Квалификация административных правонарушений доклад

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

для 9-11 классов

по профилактике совершения правонарушений

Автор: Долгушева Ю.В.

Цель: Повышение правовой компетентности обучающихся.

3. Повышение уровня ответственности за свои действия.

Аудитория: кабинет профилактики

Время проведения: 1 час.

Особенности проведения: при рассмотрении статей об административных правонарушениях, обсуждается каждая статья, с получением обратной связи от обучающихся (мнение о степени тяжести наказание за то или иное правонарушение, предложения, высказываниях, какие меры наказания, по мнению обучающихся, следовало бы применять к нарушившим закон по нижеперечисленным статьям).

Рекомендации по использованию: использовать в работе социальных педагогов школ с целью профилактики совершения административных правонарушений.

Текст лектория:

Вступительное слово:

Вопросы для проверки первичных знаний обучающихся:

1. Что такое административное нарушение?

2. Что такое административная ответственность?

3. С какого возраста наступает административная ответственность?

4. Какими последствия может обернуться совершение административного правонарушения?

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться:

- здоровье населения и общественная нравственность;

Признаки административного правонарушения:

противоправность - заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.

виновность - противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.

наказуемость деяния - т.е. за содеяное наступает административная ответственность.

Отличия от иных видов правонарушений

Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством.

Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.

Состав административного правонарушения

Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.

Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.

Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.

Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности

Ответственность за административное правонарушение

Совершение административного правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры: предупреждение, лишение специального права (например, права управления транспортным средством), приостановление деятельности организации, административный арест и другие.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности. (п. 9 введен Федеральным законом от 09.05.2005 № 45-ФЗ)

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1—4, 9 части 1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 № 45-ФЗ)

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3—9 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 № 45-ФЗ)

Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ)

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов —
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 161-ФЗ, от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства или психотропные вещества, а также их аналоги, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, — (в ред. Федерального закона от 05.12.2005 № 156-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ

(в ред. Федерального закона от 05.12.2005 № 156-ФЗ)

1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

2. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

3. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, — влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Примечание. Под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, в части 1 настоящей статьи, части 4 статьи 14.16, части 1 статьи 20.20 и статье 20.22 настоящего Кодекса следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Статья 6.11. Занятие проституцией

Занятие проституцией — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества

Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, — влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Статья 7.27. Мелкое хищение

Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, — (в ред. Федерального закона от 31.10.2002 № 133-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее ста рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 161-ФЗ, от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Примечание. Хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает сто рублей. (в ред. Федеральных законов от 31.10.2002 № 133-ФЗ, от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Статья 11.18. Безбилетный проезд

1. Безбилетный проезд:

1) в пригородном поезде — влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей;
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

4) на судне морского транспорта дальних (транзитных) линий или на судне внутреннего водного транспорта дальних (транзитных) линий — влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

2. Безбилетный полет на судне воздушного транспорта — влечет наложение административного штрафа в размере двухсот рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

4. Провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате, —
влечет наложение административного штрафа в размере половины штрафа, налагаемого на взрослых пассажиров за безбилетный проезд на транспорте соответствующего вида.

Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб

Заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ)

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества,— влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка,—
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики

(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 № 112-ФЗ)

1. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

2. Изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду,—
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

hello_html_5e4804d6.jpg

(в ред. Федерального закона от 05.12.2005 № 156-ФЗ)

2. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (в том числе указанных в части 1 настоящей статьи), за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив,—
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

3. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

hello_html_m4ba497a7.jpg

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность,—
влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (в ред. Федерального закона от 05.12.2005 № 156-ФЗ)

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах
(в ред. Федерального закона от 05.12.2005 № 156-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа

1. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

2. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

3. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 32.3 настоящего Кодекса.

4. Утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 24.07.2007 № 210-ФЗ.

5. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 161-ФЗ, от 24.07.2007 № 210-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ)

Части шестая—седьмая утратили силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ.

Вывод: резюмирование вышеизложенной информации.

Обратная связь: выявление мнений обучающихся, прослушавших лекторий, и учавствующих в возникающих диспутах о полезности услышанной информации, степень оказанного влияния на взгляды по поводу поведения в молодежной среде.

Ожидаемый результат:

- повышение правовой компетентности обучающихся;

- снижение уровня совершения правонарушений;

- умение прогнозировать обучающимися возможные последствия совершаемых поступков.

3.1. Под квалификацией административных правонарушений понимается установление соответствия признаков совершенного деяния признакам конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях.

3.2. Квалификация административных правонарушений осуществляется на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях за исключением стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Требования к полноте квалификации административных правонарушений на каждой стадии различны.

Так, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и начальном этапе административного расследования объем имеющейся информации иногда бывает достаточным лишь для вывода о противоправности деяния.

Задача квалификации здесь заключается в том, чтобы определить, к какому виду правонарушений относится оцениваемый случай (административное правонарушение, преступление, дисциплинарный поступок или гражданско-правовой деликт).

Квалификация административных правонарушений является важнейшим элементом применения норм законодательства об административных правонарушениях к конкретному неправомерному событию.

Правильная квалификация деяния – необходимое условие законности всей правоприменительной деятельности.

Квалификация означает, что лицо привлекается к административной ответственности именно за совершенное им правонарушение..

Ошибки в квалификации порождают целый ряд негативных последствий.

Процесс квалификации административных правонарушенийзаключается в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками состава административного правонарушения, предусмотренного конкретной правовой нормой с целью установления их тождества.

3.3. Квалификация по объективной сторонепредполагает сопоставление признаков совершенного деяния с его характеристикой содержащейся в соответствующей статье КоАП РФ.

3.4. Квалификация по объектупредставляется весьма сложной.

Во-первых в большинстве норм законодательства об административных правонарушениях не содержится прямого указания на непосредственный объект.

Во-вторых, исследуя фактические обстоятельства совершенного деяния, правоприменитель чаще всего лишен возможности непосредственного восприятия его объекта.

3.5. Квалификация по субъектуимеет целью установления соответствия признаков, характеризующих лицо, совершившее деяние, признакам субъекта, содержащимся в составе административного правонарушения.

Установление такого соответствия по общим признакам субъекта (возраст, вменяемость) сложности, как правило, не составляет. Однако при квалификации деяния по признакам административного правонарушения со специальным субъектом возникает задача установление у лица, совершившего такое деяние, признаков указанных в соответствующей норме. Наиболее часто в числе специальных субъектов законодатель называет должностных лиц.

3.6. Квалификация по субъективной стороне предполагает установление соответствия между фактическим содержанием психического отношения лица к совершенному деянию и признаками субъективной стороны соответствующего состава административного правонарушения.

Психическая деятельность человека проявляется в его поведение, поэтому вывод об отношение лица к содеянному и его последствиям.

Изучение и оценка поведения лица в момент совершения противоправного деяния позволяют выявить содержание интеллектуальных и волевых моментов психического отношения лица к квалифицируемому деянию и его последствиям.

Квалификация административных правонарушений обладает государственно-властным характером. Теоретические аспекты квалификации играют большую роль для использования мер административной ответственности.

Квалификация административных правонарушений означает установку тождества между признаками административных правонарушений, которые закрепляет административно-правовая норма, и признаками совершенных противоправных действий.

Таким образом, квалификация административных правонарушений представляет собой соответствие признаков совершенного действия и признаков определенного состава административного нарушения права, которые предусматривает соответствующая статья КоАП РФ. В качестве составной части работы компетентных должностных лиц ОВД, которые применяют законодательство об административных правонарушениях, квалификация является мыслительным процессом того или иного работника. Процесс состоит в том, что происходит сопоставление признаков совершенного деяния и признаков, которые законодатель включил в состав конструкции определенной структуры. Результат сопоставления представлен правовой оценкой совершенного деяния. Впоследствии специалист делается вывод о наличии в деянии признаков состава административного правонарушения (отсутствия таких признаков).

Квалификацию производят на любом этапе производства, которое проводят по делам об административном правонарушении. Исключениями являются случаи, когда происходит исполнение постановлений, касающихся дел об административных нарушениях. Что касается норм, которыми регламентируется производство по таким делам, то они включены в различные разделы КоАП РФ. Квалификацию не используют в ходе исполнительного производства.

Квалификация на разных стадиях

На каждом этапе требования к полноте квалификации административных правонарушений отличаются. Это обусловлено тем, что реальная возможность обеспечения точной и полной квалификации в большей степени зависит от объема и достоверности сведений об обстоятельствах проступка. Так, на стадии возбуждения дела об административных правонарушениях и первом этапе административного производства объемы имеющихся сведений иногда достаточны только для вывода о противоправности определенного действия. Задачей начального этапа квалификации является определение вида правонарушения, к которому можно отнести оцениваемый случай. Это может быть административное правонарушение, дисциплинарный проступок или гражданско-правовой деликт, преступление.

По мере поступления информации об обстоятельствах совершения правового нарушения и его оценки в ходе проведения административного расследования работник ОВД осуществляет поиск статьи законодательства, которой соответствует это деяние. Этот вывод должен быть зафиксирован в протоколе об административном правонарушении. Исключением могут быть ситуации, когда составлять протокол об административном правонарушении не обязательно.

В соответствии с общим правилом заинтересованное лицо может обжаловать или опротестовать постановление по делу. Полномочное должностное лицо, рассматривая жалобу или протест, должно проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. Это подразумевает проверку точности квалификации, которая была дана ранее. В случае нахождения ошибки в квалификации должностным лицом может быть отменено постановление, изменена квалификация или дело может быть направлено на новое рассмотрение.

Квалификацию рассматривают в качестве важнейшего этапа работы ОВД в области использования законодательных норм. Точная квалификация деяния представляет собой необходимое условие, обеспечивающее законность всей правоприменительной деятельности ОВД.

Квалификация характеризуется тем, что человека привлекают к административной ответственности только за нарушение, которое он совершил. В этом случае происходит претерпевание правовых последствий, которые закон связал с осуществлением данного правонарушения.

Ошибки в квалификации неизбежно порождают множество негативных последствий. Так, на стадии возбуждения дела или административного расследования неверное признание действия в качестве административного правонарушения может привести к незаконному доставлению (задержанию, досмотру и др.) лица, поведение которого можно считать правомерным.

Неправильное определение работником ОВД вида совершенного административного нарушения часто приводит к необоснованному использованию мер воздействия, в первую очередь, административного задержания. Наряду с этим, закон в соответствии с видом совершенного административного правонарушения дифференцировал сроки административного задержания (3-8 ч. по статье 27.5 КоАП).

Осуществление лицом административного правонарушения способно вопреки законодательному требованию не повлечь за собой необходимых мер правового реагирования, если предварительная квалификация деяния была ошибочной. Если сотрудник ОВД провел неправильную квалификацию, рассматривая дело об административном правонарушении и вынося по нему постановление, то это приводит к еще более негативным последствиям. В этой ситуации может налагаться административное наказание на того человека, который не совершил никакого правонарушения.

Признаки деяния выявляются с помощью сбора и оценки доказательств. На их основе происходит выстраивание в сознании правоприменителя своеобразной модели совершенного нарушения, которая включает множество признаков. Сотрудник ОВД, который проводит административное расследование или рассматривает дело об административном правонарушении, должен располагать сведениями о необходимом объеме фактических обстоятельств деяния, включая место, время, способ, средства, обстоятельства и др.

С целью квалификации административного правонарушения, которое посягает на общественный порядок, из всего перечня признаков отбираются только существенные. Именно они способны определить правовую характеристику совершенных деяний. В число таких признаков, в первую очередь, важно включить общие признаки, которые характерны для любого вида административных правонарушений (административная противоправность). Выводы, касающиеся общественной опасности и противоправности действия, должны иметь в основе знания законов, профессионализм и жизненный опыт сотрудника, который производит квалификацию. На начальной стадии квалификации административных правонарушений важно учесть не только их признаки, которые рассматривает КоАП РФ, но и аналогичные положения, включенные в состав уголовного законодательства. Эта потребность характеризуется тем, что в названных нормах, как и в некоторых нормах особенных частей этих кодексов, есть показатели, разграничивающие административные правонарушения и преступления.

После того, как действие было признано как административное правонарушение, то появляется предпосылка для возникновения второго этапа квалификации, который является более сложным. Его задача заключается в определении административно-правовой нормы, предусматривающей такое деяние. В этом процессе важно выяснить и сопоставить так называемые видовые признаки, то есть те, которые присущи только для такого административного правонарушения. На первоначальной стадии производства правоприменитель не всегда знает, какие признаки можно считать видовыми. Это обусловлено тем, что обстоятельства, которые были выявлены к данному моменту, позволяют выдвинуть предположение о возможность квалифицировать его по разным статьям закона. По этой причине сотрудник полиции, которые ведет дела об административных правонарушениях, на этой стадии обобщает и затем систематизирует все юридически значимые признаки. Это необходимо для того, чтобы впоследствии провести их сопоставление с признаками, которые включены в правовые нормы, выбирая видовые, то есть те, которые соответствуют конструктивным признакам конкретного состава правового нарушения.

Проведение систематизации признаков оцениваемого деяния происходит в зависимости от элементного состава (элементы, которые относятся к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне). По мере того, как будет получена более подробная информация о фактических обстоятельствах, они распределяются по 4 группам. В этом случае сопоставляются выявленные и сгруппированные признаки деяния и соответствующие элементы состава административного правонарушения. На базе модели, которая была сформулирована в сознании правоприменителя при анализе фактических обстоятельств дела, из всей совокупности нормативного материала выделяют большую группу норм, которая имеет указания на некоторые признаки состава, которые похожи на признаки деяния.

Сотрудник, который осуществляет производство по делу об административном правонарушении, устанавливает полное соответствие признаков совершенного деяния и признаков состава административного правонарушения, которое предусмотрено отдельной правовой нормой. Это является основанием для того, чтобы признать деяние как конкретное административное правонарушение.

Вывод, который включает юридическую оценку совершенного деяния, должен быть зафиксирован с помощью процессуального документа. Это может быть протокол административного правонарушения, постановление по делу и др. В нем необходимо отметить, какая именно административно-правовая норма предусматривает совершенное нарушение в области административного права.

В состав основного содержания процесса квалификации административных правонарушений ОВД необходимо включить сопоставление признаков совершенных действий и признаков состава административного правонарушения. Очевидным является то, что сопоставление сразу всей совокупности данных признаков не представляется возможным для большинства случаев. По этой причине квалификацию производят последовательно в соответствии с элементами состава.

Последовательность квалификации

На первом месте в последовательности квалификации административных правонарушений стоят признаки объективной стороны. Первоочередной оценке и дальнейшему сопоставлению с признаками состава административных правонарушений необходимо подвергнуть признаки, которыми характеризуется деяние. Без этого почти невозможно проведение оценки и сопоставления признаков объекта посягательства. Любое отношение в обществе может стать объектом посягательства лишь при совершении противоправного деяния, не выяснив признаков которого, невозможно квалифицировать его по объекту. Чаще всего правоприменитель не может воспринимать объект непосредственно. Вывод, касающийся его характера, чаще происходит с оглядкой на иные признаки состава. В первую очередь, это признаки объективной стороны, которые включают характер действия, место, где оно было совершено, последствия, которые наступили после него. Именно в данных признаках, полностью отраженных в административно-правовых нормах, происходит объективирование общественной опасности деяния. Последующий процесс квалификации состоит в сопоставлении объектов, субъектов и субъективной стороны деяния и элементами состава, которые содержатся в определенной норме.

Квалификация в зависимости от объективной стороны предусматривает проведение сопоставления признаков совершенного действия и его характеристики, которая содержится в соответствующей статье КоАП РФ. Оно не должно представлять трудность, если положение КоАП РФ содержит подробную характеристику противоправного действия. Тем не менее, формулировка некоторых положений статей КоАП РФ не включает точное описание всех действий, которые формируют объективный аспект административного правонарушения. Иногда они указывают на весьма общие признаки вероятных противоправных действий. Некоторые статьи только содержат перечень действий, но не раскрывают их характеристику. Иногда в них содержится указание на последствия того или иного противоправного действия.

Примером может быть нарушение организатором публичного мероприятия требуемого порядка организации и проведения собраний, демонстраций, шествия или митинга, пикетирования, которые повлекли причинение вреда здоровью человека или его имуществу. Это предусмотрено для случаев, когда действия (бездействие) не включают уголовно наказуемого деяния и рассматриваются в статье 20.2 КоАП РФ.

В этих случаях, решая проблему признания (непризнания) совершенных конкретных действий признаками объективной стороны состава, правоприменитель производит семантическое, логическое толкование термина, который указан в законе. Это необходимо для понимания того, какие действия включены в состав термина. Если же в составе диспозиции статьи включены только противоправные последствия, то необходимо выяснить, какими действиями они могут вызываться.

В качестве соответствующих признаков объективной стороны могут быть признаны только общественно опасные деяния.

В предыдущем примере нарушенная организация порядка проведения публичного мероприятия может состоять в том, что в качестве организатора выступает лицо, которое имеет неснятую или непогашенную судимость. Она предусмотрена за совершение умышленных преступлений против основы конституционного строя и государственной безопасности, преступлений против безопасности и порядка в обществе. Также человек мог два и более раз привлекаться к административной ответственности за соответствующие правонарушения КоАП РФ.

Диспозиция большей части законодательных норм, касающихся административных правонарушений и предусматривающих ответственность в области охраны порядка в обществе, могут считаться бланкетными или ссылочными. Они формируют ответственность за нарушение правил, которые включены в нормы административного права или нормы других правовых отраслей. В этих ситуациях вывод о соответствии оцениваемых деяний признакам объективной стороны состава можно получать только при исследовании нормативных актов права, которые содержат указанные правила.

Квалификация по объективной стороне чаще всего предусматривает установку соответствия между реальными последствиями совершенного деяния и его признаками, которые содержатся в составе. Подобная потребность проявляется при квалификации в соответствии с признаками материальных составов, когда последствия действий включены в состав конструктивных признаков, которые необходимо оценивать и сопоставлять.

Необходимо отметить, что характер наступивших последствий способен оказать влияние на оценку меры общественной опасности административных правонарушений. Иногда это единственный критерий, используемый для разграничения преступления и административного правонарушения.

Установление соответствий между реально наступившими последствиями и теми, которые указаны в правовых нормах, предполагает дальнейшее нахождение причинной связи, наблюдаемой между противоправным действием и его последствиями. Вывод о ее существовании можно получить в процессе разносторонней оценки характера действия и обстановки их совершения, сопоставления ситуации для оценки с аналогичной ситуацией, которая подвергалась исследованию до этого. Для того чтобы установить причинную связь иногда достаточным является профессиональный, жизненный опыт правоприменителя. В некоторых случаях такая связь определяется на основе наличия у специалиста специальных познаний, исследований, проведенных экспертами.

В ходе квалификации деяний по признаку административных правонарушений, в составах которых есть указание на такой признак объективной стороны, как место, время, способ, важно проводить их исследование и сопоставление с признаками соответствующего состава.

Существует трудность в квалификации по факультативным признакам. Она состоит в отсутствии законодательных характеристик некоторых из них. После того, как установлено соответствие признаков объективной стороны, специалист начинает сопоставлять признаки объекта совершенного действия и одноименные признаки состава административного нарушения.

Квалификация в соответствии с объектом является сложной. Как было отмечено до этого, большинство законодательных норм, касающихся административных правонарушений, не содержат прямого указания на непосредственный объект. В ходе исследования фактических обстоятельств совершенных деяний, правоприменитель часто не имеет возможности непосредственно воспринимать его объект. Трудность установки непосредственного объекта для квалификации иногда основана на отсутствии точной юридической характеристики родовых и непосредственного объекта нарушения. В некоторых случаях определяющую роль в квалификации административного правонарушения играет сам предмет посягательств. Так, указание в административной норме права на предмет или его характеристики нередко может являться показателем для разграничения административного правонарушения, преступления и действия, которое не представляет собой правонарушение.

Квалификация в соответствии с субъектом направлена на установку соответствия между признаками, которые характеризуют лицо, совершившее деяние, и признаками субъекта, которые содержатся в составе административного нарушения права. Такое установление может происходить по общим признакам субъекта (например, по возрасту, вменяемости), поэтому оно не представляет трудности. Тем не менее, в процессе квалификации деяния в зависимости от признаков административного правонарушения со специальными субъектами может возникнуть задача установки у лица, совершившего это деяние, признаков, которые включены в соответствующую норму законодательства.

Квалификация в соответствии с субъективной стороной начинается с нахождения соответствия фактического содержания психического отношения лица к своему действию и признаков субъективной стороны соответствующего состава нарушения административного права. Если рассматривать психическую деятельность человека, то она находит проявление в его поведении. По этой причине вывод об отношении человека к совершенному административному нарушению права, включая его последствия, может быть сделан при анализе фактических обстоятельств дела, которыми характеризуется объективная сторона и объект противоправных посягательств.

Исследование и оценка поведения человека при совершении противоправного действия (часто до и после совершения) дают возможность работникам ОВД начать выявление содержания интеллектуальных и волевых моментов психического отношения гражданина к деянию, которое нужно квалифицировать. В этом случае возможно проводить отслеживание логики его мышления, привести заключение о виновности совершенных им действий, выявить форму вины и цель осуществления действия, если это имеет значение в ходе квалификации. Для проведения квалификации большей части административных правонарушений достаточным будет установление того факта, что действие совершено виновно. Чаще всего форма вины не оказывает влияния на правовую оценку совершенного административного правонарушения. Отсутствующие признаки вины, предусмотренные КоАП Российской Федерации, то есть установление того, что человек не имел умысла на совершение противоправного деяния и не допускал неосторожности, в подобных ситуациях оцениваются в качестве случая, который нельзя считать основанием для наложения на человека административного наказания.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Квалификация административного правонарушения

План курсовой работы

1. Понятие и признаки административного правонарушения.

2. Состав административного правонарушения и его содержание.

3. Понятие и процесс квалификации административных правонарушений.

Список используемой литературы.

Введение

Вопросы, связанные с административным правонарушением и административной ответственностью на федеральном уровне регулирует административное законодательство.

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение. Государство и право имеют не только инструментальное значение и самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы. К этой цели общество придет только через повышение ответственности, возложенной на институты государственной власти, решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной правовой базы для таких действий.

Это требует высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых юридической деятельностью. Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права.

Административное право занимает ведущее место среди остальных отраслей права, так как в повседневной жизни между гражданами возникают постоянно административно-правовые отношения. При этом единственным основанием привлечения лица к административной ответственности является наличие всех признаков состава административного правонарушения.

Любой юрист обязан знать и четко ориентироваться в административно-правовых нормах, в чем и состоит актуальность написания данной работы.

Главной целью курсовой работы является исследование административного правонарушения и его состава, как единственного основания привлечения к административной ответственности, а также понятия квалификации административного правонарушения.

Предметом исследования является административное правонарушение.

Объект исследования - процесс квалификации административного правонарушения.

  • - определить понятие и признаки административного правонарушения;
  • - изучить состав и содержание административного правонарушения;
  • - рассмотреть содержание процесса квалификации административного правонарушения.

В ходе исследования, проводимого в работе, использовались методы сравнительно-правового анализа, а также результаты изучения законодательства и специальной литературы.

В работе использованы работы таких авторов как Попов В.И., Бахрах Д.Н., Габричидзе Б.Н., Зайцев В.А., Иванов В.И., Устинов И.Ю., Зибров Г.В. Кашанина Т. В., Катанин А. В., Козлов Ю.М., Ястребов О., Сидоренко Е.Н., Матузов Н.И., Малько А.В., Агапов А.П., Некрасов С.И., Росинский Б.В.

Читайте также: