Понятие инклюзивное обучение и воспитание детей с овз доклад

Обновлено: 04.07.2024

Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;

является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;

является динамичным процессом, который постоянно в развитии;

признает, что все дети могут учиться.

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образованияявляется одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.

Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.

Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

Включающее образование базируется на восьми принципах:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

Каждый человек способен чувствовать и думать.

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Все люди нуждаются друг в друге.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Три аспекта развития инклюзии:

Создание инклюзивной культуры.

Построение школьного сообщества. Принятие инклюзивных ценностей.

Разработка инклюзивной политики.

Развитие школы для всех. Организация поддержки разнообразия.

Развитие инклюзивной практики.

Управление процессом обучения. Мобилизация ресурсов

Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание адаптивной среды , позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий , обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы.

В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.

Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа, важное значение, имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов

В идеале такая команда состоит из:

Педагога, психолога, логопеда, дефектолога, тьютора, социального работника, врача-педиатра, специалистов по охране и гигиене труда, ассистента педагога (сопровождающего).

Существующие барьеры:

дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;

родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;

архитектурная недоступность школ, учреждений.

Системный подход

Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.

Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).

Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.

От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным (У. Джеймс).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ.

Шипилова Татьяна Сергеевна, воспитатель

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие того или иного недостатка не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другой – относительно не ограничен в своих возможностях. Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей. Как говорят данные многих психологических исследований, большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть - адекватную и очень редко встречается самооценка завышенная.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в большей степени, чем здоровый ребенок, подвергнут влиянию ближайшего окружения; отношение ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать. Особенности развития личности ребенка-инвалида и различные ограничения, которые вносит в его жизнь дефект, приводят к тому, что его самостоятельное обучение в условиях массовой общеобразовательной школы часто бывает затруднено.

• причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;

Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов (2006):

Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежения. Обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования.

Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который определял личность и среду как целостность. Согласно его взгляда, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Терпимое (толерантное) отношение российского населения к детям-инвалидам находится на стадии формирования, поэтому следует учитывать психологическую неготовность части общества принимать этих детей полноправными членами.

На данном этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников. Определенная модель инклюзии должна быть доступна и полезна ребенку. При этом она не должна препятствовать получению качественного образования другим развивающимся детям.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи: создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ; обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов; построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами; обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам; разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ; координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования; формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

-выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

-реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

-получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

-реализация себя в обществе;

-повышение качества жизни;

-улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

Каждый человек способен чувствовать и думать

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

Все люди нуждаются друг в друге

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение; толерантность; осознание себя частью общества; предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека; взаимопомощь; возможность учиться друг у друга; возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

Педагогам необходимо обладать следующими навыками:

-Знать теории развития детей, владеть разнообразными методами обучения и воспитания.

-Использовать свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.

-Обеспечивать обучение и воспитание и модифицировать его таким образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей.

-Способствовать развитию положительной самооценки детей.

-Разговаривать с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, обращаясь к ним по именам.

-Знать сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени; ежедневно выявлять индивидуальные навыки и достижения каждого ребенка и хвалить его.

-Поддерживать позитивное взаимодействие с родителями.

-Сообщать семьям о достижениях их детей (например, в письмах, по телефону и т.п.).

-Ко всем детям обращаться с равным уважением и вниманием.

-Предоставлять детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий.

-Предоставлять детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах.

-Способствовать тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска газет и других занятий.

-Создавать для детей условия безопасности: через организацию четкого ритма распорядка дня, недели, месяца, года, создание и исполнение ритуалов группы.

-Стимулировать атмосферу взаимной заботы и помощи.

-Демонстрировать и формировать отношение сочувствия и позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов.

-Вовлекать детей в процесс выработки ясных и понятных требований и правил к поведению.

-Применять принципы честности и равноправия, когда хвалят их за умения, усилия и достигнутые результаты.

-Создавать ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата.

-Использовать естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (напр., выражения чувств, соблюдение очередности и т.п. через драматические игры, проектную деятельность, изготовление кукол для кукольного театра, рисование, живопись и т.д.).

-Использовать различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение, имеющее для детей смысл, и чтобы достигнуть следующих целей:

Воспитывать позитивное чувство самоидентификации и эмоционального благополучия.

Развивать социальные умения и знания, коммуникативные навыки.

Побуждать детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать.

Способствовать развитию умений решать проблемы, излагать свое мнение и делать выводы.

Стимулировать развитие языковых навыков и грамотности.

Повышать уровень физического развития.

Большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели могут использовать принципы организации предметно-развивающей среды:

• Среда должна быть безопасной.

• Среда должна быть комфортной и уютной.

• Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.

• Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).

Особую значимость в формировании социальной активности личности приобретает воспитательная работа, направленная на организацию культурно-досуговой деятельности, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности. Культурно-досуговая деятельность имеет ряд преимуществ: она предполагает смену ролевого статуса; это свободная деятельность по интересам; участие в досуговой деятельности формирует социальную активность, способствует самоорганизации и включенности механизмов самоуправления; досуговая деятельность является фактором, позволяющим воздействовать на поведение личности и управлять им. Её специфика заключается в учёте характерных особенностей мышления обучающихся.

Нет никаких оснований думать, что среди детей с ограничениями (даже умственными) нет художественно одаренных личностей; удавшиеся и положительно принятые общественностью презентации творческих работ учащихся с ОВЗ легче всего могут убедить окружающих способствовать дальнейшей художественной активности детей, чьи работы они увидели, оказывать помощь в создании благоприятных условий, материальной базы для их досуговой деятельности в образовательном учреждении.

Любой школьный праздник, коллективное дело основываются и на восприятии, и на активном действии, связанном с самыми различными формами самовыражения детей с интеллектуальной недостаточностью. Каждый может проявить себя и как исполнитель, и как организатор. Развиваются способности, формируются организаторские навыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива.

Для учителя в инклюзивной образовательной среде важно владеть практикой в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников.

5. Специальная педагогика /Под редакцией Н.М. НАЗАРОВОЙ. — Москва: АСАDEMА

6. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. - Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — 2001.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья.

Что же такое инклюзивное образование? (Слайд 1)

Это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

(Слайд 2) В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – (инклюзивное образование) совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

(Слайд 3)Основная задача данного направления деятельности сформулирована Д. А. Медведевым, слова которого таковы: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов. Это значит, что признание проблемы обучения детей с ОВЗ и детей- инвалидов осуществляется на государственном уровне.

Законодательная база (Слайд 4)

Кто такие дети с ОВЗ? (Слайд 5)

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Как их определить? (Слайд 6)

Дети с ОВЗ, обучающиеся в инклюзивных классах школ и группах дошкольных образовательных учреждений, проходят психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для получения рекомендаций, на основании которых образовательное учреждение организует сопровождение ребенка специалистами, разрабатывает индивидуальный учебный план, создает предметно-развивающую и реабилитационную среду.

Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения областной ПМПК при обязательном согласии родителей (законных представителей) и наличии в учреждении необходимых условий, включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционного обучения, службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую материально-техническую базу.

Виды инклюзивного образования (Слайд 7)

1.Частичная (фрагментарная) интеграция – при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на несколько уроков (на уроки технологии в основной школе, уроки физической культуры специальной группы, занятия в кружках);

2. Комбинированная интеграция – это посещение занятий в течение всего дня в классе вместе с обычными детьми, кроме того, получая постоянную коррекционную помощь учителя, психолога, логопеда и других специалистов;

3.Полная интеграция подразумевает помещение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычный класс массовой школы на весь срок обучения.

(Слайд 9) Адаптивная образовательная среда - создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий. Доступность классного помещения – это важнейшее предварительное условие обучения в инклюзивной образовательной среде: установка пандусов; необходимо расширить дверные проёмы. Класс, в котором учится ребёнок с нарушением движения, должен быть достаточно просторным, таким, чтобы ребёнок мог свободно передвигаться по нему. В классах, где есть дети с нарушениями зрения, следует избегать частой перестановки мебели. Детей с нарушением поведения лучше всего сажать в той части класса, где мало предметов, отвлекающих внимание. Так, для них место у окна будет не самым лучшим местом, таким, где они без помех смогут сконцентрироваться на той или иной учебной задаче. Для детей с нарушением зрения очень важны вопросы освещённости и обзора в классной комнате. Эти дети должны сидеть в самой светлой части класса. Дети с нарушением слуха должны сидеть там, где им лучше всего слышно, и где они могут лучшим образом читать с губ учителя.

(Слайд 10) Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк ОУ)

рассматривается как форма взаимодействия специалистов В состав ПМПк ОУ входят: координатор по инклюзии (как правило, его роль выполняет завуч школы), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медсестра и др.

Содержание деятельности консилиума ОУ:

- разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрут;,

-разработка содержательной части маршрута;

-динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ;

- изменение, при согласии родителей, образовательной траектории ребенка с ОВЗ (например, изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы, время пребывания ребенка в среде сверстников и т.п.);

- при выявлении изменений психофизического и соматического состояний направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.

Каждый специалист консилиума оценивает состояние психофизического развития ребенка и дает прогноз его возможностей в плане обучения, воспитания и социальной адаптации, в соответствии со своей специальностью и специализацией.

Принципы инклюзивного образования

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

В учебном процессе использовать различные принципы и виды деятельности:

1. Обязательное использование наглядных средств.

-Чёткое и поэтапное разъяснение заданий с последовательным их выполнением, а также неоднократное повторение учащимся инструкции к выполнению задания; Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребёнка

2.Уменьшать объём выполняемой работы.

- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; Использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.

3.Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача)

4.Предоставление дополнительного времени для завершения задания ;

- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

- Обеспечение аудио- визуальными техническими средствами обучения;

- Предусмотреть выполнения задания на компьютере.

- Научить пользоваться калькулятором и использовать его на уроках математики.

- Заменять письменные задания альтернативными. Например, ребёнок диктует ответы на диктофон.

Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы со всеми участниками образовательного процесса(с родителями и детьми)

Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ

Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В школу могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет учителю рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.

Основные стадии переживания ситуации в семье:

1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).

2.Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).

5.Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).

Детский коллектив. Дети должны быть готовы к принятию особенного ребёнка.

Участники встают в круг. Учитель просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.

В конце упражнения учитель говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Автор: Егорова Дарья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №8"
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Доклад
Тема: "Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 8 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Доклад на тему:

МБДОУ Детский сад № 8

Ф.И.О: Егорова Дарья Михайловна

П р е д с т а в и т е л и

О т е ч е с т в е н н о й

д е ф е к т о л о г о и и … … . .

Формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии……….….8

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях

ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального

(ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего

Такая постановка задачи влечет за собой необходимость структурно-

государстве с середины 1990-х годов, выдвинули в разряд актуальных проблему

гуманизации общества, необходимость осознания того, что человек – важнейшая

предусмотренная нормами международного гуманитарного права.

феномен сформировалось в США и в Западной Европе на рубеже 1970-х годов.

Однако предпосылки возникновения тенденции к совместному обучению лиц,

уничтожение людских ресурсов способствовали переосмыслению обществом и

отдельными его представителями отношения к человеку, отличающегося теми

человеческой жизни и личности, общество начало проявлять заботу и о детях с

ограниченными возможностями здоровья.

Задачами специального образования на современном этапе в России

¦ определение системы показаний для осуществления интеграции ребенка с

¦ разработка содержания и форм специализированной поддержки детей,

интегрированных в общеобразовательные учреждения;

¦ разработка и апробация вариативных индивидуальных программ

психофизическими нарушениями в ОУ.

На протяжении многих лет ученые и практики-дефектологи считали, что

детей с отклонениями в развитии лучше обучать в специальных (коррекционных)

школах, чем в общеобразовательных. Но западные интеграционные тенденции в

системе специального образования оказали влияние на позицию государства,

страны к поиску возможных путей организации совместного обучения детей

разного уровня развития в учреждениях специального и общего образования.

Становление законодательной базы в этой области началось с ратификации

в 1991 г. нормативных международных документов. Затем был принят Закон РФ

предоставил родителям и детям с проблемами в развитии возможность выбора

форм обучения (специальная коррекционная школа, интернатное учреждение,

обучение на дому, общеобразовательная школа).

Еще одним шагом на пути реализации идеи интегрированного обучения

интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными

потребностями). В ней говорится о том, что необходимо взвешенное сочетание

организованных условиях для оказания необходимых ребенку образовательных

сближения систем массового и специального образования.

Несмотря на то что у нас в стране уже сложилась разветвленная сеть

специальных образовательных учреждений, большинство ученых и практиков

специального образования страны стала интеграция. Отечественная концепция

интегрированного обучения строится на трех основных принципах: 1) ранней

диагностике и коррекции отклонений в развитии; 2) обязательной коррекционной

противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из

альтернативных форм внутри общегосударственной системы образования.

Процесс организации и осуществления интегрированного обучения

Основооположником идеи интегрированного обучения в отечественной

педагогике является Л. С. Выготский. Он писал, что «при всех достоинствах

замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка –

в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все

задача воспитания ребенка с нарушением развития – его интеграция в жизнь и

создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем.

Компенсацию ученый рассматривал не в биологическом, а в социальном аспекте,

так как он считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты

развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько

с их социальными последствиями. «У нас обучение и воспитание… дефективных

детей должны быть поставлены как проблема социального воспитания… По

существу нет разницы ни в воспитательном походе к дефективному ребенку и

Одной из форм оптимального развития умственно отсталого ребенка, по

мнению Выготского, должен стать коллектив. Подчеркивая его превалирующую

роль в процессе развития и воспитания, автор выдвигает требование насыщения

коллектива разными по степени интеллектуального недоразвития детьми. По

достаточно однороден, это наносит ущерб как нормальным, так и аномальным

детям – лишает их возможности развития. Интеллектуально более одаренные не

Читайте также: