Организация исламского сотрудничества доклад

Обновлено: 18.05.2024

Еще одним направлением деятельности ОИС является ее взаимодействие с другими межправительственными организациями, среди которых особое место занимают ООН и ЛАГ. Так, например, генеральные секретари ООН и ОИС проводят регулярные встречи, налажена система консультация между старшими должностными лицами обеих организаций, регулярно действует общее совещание организаций и учреждений системы ООН и ОИС… Читать ещё >

  • право международных организаций. региональные
  • межрегиональные
  • субрегиональные межправительственные организации

Организация исламского сотрудничества ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Организация исламского сотрудничества (сокр. ОИС; англ. — Organisation of Islamic Cooperation, OIC; араб. — jj 'Jo-J'fs?!) —.

специфическая межправительственная организация, объединяющая государства по религиозному признаку, до 2011 г. носила название Организации Исламская конференция (ОИК). Она является второй после ООН по численному составу — в нее входит 57 государств, в том числе шесть государств СНГ (Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан). В качестве наблюдателей в ОИС представлены Босния и Герцеговина, Россия (с 2005 г.), Таиланд, (не признаваемая всеми) Турецкая республика Северного Кипра и Центральноафриканская Республика, а также ряд организаций и межгосударственных объединений, таких как: ООН, Движение неприсоединения, ЛАГ, АС, Организация экономического сотрудничества, Парламентский союз государств — членов ОИС и Национальный фронт освобождения Моро.

Штаб-квартира ОИС находится в Джидде, Саудовская Аравия.

Во второй половине XX в. возросшие экономические возможности и политические интересы арабских государств на фоне арабо-израильского противостояния привели к выдвижению Египтом идеи создания международной организации исламских государств [3] . При этом антифеодальная антиимпериалистическая направленность преобразований в ряде государств зоны распространения ислама начала представлять угрозу монархическим режимам региона [4] , что привело к значительной активизации внешнеполитической деятельности этого государства, стремившегося занять лидирующие позиции в мусульманском мире. База для исламской интеграции существовала и в Юго-Восточной Азии.

Таким образом, в конце 1960;х — начале 1970;х гг. сложились необходимые предпосылки для нового этапа интеграции исламского мира. Фактор Израиля, Палестины и оккупации священных мест Ислама стал катализатором объединения [5] . Толчком для оформления интеграции явился теракт 21 августа 1969 г., когда в оккупированном израильской армией Иерусалиме была подожжена мечеть Аль-Акса [6] , считающаяся третьей по значимости святыней ислама.

Вторая Конференция министров иностранных дел состоялась в Карачи в 1970 г. На ней были согласованы принципы и цели будущей организации в форме, устроившей всех участников.

В ходе Третьей Конференции министров иностранных дел в Джидде основным вопросом было принятие разработанного на подготовительной конференции учредительного акта организации. При этом, несмотря на минимально возможное количество статей в проекте — 14 — и их общий характер, обсуждение было напряженным, например, положение ст. 12, предусматривавшей в первоначальном варианте, что учредительный акт Организации не должен содержать положений, противоречащих Уставу ООН, было исключено из окончательной редакции. В ходе Третьей Конференции министров иностранных дел были приняты решения об учреждении Исламского банка развития, Исламского агентства новостей, Исламских культурных центров в немусульманских странах. Штаб-квартирой Организации вплоть до освобождения Иерусалима была избрана Джидда. Благодаря помощи Саудовской Аравии и других арабских монархий Персидского залива, количество участников встреч Организации стало расти [10] .

Устав ОИК, ратифицированный необходимым числом государствчленов к концу 1972 г., провозгласил основной целью укрепление солидарности между государствами-участниками, развитие сотрудничества в различных сферах на основе приверженности Уставу ООН и принципу соблюдения прав человека. Он просуществовал с некоторыми изменениями вплоть до марта 2008 г., когда на саммите в Дакаре был принят новый Устав, в котором расширилась компетенция организации, в том числе в деле мирного разрешения конфликтов.

Если первый Устав ОИК состоял из 14 статей, то ныне действующий основной документ ОИС насчитывает 39 статей. Преамбула, ст. 1, 2, а также 26—28 Устава закрепляют цели и принципы Организации. Статьи 3, 4 определяют положения, связанные с членством в Организации и статусом наблюдателя. Статьи 5—25 закрепляют статус и полномочия различных органов Организации. Статьи 29—31 фиксируют порядок финансирования и бюджета Организации. Статьи 32, 33 посвящены регламентам деятельности и процедуре голосования в Организации. Статья 34 определяет привилегии и иммунитеты ОИК и ее представителей. Статья 35 устанавливает порядок выхода из Организации. Статья 36 закрепляет порядок внесения изменений в Устав. Статья 37 говорит об интерпретации и порядке имплементации положений Устава государствами — членами ОИС. Статья 38 закрепляет арабский, английский и французский в качестве официальных языков Организации. Статья 39 устанавливает порядок ратификации Устава и вступления его в силу.

Членству в ОИС посвящены ст. 3 и 4 Устава. Государство-кандидат на вступление в организацию должен являться членом ООН, иметь мусульманское большинство населения и соблюдать Устав ОИС. Решение по ходатайству государства принимается Советом министров иностранных дел на основе консенсуса и в соответствии с согласованными критериями, принятыми Советом министров иностранных дел. Решение о предоставлении статуса наблюдателя (государству или организации) следует той же процедуре. В связи с этим весьма умеренной является позиция, например, по вопросу международной правосубъектности самопровозглашенного косовского государства.

ОИС формирует бюджет из взносов государств-членов пропорционально национальным доходам последних, может учреждать и специальные фонды (ст. 29 Устава).

Внимания заслуживает процедура принятия решений, описанная в гл. XVII Устава ОИС. Кворум для встреч равен 2/3 государств-участников, а решения принимаются консенсусом, что является общим правилом (ч. 2 ст. 33). Если консенсус не может быть достигнут, то решение принимается 2/3 голосов от числа присутствующих и участвующих в голосовании, если иное не предусмотрено в Уставе.

Принципы сотрудничества для достижения обозначенных целей сформулированы в восьми пунктах ст. 2 Устава, где п. 1 подтверждает приверженность принципам Устава ООН в целом, п. 2—6 конкретизируют некоторые из них (суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, дела, по существу входящие во внутреннюю юрисдикцию государств, и т. д. ). Пункт 7 закрепляет приверженность развитию благого управления, демократии, прав человека и основных свобод и верховенства права на национальном и международном уровне, а п. 8 закрепляет намерение защищать и сохранять окружающую среду.

Организационная структура ОИС является сложной и разветвленной, ей посвящена гл. III Устава и ряд специальных международных договоров. Статья 5 Устава ОИС предусматривает, что органами Организации будут являться следующие: Исламский саммит, Совет министров иностранных дел, постоянные комитеты, Исполнительный комитет, Международный исламский суд, Независимая постоянная комиссия по правам человека, Комитет постоянных представителей, Генеральный секретариат, вспомогательные органы, специализированные учреждения и аффилированные учреждения.

К основным направлениям сотрудничества государств в рамках ОИС следует отнести вопросы мира и безопасности (с особым значением ближневосточной проблемы), прав человека, экономики и др. Кроме этого, можно говорить о развитии линии взаимодействия с различными международными организациями.

Относительно обеспечения мира и усиления безопасности ОИС на современном этапе действует в нескольких тематических областях: урегулировании ближневосточного кризиса, борьбе с международным терроризмом, рассмотрении ситуации и оказании помощи и поддержки конкретным странам, в том числе: Афганистану, Боснии и Герцоговине, Ираку, Сирии, Сомали, Сьерра-Леоне [11] . Данная организация в той или иной форме принимала или пыталась принять участие в разрешении таких серьезных конфликтов, как индо-пакистанский, косовский, а также конфликты в Афганистане [12] .

Ситуация на Ближнем Востоке рассматривается как центральная для работы Организации исламского сотрудничества. Проблема Палестины обозначается как общая проблема для всех, кто верит в права человека и его право самостоятельно и добровольно определять свою судьбу. Полное восстановление национальных прав палестинцев на территории их страны, для государств — участников ОИК, является основным и фундаментальным условием разрешения проблемы на Ближнем Востоке и установления там прочного мира на основе справедливости. Действия, направленные просто на поддержание мира, но не углубляющиеся в корни вопроса, не могут рассматриваться, с позиции государств-членов, как способ полного вывода израильских войск с оккупированных арабских территорий и полного восстановления прав палестинского народа. Ближневосточная проблема рассматривается также в широком международно-правовом контексте как проблема противодействия агрессии и силовому захвату территории [13] .

В направлении противодействия международному терроризму можно отметить постоянную работу ОИС над разграничением и размежеванием международного терроризма и ислама. Это принципиальная позиция организации. ОИС всегда осуждает террористические акты, где бы они ни имели место и кто бы ни был их жертвами и исполнителями. В рамках ОИС была разработана и принята Конвенция по борьбе с международным терроризмом 1999 г. [14] , соответствующие декларации, Кодекс поведения стран — членов ОИС в борьбе с международным терроризмом 1994 г. действует Комитет [15] .

Конвенция по борьбе с международным терроризмом 1999 г. была принята на 26-й сессии Исламской конференции министров иностранных дел в Буркина-Фасо [16] . В ст. 42 она определяет понятие терроризма, сферы и процедуры сотрудничества государств по борьбе с этим преступлением.

Как отмечают исследователи [17] , для того чтобы стать эффективным средством борьбы с международным терроризмом, Конвенция 1999 г. должна быть пересмотрена. В частности, в переработке нуждаются определения терроризма, которые должны быть преобразованы в одно и более четко соотнесены с делением преступлений на политические и неполитические [18] . Терроризм должен быть объявлен преступлением по праву государств-участников Конвенции. Кроме этого, должны быть прописаны принципы установления юрисдикции государств.

В сфере прав человека происходит весьма важное движение в направлении универсальных прав и свобод человека в их соединении с ценностями ислама [19] . Помимо правозащитных аспектов Устава ОИС, государства приняли целый ряд документов: Даккскую декларацию по правам человека в исламе 1983 г., Каирскую декларацию по правам человека в исламе 1990 г., Пакт о правах детей в исламе 2005 г. Созданы несколько органов правозащитной тематики: Независимая постоянная комиссия по правам человека (2011), Организация развития женщин (2013).

Отмечается расширяющаяся деятельность Исламской организации образования, науки и культуры (ИСЕСКО).

Еще одним направлением деятельности ОИС является ее взаимодействие с другими межправительственными организациями, среди которых особое место занимают ООН и ЛАГ. Так, например, генеральные секретари ООН и ОИС проводят регулярные встречи, налажена система консультация между старшими должностными лицами обеих организаций, регулярно действует общее совещание организаций и учреждений системы ООН и ОИС и ее вспомогательных органов и специализированных и ассоциированных учреждений. Эти совещания осуществляются в целях обзора и оценки уровня сотрудничества, в первую очередь в областях, связанных с международным миром и безопасностью. Со стороны ООН приветствуются усилия, которые предпринимались ОИС в координации с ООН в предупреждении конфликтов, укреплении доверия, поддержании мира, урегулировании конфликтов и постконфликтном восстановлении, включая конфликтные ситуации, затрагивающие мусульманские общины. Можно отметить также различные решения, принятые обеими сторонами, включая соглашение о продолжении сотрудничества в деле предотвращения и урегулирования конфликтов, поддержания мира и миростроительства, превентивной дипломатии, борьбы с международным терроризмом, борьбы с экстремизмом, противодействия религиозной нетерпимости, включая исламофобию, защиты и поощрения всех прав человека и основных свобод для всех, оказания гуманитарной помощи и повышения способности оказывать помощь в проведении выборов, и соглашение о совершенствовании механизма последующей деятельности. Тесное сотрудничество между этими двумя организациями было продемонстрировано в деле восстановления и развития в Афганистане, Сомали, Боснии и Герцеговине и Сьерра-Леоне [21] .

Необходимо коснуться и отношений между Российской Федерацией и Организацией исламского сотрудничества. В 2003 г. на саммите глав государств ОИК в Малайзии В. В. Путин заявил о желании России присоединиться к работе ОИК [22] . В ходе 32-й сессии министров иностранных дел государств — членов ОИК (2005) было единодушно принято решение о приеме Российской Федерации в организацию в качестве наблюдателя [23] , что вступило в силу 30 июня 2005 г. В 2013 г. было подписано Рамочное соглашение о сотрудничестве между МИД России и Генеральным секретариатом ОИС. Российские приоритеты сотрудничества с ОИС лежат в сфере мира и безопасности, экономики, прав человека и имеют долгосрочно-стратегический характер, хотя некоторые отмечают наличие у Российской Федерации и других, более эффективных и действенных механизмов взаимодействия и рычагов влияния в государствах — членах ОИС [24] .

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на широту спектра вопросов, которые стоят на повестке дня Организации исламского сотрудничества, эффективность работы ОИС едва ли является высокой, главным образом, из-за разнородности политических интересов государств-членов.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Организация исламского сотрудничества. Презентация на заданную тему содержит 23 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Организация исламского сотрудничества (англ. Organisation of Islamic Cooperation (OIC), араб. منظمة التعاون الاسلامي‎) — международная организация исламских стран (до 2011 года называлась — Организация Исламская конференция (ОИК).

История Была основана 25 сентября 1969 года на конференции глав мусульманских государств в Рабате с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и поддержки Организации освобождения Палестины. Статус наблюдателей имеют: Босния и Герцеговина, Центрально-Африканская Республика, Российская Федерация а также Национально-освободительный фронт Филиппин Моро и ряд организаций (ООН, Движение неприсоединения и др). Штаб-квартира организации находится в Джидде (Саудовская Аравия).

Организация исламского сотрудничества является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной мусульманской международной организацией

В настоящее время объединяет 57 стран с населением около 1,5 млрд человек. Первоначально в её состав входили 25 государств Азии и Африки и Организация освобождения Палестины. Цели создания ОИК: сотрудничество между мусульманскими государствами, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц.

Руководящие органы ОИС: встреча королей, глав государств и правительств (саммит), конференция министров иностранных дел, генеральный секретариат и вспомогательные органы (Статья 3 Устава ОИК). Встреча королей, глав государств и правительств (саммит) определяет общую политику мусульманских государств. Подобные встречи проводятся раз в три года.

Конференция министров иностранных дел проводится ежегодно. При необходимости созываются внеочередные конференции. Генеральный секретариат является исполнительным органом ОИК. Главой секретариата является Генеральный секретарь, который избирается конференцией Министров иностранных дел на четырёхлетний срок. Полномочия Генерального секретаря могут быть продлены только один раз. У генерального секретаря четыре заместителя: по политическим вопросам, по науке и технологиям, по экономическим вопросам, по социальным, культурным и информационным вопросам.

Структура При Оис действует ряд самостоятельных организаций, созданных по решениям её конференций и деятельность которых координируется Генеральным секретариатом: Исламский банк развития Исламское агентство новостей Организация радиовещательной и телевизионной службы исламских государств Исламская комиссия по экономическим и культурным вопросам Исламский центр по профессионально-техническому обучению и исследованиям Исламский фонд научно-технического развития Центр по исследованию исламского искусства и культуры Фонд Иерусалима, Комитет по Иерусалиму Исламская торгово-промышленная палата Организация исламских столиц Центр по статистическим, экономическим и социальным исследованиям Комитет исламской солидарности с мусульманскими африканскими странами зоны Сахеля Исламская ассоциация судовладельцев Исламский центр развития торговли Исламский фонд развития Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры В перспективе ведется создание Исламского международного суда

Генеральный секретариат был учрежден Первой исламской конференцией министров иностранных дел, состоявшейся в Джидде, Королевство Саудовская Аравия, в Мухарраме в феврале 1970 года. Генеральный секретариат состоит из Генерального секретаря, который является главным административным сотрудником Организации, и другого персонала, который необходим Организации. Генеральный секретарь: избирается Советом министров иностранных дел сроком на пять лет с возможностью продления только один раз. Генеральный секретарь избирается из числа граждан государств-членов в соответствии с принципами справедливого географического распределения, ротации и равных возможностей для всех государств-членов с должным учетом компетентности, добросовестности и опыта.

Генеральный секретарь принимает на себя следующие обязанности: Доводить до сведения компетентных органов Организации вопросы, которые, по его мнению, могут служить или препятствовать достижению целей Организации Следить за выполнением решений, резолюций и рекомендаций исламских встреч на высшем уровне, а также советов министров иностранных дел и других совещаний на уровне министров Предоставлять государствам-членам рабочие документы и меморандумы при выполнении решений, резолюций и рекомендаций исламских встреч на высшем уровне и советов министров иностранных дел Координировать и согласовывать работу соответствующих органов Организации Подготовить программу и бюджет Генерального секретариата Содействовать коммуникации между государствами-членами и содействовать консультациям и обмену мнениями, а также распространению информации, которая может иметь важное значение для государств-членов

Члены ОИС Постоянные члены на 2019 год: С 1969 (год основания организации): Иордания, Саудовская Аравия, Судан, Египет, Ливан, Кувейт, Ливия, Палестина, Йемен, Марокко, Алжир, Тунис, Мавритания, Мали, Чад, Сенегал, Гвинея, Нигер, Сомали, Турция, Иран, Пакистан, Афганистан, Малайзия, Индонезия. 1972 – присоединились ОАЭ, Бахрейн, Катар, Оман, Сеьрра-Леоне 1974 – Уганда, Бангладеш, Гамбия, Габон, Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо 1975 – Ирак 1976 — Коморские о-ва, Кот-д’Ивуар, Мальдивские о-ва 1978 – Джибути 1983 – Бенин 1984 -Бруней 1986 – Нигерия 1992 – Туркменистан, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан 1994 – Мозамбик, 1995 – Казахстан 1996 — Узбекистан и Суринам 1997 — Того 1998 — Гайана

Государства-наблюдатели: Босния и Герцеговина(с 1994 года), Центральноафриканская Республика( с 1996 года), Таиланд( с 1998 года), Российская федерация(с 2005 года), Турецкая Республика Северного Кипра( с 1979 года). Организации-наблюдатели: Национальный фронт освобождения Моро (с 1977 года), ООН (с 1976 года ), Движение неприсоединения (с 1977 года), Лига арабских государств (с 1975 года), Африканский союз (с 1977 года), Организация экономического сотрудничества (с 1995 года).

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев встретился с генеральным секретарем Организации исламского сотрудничества (ОИС) Ияд бин Амин Мадани, прибывшим в страну с официальным визитом Стороны обсудили приоритеты дальнейшей деятельности по обеспечению региональной безопасности и противодействию современным вызовам. Глава государства отметил, что Кыргызстан придает важное значение взаимодействию с ОИС.


Организация Исламского Сотрудничества
(ОИС, Организация Исламская конференция, ОИК, англ. Organisation of the Islamic Conference (OIC), араб. منظمة المؤتمر الإسلامي‎‎) — международная организация исламских стран.


Основана 25 сентября 1969 года на Конференции глав мусульманских государств в Рабате с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и поддержки Организации освобождения Палестины. Статус наблюдателей имеют Босния и Герцеговина, центрально-Африканская Республика, Российская Федерация, а также Национально-освободительный фронт Филиппин Моро и ряд организаций (ООН, Движение неприсоединения и др). Штаб-квартира организации находится в Джидде (Саудовская Аравия).


СИСТЕМА ОИК СОСТОИТ ИЗ:


Исламский саммит. Крупнейшая встреча, в которой приняли участие короли и главы государств и правительства государств-членов. Исламский саммит принимает политические решения и обеспечивает руководство по всем вопросам, касающимся реализации целей, предусмотренных Уставом, и рассмотреть другие вопросы, представляющие интерес для государств-членов и Уммы.


Исламская конференция министров иностранных дел. Он собирается один раз в год для рассмотрения доклад о ходе осуществления его решений, принятых в рамках политики определенными исламскими конференциями на высшем уровне.


Генеральный секретарь. Генеральный секретарь избирается Советом иностранных Министры сроком на пять лет с возможностью однократного продления. Генеральный секретарь избирается из числа гражданам государств-членов в соответствии с принципами справедливого географического распределение, ротация и равные возможности для всех государств-членов с должным учетом компетентность, добросовестность и опыт.


Постоянный секретариат. Это исполнительный орган организации, которому поручено с выполнением решений двух предыдущих органов и находится в Джидде, Саудовская Аравия. Нынешний генеральный секретарь этой международной организации Ияд Бин Амин Мадани из Мекки, Саудовская Аравия, с 31 января 2014 года.


Исламский технологический университет был создан ОИК в Бангладеш


Центр статистических, экономических и социальных исследований и подготовки исламских Страны, в Анкаре, Турция.


Исследовательский центр Исламской истории, искусства и культуры (IRCICA), расположенный в Стамбул, Турция.


Исламский технологический университет, расположенный в Дакке, Бангладеш.


Исламский Центр развития торговли, расположенный в Касабланке, Марокко.


Исламская Академия Фикха, расположенная в Джидде, Саудовская Аравия.


Исламская сеть Исламиат, расположенном в Эр-Рияде, Саудовская Аравия и Пакистан.


Исполнительное Бюро исламского Фонда солидарности и его Вакуфов, расположенных в Джидда, Саудовская Аравия.


Исламский университет в Нигере, расположенный в Сай, Нигер.


Исламский университет в Уганде, расположенный в Мбале, Уганда.


Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО), расположенная в Рабат, Марокко.


Радиовещательная Организация исламских государств (ИСБО) и Международная Исламская Организация Информационное агентство (IINA), расположенное в Джидде, Саудовская Аравия.


Исламская Торгово-промышленная палата (ИТПП), расположенная в Карачи, Пакистан.


Всемирный Исламский экономический форум (ВИЭФ), расположенный в Куала-Лумпуре, Малайзия.


Организации исламских столиц и городов (ОИСГ), расположенном в Джидде, Саудовская Аравия.


Спортивная Федерация исламских игр солидарности, расположенная в Эр-Рияде, Саудовская Аравия Аравия.


Исламский Комитет Международного Полумесяца (ICIC), расположенный в Бенгази, Ливия.


Исламская Ассоциация судовладельцев (ISA), расположенная в Джидде, Саудовская Аравия.


Всемирная Федерация международных арабо-исламских школ, расположенная в Джидде, Саудовская Аравия Аравия.


Международная ассоциация исламских банков (IAIB), расположенная в Джидде, Саудовская Аравия Аравия.


Молодежный форум исламской конференции для диалога и сотрудничества (ICYF-DC), расположенный в Стамбул, Турция.


Генеральный совет для исламских банков и финансовых учреждений (CIBAFI), расположенном в Манама, Бахрейн.


Институт стандартов и метрологии исламских стран (SMIIC), расположенном в Стамбул, Турция.

Контент журнала ориентирован на студентов, магистрантов, докторантов, соискателей, молодых специалистов, преподавателей и научных работников различных стран, занимающихся проблемами истории Казахстана и Центральной Азии, Евразийского пространства.

К.Н. МАКАШЕВА, д.и.н., проф., КазНУ им.Аль-Фараби, З. ШАЛКЕЕВА, докторант 2 курса факультета межотношений КазНУ им. Аль-Фараби.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

В современном мире международные организации играют вполне самостоятельную роль и воздействуют не только на государства, но и на современный мировой порядок в целом. Поэтому им принадлежит особая роль в решении общемировых проблем. Можно вполне рассматривать ислам как глобальный политический актор и Организацию Исламского Сотрудничества (ОИС, до 2011-го года Организация Исламская Конференция) как основной механизм современной мировой деятельности исламского мира. ОИС и ЕС активно сотрудничают по разным общим проблемам как: борьба с терроризмом, конфликты на Ближнем Востоке, включая арабо-израильский конфликт и конфликты в Сирии, развитие гуманитарной помощи и межкультурная толерантность. ОИС и ЕС рассматривают эти вопросы на совместно организованных форумах, симпозиумах, на заседаниях в рамках ООН. Ключевые слова: Организация Исламского Сотрудничества, Европейский Союз, сотрудничество.

Материалы и методы. Методологической основой исследования явились концептуальные положения институционального либерализма, которая утверждает, что международные организации могут расширять и помогать сотрудничеству между государствами. В исследовании использовались методы системного, сравнительного, статистического анализа, классификация, систематизация, обобщение, описание, а также критическая интерпретация фактов, явлений, процессов. Сочетание этих методов позволило автору всесторонне подойти к изучению вопросов сотрудничества двух организаций – ОИС и ЕС.

Источниковой базой исследования послужили нормативные документы международных организаций. При помощи методов контент-анализа и ивент-анализа были изучены Меморандум о Взаимопонимании (МОВ), Новый Устав ОИС, Десятилетняя Программа Действий ОИС, Глобальная Стратегия ЕС, а также проанализированы официальные заявления, сделанные Екмеледдином Ихсаноглы, бывшего Генерального Секретаря ОИС Постоянному Совету ОБСЕ и ЕС, цели официальных и неофициальных переговоров, выступлений, встреч, визитов между Екмеледдином Ихсаноглы с представителями ЕС.

Обзор литературы. Вопросы деятельности ОИК, имеющей определенный авторитет в международном миропорядке и международных отношениях, рассматриваются многими профессиональными политиками и исследователями. Среди отечественных исследователей оптимистичные взгляды на структуру Организации можно найти в статьях Шеряздановой К., Смагуловой Д. Они рассматривают ОИС как своего рода мини-ООН для исламского мира и считают, что нынешняя Организация Исламского Сотрудничества является современной, прогрессивной, c огромным неиспользованным потенциалом (Шерязданова, Смагулова, 2013) [7]. Многие работы казахстанских авторов таких как Лаумулин М.Т. (Лаумулин, 2011) [8], Жалилов З.Г (Жалилов, 2011) [9], Абуов А.П. (Абуов, 2011) [10], Сыздыкова А.А. и Mен Д.В.(Сыздыкова,Mен,2015) [11], Мажитов С.Ф. (Мажитов, 2011) [12], Акимбеков С.М. (Акимбеков, 2011) [13] посвящены председательству Казахстана в ОИС

Маджид Бозоргмехри пытается проанализировать подходы ЕС и ОИС к борьбе с международным терроризмом, сравнивая различия и сходства стратегий и механизмов. Автор описывает, что ОИС и ЕС очень чувствительно относятся к проблеме, обе подчеркивают необходимость соблюдения конвенций ООН по этому вопросу, и ожидают что государства-члены будут играть активную роль в борьбе с международным терроризмом (Bozorgmehri, 2012) [15].

Турецкие исследователи Мухиттин Атаман и АйшеНур Гёкчен, подчеркивая некоторые изменения и реформы, сделанные ОИС, описывают роль ОИС в международных отношениях в новую эпоху. Исследователи считают, что решение проблем мусульман являются не единственной целью организации, как это было до реформы, но ведущее место в повестке дня ОИС занимают глобальные проблемы (Ataman, Gokcen, 2014) [16].

Первая миссия EEAS (Европейская Служба Внешних Связей) состоялась в городе Джидда (Саудовская Аравия) в 2011 году после обмена письмами, а первые неофициальные переговоры состоялись в 2012 году в Брюсселе. Совместные заявления как ЕС-ОИС-ООН, открытие новой Миссии Постоянного Наблюдателя ОИС в Брюсселе и назначение полномочного посла являются успешными инициативами между ОИС и ЕС. В целях облегчения связи с институтами ЕС, Специальный представитель ЕС по правам человека г-н Ламбринидис пригласил Независимую Постоянную Комиссию по правам человека для ознакомительного визита в Брюссель и Страсбург в ноябре 2014 года. На сегодняшний день ОИС развивает контакты с институтами Европейского Союза. Она тесно сотрудничает с Европейским Парламентом и Европейской Службой Внешних Связей. Меморандум о Взаимопонимании (МОВ) был подписан между двумя организациями 27 сентября 2015 года. В 2016 году Адам Кулач был назначен представителем ЕС в ОИС [17].

В целях дальнейшего развития двусторонних отношений, ОИС и ЕС регулярно организуют различные мероприятия как совместные форумы, симпозиумы, встречи, заседания в рамках недели ГА ООН, где стороны обмениваются мнениями по проблемам которые требуют совместного решения. Конфликты на Ближнем Востоке (в особенности конфликты в Сирии), борьба с терроризмом, проблемы религиозных меньшинств, развитие гуманитарной помощи, межкультурная толерантность являются актуальными вопросами в сотрудничестве ОИС с ЕС.

Двусторонние сотрудничества ОИС с ЕС интенсивно развивались при Екмеледдин Ихсаноглы, бывшего Генерального Секретаря и реформатора ОИС, который прилагал огромное усилие в развитие отношений. В своем заявлении Постоянному Совету ОБСЕ в 2010 году он подчеркнул важность сотрудничества ОБСЕ с ОИС в предотвращении конфликтов и отметил что и ОБСЕ и ОИС стремятся сохранить мир и безопасность, также организации должны дальше расширять взаимодействие и консультаций [18].

При встрече, которая состоялась в 2008 году, Экмеледдин Ихсаноглу и Уполномоченная ЕС по Внешней Политике Мадам Бенита Ферреро-Вальднер обсудили пути развития политического сотрудничества и регулярных консультаций, сотрудничества в сфере реализации практических проектов в отношениях конфликтных зон. Мадам Ферреро-Вальднер со своей стороны подчеркнула роль Миссии Постоянного Наблюдателя ОИС как связующего звена между институтами ОИС и ЕС, в том числе между Европой и мусульманским миром. Во время этого визита бывший Генеральный Секретарь также встретился с Председателем Комитета по Внешним Отношениям Европейского Парламента г-ном Яцеком Сариушем-Вольским. Эти встречи стали первыми в истории контактами между Генеральным Секретарем ОИС и Европейским Парламентом. В ходе визита стороны обсудили будущее сотрудничество между Парламентом ЕС и Парламентским Союзом ОИС [19].

Миссия Постоянного Наблюдателя ОИС в ЕС. Открытие Миссии Постоянного Наблюдателя Организации Исламского Сотрудничества при Европейском Союзе можно назвать дипломатическим успехом Екмеледдина Ихсаноглы. Миссия является первым официальным представительством Организации Исламского Сотрудничества в Европе. Она была открыта в апреле 2012 года с целью укрепить сотрудничество между двумя организациями, вести совместную работу по ряду политических вопросов, включая борьбу с терроризмом, предотвращение конфликтов и постконфликтное миростроительство, борьбу с исламофобией и обеспечение культурного и информационного обмена между государствами-членами ОИС и ЕС, а также содействие межрелигиозному и межкультурному диалогу, правам человека и гуманитарной помощи [20]. Также новая Миссия ОИС будет поддерживать связь с Европейским Парламентом и Европейским Советом, в целях развития межконфессионального и межкультурного диалога. Бывший Генеральный Секретарь ОИС Екмеледдин Ихсаноглы подчеркнул, что через данную Миссию ОИС хочет развивать отношения с ЕС. Президент Баррозу в свою очередь выразил свое мнение о новой Миссии Постоянного Наблюдателя ОИС, отмечая, что открытие данной Миссии будет способствовать более регулярному диалогу и расширению сотрудничества.

Меморандум о Взаимопонимании (МОВ). Меморандум о Взаимопонимании (МОВ) является важным документом для ОИС и ЕС. В нем говорится о поддержке и укрепления сотрудничества и расширение диалога для достижения общих целей и задач в областях взаимопонимания. МОВ был подписан бывшим Генеральным Секретарем ОИС Иядом ибн Амином Мадани и Верховным представителем Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности Федерикой Могерини 27 сентября 2015 года, в Нью-Йорке.

Сотрудничество ОИС и ЕС и проблемы безопасности на Ближнем Востоке. Бывший Генеральный Секретарь ОИС Экмеледдин Ихсаноглу и бывший Председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэль Баррозу наряду с вопросами улучшения сотрудничества между двумя организациями и ролью Миссии Постоянного Наблюдателя ОИС в Брюсселе, рассмотрели проблемы безопасности на Ближнем Востоке во время встречи в 2013 году.

Во время встречи лидеры отметили что для предотвращения роста нестабильности на Ближнем Востоке, должны быть решены экономические и социальные потребности. Жозе Мануэль Баррозу подчеркнул что уважение демократии, верховенства закона и основных свобод, являются важными ключами к успеху демократических преобразований. Он отметил что только политические решения могут обеспечить демократическую Сирию [21].

Проблемы на Ближнем Востоке, в частности вопросы Палестины, Сирии, Йемена, Ливии, Афганистана, Мьянмы и Центрально Африканской Республики были рассмотрены во время встреч официальных лиц ОИС и ЕС, в Брюсселе в 2019 году.

Сотрудничество в сфере защиты прав человека. 26 марта 2019 года в Брюсселе в рамках Меморандума о Взаимопонимании (МОВ) проходила Третья Встреча официальных лиц ОИС и ЕС, где стороны обменялись мнениями по проблемам Ближнего Востока и обсудили о возможном сотрудничестве в областях культуры, поощрение терпимости, уважение прав человека, свободы религии и убеждений, расширение прав и возможностей женщин и гуманитарных вопросов. Обе стороны подчеркнули необходимость расширения политического сотрудничества на многосторонних форумах, в том числе и в ООН, отметили важность укрепления сотрудничества в гуманитарной области. Стороны согласились поручить своим представительствам в Брюсселе и Джидде чтобы они следили за выполнением действий и инициатив, согласованных в ходе встречи. Права человека, конфликты на Ближнем Востоке, Альянс цивилизаций и сотрудничество в рамках ООН, включая реформу ООН обсуждались на встрече ОИС и Тройки ЕС в 2007 году, в Нью-Йорке, в кулуарах ежегодных заседаний ГА ООН.

Сотрудничество в целях установлений гармоний между цивилизациями. Одним из важных событий в отношениях ОИС с ЕС является Совместный Форум, который проходил в городе Стамбул (Турецкая Республика) в 2002 году по инициативе Министра Иностранных Дел Турции. Так как Форум проходил после атаки 11 сентября, основными целями Форума были обмен оценками политической ситуации в измененном мире и содействие гармонии между цивилизациями. Стороны обсудили актуальные проблемы, как отсутствие взаимного знания и уважения среди цивилизации и их негативное влияние на стабильность в мире, роль общения и уважения мнение, взглядов и культуру друг друга, уважения между конфессиями, признания и толерантности к различиям, поиска общих черт которые влияли бы на построение прочных отношений и способствовали бы политическому и экономическому сотрудничеству.

Заключение. ОИС – реально действующая организация, международное сообщество постоянно изучает многие аспекты ее деятельности, определяя вес и значимость в международных процессах этой организации, имеющей многочисленных членов. Интерес к характерным особенностям функционирования ОИС проявляется постоянно, поскольку, как и любая друга общественная организация, она играет определенную роль в урегулировании международных проблем.

Сотрудничество между ОИС и ЕС можно считать взаимовыгодным, поскольку оно позволяет ЕС поднять деликатные вопросы как права христианских меньшинств в мусульманских странах, в то же время давая ОИС возможность защитить права мусульманских меньшинств в Европе. В этом контексте играет свою важную роль открытие Миссии Постоянного Наблюдателя ОИС в Европе.

Основными интересами ЕС в сотрудничестве с ОИС являются: содействие межкультурному диалогу и терпимости, борьба с религиозной ненавистью, защита прав христианских населений в мусульманских странах.

ОИС и ЕС поддерживают мирное урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке. Стабильность в регионе влияет на безопасность Европы, так как основными причинами миграционного движения из Ближнего Востока в Европу являются политическая и экономическая нестабильность. Миграционные потоки из Сирии продолжаются по сей день. Миллионы сирийцев перебрались через границу Турции и Греции. Все эти новые проблемы современного мира требуют от международных организации, как ЕС и ОИС, более тесного сотрудничества.

Для ОИС приоритетными направлениями взаимодействия с ЕС являются борьба с терроризмом, предотвращение конфликтов и постконфликтное миростроительство, обеспечение культурного и информационного обмена между государствами-членами ОИС и ЕС, а также содействие межрелигиозному и межкультурному диалогу, правам человека и гуманитарная помощь.

3. 38th Session of the Council of Foreign Ministers in Astana: A Historic Meeting during Historic Times,OIC Journal Issued by the Organization of Islamic Cooperation, Issue No.18, June –August 2011, p.11.

4. Ten- Year Program of Action, Makkah, Kingdom of Saudi Arabia.December,8, 2005

5. Statement of the Secretary General of the OIC Professor Ekmeleddin Ihsanoglu to the Permanent Council of the OSCE, May 6, 2010

6. Charter of the Organization of Islamic Cooperation, Chapter I, p. 3// Done at the city of Dakar (Republic of Senegal), March 14, 2008.

7.Шерьязданова К.,Смагулова Д. (2013) Интеграционные институты: от Организации Исламская конференция к Организации исламского сотрудничества // Статьи. ЕЭИ- No. 2 (19), 87 c.

8. Лаумулин M.T. (2011) Геополитические аспекты председательства РК в ОИК. Астана: КИСИ при Президенте РК, 43 c.

10. Абуов А.П. (2011) Опыт межконфессионального согласия в Казахстане. Астана: КИСИ при Президенте РК, 28 c.

12. Мажитов С.Ф. (2011) Миссия Казахстана в ОИК: новая встреча цивилизаций. Астана: КИСИ при Президенте РК, 65 c.

13. Акимбеков С.М. (2011) Перспективы ОИК в контексте событий на арабском Восток. Астана: КИСИ при Президенте РК, 22 c.

14..Zhdanov N.V. (1991) The Islamic Conception of World Order // Moscow, International Relations, p. 216

15. Bozorgmehri M. (2012) EU & OIC Positions on International Terrorism. A Comparative View on Definitions & Strategies//Political Studies of Islamic World Vol. 1, No.2, p. 85

16. Muhittin A., Gokcen A. (2014) Sembolism ve Aktivizm arasinda Islam Isbirligi Teskilati //Analiz, No. 76, p. 32

17. EEAS (European External Action Service), August 8, 2016

18. Statement of the Secretary General of the OIC Professor Ekmeleddin Ihsanoglu to the Permanent Council of the OSCE, May 6, 2010

21. President Barroso meets the Secretary General of the Organization of Islamic Cooperation (OIC), Mr Ekmeleddin Ihsanoglu, European Commission,Memo, Brussels, June 25, 2013

23. OIC-EU Joint Forum-Press Release, February 13, 2002

К.Н. МАКАШЕВА 1 , З. ШАЛКЕЕВА 2

1 Тарих ғылымдарының докторы, профессор. Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ, Қазақстан, Алматы.

Қазіргі әлемде халықаралық ұйымдар толығымен тәуелсіз рөл атқарады және тек мемлекеттерге ғана емес, сонымен қатар қазіргі әлемдік тәртіпкеде әсер етеді. Сондықтан олар жаһандық проблемаларды шешуде ерекше рөлге ие. Исламды жаһандық саяси қайраткер және Ислам Ынтымақтастығы Ұйымы (ИКҰ, 2011 жылға дейін, Ислам Конференциясы Ұйымы) ретінде ислам әлемінің қазіргі заманғы қызметінің негізгі тетігі ретінде қарастыруға болады. ИЫҰ мен ЕО түрлі жалпы мәселелерде белсенді жұмыс істейді: терроризммен күрес, Таяу Шығыстағы қақтығыстар, соның ішінде араб-израиль қақтығысымен Сириядағы қақтығыстар, гуманитарлық көмек пен мәдениеттер арасындағы толеранттылықты дамыту. ИКҰ және ЕО бұл мәселелерді бірлесіп ұйымдастырылған форумдарда, симпозиумдарда және БҰҰ шеңберіндегі кездесулерде қарастырады.

Түйін сөздер: Ислам ынтымақтастық ұйымы, Еуропалық Одақ, ынтымақтастық.

K.N.MAKASHEVA 1 , Z.SHALKEYEVA 2

1 Doctor of History, Professor, Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan.

2 2nd year PhD student of the Faculty of International Relations, specialty " International Relations ", Al-Farabi Kazakh National University, Kazakhstan, Almaty.

In the contemporary world, international organizations play a completely independent role and affect not only the states, but also the modern world order as a whole. Accordingly, they have a special role in solving global problems. Islam may well be considered as a global political actor and the Organization of Islamic Cooperation (OIC, until 2011, the Organization of the Islamic Conference) as the key mechanism of the Islamic world`s modern world activity. The OIC and the EU actively cooperate on various common issues such as: the fight against terrorism, conflicts in the Middle East, including the Arab-Israeli conflict and conflicts in Syria, the development of humanitarian assistance and intercultural tolerance. These issues are considered by the organizations on jointly organized forums, symposiums, and meetings in the frame of the UN.

Keywords: Organization of Islamic Cooperation, European Union, cooperation

Читайте также: