Перцептивная сторона общения доклад

Обновлено: 01.06.2024

Введение

Коммуникативные способности являются одним из основных факторов социализации человека в обществе, где он развивается как личность. Чтобы общение было успешным, важно уметь достигать определенного уровня взаимопонимания. За это отвечает перцептивная сторона.

Перцептивная сторона общения — это восприятие человеком своего собеседника в процессе коммуникации, основанное на полном взаимопонимании.

В рамках перцептивной стороны общения человек воспринимает внешние признаки собеседника, индивидуальные черты, цели и мотивы его поступков. Подразумевается, что индивид не просто понимает и оценивает точку зрения собеседника, но принимает и разделяет ее. В процессе того, как люди познают друг друга, между ними выстраиваются более близкие отношения, которые могут перейти в дружбу, симпатию или привязанность. В то же время неверная интерпретация мотивов собеседника может привести к конфликту и недопониманию.

Основные функции

Умение расположить к себе собеседника и понять его внутренний мир помогают правильно выстраивать отношения в целом. В процессе диалога люди не просто обмениваются информацией, но оказывают друг на друга определенное влияние и узнают лучше не только своего собеседника, но и себя самого. Эти функции взаимодействия отражены в перцептивной стороне общения. Традиционно выделяют четыре функции, влияющие на социализацию личности:
Самопознание. Индивид познает себя через других людей или объекты окружающей среды. Во время общения с другим человеком можно получить информацию и о самом себе. Часто через восприятие личности собеседника и особенностей его характера человек получает возможность посмотреть со стороны на самого себя, осознать свои скрытые желания, сомнения, страхи.


Познание других людей . Только благодаря успешно выстроенной коммуникации можно узнать другого человека, понять его внутренний мир и мировоззрение. Общение на уровне перцепции основано на взаимодоверии и взаимопонимании, что позволяет получить правдивую и точную информацию о собеседнике.


Построение совместной деятельности . Только на основе взаимопонимания получится организовать успешную совместную деятельность. Осознавая мотивы, ценности и интересы собеседника, можно построить подходящую модель взаимодействия с ним. При этом чем больше участников в группе, тем важнее роль социальной перцепции.


Формирование эмоциональных взаимоотношений . В общении с другим человеком мы испытываем определенные эмоции, которые говорят о нашей симпатии или наоборот неприязни по отношение к собеседнику. Перцептивное общение помогает осознать свое отношение к человеку и то, какие чувства он испытывает.

Основными механизмами социальной перцепции являются:

Рефлексия — это способность человека к самоанализу, которая позволяет ему понять то, как он воспринимается партнером. В процессе социального взаимодействия нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, что он о нас думает и какой эффект на него производит сказанное.


Идентификация — это механизм, благодаря которому человек может поставить себя на место своего партнера, чтобы посмотреть на проблему с его точки зрения. Это позволяет полностью или частично принять мнение собеседника и его взгляды.


Эмпатия — это способность искренне сочувствовать и сопереживать другому человеку, основана на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира партнера.


Аттракция — это механизм, сущность которого заключается в уже сформированном положительном отношении к человеку. Позитивный формат общения приводит к дружеским или романтическим отношениям. Аттракция строится на совпадении интересов, ценностей и других объединяющих факторов.
Казуальная атрибуция — это механизм, который подразумевает интерпретацию поведения и слов окружающих, опираясь на собственные предположения и наблюдения. Индивид приписывает поступкам людей различные причины, на основании которых составляет мнение об их мотивах. При этом, трактовки, которые формирует человек, исходя из собственных размышлений, не всегда оказываются верными.


  • активность всех участников коммуникации;

  • мотивированность;

  • соотнесение внешних признаков человека с его индивидуальными чертами характера;

  • интерпретация и прогнозирование его поступков и слов;

  • наблюдение за невербальными формами коммуникации и их оценка (жесты, мимика, поза, интонация и т.д.);

  • умение принимать обратную связь;

  • способность анализировать и трактовать реакции собеседника и т.д.


Примеры социальной перцепции в жизни

Навыки перцептивного общения развиваются с детства, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. По мере усложнения механизмов восприятия человек при общении учитывает все больше факторов, которые позволяют ему составить наиболее полное впечатление о собеседнике и его характеристику.

Если человек испытывает интерес к новому знакомому, он старается узнать о нем побольше и задает вопросы для того, чтобы лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение позволяет ускорить адаптацию индивида в новом окружении, так как именно в процессе коммуникации человек рассказывает о себе и узнает о других участниках группы.

Дружба

Что такое перцептивная сторона общения?

Перцепция характеризует собой восприятие одного человека другим, когда участники коммуникации получают возможность сформировать представление о себе и собеседнике. Это стало возможным благодаря пониманию целевых установок и мотивов, что не менее важно, чем слова, сказанные вслух. Человек в рамках диалога осуществляют объективную оценку собеседника, внутренние качества которого могут не соответствовать его собственным качествам. Такой формат позволяет людям понимать друга и обозначать возможности и перспективы коммуникации на основе совпадения интересов, взглядов и мировоззрения.

В психологии перцепция рассматривается, как способность человека отображать на познавательном уровне предметы окружающего мира, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. Среди проявлений перцепции можно выделить понимание и принятие. Эта особенность позволяет людям находить общий язык и выстраивать прочную коммуникацию.

Примеры социальной перцепции

Навыки перцептивного общения начинают формироваться с первых лет жизни, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. Чем сложнее механизмы восприятия, тем больше факторов воспринимает человек в рамках коммуникации с другими людьми. С их помощью он получает возможность для формирования полноценного впечатления о собеседнике и его характеристиках на основании полученной информации.

Если у человека проявляется интерес к новому знакомому, то предпринимает активные действия для получения как можно большего количества информации о нем посредством вопросов — такой подход позволяет лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение заметно ускоряет адаптацию индивида в новой социальной группе, потому что в процесс коммуникации человек доносит до других сведения о себе и получает обратную связь от других участников группы.

Компоненты перцептивной стороны общения

Перцептивная сторона включает в себя совокупность процессов, среди них можно выделить:

  • Оценка невербальных сигналов, транслируемых собеседником;
  • Наблюдение за поведенческими установками;
  • Формирование на основе полученной информации представлений о внутреннем мире собеседника;
  • Формирование восприятия субъекта на эмоциональном уровне;
  • Создание эффективной и прочной коммуникации.

Практическая реализация перцепции

Рассматриваемый элемент позволяет человеку грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника. На основе полученных сведений человека формирует собственное заключение об отличительных чертах личности, мотивах поступков. Перцепция оказывает большое влияние на результативность коммуникации. С ее помощью анализируется внутреннее состояние собеседника.

Социальная перцепция позволяет правильно воспринимать окружающие объекты, налаживать коммуникацию с ними. Эффективность социальной перцепции напрямую зависит от того, насколько человек не подвержен влиянию стереотипов, они оказывают негативное влияние на объективное оценивание собеседника, результатом является формирование искаженного образа в сознании.

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона коммуникации состоит из совокупности инструментов, с их помощью человек может наладить эффективное взаимодействие с собеседником.

    – это способность человека к самоанализу. С ее помощью человек может понять то, каким его видит собеседник. В рамках коммуникации нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, какое впечатление произвели на него, и как он воспринимает наши слова;
  • Идентификация – это механизм, за счет которого человек может поставить себя на место собеседника с целью формирования взгляда на проблему с позиции. Это дает возможность полностью или частично разделить мнение собеседника и его взгляды; – это способность к неподдельному сочувствию и сопереживанию другому человеку, базируется на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира собеседника;
  • Аттракция – это механизм, с помощью которого формируется предварительное отношение к человеку. Позитивный формат мышления выступает в качестве фундаментальной основы для создания эффективной и прочной коммуникации. Аттракция строится на общих интересах, ценностях. – это механизм, с помощью которого человек может формировать представление о поведении и словах собеседников, опираясь на собственные предположения и данные, полученные в ходе наблюдения.

Функции социальной перцепции

Существует несколько основных функций, которые реализуются в рамках перцептивной стороны общения:

  • Развитие взаимопонимания. Эта функция выступает в качестве обязательного условия для построения продуктивной коммуникации между индивидами. Наличие общих интересов, разделение одинаковых ценностей и убеждений – это фундамент для получения пользы от общения. Также это дает возможность для поиска компромиссов в спорных ситуациях;
  • Развитие эмоционального взаимодействия. Неотъемлемой частью отношений являются чувства и эмоции. Положительные чувства и эмоции формируют симпатию, негативные чувства и эмоции приводят к враждебности.
  • Формирование представлений о себе. Участник коммуникации может получать информацию о себе с помощью выводов, полученных в ходе диалога с другими людьми. В рамках взаимодействия с собеседником, человек может ретранслировать его установки и взгляды на себя. В результате человек может самостоятельно выявить то, что было скрыто в его сознании.
  • Формирование представлений о собеседнике. Это проявляется в понимании взглядов, мировоззрения людей из ближайшего социального окружения. В таких условиях человек может формировать полноценное представление о собеседнике. Альтернативных путей нет. Коммуникация выступает в качестве фундаментальной основы для любого вида отношений;
  • Организация совместной деятельности. Если люди, вступающие в коммуникацию, понимают и принимают друг друга, то это помогает им вести совместную деятельность с ориентацией на качественный результат. Знания о собеседнике дают возможность выстроить стратегию общения с ним в любых ситуациях. Перцепция приобретает новое значение, когда речь заходит о коммуникации в масштабах целой социальной группы. Продуктивная совместная деятельность может осуществляться только при наличии полного понимания и принятия между членами группы.

Заключение

Уровень перцептивных навыков у личности оказывает прямое влияние на ее способность к формированию продуктивной коммуникации с другими членами социума, социальными группами и объединениями. Понимание особенностей субъектов коммуникации позволяет налаживать качественное взаимодействие.

Среди особенностей этого процесса можно выделить зависимость от возрастных, профессиональных, половых, эмоциональных и психологических факторов. Перцептивная сторона общения оказывает большое влияние на коммуникацию между людьми. Чем лучше один человек понимает другого, тем крепче будут их отношения.

Социальная психология


Перцептивная сторона общения

Перцепция в процессе общения – это процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению, установление на этой основе взаимопонимания.

Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа партнера по общению на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению. При этом понимание рассматривается с двух сторон: как отражение в сознании партнеров по общению целей, мотивов, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющее установить взаимоотношения.

В общении люди могут познавать друг друга с целью установления взаимопонимания и организации совместной работы (деятельности), а также может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Социальная перцепция – это образное восприятие, понимание и оценка людьми друг друга, прогнозирование поступков другого человека.

Функции социальной перцепции

  • познание себя, являющееся начальной базой для оценки других людей;
  • познание партнеров по взаимодействию, дающее возможность сориентироваться в социальном окружении;
  • установление эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров;
  • организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющая достигать наибольшего успеха.

В ходе социальной перцепции осуществляется:

  • эмоциональная оценка другого;
  • попытка понять причины поступков другого человека и прогнозировать его поведение;
  • продумывание собственной стратегии поведения.

Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. При формировании образа делового партнера, партнера по общению человек зачастую сталкивается с небольшим количеством фрагментарной информации о нем и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Он может принимать во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей.

Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.

Правильные или ложные заключения о партнерах по общению накладывают большой отпечаток на взаимодействие людей.

Люди ведут себя как актеры, чтобы произвести то впечатление, которое они считают наиболее выгодным, что еще больше затрудняет процесс понимания и способствуют формированию искаженного образа и партнера по общению, и самого себя.

Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры общения, ведет к игнорированию информации, игнорированию чужого мнения, что в конечном итоге может привести к конфликтности поведения.

перцепция, социальная перцепция, эмпатия, рефлексия, эффект ореола

+

Механизмы перцепции, способствующие взаимопониманию

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией – уподоблением себя ему. При идентификации человек ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Рефлексия – осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, понимают ли его другие люди.

Рефлексия — это механизм самопознания в процессе межличностного восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается его партнером.

Аттракция (привлечение) – привлекательность людей друг для друга, возникновение симпатии во время общения, формирование устойчивых положительных чувств.

Механизмы перцепции, нарушающие взаимопонимание

Эффект порядка (первичности и новизны) – при взаимодействии с малознакомыми людьми большее значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми – последним сведениям.

Эффект первичности – склонность придавать наибольшую значимость при оценке незнакомого человека первому впечатлению о нем или первым сведениям о нем.

Эффект превосходства – проявляется в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру. Для определения этого параметра используются 2 основных источника информации: одежда, все внешнее оформление, включая такие атрибуты как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности и т.п.; манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.п.). Человеку, вызывающему у нас восхищение по какому-либо весьма значительному для нас показателю, мы приписываем целый ряд хороших качеств. Действует и обратный эффект: склонность недооценивать человека, у которого важное для нас положительно качество выражено слабо.

Эффект хорошего отношения к нам – воспринимающий также склонен переоценивать человека, относящегося к нему с симпатией. Очевидно, что, то, как относится к нам другой человек, влияет на наше впечатление о нём. Более того очень часто на возникающее у нас впечатление о человеке влияет его согласие или несогласие с нами по какому-то вопросу.

Эффект проекции – проявляется в приписывании приятному собеседнику своих достоинств, а неприятному – своих недостатков. Классический пример проекции: начальника, не обладающего способностью к систематизации, организованности будут раздражать в подчинённых эти же качества.

Стереотип – сложившийся, упрощенный образ человека, отражающий лишь некоторые черты.

  • Стереотип внешности;
  • Стереотип профессии;
  • Гендерный стереотип;
  • Национальный стереотип.

Каузальная атрибуция – причинное объяснение поведения другого человека.

Это понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.

У каждого человека есть свои схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

Перцепция в общении это – оценка людей на основе чувств, эмоций, их поступков и прогнозирование поведения партнера по взаимодействию. Последнее способствует созданию собственной стратегии в общении: близости, привязанности, которая может выражаться в дружбе, симпатии, любви или альтернативном восприятии (конфронтации, соперничестве, неприязни).

Общение как инструмент познания людей

Общение как инструмент познания людей

Перцептивная сторона общения – эмоциональное восприятие и познание индивидуумов, социальных групп. Согласно высказываниям С. Л. Рубинштейна (2000), восприятие человека происходит за счет оценки внешних данных, их соотношения к личностным характеристикам, прогнозирования поступков. Возникающие в процессе общения впечатления определяют дальнейшее согласование действий.

Функции и предназначение

Функционал перцепции включает познание себя и партнера, организацию совместных деяний, установку эмоциональной взаимосвязи.

Перцептивное общение основано на трех компонентах: субъекте, объекте и процессе восприятия. Исследования перцепции основаны на двух составляющих:

  • содержательная сторона (характерные особенности субъектов, объектов восприятия);
  • процессуальная часть (анализ механизмов и эффектов восприятия).

Содержательной частью является приписывание объекту черт характера, причин поведения, роли в общении. Процессуальная сторона раскрывает механизмы осознания и эффекты восприятия (новизна, первичность, стереотипы).

Ошибки первого впечатления

Информация поступает в сознание человека по трем источникам:

  1. Визуальному восприятию, формирующему комплекс зрительных образов.
  2. Аудиальному источнику, образованному сочетанием звуков.
  3. Кинестетическому каналу управленческой перцепции, построенному на ощущениях.

Важно! Отдельные субъекты общества способны воспринимать и обрабатывать данные, ориентируясь на три источника данных. Однако один канал является приоритетным, на его основе происходит основное восприятие, формирование мыслей, воспоминаний. Модальность (качественная характеристика ощущений) у людей (визуалов, аудиалов и кинестетиков, соответственно) формируется индивидуально.

Неравенство

Возникает на фоне превосходящего параметра, подлежащего положительной оценке, или, наоборот, если субъект превосходит объект общения, второго недооценивают.

Фактор привлекательности

Важным фактором выступает, нравится ли внешность собеседника. Под влиянием одного фактора идет переоценка или недооценка свойств партнера. При положительном восприятии внешних параметров высока вероятность восприятия человека как умную, интересную личность.

Искаженное восприятие собеседника

Искаженное восприятие собеседника

Фактор отношения

Обществознание гласит: люди, проявляющие доброжелательнее отношение, кажутся лучше тех, кто относится плохо. Позитив порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных качеств, стоит включить негатив, и человек перестанет замечать характерные особенности партнера, начнет выделять отрицательные.

Ошибки формирования первого впечатления называются эффектом ореола, спровоцированным рядом причин: перспективным превосходством, привлекательностью и отношением.

Механизмы перцептивной стороны общения

Стереотипия

Стереотипом принято считать краткий вариант представлений. Например, определенная ситуация неоднократно повторялась в жизни человека, полученный опыт дает установку на развитие дальнейших событий.

Люди могут выражать стереотипы тремя способами:

  1. Антропологическим приписыванием, ориентируясь на внешность.
  2. Социальными установками. Базу для размышлений могут обеспечивать профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических свойствах личности.
  3. Эмоционально эстетическими суждениями о психологических свойствах, поостренных на физиологической привлекательности. Например, симпатичных парней большинство девушек привыкло представлять как бабников, доверие многих девушек к симпатичным парням резко снижается.

Однобокое, ограниченное проявление стереотипов блокирует познание действительного положения дел, одновременно формирует традиции, устои и приметы.

Идентификация

В ходе общения люди сопоставляют себя с собеседниками, выявляя схожести и различия. Соответственно, определяют собственные особенности, возможности, ограничения. Познание внутреннего мира собеседника проходит через идентификацию – попытки поставить себя на место партнера. Идентифицируя личность, субъект усваивает поведение, запросы и привычки противоположной стороны.

Познание субъекта через сравнение

Познание субъекта через сравнение

Эмпатия

Эмпатия в перцептивной стороне общения – это сочувствие, сопереживание (эмоциональный отклик на чужие проблемы, понимание внутреннего состояния партнера). Отрицательное эмоциональное переживание (горе, тревожность, печаль) быстрее вызывает эмпатию, относительно положительного. Эмоциональная природа механизма проявляется больше в чувствах, нежели мыслях. Т.П. Гаврилова, анализируя действующие определения эмпатии, выделяет 4 наиболее распространенных варианта:

  • чувствование события, объекта искусства, природы;
  • понимание потребностей;
  • разделение состояния;
  • характеристики психотерапевта.

Эмпатия может включать 3 формы проявления: непроизвольное воспроизведение эмоций партнера, сочувствие и переживание.

Аттракция

К аттракции принято относить субъективное восприятие собеседника под воздействием положительного отношения. В основе эмоциональной привязанности лежат общие взгляды, интересы или избирательное восприятие внешних характеристик, поведения, особенностей характера.

Аттракция играет особую роль в деловой психологии: ученые советуют выражать к клиентам положительное отношение даже при отсутствии симпатии, внешнее выражение доброжелательности создает эффект бумеранга: негатив сменится позитивом.

Рефлексия

Психологическая рефлексия – механизм самопознания, представление того, как выглядит индивид в глазах собеседника и воспринимается незнакомым человеком. В социальной рефлексии люди выбирают три позиции:

  • действительный образ;
  • индивидуальное восприятие самого себя;
  • представления партнера по общению.

Зачастую представление о собственном поведении, способе передачи данных не отвечает реальности, поскольку люди не имеют возможности наблюдать за собой со стороны. Просмотрев видеозапись, многие часто удивляются собственным движениям, смеху, манере общения.

Успех в общении будет максимальным при наличии совпадений между партнерами и, наоборот, неверные представления спровоцируют непонимание. Простым примером рефлексии является общение оратора с аудиторией: искаженное представление слушателей о восприятии артиста грозит провалом публичного выступления.

Схема самопознания

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция перцептивного общения – это процесс приписывания причин поведения при отсутствии информации о поступках, желании интерпретировать действия. Предполагать пояснение поступков приходится на основе ассоциаций из прошлого опыта или анализе собственных мотивов. Мера и степень навязывания мнимых причин могут состоять из двух показателей:

На характер атрибуции влияет участие в событиях индивида или наблюдение со стороны. Приписывания могут проявляться тремя формами:

  • личностной;
  • объектной;
  • обстоятельственной.

Общение невозможно свести к простому обмену информацией. Важно получить обратную связь. Отдельные элементы физического облика (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонация людей служат носителем сведений, заслуживающих внимания при общении.

Приписывание причин из-за недостатка информации

Приписывание причин из-за недостатка информации

Ключевые сигналы обратной связи поступают от лица собеседника или слушателя. Достаточно полное представление о восприятии субъекта может заключаться в оценке поступков. При межличностном взаимодействии важно оставаться открытым, искренним, интересоваться реакцией посторонних на поступки в определенных ситуациях, учитывать их последствия.

Видео

Читайте также: