Доклад социального педагога на мо классных руководителей

Обновлено: 16.05.2024

Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка - глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.

Как правило, первые суицидальные попытки встречаются у детей старше 13 лет. В доподростковом возрасте дети еще во многом зависимы от близких взрослых, прежде всего от родителей, и у них только начинается процесс внутренней идентификации (самоопределения), поэтому мысли о том, что можно совершить агрессивные действия по отношению к самому себе, не приходят в голову.

Подростковый суицид.

Пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст (14 — 16 лет).

Сами подростки не могут четко обозначить причину, по которой они решили совершить самоубийство

( обычно причина суицида воспринимается подростком как тяготящая его проблема, решить которую не представляется возможным). Подросток может решить (выдержки) Самоубийство – это удел всех гениальных людей, несчастных в своем одиночестве и непонимании окружающими.

У подростка искаженное и незрелое представление о смерти. Смерть видится подростку как временное состояние, которое можно сравнить со сном, приходящим и уходящим. В подростковом возрасте у большинства детей формируется миф об их бессмертии, отсюда любовь подрастающего поколения к небезобидным шалостям: катанию на лифтах, подножке трамвая или цепляются за машины, различным играм на строительных площадках. Такое своеобразное бесстрашие объясняется тем, что у подростка еще не сформирована ориентация на будущее, прежде всего на отдалённое будущее.

Подросток, который намеренно совершает суицидальные действия.

Что послужило этому?

Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая, в сою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, так как ключевым аспектом этой проблемы являются эмоциональные расстройства. Действительно, у большинства страдающих депрессией плохое настроение доминирует в общем состоянии, однако это не всегда так. Именно у подростков можно достаточно часто встретить отсутствие субъективно переживания даже при острых кризисных состояниях. Депрессия в этом возрасте может быть вызвана многими причинами.

Причины депрессии у подростков

негативное отношение к своему телу (телосложению) в период полового созревания;

приобретенной в этот период способностью критически воспринимать любую информацию, самостоятельно выполнять свои суждения, не опираясь на мнение взрослых, и, как следствие всего этого, возможной фиксацией на негативных оценках жизни;

одиночество, низкой популярностью среди сверстников;

трудностями в обучении, низкой школьной успеваемостью.

хорошие отношения с родителями и со сверстниками;

внешкольная занятость подростка в спортивных секциях, творческих кружках и т.п.;

определенная социальная роль, подразумевающая высокую личную ответственность и моральные обязанности за выполняемые дела (например, шефство над младшими школьниками, уход за больными ит.п.)

Предпосылки к суициду

неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания;

двойственность ощущения своего места в мире: с одной стороны — уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой — абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников);

максимализм оценок и приговоров — и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий

Признаки намерения совершения суицида

Что касается ранней диагностики суицидального поведения, то о намерении подростка совершить самоубийство могут свидетельствовать ряд признаков, которые условно можно разделить на две группы: словесные и поведенческие

Словесные признаки:

открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;

косвенные намеки на совершение самоубийства (например "Больше не буду никому мешать", "Скоро от меня отдохнете" ит.п.)

нездоровый интерес к вопросам смерти, увлечение литературой по вопросам жизни и смерти, частые разговоры на эту тему(одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что, люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не совершают его);

высказывания своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме ( например, "… смерть – всего лишь одно из сторон жизни", чего бояться – мы и так значительную часть жизни тратим на сон")

Поведенческие признаки:

безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость;

налаживание отношений с непримиримыми врагами;

отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид;

пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби;

отстранение от друзей и семьи;

частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости;

безразличие к окружающему миру.

Как уже упоминалось выше, причины, подталкивающие подростков к совершению самоубийства, во многом для них самих остаются непонятными. И все же можно выделить определенные группы факторов риска совершения в этом возрасте суицида.

Факторы риска совершения суицида

Семейные проблемы. неблагополучные семьи, где часто возникают конфликты между родителями. Недоброжелательно отношение к ребенку - грубость, унижение, побои. Материальные проблемы семьи. Потеря родителей. Чувство беспомощности и отчаяния.

Проблемы интимно-сексуальной сферы. Неудачи в личной жизни, проблемы сексуального характера. измены, унижения, отверженность со стороны родителей при этом они эмоционально зависимы от их внимания, уважения. чуткости.

Аддиктивное поведение. Употребление алкоголя, и наркотиков, психоактивных веществ снижает критичность мышления и способность контролировать импульсивное поведение, предвидеть и принимать последствия своих действий.

Незрелость личности и определенные черты характера. Слабохарактерность и импульсивность действий. Внушаемость, подражание телевидению, чужие рассказы.

Школьные проблемы. Неуспеваемость и неуспешность. Проблемы в общении со сверстниками могут привести к дезадаптации подростка. Потеря контакта или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидальному действию. Этот фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом.

Проблемы и конфликты с учителями – подростковый возраст ранимый и восприимчивый, любое высказывание – по мнению подростка необъективное по отношению к нему, да и еще в присутствии одноклассников, сверстников, воспринимается болезненно и чревато последствиями. Отношение учителя к ученику – надменность, отстраненность, изолированность, пренебрежение, чрезмерная строгость.

Если замечена склонность школьника к депрессии и суициду, воспользуйтесь советами, которые помогут изменить ситуацию:

внимательно выслушивайте. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас слушать.

внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделитесь накопившимися проблемами.

придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.

Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком.

если вы слышите

обязательно скажите

никогда не говорите

"Ненавижу учебу, класс…"

"Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?"

"Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй"

"Все кажется таким безнадежным…"

"Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь"

"Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе"

"Всем было бы лучше без меня!"

"Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит"

"Не говори глупостей, Давай поговорим о чем-нибудь другом"

"Вы не понимаете меня!"

"Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать"

"Кто же может понять молодежь в наши дни."

"Никому не нужны чужие проблемы"

"Я совершил ужасный поступок…"

"Давай сядем поговорим об этом"

"Что посеешь, то и пожнешь!"

"А если у меня не получиться?"

"Если не получиться, мы подумаем как это сделать по-другому"

!Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное"

"Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!"


Слайд 1

По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств.


Слайд 2


Слайд 3

Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.


Слайд 4

Подростковый суицид Пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст (14 — 16 лет).


Слайд 5


Слайд 6

Предпосылки к суициду • неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания; • двойственность ощущения своего места в мире: с одной стороны — уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой — абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников); • максимализм оценок и приговоров — и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий


Слайд 7

Признаки намерения совершения суицида Словесные признаки: • открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой; • косвенные намеки на совершение самоубийства • нездоровый интерес к вопросам смерти, увлечение литературой по вопросам жизни и смерти, частые разговоры на эту тему • высказывания своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме


Слайд 8

Поведенческие признаки: • безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость; • налаживание отношений с непримиримыми врагами; • отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид; • пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби; • отстранение от друзей и семьи; • частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости; • безразличие к окружающему миру.


Слайд 9

Факторы риска совершения суицида • • • • Семейные проблемы. Проблемы интимно-сексуальной сферы. Аддиктивное поведение. Незрелость личности и определенные черты характера.. • Школьные проблемы.


Слайд 10


Полный текст материала Доклад на МО классных руководителей "Проблема подросткового суицида" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


«Профилактика безнадзорности и правонарушений -это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям

Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие цели и задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

- Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними.

- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

- Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Социально- педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

- Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

- Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

- Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

Именно образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении нескольких лет работают специалисты, берут на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принятии необходимых мер для формирования законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным поведением, здорового образа жизни.

Цель деятельности социального педагога:

Создать в школе необходимые условия для выявления причин отклоняющегося поведения у учащихся, выработки механизма взаимодействия в образовательном пространстве школы по работе с учащимися девиантного поведения, оказание своевременной и квалифицированной помощи, реабилитация и адаптация ребёнка в школе.

Вместе с классными руководителями наша социально-психологическая служба решает следующие задачи:

-Обеспечение комплексного решения проблем социализации детей, подростков и их родителей.

-Профилактика безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних.

-Координация работы всех служб и организаций по оказанию помощи неблагополучным семьям и трудным подросткам, об оказании методической помощи в работе с неблагополучными семьями и детьми группы риска.

-Осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся в школе.

-Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.

-Определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по

социальной защите и социальной помощи, реализация прав и свобод личностей обучающихся.

-Взаимодействие с учителями, родителями, специалистами в оказании помощи обучающимся с девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

-Обеспечение своевременной отчетной документации.

Наиболее распространенные вопросы, с которыми классные руководители обращаются ко мне:

-оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;

-своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации;

-принятие мер воспитательного воздействия к учащемуся в случае пропусков занятий, нарушения дисциплины и Устава школы;

-взаимодействие в ходе работы с семьей ученика;

-получение какой-либо специальной информации или консультации.

Анализируя свой опыт взаимодействия с классными руководителями

возможно выделить следующие общие проблемы:

-выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей –с другой;

-своевременное разрешение конфликтных ситуаций;

-обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;

-поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

-взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию.

Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы

-совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как отдельных учащихся, так и класса в целом;

-проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции;

-совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы;

-игровые способы коррекции поведения детей;

-совместное проведение родительских собраний;

-совместное посещение семей;

-проведение совместных мероприятий.

Какая помощь мною оказывается классным руководителям:

-Оказание методической помощи в работе с родителями по решению социально-педагогических проблем на МО.

-Проведение тренингов, деловых игр, анкетирование и т.д.

-Социально-педагогическое консультирование (беседы, групповые консультации, индивидуальные консультации, консультации по запросу участников учебно – воспитательного процесса), включающее в себя вопросы социального и педагогического характера, направленные на решение конкретной проблемы.

- Участие в педагогических совещаниях, где рассматриваются актуальные вопросы и проблемы, касающиеся социализации личности учащегося

Мое взаимодействие с классными руководителями осуществляется по следующим направлениям:

1.Социальная диагностика.

- Составление социальных паспортов классов.

- Совместное выявление семейного неблагополучия, учащихся требующих особого внимания, учащихся, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите.

- Индивидуальные беседы с педагогами.

- Совместное посещение семей с педагогом-психологом, инспектором ОДН, заместителем директора по воспитательной работе.

- Анкетирование, социологические опросы

2. Профилактическая работа

- Обмен информацией по вопросам посещаемости, учёбы, поведения учащихся, и семейного воспитания.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игровых салонах, в торговых центрах. Он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. По этой причине классные руководители должны установить ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия и установить ежедневный контроль со стороны родителей и педагогов за посещаемостью учащегося.

Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер в большинстве случаев дает положительные результаты. - Совместные рейды по семьям, с целью раннего выявления семейного неблагополучия и детей, находящихся в социально опасном положении. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении должна строиться планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют администрацию школы, службу сопровождения, Совет профилактики. Социальный педагог и классный руководитель, знакомятся с жилищными условиями учащихся, составляют акты обследования жилищных условий, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Целесообразно некоторые посещения проводить с инспектором ОДН, особенно в семьи, состоящие на учете в ОВД, или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.

- Педагогическая помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, конфликтов в классном коллективе. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с их детьми, учету особенности детей и анализу причины их поведения. Считаю, что важными направлениями в этой работе являются:

1. установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

2. разъяснение родителям с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении, следует искать нереализованную потребность;

3. формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

4.формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

3.Просветительская работа

- Предполагает знакомство в области педагогики, психологии, права.

-Совместное проведение мероприятий, классных часов, родительских собраний.

-Участие в работе педсоветов школы, МО

- Выступления на психолого-педагогических семинарах, семинарах классных руководителей , педагогических консилиумах.

4. Коррекционно–развивающая работа

-Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребёнка, подростка со взрослыми и сверстниками корректировку педагогических позиций,

позиций учителей, родителей, которая должна способствовать разрешению конфликтов

-Разработка психолого-педагогических рекомендаций по налаживанию эффективного взаимодействия с учащимися и родителями.

-Коррекция поведения учащихся состоящих на учёте ВШУ, ОДН, КДНиЗП.

5. Консультативная работа

-Оказание помощи в решении возникших проблем и проблем, выявленных в процессе психолого-педагогического сопровождения.

-Консультирование по вопросам:

-заполнения социально-педагогической характеристики класса;

-профессионального определения учащихся класса;

-особенностей межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками;

-работы кружков, центров, медицинских и других организаций;

-системы работы с проблемными учащимися и неблагополучными семьями, а также профилактики правонарушений.

Спасибо за внимание!


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на МО классных руководителей

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы преподаватели и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

Образование ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решение многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка. (слайд 3)

Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни достойного человека.

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. (слайд 4)

Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

Школа взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательно - развивающее, формирующее, охранно –оздоровительное, контролирующее, бытовое. При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.

Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. (слайд 5)

Выделяют несколько типов семей:

Это семьи, где родители умеют организовать жизнь и деятельность детей в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка.

II тип – семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании.

Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной досуговой деятельности).

III тип – внешне благополучные семьи.

Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями.

IV тип – конфликтные семьи.

Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи.

V тип – неблагополучные семьи

Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает).

(слайд 6) Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. (слайд 7)

Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям . Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка. Каждый из родителей и членов семьи должен понимать свою ответственность за воспитание детей. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школы с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. (слайд 8)

Успешное осуществление теоретических и методических основ обучения и воспитания происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Организующим центром совместной воспитательной работы должна выступать школа. Это связано с рядом факторов.

Во-первых, в настоящее время только школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся.

Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов.

В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, ее влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они выполняют домашние задания.

Процесс воспитания непрерывен, поступателен, имеет свои стадии, и в каждой из них возникают определенные проблемы. (слайд 9)

Важнейшие из них можно объединить в три основные группы.

В первой - проблемы, которые связаны с осмыслением целей и содержания образовательно-воспитательной работы школы и семьи. Необходимо, чтобы родители осознавали, что современное воспитание имеет своей целью всестороннее и гармоничное развитие личности.

Во второй - умелое стимулирование активности учащихся, направленной на свое личностное развитие и формирование.

В третьей - учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Для того чтобы решить ряд проблем, необходимо организовать правильное взаимодействие родителей и учителей, основанное на принципах гуманизма и партнерства.

Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие родители наших учеников бывшие наши ученики, не имеющие работы, подвержены вредным привычкам , которые все чаще уклоняются от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы.

Взаимоотношения семьи и школы важны на протяжении всего времени обучения ребенка. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями: (слайд 11)

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Совместная деятельность родителей и учащихся.

5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Основными формами работы с семьёй являются групповые и индивидуальные. (слайд 12)

К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, во время которого педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка и т.д. Сам же узнает о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляет, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищет пути сотрудничества.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

К групповым формам относится психолого-педагогическое просвещение родителей. Например, родительские собрания, встречи с администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений: врачей, социального педагога, психологов, инспектора ГИБДД, ПДН, КДН и т.д.

В научной педагогической литературе выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные формы. (слайд 13)

Традиционные: (слайд 14)

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации , которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся: (слайд 15)

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута — ведение спора.

Анализ планов воспитательной работы классных руководителей позволяет сделать вывод, что в классных коллективах ежегодно планируется минимум по четыре классных родительских собрания. (слайд 16)

Классное родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:

Анализ учебных достижений учащихся класса.

Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

Психолого- педагогическое просвещение.

Личные беседы с родителями.

Одна из главных задач педагога – способствовать сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков совместной деятельности и общения.

Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка.

Поскольку одной из главных целей школы является реализация концепции личностно-ориентированного обучения, то основной работой с родителями является индивидуальная работа: беседы, встречи, корректировка знаний ребенка с учетом его способностей и состояния здоровья. Как правило, такая работа дает высокий положительный результат, так как направлена на оказание помощи одному ребенку и его семье.

Поэтому хочется подчеркнуть ещё раз необходимость совместной деятельности родителей и педагогов.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря: (слайд 17)

педагогическому такту и этике взаимоотношений;

педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;

педагогическому просвещению родителей;

умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

единству требований школы и семьи.

Чем лучше будут взаимоотношения семьи и школы, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. (слайд 18)


Актуальность данной темы обосновывается тем, что сейчас наблюдается высокая доля учащихся из семей с низким социальным статусом , где где один (единственный) или оба родителя являются безработными , много детей из неполных семей. Также много пьющих родителей. Соответственно с таким числом неблагополучных семей, уровень достижений снижается.

В связи с этим, одним из условий в классе является тесное взаимодействие, сотрудничество с родителями, а также открытость.

Качество образования – это соотношение цели и результата образовательной деятельности Оно всегда может быть улучшено.

Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком.

Для того чтобы сотрудничество семьи и школы было тесным, в самом начале работы с родителями нужно изучить социальный статус семьи. Самой распространённой формой знакомства является проведение анкетирования, это поможет выявить количество многодетных, неполных, малообеспеченных семей и т.п. Это пригодиться как для индивидуальной работы с семьями, так и для составления социального паспорта класса и школы.

2) посещение семьи: наилучшим способом познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка, а также проследить, как ребенок общается и ведет себя можно только побывав у него дома. Это форма применяется по необходимости.

3) Консультации: данная форма работы с родителями полезна как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого обучающегося.

4) телефонный разговор: если нет возможности личной встречи, я родителям даю зеленый свет, всегда мне можно позвонить или на оборот. Почти у 40 % родителей нет возможности к такому виду общения, поэтому применяется письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются отметки, делается запись об опозданиях на уроки и т.д. - дневник ученика.

5) Также, у каждого классного руководителя есть группа наиболее опытных, инициативных родителей - классный родительский комитет . В основном способствует установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса,

6) Родительские собрания

Чем можно заинтересовать родителей на собрании: (нетрадиционные методы)

- красочные именные пригласительные (можно вовлечь детей для их изготовления)

- использование интересных упражнений, тренингов, презентации, анкет, фрагментов видеофильмов.

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.

Во второй стакан бросим кусочек черной краски и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

- раздача родителям памяток и буклетов по теме

- организовать интересное начало собрания: по теме можно подобрать изречения, сказки, притчи и пр.

- Проведение собрания в нетрадиционных формах: ролевые игры, диспуты, круглые столы и т.п.

- Предварительная подготовка к собранию (например, можно попросить детей ответить на вопрос «Что вам запрещают делать родители?). На собрании разобрать этот вопрос в рамках круглого стола

- Проведение рефлексии, используя интересные приемы, например:

Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом.

Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Социальному педагогу следует просвещать классных руководителей по вопросам взаимодействия с семьями, интересной организации родительских собраний (выступать с подобными докладами на школьном МО классных руководителей). Предлагать и рекомендовать!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Ребёнка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребёнка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Используя слово, дело и наблюдение, классный руководитель создаёт условия, чтобы ребёнок проявил себя. Основная задача классного руководителя - быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребёнок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь.

Доклад

на МО классных руководителей:

Руководитель МО,

классный руководитель 7 "А" класса

Кусей Л.А.

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства,

чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить

жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А. Амонашвили

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

- воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели;

- воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребёнку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование;

- воспитание – это чувство, голос души и сердца.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Ребёнка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребёнка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Используя слово, дело и наблюдение, классный руководитель создаёт условия, чтобы ребёнок проявил себя. Основная задача классного руководителя - быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребёнок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что его интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место.

Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности.

Совместная деятельность с родителями и учащимися позволила мне разработать своеобразную модель воспитательной системы класса, которая помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учётом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам.

Цели воспитательной системы класса:

Для классного руководителя:

- управление процессом развития личности;

- взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

- формирование коммуникативных навыков;

- формирование Я – концепции.

3. Для родителей:

- научение социальным навыкам;

- адаптация к социуму.

Основной задачей воспитательной работы является оптимизация воспитательного процесса через создание условий для успешной адаптации школьников к современному сложному и многоликому обществу, свободного самоопределения в его противоречиях и альтернативах, поиска и отстаивания своей индивидуальности.

Важным условием оптимизации воспитательного процесса является создание модели воспитательной системы, цель которой: обеспечение условий индивидуального развития, учёта личных достижений учащихся, стимулирование их творческой активности и самореализации в учебно – познавательной и различных видах внеурочной деятельности.

В своей работе с детьми и их родителями я использую многообразные формы: театрализованные праздники, классные часы, беседы на нравственные, здоровьесберегающие и другие темы, конкурсы, выставки, традиционные праздничные вечера, тематические недели, месячники, субботники, спортивные мероприятия различных форм, походы, экскурсии.

Воспитательная система – целостность как упорядоченность целей и задач, принципов и взглядов, направлений и видов воспитательной деятельности.

Выбранная модель воспитательной системы класса помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем.

Читайте также: