По каким признакам выделяются проблемные регионы доклад

Обновлено: 30.06.2024

Основными качественными признаками проблемных регионов являются:

1) особая кризисность проявления имеющейся крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, полити­ческой стабильности и экологическому равновесию;

2) наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-техни­ческого, трудового, природного), необходимость использования которого имеет особенную важность значения для национальной экономики;

3) особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны;

4) дефицит у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения.

К проблемным регионам могут относиться не только субъекты федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов федерации. Число выделяемых проблемных регионов должно быть не очень велико, иначе усилия государства по их поддержке окажутся малоэффектив­ными. Различные типологии российских регионов выделяют несколько типов проблемных регионов, при этом выделяют два основных подхода к проблемному районированию.

Первый подход – это оценка регионов по степени кризисности важнейших проблем на основе системы индикаторов. К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регио­ны широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, а также регионы, в которых глубина экономи­ческого кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. По оценке ситуации в субъектах федерации по 40 индикаторам, сведенным в девять блоков, выделяют 15 кризисных и 20 явно неблагополучных регионов. На территории России современного периода выделяют четыре кризисных пояса: Центральный, Южный, Уральский и Восточный.

Наиболее крупным из них является Центральный пояс, охватывающий части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов. В этом поясе расположено 17 субъектов Российской Федерации, находящихся в кризисном и предкризисном состоянии по спаду производства; 13 – с неблагополучной экологической обстановкой; 19 – с высоким уровнем депопуляции населения; 14 – с быстро растущей безработицей; 7 – кризисных по уровню бедности и 19 – характеризующихся сложной финансовой ситуацией.

Южный кризисный пояс состоит из сопредельных регионов Северного Кавказа и южной части Поволжья.


В этом поясе в большинстве регионов произошел сильный спад производства, не утихают межэтнические конф­ликты, увеличивается безработица (7 регионов), падает уровень жизни (12 регионов), ухудшается финансовое положение (12 регионов). Здесь сосредо­точивается большое количество беженцев и вынужденных переселенцев из республик самого Северного Кавказа (Чечни, Ингушетии) и из республик бывшего Союза ССР.

Третьим кризисным поясом является Уральский, в который входят 4 субъекта Российской Федерации с глубоким спадом производства; 5 регионов находятся в кризисном или предкризисном состоянии по техногенной нагрузке; 3 – по угрозе безработицы; 5 – по уровню бедности и 2 – по неудовлетворительному финансовому положению. Этот кризисный пояс представляет существенную угрозу национальной безопасности России, поскольку на его территории концентрируются базовые отрасли промышленности, крупный оборонный потенциал и атомная промышленность.

Происходит образование Восточного кризисного пояса, включающего республики Алтай, Тыва, Бурятия; Алтайский край, Читинскую и Амурскую области.

Вне рассмотренных кризисных поясов находятся также отдельные кризисные очаги на Крайнем Севере, для которых характерны экологические катаклизмы, потери контактов с Большой Землей и высокая миграция. Кризисные регионы представляют прямую угрозу безопасности страны. Среди экономических районов как наиболее кризисная ситуация оценивается в Восточной Сибири (особенно по уровню жизни, правопорядку, состоянию научно-технического потенциала, финансовому положению). Далее следуют четыре экономических района: Северный, Северо-Западный, Северо-Кавказский и Дальневосточный. Диагностика ряда последних лет позволяет утверждать, что тенденция к улучшению обстановки не прослеживается и ареал экономического бедствия в России расширяется.

Второй подход к проблемному районированию ориентирован на политику целенаправленного оздоровления регионов. В основе этого подхода лежит типологизация по основополагающим проблемам. Экономический ландшафт России перенасыщен регионами, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические и другие проблемы и их сочетания. С точки зрения региональной экономической политики главными типами проблемных регионов являются: отсталые (слаборазвитые) и депрессивные, а также приграничные. Особую проблемную зону, охватывающую регионы, неоднородные по социально-экономическому положению, но имеющие ряд общих острых забот, образуют территории российского Севера.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Проблемные регионы — это регионы, в которых наблюдается ряд проблем социально-экономического развития, например, перегруженные крупногородские; депрессивные старопромышленные; отсталые аграрные. Для каждого типа проблемных регионов выработаны особые подходы к регулированию и организации территорий. По мнению таких известных специалистов, как М.К.Бандман, Г.М.Лаппо и Я.Г.Машбиц, проблемный регион— это такой регион, который не в состоянии сам (без помощи со стороны государства, извне) решить свои обостряющиеся проблемы. Проблемный регион выделяется масштабами и особой кризисностью проявления той или иной крупной проблемы. Их нерешенность создает угрозу социально-экономическому механизму всей страны. Проблемный регион отличается наличием проблем, по масштабам и степени остроты выделяющим данный регион, большим значением их решения для страны в целом.

Содержание

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..…. 15

Работа содержит 1 файл

проблемные регионы.docx

1 ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ

Проблемные регионы — это регионы, в которых наблюдается ряд проблем социально-экономического развития, например, перегруженные крупногородские; депрессивные старопромышленные; отсталые аграрные. Для каждого типа проблемных регионов выработаны особые подходы к регулированию и организации территорий. По мнению таких известных специалистов, как М.К.Бандман, Г.М.Лаппо и Я.Г.Машбиц, проблемный регион— это такой регион, который не в состоянии сам (без помощи со стороны государства, извне) решить свои обостряющиеся проблемы. Проблемный регион выделяется масштабами и особой кризисностью проявления той или иной крупной проблемы. Их нерешенность создает угрозу социально-экономическому механизму всей страны. Проблемный регион отличается наличием проблем, по масштабам и степени остроты выделяющим данный регион, большим значением их решения для страны в целом.

Типология:
Экономические реформы, провод с начала 90-х гг, были не возможны без учета территориальных факторов. В настоящее время все регионы страны так или иначе представляются проблемными. Различают 2 основных подхода к типологизации проблемных регионов:
1) оценка регионов по степени остроты основных проблем. В настоящее время на территории РФ возникло 4 кризисных пояса.
Центральный (включает часть Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических регионов). Проблемы – неблагоприятная экологическая ситуация, растущая безработица, демографический кризис. Южный (сопредельные регионы Сев Кавказа и южная часть Поволжья). Проблемы: Спад производсьтва, межэтнические конфликты, падает уровень жизни, ухудшается финансовое положение. Уральский регион. Проблемы – спад производства, кризисное состояние по техногенной нагрузке, увеличение безработицы, неудовлитворительное финанасовое положение.
Восточный, точнее южно-сибирский до юга Дальнего Востока.
2) направлен на политику оздоровления регионов. Здесь выдел след основные типы проблемных регионов: а)отсталые,
б)депрессивные, в)преграничные.
К отсталым относят регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднего российского уровня, экономический потенциал которых в силу объективных и исторических причин в несколько раз ниже среднероссийских показателей, а экономика находится в состоянии длительного застоя и характеризуется мало диверсифицированной структурой промышленности, а также слаборазвитой инфраструктурой и социальной сферой.В эту категорию входят более половины всех республик (Марий Эл, Алтай, Тува), ряд республик Северного Кавказа, ряд областей европейской части и большинство автономных округов (за исключением нефтегазодобывающих).
Депрессивные регионы — территории с устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, а также с растущей безработицей, локальные зоны старопромышленных, аграрно-промышленных и некоторых добывающих регионов европейского Центра, Урала, юга Сибири и Дальнего Востока.. К ним относятся Псковская, Ивановская и Костромская области, республики Калмыкия, Мордовия и Чувашия, Алтайский край, Новосибирская и Читинская области, республики Алтай и Тува. Положение ряда депрессивных регионов может улучшиться в случае восстановления и укрепления позиций России на мировых рынках вооружений, аэрокосмической техники, атомной промышленности и других высокотехнологичных отраслей. Для большинства депрессивных регионов выход на траекторию устойчивого роста экономики может быть обеспечен собственными силами путем осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т.д. Однако ряд регионов с особо глубокой степенью депрессии должны стать объектами целевой государственной поддержки.
Преграничные – имеют особую роль в международном сотрудничестве. РФ занимают 1-ое место по протяженности государственной границы и по числу преграничных стран (16). После распада СССР длина границ почти не изменилась. Но Россия потеряла прямой выход к границам 6-ти государств Восточной Европы и Ближнего Востока. Проблемы связанные с этим: увеличение неконтролируемых трансграничных контактов; недостаточное обустройство таможенной и пограничной служб; слабое развитие транспортной инфраструктуры. На их территории формируются свободные экономические зоны (СЭЗ), для кот характерен промышленный спад, уменьшение ВРП на душу насел. В наибольшей степени продвинулись только СЭЗ ''Находка'' – Приморский край и ''Янтарь'' – Калининградская область.
В отдельную группу можно отнести регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов (Чеченская Республика), экстремальных спадов производства и уровня жизни, вызывающих разрушения накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения.
В группу проблемных регионов входит также значительная часть северных территорий, где типичные негативные факторы (неблагоприятный климат и высокая стоимость жизни, повышенные производственные и транспортные издержки, экологическая уязвимость и т. п.) в настоящее время не компенсируются сильными конкурентными преимуществами в виде богатейших ресурсов (нефти и газа, алмазов, благородных и цветных металлов и др.). Бедственное положение ряда регионов Крайнего Севера (свертывание основных и обслуживающих производств, значительная безработица, низкие доходы населения, трудности с завозом топлива и продовольствия) требуют специальных мер государственной помощи.

Для осуществления эффективной работы ФНЕ на территории Дальневосточного федерального округа в октябре 2005 г. в г. Владивостоке был создан Дальневосточный филиал Фонда "Новая Евразия" (ФНЕ ДВ), который в настоящий момент отвечает за запуск и последующее выполнение Проекта "Разработка и внедрение эффективных моделей управления процессами в сфере внешней и внутренней трудовой миграции".

1. Название Проекта: Разработка эффективных моделей управления процессами в сфере внешней и внутренней трудовой миграции.

2. Краткое описание проблемы (обоснование важности):

Серьезной угрозой устойчивого социально- экономического развития Дальнего Востока России является сокращение численности населения. С 1991 года регион потерял свыше 1,6 млн. человек и нуждается в пополнении человеческих и трудовых ресурсов. Особая роль в этом может принадлежать внутренней и внешней трудовой миграции. Однако объемы потоков внутренних мигрантов существенно снизились и потери компенсировались, в основном, за счет беженцев из Средней Азии и республик бывшего СССР. Соседство региона со странами АТР и, в частности, наличие самых протяженных границ с Китаем - открывает еще одну проблему: демографический дисбаланс - диспропорцию распределения населения на приграничных территориях обоих государств. Если на всем российском Дальнем Востоке проживает около 7 миллионов человек, то только в северо-восточных провинциях КНР - 102,4 миллиона. Такой дисбаланс формирует у китайских соседей чрезмерный интерес к российскому Дальнему Востоку как к территории для реализации планов трудовой занятости и развитию собственного дела. В регион поступает дешевая рабочая сила, происходит заполнение рабочих мест, не пользующихся спросом у российских граждан, создаются дополнительные рабочие места. Но приток иностранной трудовой силы осуществляется практически бесконтрольно, нет достоверной информации по числу прибывших граждан из КНР, не учитывается баланс между использованием национальных и местных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой, увеличивается число нелегальных мигрантов, ущемляются права иностранных граждан на легальное занятие предпринимательской деятельностью, на трудоустройство и получение достойных условий труда, проживания и уровня заработной платы. Приток трудовых ресурсов, главным образом из Восточной Азии, порождает целый ряд проблем схожих для южных приграничных регионов Дальнего Востока: слабая миграционная политика в каждом регионе; отсутствие нормативной базы, ориентированной на регулирование миграционных процессов, квотирование рабочих мест, создание условий для легализации трудовой деятельности мигрантов, достижение баланса между использованием местных трудовых ресурсов и привлечением внутренних трудовых мигрантов и иностранной рабочей силы; отсутствие инфраструктуры по оказанию информационной и правой поддержки мигрантам; низкая адаптация иностранных граждан в местных сообществах; неприятие, а порой и враждебное настроение местных жителей.

3. Цель: Разработка и внедрение эффективных моделей управления процессами в сфере внешней и внутренней трудовой миграции в приграничных регионах Дальнего Востока России.

  • Проведение исследования/анализа проблемной ситуации в целевых регионах Проекта; изучение опыта по решению проблем трудовой миграции в западных территориях России, привлечение зарубежного опыта;
  • Развитие диалога между представителями власти, правоохранительными и контролирующими органами, исследовательскими учреждениями, СМИ и общественными организациями целевых регионов в целях поиска путей/ моделей для решения проблемной ситуации;
  • Разработка и апробация региональных моделей решения проблем трудовых мигрантов, защиты их прав, повышения адаптации в местных сообществах, развития толерантности со стороны местных жителей;
  • Развитие сетевого взаимодействия между участниками Проекта, обобщение наработанной практики в регионах; презентация результатов среди целевых групп Проекта, подготовка предложений по совершенствованию региональной миграционной политики, разработки рекомендаций для федеральных органов власти.

Предполагаемые результаты деятельности:

Проект позволит обобщить текущую ситуацию по внутренней и внешней трудовой миграции ряда территорий Дальнего Востока, а также, как следствие развития конструктивного диалога между представителями власти, миграционных служб, правоохранительных органов, руководителями предприятий, сотрудниками исследовательских учреждений, экспертов и общественности, проект поможет не только разработать, но и апробировать на практике эффективные подходы/ механизмы по регулированию процессов трудовой миграции и нахождения баланса между использованием местных трудовых ресурсов и привлечением рабочей силы извне.

4. География выполнения проекта:

Приморский край, Хабаровский край, Амурская область - регионы, которые в наибольшей мере сталкиваются с проблемной бесконтрольного притока иностранных рабочих.

Типологизация регионов — выделение и группировка региональ­ных образований по определенным признакам.

Для осуществления задач государственной региональной по­литики насущно необходимо построение типологий регионов. Это важно для описания и анализа социально-экономического положения регионов.

В региональных исследованиях широко используются методы сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании. Выделяют несколько основных видов типологизации регионов:

1. типологизация регионов по исходному состоянию и динамике одного показателя;

2. типологизация регионов по сочетанию двух индика­торов (например, характеризующих уровень экономического и социального развития);

3. типологизация регионов по главным проблемам регионального развития.

В региональной экономике выделяются особые территории — проблемные регионы.

Проблемный регион — территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или не может самостоятельно реализовать свой потенциал и поэтому требует активной поддержки государства.

Основными признаками проблемных регионов являются:

1. Особая кризисность проявления той или иной проблемы, которая создает угрозу социально-экономическому и экологическому положению в стране или политической стабильности.

2. Наличие ресурсного потенциала.

3. Особое значение геополитического/геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны.

4. Недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения своих проблем.

Существует несколько основных классификаций проблемных регионов. На основе трех основных уровней измерения: социально-экономическое развитие, динамичность развития и природно-географические условия, выделяют следующие типы проблемных регионов:

1. отсталые (слаборазвитые);

К отсталым относятся регионы, которые имеют традиционно низкий уровень жизни по сравнению с большинством. У них традиционно низкий уровень хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера.

Депрессивные территории — это территории, в которых по экономическим, социальным, политическим или экологическим причинам перестали действовать собственные условия и стимулы для социально-экономического развития.

Кризисные регионы – территории, которые подверглись разрушительному воздействию природных, техногенных катастроф, а также регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, которые вызвали разрушение практически всего инфраструктурного комплекса данной территории.

На территории Российской Федерации выделяются 4 кризисных пояса:

Типологизация регионов — выделение и группировка региональ­ных образований по определенным признакам.

Для осуществления задач государственной региональной по­литики насущно необходимо построение типологий регионов. Это важно для описания и анализа социально-экономического положения регионов.

В региональных исследованиях широко используются методы сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании. Выделяют несколько основных видов типологизации регионов:

1. типологизация регионов по исходному состоянию и динамике одного показателя;

2. типологизация регионов по сочетанию двух индика­торов (например, характеризующих уровень экономического и социального развития);

3. типологизация регионов по главным проблемам регионального развития.

В региональной экономике выделяются особые территории — проблемные регионы.

Проблемный регион — территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или не может самостоятельно реализовать свой потенциал и поэтому требует активной поддержки государства.

Основными признаками проблемных регионов являются:

1. Особая кризисность проявления той или иной проблемы, которая создает угрозу социально-экономическому и экологическому положению в стране или политической стабильности.




2. Наличие ресурсного потенциала.

3. Особое значение геополитического/геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны.

4. Недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения своих проблем.

Существует несколько основных классификаций проблемных регионов. На основе трех основных уровней измерения: социально-экономическое развитие, динамичность развития и природно-географические условия, выделяют следующие типы проблемных регионов:

1. отсталые (слаборазвитые);

К отсталым относятся регионы, которые имеют традиционно низкий уровень жизни по сравнению с большинством. У них традиционно низкий уровень хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера.

Депрессивные территории — это территории, в которых по экономическим, социальным, политическим или экологическим причинам перестали действовать собственные условия и стимулы для социально-экономического развития.

Кризисные регионы – территории, которые подверглись разрушительному воздействию природных, техногенных катастроф, а также регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, которые вызвали разрушение практически всего инфраструктурного комплекса данной территории.

На территории Российской Федерации выделяются 4 кризисных пояса:

В настоящее время Российская Федерация включает 83 региона - субъекта федерации. Среди них республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Эти регионы между собой различаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу и, как следствие, являются разнородными по уровню экономического развития и уровню жизни. Часть регионов устойчиво развивается, решая свои социально-экономические проблемы самостоятельно. Другая часть - самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы, реализовать свой потенциал, поэтому нуждается в активной поддержке со стороны государства.

Содержание

ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ РОССИИ, ИХ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ…………………………………………………….………..4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…. 15

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат Проблемные регионы России, их общие черты и типологизация.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ РОССИИ, ИХ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ…………………………………………… ……….………..4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…. . 15

В настоящее время Российская Федерация включает 83 региона - субъекта федерации. Среди них республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Эти регионы между собой различаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу и, как следствие, являются разнородными по уровню экономического развития и уровню жизни. Часть регионов устойчиво развивается, решая свои социально-экономические проблемы самостоятельно. Другая часть - самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы, реализовать свой потенциал, поэтому нуждается в активной поддержке со стороны государства. Регионы, которые для эффективного решения социально-экономических проблем нуждаются в поддержке со стороны государства, принято называть проблемными. Таким образом, проблемный регион — это категория государственной региональной политики.

К проблемным регионам могут относиться не только субъекты федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов федерации (например, зона Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, озеро Байкал и прилегающая территория и т.п.). Число выделяемых проблемных регионов должно быть не очень велико, иначе усилия государства по их поддержке окажутся размытыми и малоэффективными.

ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ РОССИИ,

ИХ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ

Помимо недостаточности собственных возможностей для обеспечения своего нормального функционирования и развития, а также решения задач национального и мирового масштаба, основными качественными признаками проблемных регионов являются:

  • особая кризисность проявления той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности, экологическому равновесию;
  • наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого особенно важно для национальной экономики;
  • особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны;
  • недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения.

Выделяют два основных подхода к классификации проблемных регионов. Первый подход предполагает разграничение регионов по степени остроты (кризисности) важнейших проблем. В основе второго подхода лежит типологизация по основополагающим проблемам развития региона. Регионы могут иметь проблемы экономического, демографического, этнического, геополитического характера или же другие проблемы и их сочетания.

Специалистами различных научных институтов регионального профиля разработано достаточно большое количество классификаций (типологий) регионов, однако наибольшее распространение получили региональные типологии, предложенные Советом по изучению производительных сил (СОПС) - научно-исследовательское учреждение при РАН и Министерстве экономического развития России по проблемам размещения производительных сил и региональной экономике, - которые ориентированы на цели, задачи и механизмы региональной политики. Основная типология имеет три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.). На основе наблюдаемых типологических признаков выделяются три главных типа проблемных регионов в современной России, по отношению к которым целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые (слаборазвитые), депрессивные и кризисные.

Отсталые (слаборазвитые) регионы

Ускоренное развитие особо отсталых анклавов Центрально-Черноземного и Волго-Вятского экономических районов во многом связано с преодолением общего экономического кризиса, увеличением спроса на профилирующую продукцию проблемных регионов (особенно сельского хозяйства), усилением мобильности трудовых ресурсов (рассасыванием безработицы).

Подъем отсталых регионов Южной Сибири (республик и автономных округов) требует значительных внешних инвестиций, необходимых для восстановления традиционных отраслей деятельности, улучшения транспортной доступности, развития курортно-рекреационных зон и центров, собственной энергетики, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Государство оказывает поддержку экономически слабым регионам в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, некоторых налоговых и кредитных льгот и преференций, селективного дотирования предприятий, обеспечивающих минимальную занятость, и т.п.

Другой тип проблемных регионов – это депрессивные. Депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых в том, что при более низких, чем в среднем по стране современных социально- экономических показателях, в прошлом эти регионы были более развитыми и по некоторым производствам занимали видное место в масштабе страны. Как правило, они имеют достаточно высокий уровень накопленного экономического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, высокий уровень квалификации местных трудовых ресурсов. Однако по разным причинам эти регионы потеряли свое былое значение и относительные преимущества.

Продолжительность и интенсивность кризиса ведущих отраслей производства (или одной ведущей отрасли), приведшего к депрессии или стагнации экономики всего региона, могут существенно различаться. По этому признаку депрессивные регионы делятся на: 1) старопромышленные, 2) аграрно-промышленные, 3) добывающие (очаговые).

В настоящее время большая часть депрессивных регионов — это старопромышленные, сформировавшие и изменявшие свою структуру на разных этапах индустриального развития, начиная с конца XIX столетия до 1960—1970-х гг. Эти регионы в наибольшей степени пострадали от разрыва прежних экономических связей, сокращения государственных заказов на продукцию высокотехнологичных отраслей и общего инвестиционного спроса, изменения соотношения цен в пользу сырьевых отраслей, значительного увеличения импорта, вытесняющего отечественную продукцию. Одна из специфических черт переходного периода — возникновение противоречия между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью. Вследствие этого старопромышленные регионы, особенно концентрирующие предприятия ВПК, технологического оборудования, сельскохозяйственного машиностроения, приборостроения и т.д., а также легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, имеющие высокий удельный вес добывающих отраслей и отраслей первого передела (производство нефтепродуктов, металлов и т.п.). Исключение составили Москва и Санкт-Петербург, сумевшие компенсировать спад промышленного производства развитием сферы рыночных услуг. Большинство старопромышленных депрессивных регионов находится в Северо-Западном, Центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах и южном поясе Сибири и Дальнего Востока.

Добывающие депрессивные регионы (за исключением крупных угольных, относимых к старопромышленным), как правило, представляют собой локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, часто размещенные в малозаселенных районах. Они образуются в связи с истощением запасов или ухудшением условий добычи полезных ископаемых и древесины, возросшей конкуренцией других регионов, падением спроса на некоторые виды сырья. Главные трудности этой группы депрессивных регионов объясняются отсутствием возможностей для создания других производств, необходимостью поддерживать функционирование инфраструктуры, организовывать переселение избыточного населения.

В конкретных общекризисных условиях России, когда депрессия становится общерегиональной и общехозяйственной, вышеприведенное определение пришлось бы распространить практически на все производственно-хозяйственные структуры и на все регионы и, следовательно, выхолостить специфическое содержание проблемы. Поэтому в настоящее время российскими депрессивными территориями, могущими претендовать на государственную поддержку, следует считать только те, в пределах которых темпы спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии, предоставления социальных услуг и т.п. выше как общероссийских, так и макрорегиональных. Степень же такого превышения (степень депрессивности) есть показатель аномальной остроты проблемы и одновременно приоритетности ее решения.

В условиях общего кризиса практически невозможна полная экономико-социально-экологичес кая реабилитация депрессивных территорий. Речь может и должна идти только о снятии первичной аномальной остроты проблемы. Однако и такую зауженную задачу нельзя решить с использованием простейших одномерных средств, например выделив специальную субсидию, объявив о создании оффшорной зоны и т.п.; практика опровергла представления о достаточности таких действий. Видимо, здесь необходимы иные, системные по существу, механизмы санаций (оздоровления), способные одновременно воздействовать на ситуации в сфере экономики, политики, социальных отношений, природопользования и в других областях жизнедеятельности и предполагающие применение многофункциональных экономико-правовых, социально-организационных, социально-экономико- демографических и других регуляторов территориальных ситуаций.

К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительных размеров вынужденную эмиграцию населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. В настоящее время на территории России выделяются четыре кризисных пояса: Центральный, Южный, Уральский, Восточный.

Наиболее крупный из них – Центральный, охватывающий части Северо-Западного, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов. В этом поясе субъекты Российской Федерации находятся в кризисном и предкризисном состоянии по спаду производства; с неблагоприятной экологической обстановкой; с высоким уровнем депопуляции населения; с быстро растущей безработицей; с кризисным уровнем бедности – характеризующихся сложной финансовой ситуацией.

Невозможно найти регион, в котором отсутствуют проблемы социально-экономического развития, однако, в проблемных регионах они проявляются особенно ярко. Итак, какие же регионы относятся к проблемным?

Можно выделить следующие качественные признаки проблемных регионов:

  1. особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности
  2. Наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики
  3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны
  4. Недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.

Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают. В советский период это было связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы и нематериального производства. В современных условиях - частные хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а территориальные органы управления не обладают достаточными ресурсами для реализации политики интеграции интересов населения, власти и бизнеса. С подобными проблемами обычно сталкиваются так называемые проблемные регионы авангардного типа (регионы нового освоения, свободные экономические зоны и т.п.).

Как же осуществляется классификация проблемных регионов? Существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев. Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

Территориальное проблемное районирование не носит сплошного характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие типы территорий:

  1. Субъекты федерации
  2. Части субъектов федерации
  3. Несколько субъектов Федерации
  4. Сопредельные части субъектов Федерации.

2. Кризисные регионы

Выделение кризисных регионов осуществляется на основе первого подхода, т.е. на основе количественных критериев. В этом случае проводится сопоставление регионов по основным показателям социально-экономического развития и выделяются территории, где эти значения существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса:

  1. Центральный пояс
  2. Южный пояс
  3. Уральский пояс
  4. Восточный пояс.

Наиболее крупным является Центральный кризисный пояс. В его состав входят части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов.

Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются:

  • Спад производства
  • Высокая безработица
  • Низкий уровень жизни
  • Низкая бюджетная обеспеченность
  • Высокий уровень депопуляции населения.

Таким образом, в регионах, образующих историческое ядро территории российского государства, наблюдаются устойчивые тенденции свертывания экономической активности и деградации локальных систем расселения.

В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья. Основными проблемами Южного кризисного пояса являются:

  • Спад производства
  • Хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью
  • Низкий уровень жизни
  • Низкая бюджетная обеспеченность
  • Межэтнические военные конфликты
  • Высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.

Таким образом в Южном кризисном поясе свертывание экономической активности протекает на фоне сохранения положительного естественного прироста населения и хронического наличия значительного количества избыточной рабочей силы.

Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-сибирского экономических районов. Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как:

  • Локальный спад производства
  • Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности.

Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области.

Основными проблемами данного пояса являются:

  • Спад производства и высокая безработица
  • Низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения
  • Слабая транспортная доступность
  • Низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения
  • Низкий уровень развития отраслей региональной специализации.

Таким образом, экономический спад в Восточном кризисном поясе протекает на фоне исторически низкого уровня развития региональных экономических комплексов.

Анализ проблем кризисных поясов россии свидетельствует о недостаточности классификации на основе только количественных критериев. Так, во всех кризисных поясах наблюдается спад производства, высокая безработица, низкая бюджетная обеспеченность, однако причины, обусловившие кризисное состояние существенно отличаются.

3. Отсталые (слаборазвитые) регионы

Выделение отсталых (слаборазвитых) регионов является примером второго, качественного подхода к выделению проблемных регионов.

Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются:

  • Состояние длительного застоя
  • Низкая интенсивность хозяйственной деятельности
  • Малодиверсифицированная отраслевая структура экономики
  • Слабый научно-технический потенциал
  • Низко развитая социальная сфера.

На сегодня, к данной категории регионов можно отнести следующие регионы:

  • Большинство республик Северного кавказа
  • Республики и автономные округа юга Сибири
  • Республика Марий Эл
  • Республика Калмыкия.

Если несколько смягчить критерии выделения, к категории отсталых также можно отнести ряд областей Центрально-Черноземного экономического района и автономных округов Севера.

К сожалению, степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России сегодня столь велика, что преодолеть ее в ближайшем обозримом будущем не представляется возможным. Как показали расчеты, для ряда регионов время, необходимое для преодоления отставания от среднероссийских показателей уже превышает сотню лет (таблица 21).

Число лет, необходимых для достижения среднероссийского уровня ВРП на душу населения наиболее отсталыми регионами

Ежегодный темп прироста среднероссийского ВРП на душу населения = 3%
Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 4% Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 10%
Дагестан 158 24
Ингушетия 139 21
Калмыкия 125 19
Северная осетия 113 17
Тыва 110 17
Адыгея 95 14
Кабардино-Балкария 94 14

Целью государственной региональной политики в этих условиях может быть только преодоление центробежных тенденций и сокращение отставания наименее развитых регионов от среднероссийского уровня. При этом, даже наиболее отсталые регионы РФ сегодня обладают потенциальными конкурентными преимуществами, которые могут стать основой для вывода на новый уровень развития.

Так, потенциальными конкурентными преимуществами республик Северного кавказа являются:

  • Выгодное геоэкономическое положение для развития связей России с Закавказьем и Ближним востоком, транзита между Каспийским и Черным морями
  • Курортно-рекреационный комплекс
  • Нефтяные месторождения на шельфе каспийского моря
  • Возможность добычи вольфрамового, молибденового, цинкового, медного сырья
  • Подземные термальные воды, являющиеся ресурсом для развития местной энергетики, коммунального и тепличного хозяйства.

Перспективными направлениями для развития регионов южной Сибири могли бы стать:

  • Восстановление традиционных отраслей хозяйственной деятельности
  • Улучшение транспортной доступности
  • Развитие курортно-рекреационных зон
  • Развитие собственной энергетики
  • Производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, главный путь преодоления хронической отсталости ряда регионов России - саморазвитие территории на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ.

Читайте также: