Политическое устройство японии доклад

Обновлено: 30.06.2024

Нестандартное развитие Японии в течение минувших ста лет заставляет приковывать к себе особое внимание многочисленных ученых и наблюдателей, представляющих различные мировые державы. В максимально короткие сроки Страна восходящего солнца достигла колоссальных успехов в области модернизации экономики, общественного строя, поравнявшись с наиболее развитыми государствами мира.

Фантастическое восстановление Восточноазиатской страны после безоговорочного поражения в ходе Второй мировой войны – настоящий феномен. Так, уже к началу XXI столетия Япония признана передовым двигателем глобальной экономики.

Многовековую историю политического развития азиатской империи невозможно проложить в прямую линию: процесс становления государства часто проходил с торможением формирования главенствующих демократических норм и принципов, а также социальных институтов.

Устройство системы государственного управления

Япония – унитарное правовое демократической государство

, где в качестве
формы правления главенствует парламентарная монархия
. Следовательно, власть и полномочия императора здесь крайне ограничены.

Первостепенный закон – Конституция

, вступившая в силу в
1947
году. Данным нормативно-правовым актом утвержден нынешний статус императора, являющегося главным символом страны, а также единства народа.

Государственная территория разделена на 47

областей – префектур
, которые, в свою очередь, принято относить к 4
типам
. Первый из них – то (Токио), до (Хоккайдо), фу (Киото и Осака) и кэн (остальные 43
района).

Основополагающие принципы управления государственной системой полностью определены Конституцией. Верховный закон предоставляет народу самостоятельную власть и выступает гарантом соблюдения прав человека.

Японский парламент является высшим органом в системе государственной власти. Он разбит на две составляющие: палату представителей, а также палату советников.

Кроме того, существует кабинет министров – главный орган исполнительной власти. Во главе кабмина, наделенного незыблемым правом законодательной инициативы, находится премьер-министр.

Фактически реальная власть сосредоточена в руках премьер-министра

, в то время как император обязан выполнять следующие управленческие функции: утверждение законов и указов правительства, объявление выборов в парламент и промульгация конституционных поправок.

Партийная система Японии

Многопартийная система

, характерная для Страны восходящего солнца, явилась результатом капитальной послевоенной демократизации. На сегодняшний день среди множества политических организаций, действующих на территории страны, наиболее весомыми считаются следующие представители:

  • Коммунистическая партия;
  • ЛДП;
  • Демократическая партия;
  • Консервативная партия.

Вплоть до 1993

Оппозиционные партии, жаждущие постоянной смены правительства, также не пользуются значительной популярностью среди избирателей. Нынешний электорат выступает за создание пары масштабных политических организаций, способных конкурировать между собой в течение длительного периода времени.

Проведение внутренней и внешней государственной политики

Характер внутренней политики

Японии кардинальным образом изменился по окончании Второй мировой войны.
Ранее проводимый курс, мобилизирующий имеющиеся ресурсы на развертывание внешней экспансии, постепенно сошел на нет.
На сегодняшний день основными задачами, на базе которых функционирует внутриполитический аппарат, являются нижеприведенные положения:

  1. расширение мирного экономического продвижения посредством комбинирования свободной предпринимательской деятельности с долей финансового вмешательства государства в индивидуальную бизнесдеятельность;
  2. укрепление и стабилизация политической устойчивости путем соблюдения положений, перечисленных в Конституции;
  3. развитие системы соцобеспечния, с целью предоставления населению минимально необходимых стандартов жизни, а также защиты от ряда финансово-экономических рисков.

Внешняя политическая деятельность

правительства претерпевает перечень определенных метаморфоз. Ранее она была всецело направлена на расширение влияния колониальной империи. Например, война с Китаем (1894 – 1895гг.) или война с Россией (1904 –
1905
гг).

Современная внешняя политика характеризуется:

  • резким подъемом антимилитаристических настроений;
  • полным отказом от ранее действующих экспансионных установок;
  • внесением в Конституцию отрицания военных действий – как способа разрешения любого рода конфликтов.

Политико-государственное устройство Японии

Япония является демократическим унитарным правовым государством при парламентарной монархии как форме правления. В этой стране на данный момент сохраняет действие Конституция 1947 года.
Территория Японии разделена на 47 префектур, которые относятся к четырём типам:

  • то – Токио;
  • фу — Осака, Киото;
  • до – Хоккайдо;
  • кэн — 43 остальные префектуры.

Остров Хоккайдо полностью включается в одноименную префектуру. На острове Хонсю располагаются префектуры: Айти; Акита; Вакаяма; Аомори; Гифу; Ибараки; Гумма; Иси-кава; Иватэ и множество других.

Крупнейшими городами с численностью населения 1 миллион человек и выше являются : Токио – 13,7 млн., Иокогама — 3,4 млн., Осака — 2,6 млн., Нагоя — 2,2 млн., Саппоро — 1,8 млн., Киото — 1,5 млн., Кобэ — 1,4 млн., Кавасаки — 1,3 млн., Фукуока — 1,3 млн, Китакюсю — 1,0 млн., Сэндай — 1,0 млн.

Помощь со студенческой работой на тему Политическая система Японии

Курсовая работа 430 ₽ Реферат 240 ₽ Контрольная работа 220 ₽
Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Глава II. Система государственных органов Японии.

Глава государства (император)

Главой государства в Японии является император. Это старейшая монархия в мире, возникшая более 2600 лет назад, в 660 году до нашей эры. С 1 мая 2021 года на троне Нарухито — 126-й по счету в императорской династии, которая ни разу не прерывалась.

Императорская семья в Японии имеет очень высокий авторитет в обществе, и около 80% взрослого населения страны поддерживают монархическую форму правления[4]. До конца 1945 года император обладал огромной, фактически неограниченной властью. На протяжении веков господствовала и являлась государственной теория об избранности и божественном происхождении императора и его семьи. Глава государства считался Сыном Неба и прямым потомком великой богини Аматэрасу Омиками, которой по легенде японцы обязаны появлением на свет.

Все действия, относящиеся к государственным делам, монарх предпринимает с одобрения правительства (Кабинета министров), которое несет за них ответственность. Он назначает премьер-министра по представлению парламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению правительства.

Император по совету и с одобрения Кабинета министров осуществляет такие действия, как:

● промульгация Конституции и поправок к ней, законов, правительственных указов и договоров;

● роспуск палаты представителей;

● объявление всеобщих парламентских выборов;

● подтверждение назначений и отставок высших должностных лиц (включая государственных министров), а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

● подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчение и отсрочки наказаний и восстановление в правах;

● подтверждение ратификационных грамот и других предусмотренных законом дипломатических документов, прием иностранных послов и посланников.

Монарх не голосует и не может претендовать на выборные должности. Кроме того, он является верховным жрецом национальной религии японцев — синтоизма. Как упоминалось ранее, для большинства японцев император это высший моральный авторитет, знаток истории, обычаев и традиций и поэтому образец для подражания. По мнению некоторых западных аналитиков, нельзя полностью исключать ситуацию, когда в условиях системного социально-политического кризиса реальный круг полномочий монарха может существенно расшириться, хотя это и запрещено действующими конституционными предписаниями.


Парламент Японии

После Второй мировой войны в деятельности и структуре японского парламента произошли существенные изменения. Конституция 1947 года провозгласила Японию демократическим государством. В отличие от предыдущей Конституции предусматривалось ограничение прерогатив императора, он становился лишь символом нации. Япония стала парламентской монархией.

Центром власти является парламент, состоящий из двух палат.

Парламент определяется как высший орган государственной власти, наделенный исключительными прерогативами в области законотворчества. Верхняя палата — палата советников

— не может быть распущена. Возрастной ценз для её членов составляет не менее 30 лет, тогда как для депутатов нижней палаты —
палаты представителей
— 25 лет.

В обоих случаях применяется смешанная избирательная система:

245 советников избираются на шесть лет с переизбранием половины состава каждые три года;

палата представителей (нижняя палата) состоит из 465 депутатов, которые избираются по системе единственного непередаваемого голоса сроком на 4 года. Страна делится на 129 многомандатных округов, в каждом из которых борьба идет за три-пять мандатов. Избиратель в многомандатных округах голосует только за одного кандидата, и депутатами становятся кандидаты, занявшие в округе с первого по третье (четвертое, пятое) места.

Таким образом, в парламенте представлена воля почти всех избирателей.

В.Е. Сафонов выделяет следующие особенности избирательного процесса в Японии:

— кандидаты должны внести избирательный залог в размере 3 млн йен (баллотирующиеся в Палату представителей) или 2 млн йен (баллотирующиеся в Палату советников); залог не возвращается, если кандидат не набрал числа голосов, получающегося при делении числа избирателей в округе на число мандатов;

— избирательная кампания короткая и составляет две недели;

— в ходе избирательной кампании запрещено агитировать против других кандидатов, ходить по квартирам и использовать телеэфир больше трех минут;

— наиболее распространенная форма агитации — выступления в округе и встречи с избирателями;

— сама по себе избирательная кампания (особенно для нового кандидата) является формальностью и мало что решает; на практике выборы в Японии — конкуренция уже сложившихся репутаций;

— распространена семейственность и клановость: около четверти депутатов — дети, жены и иные родственники прежних депутатов[5].

Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом, депутатская неприкосновенность действует только на период сессии. В каждой палате формируются постоянные и специальные комиссии. Велика роль парламентских фракций.

Закон о парламенте определяет субъектами законодательной инициативы только самих парламентариев (группа советников не менее 10 человек или представителей — не менее 20 человек) и Кабинет министров. За исключением законопроекта о бюджете, который обязателен для начального рассмотрения в палате представителей, остальные проекты законов могут вноситься в обе палаты.

Законопроект должен получить одобрение обеих палат. Вето верхней палаты преодолевается квалифицированным большинством голосов в 2/3 от числа присутствующих депутатов палаты представителей. Все принятые законопроекты подлежат подписанию министром, к ведению которого отнесен закон, и контрассигнуются премьер-министром. Затем закон направляется императору для обнародования.

Японский парламент осуществляет широкие контрольные функции, используя в отношении правительства меры парламентской ответственности: резолюцию недоверия и отклонение проекта резолюции о доверии. В случае применения указанных мер правительство должно уйти в отставку либо император распускает палату представителей.

Особенность японского парламента проявляется также в осуществлении судебной функции. Судьи могут быть смещены по решению суда импичмента, в состав которого входят парламентарии обеих палат.

Статья 54 Конституции прописывает процедуру роспуска Палаты представителей, статьи 56, 57, 58 — механизм проведения заседания палат.

Гост

ГОСТ

Политико-государственное устройство Японии

Япония является демократическим унитарным правовым государством при парламентарной монархии как форме правления. В этой стране на данный момент сохраняет действие Конституция 1947 года.

Территория Японии разделена на 47 префектур, которые относятся к четырём типам:

  • то – Токио;
  • фу - Осака, Киото;
  • до – Хоккайдо;
  • кэн - 43 остальные префектуры.

Остров Хоккайдо полностью включается в одноименную префектуру. На острове Хонсю располагаются префектуры: Айти; Акита; Вакаяма; Аомори; Гифу; Ибараки; Гумма; Иси-кава; Иватэ и множество других.

Крупнейшими городами с численностью населения 1 миллион человек и выше являются : Токио – 13,7 млн., Иокогама - 3,4 млн., Осака - 2,6 млн., Нагоя - 2,2 млн., Саппоро - 1,8 млн., Киото - 1,5 млн., Кобэ - 1,4 млн., Кавасаки - 1,3 млн., Фукуока - 1,3 млн, Китакюсю - 1,0 млн., Сэндай - 1,0 млн.

Политическая система Японии

Демократизация Японии послевоенного периода отразилась, помимо всего прочего, и в образовании системы многопартийного типа. В данный момент самыми значимыми партиями считаются:

  • ЛДП;
  • Демократическая партия Японии (ДПЯ);
  • Новая Комэйто (НК);
  • Консервативная партия (КП);
  • Коммунистическая партия Японии (КПЯ);
  • Социал-демократическая партия (СДП).

На протяжении 38 лет ЛДП, являющаяся партией умеренного консерватизма, сохраняла монополию власти, но позже чрезмерно тесное сращиваниееё деятелей с деловыми и бюрократическими кругами стало источником коррупции. Партия не могла более инициировать и приводить в жизнь важные для государства политические, политические и социальные реформы и в результате этого лишилась поддержки множества избирателей, что теперь вынуждает её образовывать коалиционные правительства

Нет доверия электората и к оппозиционным партиям, которые часто демонстрируют собственную неспособность успеха регулярной сменяемости власти. Расхождения идеологии меж ними являются настолько сильными, что образование одного фронта не представляется возможным. А любая из них отдельно безнадёжно слаба, а потому не в состоянии осуществлять борьбу за власть единолично.

Готовые работы на аналогичную тему

В связи с этим в государстве не затухает интерес к идее создания двух крупнейших партийных структур консервативного типа, которые могли бы пробуждать настоящую конкуренцию в политике, обеспечивая возможность ротации партий у кормильца власти на американскую манеру.

До начала 21 века интересы предпринимательских кругов Японии представили следующие организации:

Демократизация японского государства по завершению 2-й мировой войны призвала к жизни сотни различных общественных организаций, которые учитывают специфические запросы тех или иных групп и слоев населения. Среди них организации женские, молодёжные и студенческие, сторонников мира, организации культурные, просветительные, организации трудящихся, интеллигенции, общества организации солидарности и дружбы, левоэкстремистские и ультраправые организации, организации иностранцев, проживающих в Японии, и прочие.

Крупная часть общественных организаций функционирует постоянным образом, некоторые активируются лишь для подготовки и проведения традиционных кампаний каждый год, есть и такие, которые образуются для разрешения проблематики локального значения.

Завершение 2-й мировой войны служило некоторым водоразделом, пресечение которого круто изменяло характерную направленность внутренней политики Японии. До того момента её задачи были сведены к тотальной мобилизации всех ресурсов государства в целях внешней экспансии, к насильственному давлению любого вида оппозиционности режиму тоталитаризма и игнорированию на практике сущностных потребностей населения. Проигрыш, оккупация, принятие обновленной Конституции увели внутреннюю политику на абсолютно другие основы.

Япо́ния, официальное название — островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи и России, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.

Содержание

Введение 2
Государственный и Политический строй Японии 4
Конституция……………………………………………………………………………………………………………………………………….4
Законодательная власть. 5
Исполнительная власть. 6
Политические партии и выборы. 6
Местное самоуправление. 7
Судебная система. 8
Вооруженные силы. 8
Внешняя политика. 9
Литература 10

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат по ИГПЗС.docx

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

Международный институт трудовых и социальных отношений

Истории права и гуманитарных дисциплин

Введение 2

Государственный и Политический строй Японии 4

Законодательная власть. 5

Исполнительная власть. 6

Политические партии и выборы. 6

Местное самоуправление. 7

Судебная система. 8

Вооруженные силы. 8

Внешняя политика. 9

Япо́ния, официальное название — островное государство в Восточной Азии . Расположено в Тихом океане , к востоку от Японского моря , Китая , Северной и Южной Кореи и России , занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.

Япония расположена на Японском архипелаге , состоящем из 6852 островов . Четыре крупнейших острова — Хонсю , Хоккайдо , Кюсю и Сикоку — составляют 97 % общей площади архипелага. Большинство островов горные , многие вулканические . Высшая точка Японии — вулкан Фудзи . С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое место в мире. Большой Токио, включающий в себя де факто столицу Японии Токио и несколько близлежащих префектур , с населением более 30 миллионов человек является крупнейшей городской агломерацией в мире .

Являясь великой экономической державой , Япония занимает третье место в мире по номинальному ВВП и третье по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности . Япония является четвёртым по величине экспортёром и шестым по величине импортёром.

Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни ( десятое место по индексу развития человеческого потенциала ). В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни , в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смертности .

Япония входит в число стран-членов Большой восьмёрки и АТЭС , а также является непостоянным членом Совета безопасности ООН . Хотя Япония официально отказалась от своего права объявлять войну , она имеет большую, современную армию, которая используется в целях самообороны и в миротворческих операциях.

Япония остаётся единственной страной в мире, против которой было применено ядерное оружие .

Конституция

Конституция была принята парламентом страны и вступила в силу 3 мая 1947. По закону поправки к конституции должны быть инициированы парламентом и приняты 2/3 общего числа каждой из двух палат парламента, после чего проводится всенародный референдум, который должен засвидетельствовать их поддержку большинством населения. Вместо референдума возможно вторичное рассмотрение поправок новым составом парламента, для чего могут быть проведены специальные выборы. До настоящего времени поправки не вносились, хотя и выражалось недовольство в отношении ряда положений конституции, в частности – девятой статьи, констатирующей отказ от ведения войны и содержания армии.

Законодательную инициативу в Японии во многих случаях проявляют чиновники. Когда назревает необходимость пересмотра существующих законов или введения новых, они готовят соответствующие законопроекты, которые затем рассматриваются правительством и в случае одобрения представляются парламенту.

Парламент состоит из палаты представителей (нижняя) и палаты советников (верхняя). Палата представителей насчитывает 500 депутатов, 300 из которых избираются в одномандатных округах и 200 – от партий по системе пропорционального представительства в 11 избирательных округах. Срок их полномочий – четыре года, но он может быть сокращен в случае роспуска палаты представителей, например, если в результате вотума недоверия правительство сочтет необходимым объявить новые парламентские выборы. После этого выборы должны быть проведены в течение 40 дней. Палата советников насчитывает 252 члена, которые избираются на шесть лет.

Значительная часть законодательной работы в обеих палатах парламента осуществляется комитетами. Назначение депутатов зависит от степени влияния политических партий. Председательствуют в комитетах представители партии, имеющей большинство в палате. Членов кабинета министров часто вызывают на заседания комитетов, где представители оппозиции могут задавать острые вопросы; ход заседаний носит весьма оживленный характер.

Когда законопроект получает поддержку в комитете, по нему проводится голосование всей палатой. Одобренные палатой документы направляются в палату советников.

За формирование и осуществление национальной политики, проведение в жизнь конституции и законов, внешнюю политику отвечают премьер-министр и кабинет министров, состоящий из министров и государственных министров. Члены кабинета, которыми практически всегда являются политики, избранные в парламент, возглавляют министерства и специализированные управления (например, управление национальной обороны). В состав кабинета министров входят также министр кабинета (управляющий делами правительства) и глава законодательного бюро (органа, через который проходят все законопроекты). В министерствах и управлениях работают чиновники, назначаемые по результатам специальных конкурсных экзаменов.

Работа парламента в значительной мере зависит от распределения влияния между партийными группами. ЛДП, созданная в 1955 в результате слияния Либеральной и Демократической партий, удерживала власть с момента возникновения и до 1993. Крупный финансовый скандал и последовавший за ним вотум недоверия ускорили проведение выборов, в результате которых ЛДП потеряла контроль над нижней палатой. Семь оппозиционных партий объединили усилия для завоевания большинства депутатских мест и добились права сформировать кабинет министров. Эта коалиция включала широкий спектр политических направлений: от социалистов и коммунистов слева, демократических социалистов и Комэйто в центре до реформистски настроенных консерваторов, ранее состоявших в ЛДП и покинувших ее, чтобы создать Партию новой Японии и Партию обновления Японии. Следующий этап в японской политике начался, когда новое поколение лидеров призвало к пересмотру избирательной системы и практики финансирования избирательных кампаний.

В некоторой степени на позициях партий в парламенте отражаются особенности электоральной системы. До внесения в нее изменений в 1996 метод избрания в нижнюю палату носил уникальный характер: избирательные округа направляли от 2 до 6 (большинство от 3 до 5) депутатов. Таким образом, крупным партиям приходилось выдвигать несколько кандидатов, которые на выборах должны были соперничать с членами не только других, но и своих партий. В результате принадлежность к определенной политической партии перестала играть решающую роль. Целями введения новой избирательной системы были ликвидация коррупции, переориентация симпатий избирателя с конкретного лица на политическую партию, а также уменьшение роли фракций в формировании кабинета и осуществлении государственной линии. Нынешняя избирательная система отдает преимущество ЛДП. В городских районах в парламент направляют одного депутата от 250–350 тыс. избирателей, в то время как в сельских районах – всего от 130–140 тыс. человек.

В административно- территориальном отношении Япония разделена на 47 префектур. В качестве отдельных префектур выделяются о.Хоккайдо, а на Хонсю – мегаполис Токио и две городские агломерации, Осака и Киото.

В Японии существует развитая система органов местного самоуправления и управления на уровне префектур, городов, поселков и деревень. Во всех этих административно- территориальных единицах раз в четыре года проводятся выборы депутатов в органы самоуправления – собрания соответствующего уровня. На такой же срок избирают префектов, мэров городов и деревенских старост. В компетенцию этих должностных лиц входит созыв собраний на очередные и внеочередные сессии. Кроме того, они имеют право вето по отношению к решениям собраний, досрочного роспуска собраний. Префекты могут быть досрочно смещены премьер-министром, а мэр города и староста деревни – префектом. Высшие должностные лица общей компетенции имеют право приостанавливать исполнение актов центральных органов управления на своей территории. Исполнительные полномочия на местах принадлежат специальным постоянным комиссиям местных собраний. Члены этих комиссий избираются собраниями или назначаются главой администрации с согласия собрания. За деятельностью органов местного самоуправления и управления осуществляется жесткий прямой контроль центральных ведомств. Деятельность полиции, школ, больниц контролируют соответствующие министерства. Финансовая система страны также способствует усилению централизации, поскольку 70% всех налогов поступает в государственный бюджет и лишь 30% остается на местах.

Государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю — и многочисленных близлежащих мелких островах. Территория - 377,8 тыс. км, Столица - г. Токио, др. крупные города с населением свыше 1 млн чел. — Иокогама, Осака, Кобэ, Нагоя, Киото, Саппоро, Хиросима, Фукуока, Кавасаки, Кита-кюсго. Население -126,9 млн. чел. (2000г.), 99,4% ~ японцы, остальные — корейцы, китайцы, американцы, айны (потомки древнего населения страны) и др. Официальный язык — японский. Большинство жителей исповедуют синтоизм, однако многие японцы соблюдают обряды, как синтоизма, так и буддизма, среди верующих есть также христиане, католики, протестанты, православные.

Файлы: 1 файл

Политич. устройство Японии.doc

  1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире

Государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю — и многочисленных близлежащих мелких островах. Территория - 377,8 тыс. км, Столица - г. Токио, др. крупные города с населением свыше 1 млн чел. — Иокогама, Осака, Кобэ, Нагоя, Киото, Саппоро, Хиросима, Фукуока, Кавасаки, Кита-кюсго. Население -126,9 млн. чел. (2000г.), 99,4% ~ японцы, остальные — корейцы, китайцы, американцы, айны (потомки древнего населения страны) и др. Официальный язык — японский. Большинство жителей исповедуют синтоизм, однако многие японцы соблюдают обряды, как синтоизма, так и буддизма, среди верующих есть также христиане, католики, протестанты, православные.

Денежная единица — иена.

Япония — конституционная монархия.

Япония - вторая в экономическом отношении держава капиталистического мира. По размерам валового национального продукта, объему промышленного производства и ряду других макроэкономических показателей она уступает только США. На долю Японии приходится свыше 14% мирового валового продукта. Она лидирует в темпах экономического развития, в 1,5 - 2 раза превышающих показатели ведущих стран.

Япония является официальным членом МВФ.

Япония стала членом МБРР одновременно со вступлением в МВФ — в 1952 г. По вложенному капиталу она занимала тогда среди членов МБРР 9-е место — 2,77%. А в 1984 г. страна вышла по этому показателю уже на 2-е место — 5,19% и сохраняет его и по сей день — 6,69%.

Помимо МБРР существуют другие международные финансовые организации, и Япония вносит существенный вклад в деятельность каждой из них, а именно: Международной ассоциации развития (учреждена в 1960 г.), Международной финансовой корпорации (1956 г.), Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1988 г.), а также различных международных региональных банков — Азиатского банка развития (1966 г.), Межамериканского банка развития (1959 г.), Африканского банка развития (1964 г.) и Европейского банка реконструкции и развития (1991 г.).

В Японии один из самых низких среди промышленно развитых стран уровень инфляции (ок. 2% в год) и безработицы (3,9%).

Важное значение придается активизации деятельности в рамках ООН (является ее членом с 1956 г.), ведущих международных организациях (Плана Коломбо с 1954 г., ОЭСР с 1964 г. и др.)) участию в урегулировании региональных конфликтов, В соответствии с принятым в 1992 г. законом о содействии миротворческим усилиям СЮН японские военнослужащие впервые после 2-й мировой войны были направлены за пределы страны. Они четырежды привлекались к невоенным аспектам операций ООН по поддержанию мира (Камбоджа, Мозамбик, Руанда, Голанские высоты).

Союз с США остается стержнем внешней политики Японии. Вместе с тем она поддерживает активные связи с Западной Европой. Все более весомым становится участие Токио в ежегодных встречах руководителей ведущих экономически развитых стран.

Япония придает большое значение развитию отношений с соседними азиатскими странами, особенно с государствами — членами АСЕАН, с к-рыми стремится укрепить как экономические, так и политические связи. В структуре внешнеполитических приоритетов Японии серьезное внимание придается отношениям с КНР. В октябре 1992 г. состоялся первый в истории визит японского императора в КНР.

Япония принимает активное участие в процессах экономической интеграции в АТР, деятельности АТЭС. В последнее время прослеживается стремление Токио к подключению к многосторонним контактам по вопросам обеспечения безопасности в АТР, в частности в рамках Азиатско-тихоокеанского форума (АТФ).

Структурно Конституция Японии состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императора; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные финансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конституции.

Новая Конституция отличается от Конституции Мэйдзи по важным аспектам. Характеристика новой конституции:

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что хотя Конституция Японии и была принята в 1947 году, она и по сей день соответствует нормам, предъявляемым временем к таким нормативным актам. Япония, как и США в истории своего конституционализма не знала частой смены основного закона, и может быть именно это дает ей стабильность как внутри государства, так и на мировой арене. С принятием Конституции Япония встала в один ряд со многими ведущими державами мира, а в некоторых положениях даже обошла их.

  1. Высшие органы власти. Их формирование, полномочия, структура

Глава государства - император. 7 января 1989 г вступил на престол император Акихито. Императорский трон наследуется членами императорской семьи по мужской линии. Согласно конституции император не обладает суверенной властью. Все действия, относящиеся к государственным делам, император должен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который несёт за них ответственность. Однако реальная власть императора практически сведена к нулю, поскольку он отстранен от самостоятельного решения вопросов государственной политики. Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения Кабинета министров. Среди таких действий наиболее важными являются: назначение премьер министра (по представлению парламента) и главного судьи Верховного суда (по представлению правительства); промульгация поправок к конституции, законов, указов правительства; созыв парламента и роспуск палаты представителей; назначение и отстранение от должности министров. Конституция оставила за императором, по существу, лишь церемониальные функции традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к парламенту с речью на открытии очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, подписание официальных документов.

Парламент(Коккай) — высший орган государственной власти в Японии и единственный в государстве законодательный орган. 29 ноября 1990 г. парламент отметил 100-летнюю годовщину первых выборов. Он состоит из палаты представителей (500 мест) и палаты советников (252 места).

Члены палаты представителей избираются на 4 года, однако этот срок может быть прерван до истечения 4 лет, если палата распускается. 300 членов палаты избираются в одномандатных округах, остальные — по пропорциональной системе, партийным спискам.

Члены палаты советников избираются на 6 лет. Половина палаты переизбирается каждые 3 года. 100 ее членов избираются от так называемых общенациональных округов посредством пропорционального представительства, что означает избрание от страны в целом. Остальные 152 члена избираются по 47 префектурам.

Сессии палаты представителей и палаты советников могут быть очередными, чрезвычайными или специальными. Очередные сессии парламента созываются раз в году, в январе, и длятся 150 дней. Самым важным законопроектом, представляемым на рассмотрение очередной сессии, является государственный бюджет на следующий финансовый год. Палате представителей принадлежит право первой рассматривать законопроект о бюджете, подготовленный и представленный парламенту кабинетом министров. У нижней палаты есть преимущество перед верхней палатой в вопросах назначения нового премьер-министра и обсуждении международных договоров. Палата представителей обладает правом выражать кабинету министров недоверие или доверие. Это является одним из самых важных прав нижней палаты в парламентской политике. Палата советников не наделена правовыми полномочиями принимать вотум недоверия.

На председателей обеих палат и их заместителей возложена обязанность поддерживать порядок в соответствующих палатах и наблюдать за выполнением повестки дня. Чтобы обеспечить свою беспристрастность в ходе заседания парламента, вышеупомянутые четыре лица обычно приостанавливают отношения со своими партиями. Палата советников может временно выполнять функции палаты представителей, если кабинет министров созывает чрезвычайную сессию верхней палаты в то время, когда нижняя распущена. Конституция предусматривает 2 способа принятия закона. Первый - одобрение закона проекта обеими палатами. Второй - повторное одобрение палатой представителей (не менее чем 2/3 присутствующих членов) законопроекта, отклоненного палатой советников. Последнее слово остается за палатой представителей и при решении вопросов о бюджете, и при заключении международных договоров, и при назначении премьер министров. Помимо вышеперечисленных, к наиболее важным полномочиям парламента относится контроль над деятельностью исполнительной власти, которая осуществляется, как правило, в форме интерпелляции и парламентских расследований.

Японские граждане, достигшие 25 лет, м огут быть избраны в палату представителей, а достигшие 30 лет — в палату советников. В Японии существует всеобщее избирательное право, и все мужчины и женщины, достигшие 20 лет, могут принимать участие в выборах.

Читайте также: