Доклад о государственных услугах в электронном виде 2020

Обновлено: 02.07.2024

Перечень электронных услуг, доступных в настоящее время и в ближайшем будущем. Наиболее значимые электронные услуги для пожилых людей.Возможности их реализации по регионам России. Региональные порталы, возможности и перспективы их использования.

Государственные (муниципальные) услуги – это услуги, которые предоставляются физическим лицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации или местными администрациями в рамках их компетенции.

Процесс предоставления государственной услуги в электронном виде предполагает:

  • подготовку и размещение информации по государственным услугам ответственными органами государственной власти в единой системе реестров;
  • информирование граждан и организаций о порядке предоставления государственных услуг;
  • обеспечение приема и регистрации заявлений от граждан и организаций в органах государственной власти, через МФЦ и порталы государственных услуг, формирование выписки из электронного журнала регистрации и контроля над обращениями;
  • идентификацию граждан и организаций (дистанционно);
  • проведение электронных платежей за платные государственные услуги (дистанционно);
  • передачу принятых заявлений от граждан в ведомственные системы;
  • реализацию досудебного (внесудебного) обжалования гражданами и организациями решений органов государственной власти при получении гражданином неудовлетворительного решения.
  • по ведомствам;
  • по категориям (рис. 5.1);
  • по жизненным ситуациям (рис. 5.2);
  • популярные.


Рис. 5.1. Электронные государственные услуги по категориям


Рис. 5.2. Электронные государственные услуги по жизненным ситуациям

Такой подход позволяет любому посетителю сайта найти необходимую услугу вне зависимости от ее ведомственной принадлежности. Получение сведений об услугах не требует процедуры регистрации на сайте. Каждой услуге дается подробная характеристика, включающая:

  • описание услуги:
  • полное название;
  • официальное название;
  • требования по срокам;
  • название процедуры;
  • основание для оказания услуги;
  • категории получателей;
  • оплата;
  • документы (необходимые для получения услуги);
  • адреса и телефоны (органа власти – исполнителя);
  • как получить услугу:
  • описание процесса заказа;
  • способы подачи заявки;
  • способы получения результата;
  • консультативную помощь по вопросам:
  • участвующие организации;
  • результаты оказания услуги;
  • фиксация результата оказания услуги;
  • возможные итоги оказания услуги;
  • права заявителя и обязанности органа власти;
  • порядок обжалования;
  • нормативно-правовые акты, регулирующие оказание услуги.

Перечень предоставляемых электронных услуг достаточно велик (более 300) и вряд ли имеет смысл приводить его полностью, тем более что в настоящее время бурно идет процесс добавления новых. Поэтому мы отметим лишь некоторые из них, представляющие особый интерес для пожилых людей:

  • информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования;
  • прием анкет для регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по программе софинансирования;
  • прием от застрахованных лиц заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) или о переходе в негосударственный пенсионный фонд;
  • прием и регистрация заявлений граждан об установлении им пенсий;
  • информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;
  • информирование о положении на рынке труда в РФ, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
  • прием налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

Закон № 210-ФЗ предусматривает различные способы обращения получателей за электронными услугами: через веб-порталы, многофункциональные центры (МФЦ), специализированные информационные киоски (инфоматы) и с помощью обращения в центры телефонного обслуживания (так называемые колл-центры). Планируется в будущем организовать доступ к услугам с мобильного телефона и при помощи приставок для приема цифрового телевидения.

По способам взаимодействия с органами власти можно выделить четыре типа услуг (таблица 1).

Президент Российской Федерации утвердил перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 9 сентября 2020 года. Основная их часть касается обеспечения перевода массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный формат.

Принято решение о проведении эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе.

Утверждены общие требования к принятию решений об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Вносятся уточнения в правила применения кодов КОСГУ. Соответствующий приказ Минфина России направлен на регистрацию в Минюст России.

Более детальная информация приведена ниже.

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Массовые социально значимые государственные и муниципальные услуги будут переведены в электронный формат

Значительная часть поручений, утверждённых Президентом Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 9 сентября 2020 года , касается обеспечения перевода массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный формат . Эта работа должна быть завершена к 1 января 2023 года.

Помимо создания (актуализации) правовой базы, реализации ряда решений, касающихся деятельности федеральных органов исполнительной власти, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить:

  • внедрение на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований типовых регламентов предоставления государственных и муниципальных массовых социально значимых услуг в электронном формате, в том числе с использованием инфраструктуры Единого портала государственных и муниципальных услуг;
  • координацию работы заместителей руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за цифровую трансформацию, в целях обеспечения перевода массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный формат.

Общий доклад о ситуации должен быть представлен Правительством Российской Федерации в срок до 01 февраля 2021 года, далее предусмотрено ежеквартальное представление соответствующих докладов.

В срок до 1 декабря 2020 года высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано представить в Правительство Российской Федерации информацию о заместителях руководителей, ответственных за цифровую трансформацию по соответствующему направлению деятельности в высших исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации .

Источник публикации:

Дата публикации:

Принято решение о проведении эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации

Источник публикации:

Дата публикации:

Утверждены общие требования к принятию решений об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере

На федеральном уровне продолжается разработка и утверждение документов в целях реализации норм законодательства о социальном заказе. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 № 1678 утверждены общие требования к принятию решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Так, решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решение органа местного самоуправления принимается в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в сфере апробации механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, заключенным с Минфином России (далее - Соглашение). Срок принятия решения - не позднее одного месяца со дня заключения Соглашения о сотрудничестве.

Источник публикации:

Дата публикации:

  • государственных, муниципальных программ и иных материалов по вопросам формирования комфортной городской среды, выносимых на общественное обсуждение;
  • результатов этих обсуждений;

2) возможность направления гражданами своих предложений в электронной форме;

С возможностями комплексного решения для максимального вовлечения граждан в решение вопросов местного значения, предлагаемого Компанией БФТ, Вы можете ознакомиться по ссылке .

Как цифровые госуслуги меняют жизнь каждого из нас?

Записать ребенка в детский сад, оформить прием к врачу, оплатить штраф ГИБДД, проверить задолженность по ЖКХ, подать заявление на загранпаспорт… Сколько времени у вас это займет? Придётся отпроситься с работы на пару дней, чтобы успеть во все учреждения? Разумеется, нет: все эти услуги уже переведены в онлайн-формат. Россия – один из лидеров цифровизации государственных сервисов в мире, а портал Госуслуг – первое, что приходит на ум, когда слышишь словосочетание "электронное правительство". Как развивается самая популярная госплатформа России, и какие новинки в сфере цифровых госуслуг ждут пользователей в ближайшем будущем?

Глава "Ростелекома" Михаил Осеевский сообщил о модернизации портала Госуслуг на встрече с Президентом РФ 5 августа 2020 года. Компания-разработчик, по поручению правительства, обновляет архитектуру сайта и увеличивает его производительность. Решение о необходимости масштабирования вполне закономерно: электронными госсервисами пользуется все больше россиян – в начале августа на портале Госуслуг зарегистрировался 70-миллионный пользователь. Новая версия сайта будет соответствовать увеличившемуся потоку пользователей, чтобы каждый россиянин смог ежедневно обращаться к государству за получением тех или иных услуг. По оценкам "Ростелекома", к концу года портал должен обрабатывать минимум 100 млн услуг в сутки.

Игра на опережение

С момента запуска Госуслуг в 2010 году перечень федеральных услуг, которые переведены в электронный формат, увеличился почти вдвое. Конечно, госсервисы имеют свой план оцифровки, но в критичные моменты самые необходимые из них могут быть запущены раньше срока. Так, в этом году ускоренная цифровизация пришлась на период самоизоляции, связанной с предотвращением распространения COVID-19. Людям приходилось решать многие насущные вопросы из дома, и здесь электронные госуслуги оказалась как нельзя кстати. В России к кризису получилось подготовиться заранее – большинство госуслуг уже успешно функционировали, а некоторые были созданы специально для оказания поддержки населению и бизнесу в период пандемии.

В первую очередь были важны услуги, связанные со здоровьем и помощью тем, кто оказался в группе риска или особенно пострадал из-за вынужденных мер по обеспечению общественной безопасности. Так, Минздрав России совместно с Минкомсвязью запустил на Едином Портале госуслуг специальный сервис, посвященный коронавирусу, который позволял определить свою принадлежность к группам риска, а также вести дневник наблюдения за своим состоянием здоровья.

Работающие граждане старше 65 лет, оказавшиеся в группе риска и не имевшие возможности выходить из дома, могли продлевать больничные в электронном виде, а у льготных категорий граждан появилась возможность в упрощённом порядке обращаться за услугами, связанными с назначением и выплатой пенсий, пособий, компенсаций, обеспечением средствами реабилитации. Кроме того, статус инвалидности стал продлеваться автоматически, а единовременные выплаты на детей в июле стали приходить на счета родителей в проактивном режиме, без необходимости повторной подачи заявления.

В ускоренном режиме в цифровой вид перевели и подачу заявлений о получении матпомощи многодетным семьям, постановке на учет в центры занятости и выплате пособий по безработице. Оцифровано было и оформление заявок на льготную ипотеку.

Во время самоизоляции наплыв посетителей на портал госуслуг оказался беспрецедентным, особенно после объявления Президентом РФ мер поддержки семьям с детьми, ряд которых можно было оформить через сайт. Нагрузка на Госуслуги в 10 раз превысила средние показатели за апрель, что привело к краткосрочным сбоям в его работе. Сайт быстро привели в норму, но это лишний раз продемонстрировало необходимость масштабирования и совершенствования платформы для того, чтобы обрабатывать все обращения россиян без накладок.

Отдельно не забыли и о помощи бизнесу, который пострадал из-за пандемии: не на портале Госуслуг, но на сайте Федеральной налоговой службы появился целый раздел, посвященный мерам поддержки предпринимателей, и было запущено три новых сервиса: "Перечень лиц, на которых распространяется действие моратория на банкротство", "Проверка возможности получения отсрочки/рассрочки в связи с COVID-19", "Проверка права на получение субсидии в связи с COVID-19". Также для предпринимателей создали отдельную государственную цифровую платформу поддержки предпринимательства "Мой бизнес". Сервис предусматривает возможность получения онлайн-консультаций с Минэкономразвития России для владельцев малого и среднего бизнеса.

Первым делом – россияне

Цифровизацию госуслуг можно свести к одному тезису – обеспечить гражданам максимальный комфорт. Гражданам сегодня не нужно тратить время и ездить по государственным учреждениям, стоять в очередях. Процедура получения нужных услуг – крайне проста, всё фактически находится в одном месте и работает в режиме "единого окна". В перспективе практически все госсервисы будут консолидированы в одном месте, и у вас не будет возникать вопросов "А куда обратиться, если. ". Ответ один — на Госуслуги.

Здесь легко и определиться "в какой жизненной ситуации какие документы куда подавать", и сразу же подать заявку на необходимую услугу. И, кстати, пожаловаться на органы власти, которые слишком долго рассматривают обращение: на портале планируют создать рубрикатор конкретных ситуаций для приема обращений и жалоб, а также внедрить автоматическое перенаправление в уполномоченный орган. Больше не придется мучиться в сомнениях, получено ли обращение, и звонить по справочным телефонам, чтобы узнать его дальнейшую судьбу. Вполне удобно.

Простой пример. Вы ждете ребенка, и за всеми восторгами по поводу прибавления в семействе, вы понимаете, что скоро приведете в свое государство нового гражданина. Как оформить свидетельство о рождении? Получить СНИЛС и полис ОМС? А что насчет пособий, льгот и выплат по беременности, рождению и декретному отпуску? Выглядит как сущий бюрократический ад: а прежде, чем получить что-либо, надо еще разобраться, куда обращаться. Специально для таких случаев на Госуслугах создан раздел "Жизненные ситуации", где все услуги, которые могут понадобиться будущей маме, собраны в одном месте под названием "Рождение ребенка". Но и это еще не все. В ближайшем будущем вы не просто сможете найти все эти услуги в один клик, но сами получите предложение от портала оформить их – своевременно, без бумажных документов и очередей. Похоже на заявление из области научной фантастики – но это будущее уже здесь.

Суперсервисы спешат на помощь

"Рождение ребенка", а также "Поступление в вуз онлайн", "Переезд в другой регион", "Утрата близкого человека" и "Цифровое исполнительное производство" — это первые 5 суперсервисов, которые будут реализованы на Госуслугах по инициативе Минкомсвязи. Всего их запланировано 25.

Что отличает обычные сервисы от "супер"-версий? Все очень просто. Суперсервисы — это комплексы государственных услуг, которые сгруппированы по жизненным ситуациям и предоставляются онлайн в сокращённые сроки. Фактически они позволяют получать сервисы автоматически, без заявления, с минимумом документов или даже без них. Ваша задача — высказать своё желание. Такой сервис будет распознавать, что нужно человеку в жизненной ситуации, самостоятельно подбирать услуги, напоминать о положенных выплатах и присылать уведомление, когда все готово.

Концепция суперсервисов сформировалась из стремления перестроить взаимодействие между различными службами и человеком с "от гражданина к государству" на "от государства к гражданину". Разработчики выяснили, что большинство случаев общения людей и государства можно разбить на 25 универсальных блоков. Они соотносятся с типовыми жизненными ситуациями и включают в себя около 200 отдельных услуг федерального, регионального и муниципального уровня (в том числе негосударственные, например банковские). Эти блоки и станут суперсервисами: по планам Минкомсвязи, они должны охватить 90% "соприкосновений" граждан и бизнеса с государством, и со временем это взаимодействие должно стать и вовсе незаметным.

Сейчас в пилотном режиме уже запущены несколько суперсервисов, например, онлайн-оформление европротокола при ДТП и цифровое исполнительное производство. В рамках "Рождения ребенка" начали выдаваться электронные родовые сертификаты, а сведения из ЗАГСов стали автоматически подтягиваться в Пенсионный фонд, что позволило получать сертификаты на маткапитал без дополнительных заявок – готовый документ сам поступает в личный кабинет на портале Госуслуг. К июню этого года в электронном виде было оформлено уже более 135 тысяч сертификатов. Кроме того, с 15 июля СНИЛС для новорожденных также оформляется без заявлений и автоматически направляется матери. За первую неделю действия услуги она была автоматически оказана 13 тысячам родителей.

Для скорейшего внедрения суперсервисов 84 регионам в текущем году будет выделено 500 млн рублей. Эти средства направят на развитие региональных информационных систем, которые позволят оперативно передавать информацию между ведомствами и обеспечат наилучшее качество предоставления государственных услуг гражданам и бизнесу.

Без права на замедление

В конце июля успехи отечественного электронного правительства оценили в ООН. Исследования о цифровизации государственных услуг проводятся организацией с 2001 года, по их результатам странам присуждается индекс развития электронного правительства EGDI (the United Nations E-Government Development Index). Он учитывает три основных показателя: широта и качество онлайн-услуг, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и объем человеческого капитала. Полученное среднее арифметическое позволяет определить, насколько качественно государство оказывает услуг в электронном виде. В исследовании 2020 года Россия получила самый высокий индекс за всю историю: более 0,82 при максимальном значении 1. Эксперты оценили уровень цифровизации госуслуг, как "очень высокий". Признание достижений нашей страны на этом поприще сыграло немаловажную роль и в том, что юбилейный форум ООН по управлению интернетом (Internet Governance Forum, IGF) — одно из главных международных мероприятий, где обсуждаются вопросы развития интернета и цифровых технологий, — пройдет в 2025 году именно в России.

Темп цифровизации Россия снижать не намерена: к 2030 году доля массовых социально-значимых услуг, доступных в электронном виде, должна быть увеличена до 95%. А для обработки типовых запросов планируется использование искусственного интеллекта. Важную роль играет и реализация "единого окна" получения госуслуг. Несмотря на то, что оно имеет высокую сложность с точки зрения проектирования системы, именно этот принцип лежит в основе объединенного интегрированного правительства будущего. По такой модели идут признанные лидеры цифровизации: Сингапур, Корея, Великобритания, Канада, а благодаря ускоренному развитию электронных государственных услуг к этим странам присоединяется и Россия.


Владимир Путин поручил правительству обеспечить к 1 января 2023 года перевод в электронный формат массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предусмотрев соответствующие изменения в национальных проектах.

Доклад об этом необходимо делать раз в полгода начиная с 1 января 2021 года.

Поручения даны по итогам совещания с членами правительства, состоявшегося 9 сентября 2020 года.

До 1 февраля 2021 года правительству нужно обеспечить координацию работы заместителей руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за цифровую трансформацию, в целях обеспечения перевода массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный формат.

Правительству также необходимо до 1 февраля 2021 года разработать и обеспечить внедрение на уровне субъектов РФ и муниципальных образований типовых регламентов предоставления государственных и муниципальных массовых социально значимых услуг в электронном формате, в том числе с использованием инфраструктуры Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Президент поручил до 1 июля 2021 года подготовить и обеспечить принятие законопроектов, предусматривающих переход на проактивную модель оказания государственных услуг с использованием инфраструктуры Единого портала государственных и муниципальных услуг, в частности без необходимости обращения заявителей, а также на реестровую модель формирования и учета результатов оказания государственных услуг в электронном формате.

До 1 декабря 2022 года поручено завершить централизацию основных информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ, МВД, Росреестра и других федеральных органов исполнительной власти в части сведений, используемых для подтверждения данных, предоставляемых заявителями в рамках оказания государственных и муниципальных услуг, и переход на обработку межведомственных запросов и предоставление указанных сведений с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в режиме реального времени.

До 1 декабря 2020 года президент поручил обеспечить принятие порядка упрощенной выдачи неквалифицированной электронной подписи для пользователей, имеющих учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства.

Президент поинтересовался, нужно ли для этого внести изменения в нормативную базу.

Путин: «Хорошо. Вы конкретно сформулируйте, что нужно, какие нужно изменения внести в действующий закон, принять дополнительные нормативные документы, и тогда предметно пообсуждаем. Я с Вами согласен, Вы правы: по этому пути нужно идти, безусловно.

Читайте также: