

СИМВОЛИСТ. БЕСХВОСТАЯ СОБАЧКА.

Жила в усадьбе у господ
Собачка, помесь двух пород,
А именно каких – не знали,
Хотя её и Бертой звали…
Усердно изучая с детства
Приёмы разного собачьего кокетства,
Всего искусней сделалась потом
Она в вилянии хвостом.
И тем себе такую пользу приносила,
Что думала: в хвосте-то вся и сила…
И подлинно: Полканы и Трезоры
Ей нежные всегда бросали взоры,
Всё дворня в ней не чаяла души,
И сами господа с ней были хороши…
Но вдруг калиткою, дверьми ли,
Наотмашь хвост у Берты отщемили,
Оставив хвостика чуть-чуть,
Да так, что нечем и вильнуть…
И слёзы у неё катились градом:
Ведь уж вилять придётся куцым задом…
Речь не о том, что сей приём трудней
А будет ли житьё-то прежнее у ней.
И Берта без хвоста вилять училась,
А скоро так в том наловчилась,
Что пуще прежнего пленила всех собой;
Кормила дворня Берту на убой,
Трезоры и Полканы
Рвались с ней сочинять романы,
И ласковей всегда
При встрече были господа…
Теперь лишь Берта раскусила,
Что не в одном хвосте тут сила…

Мораль проста:
Коль хочешь повилять, и нет хвоста,
Бери пример ты
С бесхвостой Берты.

СИМВОЛИСТ. ПЕТУХ И КУРЫ.

К гармонии природа не глуха:
Горластого создавши петуха,
Она, для целей важных,
Поклонниц создала ему присяжных.

СИМВОЛИСТ. СУДАК И СЕЛЬДЬ.

Вчера, гуляя по бульвару,
Влюблённую я встретил пару,
Заметивши ещё издалека
Их томные и взоры, и походку,
Варёного я вспомнил судака,
Влюблённого в копчёную селёдку…

Н. П. ТАРНОВСКИЙ. ОСЁЛ И СОЛОВЕЙ

Осёл увидел Соловья
И говорит ему:
- Послушай-ка, почтенный;
Ты, говорят, певец отменный.
Хотел бы я услышать твоё пенье,
Чтоб высказать о нём своё сужденье;
Я опытный судья, в искусстве я знаток, -
Я слышал множество певцов:
И попугаев, и сорок,
И разных ласточек, и сов,
И голосистых петухов –
Но вот с тобой, мой друг, признаться,
Не приходилось мне встречаться.
Пожалуйста, мой милый, не робей,
И что-нибудь нам спой, любезный соловей!
На речь ослиную в ответ
Запел восторженно поэт.
И песнь его была полна любви, свободы…
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры…
И прослезились неба своды…
Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом,
Махнул ушами и хвостом,
Сказал: - Поёшь ты важно, очень внятно,
Но песнь твоя мне что-то непонятна…
Берёт сомнение меня,
Уж нет ли в этих песнях непонятных
Каких-нибудь идей превратных?
Поёшь прекрасно ты, и голос звучен твой,
Да надобен надзор, мой милый, над тобой.
Городовой! Свести в участок соловья!
Там разберут, брат, эти песни,
И уж найдут, хоть ты там тресни,
Закон для всех твоих идей.

Избави Бог и нас от этаких судей.

ПЕЧОРИН. ПОПУГАЙ, НИЦШЕ И КОТ.

Печорин - псевдоним поэта Сергея Сафонова (1867-1904)

ОРЕСТ ГОЛОВНИН. ПРИДВОРНЫЙ НАСМОРК.

Орест Головнин - псевдоним Романа Брандта (1853-1920), автора двух сборников басен и одного из первых русских эсперантистов.

ОРЕСТ ГОЛОВНИН. ПЕРЕИМЕНОВАННЫЙ ОСЁЛ.

АЛЕКСАНДР ФРАНК. ХВОСТИК.

Случается у нас
Не раз,
Что русские волы
Замучены в работе.
А иностранные ослы
Без дела и в почёте.

Н. СТРУЖКИН. ДВЕ ВОРОНЫ

Н. Стружкин - псевдоним Ник. Куколевского

На людной улице, как раз среди дороги,
Вороны две нашли пятак…
И вот они в большой тревоге:
Куда девать его и поступить с ним как?
В банк положить его – украдут наверняк;
Как дважды два – теперь всем ясно,
Что банку грош вверять опасно!
Пустить пятак желая в оборот,
Вороны стали совещаться,
За что бы им теперь приняться,
Чтоб этот капитал побольше дал доход?
- Давай, кума, газету заведём!
Мы б денежки с подписчиков стащили
И с первым номером изданье прекратили.
Теперь в ходу такой приём…
- Ну, что хорошего? Один только скандал,
Трактир открыть – вот это славно.
Ты слышала, один в отставке генерал
И то трактир открыл недавно!
- С трактиром, кумушка, возня…
Зачем себя нам беспокоить?
Послушай лучше ты меня:
Давай театр мы новый строить.
- Как? Что? Театр? Да ты, кума,
Должно быть, спятила с ума!
Ой, не смущайся мыслью этой –
Оттуда, матушка, уйдёшь совсем раздетой.
Других накормишь, а самой
Чтоб не пришлось идти с сумой!
На что театр, трактир? Везде их встретишь массу…
Не ссудную ль завесть контору или кассу?
Там чрез неделю наш пятак
Глядь – превратился в четвертак!
Не худо лавочку держать с протухшим мясом,
Иль новый клуб создать с каким-нибудь танцклассом!
Вороны каркают свои соображенья;
Как гласные, они пустились обе в пренья
И жарко спорят меж собой…
Но в этот миг – мастеровой
Из-за угла вдруг появился;
Увидевши в снегу пятак,
Схватил его – и с ним в кабак
Бежать на радостях пустился…
Воронам я скажу одно:
О пустяках мечтать не стоит!
Давно людьми уж решено –
В наш век умнее всех – тот, кто кабак откроет!

Ф. ЧЕРНИГОВЕЦ. НЕМЕЦ И СОБАКА.

Какой-то немец сердобольный –
В России немцам жизнь легка –
Самоуверенный, самодовольный,
Добыл себе легавого щенка;
Растил его, кормил слегка
И обучал различным штукам
(У немцев страсть врождённая к наукам!).
Щенок играл, учился, рос,
Чуму и шат удачно перенёс
И с виду стал красив и гладок.
Заметив правильный собаки рост,
Хозяин ей решил обрезать хвост –
Таков уже охотничий порядок!
Но немец был и жалостлив, и прост,
И отрубить одним движеньем хвост
Не мог с решимостью рубаки;
И чтобы облегчить страдания собаки,
(Догадлив, нечего сказать!)
Решил ей хвост частями отрезать,
В тех видах, несколько хотя и странных,
Но в высшей степени гуманных –
Что, наконец в теченьи многих дней,
И каждый день страдая только малость,
Привыкнет к боли пёс своей
И оценит хозяйскую он жалость.

Что ж? решено и сделано! И вот,
Чуть только утро настаёт
И серый зимний день забрезжит,
Как немец, пса зажавши между ног,
Ему легонько хвост немецкой бритвой режет,
Под вой щенка, под визг и скрежет…
Но жалости хозяина не мог
Понять неопытный щенок;
На третий день, бояся новой муки,
Он немцу искусал все руки
И был таков, прыгнувши за порог!
Но немцу этакой урок
(Уж такова всегда бездарность!)
Пошёл не в прок,
Он в этом усмотрел одну неблагодарность.


Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть басен И.А.Крылова.

III. Изучение нового материала.

2. Слово учителя о С.В.Михалкове.

Сергей Владимирович Михалков (1913-2009) – поэт, баснописец, драматург и публицист.

Комизм басенной ситуации у Михалкова заключается в абсолютном совпадении нравов и повадок зверей с их поведением, которое заранее предопределено контекстом.

Сергей Михалков известен и как переводчик классиков детской поэзии. Тесно был связан писатель с отечественным кинематографом и телевидением.

4. Анализ содержания басни.

- Каков иносказательный смысл басни? Над какими пороками иронизирует баснописец?

- Приведите примеры пословиц, поговорок, афоризмов о скромности, самоуверенности.

С.В.Михалков написал цикл прозаических басен-сказочек, которые близки к стихотворным басням поэта. Сюжеты этих крошечных сказочек – величиной в одну, две, от силы три странички – поэт черпал в фольклоре. На фольклорной основе сочинял он собственные забавные истории, придумывая для старых сюжетов новые концовки и начала, неожиданные повороты тем, и рассказывал он тоже по-своему, объединяя непринуждённую устную речь весёлого сказочника-балагура с книжной, литературной.

- Почему Слон, Жираф, Верблюд и Страус перестали обижаться на Носорога? Найдите в тексте строчки – ответ на вопрос.

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

"Смотри-ка",- говорит,- "кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть".-

"Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"-

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.

- В чём можно увидеть сходство сюжетов басен И.А.Крылова и С.В.Михалкова? (Мораль этих басен такова: прежде чем судить о недостатках других людей, взгляни на себя. Нет более отвратительного недостатка, чем осуждение чужих недостатков).

IV. Подведение итогов урока.

Работа с презентацией.

V. Домашнее задание.

Читайте также: