Отношение религии к эвтаназии доклад

Обновлено: 04.05.2024

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Эвтаназия — это намеренное лишение человека жизни с его согласия. Почему Церковь категорически против? Как Церковь относится к практике эвтаназии?

Эвтаназия — это намеренное лишение человека жизни с его согласия. Первоначально предполагалось, что это делается в ситуации близкой неизбежной смерти и невыносимых страданий, однако в наше время это уже давно не так, и в ряде стран эвтаназия совершается по отношению даже к физически здоровым людям, просто пришедшим в сильное уныние.

Обозначив таким образом церковную позицию, рассмотрим некоторые возражения против нее.

Правда ли, что Церковь выступает против эвтаназии, потому что считает страдания душеполезными? Но если человек вообще неверующий, зачем он должен мучиться?

Нет, Церковь выступает против эвтаназии не поэтому. Страдания не всегда полезны для спасения души — это зависит от реакции человека, который может проявить терпение, смирение и надежду, а может, наоборот, озлобиться. И что в любом случае не душеполезно — это обрекать ближнего на страдания. Таким образом, все доступные меры к облегчению страданий человека должны быть приняты.

Но умертвить — не значит облегчить страдания. Это значит умертвить.

Более того, существует ряд доводов против эвтаназии, которые вообще носят вполне светский характер.

Почему человек не может сам принимать решение, когда ему умереть?

Более того, не только чисто физическое, но и психологическое давление может сильно влиять на решение человека — и когда он находится полностью во власти других, им нетрудно убедить его выразить согласие на эвтаназию.

Эвтаназия, поэтому, неизбежно создает определенное психологическое давление, которое подталкивает человека воспользоваться предлагаемым ему выходом, а апелляция к личной автономии — человек, мол, сам свободен решать — легко превращается в издевательство. Он решает в условиях, когда государство — и, возможно, близкие — заинтересованы в его скорейшей смерти.

Почему вы считаете, что эвтаназия непременно приведет к злоупотреблениям?

И уже приводит. По ряду причин, из которых некоторые сразу бросаются в глаза:

  • Заинтересованность государства (и, возможно, родственников) в избавлении от тягот и расходов, связанных с продолжением жизни больного, см. уже процитированную баронессу Уорнок.
  • Склонность любой системы — в том числе, системы здравоохранения — избирать наименее расходные с точки зрения труда, финансов и других ресурсов варианты действий. Например, все проблемы с обезболиванием в нашей стране немедленно кончатся с введением эвтаназии — ведь тому, кто невыносимо страдает, достаточно будет выписать одно направление на последнюю процедуру. При всем этом несравненно дешевле эвтаназировать людей, чем искать способы лечения или облегчения страданий.
  • Общее разрушение представления о том, что человеческая жизнь стоит того, чтобы быть прожитой, и люди обязаны поддерживать в друг друге желание жить. Это приводит, например, к отказу спасать самоубийц, чему уже есть примеры, и общему снижению заинтересованности общества в своих наиболее уязвимых членах.
  • Быстрое размывание границ допустимого. Первоначально, эвтаназия вводилась как исключительная мера для умирающих, выздоровление которых невозможно и которые испытывают невыносимые страдания. В наше время эвтаназия практикуется уже и по отношению к людям, пришедшим в сильное уныние и нуждающимся в компетентной психиатрической, психологической и духовной помощи — а не в смерти.
  • Невозможность провести четкую грань между предоставлением возможности/предложением/побуждением/принуждением к эвтаназии, особенно учитывая, что тяжело больные люди крайне уязвимы, а эвтаназированные — мертвы и не могут предъявить каких-либо претензий.

Но что если тяжело больные люди действительно являются тяжким бременем для близких и общества в целом?

Напротив, возможность послужить людям, которые нуждаются в нашей помощи, является благословением — все, что мы делаем для них, мы делаем для самого Господа (Мф 25:40). Их пребывание среди нас побуждает отказаться от ложной системы ценностей и убеждений, основанной на стремлении к комфорту любой ценой — и принять другую, основанную на взаимной любви и заботе. Научиться ценить людей, а не вещи или удовольствия — значит открыться навстречу гораздо более достойной и счастливой жизни, и что еще более важно — вечному спасению.

Традиционные религии отвечают на вызовы и угрозы современного мира в зависимости от вероучительных основ и по отношению к эвтаназии не проявляют единодушия. Хотя активная эвтаназия рассматривается как неприемлемая большинством традиционных учений, в каждом из них находятся представители, которые считают возможным сделать ряд оговорок.

Эвтаназия и Религии

Убийство из милосердия - концепция атеистического сознания, однако искусственное продление жизни человека не всегда оправданно. Ответ на вопрос о допустимости эвтаназии зависит от того, что именно считать смертью. Медицина все время отодвигает "границу смерти", разрабатывая способы возвращения к жизни больных, которые еще несколько лет назад считались безнадежными. Вера в существование бессмертной души и загробный мир ставит принципиальную возможность эвтаназии даже для тяжелобольного и испытывающего мучения человека под сомнение.

Христианство в основном выступает против эвтаназии. Основные аргументы базируются на том, что жизнь дана Богом, рождение и смерть - в руках Божьих. Поэтому человеческие существа не имеют права забирать жизнь человека, пусть даже он сам хочет умереть. Процесс умирания духовно важен и прерываться не должен. Для окружающих умирание и смерть страждущего - духовный подвиг любви и милосердия. Иисус страдал до конца и отказался облегчить мучения на Голгофе принятием питья, дающего забытье.

Папа римский Иоанн Павел II высказывался об эвтаназии как о нарушении законов Божьих, национальная конференция католических епископов в США в 1991 г. приняла резолюцию, провозглашающую: "Жизнь - . дар, которым мы можем распоряжаться, но над которым не имеем абсолютного владычества". Кардинал Карло Мария Мартини, бывший архиепископ Миланский, в нынешнем году, однако, поднял свой голос в пользу осуществления "права на смерть" и добровольного ухода из жизни тяжелобольных.

Русская православная церковь определяют эвтаназию как "форму убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент". Самоубийцам есть одно "послабление" - если человек лишил себя жизни "вне ума", чему необходимо подтверждение, например, в виде справки из психоневрологического диспансера. Тогда о нем дозволяется церковная молитва.

Либеральные протестанты (в том числе пресвитериане и епископалы) пошли дальше. В 2005 г. советник архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса каноник Робин Гилл, автор книги "Эвтаназия и церкви" выступил за право больных уходить из жизни при помощи родственников. Англикане поспешили откреститься от столь смелого заявления.

Ислам против эвтаназии. Мусульмане верят, что только Аллах решает, сколько человеку жить. "Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах", - гласит Коран (17, 33). Согласно Исламскому кодексу медицинской этики, "убийство из милосердия, так же как и суицид, найдет поддержку только в атеистическом образе мышления, полагающем, что после нашей земной жизни следует пустота. Требование убить, чтобы уменьшить страдание, отклоняется". Однако искусственно поддерживать жизнь в теле с угасшим разумом, кодекс не считает необходимым.

В 2005 году в Израиле Кнессет принял закон, который разрешает смертельно больным потребовать у врачей прекращения своих мучений. Иудаизм выступает за то, чтобы не продлевать жизнь искусственным образом. Однако спасение от боли само по себе еще не является оправданием убийства. Существуют естественные границы долга для сохранения человеческой жизни: если чья-то жизнь прекращается и человек испытывает серьезную боль, то доктора не обязаны заставлять его страдать еще больше, искусственно продлевая жизнь.

В буддизме разноречие мнений по данному вопросу большее, чем в какой-либо из традиционных религий. С одной стороны, желание совершить эвтаназию дурно, поскольку свидетельствует о плохом состоянии ума, что означает: физические страдания возобладали над чистым сознанием. Современный буддизм в России менее чем какая-либо другая традиционная религия сохранил свою аутентичность и во многом оказался смешанным с другими идеями, в том числе эзотерическими. Смерть как этап перерождения очень важна: следующее воплощение не будет благоприятным, если самовольно прервать нынешнее. Эвтаназия обременяет карму. Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо заявлял, что эвтаназия в любой форме недопустима.

Традиционно эвтаназия разделяется на "активную" и "пассивную" - в первом случае подразумеваются действия, приводящие к скорейшей смерти, второй означает прекращение поддерживающей терапии. Фактически в России широко развита пассивная эвтаназия: безнадежных больных выписывают домой умирать или отключают аппараты поддержки жизнеобеспечения без согласования с родственниками. Кстати, согласно опросам ВЦИОМ, россияне более терпимо относятся к эвтаназии, чем к клонированию органов для трансплантации.

Голландские ученые в "Журнале клинической онкологии" опубликовали результаты исследования, которое выяснило, что заявления об эвтаназии пишутся в состоянии депрессии. Кроме прочего, эвтаназия - это еще и прибыльный бизнес. В Швейцарии работает организация, которая доставляет смерть на дом: клиент принимает барбитураты на съемной квартире и умирает под музыку. Маргинальная группировка в США "Церковь эвтаназии" проповедует и вовсе освобождение земли от человеческих существ. Лучшее, по их мнению, что может сделать человек - это провести жизнь в коротких и вредных здоровью удовольствиях, после чего совершить самоубийство, прихватив с собой пару-тройку сочувствующих.

Церковь определяет эвтаназию как самоубийство и убийство. Пропаганда самоубийства является крайней степенью отпадения от Бога. Люди, выступающие за легализацию этого греха, являются безрелигиозными и совершают тяжелый грех против Бога – источника жизни.

Для христианина имеется три степени для спасения: а) не грешить; б) согрешивши, каяться; в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

Свт. Иоанн Златоуст

Против эвтаназии выступают и врачи, считая прекращение жизни пациента этически невозможным для врача, и Церковь, напоминающая, что эвтаназия – всего лишь эвфемизм для обозначения убийства и самоубйства. Епископ Бронницкий Амвросий прокомментировал эту проблему следующим образом:


«Церковь определяет эвтаназию как самоубийство и убийство. Пропаганда самоубийства является крайней степенью отпадения от Бога. Люди, выступающие за легализацию этого греха, являются безрелигиозными и совершают тяжелый грех против Бога – источника жизни.

Бог бесконечно больше любит человека, нежели те люди, которые под видом сострадания пытаются вмешаться в действие Промысла Божия о спасении человека. Страдания подчас являются очистительными и ведут к спасению и славе в жизни будущего века. Вместе с тем священнослужители на опыте знают, как после молитвы, соборования и причащения абсолютно безнадежные больные возвращались к нормальной жизни. Инициаторы эвтаназии выступают против Бога и фактически являются не просто неверующими в Бога и в будущую жизнь людьми, — а богоборцами.


Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко осудил попытки некоторых СМИ обсуждать вопросы эвтаназии применительно к нашей стране.

Министр здравоохранения Республики Калмыкия Мерген-Бадма-Горяев считает, что в стенах медицинских учреждений эвтаназия просто недопустима, сообщает государственное телевидение Республики Калмыкия.

На днях в Нидерландах презентовали техническую новинку для самоубийц – капсулу, куда ложится желающий расстаться с жизнью, после чего он нажимает кнопку и капсула наполняется жидким азотом. Её создатель Филип Ничке надеется, что со временем такие капсулы будут встречаться в городах на каждом углу, так же, как точки фастфуда. И каждый под настроение сможет ими воспользоваться.

Капсула для самоубийств, © Фото : Exit International

Капсула для самоубийств, © Фото : Exit International

Эвтаназия бывает нескольких видов:

  • Пассивная, когда пациента отключают от аппаратов жизнеобеспечения.
  • Активная, когда ему вводят или дают принять смертельное вещество.
  • Добровольная, когда человек сам даёт согласие умереть.
  • Принудительная, когда он находится в бессознательном состоянии, а за него принимают решение посторонние.

На Западе есть сообщества, которые упорно отстаивают права граждан на эвтаназию. Причём не только смертельно больных людей, не имеющих шанса на выздоровление, но и физически здоровых субъектов. Поводом для эвтаназии рекомендуют признать депрессию, и просто разочарование, печаль. Действительно, зачем грузить психологов и священников своими горестями и плакать в подушку, если можно просто сбежать в могилу.

И не нужно намыливать верёвку или резать вены, это неэстетично и некомфортно. Медицина готова предложить смертельную вакцину или таблетку после трогательного прощания с родственниками и друзьями. А теперь ещё и капсулу с азотом. Но начиналось всё с помощи неизлечимо больным…


Лично я не вправе осуждать тех, кто испытывает невыносимые мучения на больничной койке и готов на всё, чтобы спастись от этого кошмара. Хотя страдания в христианской традиции считаются очищением души – отнюдь не поводом накладывать на себя руки.

Но западные страны заходят всё дальше в своём одобрении медицинского суицида. В Нидерландах оно дозволено детям 11-16 лет. А в Бельгии пришли к решению, что стать хозяином своей смерти ребёнок готов в любом возрасте.

Примеры самоубийств из-за пустяка сделают это явление привычным, а привычное не пугает. Недаром если в роду был самоубийца, в следующих поколениях потомки с лёгкостью убивают себя. Они рассуждают так: если смог покончить с собой мой дед, или бабушка, или тётушка, то почему я должен бояться? Они смогли, и я смогу!

Если такое станут постоянно показывать по телевизору, комментируя с одобрением, общество утратит инстинкт самосохранения. Люди разучатся решать элементарные проблемы – ведь есть возможность комфортно погрузиться в небытие.

Моя знакомая поэтесса считает, что нищета – отличный повод для самоубийства: не можешь позволить себе дорогую одежду, услуги косметолога и прочие приятные мелочи – умри. Люди начнут уходить в мир иной целыми семьями.

Единичные случаи суицида перерастут в эпидемию.

Что думают в России?

В нашей стране почвой для эвтаназии являются некачественные паллиативные услуги – умирающим онкобольным не способны обеспечить достойный уход и предоставить мощные обезболивающие препараты. Родственники страдальца в отчаянии наблюдают его агонию и мечутся по кабинетам, выбивая рецепты на морфий. А каково одинокому человеку?

Бесплатная эвтаназия снимет эту проблему, облегчив труд чиновников и медиков. Но чем её исполнители лучше палачей? Стране необходимо развитие хосписов и доступность лекарств для обречённых людей, независимо от их материального положения.


Даже у близких будет соблазн надавить на больного или престарелого, чтобы он согласился уйти. В Нидерландах некоторые усыпили своих престарелых родителей, отнюдь не онкобольных, а просто нуждавшихся в уходе. Один молодой человек попросил врачей ускорить смерть собственного отца, поскольку не хотел, чтобы похороны помешали его отдыху на Карибах.

Кому на руку эвтаназия?

Когда в рыночных условиях какую-то идею начинают активно лоббировать, возникает вопрос: кому это выгодно? Ведь не может быть, чтобы только из добрых чувств некоторые деятели науки и политики жаждали свести в могилу тысячи людей. Видимо, за этим проектом стоит большой безбожный бизнес.

  • Возрастут прибыли у ритуальных контор, крематориев и прочей кладбищенской индустрии.
  • Освободится много жилплощади после пенсионеров, от которых избавятся медицинским путём.
  • Станет проще разбирать людей на органы, подталкивая к смерти наиболее подходящих доноров.
  • Фармацевты заработают на новых смертельных препаратах, а изобретатели на новой технике для суицидов.
  • Врачам, наоборот, не станет нужно совершенствовать знания – они легко откажутся от трудного пациента, прописав ему смерть.

В мире появились эвтаназия-туры. В России есть попытки следовать этой моде. Подробности в видео.

Нашим согражданам предлагают поехать в Швейцарию, где разрешено делать эвтаназию иностранцам. Но пока это из ряда вон выходящее явление, и за все годы только двое россиян воспользовались сомнительной услугой.

Иудин грех

История Церкви может напомнить, что были когда-то самоубийства во имя веры. Тогда несколько святых умерли прежде приговора, чтобы доказать преданность Христу перед языческими императорами. Перед ними ставили неразрешимый выбор — поклонение идолам или смерть. Порой люди добровольно шагали в костёр. Их имена даже есть в святцах.

Но сегодня происходит обратное — наши современники убивают себя ради идолов — собственных эгоистических побуждений. Не с преданностью Богу покидают этот мир, а с отрицанием, с укором, с ужасом. Поскольку не верят в жизнь вечную и не намерены бороться за свою душу, если война за тело проиграна или быт не соответствует запросам.

Самоубийц запрещено отпевать и поминать, но есть исключения для тех, кто покончил с собой, будучи психически больным, в невменяемом состоянии.

Некоторые старцы, к которым приходили за советом родственники самоубийц, позволяли молиться за грешников келейно, поясняя, что, возможно, в последние секунды перед смертью человек всё же призвал Бога.

Мнение митрополита Волоколамского Илариона об эвтаназии:

Над омутом

Воспоминание о Боге спасало многих отчаявшихся людей. Народные предания сохранили немало историй, когда потенциальный самоубийца был остановлен волей свыше. В нашем краю я слышала такую историю и её персонажа видела лично.

На исповеди Иван стал всё чаще заводить со священником, отцом Ильёй, разговоры о самоубийстве. Мысль сделалась навязчивой и неотступной, Иван терял над собой власть — так хотелось скорее броситься в омут. Сладко и жутко замирало сердце.

Иван поспешно покинул церковь и побежал к речке. По дороге он перехватил в магазине чекушку и день стал совсем праздничным. Наверное, дьявол тоже ликовал.


Как потом рассказывал Иван, он плохо понял, что произошло. Неведомая сила отбросила его на берег так, что он отбил спину и затылок. С трудом поднявшись на ноги, плотник опомнился и тут на него нахлынул ужас перед неведомым. Как получилось, что вместо падения вниз, он взлетел вверх и упал так далеко от края обрыва? Кто швырнул его гневно, словно щепку? Никогда не сталкивался он с чудесами, и вдруг чудо произошло с ним да ещё в такой миг. Всевышний на деле показал, что думает о бреднях мужика.

Испуганный, потирая спину, побрёл плотник домой — если есть высшая сила, значит, есть ад, куда он едва не угодил. Больше Иван не пил и на исповеди не расстраивал отца Илью мечтами о безвременной лютой смерти. Неимущим односельчанам он стал помогать с ремонтом бесплатно — ради Бога, и даже нрав стал другим, весёлым.

А будь в России развита эвтаназия, моему земляку с гарантией поставили бы смертельный укол, не хватило бы одной дозы, добавили. И повод подходящий — депрессия.

Приговор для ребёнка

Прямо сейчас в Британии развивается драма, которая стала возможна из-за легализации эвтаназии. В одной из клиник врачи решили отключить от аппарата искусственного жизнеобеспечения двухлетнего Элфи Эванса. Родители были против, но эскулапы обратились в суд, чтобы тот легализовал убийство младенца.

Его родители пишут прошения о помощи к королеве Британии и папе Римскому. Возмущённые британцы протестуют, и полиция разгоняет собравшихся на акцию.

Италия дала Элфи своё гражданство и держит наготове самолёт для эвакуации ребёнка в Рим, но английские власти продолжают удерживать мальчика, словно заложника.


Вот логическое развитие закона об эвтаназии — от добровольной к принудительной.

Читайте также: