Роль казачества в истории донецкого края доклад

Обновлено: 22.06.2024

Предыстория расселения казачества.

Образование донского сообщества.

В Смутное время многие из них поддержали Лжедмитрия, и когда на трон взошла Екатерина она и решила, что такое вольное сообщество необходимо разогнать по ряду причин: крымский хан принял российское подданство, и поэтому отпала необходимость защищать южные границы. Кроме того, ещё и старейшина стала воровать казённые деньги, вызывая этим недовольство бедноты.
Поэтому после Екатерининских реформ многие реестровые казаки ушли за Дон. В то же время от крепостного права туда сбегали и крепостные мужики с центральных регионов Руси. Вначале скитальцы жили в землянках, а потом строили деревянные жилища, называемые куренями. От запорожских поселений они существенно отличались. Здесь жили семьями, в отличие от Сечи. Да и стиль одежды донских казаков был неповторим. У мужчин были шаровары с лампасами, атласные кафтаны, широкий кушак с заткнутым за него оружием.
Самым большим грехом была трусость. Детей воспитывали сызмальства хорошо сидеть на лошади и метко стрелять. Территория Донского казачьего войска охватывала территорию современной Ростовской области. А также части Волгоградской, Луганской, Воронежской и Калмыкии.

На царской службе.

В 1708 году Петр I издал указ, по которому вольница донских казаков была отменена, как и выборность атаманов. Всем вменялось в обязанность служить в русской армии и участвовать в сражениях, войнах России. Вот и прошли они через Великую Северную, длившуюся 21 год, потом персидскую (два года), обе турецких и Семилетнюю. В 1800 году началась шестидесятичетырехлетняя война на Кавказе. В ней тоже участвовали казачьи полки. В Отечественной войне 1812 года около 60 тыс. казаков показывали на полях сражений образцы мужества и героизма, за что и получали царские грамоты и знамёна. В Российско-японскую войну в 1904 году на фронт отбыла Четвёртая Донская казачья дивизия. Не посрамили себя донские казаки и в Первую мировую войну. Среди них не было случаев дезертирства, революционных брожений. При наступлении большевиков столица донского казачества Новочеркасск стал оплотом русской государственности. Здесь была сформирована Донская и Добровольческая армии. Но всё же Гражданская война расколола Донское казачество на два непримиримых лагеря. Одна часть под руководством Каледина, Краснова поддерживала белое движения. Вторая во главе с Кривошлыковым, Думенко, Подтелковым перешла на сторону большевиков.
В 1920 году к власти на этой территории пришли большевики, и войско Донское как уникальная форма самоуправления прекратило своё существование.

Донское казачество в период Великой Отечественной войны.

В тридцатых годах казачество на Доне начало понемногу возрождаться. Но в Великую Отечественную войну придонские территории были оккупированы фашистскими захватчиками. Многие потомки донских казаков ушли на фронт и стали воевать против гитлеровцев в составах кавалерийских частей. Но были и такие, кто перешел на сторону Германии для борьбы против советской власти и большевиков. В 1942 году с разрешения германских властей был проведен казачий сход, на котором избрали штаб Войска Донского. И началась организация казачьих формирований. После окончания войны их участники были признаны предателями Родины и получили наказание. Так, например, генерал Краснов был повешен в 1947 году в Лефортово.

Мирное время.


Казачество! Именно оно внесло огромный вклад в создание обширной и могучей России, защищало ее в боях, охраняло ее границы. Что же это такое казачество? Есть казаки донские, запорожские, кубанские, терские, яицкие, уральские, оренбургские – но и на противоположном краю континента живут казаки: забайкальские, амурские, уссурийские. Была великолепная казачья конница – но были и пластуны – разведчики и пехотинцы, были казаки – моряки, были казаки – землепроходцы, преодолевавшие и осваивающие огромные пространства тайги и ледяных пустынь. Были удальцы – станичники, с молоком матери впитавшие боевой дух и воинское искусство, но была, и Запорожская Сечь, куда приходил любой желающий. Были служилые и городовые казаки, набиравшиеся царской администрацией из людей разного звания. А были так же некрасовцы и задунайцы, воевавшие против России. Однако все эти категории, не смотря ни на какие различия, признавали друг друга казаками и все они составляли единое явление, имя которому – казачество. То есть казачье сословие существует на правах этноса и различается только местом проживания и характерных этому месту особенностей.

История казачества Донбасса интересна и разнообразна. Считают, что она начинает свой отсчет от первых казаков Войска Запорожского, их зимовок и от первых станиц и хуторов Всевеликого войска Донского, но начиналась она задолго до этого.

Донбасс является уникальной, единственной, в своем роде, территорией, где на своей исторической земле компактно жило и живет сословное казачество, состоявшее двух его основных ветвей – Запорожской и Донской. Так же было на этих землях Азовское (Приазовское) казачество, которое впоследствии вошло в состав Войска Донского. Но казачья история Донбасса древнее и Запорожской Сечи и Войска Донского. Она простирается в глубину веков и, скорее всего, территория Донбасса является предтечей казачества на Украине и в России.

В 1480 году Большая Орда направила свои войска на Русь (после Куликовской битвы дань Орде Русью не выплачивалась). После Великого стояния на реке Угре (военные действия между ханом Большой Орды Ахматом и Великим князем московским Иваном III) монголы подались на Северский Донец, где их разгромили ногайцы, в их составе с ордынцами билось 16 тысяч православных казаков. Запорожской сечи и Войска Донского в то время еще не было.

Немного подробнее остановлюсь на поселениях запорожских казаков, которые впоследствии были объединены в Кальмиусскую паланку (казацкий военный округ), которая была крупнейшей в Войске Запорожском и охватывала территории Донецкой, а также части Запорожской, Днепропетровской, Харьковской и Луганской областей. Она насчитывала более 300 запорожских зимовников (сел и хуторов). На территории паланки было две полковые крепости – Ясенувата и Макарове. Север современной Донецкой области относился к другой запорожской паланке – Барвенковской, она располагалась на территории современной Харьковской области. У самого устья реки Кальмиус, над Азовским морем, около 1500 года возник запорожский зимовник (постоянное поселение) с названием Домаха, который позже стал называться Кальмиус, это уже была крепость – центр Кальмиуской паланки. Сейчас на месте Домахи расположен город Мариуполь, история которого неразрывно связана с запорожским казачеством.

В отличие от русских земель, где утвердилась самодержавная власть московских царей, Донские казаки до конца XVII ст. пользовались автономией. На Дону, как и на Запорожье, фактически была создана демократическая республика. Высшим органом власти был круг, т. е. собрание казаков. Именно круг решал все вопросы жизнедеятельности казаков, принимал решения о войне и мире, избирали атаманов, судей, есаулов, Атаман во время военных походов имел неограниченные полномочия.

Царская власть Московского государства со второй половины XVI ст. активно использовала казаков в своих интересах. Так, в 1552 г. Донские ка паки приняли участие в походе Московских войск на Казань и Астрахань, после которых получили от царя Ивана Грозного Дон в вечное пользование.

Считается, что поначалу донские казаки являлись абсолютно независимыми. В 1579 г. царь Иван Грозный выдал грамоту, в которой призывал донских казаков служить ему, за что пообещал им жалованье. Эта царская грамота положила начало образованию Войска Донского со столицей в Черкасске, которое включало в себя современные территории Ростовской и Волгоградской областей России, а также части Луганской и Донецкой областей.

В 1608 г. начался поход на Москву Лжедмитрия II, которого также поддержали поляки и казаки. Однако взять Москву он не смог и был убит своим ближайшим окружением.

После неудач с самозванцами в 1610 г. в Московское государство вторглись польские войска. Началась русско-польская война, в результате которой поляки захватили Москву и с помощью бояр провозгласили царем Владислава, сына польского короля. Однако вскоре против поляков началась освободительная война. В 1612 г. народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от поляков, в чем значительную роль сыграло казачество, которое к тому времени, осознав свою ошибку, выступило против Поляков, Казаки приняли активное участие в Земском соборе 1613 г., на котором царем Московского царства был избран Михаил Романов, основавший новую династию Романовых. От нового царя ҝазаки получили знамя и тем самым стали частью Московского царства.

Конорев А.К.
Атаман ДООО " Казачий Донбасс"
Украина. Донецкая область.

КТО, КОГДА, ГДЕ, ПОЧЕМУ?

Актуальные вопросы реабилитации казачества в Донбассе и Украине

Настоящая статья не претендует на всеобъемлющее исследование материала о зарождении, становлении, развитии, геноциде и возрождении казачества.
Цель статьи – открыть поле полемики о казачестве как особом сословии в составе населения Украины и с этой точки зрения определить социальное, военное и экономическое направления возрождения казачества в наше непростое время, характерное новыми изощренными методами геноцида казачества.

Есть казачье сословие, существующее на правах этноса и различающееся только местом проживания и, характерным этому месту, особенностям. С этой точки зрения статья, видимо, вызовет интерес читательского круга и соответствующую полемику.
. Донбасс является уникальной, единственной территорией Украины, где на своей исторической земле компактно жило и живет сословное казачество всех трех основных ветвей – Запорожской, Донской и Кубанской. Предки их были репрессированы сначала царской, а потом Советской властями, но наследники их живы и верны казацкому образу жизни.
Казаки Донбасса не спешат сходить с земли своих предков, которую они приобрели в борьбе многих поколений. Казаки должны найти способы заставить считаться с собой, вернуть и защитить то, что им принадлежит по праву божескому и человеческому. То есть то, что казаки имели, но отобрано у них недоброй силой.

Бой за КАЗАЧЬЮ ИДЕЮ идет в невидимых областях духа и морали, и казаки обязаны выиграть этот бой, ибо дело их правое.
Пламя свечи, несомой борцами за правое дело, должно сжечь губительные духовные деформации и осветить пути в благоприятную среду обитания, которых так не хватает сегодня государству Украина.
Казачья история Донбасса древнее Запорожской Сечи и Войска Донского. Она простирается в глубину веков. И, скорее всего, территория Донбасса является предтечей казачества на Украине в противовес иным территориям, привычно упоминаемым историками, отрабатающими кусок хлеба у власти.
Берега Азовского моря, Северского Донца, Кальмиуса исстари связаны не только с казачьей историей, но и с историей древнего и современного славянства в целом.

Уже в 111 тысячелетии (до н. э.) на берегах Северского Донца изобретено колесо и появляется колесный транспорт, положивший начало новому витку цивилизации.
На берегах Кальмиуса, по утверждению древних легенд, в начале нашей эры (336 год), родился Аттила – вождь славяно-гунских орд, которых древние римляне называли варварами. Правил он с 434 по 453 г.г. и оставил заметный след в истории как предводитель свирепых воинов-скифов.

Ведь не случайно, в среде казачества бытует легенда о том, что в древние времена потомки казачьих племен не знали, как перейти Азовское море с восточного берега, на западный. Во время охоты, раненый белый олень, спасаясь от охотников, по отмелям перебежал на западный берег моря, тем самым, открыв людям путь, который они так долго искали. С тех пор символом Войска Донского, стал белый олень, пронзенный стрелой. В любой легенде присутствует доля правды…Никто не оспорил эту легенду. Да и не надо.

В VIII–IX веках Донбасс (Земля Касак) входил в зону правления хазарского каганата.
В 965 году киевские князья завоевывают Землю Касак, но с 1015 года все Азовское море переходит к державе Тмутораканской.
Казаки с Приазовья и Пятигорские переходят на Северский Донец и в район Курска. В этом переходе они никак не могли обойти территорию нынешнего Донбасса. Прежде, чем они оказались на Днепре и построили город Черкассы, по меньшей мере, часть из них могла осесть на новых богатых землях. Более того, на берегах Северского Донца, Кальмиуса и в Приазовье в это время появляются берендеи (черные клобуки). Историки дружно отводят им роль прямых потомков казаков.

Казаки Донбасса имеют прямое отношение к изгнанию монголов из славянских земель. Так в 1480 году Большая Орда направила свои войска в славянские земли, чтобы принудить их жителей к выплате дани. После Куликовской битвы дань не выплачивалась. Но через два года татары сожгли Москву и снова заставили её жителей платить дань. Василий третий отказался делать это. Отступая перед войском царя Василия 111, монголы подались на Северский Донец, к ногаям. Но ногайцы вступили в бой с пришельцами и разгромили их. В составе ногайских войск бились 16 тысяч православных казаков.
А где же была Запорожская Сечь? А её еще не было!

Конец татаро-монгольского ига получил свое начало не в Куликовской битве, а в битве на реке Синюхе, на месте нынешнего города Новоархангельск (Кировоградская обл.), в 1362 году. В этой битве с монголами участвовало до 40 тысяч казаков, живших в пограничном районе на мокляках (мокрых землях), носившем название Калныболото. Впоследствии из них в Запорожской Сечи был образован Калныболотский курень. Потомки этого куреня вошли в Кубанское войско. Была и кубанская станица Калныболотская. Последний гетьман Запорожской Сечи носил фамилию Калнышевский.
Почему об этом забывает официальная российская и украинская история?

Почему российские шовинисты и украинские националисты (фактические НАЦИлисты) старательно замазывают начало и конец казачьей истории на территории Украины. Кому это выгодно? Кто хочет получить на этом дивиденты?
Если принять версию о том, что степи Донбасса – лишь незаселенное Дикое поле, то кого же тогда победили киевские князья на Северском Донце в 1111 году? Неужто только летописных кочевников половцев-поганцев?
А куда поделись берендеи (черные клобуки), которые были лояльны к половцам?

Территория Донбасса, это начало это и конец истории казачьего сословия на Украине. Отсюда следует, что возрождение казачьего сословия на Украине надо начинать там, где оно закончилось, т.е. в Донбассе. Попытки начинать с Запорожской Сечи неизбежно приводят к потере нескольких сот лет истории казачества. Ведь с 1775 года (ликвидация Сечи) и до 1920 года (ликвидация казачества) казачье сословие компактно проживало на территории нынешней Украины, только в Донбассе.

Союз действует исключительно в законодательном поле Украины, на правах этноса и на уведомительных началах. Он не нуждается в регистрационных процедурах как и греки, немцы, евреи, цыгане и другие народы, проживающие в Донбассе и пережившие репрессивные времена.

Заявление казачьего сословия Украины Верховной Раде Украины, народу Украины.

То, что инициатором возрождения казачьего сословия выступает Донбасс, не является случайным. Дело в том, что Донбасс – это единственная в Украине территория, где действует казачье сословие. Это единственная территория Украины, где воедино собрались три основные ветви казачества Запорожская, Донская и Кубанская. Здесь, на своей земле, своим укладом, со своей верой – православием – жило, живет, и будет жить казачье сословие, как символ государственности во все времена.
Положение в Украине, когда отсутствует национальный лидер, когда царствует грызня между лидерами партий и кланов, когда безответственная международная политика случайных людей ставит Украину на грань потери независимости, как никогда требует политической силы, которая взяла бы на себя обеспечение стабильности в государстве не на словах, а на деле.

Единственной такой силой может быть только казачье сословие, которое является символом порядка и дисциплины, символом единства славянского мира, который выгнал монголов, победил османов, уничтожил фашизм и ныне стоит перед задачей спасения Украины от великодержавного русского шовинизма, украинского национализма и американского терроризма. Начинать придется с последнего, как более опасного, другие успешно задушат друг друга без посторонней помощи, ибо дури имеют достаточно.
К сведению сообщаем, что казачье сословие не имеет нужды в разрешениях на деятельность и действует на уведомительных началах, на правах этноса. Такое уведомление мы и делаем в надежде на то, что в Верховной Раде найдутся силы, которые правильно оценят казачью ситуацию и ее серьезность.

Большой Круг Межрегионального Союза православного казачьего сословия
Украины. (29 апреля 2008г.)

КАЗАЧЬЯ ДОЛЯ.

Кто же он таков!?
В многолетних изысканиях и спорах выкристаллизовались два основных направления: казаки – суть беглый плебейский люд, сорганизовавшийся в шайки разбойников, а затем, в не менее разбойное, войско.

Второе направление — казаки это ордынские войсковые соединения – легкая конница – время появления которых, кануло в лету.
Первый взгляд не выдерживает критики, поскольку невозможно объяснить каким образом беглые крестьяне-рабы и горожане никогда не знавшие общественно-организационной жизни и военно-политической деятельности вдруг превратились в стройную военно-политическую систему, в военную силу, нагнавшую страх на могущественную Османскую империю, на Речь Посполитую, на Персию. Также остается за пределами разума, каким образом в исторически одно и то же время казаки в массовом количестве в виде войск появились в одночасье на огромной территории от нынешнего Казахстана до Украины, имея, при этом, одинаковое название, одинаковую войсковую структуру, одинаковую боевую тактику. Ведь самолетов и то время не было, а информация распространялась со скоростью весьма далекой от нынешней.

Вторая точка зрения плохо объясняет, каким образом в составе ордынских войск появились славянские казачьи соединения сразу и во множестве.
Донской казачий офицер, полковник-белоэмигрант А. А. Гордеев, видимо, единственный историк сумевший преодолеть практически все противоречия в толковании вопроса о происхождении казаков-славян. Он догадался связать условия жизни славян во времена татаро-монгольского нашествия с проблемой появления славянских казачьих войск.

Татаро-монголы не были политическими недоучками. Они хорошо понимали, что управлять огромной, завоеванной ими территорией, невозможно без помощи населения, исконных жителей завоеванных государств и народов. Поэтому, покорив территорию, они не разрушали ее политическое и религиозное устройство. Они призывали покоренный народ себе на службу, облагали его данью (тамга) и выдавали лидерам ярлыки на правление.

Известно, что татары делили своих граждан на социальные сословия – угланы, князья и казаки. Угланы, это высший социальный состав общества, сыны ханов, владевшие наследственной собственностью. Князья, это служилый люд угланов, который за свою службу получал в управление часть собственности углана, и поэтому был ему верен и обязан. Казаки, это безземельные, бессемейные и бездомные люди, жившие артелями и промышлявшие войной. Иной источник существования для них был под запретом. Да они и сами очень гордились своим положением и презирали все источники получения жизненных благ кроме войны и разбоя, много и сразу дававших еду, одежду и оружие в виде военной и разбойной добычи.

Уже в 1410 году в битве с крестоносцами при Танненберге наряду с поляками, литовцами, русскими участвовало 37 тысяч казаков с Украины. Такое войско никак не могло образоваться из числа беглых холопов.
Новые хозяева были не прочь использовать казаков на хозяйственных работах. Казаков это не устраивало, и они начали организовано уходить на незанятые территории – низ Днепра, Дона, на Кубань, Ею, Дикое поле, Лукоморье, Слобожанщину и осваивать эти земли по праву первого займа или потесняя кочевые племена. Здесь казаки устраивали свои демократические республики, которые привлекали беглый от панского гнета люд, Последний, со временем, и стал основным источником пополнения казачьих войск. Факт этот послужил основой для неправомерного и оскорбительного объяснения беглохолопского зарождения казачества. В дальнейшем, когда казачество встало на семейную основу, пополнение войска шло за счет естественного прироста – казачьи семьи, как правило, были многодетными.

Казаки не делились по национальному признаку и свободно переходили из одного войска в другое. На Сечи и в Черкассах языком служил украинский, а на Дону русско-украинский суржик. Другие казачьи Войска образовались исторически намного позже и языком имели русский, кроме Кубани, где в обиходе был украинский. Всех, говоривших по-украински называли черкасами, по названию города – столицы казачьего юга – Черкассы. Но казак летом был запорожцем, а зимой – черкасом. После замирения Астрахани запорожцы-черкасы, в нижнем течении Дона, заложили городок Черкасск, который стал столицей Донского казачьего войска на протяжении 161 года. В 1806 году атаман Платов перенес столицу в заново построенный город Новочеркасск.
Нынешняя территория Украины, видимо, является ключевым территориальным элементом в истории образования казачества.

Современное состояние казачьего вопроса.

Возрождение казачества началось в 1990 году в новой России. Причиной стало бурное проявление воли казачьих потомков, страстно желавших вернутся к своим корням.
В 1992 году вспомнила свое казачье прошлое и новая Украина. Увидев воочию стихийную силу общественного возрождения казачества, тут как тут оказались, оставшиеся без работы партийные и бюрократические функционеры, околонаучное простонародье, откровенный криминал, охлократия, коллаборационистские течения (под стягом национализма и русофобии).

Шустрые на заработок писцы, писаки и писуны подняли на уровень полемики вопрос о том, кто есть казаки: сословие, народ, культурно-этническая группа, общественные организации и т. п. Малоискушенные в этих вопросах казаки стали жертвой разделения на два мнения. Одни убеждают других в том, что казаки это народ. Другие, столь же усердно, убеждают первых в том, что казаки это сословие. Оба вместе не хотят быть ни общественной организацией, ни культурно-этнической группой.
Попробуем разобраться в этих вопросах. До царя Петра 1 казаки жили республиками, имели свой международный статус, относились к Посольскому приказу. Но были ли они единым народом? Вряд ли, хотя бы потому, что две самые сильные казачьи республики Запорожская и Донская имели разные территории, разные языки и в основе своей относились к разным народам и если их объединить в один народ, то они станут дважды и трижды и более народом, потому, что в казаках были, кроме русских и украинцев, много других народов.

Получить звание народ они не могут, потому что казак сегодня понятие международное, всемирное и, вряд ли американец или француз, калмык или бурят захотят попасть в границу понятий двойного или тройного народа. Если пойти по такому пути, то тогда появятся народы Донские, Кубанские, Терские, Уссурийские и т.д. вплоть до Калифорнийских и Бретонских. О последствиях говорить не приходится.
Остается одно – казаки это вооруженное военно-политическое сословие, основой которого является экономическая независимость и добровольная государственная служба в обмен на государственные гарантии своей деятельности.
Естественно, что в наше время, ставить вопрос о сословных льготах просто неприлично. Казак такой же гражданин своего государства, как и все.

Во-первых, возрождение казачества – это не прихоть и не развлечение, а обязанность перед памятью тех, кто был безвинно репрессирован только за то, что хотел жить по своему вековому укладу.

В-третьих, возрождение казачества – это рождение нового поколения, живого стержня государственности в новой Украины – вооруженного военно-политического сословия Украины под историческим именем казаки… Испокон веков казаки были первыми государственниками и самыми верными защитниками границ своей Отчизны от врагов внешних и первой преградой на пути врагов внутренних.

В-четвертых, с социально-экономической точки зрения настоящим хозяином результатов своего труда был, пожалуй, только казак. А такой хозяин Украине — ох как нужен!
Казак был и должен стать основой среднего класса в Украине.

Что же нужно вновь возрожденному казаку?

Во-первых, это экономическая независимость, которая обеспечивает содержание себя, своей семьи и снаряжения на службу.

В-третьих, быть опорой своей независимой Державы, в трудную минуту стать ее защитником.

В-четвертых, казак должен понимать, что казак без службы, без оружия – не казак. Возрождаться, в память предков своих, он обязан как вооруженное военно-политическое сословие. При этом, он должен быть проводником прекрасных казачьих традиций – законопослушности, дисциплины и трудолюбия, смелости, уважения к старшим, крепости семьи. Он должен помнить, что обязанность казака – слабых защищать, строптивых укрощать, бедным помогать.

Что же нужно для возрождения казачьего сословия на Украине?

Во-вторых – ряд государственных мероприятий по созданию и поддержке экономической самостоятельности казачьей семьи.

В-третьих – воля самих казаков, как главное условие возрождения.

Последний пункт не так прост, как это может показаться. Сегодня на территории Украины действуют: родовые казаки (сословие), показаченные колхозники, показаченый криминал, казаки на асфальте, казаки по духу и казаки по диагнозу, Цели их деятельности различны. Появились даже казачьи партии, цель которых привести к власти своих начальников. Партии эти претендуют, ни много ни мало, на идеологический род деятельности, отбирая кусок хлеба изо рта коммунистов и современных НАЦИлистов, выросших на нафталиновом прошлом украинских националистов, окончательно уничтоженных австрийцами еще в 1916 году. Не многие об этом знают. А ведь тогда, в Галиции и Лодомерии (так тогда называлась территория нынешней Западной Украины), австрийцами было уничтожено, по свидетельству историков, около 600 000 человек, заподозренных в национализме.

Это и есть национальня идея, об отсутствии которой льют слезы мелкие авантюристы, которых выгнали из областей их профессиональной деятельности по причине профнепригодности. Даже Ленин, при всей его политической нетребовательности, не позволял управлять государством трактористам, колгоспным рахивныкам, заведующим гаражами, инженерам по организации чужого труда. А о гинекологах, судя по всему, он и говорить стыдился. Управлять государством с высочайшего большевистского дозволения разрешалось только кухаркам! Ну и где они!?

Читайте также: