Доклад на педсовет на тему формирование ценности жизни

Обновлено: 17.05.2024

3 честь человеколюбие достоинство ответственность Основные нравственные понятия долг добро совесть честность справедливость

4 Нравственные (моральные) регулятивы - это правила поведения, ориентированные на указанные ценности. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

5 Ценностные ориентации тесно связаны с нравственными представлениями человека ценностные ориентации учащихся понимаются как устойчивые предпочтения, убеждения ученика о ценном для него, позитивные значения, закрепленные его жизненным опытом формирование нравственных ценностных ориентации понимается как длительный процесс установления степени личной значимости моральных категорий и становления системы аксиологических приоритетов, выступающей основой направленности его поведения

6 Основные направления нравственного развития и воспитания обучающихся Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

7 Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Воспитание нравственных чувств и этического сознания

8 Педагог должен быть сам носителем высоких ценностей Непосредственное проживание детьми ценностых отношений во взаимодействии с реальной окружающей действительностью Осмысление самим ребенком содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека Факторы развития ценностных отношений

9 Методы Формирующие сознание Диспут Рассказ Беседа Лекция Убеждение Пример Коррекция поведения Формирующие поведение Упражнение Тренинг Игра Приучение Пед. поручение Стимулирующие поведение Поощрение Наказание Создание ситуации успеха Соревнование

11 Педагог должен обладать: Высокими моральными качествами Педагогическим мастерством Широким культурным кругозором Педагогическим тактом Уважением и любовью к детям Организаторскими способностями Творческим подходом к делу

3.Практически апробировать некоторые методики и элементы воспитательных технологий для формирования ценностных ориентаций учащихся.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: методический калейдоскоп (использованы разные приемы и методы: мозговой штурм, презентация, мастер-класс и др)

Докладчик: зам дир по вр - С. И . Якименко

1.Зам дир по УВР, учитель биологии и ОБЖ, кл. руководитель 11-Б класса-

2.Руководитель м/о классных руков.,учитель русского языка и литературы-

3. Учитель начальных классов –Т.Н.Руднева

4. Руководитель кружка- А.Б. Пантелеева

Слайд №2 Школа – это тот социальный

институт, где каждый ребёнок

должен раскрыться как

уникальная, неповторимая индивидуальность”.

Инновационный подход стал составляющей профессиональной деятельности учителя и воспитателя

В настоящее время в различных областях деятельности человека (производстве, бизнесе, экономике, образовании и др.) используются следующие понятия термина "инновация" (от англ. innovation - нововведение):

1) ". любой новый подход к конструированию, " (Оксфордский толковый словарь, 1995);

2) ". продукт творческого труда, " (В.М. Кресс, В.А. Грачев, 1997);

3) ". изменения внутри педагогической системы, способствующие повышению эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса" (И.П. Подласый, 2001).

Слайд № 4 Инновация – нововведение, новшество. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации

Инновации в интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации, в настоящее время являются ведущим направлением государственной политики в сфере развития науки и образования.

В основе мотивов, то есть побуждений личности к нововведениям, лежат самые разные потребности:

- желание сделать процесс обучения и воспитания более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым активизировать обучение;

Значит инновация - это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей; во-вторых - это сильнейшая энергетика, запустившая, наконец, инновационную машину в действие.

Повседневная школьная жизнь вынуждает искать и находить новые приёмы, технологии, методики, чтобы быть понятым и принятым современными школьниками.

Вывод : Учителю стало просто не выжить без участия в инновациях

Слайд №5 ,6,7( рассказать о классификации инноваций .)

Все новшества в сфере деятельности школы можно классифицировать по нескольким направлениям:

1)По характеру происхождения: стихийные

2)По видам деятельности:

Администрацию школы всегда волновал вопрос повышения профессиональной компетентности учителей, так как только компетентный учитель и воспитатель обладает авторитетом и силой убеждения. Это связано с модернизацией образования и переходом школы от школы функционирования к школе развития.

Ну так кто из них был самым сильным воином?

Третий? Ответ неверный. Третьего СЧИТАЛИ самым сильным воином. Поэтому ему не пришлось тратить силы, рисковать, для того чтобы убедить в этом других.

Но раз Вы НАЗВАЛИ его самым сильным (а почти все почти всегда так делают), значит, он и есть самый сильный. Хотя его сила не только и не столько в его мышцах и опыте, сколько в головах у толпы, в их мнении о нем. Выражаясь современным языком – в бренде.

Брендинг- образ, имидж , репутация

А что же стоит за термином бренд? ( Слайд № 9 .)

Посмотрите на слайды.

Что стоит за этим? (знак)

Что вы можете сказать об этом? (эмблема мерседеса)

Что стоит за знаком? (машина)

Мы ожидаем = мы видим и получаем.

Что вы можете сказать об этом? (эмблема хендай)

Другая сумма впечатлений.

За что платит владелец?

Бренд – это не вещь, продукт, компания или организация. Бренды не существуют в реальном мире – это ментальные конструкции (мысли + эмоции). Бренд – понятие существующее у нас в голове.

Слайды №11 Какие бренды вы знаете? Вот бренды, которые сразу приходят в голову.

А что еще может быть брендом? Достопримечательности, звезды.

А есть ли бренды в образовании?

У любого человека и получается школы есть свое лицо и особые навыки, и многие школы вполне могли бы создать свой бренд.

Этого требует и cтратегия модернизации содержания общего образования

Однажды к старцу пришёл его послушник и спросил:

-Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.

-старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом послушнику языке. Развернул её и сказал:

Послушник, не желая выдавать своё незнание, ответил:

-Я вижу многовековую мудрость этой рукописи. Тогда старец сказал:

-На самом деле перед тобой записка греческого купца, а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык. Не умоляя ни в коей мере вашего профессионализма мы иногда ловим себя на мысли ,что чего –то не знаем и боимся в этом признаться ,

Сегодня мы продемонстрируем элементы инновационных технологий ,которые вы в своей работе однозначно практикуете , а если нет будем рады просто поделиться опытом

Инновационная деятельность . Эта деятельность как считают И. Шамова и Г.М. Тюлю (1995) позволяет осуществлять воспитательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы, воспитанию ценностных ориентаций учеников.

Инновационные технологии воспитания:

  • технологию деятельностного метода во внеурочной деятельности
  • интерактивные технологии;
  • гуманистические методы ;
  • здоровьесберегающие технологии ;
  • технологии исследовательско-проектной деятельности учащихся.
  • технологию работы с портфолио;
  • информационно-коммуникационных технологий
  • использование притч в цикле классных часов

I. Технология портфолио ( выступление Марьяновой И.Б)

Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности и внеурочной деятельности . Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер что напрямую связано с концепцией нашей школы по Караковскому Владимиру Абрамовичу

II . Технологии проектной деятельности учащихся.

Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Рассматривая основные виды интерактивных методов обучения и воспитания , я остановлюсь на следующих:

  • Ролевая игра
  • Мозговая атака
  • Общая дискуссия
  • Проекты
  • Кейс-метод (разбор ситуаций)

Эффективным для формирования нравственных ценностных ориентаций, как справедливо утверждает Н.И. Дереклеева, будет использование следующих форм работы с классным коллективом:

1. тематические классные часы по нравственной тематике;

2. дискуссии по нравственной тематике;

3. читательские конференции;( Литературные гостиные)

5. театральные и кинопремьеры по нравственной тематике;

7. изучение золотых правил нравственности, заповедей и законов;

8. знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира ( встречи и беседы с ветеранами ВОВы и ветеранами труда)

III. В начальных классах мы практикуем такую форму работы как :

Вывод: , что от доброты люди испытывают только радостные и светлые чувства, которые можно получить в ответ на добрый поступок. ( выставка рисунков 3-4 классов))

Попробуй не наступить, а уступить .

  • Не захватить, а отдать.
  • Не кулак показать, а протянуть ладонь.
  • Не спрятать, а поделиться.
  • Не кричать, а выслушать.
  • Не разорвать, а склеить.

Одним из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – является использование притч в цикле классных часов. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибкам

IV. Мастер класс ( папку с притчами- Дальниченко Р.Н.)-

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

  1. Если притча – геометрическая фигура, то это .
  2. Если притча – цвет, то это .
  3. Если притча – это название фильма, то это .
  4. Если притча – настроение, то это .
  5. Если притча – музыка, то это .
  6. Если притча – животное, то это

V . Цикл классных часов о семье ,семейных ценностях, затрагивающие и основы религиозных культур чаще проходят в виде дискуссий ( в старших классах). Учителя используют технологию ТОПИК – ГАЙД Топик – гайд - список конкретных вопросов, предлагаемых для обсуждения . Не менее интересна для ребят ролевая игра в процессе дискуссии на какую либо тему

Цель: рассмотреть пути и способы совершенствования работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

• изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному направлению;

• повышать уровень профессиональной компетентности педагогов;

• обновить содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.

2. Выполнение решений предыдущего педсовета (ст. воспитатель Л. Ф. Огородник).

7. Практическая часть «Роль фольклора, казачьих праздников и традиций при формировании у детей интереса к познанию истории и культуры Донского народа (муз. руководитель)

9. Решение педсовета.

Форма проведения: КТД

ПЛАН - ГРАФИК ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

с 22.03.2017 по 27.03.2017 г.

п/п Содержание контроля Методика организации контроля Дата Ответственный

1. Планирование работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей Анализ календарного планирования воспитателей 22.03-23.03 Старший воспитатель

2. Условия, созданные для детей по духовно-нравственному развитию и воспитанию (РППС, программно-методическое обеспечение). Обзорное изучение РППС в группах 22.03-27.03 Заведующий

3. Оценка эффективности проводимых мероприятий по воспитанию у детей духовно-нравственных ценностей Просмотр запланированных мероприятий в течение уч. года Заведующий

4. Работа с семьёй по организации духовно-нравственного развития и воспитания детей Анализ планирования по работе с семьей 22.03-23.03 Старший воспитатель

5. Оценка положительных и отрицательных тенденций в работе по духовно-нравственному воспитанию детей Опрос педагогов ДОУ в течение уч. года Заведующий

График осуществления тематического контроля

Анализ календарного планирования воспитателей

Обзорное изучение РППС в группах 22.03 22.03 23.03 23.03 24.03 24.03

Анализ планирования по работе с семьей

Ход проведения педагогического совета.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Воспитание детей без духовно - нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка - питании его души.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

И, сегодня на заседании Педсовета, мы с вами постараемся рассмотреть пути и способы совершенствования работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, а также решить такие задачи, как:

1. Изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному направлению;

2. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов;

3. Обновить содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.

Спасибо, Елена Григорьевна. Итак, цели и задачи определены. Поехали!

Напомню, что по итогам Педсовета № 3 педагогический коллектив принял решение продолжать повышать профессиональную компетентность в области применения ИКТ в образовательном процессе. Решение Педсовета постепенно выполняется.

Тематическая проверка в ДОУ проводилась в соответствии с годовым планом. Тематическая проверка была проведена в форме посещения. Посещения осуществлялось в течение учебного года.

Цель проверки: определение уровня развития нравственных качеств, способностей детей; анализ эффективности использования традиционных и нетрадиционных приемов работы с детьми.

1. Планирование работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей

2. Условия, созданные для детей по духовно-нравственному развитию и воспитанию (РППС, программно-методическое обеспечение).

3. Оценка эффективности проводимых мероприятий по воспитанию у детей духовно-нравственных ценностей.

4. Работа с семьёй по организации духовно-нравственного развития и воспитания детей.

4. Оценка положительных и отрицательных тенденций в работе по духовно-нравственному воспитанию детей.

Основные формы и методы контроля

1. Анализ календарного планирования воспитателей.

2. Просмотр запланированных мероприятий.

3. Обзорное изучение развивающей среды в группах

1. Грамотность написания планов работы.

2. Грамотность оформления и наполняемости РППС.

3. Творческое построение работы с родителями.

В результате проведё нного посещения было установлено: все группы детского сада организуют работу по духовно-нравственному воспитанию детей в соответствии с Общеобразовательной программой ДОУ. Педагоги опираются на следующие нормативные документы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к условиям реализации общеобразовательной программы.

2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений

3. Перспективное и календарно-тематическое планирование.

Анализ календарно-тематического планирования работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. В утренний промежуток времени педагоги планируют беседы, разучивание стихотворений, песенок, потешек, игр, направленные на расширение и активизацию словаря детей, кругозора, знакомства с элементами фольклорного жанра. Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, народные игры, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность. В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по нравственному развитию и воспитанию детей.

Приобщая детей к культуре Дона, педагоги рассказывают Донские легенды, сказки, а дети слушают и поют казачьи песни, заучивают пословицы и поговорки, разучивают народные игры и хороводы. Также педагоги знакомят детей с предметами народно-прикладного искусства.

Воспитатели, работая с детьми, не забывают о том, что на формирование и развитие личности, духовно-нравственных ценностей оказывают влияние народные традиции, обряды, устное народное творчество и принципиально важные условия: - непосредственное участие в процессе и взрослых, и детей.

В течение года в детском саду проводились праздники, конкурсы, тематические досуги, акции, развлечения с детьми. Перечислять их не стану, но отмечу, что все они направлены на развитие духовно-нравственных ценностей у дошкольников.

Педагоги активно привлекают родителей к участию в конкурсах и мероприятиях. Также родителям предлагаются консультации на тему духовно-нравственного развития и воспитания, проводятся тематические беседы и консультации по вопросам семейного воспитания.

Тематический контроль показал, что духовно-нравственное развитие и воспитание в детском саду соответствует требованиям программы и возрастным особенностям. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Наши дошкольники обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живет; знакомы с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями о национальностях, о традициях донского казачества, их быте и их культуре.

А теперь о нормативной базе, целях, методах, приёмах и формах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

«Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся, осуществляется на основе:

• нравственного примера педагога;

• индивидуально-личностного развития;

• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

Теперь о методах, приемах и формах работы.

Для успешной работы в данном направлении используются разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

-чтения воспитателем произведений устного народного творчества;

-показа сказок и других произведений как педагогом, так и детьми;

-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

-проведения дидактических игр;

-целевых прогулок, экскурсий;

Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:

-чтения произведений воспитателем;

-заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

-рассказывания произведений устного народного творчества детьми;

-бесед с элементами диалога;

-обобщающих рассказов воспитателя;

-ответы на вопросы воспитателя, детей;

-проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

-рассматривания наглядного материала;

-рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

-разбора житейских ситуаций;

-проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников;

-чтение родителями сказок, былин и др.

Важное значение имеет практический метод, который используется, когда необходимо:

-изготовить с детьми наглядные пособия;

-организовать вечера с родителями;

-провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);

-приготовить с детьми различные блюда народной кухни;

-изготовить поделки на выставки;

-организовать постановку сказок;

-провести экскурсии различной направленности;

-нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

Следует отметить, что в методике используются разнообразные формы с детьми, назовем важнейшие:

-НОД чтение произведений, беседы, игры;

-творческая художественная деятельность детей;

-проведение совместных праздников;

-постановка сказок духовно- нравственного содержания;

Опыт воспитателей убеждает в том, что особое внимание необходимо уделить работе с семьей. В работе с родителями можно выделить такие формы:

-собрания на духовно-нравственные темы;

-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;

-лектории для родителей;

-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;

-проведение совместных мероприятий;

-собеседования на диалоговой основе;

-анкетирование и тестирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;

-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;

-выставки совместного творчества.

Также педагогический опыт убеждает в том, что для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.

Все участники разбиваются на 2 команды и выбирают себе названия. Под сопровождение народной музыки они входят в зал и приветствуют друг друга в фольклорной форме. Затем садятся за столы.

Задание для команды - узнать по мимике, жестам, театральной композиции название фольклорного произведения (сказка или песня, (одна команда задумала, другая отгадала, по 2-3 произведения).

1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?

2. От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный творческий патриотизм?

3. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к культуре донского казачества.

4. Какие качества формируют окружающие предметы, характерные для казачьего быта, декоративно-прикладного искусства.

9. Решение педсовета.

1. Признать работу педагогов во всех дошкольных группах положительной.

2. Продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение и др.).

Ответственные: воспитатели групп.

3. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.

Ответственные: воспитатели групп.

4. Разместить материалы педсовета на сайте ДОУ.

Ответственные: старший воспитатель.

Срок: до 1 апреля.

Семья как основа воспитания духовно-нравственных ценностей ребенка Семья как социальный институт в последние десятилетия в большинстве стран претерпела серьезные изменения, которые обусловливают падение.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников в тесном сотрудничестве педагогов и родителей В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на основе духовно нравственных ценностей МКДОУ Евстратовский детский сад Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на основе духовно нравственных ценностей Подготовил:.

Взаимодействие ДОУ с семьёй при формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является: «объединение.


(выступление старшего вожатого Зайцевой А.А.)

(выступление заведующей библиотекой Юниной Т.Ю.)

7. Релаксация (социальный педагог Елистратова Т.В.)

8. Принятие решения педагогического совета.

Цель педсовета:

Выявление и определение педагогических позиций по проблеме формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся.

Задачи:

1. Осмысление условий, способствующих духовно-нравственному становлению личности ребенка;

2. определение возможностей, условий, основных направлений деятельности педагогического коллектива по усилению воспитательного процесса в школе;

3. представление опыта работы по реализации духовно-нравственного аспекта воспитательной деятельности в детском саду, школе, поселковой библиотеке;

Ход педсовета

1. Выступление заместителя директора по воспитательной работе Елистратовой Т.В.

Все мы, взрослые, желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас, педагогов. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель, и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся нашей школы является первостепенной задачей образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Именно поэтому методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Она определяет характер современного национального воспитательного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Озвучим базовые национальные ценности, сформулированные в Концепции:

Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Каковы же основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания?

- нравственный пример педагога;

-интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

- социальная востребованность воспитания.

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 30, 20, даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, для большинства младших школьников кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Халк. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути".

Потребности большинства людей различаются незначительно. Если выйти на улицу и каждому задать вопрос: "Что для вас в жизни главное?", мы получим примерно одни и те же ответы:

2.Благополучие семьи и близких

Как же большинство людей обходится с этими жизненно важными для них ценностями?

Здоровье. Гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.

Благополучие семьи. Ругаются, тиранят, родных, лгут, изменяют, заначивают деньги. Забывают родителей, бросают детей. Погружаются в собственные дела и интересы настолько, что для семьи уже нет времени.

Материальная обеспеченность. Проигрывают в азартные игры все. Пускаются в аферы и разоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пьют. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а в тяжелый час идут по миру.

Хорошая работа. Большинство людей к своей работе равнодушно, или, более того, ее ненавидит. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются черной поденщиной - ради денег, которые в таком количестве не являются для них строго необходимыми.

Любовь. Если все люди хотят любить и быть любимыми - то уже просто по закону больших чисел большинство должно это иметь. Жизнь убеждает нас в том, что ничего подобного. Почему, зачем эта "главная ценность" связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий?

Карьера. Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попреки, переступать через людей - и на это ты хочешь потратить свою жизнь?

Слава. Разоренные страны и два миллиона трупов - вот непревзойденная слава Наполеона. Бывает и безвредная слава. Усердно тренируйтесь в плевках - и попадете в Книгу рекордов Гиннеса. Спортивная слава - угробленное здоровье, укороченная жизнь и режим, полный тяжелейшего труда и жестоких ограничений. И что он скажет во вратах небесных Апостолу Петру? "Что ты делал в жизни?" - "Я прыгал в длину". (Веллер М.И., Все о жизни).

 Согласны ли вы с тем, что перечисленные ценности - главные в жизни?

 Разделяете ли вы взгляды автора на то, как большинство людей обходится с этими ценностями?

Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить.

Я хочу подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, воспитателя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

3.Выступление руководителя ШМО учителей начальных классов Волощук В.Ф.;

4.Выступление руководителя ШМО классных руководителей Ирмашевой Г.А.;

5.Выступление учителя ОРКСЭ Зайцевой А.А.;

Подведение итогов педагогического совета:

Очень много нужно сделать еще в детском саду, начальной школе, средней и основной, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство. Проанализировав работу своих коллег, можно с уверенностью сказать, что ведется большая работа по духовно-нравственному воспитанию, как в рамках школы, так и во внеучебное время. Ежемесячно проводятся классные часы патриотической и духовно-нравственной направленности, дети участвуют в митингах и Всероссийских акциях. Районные мероприятия, где принимают участие в том числе и обучающиеся нашей школы, также направлены на воспитание духовно-нравственных качеств гражданина.

В нравственном воспитании обучающихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми.

Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка.

Большая проблема, которую все мы призваны решать - низкий духовный уровень общества в целом и каждого в отдельности. Поэтому каждому из нас необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы базовые национальные ценности, определенные Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, развить в каждом из наших воспитанников.

Проект решения педагогического совета:

1. Совершенствовать методическую работу по внедрению положительного опыта работы классных руководителей в формировании базовых духовных ценностей через семинары, мастер-классы и открытые мероприятия.

(рук. ШМО кл.рук Ирмашева Г.А., январь)

3. Провести во II полугодии "Декаду нравственности", в рамках которой классным руководителям 1-11 классов, социальному педагогу, учителю ОРКСЭ дать открытые классные часы по духовно-нравственному направлению. (Информацию о проведении классного часа представить Елистратовой Т.В. до 30.01.2018г)

4. Запланировать и провести в 3 четверти родительские собрания по теме "Духовно-нравственное воспитание в семье", изучить опыт семей по данному вопросу. (Зам.директора по ВР, старший вожатый, Март)

5.Разработать систему мониторинга влияния учебной и внеурочной деятельности на духовно-нравственное развитие обучающихся. (Социальный педагог, Февраль)

Читайте также: