Понедельник 24 мая 2021 информатика подготовить доклад создание и заполнение массива

Обновлено: 17.05.2024

Еще один способ решения данного задания – написание программы.

На примере первой задачи посмотрим несколько способов решения.

У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:

Сколько есть программ, которые число 1 преобразуют в число 20?

В решении электронными таблицами мы получили формулы для расчетов:

Если число n НЕ делится на 3, количество программ для него

Если же число делится на 3, то

их мы и будем использовать в данном задании.

1 способ решения. Заполнение списка.

  • работа со списками
  • условный оператор
  • цикл for

a[i] = a[i – 1] + a[ i // 3]

Данное решение является самым частным и не всегда получится им хорошо решить. Потребуются дополнительные условия когда могут получаться отрицательные индексы.

2 вариант решения без инверсии команд

При таком решении не требуется условный оператор, но размер списка надо предусмотреть в 3 раза больше.

3 вариант решения. Рекурсивная функция

Задача 2. Все варианты решения

Исполнитель Июнь15 преобразует число на экране. У исполнителя есть две команды, которым присвоены номера:

2. Умножить на 2

Первая команда увеличивает число на экране на 1, вторая умножает его на 2. Программа для исполнителя Июнь15 – это последовательность команд. Сколько существует программ, для которых при исходном числе 2 результатом является число 40 и при этом траектория вычислений содержит число 20 и не содержит число 8?

Разобьем решение со списком на два этапа

Усовершенствуем рекурсивный алгоритм: добавим в функцию еще один параметр. Теперь их два: из какого числа считаем и в какое.

Решение задания программированием наиболее кратко получается с использованием рекурсивной функции. В целом, написание кода занимает время примерно равное решению в электронных таблицах, за исключением случаев когда дан большой диапазон чисел.

Следует рассматривать такой вариант решения как средство для проверки ручного решения.

Одномерные массивы в Паскале

Объявление массива

Массивы в Паскале используются двух типов: одномерные и двумерные.
Определение одномерного массива в Паскале звучит так: одномерный массив — это определенное количество элементов, относящихся к одному и тому же типу данных, которые имеют одно имя, и каждый элемент имеет свой индекс — порядковый номер.
Описание массива в Паскале (объявление) и обращение к его элементам происходит следующим образом:

Описание массива в Паскале

var dlina: array [1..3] of integer; begin dlina[1]:=500; dlina[2]:=400; dlina[3]:=150; .

Объявить размер можно через константу:

размер массива через константу

Инициализация массива

Кроме того, массив может быть сам константным, т.е. все его элементы в программе заранее определены. Описание такого массива выглядит следующим образом:

const a:array[1..4] of integer = (1, 3, 2, 5);

заполнение массива

Заполнение последовательными числами:

var a: array of integer; var n:=readInteger; a:=new integer[n];

var a: array of integer; var n:=readInteger; SetLength(a,n); // устанавливаем размер

begin var a: array of integer; a := new integer[3]; a[0] := 5; a[1] := 2; a[2] := 3; end.

или в одну строку:

begin var a: array of integer; a := new integer[3](5,2,3); print(a) end.

Ввод с клавиатуры:

writeln ('введите кол-во элементов: '); readln(n); for i := 1 to n do begin write('a[', i, ']='); read(a[i]); . end; .

ввод массива с клавиатуры


✍ Пример результата:

var a:=ReadArrInteger(5); // целые var a:=ReadArrReal(5); // вещественные

Вывод элементов массива

var a: array[1..5] of integer; i: integer; begin a[1]:=2; a[2]:=4; a[3]:=8; a[4]:=6; a[5]:=3; writeln('Массив A:'); for i := 1 to 5 do write(a[i]:2); end.

Для работы с массивами чаще всего используется в Паскале цикл for с параметром, так как обычно известно, сколько элементов в массиве, и можно использовать счетчик цикла в качестве индексов элементов.

Задача Array 0. Необходимо задать вещественный массив размерностью 6 (т.е. из шести элементов); заполнить массив вводимыми значениями и вывести элементы на экран. Использовать два цикла: первый — для ввода элементов, второй — для вывода.

[Название файла: taskArray0.pas ]

В данном примере работы с одномерным массивом есть явное неудобство: присваивание значений элементам.

Обработка массивов в Паскале, так же как и заполнение массива, происходит обычно с использованием цикла for .

for var i:=0 to a.Length-1 do a[i] += 1;

Проход по элементам (только для чтения):
Пример:

foreach var x in a do Print(x)

Функция Random в Pascal

Для того чтобы постоянно не запрашивать значения элементов массива используется генератор случайных чисел в Паскаль, который реализуется функцией Random . На самом деле генерируются псевдослучайные числа, но суть не в этом.

Для генерации чисел от 0 до n (не включая само значение n , целые числа в интервале [0,N)) используется запись random (n) .
Перед использованием функции необходимо инициализировать датчик случайных чисел с помощью процедуры randomize .

Диапазон в Паскале тех самых случайных чисел от a до b задается формулой:

var f: array[1..10] of integer; i:integer; begin randomize; for i:=1 to 10 do begin f[i]:=random(10); < интервал [0,9] >write(f[i],' '); end; end.

Для вещественных чисел в интервале [0,1]:

var x: real; . x := random(0.0,1.0);;

или с дополнительными параметрами (диапазон [5;15]):

Задача Array 1. Необходимо задать массив размерностью 5, заполнить массив случайными числами в интервале [-1,1] и вывести элементы на экран: определить три позиции для вывода каждого элемента, с двумя знаками после запятой.

[Название файла: taskArray1.pas ]

Числа Фибоначчи в Паскале

Наиболее распространенным примером работы с массивом является вывод ряда чисел Фибоначчи в Паскаль. Рассмотрим его.

Получили формулу элементов ряда.

var i:integer; f:array[0..19]of integer; begin f[0]:=1; f[1]:=1; for i:=2 to 19 do begin f[i]:=f[i-1]+f[i-2]; writeln(f[i]) end; end.

На данном примере, становится понятен принцип работы с числовыми рядами. Обычно, для вывода числового ряда находится формула определения каждого элемента данного ряда. Так, в случае с числами Фибоначчи, эта формула-правило выглядит как f[i]:=f[i-1]+f[i-2] . Поэтому ее необходимо использовать в цикле for при формировании элементов массива.

Задача Array 2. Дан ряд из 10 произвольных чисел: a[1], a[2], . , a[10] (использовать функцию random() ). Подсчитать и напечатать суммы троек стоящих рядом чисел: a[1]+a[2]+a[3] , a[2]+a[3]+a[4] , a[3]+a[4]+a[5] , …… , a[8]+a[9]+a[10]

[Название файла: taskArray2.pas ]

Задача Array 3. Написать программу решения задачи о печати ряда чисел 2 4 8 16 32 . 512 ; для заполнения массива использовать цикл Repeat
[Название файла: taskArray3.pas ]

Максимальный (минимальный) элемент массива

максимальный элемент по номеру

Поиск максимального элемента по его индексу:

// … var (min, minind) := (a[0], 0); for var i:=1 to a.Length-1 do if a[i]

[Название файла: taskArray_min.pas ]

Задача Array 4. Дан массив из 10 целочисленных элементов. Найти количество отрицательных и вывести количество на экран.

[Название файла: taskArray4.pas ]

Задача Array 5. Найти минимальное и максимальное из n введенных чисел (массива). Определить расстояние между этими элементами.

[Название файла: taskArray5.pas ]

Задача Array 6. Дан целочисленный массив размера N. Вывести все содержащиеся в данном массиве четные числа в порядке убывания их индексов, а также их количество K.

[Название файла: taskArray6.pas ]

Задача Array 7. Ввести с клавиатуры массив из 5 элементов, найти в нем два максимальных элемента и их номера.

Пример:

[Название файла: taskArray7.pas ]

Поиск в массиве

Рассмотрим сложный пример работы с одномерными массивами:

Для решения поставленной задачи понадобится оператор break — выход из цикла.
Решение Вариант 1. Цикл for:

var f: array[1..10] of integer; flag:boolean; i,c:integer; begin randomize; for i:=1 to 10 do begin f[i]:=random(10); write(f[i],' '); end; flag:=false; writeln('введите образец'); readln(c); for i:=1 to 10 do if f[i]=c then begin writeln('найден'); flag:=true; break; end; if flag=false then writeln('не найден'); end.

begin var a := new integer[10]; a := arrRandomInteger(5,0,5); //[1,3,5,4,5] print(a.IndexOf(3)) // 1 end.

или метод a.Contains(x) наравне с x in a :

begin var a := new integer[10]; a := arrRandomInteger(5,0,5); //[1,3,5,4,5] print(a.Contains(3)); // True print(3 in a)// True end.

Рассмотрим эффективное решение:

Задача: найти в массиве элемент, равный X , или установить, что его нет.

Алгоритм:

  • начать с 1-го элемента ( i:=1 );
  • если очередной элемент ( A[i] ) равен X , то закончить поиск иначе перейти к следующему элементу.

решение на Паскале Вариант 2. Цикл While:

Поиск элемента в массиве

Поиск элемента в массиве

Предлагаем посмотреть подробный видео разбор поиска элемента в массиве (эффективный алгоритм):

Задача Array 8. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..4] и вывести номера всех элементов, равных X .

Пример:

[Название файла: taskArray8.pas ]

Циклический сдвиг

циклический сдвиг

Пример: сдвинуть элементы массива влево на 1 позицию, первый элемент становится на место последнего.

Решение:

// … var v := a[0]; for var i:=0 to a.Length-2 do a[i] := a[i+1]; a[a.Length-1] := v;

// … var v := a[a.Length-1]; for var i:=a.Length-1 downto 1 do a[i] := a[i-1]; a[0] := v;

Задача Array 9. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-10..10] и выполнить циклический сдвиг влево без первого элемента.
Пример:

[Название файла: taskArray9.pas ]

Перестановка элементов в массиве

Рассмотрим, как происходит перестановка или реверс массива.

реверс массива

Пример: переставить элементы массива в обратном порядке

Решение:

2

Псевдокод:

перестановка элементов массива

Программа:

begin var a: array of integer := (1,3,5,7); var n := a.Length; for var i:=0 to n div 2 - 1 do Swap(a[i],a[n-i-1]); End.

Решение 2 (стандартная процедура Reverse() ):

begin var a:=new integer[10]; a:=arrRandomInteger(10); print(a);// [41,81,84,63,12,26,88,25,36,72] Reverse(a); print(a) //[72,36,25,88,26,12,63,84,81,41] end.

Задача Array 10. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-10..10] и сделать реверс всех элементов, кроме последнего.
Пример:

[Название файла: taskArray10.pas ]

Выбор элементов и сохранение в другой массив

Пример: найти в массиве элементы, удовлетворяющие некоторому условию (например, отрицательные), и скопировать их в другой массив

Решение:

Решение: подсчитывать количество найденных элементов с помощью счетчика count, очередной элемент устанавливать на место B[count]. Переменой count необходимо присвоить 1.

сохранение элементов массива в другой


Вывод массива B:

writeln('Выбранные элементы'); for i:=1 to count-1 do write(B[i], ' ')

// . for var i := 0 to a.length - 1 do if a[i]

Задача Array 11. Заполнить массив случайными числами в интервале [20,100] и записать в другой массив все числа, которые оканчиваются на 0.
Пример:

[Название файла: taskArray11.pas ]

Сортировка элементов массива

  • В таком типе сортировок массив представляется в виде воды, маленькие элементы — пузырьки в воде, которые всплывают наверх (самые легкие).
  • При первой итерации цикла элементы массива попарно сравниваются между собой:предпоследний с последним, пред предпоследний с предпоследним и т.д. Если предшествующий элемент оказывается больше последующего, то производится их обмен.
  • При второй итерации цикла нет надобности сравнивать последний элемент с предпоследним. Последний элемент уже стоит на своем месте, он самый большой. Значит, число сравнений будет на одно меньше. То же самое касается каждой последующей итерации.

сортировка методом пузырька

for i:=1 to N-1 do begin for j:=N-1 downto i do if A[j] > A[j+1] then begin с := A[j]; A[j] := A[j+1]; A[j+1] := с; end; end;

for var i := 0 to arr.High - 1 do for var j := arr.High - 1 downto i do if arr[j] > arr[j + 1] then Swap(arr[j], arr[j + 1]);

Задача Array 12. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..100] и отсортировать первую половину массива по возрастанию, а вторую – по убыванию (методом ‘Пузырька’).

[Название файла: taskArray12.pas ]

  • в массиве ищется минимальный элемент и ставится на первое место (меняется местами с A[1]);
  • среди оставшихся элементов также производится поиск минимального, который ставится на второе место (меняется местами с A[2]) и т.д.

сортировка методом вставки

for i := 1 to N-1 do begin min:= i ; for j:= i+1 to N do if A[j] i then begin c:=A[i]; A[i]:=A[min]; A[min]:=c; end; end;

for var i := 0 to a.High-1 do begin var (min,imin) := (a[i],i); for var j := i + 1 to a.High do if a[j] [Название файла: taskArray13.pas ]

    Выбирается и запоминается средний элемент массива (присвоим X):

быстрая сортировка

Рубрики:

См. пузырьковая сортировка.
При второй итерации цикла (согласно вашим рисункам и коду ) нет надобности сравнивать первый элемент со вторым. Снова вы всех путаете =)

admin

Именно поэтому в коде : for j:=N-1 downto i do

downto i — то есть мы доходим сначала до первого элемента, потом до второго и т.д.

Bronislav

Владимир

А как насчёт странного способа поменки оандомням образом, конечно это долго , но все таки есть
Var
A: array[1..10] of integer;
I,e,r,r1: integer;
Begin
While i в 02:05

В сохранении в другой массив ошибка. Надо поменять местами счётчик и команду сохранения. В массиве В нет элемента 0.

Aurangzeb

А как заполнить случайными числами (из файла!) такой массив: Type mass=array[1..n] of smallint; var A:array[1..n] of mass… В файле они введены, допустим, квадратно! Потом её нужно перевернуть и записать в выходной файл! Подумайте!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Массивы. Понятие массива. Заполнение массива. Печать массива. План программы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Массивы. Понятие массива. Заполнение массива. Печать массива. План программы.

Массивы. Понятие массива. Заполнение массива. Печать массива. План программы Жабина Светлана Александровна МОУ СОШ №73 им. А.Ф.Чернонога г. Воронежа

Понятие массива. Массив – это совокупность данных, объединенных общим свойств.

Понятие массива. Массив – это совокупность данных, объединенных общим свойством. Например, список класса, температура за месяц.

Например, температура воздуха за неделю. Например, значение функции y=x2 x y.

Например, температура воздуха за неделю. Например, значение функции y=x2 x y Строки нумеруются сверху вниз, столбцы слева направо. 1012810988 11 24 39 416

Объявление массива. Перед началом работы, нужно определить какие элементы буд.

Объявление массива. Перед началом работы, нужно определить какие элементы будет содержать массив и сколько будет этих элементов. VAR :ARRAY[ .. ] OF ; … Например, var A: array[1..4] of integer; Обращение к любому элементу массива происходит по его номеру. В оглавление T: array [1..30] of real; T[4]:=4; 1 2 3 4

Заполнение массива вводом с клавиатуры Наиболее распространенный способ запол.

Заполнение массива вводом с клавиатуры Наиболее распространенный способ заполнения массива. Используется, когда для разных таблиц необходимо произвести одни операции (поиск, замена,…). Показ программы BEGIN for i:=1 to 7 do begin write(‘Введите ‘,i,’температуру ‘); readln(TEMP[i]); end; BEGIN for i:=1 to n do begin write(‘Введите ‘,i,’элемент массива’); readln(SP[i]); end;

Заполнение массива датчиком случайных чисел Этот способ заполнения использует.

Заполнение массива датчиком случайных чисел Этот способ заполнения используется тогда, когда важно не нахождение результата работы программы, а сам процесс (правильность алгоритма). RANDOM(N) – вещественное число из [0,N); TRUNC(RANDOM(N))- целое число из [0,N) TRUNC(RANDOM(N)+1)– целое число из [0,N] TRUNC(RANDOM(B-A)+A)– целое число из [A,B) Показ программы BEGIN for i:=1 to n do begin TEMP [i]:= trunc(random(10)); end;

Печать линейного массива. Линейную таблицу можно распечатать на экране в стро.

Печать линейного массива. Линейную таблицу можно распечатать на экране в строчку или в столбик. Показ программы Показ программы For i:=1 to n do begin write (TEMP[i] :5); end; For i:=1 to n do begin writeln(TEMP[i]); end;

План программы для работы с массивами. В оглавление Program Task; Uses Crt; c.

План программы для работы с массивами. В оглавление Program Task; Uses Crt; const n=….; (количество элементов массива) var : array [1..n] of ; i:integer;…………. BEGIN writeln(‘Программу составили. '); for i:=1 to n do begin …… end; for i:=1 to n do begin ……. end; Команды обработки массива Вывод результата END.

Краткое описание документа:

Презентация для изучения темы "Массивы" в 9 классе. Включает основные моменты при изучении темы: объявление массива, способы заполнения массива, способы печати массивы и общий вид программы для обработки массивов. Данный материал используется на первых уроках изучения темы и для самостоятельного изучения.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 260 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 2.2. Одномерные массивы целых чисел

2.2.1. Описание массива

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.10.2018 581
  • PPTX 333 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Жабина Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Составьте программу заполнения массива а [1?

Составьте программу заполнения массива из ста чисел, со случайными значениями из диапазона от - 20 до 20?

Составьте программу заполнения массива из ста чисел, со случайными значениями из диапазона от - 20 до 20.

Посчитайте в этом массиве количество положительный и отрицательных чисел.


Составьте программу вычисления в массиве А(10) заполненном случайными числами из интервала [ - 1, 10] суммы всех элементов массива?

Составьте программу вычисления в массиве А(10) заполненном случайными числами из интервала [ - 1, 10] суммы всех элементов массива.


Составьте программу заполнения массива a[1?

Составьте программу заполнения массива a[1.

10] следующими числами : Индекс элемента 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Значение элемента 1 6 3 12 5 18 7 24 9 30.


Пожалуйста, помогите?

Не могу написать программу.

Написать программу, осуществляющую заполнение массива из 10 элементов случайными числами вывода элементов кратных 5 в строчку.


Составьте программу вычисления в массиве А(10) заполненном случайными числами из интервала ( - 5, 10) количества отрицательных элементов?

Составьте программу вычисления в массиве А(10) заполненном случайными числами из интервала ( - 5, 10) количества отрицательных элементов.


Написать программу, которая в одномерном массиве, заполненном случайным образом, меняет местами наибольший и наименьший элементы?

Написать программу, которая в одномерном массиве, заполненном случайным образом, меняет местами наибольший и наименьший элементы.


Составить программу, которая в массиве Аn, заполненная случайными числами, где есть нулевые, полож?

Составить программу, которая в массиве Аn, заполненная случайными числами, где есть нулевые, полож.

Найти кол - во отрицат.


Составить программу заполнения массива B10 с клавиатуры?

Составить программу заполнения массива B10 с клавиатуры.

И выводы массива в строчку.

Пожалуйста, очень надо.


Написать программу заполнения массива из 20 элементов числами, кратными 3?

Написать программу заполнения массива из 20 элементов числами, кратными 3.


Составьте программу для решения следующей задачи : Дан массив из 20 элементов, заполненныей случайными числами ?

Составьте программу для решения следующей задачи : Дан массив из 20 элементов, заполненныей случайными числами .

Найти минимальный элемент массива и его номера.



И чё дальше играли и чо.


2 вопроса 1)привет, не подскажешь где Дима живёт? 2)это такая - такая то хата? (допустим 8) она кивает - значит ты с первой попытки угадал.


Картины. Рисунки. Фотографии. Сижу и рисую картину. Просматриваю старые фотографии. Смотрю детске рисунки.



236 Кбайт = 236 * 1024 * 8 = 1933312 бит 1933312 бит / 128000бит / с = 15, 104 секунды.


Дано : N = 16 I = 1 / 16Mb найти : К решение 1)16 = 2 в степени i , значит i = 4 формула N = 2i 2) I = K * i K = I / i I = 1 / 16Mb = 1024Kb : 16 = 64 KB K = 64 KB : 4 = 26 символов Ответ 26.


Первое - 6000 Второе ~185096282 раз.


Const a = 12 ; b = 19 ; var i : integer ; z : real ; begin for i : = a to b do z : = z + exp(sin(i)) ; writeln('Z = ', z) ; end. Const a = - 10 ; b = 19 ; var i : integer ; x : real ; begin for i : = a to b do begin x : = i ; if i>a then writeln('F3..


Var a : real ; begin readln(a) ; Writeln(a, ' км = ', 8 / 5 * a, ' миль') ; end.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Рабочая программа 2021-2022 по точке роста. Информатика

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цель учебного курса: сформировать информационную культуру школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией с использованием современных информационных технологий в основной школе.

- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления о таком понятии как информация, информационные процессы, информационные технологии;

- совершенствовать умения формализации и структурирования информации, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использование соответствующих программных средств обработки данных;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20 – 25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом биологии (6-7 классы), где дается знакомство восприятием информации человеком, химией (процессы, опасные вещества); изобразительного искусства (графика); музыкой (звуковые редакторы); русский и английский язык (владение речевыми способностями). Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта в соответствии с образовательной программой школы, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения.

Основной формой проведения занятий является урок (изучение новых знаний, закрепление знаний, комбинированный, обобщения и систематизации знаний, контроля и оценки знаний), и обусловлен взаимодействием нескольких объективных факторов: целями, задачами и учебной программой по информатике, спецификой условий учебного процесса, спецификой контингента учащихся.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких универсальных учебных действий , как: личностные (смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания); познавательные (поиск, переработка и структурирование информации; исследование; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления); коммуникативные (осуществление межличностного общения, умение работать в группе), регулятивные (целеполагание, планирование и организация деятельности, самоконтроль).

1. Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

2. Наличием специальных технических средств (каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам);

3. Ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД);

На уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, организованы условия для создания собственного, личностно-значимого продукта.

Эти особенности позволяют использовать различные виды учебной деятельности

Для формирования личностных УУД, эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

ü Создание комфортной здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.

ü Создание условий для самопознания и самореализации - компьютер является, как средство самопознания, например, тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты; защита презентаций и т.д.

ü Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы - это может быть, например, выбор литературы, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.

ü Наличие способности действовать в собственных интересах, получать, признание в некоторой области - участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности:

ü Умение формулировать собственные учебные цели – цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.

ü Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

В состав познавательных УУД можно включить:

ü Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, например планирование собственной деятельности по разработке проекта, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием.

ü Умение ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат.

ü Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, в качестве примера допустим практикум по изучению внутреннего устройства ПК.

ü Умение работать со справочной литературой, инструкциями, например знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе.

ü Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций.

ü Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Развитие коммуникативных УУД происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой. Можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики в 7 классе:

ü Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта.

ü Ведение диалога "человек” - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды.

ü Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации.

ü Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе – формальных языков, систем кодирования.

ü Умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом.

Овладение различными видами учебной деятельности ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы, по ключевым задачам, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность изучения курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

ü Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

ü Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

ü Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

ü Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

ü Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

ü Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

ü Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы, графики, таблицы для решения учебных и познавательных задач;

ü Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

ü Умение применять поисковые системы учебных и познавательных задач;

ü Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

ü Умение использовать прикладные компьютерные программы;

Рабочая программа составлена по модулям, под разные категории детей, от пятого до одиннадцатого класса, с соответствующей им нагрузкой и тематикой.

Внутрипредметный образовательный модуль разработан для изучения в 5–6
классах рассчитан на 10 часов в качестве дополнительного к программе по информатике для 5-9 классов авторов Босовой Л.Л. и Босовой А.Ю.
Основное назначение модуля — изучение алгоритмов и исполнителей, первое
знакомство с основными алгоритмическими конструкциями, используемыми в языках программирования; получение позитивного опыта отладки и написания первых завершённых программных продуктов.
Программа модуля предполагает знакомство с основными понятиями,
используемыми в языках программирования высокого уровня, решение большого количества творческих задач, многие из которых моделируют процессы и явления из таких предметных областей, как информатика, алгебра, геометрия, география, физика, русский язык и др.

1. Содержание программы для 5-6 классов

Раздел 1. Знакомство с программной средой Scratch – 2 ч
Свободное программное обеспечение. Авторы программной среды Scratch.
Параметры для скачивания и установки программной среды на домашний компьютер.
Основные элементы пользовательского интерфейса программной среды Scratch.
Внешний вид рабочего окна. Блочная структура систематизации информации.
Функциональные блоки. Блоки команд, состояний, программ, запуска, действий и исполнителей. Установка русского языка для Scratch.
Создание и сохранение документа. Понятия спрайта, сцены, скрипта. Очистка
экрана. Основной персонаж как исполнитель программ. Система команд исполнителя (СКИ). Блочная структура программы. Непосредственное управление исполнителем.
Библиотека персонажей. Сцена и разнообразие сцен, исходя из библиотеки данных. Систематизация данных библиотек персонажей и сцен. Иерархия в организации хранения костюмов персонажа и фонов для сцен. Импорт костюма, импорт фона.
Компьютерная графика – 5 ч
Компьютерная графика. Векторные и растровые графические редакторы.
Встроенный растровый графический редактор. Основные инструменты графического редактора — кисточка, ластик, заливка (цветом или градиентом), рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов и окружностей, выбор фрагмента изображение и отражение его по горизонтали или вертикали, использование инструмента печать для копирование выделенной области изображения, работа с текстом. Масштаб фрагмента изображения. Палитра цветов, установка цвета переднего плана и фона, выбор цвета из изображения с помощью инструмента пипетка. Изменение центра костюма.

Основные возможности изменения внешнего вида исполнителя: 1) использование встроенной библиотеки данных путём импорта её элемента; 2) редактирование выбранного элемента с помощью инструментов встроенного растрового графического редактора; 3) создание собственных изображений в других программах.
Проектная деятельность и моделирование процессов и систем – 3 ч
Мультимедийный проект. Описание сюжетных событий. Анимация. Создание
эффекта анимации с помощью последовательной смены изображений. Имитационные модели. Интерактивные проекты. Игры.

Читайте также: