Доклад праздники на кубани

Обновлено: 30.06.2024

Цель: Познакомить с традициями кубанской семьи.

Прививать любовь к народным праздникам. Воспитывать уважение к традициям своих предков.

Воспитывать интерес к прошлому нашего народа и уважение к традициям кубанского казачества.

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предками.

Кубань… так называют наш край по имени реки. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Нельзя забывать, что любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери. Во все времена семья играла особую роль в жизни человека, предопределяла становление его личности, фундаментальных ценностей передающихся от поколения к поколению.

Традиции воспитания в кубанских семьях мы рассмотрим на примере казачьей семьи, в которых главными качествами личности считались: трудолюбие, честность, общительность, радушие и добрый нрав.

Семьи на Кубани были большие. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнятся год. С трех-пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде, рукопашному бою. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой — с десяти. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле. Оставалось и время для детских игр. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины. Женщины не имели право вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина.

Воспитание девочки в казачьей семье очень сильно отличалось от воспитания мальчика, потому что у них было другое предназначение: стать хорошей хозяйкой, многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни, крепким тылом воина — казака. Девочки начинали работать с детства. Таскаясь "хвостиком" за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком — это умела каждая казачка. Была и особенная работа — нянчить младших! Трудовая жизнь начиналась рано,. но не исключала радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, — этому было подчинено все ее воспитание.

В казачьей семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Наша задача, познакомить с культурными традициями своего народа, а главное традициям семьи, его родных, предков.

В основе организации образовательного процесса определен развивающий принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

На праздниках с детьми мы, воспитатели используем кубанские пословицы и поговорки, стихи кубанских поэтов, поем песни о Кубани, играем на музыкальных инструментах.

Фотоотчёт об осенних праздниках

Фотоотчёт об осенних праздниках Вот и прошли традиционные осенние праздники, в которых все дети ДОУ приняли активное участие. Празднично украшенный зал, доброжелательно.

Картотека Кубанских музыкальных народных игр для дошкольников Данная подборка игр составлена музыкальным руководителем МАДОУ д/с №9 "Радуга" для использования с дошкольникам в процессе реализации регионального.

Фотоотчет о праздниках в ДОУ

Фотоотчет о праздниках в ДОУ Костюм Рябинка. Разные костюмы на осеннюю тему. Осень в гости к нам пришла. Хоровод грибочков. Танец девочек с зонтиком. Костюм,Синьер.


Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.

История Кубани

О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.


Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Рушники — традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачий костюм

Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку — на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Казачья пища


Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни — с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу — умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору — уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Обряды и праздники

На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он — подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

Языковые особенности

Устная разговорная кубанская речь — ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов — русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии — устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

Народные промыслы и ремесла

Народные промыслы и ремесла — важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство — типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольникл, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки — бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды — плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Заключение

Российское общество в ходе преобразований столкнулось со сложными нравственными, политическими, экономическими проблемами, которые не могут быть решены без помощи гуманитарной науки. Людей волнуют заботы о будущем, но при этом у них никогда не иссякнет интерес к прошлому, к своей истории. Углубление в историю возвращает людям утраченные некогда ценности. Без исторических знаний не может быть подлинно духовного роста.

Человечество за свою историю накопило несметные богатства духовных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром — они направлены на идейное и духовное возвышение человека.

Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образо­вания, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказывала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось казачьего населения Кубани.

Кубань — не отдельный субъект в составе России и не республика с определенным национальным составом, но совершенно особое место. Это исторически сложившийся этнос, расселившийся по берегам одноименной реки. Здесь проживают представители многих народов и религиозных концессий, из которых постепенно и была сформирована особая общность — казачество, со своими устоями и обрядами. Традиции и обычаи Кубани настолько уникальны и самодостаточны, что сегодня их можно назвать отдельной достопримечательностью края.

Традиции Кубани

Религиозные традиции народов Кубани

Несмотря на то, что в данной местности по исторически сложившимся обстоятельствам селились представители самых разных народов и, соответственно, верований, традиционно почитаемым здесь было и остается православие. Православная вера составляет основу родительского воспитания и формирования базовых морально-нравственных устоев местных казачьих сообществ. Детей с детства учат соблюдать заповеди, данные в Евангелии, излагая их с любовью и по-простому — не кради, не убивай, береги честь, не оставляй других в беде, почитай родителей и т.д.

Отступления от этих правил считаются здесь недостойными для тех, кто называет себя казаками. Местные любят повторять: если кому-то и позволено нарушать заповеди, то нам не положено — мы казаки! При этом несоблюдение этих правил осуждалось и осуждается прилюдно, соседями и остальными жителями станицы или хутора.

Религиозные традиции народов Кубани

Семейные традиции Кубани — отношение к старшим

Семейные традиции Кубани

Поощрения и наказания

Традиции жителей Кубани за трапезой

Особое место в вопросах внутрисемейных отношений и воспитания подрастающего поколения занимает у кубанцев поведение за столом. Вне зависимости от того, были ли члены семьи дома или пришли с улицы, все обязательно банили (мыли) перед трапезой руки. После этого глава семьи читал молитву, и лишь тогда семья садилась за стол. Обычай этот во многих семьях сохраняется до сих пор, как и нарезание хлеба отцом семейства. При этом уделялось внимание тому, чтобы крошки от хлеба при резке не падали на пол. И дело здесь не в экономии или высокой цене хлеба, а в том, что он считается прообразом тела Христова, и топтать его на полу недопустимо.

Кубанское застолье

Когда на столе стояла общая миска, брать из нее ложкой положено было по старшинству. Этот обычай сейчас ушел в прошлое.

Экологические традиции Кубани

Проживающие здесь народы с давних времен почитали и буквально боготворили природу, относились к ней с особым почтением. Многие старожилы и сегодня могут рассказать об особых экологических традициях, связанных с кубанской землей. Это подтверждается и многими историческими изданиями. Среди казачества регулярно проводились сборы для поддержания военной формы. Часть призываемых на них мужчин регулярно направлялась, по указанию атамана станицы, на выполнение мероприятий по защите окружающей природы — профилактику пожаров, чистку и восстановление лесов, ремонт дорог и мостов.

Отношение к лесам

Кубанский лес

На Кубани всегда были свои, местные законы, которые не шли в разрез с общепринятыми в государстве, но порой были более жесткими и давали больше воли выбранным предводителям. Например, по решению атамана у человека, пойманного на незаконной вырубке леса, могло быть конфисковано все имущество, включая скот и порой даже необходимое для жизни.

Отношение к источникам воды

С особым рвением охранялись также местные родники, засорять их любым образом считалось святотатством. Их, как и пруды с озерами, регулярно чистили всем народом. За полторы версты до источника воды, в том числе и по берегам рек, не разрешалась распашка земель и другие подобные работы. Большим грехом испокон веков здесь считалось плюнуть в реку, не говоря уже о роднике.

Одним из основных народных промыслов на Кубани было рыболовство, река Дон кормила многие поколения казаков. И заботились здесь о рыбе так, что в самый ответственный и важный период, когда она шла на нерест, оберегали тишину. Молчали даже колокола многочисленных окрестных церквей.

Праздник Вардавар

Это армянский национальный праздник, но, поскольку на Кубани проживает многонациональное население, и все уважают традиции и обычаи друг друга, независимо от вероисповедания, в этом веселом и шумном праздновании, принимают участие многие жители. Вардавар приходится на середину лета, с 28 июня до начала августа. По поверью, в этот день вода приобретает необыкновенные, магические свойства, в том числе и способность очищать человеческие грехи. Люди выходят с ведрами на улицы с веселыми шутками и песнями обливают друг друга. Подобные обряды помогают снять негатив, сплотить население и закрепить нерушимость многовекового жизненного уклада.

Праздник Вардавар

Рождественская традиция

Одна из красивых давних традиций населения Кубани — предрождественский обряд. За десять дней до самого праздника глава семьи выходит в сад и срезает веточку вишневого дерева. Ее ставят в наполненный водой глиняный кувшин под образа и смотрят, успеют ли распуститься листочки до светлого Христова Рождества. Если успеют, делается вывод, что предстоящий год будет благополучным и принесет в семью много радости.

Кулинарные традиции Кубани

Кубанская кухня богата не только национальными блюдами, но и самыми разными способами их приготовления, термообработки. Особенно популярны здесь первые блюда в большом их разнообразии. Основными из них являются борщи, рассольники, уха, фасолевые супы, в летнее время — всевозможные окрошки.

Кулинарные традиции Кубани

А вот вторые блюда здесь намного менее популярны. По старой дедовской традиции на стол подается, к примеру, борщ или другое первое блюдо, а к нему выкладывают всего понемногу, что уродилось в огороде или было заготовлено в зависимости от сезона. Борщ со сметаной или суп, хлеб, сало, огурчики и помидорчиками, редиска вприкуску, яйца от собственных кур — обед получается очень сытным и не особо затратным. Особое место на столе, по обычаю, занимает сало, способов приготовления которого местное население знает очень много.

Народная медицина

На казачьей земле строилось много монастырей, которые были в свое время оплотами развития естественных наук, в том числе врачевания недугов. Постоянное внимательное наблюдение за природой привело к обширным познаниям в лечении не только целебными травами, но и росой, пеплом, огнем, воском, медом, рыбным и животным жиром и т.д. Большое внимание всегда уделялось личной гигиене, и на этом фоне может показаться странным, что столь популярная на русской земле баня в исторических документах, повествующих о быте казаков, практически не упоминается. С эпидемиями, которые часто приходили из Европы, на Кубани боролись жестким выполнением гигиенических правил, ведением здорового образа жизни, а также особым хозяйственным укладом, который, в отличие от многих других мест, предполагал содержание домашнего скота вне дворов, за пределами поселений — станиц и хуторов. Заболевших всегда старались изолировать от остального общества. Кроме того, спасало от массовых болезней и отсутствие скученности проживания, благо обширный край давал возможность жить вольно и на просторе. Этим казачий этнос всегда отличался от прочих народных сообществ на российской земле.

Один из парадоксов Кубани — удивительное сочетание святой православной веры и веры в сверхъестественное, суеверное, обрядовое. Например, если заболевала корова, считалось, что ее испортили злые люди, и даже имелись магические способы вычислить этих людей. Для этого из вымени захворавшей коровы выдавливали остатки молока и варили его на углях на сковороде до полного загустения. Затем резали его ножом, окропленным освященной водой. Нехорошему человеку, испортившему корову, в этот момент полагалось ощущать острую боль, по которой его и можно было вычислить.

Народная медицина

Гостеприимство

Любой пришедший в дом человек всегда считался на кубанской земле посланцем от Бога. Особенно дорогим и желанным будет человек незнакомый, путешественник из дальних мест, если он реально нуждается в приюте, еде и отдыхе. Гостю полагалось самое лучшее место за трапезой и удобное для отдыха, невзирая на возраст. Даже старик мог уступить ему свое место. На протяжении первых трех дней спрашивать гостя о том, кто он, откуда, куда держит путь и как надолго планирует задержаться, считалось неприличным.

Да и сами казаки, когда отправлялись по делам или иной нужде, никогда не брали с собой запасов еды. Они были уверены, что и их встретят, как подобает по традиции, с таким же радостью и радушием, накормят и напоят и их самих, и коней. Случаи, когда останавливаться приходилось на постоялых дворах, были достаточно редки.

В заключение можно сказать, что население Кубани, казаки — особый народ, действительно самодостаточный и уникальный этнос российской земли. Но, несмотря на широко распространенный миф о том, что они противопоставляют себя русским и мнят себя особой кастой, история уже не в первый раз доказывает обратное — сила всегда проявляет себя в единстве.


Описание презентации Презентация Кубанские праздники и обряды Перегудова Л.А. по слайдам

Автор: Перегудова Людмила Александровна педагог дополнительного образования МОБУООШ № 30 с. Радищево Новокубанского района

Автор: Перегудова Людмила Александровна педагог дополнительного образования МОБУООШ № 30 с. Радищево Новокубанского района

Очень часто за событиями, И за сутолокой дней Старины своей не помним, Забываем мы

Очень часто за событиями, И за сутолокой дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Хоть и более привычно Посидеть нам всем в кругу, Вспомним кубанские обычаи, Вспомним нашу старину. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. (Вадим Шафнер).


 Праздник – это яркое, запоминающееся зрелище, веселье. Обряд – традиции поклонения духам земли,

Праздник – это яркое, запоминающееся зрелище, веселье. Обряд – традиции поклонения духам земли, воды, солнца, христианским святым.

Щедриво чки Посеваль щики

Щедриво чки Посеваль щики

Гадания • Одной из ярких особенностей Рождества являлись разного рода гадания. • Вечерами гадания устраивали

Гадания • Одной из ярких особенностей Рождества являлись разного рода гадания. • Вечерами гадания устраивали девушки, чтобы узнать свою судьбу на будущий год. • Девушки в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж.

Маслен ица. Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою!

Маслен ица. Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе. Шумно, весело пройдет Сырная Седмица, А за ней — Великий пост, Время, чтоб молиться.

Зиму провожаем- весну встречаем!

Зиму провожаем- весну встречаем!

Иван Купала 7 июля праздник Ивана Купалы. В этот день жгли костры, водили хороводы,

Иван Купала 7 июля праздник Ивана Купалы. В этот день жгли костры, водили хороводы, Прыгали через огонь, купались в речках.


Кубань-земля такая: от хлеба золотая степная сторона. Гостей она встречает и песни запевает, И душу

Кубань-земля такая: от хлеба золотая степная сторона. Гостей она встречает и песни запевает, И душу открывает прозрачную до дна. Казачка огневая красива, молода, Кубань – земля такая: Однажды приласкает – полюбишь навсегда! Это не делиться, это – едино, жизнь человека с Родиной милой!

Читайте также: