5 нче сыйныфта адаптация чоры доклад

Обновлено: 05.07.2024

В 5 Б классе обучающиеся организованы по звонку и быстро включаются в работу. Дисциплина на уроке отличная, в связи с этим ученики быстро воспринимают информацию, и нет необходимости повторять сказанное.

У большей части детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Эти ребята легко усваивают учебный материал, хорошо овладевают программой, прилежны, внимательно слушают учителя, проявляют интерес к самостоятельной работе. У остальных обучающихся хорошая школьная мотивация. Эти ребята положительно относятся к школе, понимают учебный материал, усваивают основное в программе, но требуют контроля за выполнением домашнего задания со стороны родителей.

У 4х человек познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, дисциплину в классе не нарушают, но на уроке могут заниматься посторонними делами, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал. Требуют индивидуального внимания на уроках и дополнительного контроля со стороны учителя.

Уровень сформированности ЗУН по математике продемонстрировала диагностическая работа.

Работу писали 28 человек

Анализ диагностической работы показал, что больше всего затруднений у ребят вызвало решение уравнений. Обучающиеся находят неизвестный компонент, но не соблюдают алгоритм записи уравнений.

Некоторые ученики допустили грубые ошибки в записи умножения и деления многозначных чисел.

В ходе наблюдения за обучающимися на уроках математики и проверки выполненных домашних и классных работ выявились проблемы, которые затрудняют успешное обучение. Недостаточная техника чтения математических текстов, вследствие чего, у некоторых учеников возникают большие трудности в понимании текста. Неумение делить текст на смысловые части и анализировать его. Большие трудности возникают при чтении и анализе математического текста в учебнике. Многие дети не считают нужным читать текст, в связи с этим не ориентируются в учебнике и не могут найти нужную информацию.

В 5 В классе обучающиеся не всегда организованы по звонку, что затрудняет быстрое включение в работу класса. Дисциплина на уроке низкая, в связи с этим ученики медленнее воспринимают информацию, и возникает необходимость повторять сказанное.

У меньшей части детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Эти ребята легко усваивают учебный материал, хорошо овладевают программой, прилежны, внимательно слушают учителя, проявляют интерес к самостоятельной работе. У остальных обучающихся хорошая школьная мотивация. Эти ребята положительно относятся к школе, понимают учебный материал, усваивают основное в программе, но требуют контроля за выполнением домашнего задания со стороны родителей.

У 6ти человек познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, некоторые из них нарушают дисциплину в классе и на уроке могут заниматься посторонними делами, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал. Требуют индивидуального внимания на уроках и постоянного дополнительного контроля со стороны учителя.

Уровень сформированности ЗУН по математике продемонстрировала диагностическая работа.

Работу писали 27 человек

Анализ диагностической работы показал, что больше всего затруднений у ребят вызвало решение уравнений. 12 учеников находят неизвестный компонент, но не соблюдают алгоритм записи уравнений. 16 учеников не смогли найти неизвестный компонент уравнения и не справились с заданием.

Многие ученики допустили грубые ошибки в записи умножения и деления многозначных чисел. Ошибки в переводе одних единиц измерения в другие привели к неверному выполнению задания на действия с единицами измерения. Были допущены ошибки в составных выражениях, обучающиеся неверно расставили порядок действий.

В ходе наблюдения за обучающимися на уроках математики и проверки выполненных домашних и классных работ выявились проблемы, которые затрудняют успешное обучение. В классе часто нарушается дисциплина, вследствие этого, дети отвлекаются, и возникает необходимость повторять сказанное и тратить много времени на наведение дисциплины на уроке. Нарушители дисциплины фрагментарно усваивают материал, что приводит к плохим результатам в обучении математики.

Недостаточная техника чтения математических текстов, вследствие чего, у некоторых учеников возникают большие трудности в понимании текста. Неумение делить текст на смысловые части и анализировать его. Большие трудности возникают при чтении и анализе математического текста в учебнике. Многие дети не считают нужным читать текст, в связи с этим не ориентируются в учебнике и не могут найти нужную информацию.

Низкая школьная мотивация была выявлена у учащихся, которые неоднократно не выполняли домашнее задание. Фадеев Станислав, относится к школе отрицательно или безразлично, посещает урок неохотно, несколько раз не выполнял письменное домашнее задание, а так же совсем не учит устное домашнее задание. Тарасенко Никита, не вовремя сдает работы и не учит устное домашнее задание. Часто забывает тетради и учебники дома, очень рассеян. На уроках занимается посторонними делами, отвлекается, нарушает дисциплину.

В 5 Г классе обучающиеся не всегда организованы по звонку, что затрудняет быстрое включение в работу класса. Дисциплина на уроке средняя, в связи с этим ученики медленнее воспринимают информацию, и возникает необходимость повторять сказанное.

У большей части детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Эти ребята легко усваивают учебный материал, хорошо овладевают программой, прилежны, внимательно слушают учителя, проявляют интерес к самостоятельной работе. У остальных обучающихся хорошая школьная мотивация. Эти ребята положительно относятся к школе, понимают учебный материал, усваивают основное в программе, но требуют контроля за выполнением домашнего задания со стороны родителей.

У 6ти человек познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, дисциплину в классе не нарушают, но на уроке могут заниматься посторонними делами, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал. Требуют индивидуального внимания на уроках и дополнительного контроля со стороны учителя.

Уровень сформированности ЗУН по математике продемонстрировала диагностическая работа.

Работу писали 27 человек

Анализ диагностической работы показал, что больше всего затруднений у ребят вызвало решение уравнений. Обучающиеся находят неизвестный компонент, но не соблюдают алгоритм записи уравнений.

Некоторые ученики допустили грубые ошибки в записи умножения и деления многозначных чисел. Ошибки в переводе одних единиц измерения в другие привели к неверному выполнению задания на действия с единицами измерения. Были допущены ошибки в составных выражениях, обучающиеся неверно расставили порядок действий.

В ходе наблюдения за обучающимися на уроках математики и проверки выполненных домашних и классных работ выявились проблемы, которые затрудняют успешное обучение. В классе иногда нарушается дисциплина, вследствие этого, дети отвлекаются, и возникает необходимость повторять сказанное. Нарушители дисциплины фрагментарно усваивают материал, что приводит к плохим результатам в обучении математики.

Недостаточная техника чтения математических текстов, вследствие чего, у некоторых учеников возникают большие трудности в понимании текста. Неумение делить текст на смысловые части и анализировать его. Большие трудности возникают при чтении и анализе математического текста в учебнике. Многие дети не считают нужным читать текст, в связи с этим не ориентируются в учебнике и не могут найти нужную информацию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для педсовета о результатах работы классного руководителя по адаптации пятиклассников.

Муниципальное казенное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №9 им. А.П. Гайдара

тема: «Адаптация учащихся 5 а класса

учитель иностранного языка

классный руководитель 5а класса

г. Кизляр, 2021 г.

Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в среднюю.

Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

Организация внеклассной работы в классном коллективе.

Активное участие классного коллектива в школьной жизни

Пожелания классному руководителю и учителям-предметникам

1. Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в среднюю.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

На начало учебного года в классе 32 учащихся.
Выбыл 1 ученик – Умалатов Ахмедхан
Итого: 15 мальчиков, 16 девочка
По итогам 1четверти, в классе 1 отличник- Багавов Исмаил,

7 хорошистов- Багадурова Рабият, Гасинов Гаджимагомед, Джумалиев Ренат, Иноземцева Мария, Менафова Сафия, Мякинин Роман, Трубицина Дарьяна.

Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

Произвольность психических процессов. Некоторые учащиеся не могут самостоятельно организовать выполнение учебных заданий.

Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний.

Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.

Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть и сложности в этом отношении. Наблюдение над отношениями ребят в классе показало, что один ребёнок держится обособленно от коллектива. (Попова Дарья) И это не связанно с периодом адаптации, а обусловленно уже сложившимися ранее взаимоотношениями в классном коллективе.

Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.

Эмоциональное состояние. С моей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.

Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем:

Изучение классного коллектива.

Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

Организация внеклассной работы в классном коллективе.

Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

Изучение классного коллектива.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

Разговор с учителем начальных классов Юсуповой Саният Султановной о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от Саният Султановны об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми обучающимися.

2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.

Проведены классные часы и беседы:

Классные часы по ПДД

2.Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новым кабинетом, в котором детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.
Особенности класса: активные, дружные, творческие. Легко вовлекаются во все виды деятельности. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.

3.Организация внеклассной работы в классном коллективе.

1. Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам и их внеклассная деятельность очень активна.

4.Активное участие классного коллектива в школьной жизни

За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики 5 класса активно участвовали в школьных мероприятиях, проявив себя и свои знания. В основном, это общешкольные и общегородские субботники.

5. Анкетирование учащихся

Было проведено анкетирование, оценивающее уровень мотивации и адаптации учащихся в 5 классе. Присутствовало 28 человек.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Задача классного руководителя с помощью социального педагога и психолога – разобраться, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Классному руководителю, в течение всей первой четверти приходится каждое утро начинать с элементарного алгоритма действий: проверки обуви, школьной формы, наличия учебных принадлежностей, разбора ситуаций, т.к. дети, в силу своей эмоциональности, рассказывают о своих и чужих проблемах. Классному руководителю также необходимо подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

Сравнив данные учащихся 5 класса с предыдущим годом обучения, мы увидим, что в 4 классе по русскому языку качество составляло 63 %, СОУ 58 %, в 5 классе 50 % , СОУ- 55 %; по математике в 4 классе- 75 % , СОУ- 62 %, в 5 классе 50 %, СОУ- 55 %.

Успеваемость учащихся 5 класса по итогам I четверти в целом составила 50 %, по сравнению с прошлогодним показателем 63 %.

Вывод: по русскому языку и математике показатели качества понизились.

Очевидно, что предметная среда образовательного учреждения оказывает воздействие на процесс школьной адаптации. Смена же учителя, или учителей ставит школьника в положение экзамена, когда он, не зная требований должен соответствовать их уровню, что, конечно, повышает тревожность ребёнка, может вызывать страх или протест. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребёнок же переживает в этих условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, условиях и особенностях обучения.

Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требования разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Задача учителя - помогать, требовать, контролировать действия ученика. Если это элементарное требование осуществляется в системе всеми педагогами, то у детей повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.

Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

• увеличением учебной нагрузки;

• изменением режима дня;

• отличием систем и форм обучения;

• различием требований со стороны учителей – предметников;

• изменением стиля общения учителей с детьми;

  • новыми предметами;
  • необходимостью освоения большего количества информации;
  • дискомфортом, связанным с большим количеством учителей вместо одной "классной мамы";
  • психологический дискомфорт;
  • переходом на кабинетную систему обучения;
  • уже имеющимися индивидуальными особенностями - страхом неуспешности.

Для родителей пятиклассников классный руководитель проводилось собрание. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода Можно предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

• обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;

• основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать возникшие перед ним проблемы.

Доклад на тему:

Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда не дисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной и школьной тревожности. Происходит "смена статуса": в начальной школе четвероклассники были самыми старшими и умелыми, а теперь вновь оказываются в позиции самых маленьких. Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий.

Все это означает, что дети могут испытывать значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель—учителя-предметники”.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что "уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о своих учителях. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции "старшего” в начальной школе на "самого маленького” в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это разные требования педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Учителя различаются по своим особенностям - стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой требует буквально придерживаться текста учебника. Один не придает особого значения аккуратному ведению тетради, другой постоянно снижает оценки за небрежность.

У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, от внезапной свободы - бегают по школе, исследуя "тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, "прилипчивость” к классному руководителю, плач, капризы

В этот период у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками.

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

II. Диагностика адаптационного периода пятиклассников

Диагностика проводилась с целью изучения индикаторов трудностей адаптационного процесса в 5 классе, таких как

3. Методика диагностики уровня школьной тревожности.

Результаты анкеты по определению школьной мотивации таковы:

Высокий уровень мотивации, свидетельствующий о том, что ученик осознает важность учения, учебные цели для него привлекательны, он проявляет высокую познавательную активность, интерес ко всем предметам, к самостоятельной работе, занимает благоприятное статусное положение в классе.

Диагностика школьной мотивации показала, что в 5 классе 35% (7 чел) учащихся имеет высокий уровень мотивации.

Средний уровень учебной мотивации, свидетельствующий, о том, что ученик положительно относится к школе, но учебные цели не осознаются, познавательная активность средняя, сосредоточен по интересу, самостоятельно выполняет только типовые задания, требует контроля со стороны взрослых, дружит со многими детьми в классе, показали 50%(10 чел).

Внешняя мотивация, свидетельствующая о том, что ученика привлекает внеучебная сторона, атрибутика школы. В 5 классе уровень внешней мотивации составляет 25% (4 чел).

Из всех опрошенных пятиклассников высокий уровень школьной мотивации имеют -7 чел, средний уровень-10 чел, внешнюю мотивацию – 4 чел.

Из 21 опрошенных учащихся 60% считают, что учиться интереснее в 5 классе, чем в 4ом. 40% учащимся нравится, когда учат много учителей. На вопрос, с какими трудностями ты столкнулся в 5 классе, ответили так: 50% (10 чел) – трудностей нет, 50% (11 чел)– трудно приспособиться к новым учителям, 50 % (10 чел) учеников не очень устают после уроков, 30%(7чел) – очень устают и 30 % (4 чел) не устают совсем.

Исследование уровня воспитанности учеников 5 класса показало что 20% учеников с низким уровнем, средний уровень 30% . Хороший уровень у 20, у 30% высокий уровень.

Методика исследования отношения учеников к учебным предметам показала что: 40 % нравится – математика, 60% физкультура, 40% учеников сказали, что трудно - английский язык, 20% - трудно география, 40% - трудно русский язык, не нравится 2 предмета. Четверг для них самый трудный день.

Вывод: Адаптация прошла успешно, дети приспособились ко всему. Временная дезадаптация, некоторых учащихся. Это для подобного периода являются нормой.

III. Принятые меры:

· Проведена своевременная индивидуальная работа с Асехановым М., Шариповой А. , проведена беседа с родителями .

· Намечено в дальнейшем с целью не допустить срыва адаптации пятиклассников:

· продолжить наблюдение и изучение классного коллектива 5 класса, более тщательно изучить систему личных отношений учащихся в классе для того, чтобы в дальнейшем целенаправленно формировать эти отношения и создать для каждого ребёнка благоприятный эмоциональный климат;

· обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.

Читайте также: