Понятие международного морского права доклад

Обновлено: 04.05.2024

Исторически международное морское право зарождается вместе с появлением мореплавания и торговли между странами. По этой причине оно может являться старейшей отраслью международного права. В то время появляется потребность регламентировать морские отношения, а с развитием морской торговли и мореплавания стало увеличиваться число морских правил, собранных в соответствующие кодексы.

Первый известный кодекс был представлен Родосским кодексом (III или II в. до н.э.). Его широко использовали в районе Средиземного моря. Создание такого кодекса представляло собой попытку кодифицировать правила и обычаи, постепенно приобретающие обязательный характер. Их признавали купцы и торговцы в экономически развитых морских регионах.

По большей части все сборники правил и обычаев относились к имущественным и административным вопросам, возникающим у мореплавателей и судовладельцев. Они не были призваны регулировать морские отношения между странами, хотя те учитывали в своей практической деятельности данные документы.

В дальнейшем появляются международные договоры между странами, сконцентрированные на регулировании узких областях мореплавания. Подобную направленность и разносторонность можно было наблюдать вплоть до середины XX в. Тогда была завершена Вторая мировая война и сформирована ООН, при этом внимание стран направилось на кодификацию норм международного права, включая морское. Огромный вклад в подготовительную работу в этом деле внесла Комиссия международного права Организации Объединенных Наций, созданная в 1947 году. На ней были вынесены рекомендацию Генеральной Ассамблее ООН на созыв специальной международной конференции.

НТП и изменение приоритетов развитых стран позволили многогранно использовать Мировой океан (например, осуществление разведки и эксплуатации ресурсов континентального шельфа, научно-исследовательской деятельности, разработки ресурсов морского дна, океанов за пределами континентального шельфа). Все это способствовало тому, что рекомендацию Комиссии международного права ООН восприняли положительным образом и в 1958 году была проведена I Конференция ООН в Женеве, касающаяся морского права. С ее проведением можно считать завершенным этап становления международного морского права в качестве отрасли международного права.

Международное морское право можно определить как отрасль современного международного права, представляющую собой совокупность международных правил и норм, посредством которых устанавливается правовой статус морских пространств и регулируются отношения между субъектами.

86 стран приняли участие в работе конференции, при этом ее мандат состоял в рассмотрении морского права с учетом юридического, технического, биологического, экономического и политического аспекта проблемы. Было необходимо использовать результаты проделанной работы в одной или нескольких международных конвенциях или прочих подобных актах.

В апреле 1958 года Конференцией были приняты 4 самостоятельные конвенции, открытые для подписи до конца октября 1958 года. Далее они были открыты для присоединения всех стран, являющихся членами ООН, и прочих стран и специализированных организаций, которые были приглашены Генеральной Ассамблеей. Другие документы в этой сфере представлены:

  • Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне (от 1964 года);
  • Конвенцией об открытом море (от 1962 года);
  • Конвенцией о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (от 1966 года);
  • Конвенцией о континентальном шельфе (от 1964 года);
  • Факультативным протоколом подписания, который касается обязательного разрешения споров (от 1962 года);
  • резолюции, в том числе резолюция о созыве II Конференции ООН по морскому праву.

Роль первой Конференции ООН по морскому праву состояла в том, что она являлась первой глобальной стадией кодификации обычных норм, которые сформировались на то время. На ней в рамках прогрессивного развития международного права были приняты новые нормы, впоследствии получившие широкое признание и имеющие силу по сегодняшний день.

Еще одна важная Конференция ООН по морскому праву была проведена в Женеве в Европейском офисе ООН (17 марта — 26 апреля 1960 года). В ее работе принимали участие делегации 88 стран, включая делегацию от нашей страны, во главе которой стоял видный советский юрист Г. И. Тункин, занимающийся вопросами международного права. По приглашению Генеральной Ассамблеи ООН наблюдателями здесь были представители МОТ, ИКАО, ВОЗ, МСЭ, ВМО, ИМКО и др.

Цель II Конференции ООН заключалась в формировании международно-правовых норм по вопросам, не решенным в рамках I Конференции (например, определение ширины территориального моря и установка рыболовных зон за рамками территориального моря). По причине возникших политических разногласий не удалось найти решения этим вопросам.

При закрытии Конференции, ее председателем было высказано мнение, что отрицательный результат можно объяснить сложностью рассматриваемых вопросов, а не отсутствием доброй воли членов Конференции.

Итоговые результаты голосования на II Конференции ООН по морскому праву по вопросам определения ширины территориального моря, а также практика стран показали, что на то время была создана обычная норма международного права. Ее признавали если не все, то, по крайней мере, большая часть стран. Она гласила, что неправомерна установка ширины территориального моря более 12 морских миль. Наряду с этим, сразу после завершения Конференции, многие государства становятся на путь одностороннего расширения собственного территориального моря за указанные пределы. Часто значение стало достигать до 200 морских миль. Акты издавали некоторые латиноамериканских страны (Аргентина, Бразилия, Уругвай и Эквадор), ряд африканских стран (Либерия, Ангола, Конго).

Проблема ширины территориального моря и прочие не решенные вопросы международного морского права сформировали предпосылки для того, чтобы созвать новую Конференцию.

Особенности кодификации морского права

Кодификация международного морского права означает его прогрессивное развитие. Оно продолжается после II Конференции ООН, когда были приняты международные соглашения, частично кодифицирующие нормы международного морского права, включая:

  • Международные конвенции по охране человеческой жизни на море (от 1960 и 1974 года);
  • Договор о запрете на размещение на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (от 1971 года);
  • Международную конвенцию в области предотвращения загрязнения судов (1973 года), включая Протокол к ней, принятый в 1978 году;
  • Международную конвенцию о безопасности судов (от 1977 года) и др.

В 1982 году произошло важное событие в рамках совершенствования и кодификации международного морского права – III Конференция ООН по морскому праву (1973-1982 гг.). На ней приняли Конвенцию ООН по морскому праву, в чем участвовали более 150 стран.

Глобальный характер Конференции, включая ее нормотворческие задачи, характеризуют пакетный подход к рассмотрению всех вопросов в совокупности. Это основано на признании тесной взаимосвязи всех проблем, касающихся Мирового океана.

Конвенцию ООН по морскому праву открыли для подписания в декабре 1982 года. Она вступает в силу в ноябре 1994 года. Тогда же вступает в силу Соглашение об осуществлении XI части Конвенции, касающейся минеральных ресурсов Международного района морского дна. Все это повлияло на практически всеобщее принятие странами Конвенции. Сегодня уже все признали, что что любая деятельность, касающаяся океана, не должна противоречить положениям Конвенции, участниками которой уже являются более 140 стран. Остальные страны находятся в процессе ратификации или присоединения к Конвенции.

По своей структуре Конвенция включает 17 частей (320 статей и 9 приложений), в рамках которых расписан всеобъемлющий правовой режим океанов и морей. Эти положения устанавливают правила, с помощью которых регулируется вся деятельность в океанах, включая использование их ресурсов (судоходство, аэронавигация, разведка и добыча минеральных ресурсов, сохранение и предотвращение загрязнения и др.).

Конвенция воспроизводит основные положения Женевских конвенций 1958 года, касающихся открытого моря, территориальных вод, прилежащей зоны и др. В ней решаются глобальные и актуальные проблемы международного морского права (12-мильный предел, 200-мильная исключительная экономическая зона, режим морского дна за территорией действия национальной юрисдикции, право архипелажного и транзитного прохода через международные проливы и др.).

Принципы международного морского права

Международное морское право, представляя собой отрасль международного права, использует его общепризнанные принципы. Наряду с этим Конвенции закрепили специальные принципы международного морского права:

Международное морское право – совокупность норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное, право, космическое право и т. д.).

Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Для международного морского права характерны следующие принципы:

- принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного

- принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;

- принцип общего наследия человечества;

- принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

- принцип охраны морской среды.

Кодификация международного морского права впервые была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре Конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться и другими государствами.

Но вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовали создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль. Новая конвенция закрепила право государств, не обладающих морским побережьем, на эксплуатацию экономической зоны в пределах 200 миль наравне с государствами, имеющими выход на побережье.

Помимо указанных конвенций, вопросы международного морского права отражены в:

- Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;

- Конвенции о международных правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.;

- Международной конвенции о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954 г.;

- Конвенции о грузовой марке 1966 г.

Понятие и правовой режим:

б) территориального моря;

в) прилежащей зоны;

г) исключительной экономической зоны;

д) открытого моря;

е) континентального шельфа;

ж) района морского дна за пределами континентального шельфа.

Внутренние воды - это государственная территория прибрежного государства, находящаяся под его полным суверенитетом. Правовой режим таких вод устанавливается прибрежным государством с учетом норм международного права; оно же осуществляет в своих водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства. Порядок захода иностранных судов определяется прибрежным государством (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов).

Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод, называется территориальным морем, или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега: Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностранных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не является мирным.

Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет государства.

Главным принципом в отношении открытого моря остается принцип свободы открытого моря, который в настоящее время понимается не только как свобода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов над морским пространством и т. д. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету.

Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное положение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом прибрежного государства понимается естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра. Прежде всего в расчет принимаются соображения экономического характера (кораллы, губки, залежи полезных ископаемых и т. д.).

В основе разграничения континентального шельфа между двумя противоположными государствами лежит принцип равного отстояния и учета особых обстоятельств. Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том случае, что если государство не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия. Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф уже суверенитета государств на территориальные воды и их недра, являющиеся частью государственной территории.

Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе; сооружать искусственные острова, установки и сооружения, необходимые для разведки и разработки континентального шельфа; разрешать, регулировать и проводить морские научные исследования. Все государства (а не только прибрежные) имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г.

Вместе с тем права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами и, следовательно, никак не влияют на режим судоходства и воздушной навигации.

Исключительная экономическая зона - район, прилегающий к территориальному морю шириной не свыше 200 миль, для которой международное право установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от тех же линий, что и ширина территориального моря. Права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, как в водах, так и на дне и в его недрах. Прибрежное государство вправе управлять экономической деятельностью в зоне.

Таким образом, в пределах экономической зоны государства обладают ограниченным суверенитетом. Данный суверенитет предоставляет право прибрежному государству задерживать и досматривать иностранные суда, занимающиеся незаконной деятельностью в пределах экономической зоны. Однако они могут распространять полный суверенитет на искусственные острова в пределах экономической зоны. Вокруг этих островов может быть установлена 500-метровая зона безопасности. При этом искусственные острова не могут иметь своего континентального шельфа и территориального моря.

Главными органами Международного органа по морскому дну являются Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избираемых Ассамблей, а также Секретариат. Совет обладает полномочиями устанавливать и проводить конкретную политику по любому вопросу или проблеме деятельности Международного органа. Половина его членов избирается в соответствии с принципами справедливого географического представительства, другая половина - по иным основаниям: от развивающихся стран, имеющих особые интересы; от стран-импортеров; от стран, добывающих аналогичные ресурсы на суше, и т. д.

В Конвенции указано, что финансовые и экономические выгоды, получаемые от деятельности в международном районе, должны распределяться на основе принципа справедливости с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые еще не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления. Такое распределение доходов, получаемых от деятельности в международном районе, не потребует прямого или обязательного участия в этой деятельности неготовых к ней развивающихся государств.

Политика в отношении деятельности в районе должна проводиться Международным органом таким образом, чтобы содействовать расширению участия в освоении ресурсов со стороны всех государств независимо от их социально-экономических систем или географического положения и предотвращать монополизацию деятельности на морском дне.

Общее поведение государств и их деятельность в Международном районе морского дна наряду с положениями Конвенции регулируются принципами Устава ООН и другими нормами международного права в интересах поддержания мира и безопасности, содействия международному сотрудничеству и взаимопониманию.

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические аспекты международного морского права…………………….5
1.1 Понятие и значение международного права…………………………………..5
1.2 Кодификация и источники международного морского права………………..8
2. Виды морских пространств и их правовой режим…………………………….12
2.1 Территориальные воды и прилежащая зона. Право мирного прохода……..12
2.2 Понятие и правовой режим открытого моря…………………………………20
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………………. 33
Приложения…………………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Курсовая Международное морское право.docx

1. Теоретические аспекты международного морского права… ………………….5

1.1 Понятие и значение международного права………………………… ………..5

1.2 Кодификация и источники международного морского права………………..8

2. Виды морских пространств и их правовой режим…………………………….12

2.1 Территориальные воды и прилежащая зона. Право мирного прохода……..12

2.2 Понятие и правовой режим открытого моря…………………………………20

Список использованной литературы……………………………………………. 33

Тема курсовой работы является актуальной в настоящее время. Международное морское право регулирует взаимоотношения и деятельность всех государств по использованию ими пространств и природных ресурсов Мирового океана. Морское пространство и его природные ресурсы всегда играли огромную роль в создании необходимых условий для жизни на земле.

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными соглашениями (Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО (ныне Международная морская организация) 1948 г., Международная конвенция электросвязи 1983 г. и др.).

Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.

Прошло уже более 30 лет со времени окончания в декабре 1982 г. одного из знаменательных дипломатических документов нашего времени – III Конференции ООН по морскому праву. Эта конференция разработала и одобрила всеобъемлющий договор, который имеет назначение регулировать все виды деятельности людей и государств по мирному использованию морей и океанов – Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.

Конвенция определяет правовой режим различных – пространств Мирового океана, таких как территориальное море, открытое море, прилежащая зона, континентальный шельф, экономическая зона, проливы, архипелажные воды, международный район морского дна. Она регулирует торговое военное мореплавание, рыболовство, добычу морских полезных ископаемых и другие виды экономической деятельности на морях и океанах.

Объект исследования – международное морское право.

Предмет исследования – теоретико-правовые аспекты международного морского права.

Цель исследования в курсовой работе – комплексный анализ основных аспектов международного морского права.

Задачи исследования в курсовой работе:

1. Теоретические аспекты международного морского права

1.1 Понятие и значение международного права

Международное морское право (международное морское публичное право) – это совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года 1 . Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

Международное морское право в течение длительного времени развивалось преимущественно как обычное право. И в наши дни обычай не утратил значения, однако уступил главенствующее положение международным договорам. Издавна пространства морей и океанов служат человечеству в качестве поприща разнообразной деятельности (мореплавания, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и др.). В процессе этой деятельности государства и международные организации вступают в отношения друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими в целом область международно-правового регулирования, называемую международным морским правом.

Ввиду своеобразия морской деятельности подавляющее большинство норм международного морского права не встречается в других областях международно-правового регулирования. Таковы свобода судоходства в открытом море, право мирного прохода морских судов через территориальные воды иностранных государств, право беспрепятственного транзитного прохода судов и пролета летательных аппаратов через проливы, используемые для международного судоходства, и др.

Некоторые из норм международного морского права рассматриваются в качестве его принципов ввиду их большого значения для регулирования морской деятельности. Укажем, в частности, на принцип свободы судоходства для всех судов всех государств в открытом море. Этот принцип оказывает определенное воздействие на содержание правового режима территориальных вод, исключительных экономических зон, международных проливов и некоторых других морских пространств. Целесообразно отметить также установленное Конвенцией ООН по морскому праву 1982 2 года принципиальное положение о том, что все морские районы и зоны за пределами территориальных вод резервируются конвенцией для использования в мирных целях.

Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное право, космическое право и т. д.). Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Международное морское право является одной из наиболее древних частей международного права, уходящей своими корнями в эпоху античного мира. Но его кодификация впервые была осуществлена лишь в 1958 году в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться и другими государствами 3 .

Но при этом надо иметь в виду, что вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 года новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовавших создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств, равно как возникновение в результате научно-технической революции новых возможностей освоения Мирового океана и его ресурсов, привели к глубоким изменениям международного морского права. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года; которую подписали 157 государств, а также ЕЭС и от имени Намибии Совет ООН по Намибии. Эта конвенция набрала 60 ратификаций, необходимых для ее вступления в силу, и с 16 ноября 1994 г. станет обязательной для ее участников. Многие другие государства соблюдают ее на практике. Помимо указанных выше конвенций международное морское право включает значительное число других международных соглашений и международных обычаев.

Значение международного морского права определяется той ролью, которую играет Мировой океан в истории человечества. Наше государство, к сожалению, ратифицировало отдельные положения Конвенции только в 1997 г.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации в настоящее время положения ратифицированной Конвенции ООН по морскому праву 1982 года являются составной частью правовой системы России. Если указанная Конвенция, будучи международным договором Российской Федерации, устанавливает иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1.2 Кодификация и источники международного морского права

Первые попытки кодификации морского права относятся к античному времени. Многие институты современного международного морского права начали зарождаться лишь в период) подъема капитализма и прошли потом сложный путь развития. Правила, регулировавшие публично-правовые отношения государств на морях и в океанах, создавались и накапливались на протяжении нескольких столетий главным образом в качестве международных обычаев. Причиной этой медлительности были проявлявшиеся на протяжении многих десятилетий острые противоречия между государствами по таким кардинальным вопросам, как свобода мореплавания и рыболовства, ширина и правовой режим территориального моря и др. 4

Поскольку международные обычаи в области использования морей и океанов создавались на протяжении длительного исторического периода и ввиду того, что многие из них признавались лишь некоторыми государствами и не признавались другими, между государствами возникали споры и разногласия по вопросу о том, существует ли та или иная международно-правовая норма как общеобязательная. Постепенно стала ощущаться большая нужда в кодификации норм международного морского права. Попытки такой кодификации предпринималась уже в XVII веке, но они, как правило, заканчивались неудачей. И лишь с созданием Комиссии международного права (1947 г.) в период с 1949 г. по 1956 г. стало уделяться большое внимание международному морскому праву.

В 1958 г. в Женеве состоялась I Конференция ООН по морскому праву, в которой приняли участие 86 стран.

Конференция ООН по морскому праву в целом сумела выполнить указание Генеральной Ассамблеи ООН и на основе ее статей было принято четыре конвенции, но самое главное был принят факультативный протокол об обязательном порядке разрешения споров, касающихся толкования и применения одобренных Конференцией конвенций по морскому праву.

В 1960 г. была созвана новая II Конференция ООН по морскому праву, но и она закончилась неудачей из-за негативной позиции некоторых западных стран в отношении 12-мильного предела ширины территориального моря.

Одобрило эту универсальную конвенцию подавляющее число государств и ООН в качестве значительного вклада в прогрессивное развитие и кодификацию международного морского права, в дело укрепления законности и правопорядка в Мировом океане.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. – это крупное достижение за всю историю кодификации не только международного морского права, но и международного права в целом.

Большую роль в становлении договорного морского права сыграли Женевские конференции ООН по морскому праву 1958 и 1960 гг., осуществившие кодификацию его норм. Эта работа затем была продолжена на III Конференции ООН по морскому праву (1973-1982 гг.).

В течение десятилетий к основным источникам морского права относились Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. – о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, об открытом море, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Новейшим комплексным актом является Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которая подписана более чем 150 государствами, вступила в силу она 16 ноября 1994 г. 6

Существенное значение имеют также договоры по специальным вопросам сотрудничества: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1974 г.; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.; Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды — относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.; по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и др. 7

Международное морское право (International Law of the Sea) — это отрасль международного права, нормы которой регулируют межгосударственные отношения в связи с использованием Мирового океана.

Значение международного морского права определяется той ролью, которую играет сегодня Мировой океан в жизни современной цивилизации.

Во-первых, Мировой океан, покрывающий свыше двух третей поверхности нашей планеты, является уникальным поглотителем углекислого газа и производителем кислорода. Таким образом, это прежде всего важнейший экологический компонент Земли, от которого во многом зависит существование человеческой жизни в будущем.

Во-вторых, это гигантская кладовая, которая уже сегодня активно используется для добычи продовольственных ресурсов и полезных ископаемых и значение которой возрастает с каждым годом, учитывая, что в ближайшей перспективе человечество столкнется с нехваткой углеводородов, продуктов питания и пресной воды.

В-третьих, Мировой океан — это важнейшая коммуникационная сфера, используемая для транспортных перевозок. Морской флот является одним из главных средств осуществления международной торговли. Поданным Международной морской организации (ИМО), свыше 90% объема мировой торговли осуществляется морем.

Корни международного морского права уходят в глубокую древность. Между тем как самостоятельная отрасль международное морское право сформировалось сравнительно недавно.

Основные этапы кодификации международного морского права принято связывать с проведением ООН трех конференций: в 1958, 1960 и 1973-1982 гг.

II Конференция ООН поморскому праву 1960 г. , посвященная главным образом проблеме установления прибрежными государствами единой ширины территориального моря и рыболовной зоны, закончилась неудачей. Слишком противоречивыми оказались позиции государств. Вместе с тем Конференция подготовила почву для будущих позитивных результатов.

Третий этап знаменует собой III Конференция ООН по морскому праву , которая явилась без преувеличения эпохальным событием в современных международных отношениях и международном праве. В результате работы Конференции, продолжавшейся с 1973 по 1982 г., что само по себе не имеет исторических прецедентов, был разработан и 10 декабря 1982 г. в Монтего-Бей принят всеобъемлющий международно-правовой акт — Конвенция ООН по морскому праву (International Convention on the Law of the Sea, 1982 — UNCLOS-82).

Сразу под ней поставили подписи 119 государств. Конвенция 1982 г. представляет собой огромную ценность и имеет универсальный характер. Она вступила в силу 16 ноября 1994 г. 26 февраля 1997 г. Конвенцию ратифицировала Россия.

Как и любая отрасль международного права, международное морское право характеризуется специальными принципами. Последние исходят из общих принципов международного права и присущи исключительно международному морскому праву.

Принцип свободы открытого моря является общепризнанным. Он исходит из того, что открытое море не может быть подчинено суверенитету какого бы то ни было государства. Оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств.

С принципом свободы открытого моря тесно связан принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море . Он предусматривает, что в отношении судна, находящегося в открытом море, а также всех лиц на его борту и их имущества действует исключительно законодательство государства флага, под которым плавает данное судно.

Другой важный принцип международного морского права — принцип мирного использования Мирового океана . Он следует из принципов мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой. В соответствии с ним морские пространства должны использоваться исключительно в мирных целях.

Принцип охраны морской среды в концентрированном виде сформулирован в ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., устанавливающей, что государства обязаны защищать и сохранять морскую среду.

В последние десятилетия получил всеобщее признание принцип общего наследия человечества . В рамках международного морского права этот принцип предусматривает общее равноправное пользование ресурсами морского дна и его недр за пределами действия национальной юрисдикции, на которые не распространяются суверенитет или суверенные права какого бы то ни было государства.

Международное морское право (International Law of the Sea) — это отрасль международного права, нормы которой регулируют межгосударственные отношения в связи с использованием Мирового океана.

Значение международного морского права определяется той ролью, которую играет сегодня Мировой океан в жизни современной цивилизации.

Во-первых, Мировой океан, покрывающий свыше двух третей поверхности нашей планеты, является уникальным поглотителем углекислого газа и производителем кислорода. Таким образом, это прежде всего важнейший экологический компонент Земли, от которого во многом зависит существование человеческой жизни в будущем.

Во-вторых, это гигантская кладовая, которая уже сегодня активно используется для добычи продовольственных ресурсов и полезных ископаемых и значение которой возрастает с каждым годом, учитывая, что в ближайшей перспективе человечество столкнется с нехваткой углеводородов, продуктов питания и пресной воды.

В-третьих, Мировой океан — это важнейшая коммуникационная сфера, используемая для транспортных перевозок. Морской флот является одним из главных средств осуществления международной торговли. Поданным Международной морской организации (ИМО), свыше 90% объема мировой торговли осуществляется морем.

Корни международного морского права уходят в глубокую древность. Между тем как самостоятельная отрасль международное морское право сформировалось сравнительно недавно.

Основные этапы кодификации международного морского права принято связывать с проведением ООН трех конференций: в 1958, 1960 и 1973-1982 гг.

II Конференция ООН поморскому праву 1960 г. , посвященная главным образом проблеме установления прибрежными государствами единой ширины территориального моря и рыболовной зоны, закончилась неудачей. Слишком противоречивыми оказались позиции государств. Вместе с тем Конференция подготовила почву для будущих позитивных результатов.

Третий этап знаменует собой III Конференция ООН по морскому праву , которая явилась без преувеличения эпохальным событием в современных международных отношениях и международном праве. В результате работы Конференции, продолжавшейся с 1973 по 1982 г., что само по себе не имеет исторических прецедентов, был разработан и 10 декабря 1982 г. в Монтего-Бей принят всеобъемлющий международно-правовой акт — Конвенция ООН по морскому праву (International Convention on the Law of the Sea, 1982 — UNCLOS-82).

Сразу под ней поставили подписи 119 государств. Конвенция 1982 г. представляет собой огромную ценность и имеет универсальный характер. Она вступила в силу 16 ноября 1994 г. 26 февраля 1997 г. Конвенцию ратифицировала Россия.

Как и любая отрасль международного права, международное морское право характеризуется специальными принципами. Последние исходят из общих принципов международного права и присущи исключительно международному морскому праву.

Принцип свободы открытого моря является общепризнанным. Он исходит из того, что открытое море не может быть подчинено суверенитету какого бы то ни было государства. Оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств.

С принципом свободы открытого моря тесно связан принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море . Он предусматривает, что в отношении судна, находящегося в открытом море, а также всех лиц на его борту и их имущества действует исключительно законодательство государства флага, под которым плавает данное судно.

Другой важный принцип международного морского права — принцип мирного использования Мирового океана . Он следует из принципов мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой. В соответствии с ним морские пространства должны использоваться исключительно в мирных целях.

Принцип охраны морской среды в концентрированном виде сформулирован в ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., устанавливающей, что государства обязаны защищать и сохранять морскую среду.

В последние десятилетия получил всеобщее признание принцип общего наследия человечества . В рамках международного морского права этот принцип предусматривает общее равноправное пользование ресурсами морского дна и его недр за пределами действия национальной юрисдикции, на которые не распространяются суверенитет или суверенные права какого бы то ни было государства.

Читайте также: