Политическая культура современного американского общества доклад

Обновлено: 02.07.2024

политическая культура США во многом определяется традициями, принесенными с европейского континента первыми поколениями переселенцев. Иначе говоря, на основе английских традиций происходило становление американской политической культуры. Ко времени начала заселения колоний Англия была страной с давними, вековыми традициями парламентаризма. Идеи представительного правления, верховенства закона, традиции гражданских свобод и местного самоуправления, утвердившиеся здесь, были успешно перенесены на новую почву.

Говоря об особенностях американской политической культуры, необходимо отметить, прежде всего, ее прагматический характер: политика здесь выступает не в борьбе абстрактных сил добра и зла, а как столкновение групповых интересов, каждый из которых имеет право на существование. Главное, чтобы противоборство этих интересов осуществлялось по общепринятым здесь правилам. Отличительной особенностью этой политической культуры является приверженность консенсусу по основополагающим базовым ценностям.

Своеобразным моментом в политической культуре США выступает афроамериканский фактор, вернее, участие афроамериканцев в политике.

Избирательная система и участие в выборах. Другие формы политического участия американских граждан.

США управляются федеральным правительством, с выборными представителями на федеральном (общенациональном) уровне, уровне штатов и локальном уровне. Выборы и подготовка к ним — стержневое событие и постоянное событие политической жизни американского общества. Выборными являются свыше 18 тысяч должностей, начиная с президента США и кончая шерифом небольшой сельской общины. Выборы в федеральные органы власти проводятся по всей стране одновременно в ноябре каждого четного года.

Президент и вице-президент США избираются вместе на выборах, проходящих раз в 4 года. Выборы непрямые: победитель определяется Коллегией выборщиков, голосующие в каждом штате выбирают один из списков выборщиков, обозначенных каким-либо кандидатом. Выборщики обычно заранее обещают проголосовать за кандидата от их партии (и именно имена этих кандидатов размещаются в бюллетенях, а не имена отдельных выборщиков). Голосование выигрывает кандидат, набравший по крайней мере 270 голосов Коллегии выборщиков. За счёт непрямого голосования, возможна (и происходила) ситуация, когда кандидат, получивший большинство голосов выборщиков, тем не менее, проиграл бы, если бы учитывались голоса отдельных людей на общенациональном уровне. До принятия Двенадцатой поправки к Конституции США в 1804 году, занявший второе место на этих выборах становился вице-президентом.

Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей, избираемой на основе прямого голосования, и сената, в состав которого прямым голосованием избираются по 2 представителя от каждого штата. В палате представителей 435 мест, которые распределяются по штатам в зависимости от численности их населения. Члены палаты представителей избираются на два года.

Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого штата, избираемых на срок в 6 лет. Первоначально сенаторов избирали члены законодательных собраний штатов, но с 1913 года, после вступления в силу 17-й поправки к Конституции, выборы сенаторов стали прямыми. Они проводятся одновременно с выборами в палату представителей, при этом каждые два года переизбирается 1/3 состава сената. Избирательный округ по выборам в сенат — весь штат.

Конституция (вместе с поправками) гарантирует избирательные права всем гражданам США, достигшим 18 лет. Наибольший интерес со стороны избирателей вызывают президентские выборы. Если выборы в конгресс, губернаторов штатов происходят не одновременно с президентскими, то интерес к ним и, соответственно, участие избирателей падает в среднем на 14 процентов.

В США действует мажоритарная система выборов, когда кандидат, получивший в одномандатном округе относительное большинство голосов, считается победившим. Это дает предпосылки для развития двухпартийности.

Формы политического участия на Западе и в нашей стране разнообразны, например участие:

1) в осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия — деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия — гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);

2) в деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);

3) в деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);

4) в выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов;

5) в публичных манифестациях политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияния на других людей с целью изменения их взглядов и действий и навязывания им своих. Манифестация взглядов может осуществляться на политических собраниях, митингах, демонстрациях, через печать, радио, телевидение, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через наказы избирателей и т.п.

Авторская разработка на тему "Политическая культура США" по предмету "Политология" содержит 58 страниц, 8 рисунков, 6 таблиц и 36 источников.

Ключевые слова: Политология, Социология, Информатика, Лингвистика.

Объектом исследования является анализ условий "Политическая культура США". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Политическая культура США" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Политическая культура США", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Политическая культура США", изучалась природа темы "Политическая культура США".

Далее проводилось исследование актуальности "Политическая культура США" в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Политическая культура США", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Политическая культура США" и определены тенденции развития тематики "Политическая культура США".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Политическая культура США".

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Политическая культура США" рассматривает Э. Я. Баталов в книге "Мировое развитие и мировой порядок", изданной в 2005 году и содержащей 376 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

Монография является первым комплексным исследованием, в котором рассматриваются ставшие в последние годы весьма актуальными как за рубежом, прежде всего в Соединенных Штатах, так и в России, проблемы современного мирового политического развития и мирового порядка. В работе предпринят анализ концепций таких влиятельных американских авторов, как Фукуяма, Хантингтон, Бжезинский, Киссинджер, Най-мл., Айкенберри, Гэддис и других, а также дискуссий, развернувшихся в последние годы в США вокруг таких проблем, как судьба нации-государства, возможность формирования "многополюсного" мира, перспективы построения так называемой глобальной американской империи, внешнеполитическая стратегия Соединенных штатов и т.д. Рассматривая исследуемые проблемы сквозь призму американской национальной политической культуры, автор показывает наличие глубинных связей между концепциями мирового политического развития и политического порядка, формирующимися в США в условиях после-холодно-военного мира, и.

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Политическая культура США" касается Т. В. Митрошкина, А. И. Савинова в монографии "Английский язык. Страноведение / English: Cross-Cultural Studies". Данная книга была выпущена в издательстве "ТетраСистемс" в 2011 году, содержит 288 стр.

Пособие включает в себя тексты для чтения и упражнения к ним, направленные на осуществление контроля усвоения новой лексики и фактического материала, развитие навыков устной монологической речи, а также на развитие умений анализировать и сопоставлять аналогичные явления в рамках культуры, общественно-политической жизни и экономики Беларуси, России, Великобритании и США. Предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также для широкого круга лиц, изучающих и преподающих английский язык.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "История США". Э. А. Иванян определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2008 году в издательстве "Дрофа". В описании книги сказано следующее.

Впервые в отечественной учебной литературе прослежены основные закономерности и выявлены особенности исторического развития американского государства, начиная с появления первых людей в Северной Америке до начала XXI в. Подробно анализируются этапы становления американского общества, процессы модернизации его экономических, социальных и политических структур. Включены материалы о видных политических и общественных деятелях США. Дается подробная характеристика внешней политики США, рассматриваются проблемы американской культуры и др. Пособие написано на основе анализа обширной отечественной и зарубежной научной литературы, с учетом последних теоретико-методологических исследований, современных подходов к изучению новой и новейшей истории зарубежных стран. Для студентов исторических факультетов университетов, педагогических вузов и институтов иностранных языков, где изучается курс истории зарубежных стран, а также для учащихся колледжей, лицеев и гимназий гуманитарного.

  1. Исследования и научно-практические статьи управление культурой в условиях мегаполиса. В.А. Есаков, "Управление персоналом", № 24, декабрь 2007.
  2. Особенности заключения гражданско-правовых договоров с деятелями культуры и искусства. И. Зернова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  3. Учет форменной одежды, приобретенной за счет средств от приносящей доход деятельности. Т. Обухова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  4. Налоговые агенты при расчетах с иностранными организациями. Л. Ларцева, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  5. Расчеты бюджетного учреждения с потребителями коммунальных услуг. И. Гарнов, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.

Представленная работа посвящена теме "Политическая культура США".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Политическая культура США" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Политическая культура США".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Политическая культура США". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Политическая культура США" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Политическая культура США" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Политическая культура США" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Политическая культура США".

Теоретическое значение изучения проблемы "Политическая культура США" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Политическая культура США".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Политическая культура США" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Политическая культура США".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Политическая культура США" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Политическая культура США".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Политическая культура США".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Политическая культура США". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Политическая культура США".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Политическая культура США".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Политическая культура США".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Политическая культура США", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Политическая культура США" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Политическая культура США", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Политология образцы работ
Социология образцы работ
Информатика образцы работ
Лингвистика образцы работ

  1. Э.Я. Баталов. Мировое развитие и мировой порядок. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. – 376 с.
  2. Т.В. Митрошкина, А.И. Савинова. Английский язык. Страноведение / English: Cross-Cultural Studies. – М.: ТетраСистемс, 2011. – 288 с.
  3. Э.А. Иванян. История США. – М.: Дрофа, 2008. – 576 с.
  4. Э.Я. Баталов. Политическое - `слишком человеческое`. – М.: Едиториал УРСС, 2000. – 136 с.
  5. Т.Д. Венедиктова. "Разговор по-американски". Дискурс торга в литературной традиции США. – М.: Новое литературное обозрение, 2003. – 328 с.
  6. Русско-еврейская культура. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. – 520 с.
  7. Парфянский выстрел. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. – 760 с.
  8. Составители П.Мендес-Флор, Й.Рейнхарц. Евреи в современном мире. История евреев в новое и новейшее время. Антология документов. Том 2. – М.: Мосты культуры / Гешарим, 2006. – 800 с.
  9. Под редакцией Томаса Первиса. Словарь американской истории. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. – 656 с.
  10. Архив еврейской истории. Том 4. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. – 392 с.
  11. И.Д. Бубнов. Встречи в Америке - Северной и Южной. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. – 208 с.
  12. Мировые войны и мирные периоды. – М.: Мир книги, 2008. – 96 с.
  13. Джеймс Биллингтон. Россия в поисках себя. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. – 224 с.
  14. С.С. Ширин. Внешнеполитические факторы формирования научных представлений об американской культуре в Великобритании и Германии. – СпБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. – 224 с.
  15. Н.А. Цветкова. Cultural Imperialism: Международная образовательная политика США в годы "холодной войны". – М.: Издательство СПбГУ, 2007. – 200 с.
  16. Многоликость целого. Из истории цивилизаций Старого и Нового Света. Сборник статей в честь Виктора Леонидовича Малькова. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. – 600 с.
  17. Фрэнк Доббин. Формирование промышленной политики. Соединенные Штаты, Великобритания и Франция в период становления железнодорожной отрасли. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2013. – 368 с.
  18. Советский антиамериканский плакат. Из коллекции Серго Григоряна. – М.: Контакт-Культура, 2012. – 24 с.
  19. Плакаты холодной войны. – М.: Контакт-Культура, 2013. – 24 с.
  20. Сергий Радонежский - строитель русской духовной культуры. – М.: Дельфис, 2014. – 140 с.
  21. Габриэль Алмонд, Сидней Верба. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах. – М.: Мысль, 2014. – 500 с.
  22. Центры и периферии европейского мироустройства. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2014. – 400 с.
  23. Алексей Зобнин. Атлантицизм в американской политологии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 108 с.
  24. Джеймс Биллингтон. Россия в поисках себя. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. – 224 с.
  25. Цивилизация, притворяющаяся страной. Ведущие западные аналитики о России. – М.: Эксмо, 2016. – 384 с.
  26. Плакаты холодной войны (набор из 22 открыток). – М.: Контакт-Культура, 2016. – 22 с.
  27. Павел Мачейко. Разноплеменное множество. Яаков Франк и франкистское движение в 1755-1816 годах. – М.: Мосты культуры / Гешарим, 2016. – 512 с.
  28. Самир Амин. Вирус либерализма. Перманентная война и американизация мира. – М.: Европа, 2007. – 168 с.
  29. "Особый путь". От идеологии к методу. – М.: Новое литературное обозрение, 2018. – 488 с.
  30. Кен Уилбер. Трамп и эпоха постправды. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 224 с.
  31. Стивен Роузфилд. Сравнительная экономика стран мира. Культура, богатство и власть в XXI веке. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ,Российская политическая энциклопедия, 2004. – 432 с.
  32. Джеймс Биллингтон. Россия в поисках себя. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. – 224 с.
  33. Н.С. Ильющенко. British & American culture Quiz / Английская и американская культура в викторинах и тестах. Учебное пособие. – М.: КДУ, 2017. – 60 с.
  34. И.А. Василенко. Сравнительная политология. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2018. – 356 с.
  35. Крупа Татьяна Альбертовна, Охонько Ольга Ивановна. История англоязычных стран. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 274 с.
  36. Беате Физелер, Роза Магнусдоттир. СССР и США в ХХ веке. Восприятие "другого". – М.: Политическая энциклопедия, 2018. – 256 с.
  1. Исследования и научно-практические статьи управление культурой в условиях мегаполиса. В.А. Есаков, "Управление персоналом", № 24, декабрь 2007.
  2. Особенности заключения гражданско-правовых договоров с деятелями культуры и искусства. И. Зернова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  3. Учет форменной одежды, приобретенной за счет средств от приносящей доход деятельности. Т. Обухова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  4. Налоговые агенты при расчетах с иностранными организациями. Л. Ларцева, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  5. Расчеты бюджетного учреждения с потребителями коммунальных услуг. И. Гарнов, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  6. Профессиональная подготовка и переподготовка кадров. А. Репин, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  7. Вопросы кадровой службы: персональные данные. С. Валова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  8. Целевое финансирование и целевые поступления. И. Зернова, "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  9. Учет компьютерных программ. О. Заболонкова, "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  10. Если в учреждении работает донор. Т. Николаева, "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  11. Расчет среднесписочной численности работников. О. Заболонкова, "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  12. Ошибки в заполнении платежных документов при перечислении налогов. О. Фурагина, "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  13. Оформляем трудовую книжку. В. Прокофьев, "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  14. Массовое сознание и новые политические технологии. В.Ф. Коломийцев, "Гражданин и право", № 12, декабрь 2007.
  15. Право и культура: от правовой культуры к культурным правам. С.В. Поленина, Е.В. Скурко, "Российская юстиция", № 12, декабрь 2007.
  16. Влияние правового нигилизма на формирование политического экстремизма в России. Ю.С. Калинин, В.П. Хрыков, "Адвокат", № 12, декабрь 2007.
  17. Опыт борьбы с преступностью несовершеннолетних в Европе и США. И.А. Коновалова, "Адвокат", № 12, декабрь 2007.
  18. Состав учетной политики учреждения культуры. Л. Максимова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 11, ноябрь 2007.
  19. Изменения в нормативных актах, регулирующих оплату труда. С. Валова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 11, ноябрь 2007.
  20. Приобретение периодической литературы. Т. Сильвестрова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 11, ноябрь 2007.
  21. Реставрационные работы. Т. Николаева, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 11, ноябрь 2007.
  22. Сдача имущества в аренду. Л. Максимова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 11, ноябрь 2007.
  23. Политические партии в контексте развития правовой культуры избирателей. А.Н. Чертков, Н.В. Артамонова, "Законодательство и экономика", № 10, октябрь 2007.

Свяжитесь со мной, если вам нужна консультация по этой теме или сопровождение.

Гладышева Марина Михайловна

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

Культурная политика американского правительства на ранних этапах была достаточно сложной и разноплановой, но в одном она была практически всегда одинаково последовательной - в подавлении культурного разнообразия. Немаловажную роль в формировании политической культуры этой страны сыграл колониальный период, сопровождавшийся давлением метрополий. В результате географического положения и политики властей в американских колониях среднего побережья сложился неоднородный состав населения в религиозном и этническом отношении. При обсуждении теологических вопросов необходимо было вести себя сдержанно во избежание конфликтов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1.docx

1. Развитие политической культуры США

Образование и развитие политической культуры оказали прямое воздействие на формирование национального менталитета и специфику внутрисоциальных отношений в современных Соединенных Штатах, продолжая оформлять отдельные черты внутренней и внешней политики.

Культурная политика американского правительства на ранних этапах была достаточно сложной и разноплановой, но в одном она была практически всегда одинаково последовательной - в подавлении культурного разнообразия. Немаловажную роль в формировании политической культуры этой страны сыграл колониальный период, сопровождавшийся давлением метрополий. В результате географического положения и политики властей в американских колониях среднего побережья сложился неоднородный состав населения в религиозном и этническом отношении. При обсуждении теологических вопросов необходимо было вести себя сдержанно во избежание конфликтов.

К началу войны за независимость были заложены основы политической культуры США. События революционных лет привели к резкому росту политического самосознания населения, расширению политического участия, демократизации политических институтов. Итог - создание единого самостоятельного государства.

Основными аспектами Политической культуры Штатов считаются народный суверенитет, индивидуальные права, политическое участие и индивидуализм.

Народный суверенитет. Американцы верят в то, что народ является источником правительственной власти. Выверенный баланс между самостоятельностью и прочной интегрированностью является важнейшим фактором экономического процветания и политической стабильности.

Индивидуальные права. Почти все американцы свято верят в свои индивидуальные права. Законы США гарантируют гражданину беспрепятственное распоряжение собой и своим имуществом. Эксплуатация, бедность, преступность вызывают недовольство со стороны граждан, и они борются со всем этим. В то же время, разделяя мысль, что каждый волен жить так, насколько он свободен.

Индивидуализм. Многие исследователи считают, что индивидуализм - базисная часть политической культуры США.

Политический плюрализм. Американское общество в условиях рыночной демократии по-настоящему плюралистично. Под плюрализмом понимается множественность механизмов разделения государственной власти. Общество воспринимается как совокупность групп, объединенных тем или иным интересом. Между группами осуществляется конкурентное взаимодействие по совместному решению политических проблем. Необходимо обеспечить равенство этих групп в доступе к ресурсам, информации, связи. Баланс интересов, к которому в конечном итоге приходят "заинтересованные группы", обеспечивает равновесие всей политической системы общества.

Политические партии. Играют ключевую роль в политической жизни страны. Партии выполняют роль посредника между народом и властью, вовлекая активистов и претендентов в избирательный процесс и предлагая электорату различные программы.

Развитие американской культуры в XX столетии часто обсуждалось в свете анализа таких понятий как "американский характер", "американский дух", "американская мечта" и т.д. Многие институты, прямо или косвенно занимавшиеся реализацией культурной политики в США, стремились реализовать на практике и популяризировать, в ту пору среди иммигрантов, идею об американском образе жизни.

Дж. Дракслер стал одним из пионеров в изучении этой проблемы. В своей монографии 1920 г. "Демократия и ассимиляция: смешение иммигрантского наследия в Америке" он выступает за то, что этнические сообщества и отдельные его члены сами в праве решать в какой степени должно сохраняться их культурное наследие[14]. Дракслер призывает к культурной демократии, считая ее неотъемлемым дополнением ценностей политической и экономической демократии. Двадцать лет спустя, другой американский ученый У. Дюбуа в своих трудах рассматривал культурную демократию как своего рода обязанность общества, которая необходима для ликвидации расизма в США.

Х.Колэн, профессор Новой Школы Социальных Исследований (Нью-Йорк), встревоженный увеличением расистских организаций в 1910-х гг. писал: "Культурное развитие основывается на культурном плюрализме. Культурный плюрализм возможен только в демократическом обществе, чьи институты поощряют индивидуализм в социальных группах, личностях, характерах, чьи установки освобождают личностей и посвящают в братство свободы и сотрудничества. Америка стоит перед альтернативой: "Культур Клукс Клан" или культурный плюрализм"[16, С.4]. Такие взгляды на американскую культуру в процессе ее формирования составили противовес позиции реакционно-расистских кругов в США.

Кажется вполне естественным, что первая серьезная попытка сформировать и осуществить комплексную культурную политику в Америке на государственном уровне произошла во время "великой депрессии", когда в обществе возникло опасение полного краха частного сектора в экономике. Программы 1930-х гг. явились едва ли ни единственным в американской истории ярким мероприятием государства в области культурной политики. Федеральные культурные программы "нового курса" представляли интересные модели децентрализованного развития сферы культуры, проектировавшиеся, чтобы отвечать американской мультикультурной среде. Они были направлены на охват как можно большей части населения и затрагивали наиболее актуальные в то время, противоречивые и болезненные вопросы.

Несмотря на активное участие государства в реализации внутренней и внешней культурной политики в этот период, продолжалось усиление взаимодействия правительства с частным сектором, на долю которого уже тогда приходилась организация многих культурно-образовательных программ и обменов.

Вторая мировая война явила собой разделительную черту между культурной деятельностью 1930-х и послевоенным временем. Только один элемент культурной политики тридцатых перекочевал в новую эпоху. Это т.н. "охота на ведьм". Итак, корни антикоммунистической лихорадки 1950-х гг., которую в американской историографии именуют "эрой Маккарти", кроются в 30-х гг.

"Великая депрессия" способствовала появлению и распространению самых разных политических, экономических и культурных идей радикального толка, многие из которых отразились в культурных программах этого периода, что, в свою очередь, спровоцировало усиление реакции в США.

Эксперименты по централизации управления экономикой в рамках Нового курса и опыт организационной работы, приобретенный в ходе этих экспериментов, оказались бесценным подспорьем для мобилизации населения. Было создано целое созвездие новых государственных учреждений. Управление военного производства (УВП) во главе с бывшими руководителями НАВ и военно-промышленного управления занялось переводом национальной промышленности на военные рельсы. Когда УВП не удалось взять под свой контроль добычу и поставки сырья, Рузвельт создал сначала управление экономической стабилизации, а затем - управление военной мобилизации, наделенное чуть ли не диктаторскими полномочиями. Управление ценового регулирования (УЦР) установило фиксированные цены. Военно-трудовое управление установило контроль за оплатой труда и продолжительностью рабочей недели и почти полностью покончило с длительными забастовками.

Простаивающие производственные мощности в промышленности и сельском хозяйстве, избыток рабочей силы и сырья, многолетняя привычка к нужде из национального бедствия внезапно превратились в национальное достояние.

В период противостояния с Советским Союзом Америка начала активно внедрять в массы представление об "американском образе жизни", "американской мечте", что было частью идеологической пропаганды. Одной из целей стало стремление адаптировать понятие американской мечты к новым социально-политическим реалиям.

3. Послевоенный период и преддверие XIX века

Большой импульс после войны получило развитие американского телевидения и средств массовой информации. Американцы смотрели с надеждой в будущее послевоенного мира, который должен был быть "спроектирован", согласно их идеологии, по американскому образцу. В этом контексте все наработки в области культурной политики 1930-х гг. были быстро забыты. Америка начинала распространение коммерческой культуры в мировом масштабе, что начало приводить в т.ч. к внутренним социокультурным катаклизмам.

Консерваторы в США и Европе испытывали серьезные опасения в связи с угрозой со стороны американской массовой культуры. "В 1920-х гг. британский писатель Д.Лоуренс обличал американский материализм, ложный морализм и отсутствие исторически сложившегося самосознания. Немец А.Халфельд, со своей стороны, также отрицал американскую цивилизацию за ее бездуховную культуру"[14]. В 1940-50-х гг. европейцы, придерживавшиеся левых взглядов, начали волноваться по поводу проникновения американского влияния, как в сфере политики, так и в искусстве и культуре.

"Масс-медиа Америки превратились в осадные орудия в войне культур и в самое надежное средство оболванивания молодых: Для новых марксистов не было цели важнее, чем уничтожение института семьи, которую они рассматривали как типичный пример диктатуры и как инкубатор шовинизма и социальной несправедливости". В результате, по информации Бьюкенена, в современных США традиционные семьи составляют не более четверти от общего числа проживающих вместе людей. Приведенные примеры ярко иллюстрируют "культурные войны" в американском обществе по объективным причинам сегодня ещё более ожесточившиеся.

Однако вернемся к истории вопроса. 1950-е гг. ознаменовали возникновение нового подхода к культурной политике, охарактеризовавшегося двумя основными чертами: узкая заинтересованность в профессиональных учреждениях и акцент на частных лицах в определении направлений и приоритетов.

Далее политическая культура и особенности политики ярко высветлены по десятилетиям.

Социальную историю американского общества в период между Второй мировой войной и 1970 можно разделить на два этапа, хотя подобное деление несколько искусственно из-за значительной исторической преемственности между этими этапами и существенных вариаций внутри каждого из них. В течение первого этапа - примерно до 1960 - большинство американцев, похоже, были удовлетворены направлением развития и устройством общества, в котором они жили.

Расовая проблема в Америке 70-х гг. продолжала оставаться одним из наиболее болезненных моментов и оказывала влияние на реализацию не только культурной политики, но и всей внутренней политики в целом.

В 80-е гг. при администрации Р.Рейгана приоритетной моделью государственной политики США стал "новый федерализм", означающий тенденцию к децентрализации управления различными сферами деятельности, в том числе и культуры, сужение масштабов вмешательства государства в духовную сферу, перекладывание задач на различные деловые и общественные институты. Децентрализация управления культурной политикой проявилась в предоставлении более широких полномочий в этой сфере местным органам власти. "Новый федерализм" в культурной политике привел значительному усилению и без того крепких позиций частных благотворительных фондов, спонсорских организаций и иных негосударственных институтов.

В 90-е и "нулевые" годы благотворительные организации продолжали играть ведущую роль в процессе реализации культурной политики и оказывать влияние на ее содержание (т.к. в США не существует ведомства, специализирующегося на вопросах культуры и культурной политики, этим занимаются общественные или частные организации и филантропических фонды).

Пересмотрены иммиграционное законодательство и другие социально значимые меры. Вводились новые ограничения на доступ легальных иммигрантов к льготам, а закон о борьбе с терроризмом расширил полномочия государства по запрету на въезд и депортации иностранцев, подозреваемых в причастности к терроризму. Защитники прав гомосексуалистов также потерпели поражение, когда Конгресс принял Закон о защите брака, запретив на федеральном уровне предоставление социальных льгот однополым партнерам и юридическое признание их брака (разрешенного в некоторых штатах). Сторонники усиления федерального контроля над детскими телевизионными программами торжествовали победу после принятия нового закона о телевещании. Среди прочих мер закон вводил рейтинг телевизионных программ и позволял устанавливать специальный прибор, дающий возможность родителям блокировать нежелательные программы.






Распространение политической культуры США

Тамара Лиханова

Распространение политической культуры США

как составная часть мировой политики

и международных отношений

Известный американский политолог Дж. Най выделял в мощи государств 2 составляющих: жесткую силу и мягкую силу. К жесткой силе он относил политическую, экономическую и финансовую мощь, а к мягкой силе – культуру, политическую идеологию и внешнюю политику. Значимость “мягкой” силы значительно выросла со второй половины XX века. Усилилось ее влияние на мировую политику, а, следовательно, она стала важным фактором во внешней политике государств.

Но главное, вторая половина XX - начало XXI вв. охарактеризовалась мощной внешней культурной экспансией Соединенных Штатов, которая оказалась эффективным инструментом внешней политики американского правительства, даже если речь идет о негосударственных механизмах реализации внешней культурной политики (более того, именно на уровне этих негосударственных механизмов осуществлялось и осуществляется наиболее сильное влияние).

Если обратиться к истории, то интерес вызывает тот факт, что в конце XIX- начале ХХ вв., по мнению некоторых специалистов, на трансатлантическом пространстве уже был создан своего рода “американский культурный климат” и тогда как крупные европейские государства, особенно Франция, в этот период начали подходить к экспорту культуры как к инструменту дипломатии, правительство Соединенных Штатов не проявляло особой заинтересованности в разработке внешней культурной политики. В стране, культурный экспорт которой приобрел позже столь ошеломляющие масштабы, на официальном уровне изначально не проявлялся интерес к институционально, юридически и концептуально оформленной внешней культурной политике. Ситуация кардинальным образом изменилась лишь после завершения второй мировой войны, когда началась эра “холодной войны”. Американские дипломаты пришли к осознанию необходимости использования фактора внешнего культурного воздействия как действенного средства обеспечения национальных интересов государства и идеологической пропаганды в период военно-политического, экономического и культурно-идеологического противостояния двух сверхдержав и, соответственно, двух систем.

Следовательно, идеологический компонент был и остается неотъемлемой составляющей внешней культурной политики США, причем идеология пронизывает американскую культурную политику почти во всех ее проявлениях. Потребность Америки в мощном арсенале для ведения идеологической атаки (контратаки) во времена “холодной войны” дала мощный импульс развитию и укреплению внешнего культурного фактора политики американского правительства, т.е. фактически явилась отправной точкой развития внешней культурной политики Соединенных Штатов на официальном уровне. В данном случае уместно еще раз упомянуть о таком понятии как “публичная дипломатия”, которое стало составным компонентом термина “американская внешняя культурная политика”, т.к. правительство США в обстановке свойственной тому историческому периоду возвело культурно-идеологическую пропаганду за рубежом в ранг эффективной государственной политики, что великолепно прослеживается на примере деятельности ЮСИА и во многом благодаря чему, по мнению самих американцев, ими была одержана победа в “холодной войне”.

Процесс распространения американской культуры и американского культурного влияния в мире с 1960-х гг. стал вызывать обеспокоенность как среди представителей научных кругов США, так и в американском обществе в целом. Дело в том, что примерно с 1945 г. до этого периода центральным элементом дискуссии по вопросу о распространении американской культуры были политические мотивы, в основе которых лежал подход к внешней культурной политике как к оружию способному уничтожить радикальные политические режимы идеологии (прежде всего коммунизм) и распространить демократические ценности во всем мире. Затем в 60-х гг. в вышеуказанных кругах возникает озабоченность процессом распространения и восприятия американских культурных ценностей за рубежом, что под влиянием целого ряда внутренних социальных факторов, например, разочарования в международной политике США, протеста против войны во Вьетнаме и стремления американских властей обеспечить свое военное присутствие и влияние в самых разных уголках планеты и др., вырастет в довольно устойчивую тенденцию неприязни части общества самих Штатов к американской культуре, ее ценностям и их тотальному экспорту. В результате на этой почве возникает научная дискуссия о культурном империализме, которая остается вполне актуальной и по сей день.

Американский “культурный империализм”, таким образом, был и остается популярной и достаточно актуальной в научном мире концепцией. Она представила культуру в качестве переменной величины при изучении международных отношений и внешней политики США, внеся значимый вклад в развитие этой науки и в формирование представления о культуре как о значимом инструменте внешнеполитической стратегии государства.

Экспорт политической культуры также составляет одну из задач культурной политики США. Но для начала необходимо разобраться в значении и роли политической культуры в обществе.

Политическую культуру можно определить как совокупность исторически сложившихся, относительно устоявшихся и типичных для какой-либо общности или индивидов ориентаций и моделей поведения в отношении политической системы, а также типичных моделей функционирования институтов, составляющих эту систему.

Политическую культуру общества следует рассматривать как органическую часть более широкой общенациональной культуры. Ее специфика детерминирована особенностями исторического опыта и национального характера народа, комплексом социально-политических и экономических факторов, особенностями геополитического положения страны, природными факторами. В качестве ее составных элементов выступают формировавшиеся в течение многих поколений политические традиции, идеи, концепции, действующие нормы политической практики.

Политическая культура характеризует конкретное общество (английское, немецкое, российское), поэтому, учитывая специфику национального характера, ментальность народа, можно говорить о самобытности политических культур разных стран. Так, основные черты политической культуры США включают в себя индивидуализм; расчет на собственные силы; представление о демократии как равенстве возможностей; понимание свободы как отсутствие внешнего принуждения, в том числе и от правительства; защиту идей свободы. Исследователи отмечают такой факт: американцы никогда не защищают землю - они борются за свободу. Идеи защиты свободы и избранности американского народа прослеживаются и во внешнеполитической доктрине США. Наоборот, в политической культуре России доминируют идея защиты земли и ее территориальной целостности, идеалы справедливости в обустройстве мира, поиск "правды". Как отмечал Н. Бердяев, русский человек "ищет правды, которую мыслит то религиозно, то морально, то социально, ищет спасения".

Значение политической культуры в политической системе общества определяется ее функциями, прежде всего ее способностью выступать фактором, интегрирующим общество. Общепринятые политико-культурные ценности, стандарты поведения и традиции объединяют людей в рамках единой политической системы, отличают одно общество от другого. На базе политической культуры формируется осознание индивидами гражданской идентичности - осознание себя гражданами единого государства.

“Государственные деятели, стремящиеся сформировать политическую демократию, часто концентрируют свои усилия на создании формального набора демократических правительственных институтов и написании конституции. Они также могут сосредоточить усилия на формировании политической партии, призванной стимулировать участие масс. Но развитие стабильного и эффективного демократического правления зависит от чего-то большего, нежели правительственные структуры и политический процесс. Оно зависит. от политической культуры. Если эта культура не способна поддержать демократическую систему, шансы последней на успех невелики”. Так писали в своей известной книге “Гражданская культура” американские политологи Г.Алмонд и С.Верба, внесшие весомый вклад в исследование этого явления. Вопрос, как видим, поставлен жестко: хотите построить в своей стране демократическое общество – постарайтесь создать адекватную ей политическую культуру. А иначе не поможет никакая конституция, никакие политические и административные институты.

Американская элита, как мы видим, восприняла тезис своих политологов и активно пытается навязать свою политическую культуру остальному миру, прикрываясь демократическими ценностями. Как самое сильное государство в мире, Соединенные Штаты Америки взяли на себя не только функцию всемирного гаранта свободы и демократии, но и миссию распространения и внедрения американских ценностей в любой точке Земного шара.

· формирование из местных, придерживающихся либеральных ценностей и прозападных взглядов лиц неправительственных организаций (НПО) — правозащитных, пацифистских, молодежных, студенческих;

· создание либеральных и прозападных СМИ (прессы, радио, телеканалов, вебсайтов);

· создание психологической атмосферы внутри страны, парализующей способность сторонников существующей власти к сопротивлению;

Вернемся к законопроекту от 3 марта 2005 года. Как и положено документу такого рода он начинается с обширной Преамбулы, которая включает в себя:

· идеологическую часть, где цитируется Всеобщая декларация прав человека, приводятся ссылки на речи нынешнего президента США Дж. Буша, утверждается тождество американских и универсальных (общечеловеческих) ценностей;

· В нарушение фундаментальных основ международного права и межгосударственных отношений Соединенные Штаты Америки отрицают суверенное право членов Организации Объединенных Наций — устанавливать свою форму государственности и свое правительство.

Другой вопрос, смогут ли США на путях гегемонизма избежать традиционной участи других империй - такого расширения сфер своих обязательств, которое на определенном этапе может подорвать экономическое и политическое здоровье страны. Справится ли Америка с тратами на поддержание все новых протекторатов, не пострадают ли ее демократические институты и ценности, найдет ли роль мирового гегемона устойчивую поддержку самого американского народа (который, как показывают опросы, предпочитает делить мировую ответственность и сопутствующие ей издержки с другими странами)?

Итак, контуры новой внешнеполитической стратегии США уже обозначились, но процесс ее формирования продолжается. И окончательный выбор будет определяться разнонаправленными силами, как в самой Америке, так и в остальном мире.

1. Филимонов Г. Ю. Внешняя культурная политика США как компонент "мягкой силы": диссертация кандидата политических наук : 23.00.04 Москва, 200

2. Торкунов А.В. Внешнеполитическая стратегия США после холодной войны.

3. Цветкова Н.А. Дискурс культурного империализма.

4. Общая и прикладная политология: Учебное пособие под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.

6. Дука А.В. Политическая культура – поиски теоретических оснований.

7. Кременюк В.А. США и окружающий мир: уравнение со многим неизвестными // США-Канада: экономика, политика, культура. - 1999 №1.

8. Уткин А.И. Стратегия США для XXI века // США-Канада: экономика, политика, культура. - 1999. - № 7.

Читайте также: