Поэты блокадного ленинграда доклад

Обновлено: 17.05.2024

Под непрестанными бомбежками ленинградцы пытались сберечь красоту города. Статуи и памятники закапывали в землю, но памятники великим полководцам Барклаю-де-Толли и Кутузову у Казанского собора, а также памятник Суворову на Марсовом поле простояли всю блокаду. Полководцы как бы провожали войска на битву. Главный символ Ленинграда Медный всадник вначале хотели эвакуировать, но, видимо, вспомнив старинное предание о войне 1812 года, когда его тоже хотели вывезти из столицы, оставили на месте и только обложили мешками с землей, которые защищали скульптуру от повреждений.

Когда началась война, было принято решение об эвакуации коллекции Эрмитажа и других музеев. Подготовка к перемещению бесценных сокровищ началась еще в 1938 году. Почти полтора миллиона экспонатов вывезли в Свердловск, ныне Екатеринбург. С этим переездом связано мистическое совпадение. Дело в том, что ящики для экспонатов собирали в Сампсониевском соборе, том самом, где основательница Эрмитажа Екатерина II венчалась с князем Потемкиным. А эвакуировали экспонаты в Дом Ипатьева, место расстрела последнего из владельцев Эрмитажа Николая II.

Но не всегда экспонаты удавалось спасти. Удивительная история произошла с церковными ценностями города Тихвина, сыгравшего важнейшую роль в обороне Ленинграда. Гитлер принял решение создать второе кольцо блокады, для этого немецким войскам необходимо было соединиться с финнами, которые в сентябре 1941 года форсировали реку Свирь. В ночь на 8 ноября 1941-го немецкие части взяли Тихвин, перерезав единственную железную дорогу, по которой подвозились оружие и продовольствие для осажденного Ленинграда.

До революции Тихвин называли православным Ватиканом, так как там было очень много священнослужителей, храмов и монастырей. После революции в Тихвине организовали краеведческий музей, куда свозили церковную утварь со всего северо-запада страны с тем, чтобы на базе Тихвинского историко-культурного музея сделать музей церковного быта. Наиболее ценные предметы – золотые оклады, камни прочее – отправляли в Алмазный фонд.

В Тихвине говорят, что сокровища укрыла чудотворная икона Тихвинской богоматери, по преданию написанная самим евангелистом Лукой. Сокровища так и остались закопаны где-то в лесах, а вот в блокадном Ленинграде при эвакуации почти двух миллионов бесценных экспонатов из Эрмитажа пропала только одна картина, что обнаружилось только после возвращения коллекции из Свердловска.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Материал к уроку литературы в 9 классе

Блокадный Ленинград в русской поэзии

Блокада Ленинграда ( 8 сентября 1941 — 27 января 1944) - трагический период истории города на Неве , когда только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации.

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти. И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

Достижения советской поэзии военных лет не были неожиданными, они коренились в культуре советского народа. Стихи Маяковского, Есенина, Тихонова, Багрицкого, Светлова не раз оживали в воспоминаниях, в лирической исповеди бойцов Великой Отечественной войны. Лучшие традиции советской поэзии предшествующих лет продолжали поэты-фронтовики. Перо было приравнено к штыку, поэты с такой активностью встали в строй защитников Родины, какой не бывало во всей истории нашей страны, богатой патриотическими традициями.

Теснейшая связь с народом, активность, патриотизм и гуманистическая направленность отличали советскую поэзию и до войны. В испытаниях 1941—1945 годов эти ее особенности приобрели воинствующий характер. Поэзия вступила в новый, высший этап. О чем бы ни писали поэты, за каждым их словом, образом неотступно стояла дума о Родине.

Блокада Ленинграда никого не оставила равнодушным ни стариков ни детей. Одну из главных ролей поддержания духа людей блокадного Ленинграда играла русская поэзия. Поэты писали стихи, посвященные блокаде, людям, чьи жизни были отданы за жизнь других, тех, чья кровь остановила натиск фашизма.

Поэзия, посвященная блокаде, неоднозначна. В ней можно выделить целую плеяду поэтов, переживших блокаду, прочувствовавших всю тяжесть военных лет на себе. И, тем не менее, многие из поэтов стали глашатаями, голосом голодного города. Неоценима и роль поэтов, не присутствующих в осажденном городе, но не сумевших молчать, потому что горе, перенесенное людьми, оставило огромный след в их душе. И эти стихи наполнены болью утраты, сопереживанием и глубокой скорби.

Вот только небольшой список тех, кто написал о городе, пережившем столько страшных дней и ночей: Ольга Берггольц, Анна Ахматова, Всеволод Азаров, Эдуард Асадов, Петр Богданов, Николай Браун, Елена Вечтомова, Александр Гитович, Михаил Годенко, Муса Джалиль, Джамбул, Михаил Дудин, Вера Инбер, Юрий Инге, Полина Каганова, Бронислав Кежун, Иосиф Колтунов, Алексей Лебедев, Владимир Лифшиц, Борис Лихарев, Сергей Наровчатов, Варвара Наумова,Евгений Нежинцев, Николай Новоселов, Петр Ойфа, Александр Прокофьев, Александр Решетов, Всеволод Рождественский, Елена Рывина, Виссарион Саянов, Георгий Суворов, Николай Тихонов, Михаил Троицкий, Иван Федоров, Леонид Хаустов, Анатолий Чивилихин, Вадим Шефнер, Павел Шубин, Иван Демьянов, Самуил Маршак, Давид Самойлов, Виктор Блинов, Павел Голосов.

Несомненно, что их стихотворения повествуют о мужестве и отваге ленинградцев и их спасителей, вселяющих надежды в сердца каждого ленинградца. Стихотворения в наше время внушают гордость за тех, кто пал, и за тех, кто выжил, гордость за стремление людей жить, гордость за нашу страну, гордость за победу над фашизмом.

Ольга Федоровна Берггольц

Русская писательница, поэтесса. В годы блокады 1941-1943 Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер, и Ольга Федоровна осталась в городе. Имея возможность эвакуироваться, Ольга Федоровна сознательно осталась в Ленинграде.

Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось "это мило, славно, приятно - не больше", Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда."

Николай Семенович Тихонов

Вера Михайловна Инбер

(1890-1972), русская поэтесса. Родилась 28 июня (10 июля) 1890 года в Одессе. Ленинградской теме посвящены и написанные в годы войны книги "Душа Ленинграда", "О ленинградских детях", "О Ленинграде". Ее называли душой Ленинграда.

Анна Ахматова

Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой.

Ахматова застала в Ленинграде первые недели блокады с голодом, бомбежками и обстрелами. "И этот скорбный образ родного города, обреченного на неслыханные муки, навсегда слился для меня с мыслью о войне как о величайшем бедствии, которое может постичь человечество", - записала она много позже.

Переживая вместе со всеми лишения и ужасы блокады, Ахматова больше всего откликалась на страдания детей, а детьми были и малыши, и уходившие на фронт старшеклассники.

Александр Прокофьев

Александр Андреевич родился в 1900 году в семье крестьянина — рыбака и землепашца. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов А.А. Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта, автор боевых агитационных стихов, частушек, песен, лозунгов, стихотворных фельетонов. Он работает в армейской печати, выступает перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов.

Сколько лет прошло после победы советского народа от фашизма, но те кровавые минуты постоянно всплывают в памяти. Читая стихи поэтов, переживших блокаду, и поэтов, которые не остались равнодушными к тем временам, понимаешь, что еще долго мы будем помнить погибших на той и войне и писавших о ней.

Творчество в блокадном Ленинграде


Было ли творчество в блокадном Ленинграде?

Умирающий блокадный Ленинград. О какой духовной жизни, казалось бы, могла идти речь в те тяжёлые времена!

Творчество в блокадном Ленинграде

Однако, вопреки всем законам мироздания, город жил и более того, создавал шедевры, которые до сих пор пользуются популярностью во всём мире, вызывая уважение и восхищение потомков.

Продолжали работать музеи, театры, филармония. Художники писали картины, поэты и писатели создавали свои произведения, пронизанные болью утрат и ненавистью к вражеской армаде, стиснувшей город своими железными клещами.

Именно нашему Великому городу и посвятил Дмитрий Шостакович свою знаменитую Седьмую Симфонию, которую позже стали звать Ленинградской.

Но, блокада – это не только голодная смерть. Мы знаем от своих родителей, бабушек и дедушек, что до страшного голода были бесконечные артобстрелы и бомбёжки. Вот, как, со слов поэтессы, и писательницы В. Инбер, реагировала на них ленинградская пресса.

Из этой краткой выдержки видно, что полностью окруженный, обороняющийся от врага город, у которого 2 фронта (Северный-финский и Южный-немецкий) не сдается, а наоборот, создает новые произведения искусства — пишет музыку.

А вот, какую силу духа проявляла ленинградская творческая элита в тот период блокадной жизни, когда хлебная норма уже стремительно падала, как падала и температура на градусниках у них в квартирах, стремясь сравняться с уличной.

Откуда у этих железных людей такая воля к жизни и к активной работе. И, это композиторы.

Но были еще и актеры, которые, валясь с ног от голода, выходили на сцену играть. Наверное, желание выполнить долг актера перед блокадными зрителями, поддержать их тем, чем только было можно в тот момент – духовной пищей — и придавало сил им самим. Спектакли в театрах не прекращались.

Я прошу обратить Ваше внимание на эту дату – блокада даже еще не прорвана! Это случится ровно через месяц…

Творчество в блокадном Ленинграде

Творчество в блокадном Ленинграде

Искусство у неверующих ленинградцев выполняло функцию отправления некоего религиозного культа, который всё-таки остался где-то на генном уровне русского человека.

Библиотеки же, музеи и концертные залы стали храмами этой Веры, а поэты, композиторы, актеры и художники превратились в её Апостолов. Их искусству и молился наш народ-атеист.

Нельзя не сказать отдельно о художниках Ленинграда.

Более ста известных художников погибли во время бесконечных бомбёжек, артобстрелов , голодных дней и ночей в блокадном Ленинграде. Их имена высечены на плите, которую можно увидеть в Доме ленинградского Союза художников на ул. Герцена д. 38 (ныне на Большой Морской улице Санкт-Петербурга).

В начале блокады руководство осажденного города приняло решение эвакуировать больных, слабых и престарелых работников искусства, у которых в таких условиях шансов выжить практически не оставалось. Но, оставшиеся художники, приняли решение силой искусства прославлять свой героический многострадальный город.

Творчество в блокадном Ленинграде

И, чтобы подбадривать, укреплять и помогать друг другу, они стали работать и жить в этом самом доме №38 по ул. Герцена.

Творчество в блокадном Ленинграде

Там же устраивались выставки, посвященные блокаде с её боевыми и трудовыми буднями. О выставках сообщалось в газетах и по радио. И не напрасно! Из газетных заметок тех времён, выяснилось, что даже в самые тяжёлые дни на эти выставки никогда не приходило меньше 15 человек, что считалось полным аншлагом. По воспоминаниям очевидцев, посетители перемещались по выставочному залу между застеленными кроватями авторов картин и печками-буржуйками, которые согревали мастерам их коченеющие пальцы.

Но, в блокадном Ленинграде были не только картины. Ленинградские художники писали агитационные, предупреждающие, разъясняющие и карикатурные плакаты, которые вдохновляли горожан на жизнь и на новые трудовые подвиги. Когда вдруг среди развалин домов, вмерзших намертво в лёд троллейбусов и безжизненно повисших проводов, вдруг появлялся свеженький, еще пахнущий типографской краской подобный плакат, люди отчетливо понимали – город жив.

А когда коричневую нечисть отогнали от города, стали появляться плакаты, призывающие ленинградцев быстрее браться за восстановление разрушенных домов, заводов и фабрик, чтобы снова сделать жизнь нашу счастливой и надёжной.

Ленинградец знал, что его художник, поэт, артист, композитор и любой другой представитель, воспитанной Красными вождями, поистине народной интеллигенции был, есть и навсегда останется со своим народом!

Петербургская поэзия войны

8 сентября 1941 года была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. 900 страшных дней испытаний массовым голодом, морозами, проблемами с отоплением и транспортом, бомбёжками, людскими страданиями и слабостями.

Каждый день в Ленинграде умирало больше 4000 человек. К концу войны основной частью жителей Ленинграда были женщины. Но даже в таких нечеловеческих условиях, культурная жизнь города не умирала — она вдохновляла и давала силы. Были открыты театры и кинотеатры, библиотеки, проходили джазовые концерты, исполнялась классическая музыка. Единственным источником новостей и информации для осаждённого города стало Ленинградское радио.


Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.

Стихи Берггольц пронизывали мотивы героизма, верности, всепобеждающей любви в условиях блокадной жизни. В эфир Ленинградского радио также выходили Всеволод Вишневский, Николай Тихонов, Дмитрий Шостакович и многие другие.

Неизвестная поэзия. Зинаида Шишова

Поэзия блокадного Ленинграда не просто писалась, она творилась, проживалась в промёрзших коммуналках и квартирах, госпиталях, на фронте. В стихах находили отклик невыраженные боль и страх, они стали своего рода рупором блокадной жизни.


Да, ты пытал нас мором и огнём,
Да, ты бомбил и разбомбил наш дом,
Но разве мы от этого бездомней?
Ты за снарядом посылал снаряд,
И это — двадцать месяцев подряд,

Но разве ты нас научил бояться?
Нет, мы спокойнее, чем год назад,
Запомни, этот город — Ленинград,
Запомни, эти люди — ленинградцы!


Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право — жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлёбку
Достоинство своё не продадим.


За милый мир, за всё, что будет в нём;
За город наш, испытанный огнём,
За право называться ленинградцем!

Большую часть стихов о войне Шишова ведёт в виде разговора с сыном, ушедшим на фронт. Её стихи — это ода любви к сыну, Ленинграду, вере в Победу, которая живёт на страницах наравне со смертью, разрушениями, болью и страданиями.

И, если надо убивать, убей,
И, если надо, проходи по трупам,
Но молодость, отмеренную скупо,
Ни запятнать, ни омрачить не смей!

Когда нам эта чаша суждена
И надлежит испить её такую, —
Не останавливаясь, не смакуя.
Пей, как мужчина, пей её до дна!


Блокада застала Крандиевскую-Толстую вместе с детьми в Ленинграде. Отказав оставившему семью Алексею Толстому в эвакуации, она пережила в осаждённом городе самые страшные дни, сохранив величество духа.

Ты пишешь письма, ты зовёшь,
Ты к жизни сытой просишь в гости.
Ты прав по-своему. Ну, что ж!
И я права в своём упорстве.

Мне это время по плечу, —
Не думай, что изнемогаю.
За битвой с песнею лечу
И в ногу с голодом шагаю.

И если надо выбирать
Судьбу, не обольщусь другою.
Утешусь гордою мечтою —
За этот город умирать!

Наталия Крандиевская-Толстая, 1941


Алексей Толстой и Наталия Крандиевская-Толстая

Цикл стихов Крандиевской-Толстой о блокаде — это пример высокой поэзии. Эмоциональная, живая, наполненная личной трагедией жизни автора, она ведёт за собой, в те страшные дни и ночи:

На крыше пост. Гашу фонарь.
О, эти разовые ночи!
Я белые любила встарь, —
Страшнее эти и короче.

В кольце пожаров расцвела
Их угрожающая алость.
В ней всё сгорит, сгорит дотла
Всё, что от прошлого осталось.

Блокада! Вот оно, проклятое кольцо,
Невы свободной тяжкое удушье,
И запах гари с берега, в лицо,
И облаков весенних равнодушье.

Нет! Мимо, мимо пролетай, апрель!
Ещё ты мне не сверстник, не попутчик.
Закалена и выстрадана цель,
Мне от неё не отвлекаться лучше!

Поэтическая душа Татьяны Гнедич


Всю блокаду Гнедич прожила в осаждённом Ленинграде.

Не люблю я тиканья часов —
Времени настойчивого стука:
В них десятки мёртвых голосов,
Памяти докучливая мука
И ночей блокадных лёд и мрак,
Тикавший бессонницей вот так…

Но слетались тени многих битв,
Тени заклинаний и молитв,
В беспокойной дружеской беседе
Устремляли взоры вдаль и ввысь,
Совещались, спорили, клялись —
О Победе! Только о Победе!

Татьяна Гнедич, 1973

Во время войны Гнедич, будучи выпускницей английского отделения филфака ЛГУ, была мобилизована и работала в Разведуправлении Балтфлота на связи с английскими и американскими союзниками.

Где облака бредут курчавою гурьбой,
Где ныне зелень трав и тишина святая,
Там, лязгая, рыча и хлипко оседая,
Большие танки шли на рукопашный бой.

Не видя ничего в дыму перед собой,
Под тяжестью колёс крича, хрустя, рыдая,
Там погибала жизнь — простая, молодая —
Раздавлена войны тяжелой молотьбой.

Поэзия Сергея Рудакова

Литературовед и поэт Сергей Рудаков в первые дни Великой Отечественной войны был призван служить в морскую пехоту на Ленинградском фронте. В ноябре 1941 года был тяжело ранен и контужен в бою под Невской Дубровкой, после чего был признан ограниченно годным к военной службе.

На улицах такая стынь.
Куда ни глянь — провозят санки.
На них печальные останки,
Зашиты в белизну простынь.

Скользит замёрзших мумий ряд.
Всё повторимо в этом мире:
Песков египетских обряд
Воскреснул в Северной Пальмире.


В пустующей квартире,
Где стульями топили,
Где копотью увешен потолок,
Где так недавно жили, —
Покуда им не вышел срок,
Заведены часы ходили.

В пустыне Ленинграда
Часы ещё идут кой-где.
Дуге пружин. Колёс ходьбе
При этом доверять не надо.
Бездействует слепой Харон,
И нет нормальных похорон.

За попытку оформить знакомому отсрочку от призыва поэт был арестован, а после трёхмесячного заключения в Бутырской тюрьме по собственной просьбе отправлен в штрафной батальон. Сергей Рудаков погиб 15 января 1944 года в бою под Могилёвом.

В те незапамятные дни
Стояли страшные морозы.
Времянок тщетные огни
Супы из клея и глюкозы
Подогревали для живых.
Гробов на мёртвых не хватало.
Чернь петербургская бросала
Без погребения родных.

Читайте также: