Плавание в детском саду доклад

Обновлено: 25.06.2024

Цель исследования: Целью исследования является выявление укрепляющего и закаливающего действия, которое оказывается на занимаюшихся плаванием детей.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу.
Установить влияние обучения плаванию детей на закаливание и укрепление организма вцелом.
Рассмотреть роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Анализ литературных источников по теме исследования…………. 5
1.1 Плавание как способ оздоровления, физическое развитие и закаливание детей……………………………………………. 5
1.2Влияние занятий плаванием на центральную нервную систему…………………………………………………………………..………….6
1.3 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания…………………………………………………………………………..7
1.4 Обучение детей плаванию………………….………………………………….10
Глава II. Организация и методика исследований………………………………..14
2.1 Методы и организация исследования…………………………………. 14
2.2 Структура тренировочных циклов…………………………………………….16
2.3 Оценки эффективности учебно-тренировочного процесса………………. 16
Глава III. Результаты исследований и их обсуждение…………………………. 23
3.1 Исследование снижения заболеваемости……………………………………..23
3.2 Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой. 24
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста.rtf

Глава I. Анализ литературных источников по теме исследования…………. 5

1.1 Плавание как способ оздоровления, физическое развитие и закаливание детей……………………………………………. . . 5

1.2Влияние занятий плаванием на центральную нервную систему…………………………………………………………… ……..………….6

1.3 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания…………………………………………………… ……………………..7

1.4 Обучение детей плаванию………………….…………………………………. 10

Глава II. Организация и методика исследований………………………………..14

2.1 Методы и организация исследования…………………………………. . 14

2.2 Структура тренировочных циклов…………………………………………….16

2.3 Оценки эффективности учебно-тренировочного процесса………………. 16

Глава III. Результаты исследований и их обсуждение…………………………. 23

3.1 Исследование снижения заболеваемости…………………………………….. 23

3.2 Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой. . . . . 24

Список использованной литературы……………………………………………. 31

Актуальность проблемы: Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.

Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование -произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.

Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.

Обьект исследования:Дети обучающиеся плаваниюв раннем и дошкольном возрасте.

Предмет исследования: Плавание как одно из лудших средств закаливания и укрепления организма.

Цель исследования: Целью исследования является выявление укрепляющего и закаливающего действия, которое оказывается на занимаюшихся плаванием детей.

Изучить и проанализировать научно-методическую литературу.

Установить влияние обучения плаванию детей на закаливание и укрепление организма вцелом.

Рассмотреть роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания.

Основное содержание работы: В первой главе (Анализ литературных источников по теме исследования)говорится о пользе плавания в том числе и раннего, его влияние на ЦНС, ССС, дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат и также его закаливающее действие. Во второй главе (Организация и методика исследования) говорится о методах исследования, где, как ис кем проводилось исследование. В третьей главе (Результаты исследования и их обсуждение) там представленны результаты опроса о заболевамости детей, функциональная проба и антропометрические измерения роста и веса детей.

Работа изложена на 47 страницах, содержит 4 таблици, 1 график и 2 рисунка, библиографический указатель содержит 17 источников отечественных авторов.

Глава I Анализ литературных источников по теме исследования

1.1Плавание как способ оздоровления, физическое развитие и закаливание детей.

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге.( 3,15)

На наш взгляд среди многих массовых видов спорта, пожалуй только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность и важное прикладное значение. По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры для лиц различного возраста и подготовленности.(8,2)

Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны -физических упражнений, с другой -уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет особое значение для человеческого организма, который на 80% состоит из воды (а клетки мозга на 90% состоят из воды), все жизненно важные процессы протекают в водной среде организма, а первые 9 месяцев развития человеческого организма происходят в водной среде.

Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.

Раннее физическое развитие - это целый комплекс упражнений, методов и действий, направленных на физическое развитие малыша первых нескольких месяцев. Несомненно, раннее грудничковое плавание влияет на улучшение физического развития ребенка.(3,17)

Плавание - это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении. Во время плавания, которое является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат, т.е. осуществляется своеобразная гимнастика.(23,1)

Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Горизонтальное положение во время плавания -это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему.

Купание, плавание, игры и развлечения на воде -один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.(12,6)

1.2 Влияние занятий плаванием на центральную нервную систему

Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка. Уже в 2-2,5 года общая картина строения головного мозга у детей мало отличается от строения такового у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений.(3,8)

До 6 лет у ребенка в деятельности ЦНС процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. Вместе с тем в дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение.

Дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и т.д. В связи с этим движения дошкольников часто неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

У детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений.(23,17)

1.3 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания

К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (такие как например труд и др.), безусловные рефлексы, массаж.

Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физических качеств.(11,9)
Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности.(5,11)
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.(8,13)
Физические упражнения -специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды жизни человека.

Движения, входящие в различные виды деятельности, оказывают положительное влияние на организм ребенка, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки.

Из всех циклических видов спорта плавание отличается от других тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения. И в то же время многие дети более старшего возраста, подростки, юноши и даже взрослые в нашей стране или вообще не умеют плавать или передвигаются в воде неправильно, не испытывая достаточных нагрузок, а стало быть, плавают без особой пользы для здоровья.

Плавание может эффективно использоваться для предупреждения и даже лечения довольно распространенных среди современных детей и подростков нарушений осанки и сутулости. Так. при плавании брассом происходит выпрямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста.(23,6)

1.4 Обучение детей плаванию

Но даже если по каким-либо причинам ребенка не обучалис грудного возраста, то в годовалом возрасте это будет сделать сложнее, но всеже анатомические и физиологические особенности ребенка способствуют освоению движений в воде: его удельный вес меньше, чем у взрослого, поэтому он намного легче и лучше (стабильнее) держится на воде; тело имеет хорошо обтекаемую форму; подвижность суставов и связочного аппарата позволяет успешно осваивать разнообразные движения. Ребенок начинает говорить -его словарный запас к двум годам составляет 220-400 слов, понимает же он намного больше. Он уже свободно ползает, переворачивается со спины на живот и наоборот, лежа на животе, приподнимает туловище, опираясь на руки, самостоятельно переходит из положения лежа в положение сидя и наоборот, ходит на четвереньках, начинает ходить (сначала в боковом направлении), лазает по лесенке на небольшую высоту, может самостоятельно подползать под скамейку, пролезать в обруч.(19,7)

Плавание – уникальный вид спорта, практически не имеющий противопоказаний. Древние греки, говоря о никчемности человека, замечали: “Он не умеет ни читать, ни плавать”. Т. о. плавание не только полезно, но и необходимо каждому человеку. Оно обладает огромным оздоровительным эффектом. Особенно важно это для детского организма:

  • повышаются защитные свойства иммунной системы, увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям;
  • возрастает интенсивность обменных процессов в организме ребенка;
  • улучшается умственная работоспособность ребенка;
  • совершенствуется органы кровообращения и дыхания, улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, ритм дыхания, увеличивается жизненная емкость легких;
  • укрепляется опорно-двигательный аппарат, правильно формируется позвоночник, вырабатывается хорошая осанка;
  • увеличивается работоспособность всей мышечной системы детского организма;
  • улучшается координация движений, выносливость;
  • укрепляется нервная система, улучшается сон и аппетит.
  • игры в воде позволяют детям получать много положительных эмоций.

Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. При обучении создаются условия для формирования личности, что способствует развитию целеустремленности, настойчивости, самообладания, решительности, смелости, дисциплинированности, самостоятельности, В ДОУ проводится целенаправленная работа по обучению детей плаванию, которая включает следующие формы:

  • образовательную;
  • оздоровительную;
  • развлечения, праздники на воде.

Основное содержание программы обучения составляют физические упражнения и игры. Известно, что для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Посредством игры малыши получают необходимые им знания, умения и навыки. Все это в полной мере относится и к обучению плаванию. Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью и знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила.

Организация обучения детей плаванию в детском саду.

Организация осуществляется в комплексе со всеми формами физкультурно-оздоровительной работы, так как только в сочетание непосредственно образовательной деятельности в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат. Режим дня, включающий непосредственно образовательную деятельность по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательной деятельности, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Непосредственно образовательная деятельность по плаванию должна проходить не ранее чем через 40 мин после еды. Длительность образовательной деятельности устанавливается в зависимости от возраста детей и периода их обучения:

  • 1-ая младшая группа – 15 мин
  • 2-ая младшая группа - 15-20 мин
  • Средняя группа – 20 мин
  • Старшая группа – 25мин
  • Подготовительная группа - 30мин

Непосредственную образовательную деятельность по плаванию проводит инструктор по физической культуре, имеющий специальное образование. Медицинский персонал определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий. Инструктор по плаванию поддерживает тесную связь с родителями.

Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:

  • внимательно слушать задание и выполнять его;
  • входить в воду только по разрешению преподавателя;
  • спускаться по лестнице спиной к воде;
  • не стоять без движений в воде;
  • не мешать друг другу, окунаться;
  • не наталкиваться друг на друга;
  • не кричать;
  • не звать нарочно на помощь;
  • не топить друг друга;
  • не бегать в помещении бассейна;
  • проситься выйти по необходимости;
  • выходить быстро по команде инструктора.

Цели и задачи обучения плаванию детей дошкольного возраста

Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее действие на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений и навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками.

Цели начального обучения плаванию дошкольников:

  • Научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде.
  • Максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей и их физическому развитию.
  • Заложить прочную основу для дальнейшей образовательной деятельности по обучению плаванию, привить интерес, любовь к воде.
  • Учить, не бояться входить в воду, играть и плескаться в ней.
  • Учить передвигаться по дну бассейна различными способами.
  • Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза; передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Учить выдоху в воде.
  • Учить лежать в воде на груди и на спине.
  • Учить скольжению в воде на груди и на спине.
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.
  • Учить выполнять попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.
  • Учить сочетать движения рук и ног при скольжении на груди и на спине.

Характеристика основных навыков плавания.

Помогает обрести чувство уверенности, учит произвольно, сознательно уходить под воду, ориентироваться там и передвигаться, знакомят с подъемной силой.

Позволяет почувствовать статистическую подъемную силу, удерживать тело в состоянии равновесия, учит преодолевать чувство страха.

Позволяет почувствовать не только статистическую, но и динамическую подъемную силу, учит продвигаться и ориентироваться в воде, работать попеременно руками и ногами, проплывать большие расстояния, совершенствует другие навыки, способствует развитию выносливости.

Ритмичное правильное дыхание, согласованное с ритмом движений, учит преодолевать давление воды, развивает дыхательную мускулатуру, оно тесно взаимосвязано со всеми навыками.

Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста

Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:

  • принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях плаванием;
  • принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого представления движений в воде и их совершенствование;
  • принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;
  • принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;
  • принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания – от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.

Методы обучения – это такие способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи – освоение навыка плавания. Они делятся на:

  • Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания.
  • Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
  • Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности.

Навыки плавания у детей формируются, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств обучения плаванию:

Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе

I младшая группа.

Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовка к занятиям плаванием. Малыши лучше, быстрее и менее болезненно адаптируются к новым условиям жизни, если с первых же дней посещения дошкольного учреждения имеют возможность купаться, играть и плескаться в бассейне.

  • Научить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
  • Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
  • Знакомить с некоторыми свойствами воды.
  • Приучать к простейшим передвижениям в воде, к погружению.
  • Учить выдохам в воду, прыжкам.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, запомнить личные вещи.

Правила поведения: знакомство с основными правилами и их соблюдение.

К концу года дети могут:

II младшая группа.

Во второй младшей группе продолжается период освоения детей в воде. Начинается этап, связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные движения. В то же время дети знакомятся с некоторыми свойствами воды - сопротивлением, поддерживающей силой.

  • Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
  • Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
  • Знакомить с некоторыми свойствами воды.
  • Обучать различным передвижениям в воде, погружению.
  • Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.
  • Учить различным прыжкам в воде.
  • Делать попытки лежать на воде.
  • Учить простейшим плавательным движениям ног.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи. Правила поведения: соблюдать основные правила поведения.

К концу года дети могут:

Дети уже достаточно освоились в воде. Начинается новый этап: приобретение навыков плавания, таких как ныряние, лежание, скольжение, контролируемое дыхание, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на формирование умения находиться в воде в без опорном положении. Двигательные навыки, приобретенные в младшем возрасте, закрепляются уже на большей глубине. Упражнения усложняются. Повышаются требования к самостоятельности, организованности.

  • Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
  • Продолжать знакомить со свойствами воды.
  • Продолжать обучать передвижениям в воде.
  • Учить погружаться в воду.
  • Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.
  • Обучать выдоху в воду.
  • Учить открывать глаза в воде.
  • Обучать кратковременному лежанию и скольжению на воде.
  • Учить выполнять плавательные движения ногами.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи. Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его команды.

К концу года дети могут:

К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания.

  • Продолжать знакомить со свойствами воды.
  • Разучивать технику способов плавания кроль на груди и на спине.
  • Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
  • Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Научить выдоху в воду.
  • Учить более уверенно, держаться на воде, скользить на груди.
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.
  • Разучивать попеременные и одновременные движения руками.

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи. Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

К концу года дети могут:

Подготовительная к школе группа

В подготовительной группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески использовать приобретенные навыки.

  • Продолжать знакомить со свойствами воды.
  • Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль на спине.
  • Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине.
  • Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Научить выдоху в воду.
  • Учить уверенно, держаться на воде, скользить на груди более продолжительное время.
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.
  • Учить попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.
  • Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи. Правила поведения: знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.

К концу года дети могут:

Диагностика плавательных умений и навыков дошкольников

Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения.

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения:

  • Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
  • Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
  • Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение.

Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Главную роль играют принципы: сознательность, систематичность, наглядность, доступность, принцип возрастания нагрузки при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость и несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное – возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей. Забота о физическом развитии ребенка является столь же важной, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.

Раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всем хорошо известно, что проблемой в наши дни является недостаточная двигательная активность людей, в том числе и детей. Безусловно, на состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние такие факторы, как: неблагоприятные социальные и экологические условия, резко отрицательная экологическая обстановка, дискомфортные условия для проживания (быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры), наследственность.
Забота о здоровье детей, снижение заболеваемости важна для нормального физического и общего развития ребенка. И только от совместных усилий педагогов и родителей зависит, каким будет здоровье подрастающих детей

Доклад по теме:

Инструктор по плаванию: Карагулова С.Т.

Всем хорошо известно, что проблемой в наши дни является недостаточная двигательная активность людей, в том числе и детей. Безусловно, на состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние такие факторы, как: неблагоприятные социальные и экологические условия, резко отрицательная экологическая обстановка, дискомфортные условия для проживания (быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры), наследственность.
Забота о здоровье детей, снижение заболеваемости важна для нормального физического и общего развития ребенка. И только от совместных усилий педагогов и родителей зависит, каким будет здоровье подрастающих детей

Одной из ведущих форм в системе физического воспитания детей детском саду является плавание как средство обучения, оздоровления организма и его закаливания. Навык плавания для любого человека настолько же природный, как ходьба, бег, прыжки

Помимо основной функции овладения навыком передвижения в воде, они в значительной мере способствуют повышению уровня развития психических качеств, а также оздоровлению организма в целом.

Установлено, что основным нарушением в двигательной сфере детей, является расстройство координации движений, что тормозит развитие координационных способностей, необходимых в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности

Плавание же, как ни какой другой из видов физических упражнений, способствует развитию координации движений. Врачи рекомендуют заниматься плаванием с младенчества

Доказано, что у детей после бассейна крепче сон, улучшается аппетит, повышается иммунитет, общий тонус организма и выносливость.

Очень важным на сегодняшний день является, формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью, с помощью приобщения его к здоровому образу жизни. Поэтому, занятия в бассейне на мой взгляд, является одним из эффективных факторов укрепления здоровья и физического развития ребенка. В воде ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости, его опорно-двигательный аппарат разгружается от давления тела. Это создает условия для профилактики нарушений осанки, увеличиваются двигательные возможности организма, не перегружая детский организм, тренируется максимальное количество органов и систем. Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц при преодолении сопротивления воды

Основная цель моей работы:

охрана и укрепление детского организма;

обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями;

предоставление детям возможно­сти научиться плавать;

преодоление чувства страха и боязни воды.

В соответствии с данной целью решаю следующие задачи:

обучение навыкам плавания;

бережного отношения к своему здоровью;

навыков личной гигиены;

воспитание физических качеств;

безопасного поведения на воде.

Создание здоровьесберегающей среды ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка, является главным приоритетом в моей работе. Бассейн детского сада, как раз и есть то место, где создаются условия, при которых каждый ребенок способен получить не только навык плавания, но и навык привития здорового образа жизни. Научиться плавать – большое счастье, но и большой труд, научить ребенка плавать можно лишь при условии его свободного, без напряжения и страха поведения в воде. На этапах начального обучения плаванию, на детей действует множество факторов, которые не встречаются им при наземном передвижении, это прежде всего, переключение привычных реакций, связанных с твердой опорой и передвижением в разнородной среде земля-воздух, адаптация с новым способом опоры о воду и передвижение в однородной водной среде; отсутствие антигравитационных рефлексов и переход к действиям в условиях относительной невесомости; перестройка дыхания, замена вертикального положения на горизонтальное, дети не в состоянии сразу адаптироваться к влиянию всех этих факторов.

Поэтому, я пришла к выводу, что дети нуждаются в особых технологиях обучения по плаванию. С учетом этого я разработала модель организации физкультурно - оздоровительной работы в бассейне, используя традиционные и нетрадиционные средства обучения.

Модель обучения плаванию детей дошкольного возраста

Нетрадиционные средства обучения

Традиционные средства обучения














упражнения для разучивания техники с опорой и без

использование музыкальных фонограмм

развлечения и досуги;

дыхательная гимнастика с элементами Ха – йоги

упражнения с элементами гидроаэробики

подготовительные упражнения на воде

Нестандартное спортивное оборудование помогает мне в целенаправленной деятельности, где ребенок овладевает назначением предметов и обобщенными действиями с ними. Вместе с тем, это хорошее средство обучения и совершенствования таких навыков, как ходьба и бег в заданном направлении, ходьба на носочках, перешагивания, действия с мячиками. Играя, ребенок незаметно привыкает к свойствам водной среды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой. Таким образом - обучение плаванию детей дошкольного возраста не только дает ребенку один из очень ценных навыков, который потом не раз ему пригодится в жизни, плавание – это еще и полноценная физкультура, полезные физические нагрузки, которые так важны для растущего организма. Плавание - как водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать

Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее

При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста стараюсь придерживаться следующих правил:

Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста параметрам.

Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом"

Современный мир диктует свои условия. ФГОС представляет дошкольное детство, как важный период времени в общнм развитии личности. Одним из главных аспектов для полноценного гармоничного рвзвития ребенка является здоровье. Здоровый ребенок- одно из главных условий правильного формирования его характера. развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У него быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше воспринимает, предъявляемые ему, требования.

Одной из главных задач ДОУ является - создание условий для всестороннего физического развития воспитанников. В нашем детском саду этому помогают регулярные занятия в бассейне. Вся деятельность проводится в соответствии с перспективным планированием для каждой возрастной группы(начиная с младшего возраста). Все поставленные задачи выполняются в соответствии с возрастными особенностями детей.

Кроме этого, занятия в бассейне являются прекрасным средством для закаливания детей и совершенствованием их терморегуляционного аппарата.

Обучение плавнию решает несколько задач:

- развитие дыхательных навыков (и как следствие - лучшее насыщение организма кислородом,что особенно актуально в условиях Крайнего Севера);

- различные передвижения в воде, обучение различным стилям плавания

(приводит к формироваию и укреплению мышечного корсета всего тела);

- воспитание культурно-гигиенических навыков (формирует самодисциплину в ребятах).

В ходе работы была выявлена необходимость уделять большое внимание, как очень подвижным детям, так и медлительным.Занимаясь с активными детьми, стоит обращать внимание на контроль ребенком своих эмоций и правильность выполнения инструкции. при работе с “копушами” нужно подбирать задания, увеличивающие их двигательную активность.

Особую роль в обученни плаванию занимает наглдность. Для этого применяются: картинки-образы. имтирующие движения (для младшего возраста) и опорные карты видов плавания (для детей старшего возраста). Важно отметить, что сложное движение следует разделить и изучать его поэтапно(например, постановка рук при плавании стилем кроль).Следует добиться автоматизма, и только затем переходить с более сложному этапу. Хорошим приемом для осмысленного усвоения техники плавания, является привлечение самих детей к анализу движений. И конечно, не стоит забывать о доброжелательности при анализе деятельности.

Игра- основной вид деятельности дошкольников. На каждом занятии детям предлагается изучить. а затем и поиграть в игры. Возможно одно из занятий посвяить только полюбившимся ребятам играм, а также предложить спортивное оборудование для самостоятельных игр.

Для того, чтобы дети были успешны на занятиях в бассейне важно тесное сотрудничество с инструктором по физкультуре и воспитателями групп. На занятиях в зале и при проведении утреннней гимнастики инструктор по физкультуре может закрепить необходимые движения. а в двигательной активности в группе , педагог может повторить их с детьми.

Без тесного взаимодействия с семьями воспитанников, невозможно воспитать здорового ребенка. Для этого целесообразно информировать семьи различными способами: папки-передвижки, информационные стенды, видео и фото- презентации, совместные праздники и развлечения на воде, консультации о пользе, видах и способах закаливания. Необходимо также доносить до родителей, что занятие в воде_ это прекрасный способ для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу, является возрастом наиболеестремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности. Ребенок приобретает основы личной культуры, ее базис, соответствующий духовным ценностям.

Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют их высокую чувствительность к воздействию факторов внешнй среды. В числе факторов, негативно сказывающихся на состоянии здоровья, состоят: ухудшение условий окружающейсреды, снижение уровня жизни, гиподинамия и другие..

Обучение плаванию детей должно опираться на основные требования педагогики- иметь воспитывающий и развивающий характер. Взрослые, окружающие ребенка, должны не только давть знания, но и обучать детей тому, как их использовать разумно: беречь свое здоровье; различать , что полезно и вредно организму; проявлять интерес к ЗОЖ; соблюдать культурно-гигиенические навыки.

Главное не забывать, что здоровье - наша главная копилка. Что положим в нее, на то и будем жить всю жизнь.

Читайте также: