Доклад на тему методика преподавания

Обновлено: 29.04.2024

Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Процесс обучения это социальный процесс, который возник с появлением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием.

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами и методами активизировать эту деятельность.

Метод (от греческого слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.

Элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации какого-либо метода называется приёмом обучения.

Классификация методов обучения

В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод — категория универсальная, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.

Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим основные из них:

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1) Наиболее распространена и традиционна классификация методов по источнику знания (Е.Я. Голант, С. И. Петровский). Выделяются следующие признаки и методы:

2) Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):

а) Методы усвоения знаний;

б) Методы совершенствования знаний;

в) Методы развития навыков;

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

г) Методы творческой деятельности;

д) Методы проверки знаний, умений и навыков; и т. д.

3) Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, объяснение, доклад, показ, инструктаж);

б) репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, работа по алгоритму, упражнение);

в) проблемные (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение);

г) частично-поисковые (диспут, наблюдение, самостоятельная или лабораторная работа);

д) исследовательские (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование).

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

4) Зарубежный опыт дополняет отечественные классификации. Он предполагает деление методов обучения на импрессивные и экспрессивные.

  • Импрессивные методы обучения ( от лат. — впечатление, переживание, чувство) предполагают организацию участия обучающихся в экспонированных ценностях: социальных, моральных, эстетических, научных.
  • Экспрессивные методы обучения ( от лат. — выражение) основаны на конструировании ситуации, в которой участники сами создают или воссоздают материальные ценности, как бы выражая себя и одновременно переживая их.

5) Наибольшее распространение в дидактике получила классификация методов обучения Ю.К. Бабанского, в которой выделяются три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Основные группы методов обучения

Классификация Ю.К. Бабанского привлекательна тем, что она является открытой и в принципе любая классификация методов обучения вписывается в неё.

При целостном подходе выделяются 3 большие группы методов обучения:

1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующее влияние педагога ведёт к развитию внутреннего стимулирования учения у обучаемых. Контролирующее действие учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Каждая из основных групп методов в свою очередь подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы.

1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, поэтому в первую группу методов обучения включены:

— методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и другие);

— методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрации, демонстрация и другие);

— методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного (кожная чувствительность), кинестетического (ощущения, связанные с движением в пространстве) ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и другие).

Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому выделяют подгруппы методов:

— Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект);

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

— Репродуктивные и проблемно поисковые методы (аспект мышления).

Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда выделяются: методы самостоятельной работы и методы работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

2) Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности в процессе обучения — группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, исходя из наличия двух больших групп мотивов, подразделяются на:

— Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (методы эмоционально-нравственного стимулирования, методы познавательного спора, анализа жизненных ситуаций, познавательных игр, учебных дискуссий, создания ситуаций успеха и др.);

— Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении (методов разъяснения общественной и личностной значимости учения, методов предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение своего долга, методов поощрения за успешное, добросовестное выполнение обязанностей и др.).

3) Методы контроля и самоконтроля в обучении — это разнообразные методы получения учителем и обучающимися информации о результативности методов обучения. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения подразделяются на составляющие их подгруппы, исходя из основных источников получения обратной связи во время учебного процесса:

— Методы устного контроля и самоконтроля;

— Методы письменного контроля и самоконтроля;

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

— Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля;

— Методы графического контроля и самоконтроля;

— Методы программированного контроля и самоконтроля.

Причины и условия, определяющие методы обучения

Опираясь на общие принципы обучения, преподаватель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

  1. Соответствие методов принципам обучения;
  2. Соответствие целям и задачам обучения;
  3. Соответствие содержанию данной темы;
  4. Соответствие учебным возможностям обучающихся: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям учебной группы;
  5. Соответствие имеющимся условиями и отведенному времени для обучения;
  6. Соответствие возможностям самих учителей (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее).

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения.

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее).

Методы обучения

→ Словесные методы. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать яркие картины прошлого, настоящего и будущего в сознании человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, непродолжительное по времени (10-15 минут). Этот монологический метод применяется на всех этапах школьного обучения.

Лекция. Монологический способ изложения материала. Используется, как правило, со старших классов и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учебного материала. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Беседа. Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Объяснение. Объяснение — словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса, последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств, использования сравнения, сопоставления и аналогии. привлечение ярких примеров, безукоризненной логики изложения.

Дискуссия. Дискуссия, как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.

→ Наглядные методы обучения. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при котором усвоение учебного материала находиться в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 большие группы: методы иллюстраций и методы демонстраций.

Методы иллюстраций — предполагают показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске и пр.

Методы демонстраций — связаны с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

→ Практические методы обучения. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

Лабораторные работы. Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких — либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском виде.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями. Учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в учебной аудитории, но и за пределами учреждения. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами — тренажерами и репетиторами.

→ Индуктивные и дедуктивные методы

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Индуктивный метод. Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при изучении технических устройств и выполнении практических заданий.

Дедуктивный метод. Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

→ Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения

Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приёмов обучения, которые являются я как бы материальной основой этих методов.

Проблемно-поисковые методы обучения. Проблемно-поисковые методы обучения применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно поисковых методов обучения учитель создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает само проблемное задание.

Вывод: На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Одни методы в большей степени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Важно отметить , что невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока может существенно снизить его эффективность.

Методическая разработка для преподавателей и мастеров СПО, содержащая информацию о методиках преподавания специальных предметов.

ВложениеРазмер
методическая разработка 33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

Методика преподавания – важнейший элемент образовательной системы. При обучениии какому-либо предмету используются все компоненты методической системы, однако выбранного метода или методов обучения зачастую зависит конечный результат: усвоен материал или нет. Поэтому педагогу крайне важно в начале обучения знать, по какому пути он и его учебный коллектив пойдут.

Актуальность данной работы состоит в следующем: видов и классификаций методов в педагогике накопилось немало, и всем им соответствуют свои формы, приёмы и средства обучения. Чтобы обучение было максимально эффективным, надо выбрать правильный и подходящий метод (или методы), следовательно, их надо знать досконально.

Целью этого исследования является изучение видов и классификаций методов обучения и их применения на практике.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели работы, следующие:

  1. изучить теоретические материалы по теме исследования;
  2. проанализировать информацию и сделать выводы относительно характера того или иного метода;
  3. проследить, каким методам, какие приёмы соответствуют.

При написании данной работы применялись следующие методы:

  1. метод анализа научной литературы
  2. метод классификации.

1. Определение и классификации методов обучения

Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения. Современные исследования показывают, что наименование и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой на основе чего их разрабатывают.

Некоторые учёные (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что классификацию методов обучения необходимо делать исходя из источников знаний. На этой основе они обозначили три группы методов [1] :

  1. словесные;
  2. наглядные;
  3. практические.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы [2] :

  1. объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный;
  2. репродуктивный;
  3. проблемное изложение изучаемого материала;
  4. частично-поисковый, или эвристический метод;
  5. исследовательский метод.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы [3] :

  1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Также существует классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы [4] :

  1. методы приобретения новых знаний;
  2. методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
  3. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает пониманию их функционального назначения.

Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения.

Далее в работе будет более подробно рассмотрена классификация Е.И. Перовского, Е.Я. Голанта, Д.О. Лордкипанидзе и др., т.к. она является одной из самых распространённых.

2. Словесные методы обучения

Словесные методы обучения называют ещё вербальными (от лат. verbalis – устный, словесный). Их можно признать самыми древними: передача информации от человека к человеку посредством устной речи применялась ещё на заре человечества.

К основным словесным методам относятся рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой. Сразу следует отметить, что в чистом виде эти методы обычно не используются, чаще можно встретить их сочетание.

Лекция – это способ изложить необходимый учебный материал в форме монолога. Сразу надо сказать о различии рассказа и лекции. Лекция имеет более строго выдержанную композицию, высокой логичностью и связностью материала. Выделяется три вида лекций: научно-популярные, академические и обзорные. Лекция отличается ограниченностью связи преподавателя и обучаемого, у последнего активность во время лекции минимальна. Чаще такой метод используют на занятиях в высших учебных заведениях.

Главной функцией дискуссии как метода обучения выступает мотивировка познавательного интереса: суть метода заключается в развитии способности отстаивать свою точку зрения, опирающуюся на собственное мнение или мнение иных авторитетных лиц.

Работа с книгой (любым источником необходимой в процессе обучения информацией) отличается тем, что обучающийся в любое удобное время может без помощи педагога заняться изучением материалов. Различают следующие виды конспектирования:

  1. конспектирование;
  2. тезирование (составление тезисов);
  3. реферирование;
  4. составление плана текста;
  5. цитирование;
  6. аннотирование;
  7. рецензирование;
  8. составление справки;
  9. составление формально-логической модели;
  10. составление тематического тезауруса;
  11. составление матрицы идей;
  12. пиктографическая запись.

На практике самыми распространёнными словесными методами являются беседа и работа с учебником, т.к. они, с одной стороны, позволяют педагогу самому выбрать самую необходимую информацию для усвоения, а с другой, даёт обучаемым возможность самостоятельно изучить учебный материал и самому выявить основные темы и идеи.

3. Наглядные методы обучения

К наглядным методам обучения относятся такие методы, при которых используются наглядно-чувственные способности учащихся к познанию: им демонстрируют различные иллюстрации, изображения, схемы, таблицы, графики, диаграммы. Наглядные методы всегда используются в сочетании со словесными и практическими методами. К этим методам относятся два основных: метод демонстрации и метод иллюстрации.

Главное отличие этих двух методов в том, что метод демонстрации используется для показа динамики изучаемого явления, а метод иллюстрации – для изучения внешнего вида, свойств или иных характеристик изучаемого предмета.

В качестве наглядных материалов используются:

  1. иллюстрации;
  2. различные объекты;
  3. схемы, чертежи, диаграммы, таблицы;
  4. видео;
  5. карты;
  6. опыты.

При использовании наглядных методов есть несколько важных моментов:

  1. демонстрируемый объект должен быть хорошо виден всем обучающимся;
  2. желательно, чтобы демонстрируемый объект воспринимался не только с помощью зрения, но и с помощью других органов чувств;
  3. объекты должны быть отобраны с учётом интересов учащихся;
  4. словесные объяснения должны сопровождать демонстрацию объектов.

На практике наглядные методы всегда идут в сочетании со словесными или практическими, давая учащимся более полную картину изучаемого объекта или явления, помогая полнее сформировать необходимые знания, умения и навыки.

4. Практические методы обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Эти методы обучения настроены на развитие практических умений и навыков. Они характеризуются активной деятельностью учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения делятся на: устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

Устные упражнения в первую очередь направлены на развитие мышления, памяти, устной речи, мыслительных способностей.

Письменные упражнения хороши для развития навыков письменной речи, для закрепления знаний, полученных из лекций, из демонстраций материалов и других видов учебной деятельности.

К письменным упражнениям примыкают графические, которые направлены на систематизацию знаний в результате создания карт, чертежей, схем, таблиц.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, которые нужны для применения теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют лучшему овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием, развивают конструкторско-технические умения.

Для достижения лучшего результата рекомендуется при выполнении любых упражнений применять комментирование.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

5. Применение методов обучения на практике

Технологические карты приготовления блюд, викторины, конкурсы, работа с интерактивной доской. Практическая работа в пищевом блоке.

Исходя из специфики предмета, педагогу приходится обращаться как старым, давно зарекомендовавшим себя методикам, так и новым, ещё не до конца изученным.

Обучение в пищевом блоке проводится в звеньевой (или бригадной) форме, т.к. такая организация производственного обучения открывает больше возможностей для улучшения качества обучения и приобретения учащимися профессиональной самостоятельности посредством повышения их заинтересованности в конечном результате своего труда.

Большое внимание уделяется поисковым методам работы, которые основаны на общедидактических словесных методах: педагог намеренно отходит от технологической карты блюда при его приготовлении и предлагает учащимся определить, чего не хватает.

Важным дидактическим условием формирования профессиональной компетентности являются конкурсы профессионального мастерства. Это стимулирует обучающихся к профессиональному росту. Этой же цели посвящено проведение викторин как на темы, касающиеся только поварского дела, так и на межпредметные темы (связь кулинарии с математикой, историей, гигиеной).

Современные технические возможности также позволяют разнообразить традиционные методы обучения. Занятия с использованием интерактивной доски приводит к индивидуальной, самостоятельной, групповой деятельности обучающихся. Лекция мастера становится не единственным методом изучения предмета.

К нему примыкает метод проектов, цель которого – создать комфортные условия для формирования общих и профессиональных компетенций. В результате использования такого метода, учащиеся самостоятельно ищут и анализируют необходимую информацию и в итоге развивают навыки мышления, анализа, построения гипотез. Урок-проект состоит из двух частей: практической и теоретической; в первой части обучающиеся готовят доклады, рефераты, проводят исследовательскую работу, а во второй проводится практическая работа (приготовление и подача блюд).

В результате исследования было выяснено, что метод обучения как способ достижения цели представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта, составляющего источник и аналог состава содержания образования.

Деятельность педагога в учебном процессе, с одной стороны, обусловлена целью обучения (содержанием образования), закономерностями усвоения и характером познавательной деятельности учащихся, а с другой - сама обусловливает деятельность учения, реализацию закономерностей усвоения и результат усвоения.

Виды содержания образования, его функции в формировании личности, способы его обусловливают, и методы обучения данному виду содержания или его части. Таким образом, методы обучения не изобретаются, не конструируются, а выводятся как следствие объективных свойств содержания образования и способов его усвоения.

Каждый из методов отличается сочетанием деятельности педагога и учащихся, а также способами их деятельности.

Вышеописанную классификацию часто критикуют из-за якобы недостаточной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе, однако здесь рационально сочетаются деятельность учителя и ученика, где учитель имеет возможность поделиться своими знаниями с учеником, а тот, в свою очередь, имеет возможность отработать на практике полученные знания.

Разнообразные методы преподавания (языка в том числе) позволяют педагогам вести рациональное и эффективное обучение школьников и студентов. Федеральные образовательные стандарты второго поколения включают раздел, посвященный данному вопросу.

метод преподавания

Во времена существования Древнего Египта, Греции, Рима, Сирии между странами велась оживленная торговля, существовали культурные связи, поэтому уже тогда появились первые методы преподавания иностранного языка. Особое внимание уделялось латинскому языку, который на протяжении пятнадцати столетий считался основой европейской культуры. Владение им считалось показателем образованности человека. Для обучения этому языку использовался переводной метод преподавания, который впоследствии был заимствован при изучении немецкого, французского, английского языков. Естественный метод преподавания решал практическую задачу – обучение навыкам разговорной речи.

методы преподавания языка

Что такое методы обучения

Метод преподавания - это важнейший компонент учебного процесса. Без использования определенных приемов и методик нельзя реализовать поставленные цели, сделать процесс содержательным и качественным.

В отечественной педагогике термин "метод преподавания" подразумевает не только общее обучение, но и применяется для рассмотрения отдельных разделов - теории и практики.

Современные методы преподавания являются многоаспектным, сложным педагогическим явлением. Под ними принято подразумевать варианты достижения поставленной цели, совокупность операций и приемов теоретического либо практического освоения действительности, решение конкретных задач в зависимости от преподаваемой учебной дисциплины.

Метод преподавания является системой целенаправленных действий педагога, организующей практическую и познавательную деятельность обучающегося, которая обеспечивает усвоение им содержания образования.

методы преподавания в школе

Значимость методических приемов

Именно благодаря педагогическим приемам и методикам осуществляется взаимодействие ученика и учителя, решаются разнообразные учебно-воспитательные задачи.

Многие отечественные ученые убеждены в том, что метод обучения в преподавании любой учебной дисциплины является главным инструментом профессиональной деятельности педагога. Подразумевается не только организация обучающей работы учителя и учебно-познавательной деятельности школьника, но и взаимосвязь между ними, а также деятельность, которая направлена на достижение воспитательных, развивающих, образовательных целей обучения.

Для того чтобы активизировать познавательную деятельность воспитанников, педагог выступает в качестве наставника, с помощью которого ученик приходит от незнания к знанию, от полного отсутствия знаний к прочной базе.

С содержательно-логической стороны методы преподавания в школе являются теми логическими способами, благодаря которым школьники осознанно овладевают умениями, знаниями, навыками. В настоящее время их можно считать формой движения, реализации содержания образования.

формы и методы преподавания

Классификация

В связи с появлением разнообразных названий методы преподавания дисциплин должны быть разделены по определенным признакам и компонентам. Среди основных признаков, по которым их подразделяют на отдельные группы, выделяют:

  1. Присутствие (отсутствие) при обучении первоначального запаса знаний. Для данной группы характерно использование смешанных, переводных, прямых методов обучения.
  2. Соотношение теории и практики формирования навыков разговорной речи. В данной группе применяют сознательно-сопоставительные, практические обучающие методики.
  3. Применение специфических психических состояний обучающихся, изучающих любые учебные дисциплины. Предполагается применение релаксации, аутотренинга, состояния сна.
  4. Альтернативные (суггестивные) и традиционные (стандартные) технологии обучения учебным дисциплинам.

Кроме того методы и приемы преподавания иностранного языка делятся по способу организации учебной деятельности на две группы. Управление умственной деятельностью может взять на себя педагог либо сами обучающиеся.

Основные методики обучения

В дидактике выделяют методы обучения по специфике деятельности обучающихся и учителя. Это:

  • работа с учебной литературой;
  • рассказ;
  • демонстрационные эксперименты;
  • инструктажи;
  • беседы;
  • упражнения;
  • лекции.

методы преподавания дисциплин

По источнику приобретения знаний

ФГОС второго поколения допускают использование преподавателем любой учебной дисциплины наглядных, словесных методик.

Например, при изучении химии оптимальным будет применение сочетания наглядности и лабораторных экспериментов. Благодаря проблемному обучению осуществляется мотивация познавательного интереса к изучению этой сложной, но интересной науки.

На уроках географии педагог активно использует наглядные таблицы, а на истории предлагает ребятам видео, описывающее исторические события, чтобы вместе со своими воспитанниками построить логическую цепочку.

Благодаря моделированию проблемных ситуаций на уроках обществознания ребята получают информацию о социальных и общественных отношениях, самостоятельно решают конкретные задачи, предлагаемые педагогом данной учебной дисциплины.

методы преподавания дисциплин

Аналитический метод

Он использовался во Франции, в Англии, в Швейцарии, а вот в России практически не применялся. Основой этого способа обучения выступала лексика. Для создания достаточного словарного запаса осуществлялось механическое заучивание учениками оригинальных литературных произведений на родном и иностранном языках, затем использовался построчный дословный перевод, анализировался смысл прочитанного.

Швейцарец Александр Шованн был убежден в том, что приступать к полноценному обучению можно только после того, когда у школьников будут сформированы навыки владения родным языком, а также иными учебными дисциплинами, касающимися выбора будущей профессии: математики, физики, биологии, географии, химии.

Именно им было предложено параллельное изучение родного и иностранного языков, основывающееся на связи нескольких учебных дисциплин. Вместо абстрактного изучения грамматики данный подход предполагал анализ разнообразных ситуаций, накопление словарного запаса. Только после того, как у учащегося был сформирован достаточный запас слов, учитель приступал к объяснению теоретических основ.

В современной школе формы и методы преподавания подразделяют по степени активности школьников на объяснительный, поисковый, иллюстративный, проблемный, исследовательский виды. Их используют педагоги разных предметов, стараясь синтезировать несколько методик с учетом индивидуальных особенностей детей.

По логичности подхода методы, помимо аналитического, делят также на дедуктивный, индуктивный, синтетический.

методы и приемы преподавания иностранного языка

Методика Гамильтона

Джеймс Гамильтон базировал образовательный процесс на использовании оригинальных текстов, а также на применении подстрочного дословного перевода. Этот подход нашел применение при преподавании литературы, русского, иностранного языков.

Сначала учитель многократно прочитывал текст, затем его озвучивали ученики, далее анализировались отдельные фразы. Специфика работы педагога заключалась в том, что начальный текст повторялся многократно, причем и коллективно, и индивидуально каждым учеником.

Грамматический анализ осуществлялся после того, как педагог понимал, что чтение текста осуществляется школьниками осознанно, они полностью вникли в его смысл. Акцент делался на формировании навыков устной речи.

Технология Жакото

Жан Жакото считал, что любой человек способен добиться поставленной им цели, поскольку имеет для этого неплохие природные данные. Он был уверен в том, что любой оригинальный текст включает в себя необходимые языковые факты, усвоив которые, ученик сможет овладеть грамматической основой иностранной речи, понять теоретические основы любого предмета научного и гуманитарного цикла.

В психологии подобный метод называется аналогией, в современной школе его применяют на уроках химии, биологии, географии, математики.

Особенности педагогического процесса

На протяжении длительного промежутка времени процесс обучения в школе состоял из трех ступеней:

  • мнемической части, предполагающей механическое заучивание предложенного образца;
  • аналитической части, состоящей в анализе приобретенной информации;
  • синтетической части, которая заключалась в использовании полученных знаний применительно к новому материалу.

С целью закрепления новых знаний в процессе обучения использовались письменные и устные упражнения, рассказы, лабораторные и практические работы, разбор отдельных фрагментов текста, диалоги.

Лексико-переводной метод стал более прогрессивным вариантом обучения школьников языку и другим учебным дисциплинам, поэтому он востребован и в настоящее время.

Смешанный метод

Он довольно активно использовался в 30-е годы ХХ века в нашей стране. Суть его заключалась в развитии речевой деятельности, в которой в качестве приоритетов выделялось обучение чтению. Перед учителями общеобразовательных школ была поставлена задача воспитания патриота своей страны, умеющего общаться на нескольких языках, знающего основы математики, физики, химии, биологии, географии.

Заключение

В настоящее время среди многочисленных методов и приемов, применяемых учителями общеобразовательных школ, системно-деятельностный коммуникативный метод является одним из самых прогрессивных. Он применяется педагогами разных учебных дисциплин и состоит в использовании научного материала, рассматриваемого на уроках, в качестве средства социализации, межличностного общения.

Новые государственные федеральные стандарты, внедренные в образовательные учреждения, направлены на формирование у обучающихся стремления к саморазвитию, самосовершенствованию, поэтому педагоги активно используют в своей работе технологии личностного обучения, индивидуального подхода, проектную и исследовательскую деятельность, технологию создания проблемых ситуаций.

В преподавании особое место занимают методы обучения. Они представляют собой взаимосвязанные техники коммуникации между учителем и обучающимися. Несмотря на отсутствие единого определения данного понятия, сегодня существует множество систем и классификаций методов обучения. Рассмотрим их детально.

Классификация методов обучения в педагогике

Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.

Методы обучения

Словесные

Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.

Наглядные

Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения.

Наглядное пособие на уроке

Условно наглядные варианты можно подразделить на:

применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;

использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;

видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.

Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.

Практические

Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее.

Сбор гербария

К примерам реализации вовлечения относятся:

тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;

игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.

Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.

Современные методы обучения и преподавания

Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.

Рассмотрим, какие способы передачи знаний и их усвоения применяются современными обучающими центрами.

Деловая игра

Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса.

У игры всегда есть теория, то есть описание персонажей и событий, предшествующих конкретному отрывку. Героям необходимо не только выполнить задание, но и сыграть роль выдуманного персонажа или даже реального человека, поставить себя на его место.

Деловая игра

Учебная игра

Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний.

К базовым принципам учебной игры относятся:

Моделирование – наложение реальных ситуаций на игру.

Наличие проблемы – ученики должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.

Совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию.

Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.

Метод погружения

Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.

Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.

Метод опережающего обучения

Метод опережающего обучения Лысенковой

Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:

комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет;

использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика;

перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы;

сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному.

Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.

Эвристический метод

Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели.

Эвристическое обучение

Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные.

Метод синектики

Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя.

Методы обучения по ФГОС

Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.

Пассивные

Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого.

Активные и интерактивные

Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа.

Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС.

Кейс-метод

В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке.

Метод проектов

Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений. Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу.

Обучение детей

Эвристический

В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности.

Проблемный

В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога.

Исследовательский

В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению.

Модульного обучения

В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме.

РКМЧП

Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики.

Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.


Читайте также: