Доклад на родительское собрание в 5 классе

Обновлено: 17.05.2024

2. предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.

1) сформировать у родителей представление о роли, возможностях, путях преемственности младшего школьного возраста и среднего звена;

2) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации;

3) сформулировать признаки успешной адаптации;

4) сформулировать признаки дезадаптации учащихся;

5) сформулировать практически рекомендации по адаптации учащихся.

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.

Ход СОБРАНИЯ:

Сейчас нашим детям необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних - кабинетная система, и заканчивая внутренними, - установление контактов с разными учителями и усвоение новых предметов. В начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия. Так же в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой.

Для решения данных проблем ученику необходимо быстро адаптироваться в новых условиях обучения.

Признаки успешной адаптации :

• удовлетворенность ребенка процессом обучения;

• ребенок легко справляется с программой;

• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

• удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.

На все эти жизненные трудности возможны следующие реакции: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Появляются признаки дезадаптации :

• Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

• Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

• Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

• Нежелания выполнять домашние задания.

• Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

• Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

• Трудности утреннего пробуждения, вялость.

• Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Рекомендации родителям :

• Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

• Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

• Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.

• Приучайте его к самостоятельности постепенно.

• Учитывайте темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

• Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.

• Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

• Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

• Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

• Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

• Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Родительское собрание

Тема: Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе

Цель собрания : 1. ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе;

2. предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.

1) сформировать у родителей представление о роли, возможностях, путях преемственности младшего школьного возраста и среднего звена;

2) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации;

3) сформулировать признаки успешной адаптации;

4) сформулировать признаки дезадаптации учащихся;

5) сформулировать практически рекомендации по адаптации учащихся.

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.

Ход СОБРАНИЯ:

Сейчас нашим детям необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних - кабинетная система, и заканчивая внутренними, - установление контактов с разными учителями и усвоение новых предметов. В начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия. Так же в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой.

Для решения данных проблем ученику необходимо быстро адаптироваться в новых условиях обучения.

Признаки успешной адаптации :

• удовлетворенность ребенка процессом обучения;

• ребенок легко справляется с программой;

• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

• удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.

На все эти жизненные трудности возможны следующие реакции: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Появляются признаки дезадаптации :

• Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

• Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

• Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

• Нежелания выполнять домашние задания.

• Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

• Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

• Трудности утреннего пробуждения, вялость.

• Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Рекомендации родителям :

• Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

• Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

• Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.

• Приучайте его к самостоятельности постепенно.

• Учитывайте темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

• Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.

• Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

• Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

• Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

• Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

• Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

И закончить наше собрание хочу следующей притчей:

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ.

Данный материал будет полезен учителям предметникам, классным руководителям, заместителю директора по воспитательной работе. Его можно применить на родительском собрании, педагогическом совете или представить на собрании классных руководителей.
Цель: Показать родителям их роль в обучении и воспитании.
Задачи: Способствовать переходу родителей от пассивного к активному участию в обучении и воспитании; проанализировать права и обязанности родителей, рассмотреть проблемные ситуации.
Материалы: презентация, карточки со словами, ладошки, ручки, карандаши.

- Интересны ваши мнения, проверьте себя по словарю… (ответ на слайде)

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения. (Словарь Ожегова)

- Почему эти два понятия рассматриваются как равноправные?

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание своего ребенка – личное неотъемлемое право каждого родителя. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может.
Оно заключается в возможности воспитывать своих детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания.

-А теперь обратим внимание на слово обязанность. В чем заключается обязанность родителей?
Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
- Что мы можем наблюдать в современном обществе? Какую ошибку допускают родители?

Вам будет предложены ситуации, которые часто возникают в нашей жизни. Вам даётся время на обсуждение 1 минута, затем вы должны разрешить ситуацию, высказав свое мнение.

Ситуация № 1: (на слайде)
Мальчик, ученик начальной школы, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!
Сын:
- Но ведь ты маме тоже так говорил!?
- Да как ты смеешь отца учить?
Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости.
Дайте оценку поведения всех членов семьи.

Главное орудие воспитания – это личный пример родителей. Поэтому в семье не допустимы грубые слова…

Ситуация № 2: (на слайде)
Петя и Саша, ученики 7 класса, дружили, но только в школе. Родители запрещали Пете приводить Сашу домой, встречаться после уроков. Мама считала, что Саша развит не по возрасту: курит, прогуливает уроки и часто бывает в компании со старшими мальчишками. Одним словом, может научить лишь плохому.
Ваш выход из этой ситуации.

Дети все равно будут общаться. Лучше не запрещать приводить домой, у мамы будет возможность наблюдать за своим ребенком, как он реагирует на вредные првычки друга. Нужно подвести сына к правильному решению, а не ограничиваться запретом.

Родители своим поведением лишь оттолкнули от себя дочь, доверительных отношений в таком случае, между ними не сложится. Матери следовало поговорить с дочерью, не грубить, дать дельный совет, поговорить о мальчике, который нравится, объяснить, как можно наладить с ним дружеские отношения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа особенно поможет молодому классному руководителю. Она полностью раскрывает тему подготовки домашнего задания пятиклассниками, а также рекомендации родителям и учащимся в виде памяток.

Родительское собрание в 5 Г классе

Классный руководитель: Воротынова В.В.

Как помочь ребенку с подготовкой домашнего задания?

Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способ­ность правильно пользоваться ими разовьет толь­ко домашний самостоятельный труд.

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д. И. Писарев

Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями.

Н. Г. Чернышевский

Задачи: показать родителям значение учебной домашней работы школьника; обсудить проблемы подготовки домашних заданий уча­щимися класса, определить возможные пути решения данной про­блемы.

Форма проведения: встреча с учителями-предметниками.

Вопросы для обсуждения: домашнее задание и его значение в ум­ственном труде школьника; назначение домашнего задания в само­стоятельной работе школьника; функции домашнего задания; особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

Подготовительная работа:

анкетирование учащихся, родителей и учителей-предметников (см. приложение);

полезная информация для родителей (см. приложение);

диагностическое исследование мнения уча­щихся, учителей и родителей по теме собрания;

Содержание собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.

В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.

Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.

II. Изучение назначения домашнего задания

Самое элементарное в домашнем задании — это буквальное по­вторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания — это стимулирование позна­вательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Третья функция домашнего задания — развитие самостоятельнос­ти ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учеб­ное задание.

Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних задании, или пишут сочинения, исправляют ошибки, решают зада­чи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от соб­ственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоя­тельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.

ПI. Статистика собрания. Данные психологических исследований

Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тра­тят на домашнее задание всего 1—3 часа в неделю, их результаты со­ответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей уче­ники проводят за уроками 3—5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

IV. Работа микрогрупп

Каждая микрогруппа получает задание проанализировать предложенные ситуации, ответить на поставленные вопросы и затем доложить собранию о своей точке зрения на предложенную проблему.

Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.

Запишите ваше мнение в таблицу.

Если родители помогают

Если ребенок предоставлен сам себе

Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

Задание для группы 2.Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т. п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понятно, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.

Задание для группы 3.Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?

на строчку, где допущена ошибка;

на слово с ошибкой;

Задание для группы 4.Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Задание для группы 5.Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет - постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям (обсуждаю и отвечают)?

Решение. До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.

V. Анализ мнения учащихся, родителей и учителей по проблеме
собрания

Комментарий родителей по требованиям к домашним заданиям.

VI. На заметку учителю (см. приложение)

VII. На заметку родителям (см. приложение)

VIII. Подведение итогов

Родители по очереди говорят о том, что положительное они уз­нали в ходе собрания по данной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по данной проблеме.

В ходе рефлексии может быть определено участие отдельных де­тей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным пред­метам.

IX. Заключение.

Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы могут быть связаны: во-первых, со слабой учебной подготовкой в начальных классах; во-вторых, с неумением анализировать, плохой речью, слабой памятью и вниманием; в-третьих, с нежеланием заставить себя заниматься, неразвитой волей.

Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

Подводя итог собрания, педагог может рассказать об успеваемости учащихся и провести индивидуальные беседы с родителями.

Председатель родительского комитета зачитывает его.

Родителям совместно со своим ребенком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.

Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.

Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.

Решение родительского собрания

Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.

Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.

Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.

Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.



В первую очередь, это связь между новым и старым, наличие элементов уже хорошо знакомого в возникающих ситуациях. Таким образом, преемственность призвана обеспечить единство образовательного процесса.

Что же меняется при переходе в 5 класс?

Темп жизни. Новые условия требуют быстрого реагирования на возникающие ситуации, когда приходится встречаться со старшеклассниками, новыми учителями, выполнять требования во все возрастающем темпе (объем знаний и умений, необходимый для усвоения, резко возрастает). Увеличивается количество предметов и учебных часов.

Цели и задачи. Осознание своего места в мире, личных предпочтений и возможностей в разнообразных видах деятельности.

Почему необходимо говорить об адаптации с родителями?

Отношения учителей и учащихся, строившиеся на модели начальной школы, терпят существенные изменения. Происходит распад одной формы школьной жизнедеятельности и ее замена другой. Основные кризисные явления таковы:

  • спад учебной мотивации;
  • нарастание дисциплинарных трудностей;
  • рост тревожности;
  • дезориентация в жизненных ситуациях.

Как подготовить родительское собрание

При проведении собрания учитель опирается на факты и цифры. Поэтому понадобится:

Повестка дня, тематика собрания

  • поведение и учеба детей в 5 классе по сравнению с начальной школой;
  • выступления предметников, где будут изложены требования к каждому предмету, тетрадям, дополнительным материалам;
  • координация межличностных отношений, подготовка домашнего задания и обстановка в семье.

Советы психолога и классного руководителя

Данный раздел подготовлен на основе реальных ситуаций, возникших на родительском собрании. Приводятся примеры диалога участников собрания.

Приложение №1

Памятка родителям

Способы снижения тревожности у пятиклассников:

Приложение №2

Анкета пятиклассника

Какие чувства ты чаще всего испытываешь в школе?

а) тревога, б) страх, в) спокойствие, г) радость

Какие новые предметы тебе легче всего даются? Перечисли от одного до трех.

По каким предметам испытываешь наибольшие трудности?

Какой кабинет в школе самый привлекательный для тебя?

Приложение №3

Пример протокола родительского собрания

  • дать понятие адаптационного периода и определить особенности его прохождения;
  • ознакомление с новыми требованиями образовательного процесса
  1. Доклад классного руководителя.
  2. Выступления предметников.
  3. Советы психолога.
  4. Вопросы родителей.
  5. Разное.
  • Педагогам проводить консультации для родителей в определенное время не реже раза в месяц
  • Учителям начальной школы сформулировать рекомендации педагогического сопровождения детей, испытывающих большие трудности в обучении
  • Организовать своевременное выявление проблемных и конфликтных ситуаций силами психолога и классного руководителя путем проведения анкетных опросов и бесед с учащимися.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: