Доклад учителя математики интеграция как важнейший механизм достижения метапредметных результатов

Обновлено: 30.06.2024

С 2010 года он реализуется для начальн ого общего об разования.

С 2020 года бу дет реализовывать ся для среднего общего об разования.

ФГОС - документ из требован ий к программе, услови ям и результатам

образовательн ою процесса. Важнейша я часть этих требов аний - результаты

Личностные : какие ценности и идеалы в душе и действиях учеников

Предметные : какими ЗУНами (и их количество м) по разным

Метапредметные : какие действия умеет со вершать ученик, чтобы

решить учеб ные и жизненн ые проблемы (общеучебные дейс твия).

Важнейшим требован ием ФГОС ОО О выступают требован ия к

результатам освоения основной образовательн ой программы основного

общего образования, в числе которых особо значимы результат ы

Вот какие тре бования пре дъявляет ФГОС к мет а предметны м

результатам (процитирую ФГОС): «Метапредметные результаты освоения

основной общеобразователь ной программы основного общего образования

1. умение самостоятель но определять цели сво его обучения, ставить и

формулировать для себ я новые задачи в учебе и познавательной деятель -

ности, развивать м отивы и интересы своей познавательной деятель ности;

2. умен ие самосто ятельно п ланировать пути до стижения целей, в том

числе альтернативн ые, осознанно выбирать наиболее эффе ктивные способы

3. уме ние соотноси ть свои действия с плани руемыми результатами ,

осуществлять конт роль своей деятельности в процессе достиже ния ре -

зультата, определять способы действий в рамках предложенных условий и

требований, корректировать свои действия в соо тветстви и с изменя ющейся

4. умение оценивать правильность выполнени я учебной задачи,

5 . владение основами самоконтроля, само оценки, принятия р ешений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

6. умение определять понятия, создавав обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельн о выбирать основания и

критерии д ля классиф икации, у станавливать причинно - следственн ые связи,

строить логическое рассуждение, умозаклю чение (индуктивное, д е дуктивное

7. умение со здавать , применять и преобразов ывать знаки и символы,

мо дели и схемы для решени я учебных и поз навательных зад ач;

9. умение организ овывать учебн ое сотрудничество и с овместную

деятельность с учителем и сверстниками, работать и ндивидуальн о и в

группе, находить общее решение и разрешать конфли кты на основе

согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и

10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции свое й деятельности; владение устной и

письменной р ечью, монологи ческой контекст ной речью;

11. формир ование и развит ие компете нтности в области

использования информацион но - коммуник ационных те хнологий (далее

12. ф ормирование и развитие эк ологического мышления, уме ние

применять его в познавательной, коммуникат ивной, социальной практике и

• способен к общению и налаживанию контак тов по тем или иным

• обладает экол огическим (д обавлю: и тол ерантным) пове дением.

Разработчики стандартов нового поколения вкладывают в содержание

метапредмет ных результатов, прежде всего, сформированную способность

использования межпредметн ых понятий и универсал ьных учебных

действий (регулятивны х, познавательных, коммуникат ивных) в уче бной,

способность субъекта к саморазв итию и самосовершенствован ию путём

сознательного и активного п рисвоения новог о социального опыта.

• Регулятивные УУД – обеспечивают организацию собственной

• Целеполаган ие (Учитель подводит обучающи хся к осознанию темы,

цели и задач урока и их формули рованию. Обучающимся важно

осознать на данн ом этапе гран ицы своего з нания и незнани я.)

• Планирование (Обучающиеся планируют способы достижения

намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует)

• Прогнозирова ние (предвосхищен ие результата) Практическая

деятельность обучающ ихся. Обучающиеся осуществля ют учебные

действия по намеченному плану. Возможно использован ие групповой

работы или ин дивидуальн ой. Учитель к онсультирует о бучающихся.

• Контроль (соотнесение способов и результата деятельности с

эталоном, с целью обнаружения отклонений от него;) само контроль ,

взаимоконтроль. Учитель также в ыполняет р оль консультан та.

• Коррекция – внесение необход имых дополнений и коррек тив в план

и способ д ейств ия в сл учае расхождения ожидаемого результата

действия и его реального продукта . Задача учителя – оказать

• Оценка – выделени е и осознание учащимся того, что уже усвоено и

что еще подлеж ит усвое нию, оценивани е качества и ур овня усвоения;

• Саморегуляция (сп особность к волевому усилию и преодолению

• Познавательны е УУД – умения результативно мыслить и работать с

• умение выбирать эффективные способы и найти информацию для

• Знаково - символиче ские УУД: м оделирование (с оздание мо дели);

• преобразование мо дели (выявле ние общих зак онов предм етной

• Логические поз навательные У УД: анализ объектов (выделе ние

• синтез новых з наний (в том числе само стоятельное « достраивание ) ;

компетентность (п родуктивн ое общени е в совместной д еятельности)

• Постановка в опросов ини циативного с отрудничества

• Управление поведе нием партнера ( контроль, к оррекция, оцен ка

• Владение мо нологической и диалогичес кой формами речи

Процесс форм ирования метапредметных результатов не может быть

эффективным и качественным без учёта методол огических основ

Что такое метапре дметность, метадеят ельность, метазнания,

метаспособы? Как они соотносятся друг с другом? Что такое метапредметы?

Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности в

обучении с выс окой подготовк ой к ЕГ Э? Какие существуют пути

обеспечения принципа метапредметно сти в школе? Какие те хнологии и

методики способств уют формированию метапредметных результатов? Эти и

многие другие вопросы не являют ся риторическими: от степени их

понимания каждым у чителем и руководителем в ц елом зависит качество

современног о образования. Метапред метный подход в образовании и,

соответственн о, метап редметные образовательные технологии были

разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности ,

расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и , как

Рекомендуется учитывать то, что именно метапредмет ный подход

обеспечивает ц елостность общекультурного личностного и познавательного

развития и само развития ребен ка, преемственн ость всех ступене й

образовательн ого процесса, лежит в основе организации и регуляции любой

деятельности ученик а независимо от ее специальн о - предметного

содержания. Метапредмет рассматрив ается как учебный предмет нового

типа, в основе котор ого лежит мыслед еятельностны й тип интеграц ии

учебного материала. В его основе лежит мыследея тельностный тип

интеграции учебного материала, каковыми являю тся метазнание,

метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).

Иногда эт о н азывают универсальным и знаниями и способами. Иногда -

мыследеятель ностью. Метадеятельност ь - универсаль ная деятельность,

Метадеятельность как универсальны й способ жизнедеятельности

каждого челов ека определ яется уровнем вл адения им метазнаниями и

метаспособами, т.е. у ровнем развития личности. Метазна ния - знания о

знании, о т ом, к ак оно устроено и структурировано ; знания о получении

знаний, т.е. пр иёмы и методы п ознания и о воз можностях работы с ним .

Метаспособы - методы, с помощь ю которых человек открывает новые

способы р ешения задач, строи т нестереотип ные планы и программы,

позволяющие отыскать содержательн ые способы решения задач. (Ю. Н.

Кулюткин). Метаумения – присвое нные метаспособ ы, о бщеучебные,

междисципли нарные (надп редметные) познавательные умения и нав ыки.

В настоящее время формир ование метаумени й, т. е. униве рсальных

компетентносте й, становится центральной задачей любого обучения. Под

метапредмет ными умениями понимают владение универс альными способам и

деятельности – познавательными и коммуникативными – и способам и

регуляции своей деятельн ости, включая планирова ние, контроль и

 способность принимать и сохранять в процессе ра боты учебную ц ель;

 самостоятельно преобразовывать практическую задачу в

 умение планировать со бственную де ятельность в соот ветствии с

поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её

Метапредметный п одход обеспе чивает переход от существующе й

практики дробления знаний на предметы к целостному образному

восприятию мира, к метадеятельности. Принято, что метапредметны е

(компетентност ные) результаты образовательн ой деятельности - способы

деятельности, применимые как в рамках образовательн ого процесса, так и

при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенн ые

обучающимися на базе одного, нескольки х или всех уче бных предметов.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования,

как способ формирования теоретического мышления и униве рсальных

способов деятельности обеспечивает формирования целостн ой картины мира

в сознании ребёнка. При таком подходе у у чащихся формируется подх од к

изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и

фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика) ,

художественны х образах (литература, му зыка, изобразите льное искусство) и

Возможности формир ования метадеятельност и и достижения

метапредмет ных результатов заложены в ряде методик, подходов и

 коммуникативная д идактика (проблем но - диалогические те хнологии) ;

Блок метапредметов надстраив ается над преподаванием традицион ных

учебных предметов. За счёт метапредмет ов у учащихся формируютс я

Рекомендуется учитывать, что фундаменталь ный о бразователь ный

объект - это общий для учащихся о бъект познания, о беспечивающ ий

каждому из них личный результат его познавательно й деятель ности.

В рамках метапре дмета “Знак” у шко льников формируется способность

схематизации на основе выделения главного в материале. Это работа в

дальнейшем позволяет им более осознанно использоват ь те гр афические

изображения, которые они заучивают в р амках традицион ных учебных

предметов (формулы химических соединений и записи х имических реакций;

различные таблицы с данными; черте жи фигур и сами фигуры; формул ы и

че ртежи изучаемых процессов и т.д.). За этими р азными графическими

изображениями они учатся мысле нно видеть то и деаль ное содержа ние,

которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием

Не менее значимы деятельностные единицы содер жания

метапредмет ного образования - те культурные способы (образц ы) мышления

и д еятельн ости, которые носят универсаль ный (метапредметный) характер,

освоение их учащимися обеспечивает формирование метапредметных

результатов. В школьн ую образов ательную практику поэтому необходимо

включать как обязат ельные такие деятельност ные единицы :

В рамках метапредмета “Знание” у обучающихся ф ормируется

способность работать с понятиями как особой формой знания. Изуча я

строение ключевых научных понятий, воспроизв одя их в собственном

мышлении, учащиеся о сваивают универсальные техники работы с понятием

на любом предметном материале. В рамках предмета изчается генезис таких

понятий, как “государство”, “город”, “д вижение”, “функция” и пр.

Метапредмет “Проблема” задает образец разрешения проблемы через

доведение понятия до набо ра операций, формул и расчётов. Метапредмет

“Задача” помогает ученикам осмыслить устройства процесса решени я задач.

Метапредметны е образовательные резуль таты предполагают, что у

учеников б удут развиты : у веренна я ориентация в р азли чных предметных

ВложениеРазмер
integratsiya_obshchego_i_dopolnitelnogo_obrazovaniya_kak_sredstvo_formirovaniya_metapredmetnyh_rezultatov_obucheniya_matematiki.doc 131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдельнова Любовь Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Учитель математики, педагог дополнительного образования,

Интеграция общего и дополнительного образования как средство формирования метапредметных результатов обучения математики.

«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать

В последние годы произошли существенные изменения в обществе, оказавшие влияние на все социальные системы в целом и на образование в частности. Современное образование характеризует формирование рынка образовательных услуг, вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной системы. В связи с этим содержательно изменились социальные требования к образованию. В их основе – критерии качества, сохранения здоровья школьников и индивидуализации образовательных программ. Качество знаний наших воспитанников зависит от уровня сформированности метапредметных результатов обучения. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка, формируют инициативную и креативную личность. Это позволит в дальнейшем нашим воспитанникам успешно социализироваться в обществе, так как при метапредметном изучении математики формируются общие способы интеллектуальной деятельности, характерные для математики и являющиеся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

В Стандарты нового поколения в систему требований включены личностные, метапредметные и предметные результаты. Установленные Стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения новых образовательных результатов. Педагоги ещё работают по Стандарту 2004 г., но в 5 классе в рамках эксперимента работают по ФГОС, и, конечно, каждый учитель уже определяет для себя позиции в работе при переходе на ФГОС. Поэтому я стала конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Считаю, что одним из средств формирования метапредметных результатов изучения математики является интеграция общего и дополнительного образования, которая позволит создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребёнка. Интеграция общего и дополнительного образования в рамках изучения математики предоставляет возможность:

  • обогатить содержание и формы учебной деятельности;
  • сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
  • развивать творческие способности обучающихся;
  • формировать духовно-нравственные качества воспитанников;
  • обеспечить занятость обучающихся во внеурочное время;
  • реализовать социальную адаптацию и профессиональное самоопределение каждого воспитанника.

Основные формы проведения занятий в учебных группах дополнительного образования: лекция, практикумы, диспуты, творческая гостиная, деловая игра, защита проекта.

2) Определите количество парковых роз, которые можно всадить на школьной клумбе, имеющей форму прямоугольника со сторонами 3м и 5м, если на 3 м 2 высаживается 5 роз.

3) Пруд имеет форму квадрата, в углах которого растут дубы. Как увеличить вдвое площадь пруда, чтобы не пострадали дубы?

Занятия в группах дополнительного образования проводились по принципу открытости, и к концу года значительно увеличилось количество обучающихся посещающих эти занятия на 25% и на 26% соответственно.

Увеличилось количество участников различных конкурсов и олимпиад.

К концу года качество знаний увеличилось и составило по алгебре 81%, а по геометрии 78%.

Результаты обучения выпускники подтвердили на ЕГЭ по математике. В 2012 году ЕГЭ по математике сдавало 26 обучающихся, обученность составила 100% , средний тестовый балл – 53,96 . Эти показатели значительно превышают районные и областные. Радует и тот факт, что из 26 обучающихся 21 продолжили обучение в ВУЗе, причём большинство из них на бюджетной основе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методический семинар на тему «Интеграция как способ достижения

Кукина Галина Васильевна

В условиях реализации ФГОС второго поколения к современному образованию предъявляются новые требования. Они связаны с умением выпускников ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания. Поэтому задача учителя – научить мыслить школьников, и вооружить таким важным умением, как умение учиться

ФГОС нового поколения устанавливает иные требования к образовательным результатам. Выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты обучающихся. Раскроем особенности этих требований применимые к урокам биологии основной и средней школы (2 слайд).

При обучении биологии деятельность должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам (3 слайд).

Предметные - усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции,опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний (4 слайд).

Метапредметные – освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения увидеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Важнейшим механизмом достижения метапредметных результатов является интеграция.

- Интеграция направлена на решение проблемы разобщённости, расколотости , оторванности друг от друга разных научных дисциплин, учебных предметов;

- Интеграция может осуществляться в разных формах и на разных уроках;

- С точки зрения деятельности учителя, интеграция, это межпредметная связь и проектирование интегрированного урока (7 слайд).

Поэтому мы используем различные интегрированные уроки. Биология даёт возможность установить различные межпредметные связи. В этом смысле биология является метапредметной дисциплиной, опыт показывает приоритеты интегративных взаимодействий следующих предметов – биологии и химии, биологии и экологии, биологии и физики, биологии и географии. Эти взаимодействия проявляются в разных подходах к изучению одного и того же понятия. Данные понятия приобретают более широкий контекст при взаимодействии биологии с такими предметами как МХК, история, музыка, литература, информатика, физическая культура. Они учат ученика не только устанавливать внутрипредметные связи, но и проводить параллели с другими учебными дисциплинами (8 слайд).

Личностные УУД: готовность к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Для формирования личностных универсальных учебных действий использую следующие виды заданий :

- участие в проектах, исследованиях;

- использование музыкальных произведений;

- решение экологических задач, проблем;

Регулятивные действия : действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- поиск информации в предложенных источниках;

- контрольный опрос на определённую проблему;

Познавательные универсальные действия : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Для формирования познавательных универсальных учебных действий считаю целесообразными следующие виды заданий :

- самостоятельная работа по проведению анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- задания на формирование оценок и выводов;

- задания на углубление системы знаний: уточнение, конкретизация, систематизация;

- составление опорных схем;

- работа с разного вида таблицами;

- составление и распознавание диаграмм;

- работа со словарями;

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий использую следующие виды заданий :

- групповая работа по составлению синквейнов;

- групповая исследовательская работа;

- выполнение совместных творческих заданий (10 слайд).

Чтобы интеграция произошла на уровне личностного осмысления, необходимы иные педагогические методы, приёмы и технологии. С точки зрения ученика должно быть личностное осмысление и присвоение знаний.

Всех одинаково учить нельзя, фронтальные методы работы на уроке всё чаще должны уступать место групповой, парной, индивидуальной работе и нетрадиционным методам обучения.

Обычный комбинированный четырёхэлементный урок имеет довольно жесткую структуру с малой свободой выбора деятельности для учащихся. Они вынуждены включаться в однообразную деятельность из урока в урок, что само по себе вызывает утомление и скуку. Смена деятельности. Наоборот, снимает утомление, даёт новый толчок развития познавательных интересов. Не всякая деятельность на уроке интересует учащихся. Более всего интерес вызывает поисковая, игровая работа, работа с дополнительной литературой, выполнение различных творческих заданий, где каждый учащийся может проявить себя, в этом случае достигается образовательный успех. Этому способствует применение нетрадиционных форм урока (11 слайд).

- урок – путешествие «Торфяной мох – сфагнум!;

- урок решения задач по генетике, семинары, мультимедийные игры (12 слайд).

Ведущим методом организации деятельности ученика является проектно – исследовательский метод. Начиная с 7 класса, использую проектно – исследовательский метод (метод мини-проектов). Исследовательская работа учащихся – неотъемлемая часть эффективного образования биологии и экологии. При использовании исследовательского подхода я, как педагог, направляю деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит постановке проблемы и самостоятельном поиске путём её решения учащимися. Ученик ставится в положение исследователя. При выполнении проектов важным является не только процесс, но и образовательный результат самостоятельной работы ученика

Использование ИКТ стало нормой при проведении современного урока. Зачем нужны ИКТ?

Я выделяю три основных способа работы с ИКТ на уроках биологии:

Во – первых, они работают на наглядность и иллюстративность учебного материала (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения, фрагменты учебных видеофильмов);

Во – вторых , для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, дистанционное обучение, тренажёры);

И, в – третьих , это применение информационных технологий для развития учебной мотивации и познавательной активности (использование электронных энциклопедии при самостоятельной подготовке докладов, поиске информации при выполнении проектно – исследовательских работ, тестировании (15 слайд).

Почему нужно готовить учащихся к тестированию?

Тесты необходимы:

- для подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ, ОГЭ;

- для умения оперировать разными формами представленной информации;

- для проверки уровня обученности и возможности взять ответственность за результат своего обучения;

- тесты используются как способ самопроверки, и тем самым развивают у ученика навыки самоконтроля ( 16 слайд)

Все приёмы организации деятельности ученика и используемые приёмы, методы и технологии, виды уроков, всё это работает на интеграцию, на достижение предметных. Метапредметых и личностных результатов .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс

Ференчук Л.В. – учитель математики

Цель: познакомить с особенностями построения интегрированных уроков, как средства достижения метапредметных результатов реализации ФГОС ООО.

Задачи: ознакомить с видами и формами интеграции; показать примеры из опыта работы по применению интеграции на уроках разных циклов.

Ожидаемый результат: осознанное использование учителями знаний, способов и приемов межпредметной интеграии в реализации требований ФГОС ООО.

Одним из способов решения данных проблем мы считаем использование интегрального подхода к образованию, который лѐг в основу стандартов второго поколения (ФГОС).

* условия образовательного процесса.

Полная - слияние учебного материала в едином курсе.

Частичная - слияние большей части учебного материала с выделением специфических глав.

Блоковая - построение автономных блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы.

"Интеграция" в переводе с латинского означает "восстановление, восполнение, целый".

Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки. Цель интеграции в современном образовании – формирование целостного представления о мире, развитие и саморазвитие личности ребенка через гуманизацию процесса обучения. Использование той или иной формы интеграции зависит от подготовки учителя, от его способности манипулировать определенными единицами учебного материала. На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:

умения сопоставлять явления и факты;

умения выделять главное;

умения составлять из отдельных элементов целую картину;

умения формулировать общую проблему;

умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

умение извлекать информацию из различных источников;

умение составлять план;

умение отбирать материал по заданной теме;

умение составлять письменные тезисы;

умение подбирать цитаты;

умение составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

1. умение составлять связное устное высказывание;

2. умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

3.умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

4. умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

6. умение использовать различные средства наглядности;

7. умение выражать свое мнение и аргументировать его;

8. умение оформлять научно-исследовательские работы;

9. умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

10. умение вести дискуссию.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Структура интегрированных уроков – отличается от обычных уроков следующими особенностями: - предельной четкостью, сжатостью учебного материала; - логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью; -информационной емкостью учебного материала используемого на уроке.

Хочется отметить развивающие возможности такого урока. Во-первых, это позволит реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип системности обучения. Во-вторых, создаст оптимальные условия для развития мышления. В–третьих, способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся.

Интегрировать можно различные предметы, каждый учитель по своему чувствует близость тем и областей. Иногда при интегрировании трѐх и более предметов временных рамок одного урока не достаточно, тогда использую интегрированный блок. В своей практике мы используем разовые интегрированные уроки и блоки. Выделяют три вида интеграции: -уроки полного слияния (совпадение тем и предмета обучения по разным дисциплинам). -уроки взаимодополнения и расширения (использование законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой). - интегрирование всех учебных дисциплин, на основе сюжетного (тематического) построения учебного дня.

Пример интеграции технологии и математики

Чтобы повысить интерес учащихся к предмету технологии и показать практическое применение математических элементов предлагается рассмотреть на уроке структуру семейного бюджета.

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА (КОНСПЕКТ УРОКА)

Анализируя внедрение приѐмов интеграции, мы выделили следующие преимущества интегрированных уроков:

1. Формируют целостную картину мира.

2. Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах, тем самым побуждают к осмыслению и нахождению причинно – следственных связей.

3. Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.

4. Способствуют интенсификации учебно – воспитательного процесса.

5. Стимулируют познавательную активность учащихся.

6. Способствуют формированию универсальных учебных навыков, получению высоких метапредметных результатов.

7. Предполагают обязательное развитие творческого потенциала учащихся.

8. Уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).

9. Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой

Наряду с этим хочется отметить и отрицательные стороны:

1. Ограниченность выборов учебных предметов для интеграции

2. Недостаток интегрированных учебников, поэтому отбор и систематизация материала – нелегкая задача для учителя.

Прогресс человеческого развития приводит к изменению подхода в обучении, который направлен на гармоническое развитие личности детей. С введением внеурочной деятельности по ФГОС стала возможна разработка учителем интегрированных курсов. Хочется отметить, что интегрированные уроки можно назвать творческим дополнением в процесс обучения, способом осуществления межпредметных и метапредметных связей, и мне бы хотелось призвать учителей отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самые главные признание для нас, учителей, горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех, маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках и занятиях.

Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.

Мир, окружающий детей, познается ими во всем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.

Интегрированные занятия развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне.

В своей работе формирую метапредметные умения, под которыми подразумеваю освоение обучающимися на базе интегрированных уроков, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

На занятиях работаю над формированием метапредметных компетенций :

регулятивных - управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативных - речевая деятельность, навыки сотрудничества;

познавательных - работа с информацией.

Считаю, что интегрированные занятия отвечают запросам образования и - что особенно ценно - формируют у учащихся метапредметные учебно- информационные умения :

1. умение извлекать информацию из различных источников;

2. умение составлять план;

3. умение отбирать материал по заданной теме;

4. умение составлять тезисы, таблицы, схемы;

5. умение подбирать цитаты.

Одна из проблем подрастающего поколения – это неумение грамотно, правильно выразить свою мысль. Поэтому особое внимание на занятиях уделяю формированию коммуникативно -речевых метапредметных умений :

1. умение составлять связное устное высказывание, например при обсуждении какой либо-проблемы и др. ;

2. умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

3. умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

4. умение выражать свое мнение и аргументировать его, умение вести дискуссию;

5. умение оформлять научно-исследовательские работы;

6. умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато,например после прослушивания аудиосказки, литературного произведения.

Немаловажное значение имеет то, какие предметы интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. На занятиях по дополнительным образовательным программам художественной направленности для начальной школы, возможна интеграция следующих предметов :

изобразительное искусство, чтение и русский язык;

изобразительное искусство и музыка;

изобразительное искусство и математика;

изобразительное искусство и окружающий мир;

изобразительное искусство и история.

К четвертому - пятому классу можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам.

Например, можно провести следующие занятия (1 класс) :

Тема: Весёлые линии. Интеграция предметов : математика, ИЗО. Характеристика деятельности обучающихся : знакомство с понятиями: точка, прямая линия, кривая линия,отрезок, луч, ломаная линия, овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, работа графическим материалом (фломастер, карандаш, гелевая ручка).

Тема: Кошки и собаки. Интеграция предметов : окружающий мир, литературное чтение, декоративно - прикладное творчество. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с предметами ухода за животными, составление рассказа о домашнем любимце, изготовление из пластилина фигурки животного;

Тема: Окружность и круги. Интеграция предметов : математика, декоративно-прикладное творчество. Характеристика деятельности учащихся: изучение геометрических фигур, вычерчивание окружности, отработка вычислительных навыков, изготовление из пластилина цветка (деление колбаски на равные части и).

Тема: В гости к зиме. Интеграция предметов : окружающий мир, литературное чтение, изо. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с явлениями живой и неживой природы в зимнее время, описание признаков зимы, рисование пейзажа.

Тема: В центре Европы. Интеграция предметов : окружающий мир, ИЗО. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с Германией, Швейцарией, Австрией, моделирование достопримечательностей из пластилина, изготовление флага и герба стран в технике аппликация.

Тема: Витражная бабочка. Интеграция предметов : окружающий мир, декоративно- прикладное творчество, музыка. Характеристика деятельности учащихся: прослушивание звуков природы, знакомство разновидностями бабочек, выполнение цветового эскиза, роспись заготовки витражными красками.

Тема: Жизнь Древних славян. Интеграция предметов : окружающий мир, декоративно- прикладное искусство, история, литературное чтение. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с бытом, жизнью, верованиями древних славян, изготовление предметов быта - посуды (пластилин или соленое тесто, чтение отрывков из древнерусских летописей, былин.

Интегрированные занятия отличаются от традиционных сжатостью и чёткостью учебного материала, логической взаимообусловленностью учебного материала. Занятие объединяется основной мыслью (стержень урока, урок составляет единое целое, этапы – это фрагменты целого, все этапы и компоненты находятся в логико-структурной зависимости.

Требования к заданиям на уроке:

1) повышенный уровень сложности;

2) проблемно-поисковый характер;

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми уже владеет обучающийся. Требования к педагогу: Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в раздаточном материале, не повторять без необходимости ответ ученика!

Четко и точно формулировать задание.

Основная деятельность учителя не на занятии, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала, в проведении занятия.

Недостатки интегрированных уроков :

1) высокая степень утомляемости обучающихся;

2) необходимость большого количества учебного времени на единицу учебной информации;

3) не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в занятие;

4) потеря индивидуальности занятий.

Поэтому я советую интегрированные занятия необходимо давать периодически, чтобы обучающиеся увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях.

На интегрированных уроках я применяю элементы педагогических технологий:

1. Технологии перспективно-опережающего обучения – вид обучения, при котором краткие основы темы даются педагогом до того, как начнется изучение ее по программе.

2. Групповая технология - это технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности обучающихся является групповая

3. Технология проблемного обучения - заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и педагога.

4. Технология дифференциации обучения – это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности.

5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - организация учебного процесса с применением аппаратных и программных средств.

В своей работе я стараюсь доказать, что развитие метапредметных компетенций у младших школьников посредством интеграции и педагогических условий их реализации, позволяют повысить уровень развития младших школьников, что приведет к повышению качества обучения, а это позволит им быть успешными как в учебе, так и в жизни, гибко адаптироваться в условиях современного информационного общества.

3. Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. Интегрированные уроки : 1 класс/Под ред. д. п. н. Л. А. Обуховой. -М. : ВАКО, 2006.-240с. -(Мастерская учителя.)

5. Кравченко, С. И. Интегрированный урок как форма активизации познавательной деятельности ученика / С. И. Кравченко // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 9. – С. 42–48.

6. Сухаревская Е. Ю. Интегрированное обучение в начальной школе: Ростов на Дону: Феникс 2003 г. 1 серия “Учение с увлечением; 7. Ятайкина А. А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. 2001 – №

Проектный метод как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД Вид проекта: познавательно-игровой, информационно - ориентированный Продолжительность проекта: краткосрочный с 16.11 по 27.11.2015 гг. Участники.

Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста Добрый день. Хочется представить на ваше рассмотрение мастер - класс для работы с дошкольниками "Развитие коммуникативных компетенций детей.

Преемственность в развитии личностных, метапредметных, и предметных компетенция дошкольников и школьников Проблема преемственности между различными ступенями образовательных учреждений является в настоящее время актуальной, так как различия в.

Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования).

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как способ формирования речевой активности Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности. Многие ученые, такие.

Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Формировать у детей интерес к математике, с.

Читайте также: