Доклад библиотека учреждения образования центр интеллектуального и физического здоровья учащегося
Обновлено: 17.05.2024
Библиотека образовательного учреждения на сегодня является центром информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся, а сотрудники библиотеки являются партнерами учителей в решении этой важнейшей педагогической задачи. Школьная библиотека рассматривается как приоритетное место для педагогического процесса, как компонент педагогической системы. Библиотека совместно с учителями применяет различные формы и методические приемы, педагогические и информационные технологии. Создание совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможности библиотеки.
Оценить 1320 0
Педагог-библиотекарь
ГБОУ СОШ № 306 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Школьная библиотека – современный информационный центр.
Библиотека образовательного учреждения на сегодня является центром информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся, а сотрудники библиотеки являются партнерами учителей в решении этой важнейшей педагогической задачи. Школьная библиотека рассматривается как приоритетное место для педагогического процесса, как компонент педагогической системы. Библиотека совместно с учителями применяет различные формы и методические приемы, педагогические и информационные технологии. Создание совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможности библиотеки.
Школьная библиотека является информационным центром. Она помогает учителям, предоставляя в их распоряжение материалы для подготовки уроков (информацию, книги, статьи программные средства); она помогает ученикам, предоставляя им материалы для знаний. Все свои ресурсы современная школьная библиотека предоставляет пользователям в целях поддержки учебной деятельности и расширения ее возможностей.
Развитие современного общества все больше и больше зависит от того,
В федеральном законе об образовании сказано, что основная задача образования – создание условий для развития гармоничной, социально активной, профессионально компетентной личности [10, с. 5]. Образованность, умение ориентироваться в огромном информационном потоке становятся для человека значимыми ценностями на протяжении всей его жизни. Достижение качества образования во многом зависит от уровня библиотечно – информационного обслуживания в библиотеке образовательного учреждения. В связи с этим особое значение приобретает деятельность современной школьной библиотеки как института содействия образованию. Поэтому современную школьную библиотеку надо рассматривать не только как структурное подразделение образовательного учреждения, организующее обслуживание учащихся, педагогов, но и как компонент педагогической системы, как библиотечно-информационный центр способствующий повышению знаний учащихся образовательного процесса [приложение № 1].
В стандарте основного общего образования декларируется тезис об общих учебных информационных умениях, навыках и способах деятельности, которые должны быть сформированы у выпускника школы являются следующими:
- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного адаптация;
- осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров;
- проведение информационного смыслового анализа текста;
-умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
-составление планов, тезисов, конспектов;
-умение самостоятельно работать с документом, формулировать выводы;
-отражение в устной или письменной формах результатов своей деятельности;
-умение перефразировать мысль и др. Таким образом, сегодняшний выпускник общеобразовательной школы должен обладать тем уровнем грамотности, без чего невозможно становление информационной культуры личности.[7, с. 11].
Следовательно, из выше сказанного, современная школьная библиотека способна решать сложные педагогические, и очень важные, задачи. Деятельность школьной библиотеки в повышении образовательного уровня учащихся школы, создает благодатную среду для формирования новой информационной культуры личности.
-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-единство Федерального культурного и образовательного пространства.
-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся [10, с. 4].
Школьная библиотека – это особая педагогическая среда, и библиотекарь в своей профессиональной деятельности выступает как источник информации, организатор индивидуальной и коллективной деятельности, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает, т.е. библиотечными формами и методами осуществляет педагогическую деятельность. Изменения, происходящие в современном общем образовании, заставили и библиотечных работников, и педагогов по иному взглянуть на деятельность школьной библиотеки. Вместе с тем, школьная библиотека имеет значительный педагогический потенциал: персонал, умеющий работать с учащимися, фонды ориентированные на учебные потребности, справочно-библиографический аппарат, способствующий самообразованию, помещения и оборудование, предназначенные для индивидуальной и групповой самообразовательной работы, возможность постоянного партнерства учителей и библиотекарей в целях совершенствования обучения – и способна вести достаточно эффективную педагогическую деятельность.
Библиотека – это сердце обучающегося процесса, в школе она несет педагогические функции. Вместе – учитель – дети – библиотека – родители – решают сложные педагогические задачи. Умный, хороший учитель заинтересованный в образовании и воспитании детей, непременно приведет их в библиотеку, а за детьми и их родители [1, с. 23]. Педагогическая деятельность – это практическая деятельность по обучению (передача знаний), воспитанию (формирование качеств и убеждений) и образованию (накоплению и преобразованию в органическое единство знаний и навыков и умений и нравственных качеств личности). Роль школьной библиотеки может быть значительной в реализации таких прямых функций образования, как формирование речевой деятельности учащихся (слушание, говорение, чтение, помощь учащимся в освоении возрастного пространства и переходе от одного возрастного пространства к другому, наконец, в формировании гражданской грамотности, понимаемой как совокупность способностей и включающей грамотность речи, письма, способность критически мыслить, обдуманно действовать в условиях плюрализма и др. Являясь важной частью пространства образования, школьные библиотеки осуществляют все это библиотечными формами и методами [2, с. 22].
Основываясь на Государственный стандарт образования современная школьная библиотека ставит цели выбирать педагогические формы и методы работы и их достижения [7, с. 12]. Сегодня необходимо помочь школьной библиотеке решать с педагогических позиций специфические именно для нее задачи:
-активно влиять на общую стратегию школы, в соответствии с которой все учителя и библиотекари формируют навыки работы с информацией и помогают учащимся применять их по мере необходимости,
-эффективно сочетать традиционные для школы формы работы (уроки внеклассного чтения, занятия по привитию навыков пользования книгой, библиотекой, практикумы по обучению школьников пользовательским информационным технологиям, специальные факультативы, кружки и пр.) с богатым арсеналом библиотечных форм и методов, позволяющим ей эффективно реализовывать свой педагогический потенциал.
Образовательные функции библиотеки стали сейчас темой самой широкой дискуссии. Действительно, современные социальные условия, вызванные информационным и образовательным бумом еще в 90-х годах, как никогда повысили роль библиотек в образовательном учреждении. Выступления участников научно – практической конференции в г. Озерске подтвердили, что школьными библиотеками накоплен богатый опыт библиотечных педагогических технологий поддержки школьного образования (Санкт – Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Озерск, Салават, Новоуральск, Лесной, Зеленогорск, Трехгорный, Миасс) [2, с. 7]. Библиотека нашла свою нишу в образовательном процессе, разрабатывая аспекты информационной культуры учащихся и творческого чтения.
Обновляются формы сотрудничества библиотеки и школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов библиотеки;
-актуализация роли школы и педагогов в формировании информационной культуры школьников, переориентация их взаимоотношений с библиотекой с пассивного потребления библиотечных услуг на деятельное сотрудничество;
-реализация научно – исследовательских проектов прогностического типа, психолого-педагогических экспериментов, способствующих выработке долгосрочных стратегий развития библиотек;
-реализация совместных школьных и библиотечных воспитательных программ направленных на использование их в образовательном процессе.
Школьная библиотека для большинства российских детей является первой библиотекой в их жизни, именно школьные библиотеки создают читателей для всех остальных типов библиотек. Школьные библиотеки являются необходимым ресурсом образования, поэтому библиотекарь – педагог. Только школьный библиотекарь способен приобщить учеников к информационной культуре, указать ему путь в информационное общество и общество знаний [9, с. 19].
Школьная библиотека – это учебный центр образовательного учреждения, поэтому ни одна предметная неделя, ни один месячник, посвященные знаменательным датам, важнейшим историческим событиям, не проходят без участия в них школьной библиотеки. Это и выставки, и обзоры литературы, и занимательные литературные игры. Школьная библиотека выполняет одну из главных своих задач – учить читать, воспитывать творческого читателя, привлекать к чтению подрастающее поколение.
Основываясь на принципы государственной политики в области образования, важнейшей задачей школы является создание условий для полноценного развития личности ребенка и его самореализации [10, с. 4]. Строя свою работу на принципах гуманности демократичности и научности, школа стремится создать систему воспитания обладающую гуманистического типа с сетью кружков и секций, позволяющих школьнику найти себе занятие по душе. Центром школы в вопросах воспитания подрастающего человека является библиотека, которая аккумулирует в себе возможность приобщения к ценностям и традициям своего народа, воспитывает чувство прекрасного формирует средствами литературы представления об общечеловеческих ценностях.
Профессиональные интересы педагогов и библиотекарей школ
Таким образом, именно личность – цель, субъект, результат и главный критерий педагогического процесса. Концептуальная основа развития школьной библиотеки базируется на соответствующих этому принципах: партнерства и приоритета интересов пользователей; личностно-ориентированного, диалогового стиля обслуживания, проецирующего самореализацию, самоутверждение, творчество обучающего; формирование ценностных ориентаций, а отсюда – поискового поведения учащихся, осознанного читательского вкуса.
Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от
библиотекаря как педагога владения методами межличностного общения,
речевой культуры, педагогической компетенции. Диалог является средством реализации предметно – информационной и ценностно–ориентированной составляющих качеств образования (возможность поделиться знаниями, быть услышанным и понять реакцию на высказанное). Диалог способствует коммуникативной деятельности, т.к. формирует навыки обмена мнениями, согласования точек зрения. Диалогический подход в единстве с личностным составляет сущность гуманистической линии в образовательном процессе.
Из всего, выше сказанного, считаю, что школьная библиотека представляет информацию и идеи, оказывает огромную помощь в воспитательном процессе образовательного учреждения. Использование разнообразных форм и методов педагогической деятельности в библиотеке образовательного учреждения позволяет отметить, что школьная библиотека является компонентом педагогической системы. Школьная библиотека и образовательное учреждение на сегодняшний день – это единое педагогическое пространство, которое сегодня просто необходимо нашему современному обществу.
Список использованной литературы
1.Елтышова, В. П. Современная школьная библиотека [Текст] / В. П. Елтышова // Школьная библиотека. – 2002. – № 4. – С. 23-24
2. Зуева, Е. М. Педагогическая деятельность школьной библиотеки [Текст] / Е. М. Зуева Библиотека и образование школьников: проблемы информационной поддержки. Научно-практическая конференция. 20-22 июня 2000г., Озерск-Челябинск, 2000.-140 с.
3. Крук, Н. В. Библиотека образовательного учреждения в информационном пространстве [Текст] / Н. В. Крук // Библиотека. – 2008. – № 1. – С. 43-46
4. Миронов, С. М. Библиотеки в национальных проектах России [Текст] / С. М. Миронов // Школьная библиотека. – 2006. – № 2. – С. 14-17
5. Михальченко, Е. П. Школьная библиотека как компонент педагогической
системы [Текст] / Е. П. Михальченко // Школьная библиотека. – 2002. – № 8. – С. 10-12
6. О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации [Текст] // Вестник образования России. – 2006. – № 18. – С. 20-33
7. Проект федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализации программы общего образования [Текст] // Вестник образования. – 2004. – № 5. – С. 9-14.
8. Положение о школьной библиотеке общеобразовательного учреждения: [Текст] // Школьная библиотека. – 2004. – № 5. – С. 3-8
9. Соколов, А. В. Опыт библиотечной демократии. Размышление после первого съезда школьных библиотекарей [Текст] / А. В. Соколов // Библиотечное дело. – 2008. – № 7. – С. 19-22
10. Федеральный закон: [Текст] Выпуск 9(433). Об образовании. – М.: ИНФРА-, 2008. – 78 с.
Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями.
- 30-35% детей поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания;
- за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата;
- в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья;
- в 3 раза- с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.
Такое плачевное состояние здоровья детей не только результат длительного неблагоприятного социально-экономического и экологического факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов как:
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
- несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;
- чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
- неоправданно объемные домашние задания;
- недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.
Здоровье детей и подростков, их успеваемость в школе – наглядное отражение системы воспитания и обучения, которую можно рассматривать как ведущий фактор воздействия на растущий организм. Для наиболее полной реализации творческого потенциала ребенка необходимо гармоничное сочетание социальной, физической, интеллектуальной и духовной составляющих его жизни.
Современная школа находится в поисках новых методов обучения, новых моделей образовательных учреждений. Усложнение программы обучения и интенсификации учебного процесса, вследствие чего снижается двигательная активность и сокращается продолжительность отдыха, ведут, как правило, к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, которые могут усугубляться от класса к классу школы в основном не ориентированы на активное сохранение здоровья детей. Наличие в школе большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья выдвигает на первое место проблему формирования мотивации на деятельность, сберегающую здоровье, проблему охраны и укрепления здоровья школьников различных возрастных групп.
Действительно, соблюдение соответствующих гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса. К сожалению, знание гигиенических нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников. Основная сложность заключается в грамотной оценке реальных условий обучения сравнительно с гигиеническими требованиями, выработке практических рекомендаций в каждом конкретном случае.
Задачи библиотеки:
- Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения
- Формирование и сохранение духовной культуры
- Воспитание культурного и гражданского самосознания
Основные функции библиотеки:
Воспитательная - библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе
Наша библиотека небольшая и недостаточно материально обеспечена, однако это не освобождает библиотекаря от исполнения своего долга и решения главных целей и задач библиотеки по привлечению к чтению детей.
Основные цели библиотеки:
1.Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
2. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.
3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
4. Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и языковых особенностей.
5. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации представителей культурных языковых групп в поликультурном обществе.
6. Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг в аспекте культурного разнообразия на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и обучающихся.
Задачи библиотеки:
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания обучающихся и педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и обучащихся в образовательных проектах.
Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
Формирование и сохранение духовной культуры, экологической культуры современных школьников.
Воспитание культурного и гражданского самосознания.
Формирование комфортной библиотечной среды.
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам.
Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, обучающимся в получении информации.
Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя.
Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.
Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения.
Основные функции библиотеки:
1. Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
2. Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов.
3. Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.
4. Воспитательная – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
5. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
6. Просветительская - библиотека приобщает обучающихся к сокровищам мировой и отечественной литературы.
7. Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями ОУ, другими библиотеками города, для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации.
Неважно, какую форму имеет книга, важно,
какое место она занимает в нашей жизни и сердце ребенка.
Чтение остается мощнейшим инструментом развития мозга ребенка, которому необходимо в XXI веке познавать этот огромный мир.
И самая главная задача образования - учить мыслить!
В нашей библиотеке открытый доступ к фондам,
школьники могут, почитать детскую литературу, ознакомиться с периодической печатью, посмотреть журналы, полистать энциклопедии, справочники, словари. На выставочном стеллаже можно познакомиться с новыми книгами, книгами - юбилярами, выставками различной тематики.
Раскрыть фонд библиотеки помогают книжные выставки. Выставки расположены и оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание читателей, заинтересовать, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.
Постоянно действующие выставки:
Для обучающихся начального звена
оформлены книжные полки:
В библиотеке в течение года проводятся:
● обзоры книг и периодических изданий.
Чтобы приобщить к активному чтению обучающихся, использую такие формы, как:
● реклама новых книг;
● мероприятия в игровой форме;
● чтение по ролям;
В течение всего учебного года в своей работе реализую следующие цели:
● активизация чтения детей,
● повышение культуры самостоятельного выбора литературы,
● привлечение в библиотеку новых читателей,
● повышение статуса школьной библиотеки.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и делаем более важное дело:
● защищаем его душу;
● питаем ум и сердце;
● содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости.
На библиотечных мероприятиях, обучающиеся знакомятся с нормами морали и нравственности. Для детей нашей школы проводятся уроки доброты, культуры, а также беседы о жизни и творчестве детских писателей, создаются виртуальные экскурсии, электронные выставки.
Очень хочется, чтобы наши дети были готовы самостоятельно действовать в социуме и уметь отвечать за свои поступки. Любимые герои книг помогут им сделать это в интересной не назидательной форме.
Ещё раз повторюсь…
Задача школьного библиотекаря:
Достучаться до сердца каждого ребёнка. Ребёнок должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке.
Для этого нужен ежедневный кропотливый труд совместно с родителями, классным руководителем, библиотекарем и директором ОУ. Да-да именно, также и с директором, потому как только он сопричастен в первостепенной задаче: формировании библиотечного фонда, наполняемости новой интересной книгой.
Только при целенаправленном и систематическом взаимодействии педагогов, школьников и библиотекаря мы добьёмся грамотного и мыслящего читателя – школьника.
Заключение:
Современная школьная библиотека – один из важнейших институтов общества, который не только собирает и хранит документы, но и принимает активное участие в воспитание культурного и гражданского самосознания и в социализации обучающихся. Школьная библиотека развивает познавательные интересы, расширяет кругозор читателей, обучает способам работы с книгой, даёт полезный опыт поиска и получения необходимой информации, т.е. в полной мере реализует требования основных документов и положений ФГОС.
Школа и библиотека — это одно целое.
И дети у нас одни, дети, которые зачастую не
Цель: создание условий для результативной работы библиотечных работников учреждений образования и учреждения культуры в направлении информационно-образовательного пространства.
Заседание районного методического объединения школьных библиотекарей
11 октября 2021 года
«Библиотека учреждения образования –
План проведения августовской секции школьных библиотекарей учреждений общего среднего образования Борисовского района открыть
Вопросы для обсуждения
1. Анализ работы районного методического объединения школьных библиотекарей за 2020/2021 учебный год и актуальные направления методической работы с библиотекарями в 2021/2022 учебном году открыть
3. Организация деятельности школьного библиотекаря и требования к ведению учетных документов по установленным формам, правила составления ведомственной формы учета открыть
4. Обеспечение учебниками и учебными пособиями к 2021/2022 учебном году, использование в работе on - line форм мониторинга обеспеченности учебниками и учебными пособиями в библиотеках учреждений образования (на основе Googl е -форм)
5. О порядке взи мания платы за пользование учебниками и учебными пособиями открыть
6. Организация работы методического формирования школьных библиотекарей в 2021/2022 учебном году , планирование , деятельность сетевого сообщества открыть
Повышаем квалификацию библиотечных работников. В рамках организации и проведения августовских совещаний (вебинаров, семинаров) к началу нового учебного года предлагаем познакомиться с нашим рекомендательным виртуальным навигатором "Информационно-библиотечные организации и ассоциации Беларуси и мира: повышаем квалификацию библиотечных работников".
Читайте также: