Доклад на тему современный урок в рамках фгос выступление в педсовете

Обновлено: 18.05.2024

10 Критерии эффективности традиционно - развивающего урока Обоснованность и достижимость целей Соответствие структуры урока его целям Целесообразность распределения времени Рациональная организация труда учителя и учеников Соответствие содержания урока программе Организация самостоятельной работы учеников Соответствие методики урока его целям Санитарно-гигиенические условия

11 Показатели эффективности инновационного урока Степень оригинальности и новизны методики (технологии) урока Гибкость сочетания инновационных и традиционных форм, методов обучения, содержания урока Диагностичность, позволяющая выявить эффективность инновации Технологичность, т.е. возможность воспроизведения инновации другими педагогами

12 Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения

13 ФГОС Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля): планирование; организация; реализация и контроль; коррекция; анализ.

14 Составляющие современного урока Мотивация Целеполагание Планирование Построение основы действий Действия Рефлексия Оценка Коррекция

15 Требования ФГОС ООО к современному уроку Целеполагание (технология SMART) Учащиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке(левополушарные); Они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (правополушарные) Мотивация Учитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.

16 Практическая значимость знаний и способов деятельности Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности. Отбор содержания. Качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности. Требования ФГОС ООО к современному уроку

17 Построение каждого этапа урока по схеме Постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения - рефлексия Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий: -характеристика задания; -мотивационная часть -содержание (условия, вопрос) -инструкция по выполнению -время выполнения -образец или описание ответа -критерии оценки -методический комментарий Требования ФГОС ООО к современному уроку

18 Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученика Наличие блоков самостоятельного получения знаний Работа с различными источниками информации Организация парной или групповой работы Развитие коммуникативной компетенции и освоение нормы работы в коллективе Использование системы контроля и взаимоконтроля Средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности Требования ФГОС ООО к современному уроку

19 Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта Рефлексия Осознание себя в процессе деятельности Качественная положительная оценка Деятельности обучающихся Формирование положительной учебной мотивации Психологический комфорт и условия здоровьесбережения Требования ФГОС ООО к современному уроку

20 ФГОС Какие требования предъявляются к современному уроку: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся;

21 ФГОС минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время сбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым. Какие требования предъявляются к современному уроку:

23 Урок организационно- деятельностного типа – ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную деятельность 1. Урок целеполагания - отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей; составление индивидуальных образовательных траекторий 2. Урок планирования - составление плана и последовательности действий 3. Урок прогнозирования – построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы 4. Урок контроля - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона 5. Урок оценки - осознание качества и уровня усвоения способа действия Типология современных уроков

24 Урок когнитивного типа – ориентирован на структуру учебной деятельности и виды познавательной деятельности 1. Урок целеполагания - отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей; составление индивидуальных образовательных траекторий 2. Урок планирования - составление плана и последовательности действий 3. Урок прогнозирования – построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы 4. Урок контроля - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона 5. Урок оценки - осознание качества и уровня усвоения способа действия Типология современных уроков

25 Урок когнитивного типа – ориентирован на структуру учебной деятельности и виды познавательной деятельности 6. Урок - доказательство - построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование 7. Урок отработки освоенного способа действия - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий 8. Урок – обобщение - синтез как составление целого из частей, в том числе на основе самостоятельного достраивания, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий 9. Урок рефлексии - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности 10. Урок постановки и решения проблем Типология современных уроков

26 Урок коммуникативно го типа - обеспечивает формирование социальной компетентности, способности учитывать позиции партнеров по общению или деятельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество 1. Урок – дискуссия (диспут) - выражение с достаточно полнотой и точностью собственных мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конструктивного конфликта, принятие решения и его реализация 2. Урок учебного сотрудничества - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнеров Типология современных уроков

31 V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала 4-5 минут Способы: фронтальная работа, работа в парах; Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. выполнение заданий с проговариванием в громкой речи В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи. ФГОС

32 VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4-5 минут Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); Выполняется письменно; Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. ФГОС

33 VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7-8 минут Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам. ФГОС

34 VIII. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса 2-3 минуты Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием. ФГОС

35 организована самостоятельная деятельность обучающихся; происходит смена видов деятельности; содержание имеет практикоориентированный характер; максимально используется воспитательный потенциал урока; педагогически целесообразно используются современные технические средства, технологии, приемы, методы; урок направлен на получение конкретного результата, урок результативен. Критерии оценки современного урока

36 Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педсовете о реализации ФГОС в современной школе.

Доклад на педсовете

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Много вопросов вызывал переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, до сих пор идут бурные обсуждения о целесообразности введения новых стандартов в образовании. И это понятно. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия;

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

быть способными к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Какие же требования предъявляются к современному уроку в условиях введения ФГОС:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

времясбережение и здоровьесбережение;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как уровень обученности класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи.

Для методики современного урока актуальными являются:

достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;

направленность на формирование различных способов деятельности;

формирование функциональной грамотности;

демонстрирует универсальные и предметные способы действий

инициирует действия учащихся

консультирует и корректирует их действия

находит способы включения в работу каждого ученика

создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель, то есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Первый аспект - мотивационно – целеполагающий.

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока - деятельностный аспект

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская и проектная работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.

Важнейший метапредметный результат современного образования - сформированная готовность и способность учащихся реализовывать проектную и исследовательскую деятельность.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;

Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;

Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Учитель, проектируя учебное занятие, составляет технологическую карту урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя технологическую карту урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов как в начальной, так и в основной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений учебных действий.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Структура технологической карты включает:

цель освоения учебного содержания;

планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

основные понятия темы;

метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять контроль результатов учебной деятельности.

Преимущества технологической карты:

использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной работы;

освобождается время для творчества учителя;

обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической

В государственных образовательных стандартах 2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к личностным результатам. Поэтому в структуру современного урока внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.

Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.

Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.

Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.

На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности

Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.

Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не всегда даёт возможность включить в деятельность всех учащихся, поэтому на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.

Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров, изучение и комментирование иллюстраций. Всё это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учащихся.

Большую роль при проведении современного урока играет подбор заданий и вопросов на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся творческие. Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.

Тема урока - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке. Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими учащимися.

Какие же требования выдвигают федеральные государственные стандарты к современному уроку? Концепция ФГОС определяет следующую систему требований к уроку:

1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке.

2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.

3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

4. Отбор содержания. Это значит, что на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать пере-грузок.

5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.

7. Необходимо использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий.

8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата).

9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.

10. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе.

11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.

14. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стандартом (образовательной программой); содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.

15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.

ФГОС основного общего образования нацеливают учителей на обеспечение практико-ориентированного характера образовательной деятельности, что требует рассмотреть вопросы, связанные с выполнением практической части образовательных программ. Кроме того, при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования учитываются сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.)

- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику

- урок, содержащий разные виды деятельности

- урок, на котором ученику должно быть комфортно

- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика

- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности

- урок, направленный на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов;

- урок строится в рамках системно-деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, контролировать и оценивать свои достижения

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками

-учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.

Какое новое качество предполагает для уроков тот ФГОС, о котором мы так часто говорим, о котором постоянно слышим?

(Ян Амос Каменский в 17 веке)

Совсем недавно я тоже знакомилась с новостями и прочла достаточно интересную новость:

Отменили звонки, сняли расписание,
Назвали классы клубами или парками,
Повесили интерактивную доску –
А всё равно: послушали, повторили и
К доске пойдет…

- Урок умер. Да здравствует…

Рустам Курбатов (учитель французского языка из Татарстана написал в своем блоге такую новость)

А как вы считаете, прав ли автор этих строк?

А разве знания можно приобретать только на уроке?

Может, разговор идет не конкретно о какой-то классно-урочной системе? Может, разговор о том, что урок становится не жестким и регламентированным? Может, он должен обрести какое-то новое качество? Возможно, это связано как-то с ФГОС и с тем, о чем мы говорили ранее.

Предлагаю обратиться к одному очень известному видеофрагменту и попытаться сформулировать одну самую главную предпосылку (необходимость, причину), которая привела нас к ФГОС, к его изменениям и внедрению. Просмотр.

(Не готов учиться, не готов прийти и сесть за парту(стукнул кулаком по парте)изменился ребенок, потому что изменилось общество вокруг.

А цель системы образования – подготовить ребенка к жизни в том обществе, в котором он будет жить. А общество накладывает определенные обязательства и требования, и ответом на вызовы этой современности стал ФГОС. На мой взгляд, самая главная предпосылка кроется в одной фразе героя видеофрагмента - НЕ ХОЧУ…..

А что же делать нам, педагогам, для того, чтобы был позитивный настрой у учащихся, была мотивация?

Детское любопытство - бенгальский огонь, фейерверк, оно быстро и ярко вспыхивает, но так же внезапно и гаснет.

Построить полноценное обучение на нем нельзя. Что нужно для возбуждения любопытства? Урок должен быть современным. Что же такое современный урок?

Современный урок – это урок, на котором учитель использует различные методы, формы, приемы для развития и роста личности ребенка, для развития его духовных и нравственных основ. Развитие личности ребёнка включает в себя личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

Требования к технике проведения урока

- урок должен быть эмоциональным;

- вызывать интерес к учению;

- воспитывать потребность в знаниях;

- темп и ритм урока должны быть
оптимальными;

- действия учителя и учащихся завершёнными;

- необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
- педагогический такт.

Таким образом, современный урок – это:

· урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

· урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

· урок, содержащий разные виды деятельности.

· урок, на котором ученику должно быть комфортно.

· урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

· современный урок развивает у детей креативное мышление.

· современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

· урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

На самом деле форм, методов, приемов очень много, о многих вы уже слышали, многие успешно применяете на практике.

Я расскажу немного о работе с интерактивной доской и мультимедийными ресурсами и приложениями, которые мы используем на уроках.

С появлением интерактивной доски в корне поменялось построение моих уроков, ведь интерактивные доски позволяют объединить современные источники информации, компьютер и видеопроектор, с маркерными досками, что сильно повышает интерес к предмету и привлекает не только сильных учащихся, но и слабых. На этапе изучения нового материала практически каждый учитель использует тематические презентации. Я тоже создаю свои презентации для уроков по разным темам.

Язык информационных технологий доступен и понятен каждому ребенку, и все больше педагогов привлекают мультимедийные интернет-ресурсы на своих уроках. И я не исключение, ведь их так любят мои ребята.

На уроках я использую интерактивные и мультимедийные средства при объяснении нового материала (подбор текстового и графического материала, создание учебной презентации); при повторении материала, при закреплении и контроле знаний; при организации внеклассной работы. Работу с доской я использую и тогда, когда необходимо просто просмотреть видеофрагмент, не включённый в презентацию. Так же эту функцию я использую для просмотра работ учеников, их выступлений, с использованием презентаций, не требующих дополнительной работы в них в интерактивном режиме. На своих уроках я использую следующие мультимедийные продукты (отмечу лишь часть из них, поскольку обо всем сразу и не расскажешь):

1. ЛЁрнингАппс.орг

2. Castle Quiz (Кастл Куиз) Игра Castle Quiz заняла первое место в рейтинге образовательных приложений App Store В Castle Quiz играют парами. Для начала нужно зарегистрироваться на сайте, затем выбрать тему (русский и английский языки, литература, обществознание, история России, всеобщая история, физика, география, биология), после чего система сама подберет вам соперника. В базу загружены сотни вопросов, многие из которых непосредственно связаны с программой ЕГЭ. Во время битвы можно решать вопросы разной сложности, вызвать соперника на дуэль или начать прицельную бомбардировку замка (за это дают больше всего очков).

3. Работа с картами пликерс на уроках . (Пликерс - мгновенный опрос). С Plickers учителя смогут сэкономить своё время

Plickers использует планшет или телефон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учеников. Карточка у каждого ученика своя, её можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа. В приложении создается список класса, и с его помощью можно узнать, как именно каждый ученик отвечал на вопросы.

Во-вторых, с помощью Plickers можно проводить небольшие обзорные тесты в конце темы. Для этого нужно занести в приложение список класса и список вопросов. Ученики поднимают свои карточки одновременно, а ваш планшет выдает вам информацию о том, как справился каждый из них. Это даёт возможность узнать о прогрессе всего класса, а не нескольких его представителей, как бывает, когда обзорный опрос ведётся устно.

В-третьих, Plickers можно использовать для скучной, но обязательной задачи – чтобы узнать, кто сегодня пришёл на урок. Что быстрее – опросить весь класс по списку или сфотографировать тот же класс, держащий поднятые таблички? Приложение сэкономит вам пару минут от урока – немного, но их можно потратить на что-нибудь полезное.

Многие учителя, особенно старшего поколения, с трудом привыкают к новым технологиям в образовании. В этом и плюс Plickers – оно не меняет учебный процесс. Для его использования не нужен компьютерный класс или любая другая техника для учеников – только учительский планшет. И в то же время самим ученикам становится интереснее учиться, потому что появляется элемент игры.

Идея сервиса состоит в создании удобной, наглядной, легко управляемой системы поощрения с различными ролями и уровнями доступа. В ClassDojo можно зарегистрироваться в качестве учителя (который и будет создавать бейджи, ставить цели, собирать статистику и делать групповые рассылки); в качестве ученика (которому высылается персональный код для доступа к своему профилю, где он может изменить свой аватар и настроить профиль под себя); и в качестве родителя (который имеет доступ к профилю своего ребёнка). Отображать прогресс класса можно с помощью проектора прямо во время урока, если учитель сочтёт это достаточно эффективным и мотивирующим.

Создатели сервиса рекомендуют начать с использования нескольких бейджей, а дополнительные добавлять по мере необходимости; причём в настройках по умолчанию бейджей с позитивным откликом больше, чем с негативным. Это опять же необходимо для создания дружелюбной атмосферы в классе.

Помимо поведенческих бейджей, журнал также имеет функцию быстрой отметки о посещении урока. Интересная опция — возможность вызвать кдля ответа случайного ученика, для чего достаточно нажать на кнопку Random.

Журнал Class Dojo автоматически генерирует статистику прогресса каждого учащегося и всего класса для выбранного периода времени — день, неделя, месяц, всё время, либо можно задать свой период времени. Во вкладке статистики можно отслеживать и посещаемость. Все собранные сервисом данные визуализируются в виде симпатичного графика либо выгружаются в таблицу.

5 .Kahoot- сервис для создания викторин с выбором правильного ответа на мобильных устройствах. Это сервис для создания онлайн-викторин, тестов и опросов. Ученики могут отвечать на созданные учителем тесты с планшетников, ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к Интернету. Основные возможности сервиса

Созданные в Kahoot задания позволяют включить в них фотографии и даже видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путём введения временного предела для каждого вопроса.

При желании учитель может ввести баллы за ответы на поставленные вопросы: за правильные ответы и за скорость. Табло отображается на мониторе учительского компьютера. Для участия в тестировании учащиеся просто должны открыть сервис и ввести PIN-код, который представляет учитель со своего компьютера.

Ученики оцениваются по двум параметрам сразу: нашел правильный ответ и как скоро в сравнении с одноклассниками.

Ученику удобно на своем устройстве выбирать правильный ответ. Варианты представлены геометрическими фигурами. Использование данного сервиса может быть хорошим способом оригинального получения обратной связи от учащихся. Возможность организации групповой работы в сервисе

Викторина, созданная с помощью сервиса, рассчитана на участие в ней до 30 человек.

6. В своей деятельности использую Ресурс SMART Exchange

7. Работа с образовательной платформой LECTA , на которой созданы продукты и сервисы для учителей, направленные на сокращение затрат времени на поиск учебных материалов, подготовку к уроку, проверку домашних заданий, проведение проверочных и контрольных работ.

Результат не заставил себя ждать. Ребята настолько оперативно и уверенно работали с приложениями, что были замечены членами жюри и оценены по достоинству. Ведь согласитесь, не каждый ребенок сможет делать это так уверенно, как мои ребята.

И чтобы не быть голословной, буквально небольшой фрагмент урока, отправленный на конкурс. Видеофрагмент

К сожалению, 15 минут не могут показать всей работы учителя с интерактивными приложениями и мультимедийными ресурсами.

Но я старалась запечатлеть в видеофайле разноуровневые задания на примере не одного какого-то класса, а на примере разных классов.

Современная система образования сложна и проблематична. Внедрение новых цифровых технологий призвано оптимизировать образовательный процесс. Думаю, цифровые уроки всегда будут интересны учащимся, а подобные конкурсы помогают педагогам делиться своим опытом.

/data/files/w1566587615.pptx (Современный урок в свете стандартов второго поколения)

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока — дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

При построении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

При посещении уроков необходимо акцентировать внимание на дидактические требования к современному уроку — четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы;
  • требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

  • возраста ребенка;
  • специфики учебного предмета;
  • меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

Читайте также: