Политические воззрения н макиавелли доклад

Обновлено: 02.07.2024

Государственное устройство средневековой Европы, его характеристика и отличительные черты. Эпоха Флорентийской республики, предпосылки её развития. Сущность философских взглядов и миропонимания Н. Макиавелли. Цели государства и его влияние на человека.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.06.2015
Размер файла 27,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Профессиональный институт управления

Факультет: Гражданское право

Работу выполнил студент:

Глава 1. Государственное устройство Италии

1.1 Предпосылки. Государственное устройство средневековой Европы.

1.2 Краткая характеристика эпохи Флорентийской республики

Глава 2. Политические взгляды Н. Макиавелли

2.1 Философские взгляды. Миропонимание

2.2 Цель государства и его влияние на человека

2.3 Условия, влияющие на жизнь в государстве

2.4 Сословия (классы)

2.5 Наилучшая форма правления в государстве

Чем, современному человеку, может быть интересно ознакомление с общественно-политическими идеями и взглядами Н. Макиавелли, взглядами человека, жившего почти 500 лет назад в Италии? Существует мнение, что что политическое учение Макиавелли является своеобразным ответом на вопрос -- каким образом должно выглядеть государство и общество, чтобы оно не страдало теми болезнями, которыми была поражена не только Флоренция того времени, но и как показывает практика ряд современных государств.

В учении Макиавелли подробно раскрываются вопросы государственного строительства, управления людьми, законотворческой деятельности, с которыми должен быть знаком не только профессиональный политик, но и любой человек, так или иначе интересующийся вопросами государственного строительства и политической культуры.

Политическое учение Макиавелли это ряд правил, которые показывают как можно сгладить ситуацию, при которой люди, эгоистичные по своей природе, могут жить вместе в государстве и при этом соблюдать ограничения, отказавшись от преследования только лишь своих личных интересов.

Глава 1. Государственное устройство Италии

1.1 Предпосылки. Государственное устройство средневековой Европы

Невозможно понять смысл и логику политической теории Макиавелли, степень ее новизны, без понимания основных положений концепции средневекового государства и средневековых представлениях о его(государства) целях. В классической форме эта концепция подробно изложена у Августина и Фомы Аквинского.

В средневековье преобладал взгляд на государство и правителя через призму его божественного создания. Монарх был наместником бога на земле, должен был защищать церковь, был верховным законодателем и главнокомандующим во время воин. Законы считались данными человечеству Богом.

Средневековое мировосприятие и воспитание подчиняло человека и общество божественной воле, а ключевым достоинством личности человека признавало следование за божественным провидением и соблюдение законов. Католическая церковь в лице Папы Римского обладала могущественной властью, вплоть до смещения неугодного монарха, что приводило к войнам и междоусобицам.

Преемственность власти Императоров осуществлялась за счет механизмов коронования детей, которые осуществлялись сразу после рождения, что обеспечивало династии непрерывность.

Период средневековья - это время не только становления торговли, но и развития крупных городов Италии (Генуя, Венеция), это эпоха феодальной раздробленности, во время которой герцогства, республики и политические образования вели непрекращающиеся войны. Ярким примером такой феодальной раздробленности является Италия и Франция, отчасти Испания.

1.2 Краткая характеристика эпохи Флорентийской республики

Принято считать, что независимая республика на севере Италии существовала в 1115-1185 и 1197-1532 годах с небольшим перерывом. Истоки зарождения республики стоит искать в первой независимой коммуне города Флоренция, которая постепенно расширяясь подчинила своему влиянию центральную часть Тосканы и сыграла одну из ключевых ролей в политике Италии того времени.

Уже к 1350 годам республика занимала ведущее место не только в промышленном секторе, но и являлась фактически финансовым центром Европы, активно развивались первые формы капиталистических отношений, шло разделение труда и формирование классов (наемные рабочие, капиталисты). Продукция мануфактурных производств Флоренции (сукно, шерсть и пр.) активно экспортировалась в Европу, а сырье поступало из Англии и Франции.

Политическая жизнь в XIV веке характеризовалась массовым привлечением граждан к участию в государственном управлении. Выборы на государственные должности проводились ежегодно, для этого часто проводился жребий. Избирательные права были присущи большинству населения, за исключением мигрантов.

Позднее, к началу 1400-х годов, появляются системные налоги(единый налог на имущество), принудительные займы, которые обусловлены дефицитом бюджета в связи с ростом расходов на наемную армию и ведение войн.

Эпоха наивысшего расцвета республики относится к 1460-1490 годам, когда страной правил Лоренцо Медичи (Великолепный). Это период мира, спокойствия, благополучия и относительного процветания империи. Отмечался рост промышленности, экспорта тканей, росла международная торговля, строительство, развивались кредитные отношения и искусства.

Однако, к концу XV века становится понятно, что Флорентийской республике нет возможности поддерживать сложившийся уровень расходов (турниры, праздненства, двор), росло недовольство среднего класса и рабочих, а отсутствие собственной постоянно действующей армии делало государство зависимым от внешних врагов. После смерти Медичи Великолепного вспыхнуло восстание, его семья была изгнана.

Нас будет интересовать более поздний период, время жизни и творчества Макиавелли -- эпоха Второй республики. К власти в 1494 году приходит бывший монах Джироламо Савонарола, который выгоняет из города роставщиков, запрещает праздники и иными методами старается внушить народу основы нравственности и христианского вероучения, чем наживает себе много врагов во всех слоях общества. Его правление заканчивается в 1498 году казнью.

Через 10 лет после свержения диктата Савонаролы к власти снова пришла семья Медичи, однако, именно в это время начинается упадок Флоренции -- на зарубежных рынках появляются свои промышленники, которые вытесняют флорентийцев, усиливается конкуренция, падает влияние банкирских домов.

Таким образом формирование политических взглядов и убеждений Н. Макиавелли происходит в период упадка Флорентийской республики, раздробленности некогда могучей Италии и формирования зачатков абсолютизма.

Глава 2. Политические взгляды Н. Макиавелли

2.1 Философские взгляды. Миропонимание

Мир, по мнению Макиавелли, представляет из себя хаос, в котором человек является ничтожной тварью и понимая это ищет защиты в воссоединении с себе подобными, дабы защитится от сил природы. Человек -- тварь земная, у которой в отличие от зверей нет природной защиты (клыков, когтей и пр.).

Воссоединившись друг с другом в виде государства и став отражать набеги врагов человек столкнулся с новой проблемой -- собственными страстями. Эгоистические интересы индивидуума -- главные враги общежития.

Алчность людей -- двигатель территориального расширения государств и захвата соседних территорий.

Покой и порядок в государстве тоже является злом, так как начинает зарождаться праздность и довольство. Люди забывают какой ценой досталось им это удобство. Таким образом зло порождает добро.

По мнению Макиавелли история циклична. Нравы и стремления людей не меняются со временем, что приводит к одинаковым результатам, которые зная историю можно прогнозировать в будущем с высокой вероятностью.

2.2 Цель государства и его влияние на человека

Макиавелли считает, что государство основано не на родственных связях вышедших из первобытнообщинного строя, а на стремлении людей к защите от внешних врагов и сил природы.

Макиавелли не признает понятия национальности как культурного целого, но он определяет народ как совокупность гражнан, проживающих совместно на территории государства.

Государство и религия не существуют сами по себе, они создаются народом и могут быть им разрушены. Государство обязано своим существованием человеку, оно не является божественным образованием. Государство не имеет цели -- оно является средством достижения благ и потребностей человека. Цель государства -- общее благо. Человек может менять формы правления, например, монархию заменить на республику и пр.

Влияние климата и рельефа государства на форму правления не является первостепенным, человек может нейтрализовать любые явления природы законами.

Макиавелли уделяет внимание личности правителя -- даже испорченный народ может начать новую жизнь по воле правителя -- одного человека. средневековый флорентийский макиавелли миропонимание

Что касается человека, то Макиавелли считает, что им управляют влечения и страсти. Человек действует после получения впечатлений извне, чем сильнее толчок извне, тем энергичнее действует человек. Вследствие этого человек непостоянен сам по себе, управляем, предсказуем в основной массе, легко впадает в заблуждения. Деятельность людей неустойчива, непоследовательна. Люди не умеют соблюдать чувство меры, не властны над страхами и страстями, например, стремясь добиться свободы себе не останавливаются, когда своими действиями начинают ущемлять свободу других. Желания людей, как правило, выше их способностей чего либо добиться из желаемого, что часто пораждает неуверенность в своих силах и страхи. В людях преобладают дурные влечения -- алчность, зависть, злопамятность, трусость и корыстолюбие. Любовь, не что иное как чувство порожденное эгоизмом человека.

Макиавелли считает, что единственным средством, которое способно создать условия для совместного проживания в государстве эгоистичных индивидуумов -- привитие им нравственных качеств, которые позволят часть энергии людей направлять на общее благо, т. е. частичное обуздание своекорыстия.

2.3 Условия, влияющие на жизнь в государстве

Особое внимание Макиавелли уделяет почве. Плодородная почва помогает разрастанию численности граждан, скудная почва воспитывает энергию и любовь к труду у людей. Правители государства должны избирать местность с плодородной почвой, т. к. только большое по численности государство способно содержать большую армию, способную защитить от внешних врагов.

Макиавелли в своих трудах отмечает, что народу и правителю стоит избегать местностей, которые невозможно улучшить, но не пасовать перед трудностями и быть готовыми к борьбе за улучшение природных условий там, где это возможно. Пример Рима им в назидание.

2.4 Сословия (классы)

Следующее сословие -- дворяне и вельможи. Дворян Макиавелли считал вредными, приносящими только вред обществу классами (властолюбцы, занимающие свое положение не за заслуги, а по положению и родству). Вельмож (лучшие и достойнейшие граждане государарства) напротив считал полезными, т. к. они всего добились самостоятельно и их властолюбие не грозит государству, однако, деятельность вельмож необходимо держать под контролем государства.

Князь, ключевой элемент любого государства, включая республику. У князя должны быть самые широкие полномочия во время строительства государства или его реформирования, т. е. там, где необходимы быстрые и решительные действия, однако, затем власть снова должна быть передана народу. Князь должен быть возведен волей народа, обладать силой воли, энергией. При этом Макиавелли заостряет внимание на том, что князь получивший власть по наследству, а не по заслугам не способен достойно управлять государством.

2.5 Наилучшая форма правления в государстве

Какая форма правления в государстве, лучше всего соответствует цели государства (достижение всеобщего блага)? Ни демократия, ни аристократия, ни монархия не могут обеспечить, по мнению Макиавелли, сохранения высокой нравственности у правителей и не опираются одновременно на все классы общества. Остается только один вариант -- республика, в которой функции государственной власти равномерно распределяются между общественными элементами, в результате чего они взаимно дополняют и ограничивают друг друга.

При республиканской форме правления народу отведена роль выборщика государя и контроля должностных лиц государства. Скорость и решительность характерна для выборного государя, рассудительность в государственных делах присуща вельможам.

Характерной особенностью республики является не только выборность государя со стороны народа, но и ограниченность его полномочий и установление условий на время его правления, которые ограничивают его власть.

Республика, по мнению Макиавелли, позволяет быть причастным к государственному управлению всем классам общества, что делает её прочной. Народ может быть спокоен за свое имущество и честь, способные граждане вольны находить себе место в обществе в соответствие со своими способностями. Ни бедность, ни происхождение человека не являются для него препятствием для построения карьеры, в том числе государственного служащего. Власть в республике служит интересам целого, т. е. всех слоев общества.

Республиканскую форму правления необходимо организовывать как можно быстрее, после основания государства. Сложнее -- при сформированном дворянстве, интересы которого лежат в области эксплуатации низших классов (рабочие, крестьяне и пр.). Республика будет существовать при соблюдении двух условий -- равенство граждан перед законом, равномерное и заслуженное распределение благ среди населения, при этом законы не должны раздражать народ и быть несправедливыми. Закон для граждан -- не надсмотрщик и каратель, а помощник и защитник -- именно через такую призму граждане должны относиться к закону.

Власти страны должны быть разделены на три ветви -- исполнительная, совещательная, контролирующая. Каждой из них должно управлять отдельное сословие -- князь, лучшие люди, народ соответственно. Государственная власть должна быть заключена в строгие рамки, не позволяющие ей злоупотреблять своей властью, также она должна являться авторитетом для граждан.

Можно с уверенностью говорить о том, что даже спустя 500 лет после смерти Н. Макиавелли его труды актуальны. Описываемые им события, их логика и последствия видны в сегодняшней России и на пространстве бывшего СССР.

Макиавелли развел понятия политики, религии и морали. Для современников творчество Макиавелли имеет не только культурную ценность, но и конкретно-историческую, позволяет нам прогнозировать с высокой степенью вероятности будущие события в политической жизни не только нашей страны, но и ближайших соседей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. М., 1977. Т. 1. С. 401

Эпоха Возрождения была охарактеризована тем, что в сфере социально-политических воззрений всё кардинально изменилось. В частности в корне переменилось представление и сущности государственной власти и государстве в целом.

Для эпохи Средневековья было примечательно господство теократических взглядов, которые интерпретировались посредством учения Августина, Фомы Аквинского и некоторых других теологов. Определяющим в их учении было воззрение, что власть, принадлежащая папе римскому, выше власти любого государя, в силу того, что папа римский – это преемник самого Иисуса Христа через посредничество апостола Петра. Всякий государь – Божий избранник, однако получение власти происходит только через церковь, а посему для того, чтобы стать истинным государем, необходимо провести процедуру "помазания", которую может провести только священник.

XIV–XV вв. были отмечены серьёзными поражениями церкви в борьбе за верховную светскую власть. В XIV в. активистами и сторонниками светского уклада жизни Уильямом Оккамом и Марсилием Падуанским были выдвинуты идеи главенства светской власти над церковной. Более того, М. Падуанский говорил о необходимости отделения государства от церкви. Однако, несмотря на новаторские воззрения, поистине радикальный переворот в социально-политической жизни стал возможен только в XVI–XVII вв. Это произошло благодаря развитию и становлению идей протестантизма и религиозными войнам на территории Европы.

Основные виды социально-политических учений

В это время один прогрессивный итальянец развивал совершенно новое и не характерное для того времени учение о государстве и государственной власти. Его звали Никколо Макиавелли.

Эпохе Средневековья характерно зарождение абсолютизма и у его истоков стоял Жан Боден, французский юрист, который стал теоретиком этого учения. Непрекращающиеся религиозные войны дали ему повод отстаивать идеи веротерпимости и активно продвигать идею сильной королевской власти. По мнению Ж. Бодена, наилучшая форма государственного правления – наследственная монархия, где король – единственный источник закона и права, при этом он сам должен соблюдать и уважать все законы.

Ж. Боден говорил о том, что разными народами нужно управлять по-разному, всем одна система управления не подходит. В основе его идей было положение о том, что северными странами нужно управлять при помощи силы, теми, кто проживает в умеренных широтах, управлять, полагаясь на разум, а южными – посредством религии.

Ещё одной интересной фигурой того времени был Гюго Гроция, который активно выступал за идею "естественного права". Его концепция стала основой для социальной философии начала Нового времени и Просвещения.

Эпоха Возрождения стала колыбелью ещё для одного важного направления в сфере социальной философии – утопизм. Его наиболее видными представителями были Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Философия Макиавелли

Никколо Макиавелли родился во Флоренции и там же прожил большую часть жизни. Он на протяжении 14 лет занимал пост секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики. Являясь государственным деятелем, он одновременно увлекался исследованиями истории, поэтической и писательской деятельностью. Близко дружил с Леонардо да Винчи и Микеланджело, что откладывало на его взгляды специфический отпечаток.

В 1512 г. после восстановления власти герцога Медичи во Флорентийской республике, Н. Макиавелли оказался среди тех, кто был арестован за свою деятельность и отправлен в тюрьму, а позднее в ссылку в деревню. Но это не помешало его дальнейшей работе, и он продолжал заниматься написанием своих трудов. Его основные работы были написаны именно в деревне. Среди них "Государь", "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия", "История Флоренции".

Философские воззрения Н. Макиавелли

Важнейшее новшество Макиавелли заключалось в том, что он стал рассматривать политику как самостоятельную сферу. Именно он первым предложил рассматривать проблемы, связанные с управление обособлено от других сфер, в том числе и от религии, теологии, философии и этики. Макиавелли не ссылается в своих трудах на "волю Божью". В разговорах о судьбе он обращает особое внимание на способы борьбы с ней, он не рассуждает о должном поведении, которое базируется на христианских ценностях. Нет ни единого слова и о добродетели. Поведение любого человека, будь то правителя или подданных никак не связывается со спасением души, затронуты только земные интересы. Политическая сфера независима от других сфер, она является целиком автономной.

В качестве образца правильного поведения правителей, Макиавелли ссылается к деятельности древнеримских государей, в частности республиканского периода.

Политический реализм Макиавелли

Социально-политическое учение, которое проповедовал Макиавелли, получило название политический реализм. В основе его учения – управление людьми, базирующееся на знании реальной человеческой природы. Он утверждал, что природа человека ни хорошая, ни плохая. Однако плохого в человеке больше. Из чего следует, что хороший политик должен принимать во внимание больше недостатки людей, нежели рассчитывать на их положительные качества.

Рассуждая о природе человека, Макиавелли делал акцент на то, что люди скорее забудут смерть близкого, нежели потерю имущества.

В силу таких обстоятельств, наибольшего накала приобретает та борьба, где речь идёт об обладании собственностью. В этой борьбе нет ничего плохого, считал Макиавелли, ведь она, прежде всего, неизбежна, и к тому же может приводить к благоприятным последствиям.

Следствием такой борьбы стало получение Римом свободы, т.е. республики.

Макиавелли предосудительно относится к христианству, за то, что его основе лежит смирение, более того, согласно религиозным представлениям, человек обязан концентрировать своё внимание на небесах и жизни после смерти, тем самым вера отвлекает людей от земных дел. Подобно другим гуманистам, мыслитель даёт оценку человеку по его личным делам и заслугам. Более того, часто и резко высказывается о дворянском сословии, которое по большому счёту живёт за счёт чужого труда.

Идеальным политическим прообразом для Макиавелли оставалась всегда Римская республика. В ней он видел мощную державу, со стабильным политическим укладом, которая на протяжении нескольких столетий смогла сохранять внутренний порядок и увеличиваться на огромные территории. Согласно такой форме правления, каждый гражданин нёс ответственность за судьбу государства, в котором живёт.

Современные условия жизни внесли некоторые изменения в политический порядок, по мнению Макиавелли, а значит, наилучший вид политического устройства может видоизмениться, и, как считает мыслитель, это должна быть наследственная монархия. Основой такого государства является мощь, которая никак не связана с моральными нормами, в силу этого такое государство остро нуждается в принудительной силе, т.е. армии. Он яро высказывался за всеобщую воинскую повинность.

Идеальный правитель, по мнению Макиавелли

Идеальный правитель, говорил Макиавелли, - это "лисица и лев", понимая по этим те качества, которые делают его любимцем народа, и при этом наделяет чертами, внушающими страх. Но из-за того, что подобного сочетания качеств добиться практически невозможно, то лучшее средство – наводить страх на подданных.

При возникновении определённых условий монарх должен безоговорочно принять решение жестко воздействовать, к примеру, организовать людей и переселить народ, разрушить целый город или спешно возвести новый, сделать богатых бедными, а бедных – богатыми. Любые действия оправдываются, если это сохранит стабильное положение государства и порядок.

Предотвращение бунта можно организовать путём казни нескольких десятков человек, которые могли бы стать его предводителями и идейными вдохновителями. Это вариант для сильного правителя. Он не допустит восстания, в котором могут погибнуть тысячи человек.

Влияние социального учения Макиавелли на философию

Учение Макиавелли значительно повлияло на развитие социальной философии и до сих пор продолжает воздействовать на современную науку. Однако, если XVII–XIX вв. показывал идеи макиавеллизма как аморальные и беспринципные, то сегодня исследователей в основном интересует анализ технологии власти.

Утопизм и его основные проявления

Утопизм – течение социальной философии, которое представляет собой совокупность различных моделей и проектов идеального общества.

Это название произошло от названия книги Томаса Мора "Утопия". Это слово дословно переводится с древнегреческого как "место, которого нет".

Варианты утопий, которые имели место быть в древнейшие времена в античной мифологии, где идеальное общество отождествлялось с "золотым веком". Самая первая философская утопия – модель идеального государства Платона. Также к идеальному обществу относят христианские представления о "Божьем царстве".

В эпоху Средневековья все социальные беды интерпретировались посредством греховности людей и отсутствием у них истинной веры.

Проблема в том, что представители каждой веры, считали, что только их вера является истинной.

На основе отдельных религиозных общин постоянно предпринимались попытки создания идеального общества. Продолжались такие попытки достаточно долго даже в период Реформации.

Во времена Крестьянской войны в Германии была создана анабаптистская коммуна, которая была последней попыткой создать идеальное общество.

Эпоха Возрождения предложила новые варианты решения социальных проблем. Социальный гнёт, нищета и человеческие пороки устранялись посредством разумного государственного управления и развитием науки.

В Новое время – XVIII и в XIX вв. в особенности, стали появляться работы, которые имели черты утопического социализма. В них особое внимание уделялось необходимости общественной собственности, средств производства и честному распределению произведённой продукции.

В трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса прослеживалась основная идея, которая заключалась в развитии человечества до стадии коммунизма. Это общество, которому характерны общественная собственность на средства производства, отношения коллективизма, материальное изобилие и удовлетворение всех потребностей людей. Однако путь к коммунизму быть устелен социальными революциями.

Ярко выраженная попытка создать коммунистическое общество, была предпринята в России в 1917-1991 гг. Множество других стран также следовали этим путём. Немудрено, что все эти попытки потерпели фиаско.

Идея ренессансного утопизма

Ренессансный утопизм развивался благодаря Т. Мору и Т. Кампанелле. Немаловажную роль сыграл и Фр. Бэкон, который предложил модель идеального общества, соответствующую ренессансной, но при всём при этом его обычно относят в числу философов Нового времени, а точнее самым первым представителем.

Т. Мор – английский гуманист, мыслитель и государственный деятель, который за свои взгляды был казнён, а позднее канонизирован и причислен к лику блаженных.

Т. Мор написал трактат "Утопия", в котором ярко изобразил идеальное общество. Согласно содержанию трактата, все люди равны и не имеют ни частной, ни личной собственности, всё общее и труд, и быт, и производство.

Труд, согласно трактату, - это обязанность всех граждан распределение обязанностей зависит от потребностей общества и способностей граждан.

Рабочее время в таком обществе длится шесть часов, чтобы оставалось время на развлечения и наслаждение жизнью. Тяжёлая и неприятная работа – на преступниках, которые считаются рабами. Предметы потребления распределяются по необходимости, деньги в утопичном обществе отсутствуют. Это общество, для которого характерно материальное изобилие. Однако остаётся вопрос: как достичь такого изобилия. В основе политического строя – принцип выборности и старшинства. Утопийцы принимают любую религию, отрицательно относятся лишь к атеизму.

Т. Кампанелла – итальянский мыслитель и политический деятель, а с 1591 г. ещё и монах-доминиканец. Выдержал множественные обвинения в ереси, возглавил заговор против испанского правящего аппарата, но был пойман и приговорён к пожизненному заключению. Двадцать семь лет провёл за решёткой. Там же и написал свои главные труды, в их числе и "Город-Солнце".

В основе сочинения – идеальный город и идеальное государство, в котором все равноправны. Собственность отсутствует, даже детей воспитывает государство. Все работают, рабочее время всего четыре часа. В таком государстве огромными темпами развивается наука и её достижения призваны облегчать жизнь людей. Правящий аппарат состоит из учёных-жрецов, а главный культ – Бог Солнца.

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок

O2 Design Template

РЕФЕРАТ

СОДЕРЖАНИЕ

2. Макиавелли: основной вопрос политики есть вопрос о власти…….4

  1. Учение Н. Макиавелли о государстве и праве……………………….6
  2. Роль религии в учении Н. Макиавелли………………………………12
  3. Заключение…………………………………………………………….14
  4. Список использованной литературы…………………………………18

1. ВВЕДЕНИЕ

Эпоха Возрождения ознаменовалась значительной активизацией человеческой деятельности во всех сферах жизни западно­европейских стран. Наряду с выдающимися достижениями в науке и искусстве, великими географическими открытиями ак­тивно развивалась политическая жизнь. Она бурлила в итальян­ских городах-республиках: Генуе, Венеции, Флоренции, в сто­лицах Англии, Франции, Нидерландов, Испании, Португалии и других европейских государств. Во многих из них решались проблемы преодоления феодальной раздробленности и станов­ления сильных централизованных государств. Все более заявля­ла о себе проблема выбора такой формы государственного уст­ройства, при которой могли бы обрести свободу и достойно су­ществовать большинство граждан страны. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.

2. МАКИАВЕЛЛИ: ОСНОВНОЙ ВОПРОС ПОЛИТИКИ ЕСТЬ ВОПРОС О ВЛАСТИ

Политика, по Макиавелли, есть взаимоотношения различных соци­альных сил (слоев общества, групп людей, отдельных личностей) по поводу осуществления власти в обществе. Таким образом, политика трактуется как общественное отношение между людьми. Тем самым указывается на социальную природу политики вопреки истолкованию ее как проявления исключительно естественной природы человека. Макиавелли четко сформулировал положение, которое в наше время стало хрестоматийным, а именно: основной вопрос политики есть вопрос о власти. Понятно, что речь идет главным образом о государственной власти.

Ясно, что такие негативные качества людей, как честолюбие, властолюбие, стяжательство, зависть, лицемерие, лживость и подобные им не просто даны от природы, а появляются в про­цессе жизни и деятельности в обществе. И эти качества посто­янно порождают вражду между людьми.

Необходимость обуздания этих отрицательных качеств лю­дей определила, по мнению Макиавелли, возникновение госу­дарства как особого аппарата или механизма, с помощью кото­рого можно установить порядок и мир в обществе. Ради этого государство может применять насилие в отношении отдельных личностей или групп людей.

Как видим, социальные мотивы в объяснении происхождения и сущности государства выражены Макиавелли вполне опреде­ленно. Впервые в истории развития политической мысли госу­дарство истолковывается как некий орган, с помощью которого господствующие в обществе силы (монарх, слой аристократов


или весь народ) решают многие проблемы жизни общества, под­держивают определенный порядок и дают отпор внешним врагам.

Уяснение этих вопросов было необходимо для практического решения проблем объединения на территории Италии мелких государств, в том числе некоторых городов-республик. Макиавел­ли исходил из того, что преодолеть феодальную раздробленность и создать единое и крепкое государство в состоянии только силь­ная власть. Олицетворением ее может выступить и монарх. Более того, его власть может быть диктаторской и при лом полезной для народа, когда монарх будет действовать в интересах парода и при необходимости против интересов разного рода местных пра­вителей, если они, например, будут сопротивляться созданию объединенного и сильного государства. Макиавелли указывал также на положительные черты смешанной формы правления, сочетающей черты монархии, аристократии и демократии, олице­творяющей сильную власть, благородство и свободу.

Ради укрепления государства Макиавелли считал возможным применять любые способы. Своими рассуждениями он подводит к выводу, что все средства дозволены для достижения политиче­ских целей. Он писая о полезных для государя способах осуще­ствления государственной власти. Прежде всего благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же воздерживаться по мере сил, но не более.

Должны ли государи держать слово? Ответ: да, но пока это им выгодно: «. разумный правитель не может и не должен оста­ваться верным своему обещанию, если это вредит его интере­сам.

3. УЧЕНИЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземным нашествием. Заслугой его стали трезвые оценки особенностей политического развития разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм — все это вне теологического контекста, характерного для средневековой политической мысли. В результате его труды определили ведущую роль Макиавелли в ренессансной науке о государстве. Как политический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, сделав учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали. Он сближал политику с наукой и искусством на основе изучения самой действительности и отказа от ее идеализации. Макиавелли строил теорию, обобщающую не воображаемый, а реальный конкретный государственный опыт. Успех любого правителя зависит, по его мнению, от того, насколько тщательно и непредвзято изучена им конкретная ситуация, насколько адекватна ей выработанная на этой основе тактика достижения определенных целей, которая должна быть не только выстроена и продумана подобно произведению искусства, но и артистично проведена в жизнь.

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение.

Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, - могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Макиавелли, однако, не одобряет современное ему христианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим. Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство. Католическая церковь держала и держит страну раздробленной. Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Не политика на службе религии, а религия на службе политики – такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.

Макиавелли отделял политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из св. Писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был громадным шагом вперед в развитии политико-правовой теории.

Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себе отпечаток эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления государственной власти, способы и приемы политической деятельности. В произведениях Макиавелли политика не только отделялась от морали, но и противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном, постыдном и похвальном, человечном и бесчеловечном, позорном и почетном. Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами. Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. Макиавелли стремился обосновать несовместимость политических правил и элементарных норм морали и их принципиальную противоположность. Государства, писал Макиавелли, создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман.

Макиавелли в то же время советовал государям притворяться носителями нравственных и религиозных добродетелей.

Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил объективно существующее соотношение политики и морали.

4. РОЛЬ РЕЛИГИИ В УЧЕНИИ Н. МАКИАВЕЛЛИ

Постановка религиозных проблем в творчестве Макиавелли непосредственно связана с его этическими идеями, исходя из которых и можно объяснить противоречивое отношение флорентийского политика к религии. Общеизвестны кри­тическая направленность и смелость высказываний Ма­киавелли в этой области, и в то же время очевидно, что как политический мыслитель и ученый он не мог не счи­таться с тем влиянием, которое религия имела в обществе. Нельзя сказать, что Макиавелли просто видел поло­жительные и дурные стороны религии или что он призна­вал ее значение в теории, но отвергал современное ему воплощение этого института в лице католической церкви, хотя это второе положение кажется не лишенным основа­ния. Отношение Макиавелли к религии было двойствен­ным по внутренней структуре, на всех уровнях, включая те случаи, когда требовалось дать определенную оценку отдельных явлений или лиц — в конкретных оценках Макиавелли довольно последователен, но за ними кроется та же глубинная противоречивость. Главную причину этой внутренней двойственности мнений Макиавелли, связан­ных с религией, можно видеть в начавшемся тогда про­цессе самоизживания религии как основной идеологиче­ской силы в обществе — итальянский гуманизм и был исторически первым крупным движением общественного сознания, которое неявно, практически, отклонилось в своих идейных исканиях от религиозного русла. Маки­авелли, чрезвычайно чуткий именно к социальной действительности, не мог не отразить противоречий упо­мянутого процесса в своих теоретических и конкретных суждениях. Противоречивость взглядов Макиавелли по­родила разногласия в историографии, в которой флорен­тийский мыслитель объявлялся то антихристианином, то поборником истинного христианства в его первоначальном виде, хотя дело не только и не столько в христианстве и не в противоречии макиавеллиевских идеалов и действи­тельности.

Место религии в учении Макиавелли определяется ее ролью в разрешении конфликта, стоящего в центре этого учения — конфликта истины и морали, разума и нрав­ственности. Причины разногласий этих в общем-то род­ственных сторон сознания Макиавелли, как говорилось выше, находит в изменчивости природы вещей и в ее про­тиворечивости: абсолютные моральные истины не соот­ветствуют действительности и недостаточно отражают ее. Понимание практической непригодности нормализован­ных моральных суждений для изучения жизни государства отличает позицию Макиавелли от позиции верую­щего христианина.

В христианстве бог является воплощением истины в ее нравственной ипостаси, с точки зрения психологии он предстает как объективированный субъект. Субъек­тивная сторона этой божественной истины определяется ее нравственным содержанием, сверхъестественная лич­ность наделяется идеальными моральными чертами. Объек­тивная сторона — в обобщении и абсолютизации коллек­тивного опыта в сверхприродном существе.

Внимание Макиавелли сосредоточено на посюсторон­ней истине, которая в его глазах является единственно объективной. Эта истина лишается назидательных мо­ральных черт, вместе с тем нравственность освобождается от обличья абсолютной истины, теряет потустороннюю опору и источник долженствования.

Религия, рассуждал Макиавелли, - могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Макиавелли, однако, не одобряет современное ему христианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим. Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство. Католическая церковь держала и держит страну раздробленной. Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Не политика на службе религии, а религия на службе политики – такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.

Макиавелли отделял политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из св. Писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был громадным шагом вперед в развитии политико-правовой теории.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземным нашествием. Заслугой его стали трезвые оценки особенностей политического развития разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм — все это вне теологического контекста, характерного для средневековой политической мысли. В результате его труды определили ведущую роль Макиавелли в ренессансной науке о государстве. Как политический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, сделав учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали. Он сближал политику с наукой и искусством на основе изучения самой действительности и отказа от ее идеализации. Макиавелли строил теорию, обобщающую не воображаемый, а реальный конкретный государственный опыт. Успех любого правителя зависит, по его мнению, от того, насколько тщательно и непредвзято изучена им конкретная ситуация, насколько адекватна ей выработанная на этой основе тактика достижения определенных целей, которая должна быть не только выстроена и продумана подобно произведению искусства, но и артистично проведена в жизнь.

Получилось так, что республиканец Макиавелли, с искренним уважением писавший о народе, практически ничем не помог народным движениям за республику и демократию; однако его произведения оказались ценным практическим пособием для диктаторов и тиранов. Именно им приятна мысль о вседозволенности в политике: "Пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу, - писал Макиавелли. — Какие бы средства для этого ни употребить их всегда сочтут достойными и одобрят". К тому же многие конкретные рекомендации Макиавелли действительно полезны для укрепления власти беспринципных и аморальных политических деятелей.

Бенито Муссолини находил в работах Макиавелли подтверждения своим идеям о сильной государственной личности, обоснование культа государства. В одном из своих строго секретных писем для членов политбюро Ленин, ссылаясь на рекомендации Макиавелли, содержащиеся в книге "Государь" (гл. VIII — "О тех, кто приобретает власть злодеяниями"), называл его умным писателем по государственным вопросам, справедливо говорившим о способах достижения известной политической цели, и, в соответствии с его рекомендацией, требовал расстрелять возможно больше представителей духовенства под предлогом голода и изъятия церковных ценностей. Произведения Макиавелли "Государь" и "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия" внимательно изучал Сталин, сделавший ряд многозначительных пометок и подчеркиваний по первого русского издания этих произведений.

Макиавелли, безусловно, - великий теоретик и ученый, сделавший громадный шаг к созданию идеологии и науки Нового времени, оказавший глубокое влияние на развитие политико-правовой мысли и современной политологии.

Он, несомненно, блестящий писатель, автор художественных, политических, исторических произведений, созданных на самом высоком уровне культуры времен Возрождения.

Но то и другое не обязывало его восхвалять политические подлости, коварства и жестокости, оставляя духовное наследие не только ученым-теоретикам и любителям классической литературы, но и диктаторам, вероломным политикам и убийцам. Произведения ве­ликого итальянца не проиграли бы, если бы в них не было поуче­ний и назиданий грядущим тиранам. К сожалению, без этого не обошлось.


Учение Н. Макиа велли о госу дарств е, праве и их соо тношен ии .

Возрождение и Реформация - самые крупные и знаменательные

события позднего западноевропе йского средневековь я. Несмотря на их

хронол огическое место в эпохе феодализма, они по своей социально-

историчес кой сути представляли собой антифеодаль ные, раннебуржуазн ые

явления. Разрыв с господствова вшим, но уже отжив ающим свой век

феодальным укладом жизни, утв ерждение новых нор м человеческого

бытия -основное содержание В озрождения и Реформации. Для эти х

явлений характер ны такие общие черты, как ломка феодальных и

возник новение ра ннекапита листических о тношени й, усиление влияния и

автори тета буржуазных прослоек общества, критическ ий пересмотр

антифеодальн ыми, пробуржуаз ными я влениями, Возр ождение и

Реформация в свои х наивысших результатах прев зошли дух буржуазности,

преодолели его пределы. Благодаря этому возникли такие образцы

социально й куль туры, которые стали органичными составной

Одним из первых социа льных философов и основ ателей

полито логии, отв ергшим теократи ческую концепци ю государства, был

В течение четырех веков имя Никко ло Макиавелли является

нарицател ьным обозначением цинизма, аморализма и жесток ости в сфере

полити ки. В 16 веке его имя зачастую произ носилось в сокращенной

в 1827 году л орд Маколей, «сомните льно, чт о еще какое-нибуд ь имя в

становит ься любимым пр озвище м в елиза ветинских драмах, включ ая

Вместе с тем, Макиавелли (его учение) имело своих приверженцев и

многие из них, подобно философу Френсису Бэкону, отнюдь не были

кровож адными головорез ами. Френсису Бэкону принадлежат такие слова

«мы при держив аемся воззрений Мак иавелл и и тех, кто оп исывает то,

неразборчив ый в средствах, стремящийся к влас ти или выгоде любой

Необходимо понять , кем был Макиавелли: злым гением или

блестящим политичес ким теоретик ом. Для этого необходимо знать, что он

написал в условия х своей собственн ой эпохи и ее проблем.

Знамениты й итальянск ий мыслител ь Никколо Макиавелли родился

во Ф лоренци и 3 мая 1469 в довольно з натной и зажиточной семье

образованног о гуманиста Бернардо, который занимался юриспруденцией,

Никкол о получ ил прекрасное для своего времени гуманистическое

образование, включа вшее семь свободных искусств: триви ум (ло гика,

ритори ка и грамматика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и

музыка).Гуманизм был не только интелле ктуальным движением, но

позволя л занять важн ые посты в флорент ийском правительс тве.

Гуманизм как движение началось с поэта 14 века Петрарки.

Образцами для гуманисто в служили поэты, учен ые и ораторы

классического республи канского Рима. Ренессансны й гуманизм не был

антихри стиански й: он своеобразно и гармоничн о соединил классическую

языческую философию (Платона, Пл отина) и христ ианства. В центре

гуманистическ ого мира был не Бог, а человек; не иной мир, а

Несмотря на свои куль турные и художественн ые достижения,

Италия эпохи Ренессанса стояла на пороге политического хаоса и резкого

социально го перевор ота. Именно это, по моем у, в итоге и определил о и

жизнь, и тво рчество, и политичес кие взгляды, и идеи Макиавелли.

Флоренция была одним из 7 городов - государств Ита лии, угроза

Флоренция им ела долгую и бурную полити ческую ист орию. На

протяжен ии 1200-х г.г. она была вверг нута в войну между гвельфами

(стоявш ими на стороне папы ) и гиббелинами ( н а сторо не Римс кого

императо ра). В конце 13 века флоренти йские гвель ф ы сами разделились на

раскол Макиавелл и впоследств ии прок омментирует в свое й «Ис тории

только до тех пор, пока противостоя щая фракци я была еще сильна. Но

когда побежден ная фракция была разгромлена, партия, пришедшая к

власти, бол ьше не испыты вала никакого страха, который мог бы ее

удержив ать и не имела собственных законов, чтобы это

разразилась гражданская война, белые потерпели поражение и многие из

них оказались в изгнании (среди них был Данте Алигьери ) . Однако борьба

между гвельфами и гибеллинами продолжалас ь в течение всего 14 века. А

в 1434 в резу льтате борьбы между самыми могущественными семьями

Флоренции к власти пришла семья Медичи. В 1480 ранее действовав шее

флорентий ское правление из Больш ого совета ( около 1000 членов) и

малых советов, которые избирались из имущих граждан, членов гильдий и

простог о народа, Медичи стал заменять на назначенные им самим, начав

рождения Макиавелли и в последни й раз обеспечил Фло ренции период

стабильнос ти и процв етания на продолжит ельное время. Республика

просущество вала с 1494 по 1512 год. Ее предводителем на начальном этапе

был неукрот имый францисканский священник Джироламо Савонарола,

которы й не придерж ивался четкой политичес кой позиц ии.

Харизматическ ий лидер, он обрушивался на повсеместную коррупцию и в

обществе, и в церкв и. Реформаторс кие наклонности его вызв али гнев папы,

которы й отлуч ил его от церкви и сжег на костре. Именно в это время

Большо й знаток античн ой литера туры, 29-лет ний умный и

честолюби вый Макиавелли был избран Больши м Совето м на пост второг о

канцлера, а через месяц -назначен секретарем Военного совета, ведавшего

международной и военной политикой Флоренции. На посту секретаря он

проработал 14 лет, был истинным патриотом соей родины, участв овал в

перегово рах с французами по поводу захвата Пизы и, будучи при дворе

Людов ика 12, был потрясен тем, что французы относятся к Флоренции с

презрением и насмешкой «. ценятся только те, кто хорошо вооружен

Знаковы м моментом в формиров ании полити ческих взглядов

Макиавелли была его встреча с Чезаре Борджиа (герцога Валентино),

герцога Романьи, который начал военную кампанию для утверждения в

своих владениях на гран ицах Флоре нции. Чезаре Борд жиа произвел

сильное впечатлен ие на Макиавел ли, который предупредил Совет десяти,

Прибыв с дипломатической миссией к Бордж иа в 1502 году,

Макиавелли вст ретился там с Леонардо да Винчи, нанят ым глав ным

военны м инженером. Макиавелли, изучающий беспощадность власти, и да

Винчи -мирный вегетарианец, были едины духом любозна тельност и и

беспристрастног о исследования. Человек был объектом изучения

Макиавелли, прир ода -объектом Леонардо. Они стали добрыми друзьями.

Так прот екала жизнь Макиавелли на государственны х постах до 1512

года, года возвращен ия Медичи, превратив шими Флоренцию в папский

протек торат, котор ые оставались у власти до 1737 года. При них

республиканские мечты о свободе оконча тельно исчезли, Макиавелли был

смещен с государственной должности, 22 дня отсидел в тюрь ме по

ложному обвине нию в заговоре. Потрясенный, оставш ийся не у дел,

Макиавелли удалился на свою маленькую ферму и начал свое

Маккиавелли вошёл в истор ию политико - юридич еской мысли как

автор ряда замечатель ных трудов: “Государь” (15 13), “Рассуждение о

первой декаде Тита Ливия” (1519), “ История Флоренции” (перво е издание

Исследователи отм ечают, что творч еское наследие Макиавелли п о

своему духовному содержанию достаточно противоре чиво. Объяснение

этому - в характере и жизненном пути сам ого писателя, во вли янии на него

драматически сложной эпохи, современником и вдумчивым аналитиком

которо й он был. Несомненна его пламенная лю бовь к отечеству, тяжко

страдавшему от внутренн их междуусобиц, неистовства тир анов,

гибельного вмешательства церкви в светские дела, вторжение иноземных

держав. Не без осно ваний подчеркив ают и его симпатии республиканс кому

По ирони и судьбы отмеченные особенности Макиавелли как

практич еского деятеля и полит ического писате ля запечатлелись главным

образом в “Рассуждениях. ” , “ Истор ии Флоренции” и в некото рых других

его произ ведениях. Однако наибольший след в развит ии мировой

полити ческой мысли оставил и, не они, а небольшая книжка «О

демократические, гражданско-г уманистическ ие воззрения автора

практич ески не замет ны. И э то не удив ительно. Макиавелли писал его

вовсе не для прославлен ия дем ократ ических и республиканских ценностей,

права и гуманизма. Макиавелли кон ечно же негодовал по пов оду своего

вынужде нного от торже ния от прив ычной кипучей политическо й

деятельност и и может быть надеялся, наивн о и благодаря своим

республикански м прист растиям, что его трактат верне т ему милость

наставления монарху. “Государь” при первом озна комлении с ним

предстает трудом незначительным по объему о роли, месте и значе нии

правите ля -монарха. В государе автор делает попы тки уяснит ь пр ироду

государства че рез закономерност и пол итическ ой деятельности его

правите ля. Исследователи отмеча ю т глубок ий конце птуальн ый смысл

“Государя” не в состав лении портрет а правителя, даче ему совет ов по

управлен ию люд ьми, а в выявлении при роды самого государства.

С точки з рения миров оззрения по зиция Макиа велли в воп росах

полити ки и государств а- позиция религиозного индифферентизма и

историзма. Он исключает религиозну ю аргументацию в вопросах

тракто вки политики, отделяет государствоведение от теологи и. Более того,

он основыв ает свои воззрен ия на неизвестно м ни античны м философам, ни

средневековым мыслителям постула те - политические события, изменения

в государстве, смена его форм происходит не по воле божьей, не по

желанию людей, но объективно в результате “действит ельног о хода

Этот же постулат самостоятельн ости политик и Макиавелли

продолжил, разделив госуд арство ведение от эти ки. С его точк и зрения

нельзя решать политич еские проблемы и оценива ть их по меркам

моральных крит ериев и но рм, так как вл асть, политика, технология

полити ческого господства - находятся вне м орали. “Государь” как раз и

посвящен детальной проработке именно портрета иде альног о правител я и

технологии властво вания : начиная от степени и форм управления

народом, вида войска (передовые посты, наем ные или охранительны е

армии) в зависимости от географического положения страны или языковой

принадлежн ости народа; способов управления монархиями (в зависимости

от вида управления монархиями -единов ластное правление всеми

подданными-рабами либо наличие наряду с вер ховным правителем князей,

получи вших власть по праву древност и рода); способов удерж ания

завоева нных государств в завис имости от образа правления этих стран до

их покорения или способов достижения верховно й власти ( искусств ом


завоева теля, с чужой помощью, по счастлив ой случайности, бесчестными

средствами, с согласия сограждан); определение степени силы правителя

для выработки эффективной тактики удержан ия и укрепления власти; о

видах войск и образе действий государя в отношении войска; и заканчи вая

качеств ами которыми должен обладать (или делать вид, что облад ает ими)

государь и каких он должен категор ически опасаться.

В своем труде он пытается уяснить и представить Лоренцо Медичи

“каким образом могут управляться всякого рода монархи и..”, какой

необходим образ действий монарха, чтобы “правитель с самыми

обыденными способностями сумеет всегда удержаться на троне”

В трактате “Государь” он рассматривает способы создания сильног о

государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские

добродетели. К ним относит поведение государя по отношению к

подданным и союзникам, имея в виду, что человек не может иметь только

Макиавелли подводит к выводу, что все средства дозволены для

достижения политич еских целей. Вместе с тем, государь должен

руководс твоваться общепр инятыми нормами морали в поведени и, но он

может с ними не считаться в политике, если это буд ет содейств овать

усилению государстве нной власти. Князь, вступивш ий на путь создания

сильног о государства, должен руково дствоват ься политико й “ кнута и

пряника”, сочетая в себ е качества льва и лисицы. Подкупы, убийства,

отравле ния, вероломство - все это дозволен о в поли тике, направленной на

Работа “Государь” содержит советы и наставления, как установит ь,

сохранить и расширит ь государст во, как завоеват ь и удержать

полити ческую власть . Это т вопро с был очен ь актуален при постоянной

борьбе, смене правит елей, изменении границ, которые переживала Италия.


Но Макиавелли не только вооружает государя знанием приемов

полити ческой деятельнос ти, но и ста вит перед ним г лавную це ль -

объединение Италии, ведь п оследняя глава книг и - при зыв к

освобождению Италии от инос транного вмешательств а.

Именно в ист ории развития подходов и взглядов на соотноше ние

полити ки и морали Макиавелли оставил наиболее значительны й след,

являющи йся основой то го кр итическ ого подхода в оце нке его взгля дов,

которы й до сих пор вызыв ает яростные нападки потом ков.

Основой одного подхода к соотношени ю политики и морали,

наиболее раннег о в означенной пр облематике и обосновывающ его их

неразделимость, явилась концепция Аристотеля, рассм атрив авшего

полити ку как социальну ю этику, связ анную с обязанностями властны х

структ ур перед гражданами общества. Платон же считал, что совпадение

целей и средств достигается в зависимости от таланта прав ителя.

Вместе с тем, приоритет моральных ценностей и подчинение

полити ки таким ценностям лишают правителя и проводим ую им политик у

возможнос ти оперативно реагироват ь на и зменение усл овий, отражать

интересы населения. При этом происходящий отр ыв от реальност и может

Макиавелли в новое время пр ивнес иной подход в проблематику

соотношен ия политики и морали. Во-первых, он считал, что в каждой из

этих сфер действую т собственные законы. По мнению Макиавелли,

мораль- сф ера вечн ого, регулирует инд ивидуальные о тношения людей,

исключи тель но путем соблюдения ими определенны х правил добровольно,

на основе собственных представлений людей о нравственны х нормах,

добре и зле, идеалах, и прида вая им униве рсальный характер,

В полити ке, по мнени ю Макиаве лли, осново й и побудитель ной

причин ой к определенному действию является целесообразность, в

которо й выражены интересы многих социальных групп. Осуществ ление

этих интересов проис ходит в определенны х условиях, которы е могут

оказыват ь влияние на изменение политика м и своих целе й и задач.

Макиавелли писал, что “излишне говор ить, сколь пох вальна в

государстве вернос ть данному слову, прямодушие и неуклонная честность.

Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь

тем, кто не старался сдержать данное слово и умел кого нужно обвести

вокруг пальца, такие государи в конечн ом счете преуспели куда больше,

чем те, кто ставил на честность”. Мыслитель оправдывае т свой реализм и

отсутст вие сантиментов , заявляя, что его интересу ют вещи как они есть, а

не в идеалистическом преображении или принятые за желаемое, поэтому

он за применение насилия, жесток ости, обмана для достижения

благородных целей в политике. Его считают автором основного правила

безнравстве нной поли тики: “Цель оправдыв ает средства”.

Макиавелли дает государю индульген цию на нарушение

нравств енных заповедей. Он считает, что государь должен, когда

обстоятельс тва не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственны м

средствам, при этом с тараясь доказать, что его поведение безупречно и

добродетельно. Тот, кто не поступае т таким образом, обрекает себя на

верную гибель, поскольк у он не сумеет бороться с теми, кто навер няка

применит против него предосудительные средства. Следует казать ся

хорошим, н о не бояться бы ть плохим. Прави тель ок ружен врагами,

внутре нними ”, внешними, он не может никому доверять и вынуж ден

использ оват ь насилие и коварств о. “Необходи мо быть лисой, чтобы

разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушит ь волков ”. Опыт наших дней

свидетельст вует, пишет Макиавелли, что вели кие дела твори ли как раз те

Читайте также: