Доклад крестьянский быт вятки

Обновлено: 28.06.2024

Вятская губерния по географическому положению входила в число северо-восточных губерний Европейской России. На севере она граничила с Вологодской губернией, на западе – с Костромской и Нижегородской губерниями, на юге – с Казанской и Уфимской, на востоке – с Пермской губернией. По размерам территории Вятский край среди прочих регионов России стоял на восьмом месте. Численность населения в конце XIX в. составляла 3030831 чел., его плотность была сравнительно невелика – 22,5 чел. на кв. версту229. Основу хозяйственного строя губернии, как и повсеместно в империи, составляли родственные хозяйства. Такое хозяйство состояло в среднем из 6 душ, наибольшая доля (46,6 %) приходилась на хозяйства из 6 – 10 человек230. В административно-территориальном отношении губерния делилась на одиннадцать уездов.

Большинство жителей губернии составляли русские – 76,6 %, удмурты – 12,8%, марийцы – 5,1%, татары – 4%, башкиры – 1,6%, коми – 0,7%, бесермяне – 0,3%231. Наиболее пестрыми в этническом отношении были Малмыжский, Елабужский, Сарапульский и Глазовский уезды, что объясняется особенностями исторического развития региона. Данные уезды располагались в месте слияние рек Вятки и Камы, на бывшей территории Волжской Булгарии.

В сословном отношении Вятская губерния могла, по справедливости называться чисто крестьянской: крестьяне составляли среди населения – 97,1%, потомственные и личные дворяне – 0, 3%, духовенство – 0,5%, горожане – 2%, остальные сословия – 0,1%232. На 1 января 1905 г. в сельской местности проживало 96,9% всего населения губернии233. Из числа крестьян бывшими государственными были 90,5%, бывшими помещичьими – 3,4%, бывшими удельными – 6,1%234.

Как свидетельствуют исследователи, Вятская губерния на рубеже XIX –XX вв. являлась одним из самых экономически отсталых регионов России235.

Общая земельная площадь в Вятской губернии в 1905 г. достигала 13468407 десятин236. Большая часть приходилась на крестьянские надельные земли. 97,7% всех крестьянских земель – земли сельских обществ, подворные владения занимали незначительную часть – 1,8%, а купчая земля и того меньше – 0,5%237. Средний крестьянский надел в Вятской губернии составлял в 1905 г. 16,8 десятин, что даже превышало официальную норму (15 дес.) для многоземельных районов России238. Подобное многоземелье для крестьян было скорее проблемой, нежели благом. При экстенсивном ведении хозяйства, при отсутствии улучшенного инвентаря и малом количестве скота, земля быстро истощалась и становилась в тягость ее владельцам, которые не в силах были уплатить все поземельные налоги и сборы.

Очень интересная выдержка из книги "География Вятской губернии" Лаврентьева К.В. 1890 г. Рекомендую всем прочитать.
Прошу сообщить о найденных опечатках.

Содержание главы
А. Русскiе
1. Селенія русскихъ; постройки
2. Наружный видъ; одежда
3. Нарѣчіе
4. Характеръ и нравы вятчанъ
5. Обычаи и увеселенія
Б. Инородцы
1. Вотяки (прим. Удмурты)
2. Татары
3. Черемисы (прим. Марийцы)
4. Башкиры
5. Пермяки

III. БЫТЪ, НРАВЫ И ОБЫЧАИ НАСЕЛЕНIЯ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНІИ.

А. РУССКІЕ.

Вятская губорнія, имѣющая такое разноплеменное населеніе, значительно отличается отъ другихъ губерній нравами, обычаями и образомъ жизни своихъ жителей, не только инородцевъ, но и русскихъ.

1. Селенія русскихъ; постройки. Русскіе, какъ и инородцы, живутъ преимущественно мелкими починками. Въ сѣверныхъ уѣздахъ починки, по большей части, состоять изъ нѣсколькихъ родственныхъ семей, такъ что всѣ жители одного починка носятъ одну общую фамилію и этимъ же прозвищемъ называется и самый починокъ. Крестьянскія постройки почти вездѣ одинаковы. Такъ-какъ лѣсу кругомъ много, то и постройки у крестьянъ, по большей части, отличаются величиной. Избы строятся большія, аршинъ на 10-12, съ крышей на два ската и съ бревенчатой стѣной по срединѣ зданія. Эта средняя стѣна дѣлитъ его на двѣ половины: теплую и холодную. Въ теплой половинѣ находится собственно жилое помѣщеніе, изба, а въ другой помѣщаются кладовыя, амбары, хлѣвы и проч. Кромѣ этого, хлѣвы и амбары пристраиваютъ и отдѣльно. Окна въ избахъ всегда маленькія и выходятъ на двѣ стороны: на улицу и на дворъ. Дворы у крестьянъ бываютъ небольшіе и покрываются сплошь тесомъ или соломой; дѣлается это для того, чтобы защитить скотину отъ холода и непогоды во время долгой суровой зимы, а также и отъ нападенія хпщныхъ звѣрей (волковъ), которые зимой бываютъ очень смѣлы. Поэтому на дворахъ бываетъ хотя тепло, но темно, грязно и душно: пахнетъ навозомъ, нечистотами. Въ избахъ также темно, тѣмъ болѣе, что половина оконъ выходить на темный дворъ. Зимой въ избу пускаютъ коровъ (чтобы подоить), овецъ, а телята и ягнята почти всю зиму живутъ въ избахъ, если нѣтъ теплаго хлѣва; подъ печками держать куръ. Отъ этого въ пзбахъ всегда бываетъ зимой грязно и душно; воздухъ портится и вредно отзывается на здоровье людей: блѣдныхъ, худыхъ, болѣзненныхъ лицъ, съ воспаленными красными глазами, между крестьянъ встрѣчается весьма много.

3. Нарѣчіе. Гораздо болѣе отличаются вятскіе крестьяне по своему нарѣчію или выговору. Вятскій пѣвучій выговоръ съ особеннымъ растяженіемъ на послѣднемъ слогѣ пзвѣстенъ по всей Россіи. Въ нарѣчіи вятчанъ дательный падежъ въ разговорѣ страннымъ образомъ перемѣшивается съ творптельнымъ; такъ говорять: ѣли щи съ кускамъ, работали рукамъ, головамъ, я ходилъ съ вамъ; наоборотъ: хотѣлъ угодить вами и т. д. Вмѣстѣ съ тѣмъ даже некоторые звуки въ рѣчи замѣняются другими: такъ звукъ ч передъ т произносится какъ ш, звукъ о на концѣ переходить въ ё (штё - что), звукъ ч замѣняется звукомъ ц и наоборотъ, такъ напр. говорять: улича, птича, черковича (церковь), курича, целовѣкъ, цай, цево (чево) и т. д. Наконецъ, въ нарѣчіи коренныхъ вятчанъ очень много мѣстныхъ уже устарѣлыхъ словъ и выраженій, для непривычнаго человѣка совершенно непонятныхъ (См. списокъ мѣстныхъ словъ и выраженій въ концѣ книги). Такой особенностію выговора и обиліемъ мѣстныхъ словъ и выраженій отличаются крестьяне уѣздовъ: Вятскаго, Орловскаго, Котельническаго и отчасти Глазовскаго, Нолинскаго и Слободского. Эта мѣстность составляла прежнюю вятскую землю, Вятку, и тутъ живуть коренные вятчане.

4. Характеръ и нравы вятчанъ. По характеру вятчане кажутся простоватыми, добродушными, наивными, медлительными и неповоротливыми въ движеніяхъ и даже какъ будто лѣнивыми. Ихъ пѣвучій говоръ, медлительность, простота и наивность вошли даже въ пословицы и поговорки и служатъ обычнымъ предметомъ насмѣшекъ жителей сосѣднихъ губерній.

Вятскіе крестьяне сознаютъ пользу образовавія и охотно отпускаютъ дѣтей своихъ въ школы. Къ сожалѣнію, ни духовенство, ни школы, разсѣянныя по всей губерніи въ достаточномъ количествѣ, не смягчаютъ нравы крестьянъ, не искореняютъ ни невежества, ни суевѣрій и предразсудковъ, ни пагубныхъ страстей и пороковъ. Крестьяне до сихъ поръ отличаются нѣкоторой грубостью, непривѣтлпвостью въ обращеніи. Грубость и непривѣтлпвость, вѣроятно, объясняются разрозненностью и разбросанностью населенія мелкими починками, вдали отъ центровъ просвѣщенія: городовъ, селъ, церквей и школъ; можно также объяснить и той глухой, однообразной, тяжелой трудовой жизнью, полной недостатковъ и лишеній, которую ведутъ многіе крестьяне среди лѣсовъ и трущобъ въ холодномъ, суровомъ климатѣ. Суевѣрія и предразсудки, самыя нелѣпыя, распространены между темнымъ людомъ: до сихъ поръ крестьяне вѣрятъ въ существовавіе домовыхъ, лѣшихъ, водяныхъ, колдуновъ, вѣдьмъ, оборотней и проч. Пьянство, ссоры и драки, нерѣдко кончающіяся убійствами, составляютъ довольно обыкновенныя явленія въ крестьянской жизни. Табакокуреніе распространено повсемѣстно и крестьяне, не понимая огромнаго вреда отъ табаку, дозволяютъ курить и малымъ ребятамъ, и женщинамъ. Особенной грубостью и развращенностью нравовъ извѣстны жители нѣкоторыхъ заводовъ, гдѣ крестьяне не имѣютъ земли и живутъ изо-дня въ день, не заботясь о будущемъ.

Масляница, кякъ и вездѣ въ Россіи, справляется шумно и весело: варятъ пиво и брагу, пекутъ блины, катаются на лошадяхъ и съ горъ на салазкахъ и на шестахъ, ѣздятъ цѣлыми деревнями въ гости.

Крестьянскія свадьбы вездѣ справляются шумно и весело, какъ бы ни были бѣдны родители жениха или невѣсты. Невѣсту, по большей части, выбираютъ родители и засылаютъ сваху. Если сваха сосватаеть невѣсту, то на другой день бываютъ смотрины, а затѣмъ рукобитье (невѣсту пропиваютъ). Въ день свадьбы собирается поѣздъ, состоящій изъ разныхъ свадебныхъ чиновъ - поѣзжанъ: тысяцкаго, дружки, свахи, повозниковъ и т. д. Поѣзжане ѣдутъ въ церковь съ колокольчиками и бубеньчиками. Послѣ вѣнца ѣдутъ въ домъ жениха, гдѣ встрѣчаютъ молодыхъ съ хлѣбомъ-солью и обсыпаютъ хмѣлемъ.

Б. ИНОРОДЦЫ

1. Вотяки - первые обитатели Вятскаго края и живуть тутъ съ незапамятныхъ времень. Они населяютъ юго-восточную часть губерніи и составляютъ почти половину населенія уѣздовъ: Глазовскаго, Сарапульскаго, Елабужскаго и Малмыжскаго. По наружному виду вотяки, подобно всѣмъ инородцамь, замѣтно отличаются отъ русскихъ. Они болѣе низкаго роста, съ свѣтлымп или темно-русыми жидкими и прямыми волосами, широкимъ, плоскимъ лицомъ и по большей части узкими глазами.

Одежда вотяковъ: армякъ, бѣлая холщевая рубаха, отороченная красными узорами, онучи или чулки, лапти, шляпа или шапка съ ушами. Нарядъ женщинъ болѣе разнообразный: на головѣ - кика, основаніемъ которой служить буракъ изъ бересты; кика обтягивается сукномъ или холстомъ, обвѣшивается жестяными и оловянными кружками, а иногда и монетами. Рубашка длинная пеньковая (посконная), бѣлая, обложенная ситцемъ или китайкой. Пища вотяковь мало чѣмъ отличается отъ пищи окружающнхъ ихъ русскихь; но у вотяковъ есть свой народный напитокъ - кумышка. Кумышка - хлѣбное вино, приготовляемое домашнимъ образомь; кумышка горька, непріятна на вкусъ, пахнетъ дымомъ и производить на пьющихъ одуряющее и опьяняющее дѣйствіе. Кумышку варятъ женщины въ особо устроенныхъ шалашахъ. (Съ 1890 года вотякамъ запрещено самамъ варить кумышку.)

По характеру вотяки народъ смирный, скромный, бережливый, но довольно лѣнивый и упрямый; съ посторонними вотяки скрытны и подозрительны, но въ своемъ кругу откровенны, веселы и отличаются гостепріемствомъ и радушіемъ: всякаго пришедшаго вотяки считаютъ обязанностью угостить; мужчины сами рѣжутъ хлѣбъ, а женщины угощаютъ кумышкой. Вотяки отличаются также терпѣніемъ и спокойствіемъ; вотяка трудно вывести изъ себя, но, выведенный изъ себя, вотякъ дѣлается раздражительнымъ и злымъ. Живутъ вотяки мирно, ссоры и драки бываютъ рѣдко. Вотяки весьма привязаны къ своей семьѣ и не любятъ далеко отлучаться отъ дому; поэтому отхожіе промыслы у нихъ совсѣмъ не развиты. Живутъ вотяки большими семьями замкнутой жизнью. Въ семьѣ есть старшій (отецъ или дѣдъ), котораго всѣ слушаютъ. Вотяцкія селенія отличаются отъ русскихъ большимъ безпорядкомъ построекъ, большею неопрятностью и грязью. Избы строятся окнами на дворъ; дворы большіе и потому кроются рѣдко. Дворъ дълится на две половины: чистый и скотный дворъ. На первой половинѣ строятся избы, амбары, клѣти, на второй - помѣщенія для скота. Около рѣчки расположены бани и шалаши для варенія кумышки. Вотяки - народъ земледѣльческій; земледѣліе составляетъ ихъ главное и единственное занятіе. почти никакіе другіе промыслы у нихъ не развиты; только въ лѣсистыхъ мѣстностяхъ вотяки занимаются пчеловодствомъ и охотой, да въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ выдѣлкой разныхъ предметовъ изъ лыка и мочала.

2. Татары населяютъ преимущественно южную часть Вятской губерніи, по сосѣдству съ Казанской и Уфимской губерніями, гдѣ они живутъ въ большомъ количествѣ. Татары по наружному виду могутъ назваться вообще красивыми: они, по большей части, средняго роста, съ смуглымъ правильнымъ лицомъ, прямымъ носомъ и только довольно узкіе глаза, оттопыренные уши, да немного выдавшіяся скулы обличають ихъ монгольское происхожденіе. Татары носятъ короткія бороды, бреють головы и носятъ на головахъ плотныя шапочки (тюбетейки). Зимой и лѣтомъ мужчины ходятъ въ овчинныхъ шубахъ и мѣховыхъ шапочкахъ, надѣваемыхъ на тюбетейки; только въ жаркое время носятъ широкіе азямы сѣраго пли бѣлаго холста своего приготовленія и войлочныя шляпы въ видѣ конуса; рубаха длинная, безъ пояса, штаны широкіе. Наиболѣе зажиточные торговые татары сверхъ рубахи надѣваютъ безрукавный кафтанъ, доходящій до колѣнь и сшитый обыкновенно изъ зеленой или желтой матеріи (нанки или шелка), носятъ также халаты и шубы. Муллы, хаджи (совершившiе большое путешествіе въ магометанскiй священный городъ Мекку) и учители носятъ на головѣ бѣлую чалму, состоящую изъ длиннаго полотна, обвитаго вокругъ шапки нѣсколько разъ.

Почти всѣ татары исповѣдуютъ магометанскую вѣру: крещеныхъ татаръ немного. Татары магометане отличаются набожностью и строго соблюдають свои посты и обряды. Посты магометанскіе состоять въ воздержаніи отъ пищи въ теченіи цѣлаго дня; ночью дозволяется пить, и ѣсть что угодно. Посты особенно тягостны во время полевыхъ лѣтнихъ работъ, когда дни бывають долгіе, а работы тяжелыя.

У татаръ есть свои храмы - мечети и духовныя лица - муллы; еженедѣльно татары молятся по пятницамь: собравшись въ мечеть, читаютъ молитвы, покланяются и наконецъ мулла говорить проповѣдь.

3. Черемисы - самые древніе обитатели Вятскаго края; о нихъ упоминаетъ еще лѣтописецъ Несторъ. До прихода русскихъ на Вятку у нихъ былъ даже городокъ Кокшаровъ на мѣстѣ нынѣшпяго Котельнича; русскіе взяли городъ и оттѣснили черемисъ къ югу. Черемисы средняго роста, имѣютъ блѣдное, худощавое лицо, осунувшіяся скулы, низкій лобъ, узкіе подслѣповатые глаза и жидкую бороду. Одежда ихъ состоить изъ бѣлаго кафтана и бѣлаго же исподняго платья; рубашки вышиваются цвѣтными шерстями; женщины носятъ головной уборъ съ монетами, кольцами и браслетами; на ногахъ всѣ носятъ лапти и толстыя черныя онучи. Черемисы простодушны, миролюбивы, честны, съ русскими скрытны и робки. Живутъ они въ лѣсныхъ мѣстностяхъ мелкими поселками, занимаются земледѣліемъ, пчеловодствомь и охотой: живутъ бѣдно и скупо, пищу ѣдятъ плохую, но очень любять водку. Охота составляетъ любимое занятіе: съ ружьемъ и ножемъ отправляется черемисинъ въ одиночку на охоту и бродить по цѣлымъ недѣлямъ въ глухихъ дикихъ мѣстахъ; черный хлѣбъ и трубка - вотъ и вся его провизія: уставши, черемисинъ отдыхаетъ тамъ же въ лѣсу и непремѣнно разводить огонь; съ трубкой въ зубахъ, мрачный и невеселый сидитъ онъ предъ камелькомъ, устремивши на огонь унылый, безжизненный взоръ, и что-то дикое, но поэтическое есть въ этой обстановкѣ.

Хотя большинство черемисъ православные, но многіе до сихъ поръ не покидаютъ своихъ языческихъ обрядовъ и иногда приносятъ жертвы въ лѣсу своимъ языческимъ богамъ (кереметь). Грамотности своей нѣтъ; русская грамотность развита слабо.

5. Пермяки въ небольшомъ числѣ живутъ въ Глазовскомъ уѣздѣ по рекѣ Камѣ и въ Орловскомъ по р. Леткѣ. Они малорослы, худощавы, съ небольшой головой, низкимъ лбомъ, узкими, немного наискось лежащими, глазами, съ выраженіемъ вялымъ и безжизненнымъ; волосы они стригутъ кругомъ. Пермяки простодушны и довѣрчивы, любятъ выпить и въ пьяномь видѣ бываютъ злы и надоѣдливы. Одежда сходна съ вотяцкой, причемъ бѣлый цвѣтъ считается любимымъ. Нравы довольно свободные. Постовъ пермяки не соблюдають, хотя и исповѣдуютъ православную вѣру. Занимаются земледѣліемъ, скотоводствомъ и охотой и другихъ промысловъ не знаютъ.

С революционных событий в Вятском крае началась история Краеведческого музея Афанасьевского района Кировской области. Тогда на хранение в фонд музея принесли три книги. Сегодня музей рассказывает не только о народных волнениях, но и о быте предков, о животном и растительном мире края, о боевых подвигах земляков в Великую Отечественную войну.


Косуля, но не животное

Об интересных экспонатах и истории музея его хранитель Павел Харин может рассказывать бесконечно. Он работает в музее с 2011 года. С детства любил читать исторические книги, поэтому и выбрал после школы учебу на историческом факультете.

– Историю родного края нужно сохранять через показ интересных экспонатов, это путь к развитию, воспитанию в подрастающем поколении любви к своей малой родине, своей деревне, посёлку, селу.

Павел Харин

Павел Анатольевич человек, увлеченный археологией, историей. Непосредственный участник археологических раскопок и экскурсовод, и не только в музее. Павел Анатольевич с удовольствием гуляет с гостями поселка по улицам населенного пункта и рассказывает о деревне Ичетовкины в Афанасьевском районе.

Редкие экспонаты

Есть в музее и редкие экспонаты, переданные в дар местными жителями. Например, стул из капакорня в 2000 году подарила Александра Павловна Боровска, пенсионерка из г. Ухта. Как вспоминала бабушка хозяйки, Марфа Петровна (1888 года рождения), стул ещё до её появления был вырезан из капакорня отцом Петром Макаровым (прадедом хозяйки), жителем д. Макаровская. Он же изготовил краски и покрыл стул росписью. До передачи в музей будущий экспонат находился в заброшенном доме в д. Терешовы Афанасьевского района, где жила Александра Павловна до переезда в республику Коми в 1964 году.

Еще один редкий предмет – стол-конторка. На рубеже XIX–XX столетий в г. Вятка была весьма известна деятельность кустарных мастеров Садаковых, изготовлявших столы. Их продукция выставлялась на 11 сельскохозяйственных выставках по всей России, в память о которых на среднем выдвижном ящике стола штамповалось 11 печатей.

Украшением нашего музея является стол-конторка, сделанная из дуба, причем без единого гвоздя. Это яркий пример мастерства Ивана Федоровича Садакова, изготовленный в начале 1900 годов.

Как рассказал старожил из села Бисерово Иван Федорович Селезнев, просидевший за этим столом почти 20 лет, его купил на общественные деньги староста Бисеровского сельского общества Никита Порфирьевич Васильевых в волостное правление. После революции стол находился в здании Бисеровского волисполкома, затем в Бисеровском райкоме партии. В 1980-е гг. в здание райкома переехал сельсовет, и стол успел поработать и там, пока не был передан в музей в 1995 году.

В Краеведческом музее хранится еще много любопытных документов, экспонатов, рассказывающих о самых разных страницах жизни района и области. Есть в нем и забавные случаи, и трагические, но все это – история жизни людей, живших тогда и живущих ныне в этом крае.

Как найти

Крестьянский быт

Как встарину жили на Вятке? Какую одежду носили и что готовили на обед? Ответы на эти многие другие вопросы любознательных кировчан ответят на историческом факультете Вятского государственного гуманитарного университета. Там открылась уникальная выставка, посвященная быту вятских крестьян.

Крестьянский быт


У наших предков не возникало вопроса: чем занять себя холодными зимними вечерами. Работы хватало всем. Муки намолоть в жерновах, причём деревянных, капусты нашинковать в корыте, сделать полотно для одежды на ткацком станке.


Эти экспонаты по деревням вятской глубинки студенты исторического факультета собирают с 50-х годов прошлого столетия.


Здесь же и реконструкция одежды и орудий наших предков 9-11 веков. Всё сделано уже в 21 веке, но по старинной технологии.

Реклама

Вятка 24

Смотрите Вятка 24 - новый интернет-проект ГТРК "Вятка"

Авторский блог

Авторская рубрика режиссера телевидения и автора программ по истории и краеведению Алексея Фоминых

Интервью

Интервью с антропологом и археологом, кандидатом биологических наук Денисом Пежемским (14.02.2022)

Интервью с ведущим специалистом областного Дворца молодежи Ильей Державиным (24.02.2022)

Лента новостей

  • 25/04 Ткачество на Вятке
  • 04/10 Археологические находки
  • 05/04 История Вятки в деталях
  • 22/09 Молодые археологи
  • 04/04 Последний звонок на историческом факультете ВГГУ

Реклама

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: