Порт во владивостоке доклад

Обновлено: 02.07.2024

Владивосток — город и порт на Дальнем Востоке России. Политический, культурный и экономический центр региона; административный центр Приморского края и Владивостокского городского округа. Расположен на полуострове Муравьёва-Амурского и островах в заливе Петра Великого Японского моря.

Конечный пункт Транссибирской магистрали. Один из крупнейших морских портов Дальневосточного бассейна. Главная база Тихоокеанского флота. Крупнейший научно-образовательный центр дальневосточного региона, включающий Дальневосточный федеральный университет и Дальневосточное отделение РАН.

С 12 октября 2015 года — свободный порт (портовая зона, пользующаяся особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования).

Население — 606 653 чел. (2016).

Физико-географическая характеристика

Географическое положение

Владивостокский городской округ занимает территорию полуострова Муравьёва-Амурского до посёлка Трудовое включительно, полуостров Песчаный, около 50 островов залива Петра Великого (среди которых только 6 имеют площадь свыше одного квадратного километра: Русский, Попова, Рейнеке, Рикорда, Шкота, Елены).

Он протянулся на расстояние около 30 км с юга на север и почти 10 км с запада на восток (без полуострова Песчаного), омывается водами Амурского и Уссурийского заливов, входящих в акваторию залива Петра Великого Японского моря. В состав городского округа входит непосредственно город Владивосток, посёлок Трудовое, посёлки на островах Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое на полуострове Песчаном.

По данным из государственного земельного кадастра на 1 января 2005 общая площадь земель в границах Владивостокского городского округа составляет 56 154 га. Часть округа, расположенная на полуострове Муравьёва-Амурского, включая посёлок Трудовое, имеет площадь 35 044 га, а расположенная на полуострове Песчаном (с прилегающей территорией) — 7525 га. Остров Русский, самый крупный из островов, входящий в городской округ, имеет площадь 9764 га. Площадь остальных островов в общей сложности составляет 2915 га.

Речная сеть малоразвита, сильно зарегулирована, представлена в основном небольшими речками и ручьями. Наиболее крупные и значимые среди них: Объяснения, Первая речка, Вторая речка, Седанка, Богатая — все текут с востока на запад и, кроме реки Объяснения, впадают в Амурский залив. На реках Седанке и Богатой имеются водохранилища.

Самая высокая точка исторической части города — сопка Орлиное Гнездо высотой 199 м над уровнем моря (по другим источникам 214 м). На территории городского округа самой высокой точкой считается безымянная гора высотой 474 м, в народе называемая Синяя сопка, расположенная в северной части полуострова Муравьёва-Амурского недалеко от границы с Артёмом. Другие значимые высоты — сопка Холодильник (257 м), гора Русских (291 м), гора Варгина (458 м). (см. Список сопок Владивостока)

Кратчайшее расстояние до Москвы по поверхности Земли (на высоте 0 м над уровнем моря) составляет 6430 километров, по железной дороге — 9288 километров. Расстояние до других, более близких городов: Сеул — 750 км, Токио — 1060 км, Гонконг — 2820 км, Бангкок — 4400 км, Сингапур — 5400 км, Дарвин (Австралия) — 6180 км.

Время во Владивостоке опережает географическое поясное время на один час.

Климат Владивостока умеренный муссонный. Для него характерна чётко выраженная контрастная смена сезонных воздушных масс. Вместе с тем, климатические условия города являются одними из самых благоприятных на Дальнем Востоке России.

Зимний период (ноябрь—март) отличается морозной, сухой и ясной погодой, чему способствует перемещение сухого холодного воздуха северными и северо-западными ветрами зимнего муссона. Средняя скорость ветра в этот период — 6—9 м/с. Осадков в виде снега выпадает малое количество — 14—24 мм, а влажность воздуха составляет 59—60 %. В первую половину зимы может выпадать обильный, часто мокрый снег, ломающий деревья.

В весенний период преобладают юго-восточные ветры со средней скоростью 6,4 м/с. При высокой влажности, погода остаётся прохладной. Поздней весной случаются моросящие дожди и туманы, количество осадков — в районе 7—26 мм.

Календарное лето во Владивостоке делится на два чётко разделённых периода. Первая половина характеризуется прохладной и пасмурной погодой, с моросящими дождями и туманами. Вторая половина отличается тёплой погодой с преобладающими юго-восточными ветрами при средней скорости 5,3—5,8 м/с. В летний период характерны тайфуны с ливневыми дождями, когда скорости ветра вырастают в 5—8 раз, до 20—35 м/с. Влажность воздуха достигает максимальных отметок в 87—91 %. Климатическое лето продолжается с конца июня до конца сентября.

В первую половину календарной осени преобладает тёплая, сухая и солнечная погода. Для сентября характерны юго-восточные ветры, в октябре-ноябре сменяющиеся северными. Количество осадков к зиме постепенно уменьшается. Первые заморозки обычно наступают в начале ноября.

Флора и фауна

В флоре и фауне Владивостокского городского округа можно найти представителей различных природных комплексов, так как город расположен на стыке нескольких природных зон. Флора города, расположенного в южной подзоне смешанных хвойно-широколиственных лесов, включает более 1000 видов сосудистых растений: субтропические элементы местной флоры составляют 3 % от общего числа видов, на маньчжурский дубравный комплекс приходится до 70 %, на таёжный — 13 %, на местные аркто-монтанные виды — 1 %.

В числе наиболее распространённых — ясень маньчжурский, ильм японский, берёза плосколистная, ясень носолистный, робиния ложноакациевая, пузыреплодник калинолистный. Местами сохранились древние чернопихтарниковые леса, но в настоящее время преобладают вторичные: дубово-кленово-липовые, на островах — дубово-кленово-берёзовые, в долинах рек — ивняки, ильмовые и ясеневые леса. В пригородных лесах произрастают кедровый орех, лещина, лесные ягоды, грибы, папоротник, черемша, лекарственные растения.

В насаждениях города встречаются редкие виды, занесённые в Красную книгу России и Красную книгу Приморского края. Среди них: калопанакс семилопастный, мелкоплодник ольхолистный, груша уссурийская, абрикос маньчжурский. Калопанакс представлен в естественных насаждениях парка Минного городка и аллеях Русской и Кировской улиц, Океанского проспекта. Уникальная роща из 700 деревьев мелкоплодника сохранилась в парке Минного городка. В зелёных насаждениях парков и садов можно встретить вишню сахалинскую и сливу ивовидную.

Из птиц в черте города обитают не менее 50 гнездящихся видов, среди них: голуби, воробьи, чернохвостые чайки, белопоясный стриж, сорока, камчатская трясогузка, белобрюхая синица. Из насекомоядных в лесах водятся: амурский ёж, уссурийский крот (могера), тундряная, крупнозубая и большая бурозубки. Из рукокрылых в летнее время и на пролётках отмечены: ночницы, бурый ушан, кожановидный нетопырь, двухцветный кожан, трубконосы. Из зайцеобразных — кустарниковый заяц. Из грызунов — летяга, белка обыкновенная, азиатский бурундук, полевая, лесная и домовая мыши, мышь-малютка, серая и чёрная крысы, ондатра, красно-серая и дальневосточная полёвки. Среди хищников — енотовидная собака, лисица, барсук, ласка, колонок, дальневосточный лесной кот.

Прибрежные воды Владивостока богаты морскими животными. Здесь водятся: сельдь, корюшка, навага, камбала, терпуг, краснопёрка, пеленгас, мидии, трепанги, гребешки, осьминоги и крабы.

Для Владивостока, с трёх сторон омываемого морем, большой проблемой является высокое загрязнение окружающих его акваторий Амурского и Уссурийского заливов, пролива Босфор Восточный и, особенно, бухты Золотой Рог, которую в декабре 2013 года представитель Росгидромета объявил самой грязной акваторией России.

Природоохранные мероприятия

Основными источниками загрязнения морских вод вблизи Владивостока являются промышленные и канализационные стоки Владивостока и других населённых пунктов, а также загрязнённые воды рек, впадающих в море поблизости. Исторически Владивосток развивался как город без очистных сооружений, в котором почти все стоки напрямую сливались в море. В 1990-е — 2000-е годы лишь 2 % сточных вод города подвергались очистке.

В период подготовки Владивостока к проведению саммита АТЭС-2012 были построены три комплекса очистных сооружений и реконструирован четвёртый. В результате проектная мощность очистных сооружений выросла до 380 тыс. м³ в сутки (Северные очистные — 50 тыс. м³ в сутки, Центральные — 160 тыс. м³ в сутки, Южные — 160 тыс. м³ в сутки, Очистные сооружения на о. Русском — 10 тыс. м³ в сутки).

В 2012 году губернатор Приморского края Владимир Миклушевский заявил о полном прекращении сброса неочищенных стоков в море. На самом деле, наиболее крупные, Южные очистные сооружения стоимостью 9 миллиардов рублей, хотя и построены, но не используются на проектную мощность из-за неподведённых к ним канализационных коллекторов. В 2013 году очистке подвергались лишь 30 % стоков города, в 2016 — уже около 85 %.

Около 80% грузов по всему миру перевозится по воде, поэтому основание порта – существенный фактор для развития региона. В 1896 году по указанию императора России Николая II в бухте Золотой Рог строится коммерческий порт. Правительство не скупилось на средства для этого проекта: было выделено 600 тысяч рублей, для строительства пригласили специалистов со всех уголков России, использовали передовые на тот момент технологии. В этом современном порту уже к 1900 году грузооборот составил 411,460 тонн.

В 1904-1905гг. на Дальнем Востоке разгорелась русско-японская война. На несколько лет Владивосток остался единственным российским международным портом на Тихом океане. Это была единственная возможность вести торговлю с Манчжурией. Общая нагрузка на порт увеличилась в это время почти в 2 раза!

Начало XX века – время, которое никак нельзя назвать спокойным. В 1914 году началась Первая мировая война. Владивостокский морской торговый порт стал главным портом России, через него осуществлялась связь, например, с США. Нагрузка увеличилась ещё больше, поэтому порт срочно реконструировали. Реконструкция оказалась успешной, порт прекрасно выполнял свои функции, его мощностей хватило и во время Второй мировой войны, когда Балтийское и Чёрное моря оказались заблокированы противником. В период с 1941 по 1945 гг. через порт прошло 10 миллионов тонн груза. Сюда, во владивостокский порт, приходили американское вооружение, техника, медикаменты. Затем груз отправляли по Транссибирской магистрали на фронт. Такой скоростной обработки грузовых судов не было нигде в мире.

Наконец, настало мирное время. В послевоенные годы на Дальнем Востоке наблюдался подъём экономики, в порту всегда было оживлённо: без перебоев снаряжали грузовые корабли на малые и большие расстояния, разгружали прибывшие суда. Коммерческий порт переживал свой расцвет.

Однако всё изменилось в 1952 году, когда порт Владивосток стал военно-морской базой Тихоокеанского флота. Его закрыли для иностранных кораблей, о торговле уже и не могло быть речи. Для соответствия новым функциям было решено провести масштабную реконструкцию, в ходе которой полностью изменился облик порта. Он стал таким, каким мы знаем его сегодня.

Вот такая история у порта. Владивостокский порт имеет огромное значение не только в российских, но и международных масштабах, обеспечивая торговые связи России с другими странами.

Санкции могут усугубить мировой кризис логистики, в частности ударить по российским грузоперевозкам. Уже сейчас крупные операторы пытаются найти транзитные маршруты, чтобы не попасть под штрафы, доставляя грузы клиентам. Моряки не знают, как менять экипажи, наниматели – как платить им зарплаты. Отмена авиаперевозок спускает грузы с небес на землю, так что сроки доставки увеличиваются.

Мировой кризис перевозок, который начался во время пандемии коронавируса из-за закрытых границ, не прекратился до конца 2021 года. А с обострением конфликта между Россией, Украиной и другими странами, видимо, ещё больше усугубится. Логистика между странами рушится буквально на глазах.

В течение нескольких дней датская судоходная компания Maersk публикует у себя на сайте обновления по текущей ситуации, связанной с геополитическими осложнениями. Компания старается сохранить своё присутствие на рынке и доставить адресатам хотя бы те грузы, которые уже на воде. В то же время Maersk не исключает возможности приостановки своей деятельности в России. Схожая информация появилась на сайте транспортной компании MSC (Швейцария).

Обновление 21:53: Maersk прекращает приём новых заказов на перевозки морским и наземным транспортом в Россию и из России. Решение было принято после начала военной операции на Украине и последовавших за этим санкций ЕС. Оно не распространяется на продукты питания, медикаменты и гуманитарные грузы.

На сайте тайваньской компании Yang Ming действительно говорится об изменениях в маршрутах, но после 25 февраля новостей больше не было. Некоторые компании уже приостановили букинг, например, Shipco в отношении России, Белоруссии и Украины, Hapag-Lloyd – в отношении России и Украины.

Как минимум один пример отказа судозахода во Владивосток по политическим причинам уже известен – украинский владелец ролкера Viking Coral 25 февраля не стал выходить из Японии с грузом автомобилей на борту. Импортёрам пришлось срочно искать другой транспорт.

С другой стороны, Великобритания запретила заход в свои порты судов, связанных с Россией. Согласно заявлению Минтранса Великобритании, портам не следует пускать суда, которыми владеет РФ, которые она фрахтует, а также которые связаны с Россией.

Оба владивостокских порта пока никак не комментировали ситуацию. Впрочем, они и прежде не говорили о кризисе широко, пока об этом не спросил полпред Юрий Трутнев.

В отчёте Международной палаты судоходства (ICS) за 2021 год говорится, что российские и украинские моряки составляют 14,5% от общего мирового числа. Так, из 1,89 млн работников более 198 тысяч (10,5%) – россияне, причём 71,6 тысячи относятся к командному составу. Граждане Украины составляют 76,4 тысячи (4%) моряков, 47 тысяч из них – судовые офицеры. Теперь экипажи судов будут иметь трудности с получением заработной платы и банальной доставкой от или до места стоянки судна.

Порт Владивосток

Город на стыке континента с океаном, сурового севера с экзотическими субтропиками. Форпост России на Тихом океане. Свободный порт Владивосток. Даже в пандемию здесь много туристов. Но ровно 30 лет назад все было иначе.

Город другой концепции

А начиналось все для города очень позитивно. Уже через два года после основания, в 1862 году, Владивосток получил статус порто-франко - свободного от таможенных пошлин города. Мера эта была скорее вынужденной: у Империи не было тогда возможности администрировать огромную малоосвоенную территорию Сибири и Дальнего Востока (первый официальный таможенник появился во Владивостоке только в 1889 году). В результате – бурный экономический рост, развитие торговли и промышленности. Но постепенно государство устанавливало тут строгие порядки, в 1900 году режим порто-франко отменили в первый раз, спустя четыре года, после начала русско-японской войны восстановили, а в 1909 году отменили окончательно.

Даже в годы порто-франко Владивосток оставался главной военно-морской базой с требованиями режимности и секретности. А с приходом советской власти идея оградить город от внешнего мира постепенно обретала свои черты.

Именно в это время Владивосток и стал закрытым официально.

Утерянный секретный документ

Кстати, долгое время считалось, что никакого официального документа, который бы вводил статус закрытого города, нет. По крайней мере, в 1991 году, когда готовился ельцинский указ об открытии города, его не обнаружили. Но через два десятилетия исследователи все-таки разобрались в этом вопросе.

Из закрытого города убрали все иностранные консульства. Говорят, хотели вынести и торговый и рыбный флот, а еще перевести в Ворошилов (ныне Уссурийск) все органы краевой власти. Однако эти планы не были воплощены в жизнь, то ли из-за смерти Сталина, то ли просто передумали.

Город женихов

А правильно ли называть город закрытым? Ведь он был закрыт только на въезд, а моряки из Владивостока могли передвигаться практически по всему миру. А потом возвращаться в модных иностранных джинсах и с редкими пластинками. Бронзовый моряк Эдик на Океанском проспекте – хорошая иллюстрация из того времени.

Да и в самом городе жизнь не останавливалась. Вот как вспоминает пятидесятые врач Татьяна Рудакова, дочь профессора–востоковеда:

Или вот еще свидетельство эпохи, от Алевтины Капустиной, заведующей кафедрой Школы естественных наук ДВФУ:

И именно в закрытом городе в ноябре 1974 года произошла легендарная встреча Леонида Брежнева и президента США Джеральда Форда, который прибыл спецбортом №1 на аэродром Воздвиженка с большой иностранной делегацией, с десятками сопровождающих лиц и журналистов. Но для простых людей город оставался закрытым еще долго.

Будет вам наука

В плотной, насыщенной программе пребывания он познакомился с учеными Дальневосточного отделения Академии наук СССР

- Что мешает двигать дальневосточную науку дальше? - спросил Борис Николаевич.

- Закрытость города, слабые контакты с коллегами из других стран, - ответили присутствующие.

- Будет вам открытый город, - сказал Ельцин. - Дайте только срок.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: