Детский рунет 2018 доклад
Обновлено: 02.07.2024
провели участники проекта – компания Mediascope, сервис по анализу информационного поля Brand Analytics и фонд “Общественное мнение” .
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Детский Рунет – сегмент российского интернета, объединяющий детский контент и его потребителей. 24,5 млн россиян, включая детей и их родителей, посещают сайты, специализирующиеся на детском контенте. На платформах, включая социальные сети и видеохостинги, число потребителей детского контента составляет 41 млн. человек .
Дети всё раньше начинают пользоваться интернетом: в среднем уже в 4–5 лет. Более трети делают это самостоятельно. У 44% детей в возрасте 5–7 лет есть собственный смартфон, у детей в возрасте 8–11 лет этот показатель уже 74%. Во многом эти тенденции связаны с развитием технологий, например, голосовых помощников, а также с появлением нового поколения родителей, которые сами с детства являются интернет-пользователями .
Главный тренд коммуникационных сервисов 2018 года у молодёжи – мобильные социальные видео-платформы like.video (доля авторов младше 18 лет – более 70%) и tiktok (доля авторов младше 18 лет – более 40%). Обе платформы разработаны в Азии (Сингапур и Китай, соответственно), что соответствует и тенденциям в контентных предпочтениях российской молодёжи .
видео смотрят 86%, в онлайн-игры играют 74%, на картинки и музыку приходится 68% и 66% соответственно .
Детские ресурсы Рунета По данным Mediascope наиболее охватными ресурсами Рунета среди населения в возрасте 12-17 лет (в городах с населением от 100 тыс. жителей) являются ВКонтакте (3,737 млн человек), Google (3,5 млн человек), Яндекс (3,27 млн человек), Youtube (3,2 млн человек) и Instagram (2,64 млн человек) .
ВКонтакте – основной ресурс, где дети делятся контентом и создают его сами. По данным сервиса Brand Analytics среди авторов этой социальной сети 20,5% младше 18 лет .
Главный тренд коммуникационных сервисов 2018 года у молодёжи – мобильные социальные видео-платформы like.video (доля авторов младше 18 лет – более 70%) и tiktok (доля авторов младше 18 лет – более 40%) .
Однако только 23% родителей используют какие-либо средства обеспечения безопасности в Сети, кроме антивирусов. В 2015 году такие средства использовали только 17% родителей, а в 2013 — 14% .
18% родителей уверены, что в интернете нет безопасных для детей сервисов. В 2015 году так отвечали 24% родителей .
Наиболее безопасными для детей родители считают большие порталы: 35% родителей в 2018 году, 34% в 2015 году. При этом поисковые сервисы безопасными считают только 8% родителей (11% в 2015 году). В безопасности соцсетей уверены только 12% родителей .
Большинство родителей осознают в первую очередь собственную ответственность за безопасность детей в Сети. Чем моложе родители, тем выше этот показатель .
Родители, которые сами не пользуются интернетом, — в 2 раза чаще говорят об ответственности государства и школы .
АУДИТОРИЯ ДЕТСКОГО КОНТЕНТА В РУНЕТЕ
24,5 млн 41 млн 53 млн человек человек человек Дети и родители, Дети и родители из стран Дети и родители, потребляющие контент на дальнего и ближнего которые посещают платформах: в социальных зарубежья на ресурсах сайты с детским сетях и на видео-порталах. Рунета .
АУДИТОРИЯ ДЕТСКОГО РУНЕТА
35% 54% 45 % 6–7 ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ 21 % 23% 20% 4–5 ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ 24 % 29% 19% 1–3 ДНЯ В НЕДЕЛЮ 9% 12% 6% РЕЖЕ 1 РАЗА В НЕДЕЛЮ
“Институт исследований интернета” подготовил отраслевой доклад “Детский Рунет 2018”, призванный сформировать базовый и регулярный набор метрик для оценки развития детского сегмента интернета в России.
Доклад публикуется при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, а также компании “Лаборатория Касперского”, доменной зоны .Дети и Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ).
Специально для отчёта “Детский Рунет 2018” свои исследования в сентябре-декабре 2018 года провели участники проекта — компания Mediascope, система анализа социальных медиа Brand Analytics и фонд “Общественное мнение”.
Детский Рунет — сегмент российского интернета, объединяющий детский контент и его потребителей. 24,5 млн. россиян, включая детей и их родителей, посещают сайты, специализирующиеся на детском контенте. На платформах, включая социальные сети и видеохостинги, число потребителей детского контента составляет 41 млн. человек. Однако, если рассматривать не только аудиторию из России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья, то на площадках рунета присутствует порядка 53 млн. активных потребителей детского контента, включая детей и взрослых.
Главный тренд коммуникационных сервисов 2018 года у молодёжи — мобильные социальные видеоплатформы like.video (доля авторов младше 18 лет — более 70%) и tiktok (доля авторов младше 18 лет — более 40%). Обе платформы разработаны в Азии (Сингапур и Китай, соответственно), что соответствует и тенденциям в контентных предпочтениях российской молодёжи.
Алексей Волин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ:
Рунет сегодня не только охватывает 90 миллионов россиян, более 70% населения страны, но и имеет огромное влияние на всё русскоязычное пространство. Это в равной степени относится и к русскоязычному детскому контенту, который потребляют не только дети, но и взрослые в СНГ, Прибалтике, Германии, Израиле, США и других странах, где проживает русскоговорящее население. В этом смысле детский рунет играет большую интеграционную роль, обеспечивая связь нового поколения с русским языком, русской культурой. Во многом этому способствует то, что детский контент представлен не только на отдельных специализированных детских сайтах, но в первую очередь на платформах — видеохостингах и социальных сетях. Поддержка и развитие детского контента должны оставаться ключевым направлением развития Рунета.
Людмила Бокова, сенатор Совета Федерации:
В январе 2018 года по инициативе председателя Совета Федерации указом президента в России объявлено “Десятилетие детства”, системная и продуманная национальная политика заботы о детях во всех сферах. Отдельным направлением этой программы выделено развитие детского контента, создание анимации и сериальной продукции, которые сегодня немыслимы без интернета, как важнейшей среды распространения. Фильм или анимация могут быть показаны по ТВ несколько или много раз, но только опубликованные в Сети они становятся доступны всегда и каждому. Новое поколение детей растёт с гаджетами в руках, поэтому подробное и регулярное исследование этой аудитории крайне важно для развития общества и выработки правильного курса государственной политики в этой области.
Особенности детской интернет-аудитории
Детский Рунет 2018
В выходные дни дети пользуются интернетом больше, чем в будни: 44% детей пользуются им более 3 часов в день по выходным, тогда как в будни 3 и более часов в день в Сети проводят только 17% детей в возрасте 5-11 лет.
Детские интернет-ресурсы Рунета
По данным Mediascope наиболее охватными ресурсами Рунета среди населения в возрасте 12-17 лет (в городах с населением от 100 тыс. жителей) являются ВКонтакте (3,737 млн человек), Google (3,5 млн человек), Яндекс (3,27 млн человек), Youtube (3,2 млн человек) и Instagram (2,64 млн человек).
ВКонтакте — основной ресурс, где дети делятся контентом и создают его сами. По данным сервиса Brand Analytics среди авторов этой социальной сети 20,5% младше 18 лет.
Главный тренд коммуникационных сервисов 2018 года у молодёжи — мобильные социальные видеоплатформы like.video (доля авторов младше 18 лет — более 70%) и tiktok (доля авторов младше 18 лет — более 40%).
Детский Рунет 2018
Безопасность детей в интернете
Однако, только 23% родителей используют какие-либо средства обеспечения безопасности в Сети, кроме антивирусов. В 2015 году такие средства использовали только 17% родителей, а в 2013 — 14%.
18% родителей уверены, что в интернете нет безопасных для детей сервисов. В 2015 году так отвечали 24% родителей.
Наиболее безопасными для детей родители считают большие порталы: 35% родителей в 2018 году, 34% в 2015 году. При этом поисковые сервисы безопасными считают только 8% родителей (11% в 2015 году). В безопасности соцсетей уверены только 12% родителей.
Большинство родителей осознают в первую очередь собственную ответственность за безопасность детей в Сети. Чем моложе родители, тем выше этот показатель. Родители, которые сами не пользуются интернетом, — в 2 раза чаще говорят об ответственности государства и школы.
Детский Рунет 2018
Детский Рунет 2018
- Аудитория детского контента — почти треть населения России.
- Сайты, специализирующиеся на контенте для детей, посещают 24,5 млн человек; если к этому добавить другие платформы (социальные сети, видеохостинги), то совокупная аудитория вырастет до 41 млн человек.
- Интернетом пользуются 93% детей в возрасте 5–11 лет, это почти 5 млн человек. Среди возрастной группы 5–7 лет (2,1 млн человек) в интернет выходят 89%, а среди 8–11 лет — 97% (2,74 млн человек).
881 Дата добавления: 27.02.2019
Индекс цифровой культуры 2022
Цифровая экономика 2022. Краткий статистический сборник
Ежедневная аудитория интернета в России достигла 77% взрослого населения.
Тенденции развития интернета: от цифровых возможностей к цифровой реальности
Мобильный трафик в расчете на одного абонента в 2020 году в среднем увеличился до 12,9 Гбайт/мес.
Детским Рунетом называют сегмент российского интернета, объединяющий детский контент и его потребителей. 24,5 млн. россиян, включая детей и их родителей, посещают сайты, специализирующиеся на детском контенте, а в социальных сетях и на видеохостингах – их 41млн.!
В целом Рунет сегодня охватывает 90 мнл. россиян, более 70% населения страны. Как отмечает, замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, он оказывает огромное влияние на все русскоязычное пространство, не только России, но и СНГ, Прибалтики, Германии, Израиля, США и других стран. Детский Рунет играет большую интеграционную роль, обеспечивая связь нового поколения с русским языком и культурой. Во многом этому способствует то, что детский контент представлен не только на отдельных специализированных сайтах, но в первую очередь на платформах — видеохостингах и социальных сетях.
Главный тренд у детей и подростков в 2018 г. – мобильные социальные видеоплатформы, такие как like.video (более 70% их пользователей – младше 18 лет) и tiktok (более 40% авторов младше 18 лет), разработанные в Азии (Рис.1).
Особенности детской интернет-аудитории
Безопасность детей в интернете
В России, по данным ФОМ, всё больше родителей считают необходимым следить за интернет-потреблением детей. В 2018 году в этом уверены уже 96% родителей (в 2015 – 94%, в 2013 – 91%, в 2012 – 90%). Однако только 23% родителей используют какие-либо средства обеспечения безопасности, кроме антивирусов (в 2015 году – 17%, а в 2013 – 14%).
Наиболее безопасными для детей родители считают большие порталы (35% родителей в 2018 году, 34% в 2015 году). При этом поисковые сервисы безопасными считают только 8% (11% в 2015 году). В безопасности социальных сетей уверены только 12% родителей.
Большинство родителей осознают в первую очередь собственную ответственность за безопасность детей в Сети. И чем моложе родители, тем выше этот показатель. При этом родители, которые сами не пользуются интернетом, в 2 раза чаще говорят об ответственности государства и школы.
Директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергей Гребенников отмечает, что интернет для детей сегодня – не развлечение, а большая часть жизни. Эта сфера не может и не должна оставаться бесконтрольной со стороны родителей. И, как и этикету, взаимоуважению, поведению в обществе, поведению в интернете нужно обучать. Этим должны заниматься и дома, и в школе [см., например, 6]. Важно, чтобы, наряду с потреблением цифровых услуг и продуктов, росла цифровая грамотность молодого поколения. Без основных цифровых навыков и знаний интернет не будет безопасной и полезной средой для ребенка.
Источники
[5] Михалева Г.В. Онлайн-риски и проблемы защиты детей в современном британском медиаобразовании // Научный диалог. Педагогика. Психология. №6 (30). 2014. С.66-74.
Читайте также: