Право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина доклад

Обновлено: 17.05.2024

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение Российской Федерации к факультативному протоколу данного Пакта одновременно означает право каждого гражданина РФ на обращение в Комитет по правам человека. Процедура защиты нарушенного конституционного права заключается в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, которое обязано в течение 6 месяцев представить Комитету письменные объяснения или заявления по существу жалобы и известить о принятых мерах. Комитет не наделен правом принимать обязательные к исполнению решения; он публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб.

Европейский Суд по правам человека. Европейский Суд по правам человека, созданный в 1959 г. и действовавший до 1 ноября 1998 г. до вступления в силу протокола N 11 к Конвенции, которым он был заменен, рассматривал дела, которые поступали от Комиссии по правам человека и непосредственно от государств - членов Совета Европы. Дело обычно рассматривалось на открытом заседании Суда на основе доклада Комиссии, письменных замечаний и устных заявлений участников процесса. По окончании слушаний проводились закрытые прения. Решение о том, нарушены или не нарушены правовые нормы Конвенции, принималось большинством. Такое решение Суда являлось окончательным и обжалованию не подлежало. Ответственность за выполнение судебных решений нес Комитет министров Совета Европы.




Суд рассматривает поступившее дело в течение 6 месяцев с даты принятия окончательного решения национальными властями. Суд не принимает к рассмотрению индивидуальные петиции, если они являются анонимными, или по существу аналогичны тем, которые уже были рассмотрены судом, или уже являются предметом другой процедуры, международного разбирательства, или урегулированы и не содержат новых фактов. Суд может объявить неприемлемой любую жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или протоколов к ней, явно недостаточно обоснованной или неправомерной (ст. 35). Заявитель вправе представлять письменные замечания и принимать участие в слушаниях (ст. 36). Признав жалобу приемлемой, Суд продолжает рассмотрение дела с участием заинтересованных сторон и, если это необходимо, осуществляет расследование дела, для эффективного проведения которого причастное к нему государство создает все необходимые условия. Он предоставляет свои услуги заинтересованным сторонам с целью обеспечения дружественного урегулирования дела на основе уважения прав человека, как они определены в Конвенции и протоколах к ней (ст. 38). В случае достижения дружественного урегулирования Суд исключает дело из своего списка посредством вынесения решения (ст. 39).

Установив факт нарушения положений Конвенции или протоколов к ней, Европейский Суд своим решением предусматривает, если в этом есть необходимость, возмещение понесенных расходов и издержек, а также выплату справедливой компенсации потерпевшей стороне за нанесенный материальный и моральный ущерб (ст. 41). Постановление Палаты Суда является окончательным, если: стороны заявляют, что не будут обращаться с прошением о направлении дела в Большую палату; через 3 месяца после вынесения постановления отсутствует прошение о направлении дела в Большую палату; комитет Большой палаты отклоняет прошение о направлении дела. Когда дело направлено в Большую палату и ее комитет в составе 5 членов принял прошение, то Большая палата выносит по делу свое постановление, которое является окончательным (ст. 43, 44). Государства - участники договора обязуются исполнять окончательное постановление Суда по делу, сторонами которого они являются. Окончательное постановление Суда направляется в Комитет министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением (ст. 46). Суд может по просьбе Комитета выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и протоколов к ней (ст. 47).

За время работы Европейского Суда в Страсбурге с 1959 г. до 1 ноября 1998 г. было принято свыше 1115 решений, а после 1 ноября 1998 г. до 9 декабря 1999 г. вынесено 141 решение по рассматриваемым делам. Судебные решения касались широкого круга вопросов. Среди них преобладали решения по поводу применения телесных наказаний (в школах или по приговору суда), содержания под стражей особой категории людей (лиц, страдающих психическими заболеваниями, подозреваемых в терроризме, бродяг и др.), прав заключенных, порядка обращения в суд по гражданским и уголовным делам, сроков судебного разбирательства, процессуальных аспектов уголовного правосудия, споров по вопросам социального обеспечения, правового статуса незаконнорожденных детей и их родителей и др.

Наибольшее количество дел, рассмотренных Судом, касалось прежде всего нарушения права на справедливое судебное разбирательство, закрепленного в ст. 5 и 6 Конвенции.

Важным является вопрос о юридических последствиях решений Европейского Суда. Принятое по конкретному делу на основе жалобы заявителя решение Европейского Суда, признавшее нарушение одной или нескольких статей Конвенции государством - участником договора, передается руководящим органам этого государства, которые должны принять соответствующие меры по выполнению судебного вердикта. Переведенное, как правило, на язык страны решение Европейского Суда направляется министром юстиции этой страны в судебные органы, причастные к рассмотрению данного дела, с указанием внимательно ознакомиться с содержанием решения и принять соответствующие меры.

Другим важным моментом в реализации решения Европейского Суда является его опубликование в основных периодических юридических изданиях страны, причастной к делу, по которому принято решение. Таким образом, оно становится доступным для юристов и юридических организаций. Ответом на решение Европейского Суда является и принятие генеральным прокурором или судом высшей инстанции страны-нарушителя конкретных мер по выявленному случаю нарушения положений Конвенции, что может проявиться и в таких внутригосударственных действиях, как отмена вынесенного приговора по делу заявителя и передача его дела на повторное судебное рассмотрение. В соответствии с решением Европейского Суда по конкретному делу страна, причастная к этому делу, должна внести изменения в действующее законодательство и судебную практику с тем, чтобы они более последовательно отвечали требованиям положений Конвенции и не допускались случаи их нарушения в будущем.

Такими органами являются:

Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение Российской Федерации к факультативному протоколу данного Пакта одновременно означает право каждого гражданина РФ на обращение в Комитет по правам человека. Процедура защиты нарушенного конституционного права заключается в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, которое обязано в течение 6 месяцев представить Комитету письменные объяснения или заявления по существу жалобы и известить о принятых мерах. Комитет не наделен правом принимать обязательные к исполнению решения; он публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб.

Европейский Суд по правам человека. Европейский Суд по правам человека, созданный в 1959 г. и действовавший до 1 ноября 1998 г. до вступления в силу протокола N 11 к Конвенции, которым он был заменен, рассматривал дела, которые поступали от Комиссии по правам человека и непосредственно от государств - членов Совета Европы. Дело обычно рассматривалось на открытом заседании Суда на основе доклада Комиссии, письменных замечаний и устных заявлений участников процесса. По окончании слушаний проводились закрытые прения. Решение о том, нарушены или не нарушены правовые нормы Конвенции, принималось большинством. Такое решение Суда являлось окончательным и обжалованию не подлежало. Ответственность за выполнение судебных решений нес Комитет министров Совета Европы.

Суд рассматривает поступившее дело в течение 6 месяцев с даты принятия окончательного решения национальными властями. Суд не принимает к рассмотрению индивидуальные петиции, если они являются анонимными, или по существу аналогичны тем, которые уже были рассмотрены судом, или уже являются предметом другой процедуры, международного разбирательства, или урегулированы и не содержат новых фактов. Суд может объявить неприемлемой любую жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или протоколов к ней, явно недостаточно обоснованной или неправомерной (ст. 35). Заявитель вправе представлять письменные замечания и принимать участие в слушаниях (ст. 36). Признав жалобу приемлемой, Суд продолжает рассмотрение дела с участием заинтересованных сторон и, если это необходимо, осуществляет расследование дела, для эффективного проведения которого причастное к нему государство создает все необходимые условия. Он предоставляет свои услуги заинтересованным сторонам с целью обеспечения дружественного урегулирования дела на основе уважения прав человека, как они определены в Конвенции и протоколах к ней (ст. 38). В случае достижения дружественного урегулирования Суд исключает дело из своего списка посредством вынесения решения (ст. 39).

Установив факт нарушения положений Конвенции или протоколов к ней, Европейский Суд своим решением предусматривает, если в этом есть необходимость, возмещение понесенных расходов и издержек, а также выплату справедливой компенсации потерпевшей стороне за нанесенный материальный и моральный ущерб (ст. 41). Постановление Палаты Суда является окончательным, если: стороны заявляют, что не будут обращаться с прошением о направлении дела в Большую палату; через 3 месяца после вынесения постановления отсутствует прошение о направлении дела в Большую палату; комитет Большой палаты отклоняет прошение о направлении дела. Когда дело направлено в Большую палату и ее комитет в составе 5 членов принял прошение, то Большая палата выносит по делу свое постановление, которое является окончательным (ст. 43, 44). Государства - участники договора обязуются исполнять окончательное постановление Суда по делу, сторонами которого они являются. Окончательное постановление Суда направляется в Комитет министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением (ст. 46). Суд может по просьбе Комитета выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и протоколов к ней (ст. 47).

За время работы Европейского Суда в Страсбурге с 1959 г. до 1 ноября 1998 г. было принято свыше 1115 решений, а после 1 ноября 1998 г. до 9 декабря 1999 г. вынесено 141 решение по рассматриваемым делам. Судебные решения касались широкого круга вопросов. Среди них преобладали решения по поводу применения телесных наказаний (в школах или по приговору суда), содержания под стражей особой категории людей (лиц, страдающих психическими заболеваниями, подозреваемых в терроризме, бродяг и др.), прав заключенных, порядка обращения в суд по гражданским и уголовным делам, сроков судебного разбирательства, процессуальных аспектов уголовного правосудия, споров по вопросам социального обеспечения, правового статуса незаконнорожденных детей и их родителей и др.

Наибольшее количество дел, рассмотренных Судом, касалось прежде всего нарушения права на справедливое судебное разбирательство, закрепленного в ст. 5 и 6 Конвенции.

Важным является вопрос о юридических последствиях решений Европейского Суда. Принятое по конкретному делу на основе жалобы заявителя решение Европейского Суда, признавшее нарушение одной или нескольких статей Конвенции государством - участником договора, передается руководящим органам этого государства, которые должны принять соответствующие меры по выполнению судебного вердикта. Переведенное, как правило, на язык страны решение Европейского Суда направляется министром юстиции этой страны в судебные органы, причастные к рассмотрению данного дела, с указанием внимательно ознакомиться с содержанием решения и принять соответствующие меры.

Другим важным моментом в реализации решения Европейского Суда является его опубликование в основных периодических юридических изданиях страны, причастной к делу, по которому принято решение. Таким образом, оно становится доступным для юристов и юридических организаций. Ответом на решение Европейского Суда является и принятие генеральным прокурором или судом высшей инстанции страны-нарушителя конкретных мер по выявленному случаю нарушения положений Конвенции, что может проявиться и в таких внутригосударственных действиях, как отмена вынесенного приговора по делу заявителя и передача его дела на повторное судебное рассмотрение. В соответствии с решением Европейского Суда по конкретному делу страна, причастная к этому делу, должна внести изменения в действующее законодательство и судебную практику с тем, чтобы они более последовательно отвечали требованиям положений Конвенции и не допускались случаи их нарушения в будущем.

Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Как показывает практика последних десяти лет, данное право активно реализуется российскими гражданами, которые, не найдя защиты внутри страны, обращаются со своими жалобами в такие межгосударственные органы защиты прав и свобод человека, как:

Европейский суд по правам человека,

Комитет по правам человека ООН,

Комитет против пыток ООН,

Европейская Комиссия по правам человека.

Граждане в подавляющем большинстве случаев направляют свои жалобы в названные органы самостоятельно.

Но, как показывает статистика Европейского суда, обращение без юридического совета квалифицированного юриста, имеющего специальные знания в сфере международной защиты прав человека, очень часто оказывается неэффективным.

Право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека - совершенно новое явление в отечественном законодательстве. Конституция Российской Федерации закрепляет это положение в ч. 3 ст. 46, причем речь идет именно о межгосударственных органах, поскольку к международным неправительственным организациям можно обращаться и без специальных условий, но и без юридических последствий.

Это положение Конституции уникально для всего мирового сообщества - впервые право человека обращаться с жалобами в международные органы по защите прав человека регламентировано в национальном праве. До этого момента подобные права принадлежали гражданам в силу и в рамках соответствующей компетенции контрольных органов международного сообщества.

Однако право на обращение в межгосударственные органы в формулировке Конституции России предстает лишь как субъективное право личности, вне контекста полномочий соответствующих органов государства. В настоящее время эти полномочия в какой-то мере определены лишь международным правом, что еще раз подчеркивает особую роль международного правозащитного механизма во внутригосударственной сфере.

43. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Гарантии свободы массовой информации. Свобода массовой информации и гарантии ее реализации в рф.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "О СМИ": «В РФ поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация тех. устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством о СМИ.

Не допускается использование СМИ в целях совершения:

уг. наказуемых деяний,

для разглашения сведений, составляющих гос. или иную спец. охраняемую законом тайну,

для осуществления экстремистской деятельности,

для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, док. и худ. фильмах, в инф. компьютерных файлах и программах обработки инф. текстов, относящихся к спец. СМИ, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации. Отказ в регистрации возможен тк если:

(1) заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение СМИв соответствии с настоящим Законом;

(2) указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;

(3) название, примерная тематика и специализация СМИ представляют злоупотребление свободой массовой информации;

ПКС от 30 октября 2003 г. N 15-П

КРФ в ст.29 п.4 устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако особо оговаривается, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Согласно ФЗ "О средствах массовой информации", “в РФ поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. ”

Многие уверены, что подача жалобы в Европейский Суд по правам человека – это дорого и бессмысленно. К тому же прежде нужно пройти все судебные инстанции в России, и срок для обращения в ЕСПЧ в 2022 г. сократится для всех без исключения. Но это лишь распространенные заблуждения

Обращение в Европейский Суд: 6 популярных мифов

Статья 46 Конституции России устанавливает право каждого в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Одним из таких органов является Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Физические и юридические лица могут подать жалобу в этот суд в случае нарушения Российской Федерацией их прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Однако многие россияне отказываются от возможности обратиться в ЕСПЧ из-за распространенных заблуждений. О них и пойдет речь ниже.

Миф 1: Россия не исполняет постановления ЕСПЧ

Европейский Суд по правам человека остается эффективным средством правовой защиты в случае нарушения прав, гарантированных Конвенцией. Поправки о приоритете Конституции РФ над решениями межгосударственных органов, внесенные в нее летом 2020 г., не повлияли на то обстоятельство, что Российская Федерация исполняет большую часть вынесенных Европейским Судом постановлений. Поэтому, если вы не смогли добиться восстановления своих прав в рамках российской правовой системы, возможно, именно ЕСПЧ прислушается к вашим доводам.

Миф 2: ЕСПЧ всё исправит

Миф 3: ЕСПЧ рассмотрит дело, лишь если заявитель пройдет все судебные инстанции в России

Вы имеете право обратиться в ЕСПЧ только после использования всех эффективных и доступных вам средств правовой защиты в Российской Федерации. Является ли правовое средство эффективным и доступным – определяет Европейский Суд. В большинстве случаев ЕСПЧ считает необходимым пройти несколько судебных инстанций для того, чтобы у человека появилась возможность подать жалобу в Европейский Суд. Но в некоторых случаях ЕСПЧ признавал, что в России отсутствует эффективное и доступное средство правовой защиты. В таких ситуациях заявитель может обратиться в Европейский Суд, минуя любые внутренние инстанции. Чтобы разобраться, какие средства правовой защиты вы должны исчерпать, понадобится тщательный анализ.

Миф 4: теперь на подачу жалобы в ЕСПЧ всем дается четыре месяца

Миф 5: обращаться в ЕСПЧ бессмысленно

Через подачу жалобы в ЕСПЧ вы можете добиться присуждения вам денежной компенсации. В ряде случаев, например при нарушении права на справедливое судебное разбирательство, вы можете рассчитывать не только на компенсацию, но и на пересмотр дела. Однако пересмотр осуществляет не Европейский Суд, а судебные органы Российской Федерации уже после прохождения процедуры в ЕСПЧ. Также в некоторых случаях вы можете обратиться в Европейский Суд для применения обеспечительных мер, например в связи с отсутствием эффективной медицинской помощи при нахождении в местах лишения свободы.

Миф 6: обращение в ЕСПЧ – это дорого

Европейский Суд не взимает пошлину за рассмотрение дела. К тому же обычно процедура является письменной, поэтому вам не понадобится тратить деньги на ежемесячные поездки в Страсбург (город, где базируется ЕСПЧ). Ваши расходы будут состоять из почтовых или курьерских трат на доставку документов в Европейский Суд. Также нужно будет выплатить гонорар юристу или адвокату в случае обращения к нему за помощью.

Читайте также: