Конфликт в сценарной драматургии доклад

Обновлено: 19.04.2024

Мы все знаем то самое ощущение, когда мы восхищены характером и личностью главного героя фильма. Когда мы садимся писать, даже ставя перед собой цель создать такого персонажа, нелегко понять, что же делает героя и его историю столь прекрасной. Ответ находится извне, в так называемом внутреннем конфликте.

Написание внутреннего и внешнего конфликтов может показаться сложной задачей, но это ключ к тому, чтобы ваша история ожила, выпрыгнула со страниц и прочно осела в умах зрителей.

В этой статье мы собираемся осветить внутренний и внешний конфликты со всех сторон с примерами. В конце вы поймете, как использовать оба типа конфликтов в вашей истории. Что такое внутренний конфликт?

Чем ещё является внутренний конфликт, как не в буквальном смысле враждующими личностями внутри тебя?

Другие примеры внутреннего конфликта

Когда речь заходит о внутреннем конфликте, можно представить себе ангела и черта по разные стороны плеч персонажа. Они буквально разрывают героя изнутри на части, тем самым двигая историю вперёд.

Сцена разговора двух персонажей, имеющих внутренние конфликты, может оказаться гораздо эффектнее и сильнее, чем сцена битвы.

Как насчёт другого классного и неожиданного внутреннего конфликта?

Вспомните Базза Лайтера из Истории игрушек. Его внутренний конфликт состоит в том, что он считает себя настоящим, живым Баззом Лайтером, а не просто игрушкой. Этот конфликт между его внутренним состоянием и реальностью заряжает каждую сцену и управляет сюжетом. Именно он помог создать бессмертную классику, а также запустить целую франшизу.

Внутренний конфликт – это краеугольный камень успешности сценария. Подумайте над тем, какой внутренний конфликт мог бы быть у вашего персонажа.

Но бывает и так, что одного лишь внутреннего конфликта недостаточно. Именно здесь и появляется внешний конфликт, а его противостояние с внутренним может создать уникальный сюжет в вашем сценарии.

Что такое внешний конфликт?

Определение внешнего конфликта немного легче. Внешний конфликт - это физическая борьба между вашим героем и внешними силами, которыми могут быть и другие персонажи.

Внешний конфликт не даёт вашему герою двигаться вперёд по истории или может даже угрожать его жизни. Например, персонаж застрял в уплотнителе мусора. Или подвергся надвигающейся атаке звездного эсминца. А, может быть, за ним охотятся ситхи? Во вселенной Звёздных Войн много классических внешних конфликтов.

Принципиальное различие между внутренним и внешним конфликтах состоит в том, первый происходит внутри персонажа, а второй – в его окружении. Конечно, это и так довольно очевидно, но чтобы создать сюжетные слои, вам необходимо иметь в истории оба конфликта, а также продумать, как они могут друг друга дополнять.

Другие примеры внешнего конфликта

Иногда внешние конфликты являются причиной внутренних. Потому что, в основном, когда вы пишете сценарий фильма или сериала, вам нужно, чтобы в истории всё пошло не так. Никто же не хочет читать сценарий или смотреть сериал о деревеньке счастливых людей, у которых всё хорошо и ничего такого не происходит. А вот когда что-то вдруг идёт не так, то это образует внешние конфликты, а они порождают внутренние. Это и даёт развитие истории.

Нацисты преследуют героя в ковчеге (прим. переводчика: отсылка к фильму Индиана Джонс В поисках утраченного ковчега). Е.T. ищет способ вернуться домой (прим. переводчика: отсылка к фильму Инопланетянин 1982). Пришельцы вторглись на Землю. И ещё много других примеров, не имеющих отношение к творчеству Спилберга.

Итак, что же самое важное при написании внешнего конфликта?

Создать героя с правильным внутренним конфликтом в правильный внешний конфликт. Звучит немного запутанно, поэтому давайте приведём ещё один пример.

Если Титаник утонет, Роуз должна понять любит ли она Джека, верит ли ему и хочет ли его спасти.

Если Морфеус схвачен Агентами, Нео нужно заглянуть внутрь себя и решить является ли он тем самым Избранным.

Другой способ – это подумать о том, кто в истории является наименее подходящим по внутренним параметрам человеком для решения этой внешней проблемы? Или наоборот.

Давайте погрузимся на следующий уровень анализа внутреннего конфликта. Если вы планируете писать сценарии для сериалов или фильмов, вам нужно знать и о других типах конфликтов. А что, есть и другие?

Какие ещё существуют типы конфликтов?

В классической литературе, а теперь также в кино и на телевидении существует шесть разных типов конфликтов. В то время, как большинство попадает под общую классификацию внутренних или внешних, мы рассмотрим каждую категорию отдельно и приведем примеры.

1. Человек против самого себя (Я против Я)

Однако, одни из лучших сценариев основаны на создании внешних конфликтов из внутренней борьбы персонажа. Иногда лучше взять стандартный конфликт и перевернуть его с ног на голову.

2. Человек против человека

3. Человек против общества

Как же сделать конфликт человека против общества внутренним?

4. Человек против природы

Но может ли внутренний конфликт иметь отношение к природе?

5. Человек против машины

Опять-таки, выше показаны самые очевидные истории, которые могут стать основой для новых интересных сюжетов.

6. Человек против судьбы / сверхъестественного

Задача главного героя состоит в том, что высшие силы вмешиваются в его дела. Поэтому он должен преодолевать всевозможные внешние конфликты. Но ставка, которую сделали высшие силы, заключается в том, смогут ли они контролировать внутренний мир персонажа. Это двойной удар.

Как использовать типы конфликтов в вашем сценарии

Когда вы начинаете работу над своим сценарием, очень хорошо следить за тем, как внутренние и внешние конфликты взаимодействуют друг с другом по мере продвижения истории. Можно представить, что каждый уровень конфликта это сторона автомобиля. Если у вас крутятся колеса только одной стороны, ваша история, как и машина, будет двигаться просто по кругу. Но если обе стороны работают одновременно и слаженно, повествование фильма всегда будет двигаться вперед.

Как использовать типы конфликтов, чтобы помочь развитию истории?

Как было написано ранее, нужно, чтобы внутренние и внешние конфликты работали в тандеме. В каждой сцене спросите себя, как эта сцена соотносится с внутренним и внешним конфликтом.

Рассмотрим несколько сцен.

А что насчет комедии?

Противостояние в финальной сцене легендарно. Мы помним насколько крут Джон Маклейн, но сам фильм построен на его внутреннем конфликте. Джон любит свою жену, но был для неё плохой поддержкой и мужем. И это привело к последствиям. Мы с самого начала видим, что она хочет вернуть свою девичью фамилию. Когда же Ганс Грубер падает из окна, мы уже замечаем, что часы Холли, где написана ее девичья фамилия, падают следом за ним. Это идеальный ход для развития внутреннего конфликта. Джон и его жена снова будут вместе.
Суммируя ключевые моменты написания конфликта в истории.

Мы все можем согласиться с тем, что лучшие фильмы и сериалы показывают приключения персонажа, в которых он преодолевает какие-либо внешние трудности, которые так или иначе влияют на его внутренний мир. И наоборот. Лучше всего использовать внутренние и внешние конфликты в тандеме, чтобы создать захватывающую драму. Или захватывающую комедию.

Если вы будете каждый просмотр фильма наблюдать за конфликтами в сценах, а затем начнете применять их в своей собственной истории, вы неожиданно для себя откроете возможность сделать ваши сценарии по-настоящему динамичными и интересными.

Конфликт - составляющая сюжета драматургического фильма. Противоречие как принцип взаимоотношений между образами художественного произведения. Виды конфликтов в современных сценариях. Использование конфликтных ситуаций в детективах, триллерах и боевиках.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.05.2017
Размер файла 56,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Драматургический конфликт и его виды

Конфликт является наиболее крупной и наиболее существенной составляющей сюжета фильма. Развитие действий, переход от одного действия к другому - все общее движение фильма - происходит в результате конфликтов. Потому именно драматургический конфликт является главным мотором, двигателем всего действия фильма.

1. Драматургический конфликт. Роды драматургического конфликта

Драматургический конфликт отличается от жизненного конфликта тем, что он, во-первых, осознан и прочувствован автором, и, во-вторых, выражает определённую тему и идею произведения.

Не всякое противоречие внутри фильма является драматургическим конфликтом. Так, глубинное противоречие остаётся просто противоречием, если оно не сопровождается конкретным конфликтом, выраженным в противостоянии героев фильма или чувств в душах героев.

Существует два основных рода драматургического конфликта - драматический и повествовательный.

Драматический конфликт - это вид конфликта, который ведет к прямой борьбе противонаправленных сторон, заканчивающейся поражением либо победой одной из них - физическим поражением, либо духовным. Драматический конфликт выступает, как правило, в форме единого конфликта, проходящего через все произведение - от начала и до конца фильма. драматургический фильм конфликт сценарий

Как правило, в фильме присутствует несколько конфликтов, но если в основе сюжета лежат драматические конфликты, то среди них всегда можно выявить главный конфликт.

Второй род драматургического конфликта - повествовательный конфликт.

Повествовательный конфликт - конфликт, который не ведет к борьбе двух сторон, он построен на разном отношении персонажей к одному и тому же предмету или явлению.

2. Виды драматургических конфликтов

Конфликты в сценариях и в фильмах разделяются не только на роды, но и на виды внутри каждого рода.

Первая группа видов - конфликты внешние и конфликты внутренние.

Вторая видовая группа конфликтов - это конфликты открытые и конфликты скрытые. И это не третий и четвертый виды конфликтов - и внутренний и внешний конфликты могут быть как скрытым, так и открытым.

Конфликты открытые ясны для зрителя с самого начала их зарождения. Скрытые же конфликты - те, где зритель долгое время не знает о существовании конфликта, пока он не открывается - как правило, внезапно.

Таким образом, драматургические конфликты могут быть: драматическими и повествовательными, внешними и внутренними, открытыми и скрытыми.

Итак, драматургический конфликт может быть двух видов - драматический либо повествовательный, и каждый из этих двух видов, соответственно, может быть внешним либо внутренним; и, в свою очередь, драматический внешний, драматический внутренний, повествовательный внешний и повествовательный внутренний конфликт может быть либо открытым, либо скрытым конфликтом.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Сценарное мастерство и основы драматургии

1. Драматический конфликт. Виды конфликта. Особенность построения конфликта в сценарии массового праздника и театрализованного представления.
Драматургический конфликт – это всякое развитое несоответствие, противоречие, столкновение, которое может привести к борьбе (а может и не привести).

Драматический конфликт – это такой конфликт, который ведет к прямой борьбе противонаправленных сил внутри героя или двух разных героев, заканчивающийся победой одной из сторон (физической или духовной).

Этот конфликт характерен для драм, приключенческих фильмов и т.д.

Драматический конфликт как правило выступает в форме единого конфликта, начинающегося в начале фильма, развивающегося на всём его протяжении, заканчивающегося в его конце.

Все конфликты могут быть внутренними или внешними:

Внешние конфликты – это конфликты между героями (кого с кем).

Внутренние конфликты – это конфликты в душах героев (чего с чем).

И внешние, и внутренние конфликты могут быть скрытыми (то есть когда конфликт явно не виден, но потом внезапно обнаруживается.

Именно внутренний конфликт особенно важен в драматургии. Драма отличается от мелодрамы тем, что в ней присутствуют внутренние конфликты в героях. То есть если по внешним признакам фильм является драмой, то в герое обязательно должен быть внутренний конфликт.

Конфликт - это столкновение, борьба противоборствующих сил, стремлений, идей, взглядов. Без него театрализованное представление не обладает необходимой динамикой, что сразу становится заметно зрителям.

Без определения главного конфликта невозможно грамотно выстроить действие представления, рассчитать его нарастающую силу. Определив же содержание конфликта, можно построить сюжетный замысел с учетом требований композиции, т.е. определить экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и финал действия.

Построение конфликта в сценарии массового праздника и театрализованного представления основывается на трех основных видах:

- Герой — Зрительный зал;

- Герой (или герои) и Среда.
2. Написание сценария новогоднего представления.

Корпоративный новый год. Участники (или ведущий) одеты по моде 80-х, 90-х годов. В перерывах между конкурсами звучит : Depeche Mode, David Bowie, Pet Shop Boys, Scopions, Ace of base и др .

Лот 1: открытка новогодняя советская (для тех кто по каким-либо причинам не успел приобрести заранее);

Лот 4: коробок спичек;

Лот 5: (Основной лот) водка пшеничная 0,5 (ведущий настраивает участников на то, что это дефицит, все таки 1987 год на дворе, из подполья достали, из личных закромов председателя! И т.д.).

Ведущий: «Хотел напомнить Вам по каким признакам люди узнают, что Мы - родом из СССР:

- увидев толпу людей в коридоре спрашиваете - кто крайний?

- на новый год всегда покупаете мандарины, делаете тазик оливье и

покупаете много водки

- знаете минимум 5 способов приготовления крепких спиртных напитков в

- считаете пятницу праздником перед выходными

- знаете дословную расшифровку аббревиатур – ИТР, ОТК, ГТО, ГОЭЛРО, ЦК

КПСС, КПЗ, НКВД, ГУЛАГ, итд, итп

- помните как правильно завязывать пионерский галстук

- с грустной улыбкой вспоминаете, что в СССР секса не было

- не забыли фамилии тех, кто первыми водрузил флаг на Рейхстаг в 1945-м

- и вам все еще хочется туда вернуться…

2. Беляев И.К. “Введение в режиссуру” (Курс для документалистов). Изд. Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Москва, 1998г.

Конфликты в сценариях и фильмах мы разделяем не только на роды — драматический и повествовательный, но и внутри каждого из родов — на виды конфликтов.

Какие же это виды?

Существуют две видовые группы драматургических конфликтов:

I группа: конфликты внешние и

конфликты внутренние.

Следует добавить: существование в фильме именно по-настоящему разработанного внутреннего конфликта придают сюжету произведения бóльшую степень глубинной содержательности. Так, в персонажах вышеназванных картин И. Бергмана и К. Муратовой мы находим и внутренние конфликты, в главных же героях мелодрам таковых нет.

II видовая группа конфликтов: конфликты открытые и

конфликты скрытые.

(Необходимо учесть: перед нами не третий и четвертый вид конфликтов — ибо и внешний, и внутренний конфликт может быть как открытым, так и скрытым).

Конфликты открытые ясны для зрителя с самого начала их зарождения. К ним принадлежат все упомянутые выше примеры внешних и внутренних конфликтов.

Соотнесенность родов и видов конфликтов

Итак, драматургические конфликты могут быть:

- драматическими и повествовательными,

- внешними и внутренними,

- открытыми и скрытыми.

Для того чтобы не запутаться в их соотнесенности, составим схему:

Схема соотнесенности родов и видов конфликтов:

СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ И СИТУАЦИИ

Мотив (фр. motif от лат moveo — двигаю) — устойчивый формально-содержательный компонент сюжета.[89]

Классификация сюжетов

Именно устойчивость, повторяемость мотивов в разных произведениях разных авторов дает возможность классифицировать бесконечное число разработанных в искусстве сюжетов.

Однако оказывается, что море сюжетов — литературных и кинематографических можно классифицировать, свести в группы — по признакам, лежащим в основе этих сюжетов — одних и тех же сюжетных мотивов.

Драматургам хорошо известны разговоры о том, что существует только 36 сюжетов. Или — 20 сюжетов. Называются самые разные цифры. Но при этом не уточняют, что речь идет не о сюжетах, а о сюжетных мотивах.

Но позвольте, речь в этом разделе идет о сюжетных мотивах, а Ж. Польти, судя по названию его книги, писал о ситуациях. Разве это одно и то же?

Нет, не одно. Хотя компоненты эти — примерно, одного порядка. Что же такое сюжетная ситуация?

Сюжетная ситуация — это мотив, развитый до обозначения конфликтных сил.

Посмотрим, как ситуации, найденные Жоржем Польти, представлены в его книге (цитируем по В.К. Туркину):

«1-я ситуация. Мольба

Элементы ситуации: 1) преследователь; 2) преследуемый и умоляющий о защите, помощи, убежище, прощении и т.д.; 3) сила, от которой зависит оказать помощь и т.д., при этом сила, не сразу решающаяся на защиту, колеблющаяся, неуверенная в себе, почему и приходится ее умолять, и тем сильнее ее умолять (повышая тем самым эмоциональное воздействие ситуации), чем больше она колеблется, не решается оказать помощь.

И только затем, когда излагаются ее элементы перед нами возникает ситуация, в которой уже задействованы персонажи, представляющие стороны конфликта: 1) преследователь; 2) преследуемый; 3) сила, от которой зависит оказать помощь.

Но во многих других мотивах-ситуациях Ж. Польти дает примеры. Возьмем ситуацию №8:

«Возмущение, бунт, мятеж.

Элементы ситуации: 1) тиран; 2) заговорщик.

«9-я ситуация. Дерзкая попытка.

Элементы ситуации: 1) дерзающий; 2) объект, т.е. то, на что дерзающий решается; 3) противник, лицо противодействующее.

Читайте также: