Подготовить доклад индивидуальное задание на тему использование кораллов

Обновлено: 02.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учебно – исследовательская работа

Автор работы:

Урусова Лия уч-ся

Руководитель исследования:

Кцоева Ирина Викторовна

Учитель начальных классов .

Ардон, 2013г.

Глава 1. Теоретическая часть. 1.1 Что такое кораллы?____________________________________________ 4

1.2 Где живут кораллы ____________________________________________ 5

1.3 Коралловые рифы._____________________________________________ 5

1.4 Применение кораллов__________________________________________ 6

Глава 2. Практическая часть

2.1 Самодельные кораллы__________________________________________ 7

Список литературных источников___________________________________ 9

Приложение _____________________________________________________ 10

Актуальность исследования ( слайд 2):

На уроке ознакомления с окружающим миром учитель нам рассказывал о царстве животных. Мы узнали, что животных на Земле очень много. Они обитают везде – в воздухе, в земле, на земле, в воде. Меня увлек рассказ учителя о животных, живущих под водой. И особенно заинтересовал вопрос, что же такое кораллы. Мне захотелось больше узнать о кораллах, о том, как они образуются, чем отличаются.

Для этого я поставила себе цель: выяснить, кораллы – животные или растения.

Задачи исследования:

1.Собрать и проанализировать информацию о кораллах.

2.Выполнить поделку - коралл

В своей гипотезе я предположила, что, возможно, коралл является растением, потому что похож на побег экзотического дерева.

В своей работе использовала следующие методы исследования:

Поиск литературы (в библиотеке и Интернете).

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1 Что такое кораллы?

Кораллы - одна из древнейших групп многоклеточных организмов на Земле, они существуют уже многие миллионы лет.

Кораллы бывают одиночные и колониальные. Отдельный коралл, живущий самостоятельно или входящий в колонию, называют полипом. Типичный полип имеет цилиндрическое тело с ротовым диском на верхнем конце. В центре диска находится рот, а по краям - венчик щупалец. Рот ведет в кишечный мешок. Эти на вид безобидные существа - хищники: с помощью своих щупалец они ловят не только различных мелких морских обитателей, но даже крупных креветок и рыбу . У одиночных полипов с нижней стороны тела есть подошва для прикрепления к субстрату. Некоторые полипы могут медленно двигаться с помощью подошвы. Колония кораллов состоит из большого числа маленьких полипов, соединенных с общим телом колонии нижними концами. Таким образом, у колониальных полипов подошва отсутствует, а их кишечные полости соединены между собой. Многие, но вовсе не все, коралловые полипы имеют роговой или известковый скелет. Рифы образуют только кораллы с хорошо развитым известковым скелетом. Со временем старые полипы отмирают, а следующее поколение создает над старым днищем новое. По объему и массе скелет колонии во много раз превосходит ее живые ткани, которые как бы растекаются тонким слоем по поверхности массивного, разветвленного, уплощенного или имеющего иную форму известняка. Таким образом, вся жизнь колонии сосредоточена лишь на ее поверхности, где находятся живые полипы, а внутрь уходят столбики из днищ – скелет колонии, выработанный множеством предшествующих поколений.

По форме кораллы невероятно разнообразны, причем строение колонии зависит не только от вида коралла, но и от условий ее жизни.

1.2 Где живут кораллы

Кораллы живут на глубине от трех до трехсот метров в водах Японии, Тайваня, северо-восточной Австралии, Малайского архипелага, в Красном и Средиземном морях, в Бискайском заливе, у Канарских островов, у берегов Сардинии, Туниса, Алжира, Югославии и Турции. Говоря о кораллах, думают, прежде всего, о коралловых рифах и атоллах Южного моря или Австралии, одних из прекрасных чудес природы. Кораллы очень красивы, загадочны.

1.3 Коралловые рифы

Огромные скопления кораллов образуют коралловые рифы, атоллы и целые острова. Всем известный большой барьерный риф, расположенный у восточного побережья Австралии, тянется более чем на 2000 км. Многие из островов Тихого океана тоже первоначально были коралловыми рифами.

Коралловые рифы формируются не спеша - в среднем, за год колония вырастает всего на 4 см. Эти места привлекают огромное число самых разнообразных морских жителей. Здесь можно встретить морских звезд, червей, медуз, губок, ракообразных, мурен и даже акул. На одном гектаре рифа можно встретить до 4000 видов рыб.

1.4 Применение кораллов

Коралл используется человеком в качестве украшения еще с глубокой древности: он был популярен и в Древнем Египте, и в Шумерском царстве, и в Древней Греции, где из красных и розовых кораллов вырезали амулеты, защищающие от несчастий и болезней и дарующие удачу и долголетие.

Вообще же, коралл издревле почитался как символ бессмертия.

Считается, что коралл – прекрасный оберег от порчи и сглаза и способен уберечь своего владельца от дурных людей.

В Японии в старину порошок из белых кораллов считался прекрасным средством для скорейшего заживления переломов, а сейчас некоторые японские врачи говорят о том, что коралл может использоваться в протезировании зубов. В Португалии коралловые бусы считались прекрасным средством от головной боли, в Англии верили, что такие бусы помогают при ангине, а в Мексике с помощью кораллов лечили лихорадку. Коралл практически повсеместно используется в качестве прекрасного средства для снятия усталости и повышения тонуса организма. Считается, что красный коралл способен понижать температуру, улучшает обмен веществ, помогает в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта и, как и любой другой красный камень, останавливает различные кровотечения. Положительное влияние коралл оказывает на кровообращение и работу сердечно-сосудистой системы. Коралл помогает бороться с бессонницей и депрессией, благоприятно действует на организм человека при отравлении.

Однако следует помнить, что далеко не все кораллы безопасны. Например, в Красном и Карибском морях встречаются особенные кораллы, от соприкосновения с которыми можно получить тяжелейший ожог.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Самодельные кораллы

Для того чтобы сделать кораллы нам понадобятся такие материалы: несколько веточек от деревьев, рис, горох, клей ПВА, аэрозольная красная краска.

С помощью кисточки нанесите на часть веточки клей ПВА. После нанесения клея опустила веточку в рис, который хорошо пристает к ней. Далее аккуратно в пустые участки приклейте половинки гороха. Таким образом, оклеила рисом и горохом всю веточку.

После этого нужно дать время нашим кораллам на просушку. Поставила веточки кораллов вертикально в вазу и оставила до следующего дня.

2 Введение. У меня дома есть коллекция различных сувениров. Одним из них является сувенир, который я держу в своей руке на фотографии. Для меня он оказался немного необычным, потому что он был сделан из коралла. И меня заинтересовал вопрос, что же такое кораллы. Сейчас я учусь во 2 классе и умею уже хорошо читать, увлекаюсь интересной научно-познавательной литературой. И я задался целью больше узнать, что же такое кораллы и всё, что с ними связано.

3 Для этого я поставил перед собой задачи: 1. Глубже изучить научно-познавательную литературу по данному вопросу; 2. Сделать для себя выводы. Методы исследования: сбор информации, наблюдение, выводы. Гипотезой моего исследования последовало следующее: если я смогу найти и решить ряд поставленных передо мной задач, то я смогу выступить со своей презентацией перед различной аудиторией.

4 Я представляю информацию по следующему плану: 1. Что такое кораллы? 2. Рифы в океанах. 3.Атоллы. 4. Жизнь на атолле. 5. Большой Барьерный риф. 6. Царство кораллов. 7.Коралл- мозговик. 8. Пузырчатые кораллы. 9.Маскировка. 10. Обитатели рифов. 11.Охотники. 12.Чистильщики. 13. Человек и рифы. 14.Словарик.

5 Что же такое кораллы? Кораллы, или коралловые полипы (их ещё так оказывается называют) – это необычные морские животные. Многие из этих мягкотелых существ для самозащиты выращивают твёрдый внешний скелет. Они живут колониями. Новые полипы селятся поверх томи- роющих старых,образуя коралловый риф. Коралловые рифы дают приют и пищу многим морским животным – губкам, морским ежам, морским звёздам и рыбам.

6 Рифы в ОКЕАНАХ Кораллы обычно живут в тёплых водах. Но некоторые их виды обитают в холодных водах в глубине океанов. На карте отмечены места, где расположены коралловые рифы. Треть всех рифов находится в морях около Австралии и Индонезии.

7 Многие коралловые полипы очень маленькие – величиной с рисовое зёрнышко. Мягкое тело полипа защищено твёрдым наружным скелетом. Рот окружён щупальцами.

8 Аттолы Атолл – это коралловый остров в виде кольца, которое огибает лагуну. Коралловые острова обычно образуются вокруг подводных вулканов. Если атолл покрыт землёй, на нём растут пальмы и другие растения. Потухший вулкан медленно оседает и постепенно превращается в маленький остров, окружённый коралловым рифом. Со временем этот островок тоже скрывается под водой и его место занимает лагуна.

9 Жизнь на атолле. Кораллы по краям потухшего вулкана продолжают расти и после того, как вулкан погружается в море. Полипы, достигшие границы воды, на воздухе погибают. Из их скелетов образуется известковая поверхность. Постепенно на ней появляются коралловый песок и почва. Птицы заносят на атолл семена растений, которые прорастают в песке. Погибнув, растения перегнивают, и на острове образуется тонкий слой почвы. На атолле приживаются деревья, кустарники и другая растительность с короткими разветвлёнными корнями.

10 Большой Барьерный риф. Вдоль восточного побережья Австралии тянется огромный коралловый риф. Его длина – 2000 км, а ширина в некоторых местах – 150 м. Он так и называется – Большой Барьерный риф. Большой Барьерный риф формировался миллионы лет. Он состоит из 3000 отдельных коралловых рифов, которые образованы полипами 350 видов.

11 Царство кораллов. Караллы бывают самых разных цветов, даже чёрного. Цвет некоторых из них зависит от крошечных водорослей, живущих внутри полипов. Колонии кораллов порой напоминают прекрасные сады. Форма кораллов причудлива и разнообразна. Они похожи на перо птицы, то на гриб, то на веер.

12 А есть и такие, которые напоминают головной мозг человека. Коралл-мозговик. Коралл- мозговик живёт 200 лет, а иногда и больше, и достигает в высоту 2 метров.

14 Маскировка Среди разноцветных кораллов трудно разглядеть яркую пёструю рыбку. Многие животные, обитающие в рифах, напоминают кораллы своей окраской и обликом. Так они прячутся среди ко­раллов от врагов или, оставаясь незаме­ ченными, поджидают добычу.

20 Заключение. Изучив литературу, я узнал для себя очень много интересного и полезного и могу сделать следующие выводы: 1. Кораллы – это действительно необычные морские животные. 2. Они живут колониями и не только в тёплых водах, но и в холодных. 3. Что такое коралловые рифы, атоллы. 4. Что жизнь на атолле тоже существует. 5.Действительно, разновидностей кораллов довольно-таки много, прямо как и самих рыб.. С этой работой планирую выступить перед различной аудиторией.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Выращивание кораллов и химических водорослей в домашних условиях

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 8 им. академика Н.Н. Боголюбова г. Дубны Московской области


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На День Рождения мне пригласили аниматора, который показывал нам химические опыты. Это меня очень заинтересовало, и я захотела повторить некоторые из них дома с родителями. Мы купили все необходимое для проведения опытов.

Гипотеза исследования: предположим, что в домашних условиях действительно можно вырастить кораллы и химические водоросли.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

изучить литературу, посвященную данной теме;

изучить технику безопасности при работе с химическими веществами;

провести наблюдения за процессом роста, кораллов и химических водорослей.

Актуальность работы состоит в том, что выращивание химических водорослей - увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных химиков и максимально безопасное.

Объект исследования : выращивание кораллов из растворов.

Теоретическая часть.

Для того, чтобы вырастить сад, оказывается, можно обойтись без семян и грядок. Для обычных растений нужна питательная среда, вода и солнце. Но сад можно вырастить и в.. стекле! Да, не на стекле, а именно в, так называемом, жидком стекле! В качестве "семян" для нашего сада мы будем использовать некоторые растворимые в воде соли металлов. Кроме "сада", мы вырастим также химические "водоросли". Эксперимент происходит в реальном времени, прямо на глазах!
Что такое Жидкое стекло ?

Жидкое стекло — водный щелочной раствор силикатов натрия и калия . Жидкое стекло растворимо в воде. Это уникальный материал, который обладает многими полезными свойствами. Жидкое стекло широко применяется в строительстве и ремонте. Этот материал очень хорошо ко всему прилипает.

С хлоридом меди отлично знаком каждый химик. Равно, как с процессами его получения и особенными свойствами этого вещества. Впрочем, вещество это настолько же опасно, насколько и интересно. Так что, с опытами нам хлоридом меди, следует быть крайне осторожными! Вещество представляет собой порошок белого или зеленоватого оттенка со структурой в виде кристаллической решетки, которую хорошо можно рассмотреть под микроскопом.

Магния сульфат (он же - магнезия, он же - английская соль). Используется в медицине, так же в текстильной и бумажной промышленности.

Хлорид железа - химический реактив, в состав которого входит соляная кислота и трехвалентное железо. Это мерцающие, черно-коричневые, либо темно-красные, либо фиолетовые в проходящем свете, зеленые в отраженном свете листочки с металлическим блеском. Используется в печатной промышленности, при покраске тканей, и фильтрация воды.

Практическая часть.

Опыт 1 ХИМИЧЕСКИЕ КОРАЛЛЫ.

Сначала мы приготовили раствор Жидкого стекла или Силиката натрия . Для этого налили в мерный стакан 20 мл Силиката натрия из набора, затем доьавили в этот же стаканчик 20 мл воды комнатной температуры. И все тщательно перемешали. В подготовленные 3 стеклянные пробирки налили примерно по две трети жидкого стекла из мерного стаканчика.

Дальше началось все самое интересное.

Мы начали с Хлорида железа(вещества оранжевого цвета)

Маленькой ложечкой подцепили крупинку вещества и аккуратно бросили в первую пробирку.

Дальше мы взяли Хлорид меди и Сульфат магния и проделывали с ними ту же процедуру.

Объяснение этих красивых явлений с одной стороны очень простое, а с другой , оно заставляет нас познакомится с несколькими фактами из науки. В результате химической реакции жидкого стекла и порошка, например, сульфата магния (белый порошок) образовался растворимый в воде сульфат натрия и нерастворимый силикат магния. Все это происходит в воде, которая принимает в событиях самое активное участие.

Опыт 2 ПОДВОДНЫЕ ВОДОРОСЛИ

Мы взяли мерный стакан и налили в него 20 мл Жидкого стекла и добавили туда 60 мл воды комнатной температуры, тщательно перемешали. Тут совсем другая концентрация веществ, ни как в предыдущем опыте.

Потом мы взяли 3 маленьких стаканчика, наполнили их наполовину водой комнатной температуры.

В первый стаканчик насыпали 4 мерных ложечки голубоватого порошка (Хлорид меди)

Во второй – 4 мерных ложечки оранжевого порошка (хлорид железа)

В третью – немного красного красителя

В четвертую – 4 мерных ложечки белого порошка (Сульфат магния)

Перемешали все растворы до полного растворения.

Далее при помощи пипетки (для каждого раствора своя пипетка) набирали по 2 мл раствора и опускали пипетку на дно в стакан с жидким стеклом и медленно выдавливали содержимое пипетки вдоль стенки стакана, плавно поднимая пипетку вверх, пока не вынули из стакана.

У нас получились разноцветные водоросли.

Объясняется это тем, что когда растворы веществ попадают в раствор жидкого стекла, происходит химическая реакция, похожая на предыдущий опыт. Но теперь частички железа не образуются в виде жидких трубочек, а получаются похожими на желе.

В результате исследования мои гипотезы подтвердились.

Я вырастила разноцветный коралловый сад

Есть ещё множество других химических реакций , которые можно проводить дома, и этим я буду заниматься в дальнейшем, потому что это очень сильно помогает нам понять как и что устроено в мире вокруг нас.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ по биологии – один из экзаменов, которые ученик может выбрать для сдачи в 9 классе. Этот предмет обычно выбирается теми, кто потом планирует продолжить обучение в медицинских ВУЗах, профильных классах.

Структура ОГЭ по биологии следующая:

Работа состоит из двух частей и содержит в себе 32 задания.

Часть 2: четыре задания (29–32) с развернутым ответом и полностью записанным ходом решения задания. Одно задание - это ответы на вопросы после прочтения текста, второе - на умение работать с таблицей, делать определённые выводы из статистических данных. Третье задание проверяет умение составить меню определённое калорийности для спортсменов, туристов, обычных школьников. Четвёртое задание - это вопрос со свободным ответом.

Длительность экзамена сравнительно невелика – всего 180 минут. Справочных материалов на ГИА по биологии нет, значит, кроме себя рассчитывать не на кого. Соответствие баллов ОГЭ по биологии школьным оценкам следующее:

Специфика тестирования, в том числе и ОГЭ по биологии, заключается в формулировке вопросов. То есть, зачастую, мы должны не просто знать ответ на вопрос, мы должны понять, что именно хотел спросить составитель теста.

Как подготовить ученика к успешной сдаче экзамена? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ОГЭ? С чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам? Как повысить качество преподавания и результативность учащихся во время итоговой аттестации выпускников? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем, который работает в выпускных классах. Подготовка к ОГЭ очень сложная и кропотливая работа и для учителя и для учащихся. В настоящее время проблема подготовки к ОГЭ очень актуальна.

В большом количестве информации, описании методик, способов и приемов подготовки я стараюсь подбирать наиболее рациональные и на их основе строить собственную систему. Каждый учитель в зависимости от конкретных условий использует свои методики, способы и приёмы.

Разный уровень подготовки имеют учащиеся одного класса, он может зависеть от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с биологией. Кроме того, готовность ученика к экзамену включает не только умение выполнять предложенные задания, но и умение выбрать задания, которые решить под силу, и наличие навыков самоконтроля, умение правильно распорядиться отведенным на экзамене временем, способность настроить себя психологически, сконцентрировать внимание, управлять своими эмоциями. Все эти аспекты требуют от учителя разной методики подготовки учащихся к экзамену. Успешно освоить предмет и пройти итоговую аттестацию возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 9 класс.

Но основная подготовка начинается в 9 классе, когда дети уже осознанно выбирают экзамен по биологии в новой форме.

1. Сначала изучаем нормативные документы, определяющие содержание и структуру обучения биологии, основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся, а также познакомить обучающихся со структурой, содержанием и критериями оценки экзаменационной работы. Определяем, наличие, каких знаний и умений проверяют задания КИМ по биологии, изучаем спецификацию, кодификатор, демоверсию ОГЭ. Распределяю учебный материал таким образом:

Сентябрь – биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.

Октябрь – биология животных и решение тематических заданий.

Ноябрь – биология человека и решение тематических заданий.

Декабрь – общие закономерности, материал первого полугодия и решение тематических заданий.

Январь – биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.

Февраль – биология животных и решение тематических заданий.

Март – биология человека и решение тематических заданий.

Апрель – общие закономерности и решение тематических заданий.

Май – повторение и решение вариантов ОГЭ по самым разных изданиям.

Для решения тестов используем печатные пособия по подготовке к ОГЭ.

Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-тестами.

Выявить реальный уровень подготовки мне помогают тексты диагностических и тренировочных работ, разработанные Московским институтом открытого образования и проводимые через систему СТАТГРАД.

Следующее направление - это работа на уроках. При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. Так же я провожу различные формы текущего контроля использовать задания, аналогичные заданиям ОГЭ. Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии. На уроках я применяю новые информационные технологии, что позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить к ОГЭ

Применение информационных технологий при подготовке к ОГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний.

На уроках по биологии и во внеурочное время я использую такие мультимедийные учебные пособия, как:

"1С:Школа. Биология. Сдаем ЕГЭ 2010",

Эти программы можно использовать в комплекте с любым печатным учебником. В них реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике, это тысячи ярких иллюстраций, фотографии, 3D-модели, видеосюжеты.

Их применение позволяет решить следующие дидактические задачи:

-усвоить базовые и углубленные знания по предмету,

-систематизировать усвоенные знания,

-психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена,

-обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации,

На занятиях по подготовке к экзаменам сначала провожу краткий обзор изучаемого материала, затем идет просмотр презентаций, видеофильмов, материалов из электронных пособий и других наглядных материалов.

Следующим направлением в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь отрабатываю и закрепляю знания и умения базового уровня. Для этих целей использую тесты, материалы, рекомендованные ФИПИ.

Тестовый контроль меня привлекает тем, что – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль.

Выступаю на родительских собраниях в 9 классе с целью информирования родителей о порядке проведения итоговой аттестации, о результатах тестирования учащихся класса, проведения разъяснительной работы по оказанию психологической помощи учащимся и созданию благоприятной домашней обстановки в период подготовки и проведения ОГЭ и т. д.

Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ОГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.

Современный девятиклассник относится к государственной итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию .Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, смысла преподаваемого предмета.

Таким образом, результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.

Читайте также: