Пенитенциарная система чехии доклад
Обновлено: 04.07.2024
Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) система (от лат. poenitentia — раскаяние) — государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу).
Одним из важнейших направлений деятельности современной пенитенциарной системы по восстановлению социальной справедливости, наряду с карательной функцией, является профилактика рецидива преступлений.
Содержание
Требования к пенитенциарной системе
В Минимальных стандартных правилах обращения с заключёнными, принятых на первом Конгрессе Организации Объединённых Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 году, указывается, что целью и оправданием приговора к лишению свободы является в конечном счёте защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечивать своё существование. Заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они лишают его свободы. Поэтому тюремная система не должна причинять заключённым дополнительные страдания [1] .
Учения об исполнении наказания
Наиболее общее учение об исполнении наказания, которое на научно-практической основе разрабатывает оптимальные санкции уголовной ответственности называется пенологией (от лат. poena — наказание).
Его зарождение в конце XVIII века связывают с исследованиями Джона Говарда и Иеремии Бентама, направленными на гуманизацию тюремной системы.
В России наиболее известными специалистами в области пенологии (тюрьмоведения) стали профессора И. Я. Фойницкий, С. В. Познышев, и Н. С. Таганцев.
Н. С. Таганцев, различая, так же как и С. В. Познышев нравственное и юридическое исправление, указывал, что государство может иметь в виду только юридическое исправление, то есть развитие в лице настроения, соответствующего требованиям права, чувства правоподчинённости [2] .
Криминопенология — отрасль криминологии; изучает преступность в местах лишения свободы, её причины и условия, последствия, личность преступника, специфическую систему мер борьбы с нею.
Уголовно-исполнительное (исправительно-трудовое) право — отрасль права и наука, связанные с законодательством, регулирующим общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.
История развития пенитенциарной системы
Пенитенциарная система древнего мира
Пенитенциарная система средних веков
Пенитенциарная система нового времени
- Впервые появились тюрьмы, каторги в современном понимании этого слова.
Пенитенциарная система ХХ—XXI века
Современная пенитенциарная система России
Учреждения пенитенциарной системы России
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых (федеральный орган уголовно-исполнительной системы);
- территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
- учреждения, исполняющие наказания;
- следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения, если они специально отнесены к уголовно-исполнительной системе решением [4]Правительства Российской Федерации.
Федеральным органом уголовно-исполнительной системы является Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), подведомственная Минюсту России [5] . Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются на территориях субъектов Российской Федерации.
Виды учреждений и органов, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации в ст. 16 [6] . Согласно ей учреждениями уголовно-исполнительной системы являются: уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома, колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, а также следственные изоляторы, в которых оставлены осуждённые к лишению свободы для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Другие органы, могущие исполнять некоторые уголовные наказания (судебные приставы-исполнители, суды, дисциплинарные воинские части, командования воинских частей и гарнизонов на гауптвахтах) к учреждениям уголовно-исполнительной системы не относятся.
В следственных изоляторах (СИЗО), предусматривающих содержание подследственных, могут содержаться подсудимые, а также осуждённые, до отправки оных в соответствующее учреждение исполнения наказаний уголовно-исполнительной системы, а также осуждённые, которых — по договорённости с ними — администрация СИЗО оставила отбывать лишение свободы в СИЗО, чтобы они в СИЗО выполняли те работы, которые там поручают заключённым (осуждённым).
Тюремное население России
По состоянию на 1 августа 2010 года в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации находилось 842,2 тыс. человек [7] . По данным International Centre for Prison Studies по состоянию на 1 августа 2012 года, в заключении находится 722,2 тыс. человек. Количество заключенных на 100000 населения составляет 505 человек [8] . По этому показателю Россия занимает 8 (7 [9] ) место в мире [10] .
Министерство юстиции Чешской республики представило проект реформирования пенитенциарной системы.
В настоящее время в чешских тюрьмах содержатся 23 200 заключенных, тогда как они рассчитаны примерно на 20 700 человеко-мест. Перенаселенность тюрем является очевидным фактом, и ситуация из года в год ухудшается, поскольку в Чешской республике количество заключенных беспрерывно возрастает, начиная с 2002 года. Столкнувшись с этой удручающей статистикой, Министерство юстиции решило, что необходимо предпринять срочные меры и подготовило проект изменений, которые необходимо внести в Уголовный кодекс. Одновременно предложено реформировать и тюремную систему.
Проект реформы был представлен прессе заместителем министра юстиции Даниэлем Волаком:
– Министерство юстиции подготовило комплекс мер, которые должны решить проблему переполненности чешских тюрем. Реформа состоит из 3-х направлений. Речь идет об изменениях в законодательстве, увеличении количества мест в тюрьмах и внедрении необходимых альтернатив тюремному заключению, включающих в себя электронный мониторинг.
По словам Даниэля Волака, за последние 20 лет это будет самая объемная реформа уголовного законодательства и пенитенциарной системы. Поправки, внесенные в Уголовный кодекс, позволят смягчить наказания по ряду статей, и отбывать их осужденные будут не в тюрьме, а дома. Это коснется, однако, лишь тех заключенных, которые уже отбыли не менее половины назначенного им срока наказания. Представление по смягчению наказания тому или иному заключенному будет вноситься директором тюрьмы, укрепляя тем самым в определенной степени полномочия пенитенциарной службы. Поведение осужденных к отбыванию наказания в домашних условиях будет отслеживаться с помощью системы электронного наблюдения (электронных браслетов). Согласно вносимым поправкам, с 12 месяцев до 6 уменьшается минимально необходимый срок, который заключенный должен отбыть, прежде чем ходатайствовать об условно-досрочном освобождении. Кроме того, будут облегчены наказания за незначительные преступления. Как рассказал Даниэль Волак, проведенные испытания системы электронных браслетов, которые приговоренные к отбыванию наказания в домашних условиях должны были носить в обязательном порядке, признаны успешными. Эта технология, по словам заместителя министра, является эффективной и безопасной.
– Технология, которую мы выбрали, широко используется в 16 странах, в том числе в нескольких странах Евросоюза, а также в США, Мексике, Австралии, Новой Зеландии и Израиле. Что касается финансового аспекта. Мы уже располагаем первыми цифрами, которые свидетельствуют о том, что затраты на одного заключенного, отбывающего наказание в домашних условиях и носящего электронный браслет, составляют 165 крон (примерно 264 руб. – Ред.) в день, тогда как, например, расходы на одного заключенного, содержащегося в следственном изоляторе, составляют 1 000 крон (примерно 1 600 руб. – Ред.) в день. Выгода для налогоплательщика очевидна, – сказал, выступая перед журналистами, г-н Волак.
Новый метод будет массово опробован в срок до ноября 2012 года, а в начале декабря Министерство юстиции даст ему окончательную оценку.
Реформой предусмотрено провести и другие важные изменения в том, что касается категоризации тюрем и всей чешской тюремной системы. По словам генерального директора Пенитенциарной службы Чехии Иржи Треглера, эти изменения коснутся, в первую очередь, следственных изоляторов, условия в которых будут сопоставимы с условиями аналогичных учреждений в других европейских странах.
– В современной тюремной системе Чешской республики тюрьмы делятся на 4 категории, исходя из тяжести наказаний, которые назначены заключенным, которые в этих тюрьмах содержатся. Проект поправок, которые мы подготовили, сократит эту систему до 2-х категорий, которые будут определяться судебным вердиктом. А пенитенциарная служба будет решать, в какой конкретно тюрьме, в рамках этих 2-х категорий и их внутренней дифференциации, будет находиться тот или иной заключенный. Такие решения будут приниматься на основании персональной характеристики осужденного, которую подготовят соответствующие специалисты, и которая позволит решить, куда конкретно его необходимо поместить: в открытое отделение, полуоткрытое или, возможно, полностью закрытое, – объяснил г-н Треглер.
Авторы реформы пенитенциарной системы надеются, что их проект будет также способствовать предупреждению преступности и лучшей социальной реабилитации заключенных.
Министерство юстиции Чешской республики представило проект реформирования пенитенциарной системы.
В настоящее время в чешских тюрьмах содержатся 23 200 заключенных, тогда как они рассчитаны примерно на 20 700 человеко-мест. Перенаселенность тюрем является очевидным фактом, и ситуация из года в год ухудшается, поскольку в Чешской республике количество заключенных беспрерывно возрастает, начиная с 2002 года. Столкнувшись с этой удручающей статистикой, Министерство юстиции решило, что необходимо предпринять срочные меры и подготовило проект изменений, которые необходимо внести в Уголовный кодекс. Одновременно предложено реформировать и тюремную систему.
Проект реформы был представлен прессе заместителем министра юстиции Даниэлем Волаком:
– Министерство юстиции подготовило комплекс мер, которые должны решить проблему переполненности чешских тюрем. Реформа состоит из 3-х направлений. Речь идет об изменениях в законодательстве, увеличении количества мест в тюрьмах и внедрении необходимых альтернатив тюремному заключению, включающих в себя электронный мониторинг.
По словам Даниэля Волака, за последние 20 лет это будет самая объемная реформа уголовного законодательства и пенитенциарной системы. Поправки, внесенные в Уголовный кодекс, позволят смягчить наказания по ряду статей, и отбывать их осужденные будут не в тюрьме, а дома. Это коснется, однако, лишь тех заключенных, которые уже отбыли не менее половины назначенного им срока наказания. Представление по смягчению наказания тому или иному заключенному будет вноситься директором тюрьмы, укрепляя тем самым в определенной степени полномочия пенитенциарной службы. Поведение осужденных к отбыванию наказания в домашних условиях будет отслеживаться с помощью системы электронного наблюдения (электронных браслетов). Согласно вносимым поправкам, с 12 месяцев до 6 уменьшается минимально необходимый срок, который заключенный должен отбыть, прежде чем ходатайствовать об условно-досрочном освобождении. Кроме того, будут облегчены наказания за незначительные преступления. Как рассказал Даниэль Волак, проведенные испытания системы электронных браслетов, которые приговоренные к отбыванию наказания в домашних условиях должны были носить в обязательном порядке, признаны успешными. Эта технология, по словам заместителя министра, является эффективной и безопасной.
– Технология, которую мы выбрали, широко используется в 16 странах, в том числе в нескольких странах Евросоюза, а также в США, Мексике, Австралии, Новой Зеландии и Израиле. Что касается финансового аспекта. Мы уже располагаем первыми цифрами, которые свидетельствуют о том, что затраты на одного заключенного, отбывающего наказание в домашних условиях и носящего электронный браслет, составляют 165 крон (примерно 264 руб. – Ред.) в день, тогда как, например, расходы на одного заключенного, содержащегося в следственном изоляторе, составляют 1 000 крон (примерно 1 600 руб. – Ред.) в день. Выгода для налогоплательщика очевидна, – сказал, выступая перед журналистами, г-н Волак.
Новый метод будет массово опробован в срок до ноября 2012 года, а в начале декабря Министерство юстиции даст ему окончательную оценку.
Реформой предусмотрено провести и другие важные изменения в том, что касается категоризации тюрем и всей чешской тюремной системы. По словам генерального директора Пенитенциарной службы Чехии Иржи Треглера, эти изменения коснутся, в первую очередь, следственных изоляторов, условия в которых будут сопоставимы с условиями аналогичных учреждений в других европейских странах.
– В современной тюремной системе Чешской республики тюрьмы делятся на 4 категории, исходя из тяжести наказаний, которые назначены заключенным, которые в этих тюрьмах содержатся. Проект поправок, которые мы подготовили, сократит эту систему до 2-х категорий, которые будут определяться судебным вердиктом. А пенитенциарная служба будет решать, в какой конкретно тюрьме, в рамках этих 2-х категорий и их внутренней дифференциации, будет находиться тот или иной заключенный. Такие решения будут приниматься на основании персональной характеристики осужденного, которую подготовят соответствующие специалисты, и которая позволит решить, куда конкретно его необходимо поместить: в открытое отделение, полуоткрытое или, возможно, полностью закрытое, – объяснил г-н Треглер.
Авторы реформы пенитенциарной системы надеются, что их проект будет также способствовать предупреждению преступности и лучшей социальной реабилитации заключенных.
Институт проблем современного общества
Куратор: Киюцина Ольга
ДОКЛАД
Сравнительная характеристика пенитенциарных систем России и других стран
Федеральная служба исполнения наказания уже несколько лет подряд проводит реформу пенитенциарной системы. Однако позитивных результатов этой реформы до сих пор не видно, несмотря на 6-кратное увеличение финансирования в период с 2003 по 2014 г.
При этом приводимые ФСИН аргументы о необходимости сравнения с тюремными ведомствами других стран вполне логично. В связи с этим Институт проблем современного общества провел исследование международного опыта функционирования исправительных систем.
Анализ основывался на данных Международного центра тюремных исследований (ICPS). В целях обеспечения объективности для анализа были взяты несколько групп стран:
- 1 группа – страны с населением более 10 млн.чел. и ВВП на душу населения свыше 10 тыс.долл. в год, т.е. страны с более-менее сопоставимыми объемами экономики и уровнем жизни населения.
- 2 группа – страны БРИКС, т.е. страны, проходящие сходный этап социально-экономических трансформаций в текущий момент.
- 3 группа – страны бывшего СССР, т.е. страны, в недалеком прошлом прошедшие сходные социально-экономические потрясения, оказавшие негативное влияние на уровень преступности.
1 группа. Страны с сопоставимыми объемами экономики и уровнем жизни населения
Суммарно на 27 стран этой группы приходится свыше 56% всех заключенных (табл.1 приложения). В России содержится 7,6% от общего числа лиц, находящихся в местах лишения свободы по всему миру. В расчете на 100 тыс. населения приходится свыше 460 заключенных. По этим двум показателям в данной группе стран нас опережают только США, где также заметны диспропорции в развитии тюремной системы.
Если рассматривать 1-ю группу стран без США и России, то в среднем в расчете на 100 тыс. населения приходится 165 заключенных, это в 3 раза меньше, чем в России.
2 группа. Страны БРИКС
В среднем по этой группе стран (без учета России) в местах лишения свободы находится 98 человек в расчете на 100 тыс. населения (табл.2 приложения), это в 4 раза меньше, чем в России. При этом в КНР, несмотря на значительно большую численность осужденных и примерно сопоставимую территорию, количество учреждений для содержания заключенных меньше – всего 700 (в России – 996), а численность заключенных на 100 тыс. человек населения в 4 раза меньше, чем в России.
3 группа. Страны бывшего СССР
По сравнению с другими странами бывшего СССР в России средний показатель численности осужденных в расчете на 100 тыс. населения вдвое выше (табл.3 приложения). Вряд ли можно сказать, что уровень преступности в странах бывшего Советского Союза сильно отличается российского. Вероятно, большинство из этих стран просто реже использует заключение под стражу в качестве наказания, в том числе и потому, что не может позволить себе содержать чрезмерно большое число заключенных.
Сравнение с Казахстаном и Беларусью заслуживает особого внимания, так как эти страны вместе с Россией входят в Евразийский экономический союз.
Беларусь. Численность осужденных в расчете на 100 тыс. населения в Беларуси почти на 30% ниже, чем в России. По данным официальной статистики Республики Беларусь, за период с 2007 по 2014 гг. количество осужденных в стране сократилась на 36% (в России за тот же период – на 23%).
Казахстан. Численность осужденных в расчете на 100 тыс. населения в Казахстане на 40% ниже, чем в России. По данным официальной статистики Республики Казахстан, за период с 2003 по 2014 гг. количество осужденных в стране сократилась более чем в 2 раза (в России за тот же период – на 19%).
Выводы:
Табл.1. Сравнение стран с населением более 10 млн.чел. и ВВП на душу населения свыше 10 тыс.долл.
Находится в местах лишения свободы | Места лишения свободы | ВВП на душу населения, тыс. долл. (данные ООН, 2013) | ||||
чел. | в расчете на 100 тыс. чел. населения | доля в мире по числу заключенных | коли-чество учреж-дений | средняя вмести-мость, чел. | ||
США | 2 217 000 | 698 | 25,2% | 4 575 | 485 | 52,4 |
Россия | 667 546 | 463 | 7,6% | 996 | 670 | 14,7 |
Бразилия | 607 730 | 301 | 6,9% | 1 482 | 410 | 11,2 |
Казахстан | 47 939 | 275 | 0,5% | 93 | 515 | 13,7 |
Тайвань | 63 108 | 269 | 0,7% | 49 | 1288 | 20,7 |
Чили | 42 829 | 240 | 0,5% | 103 | 416 | 15,7 |
Мексика | 256 941 | 214 | 2,9% | 387 | 664 | 10,3 |
Турция | 165 033 | 212 | 1,9% | 355 | 465 | 11,0 |
Польша | 76 145 | 198 | 0,9% | 215 | 354 | 13,8 |
Чехия | 20 071 | 191 | 0,2% | 35 | 573 | 19,5 |
Венесуэла | 51 256 | 166 | 0,6% | 32 | 1602 | 12,2 |
Малайзия | 49 200 | 161 | 0,6% | 47 | 1047 | 10,5 |
Саудовская Аравия | 47 000 | 161 | 0,5% | 116 | 405 | 26,0 |
Аргентина | 64288 | 154 | 0,7% | 228 | 282 | 14,8 |
Австралия | 35 804 | 151 | 0,4% | 112 | 320 | 65,6 |
Великобритания | 85 743 | 148 | 1,0% | 122 | 703 | 42,4 |
Испания | 65 581 | 141 | 0,7% | 82 | 800 | 28,9 |
Португалия | 14 214 | 137 | 0,2% | 49 | 290 | 21,4 |
Греция | 13 147 | 120 | 0,1% | 33 | 398 | 21,7 |
Канада | 37864 | 106 | 0,4% | 234 | 162 | 52,3 |
Бельгия | 11 769 | 105 | 0,1% | 33 | 357 | 47,3 |
Республика Корея | 49676 | 101 | 0,6% | 51 | 974 | 26,5 |
Франция | 66 761 | 100 | 0,8% | 190 | 351 | 42,3 |
Италия | 53 283 | 85 | 0,6% | 215 | 248 | 35,2 |
Германия | 61 872 | 76 | 0,7% | 185 | 334 | 45,1 |
Нидерланды | 12 638 | 75 | 0,1% | 77 | 164 | 50,9 |
Япония | 61 794 | 49 | 0,7% | 188 | 329 | 38,5 |
Итого | 4 946 232 | 288 | 56,2% | 10284 | 481 | |
без США и РФ | 2 061 686 | 165 | 23,4% | 4713 | 437 |
Табл.2. Сравнение стран БРИКС
Находится в местах лишения свободы | Места лишения свободы | ВВП на душу населения, тыс. долл. (данные ООН, 2013) | ||||
чел. | в расчете на 100 тыс. чел. населения | доля в мире по числу заключенных | коли-чество учреж-дений | средняя вмести-мость, чел. | ||
Россия | 667 546 | 463 | 7,6% | 996 | 670 | 14,7 |
Бразилия | 607 730 | 301 | 6,9% | 1 482 | 410 | 11,2 |
ЮАР | 159 241 | 292 | 1,8% | 231 | 689 | 7,0 |
КНР | 1 657 812 | 119 | 18,8% | 700 | 2368 | 6,6 |
Индия | 411 992 | 33 | 4,7% | 1391 | 296 | 1,5 |
Итого | 3 504 321 | 115 | 39,8% | 4 800 | 730 | |
без РФ | 2 836 775 | 98 | 32,2% | 3 804 | 746 |
Табл.3. Сравнение стран бывшего СССР
Находится в местах лишения свободы | Места лишения свободы | ВВП на душу населения, тыс. долл. (данные ООН, 2013) | ||||
чел. | в расчете на 100 тыс. чел. населения | доля в мире по числу заключенных | коли-чество учреж-дений | средняя вмести-мость, чел. | ||
Россия | 667 546 | 463 | 7,6% | 996 | 670 | 14,7 |
Туркмения | 26 500 | 522 | 0,3% | 22 | 1205 | 8,0 |
Белоруссия | 31700 | 335 | 0,4% | 34 | 932 | 7,7 |
Литва | 9 261 | 315 | 0,1% | 15 | 617 | 15,4 |
Грузия | 10 493 | 281 | 0,1% | 14 | 750 | 3,7 |
Казахстан | 47 939 | 275 | 0,5% | 93 | 515 | 13,7 |
Латвия | 5 280 | 264 | 0,1% | 12 | 440 | 15,1 |
Азербайджан | 20 669 | 218 | 0,2% | 53 | 390 | 7,8 |
Эстония | 2 853 | 218 | 0,0% | 4 | 713 | 19,3 |
Молдавия | 7 548 | 212 | 0,1% | 17 | 444 | 2,3 |
Украина | 71 220 | 195 | 0,8% | 148 | 481 | 4,0 |
Киргизия | 10 060 | 182 | 0,1% | 17 | 592 | 1,3 |
Узбекистан | 46 200 | 160 | 0,5% | 58 | 797 | 2,0 |
Армения | 3 923 | 132 | 0,0% | 13 | 302 | 3,5 |
Таджикистан | 9 317 | 121 | 0,1% | 22 | 424 | 1,0 |
Итого | 970 509 | 332 | 11,0% | 1518 | 639 | |
без РФ | 302 963 | 207 | 3,4% | 522 | 580 | |
без РФ и Прибалтики | 285 569 | 204 | 3,2% | 491 | 582 |
Разрешается использование материалов сайта с указанием Института проблем современного общества в качестве источника информации
Читайте также: