Отклонения в развитии личности доклад

Обновлено: 30.06.2024

Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин "аномалии развития у детей” (в качестве синонима в настоящее время используется также термин ”отклонения в психофизическом развитии”).

В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают первичные и вторичные нарушения развития.

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут выть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций и т.п.

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами). Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.

Вторичные отклонения по своей природе качественно отличаются от первичных, хотя и производны от них. Их связь не имеет однозначной органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефективности. (Так, немота – это возможное, но необязательное следствие глухоты, а “моральная дефективность” – возможное, но необязательное следствие умственной отсталости.)

Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные приводят к “выпадениям” ребенка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно- исторического опыта. Называя такие выпадения “социальными вывихами”, Л.С. Выготский подчеркивал, что их можно предотвратить, если найти “обходные пути”, обеспечивающие доступ аномального ребенка к культуре как источнику и средству развития высших психических функций и специфически человеческих способностей. В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных.

В тех случаях, когда система образования ориентированная, по преимуществу, на нормальный тип развития, не располагает такими “обходными путями”, органические нарушения приводят к формированию сложной картины отклоняющегося от нормы развития.

Одно органическое нарушение может вызвать комплекс “социальных вывихов”, и соответственно, – комплекс вторичных нарушений. Нескорригированные вторичные нарушения приводят к “социальным вывихам” следующего порядка, в результате которых возникают третичные и др. нарушения в развитии. Например, нарушение слуха порождает проблемы развития соответствующих возрасту форм общения, нескорригированность этих проблем вызывает недоразвитие словесной речи, что в свою очередь влечет за собой нарушение всех линий культурного развития ребенка, всех высших психических функций.

Поскольку вторичные (третичные и т.п.) нарушения не имеют прямой органической природы, они не требуют коррекции средствами медицины (как, например, не нуждается в медикаментозном лечении немота у глухого от рождения и специально не обученного человека). Предупреждение и коррекция таких социальных по своей природе нарушений находятся в поле компетенции специальных психологов и педагогов и осуществляется средствами образования, использующего “обходные пути” для решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

В отечественной дефектологии разработаны специальные подходы и накоплен опыт успешной практической коррекции и предупреждения возникновения вторичных нарушений в психическом развитии у детей. Так, в условиях специального организованного раннего обучения у глухого ребенка (даже в случае врожденной нейросенсорной глухоты), может сформироваться полноценная словесная речь, как в устной, так и письменной форме; слепые дети могут обучиться читать и писать, свободно, без посторонней помощи, ориентироваться в пространстве и т.п.

Для описания происхождения, сочетания и взаимосвязи (взаимообусловленности) различных нарушений в развитии каждого конкретного ребенка Л.С. Выготский предложил использовать термины “структура дефекта” или “структура нарушений”. Определение структуры нарушений – одна из важнейших задач комплексной медико-психолого- педагогической диагностики. От точности ее решения зависит эффективность комплексной помощи ребенку.

Для определения стратегия и тактики такой помощи принципиально важно различать сочетания одного первичного и комплекса вторичных и третичных нарушений от возможных разнообразных сочетаний множественных (двух и более) различных первичных нарушений в развитии. В этих случаях говорят о сложных, комплексных, или сочетанных нарушениях (например, нарушение слуха и зрения, слуха и интеллекта, слуха и опорно-двигательного аппарата т.д.).

Дифференциация первичных и вторичных нарушений в развитии ребенка, логика их сложной взаимосвязи достаточно ясно представлена и осмыслена в различных отраслях современной дефектологии, но еще не достаточно отражена в ее терминологическом аппарате. На современном этапе термин “нарушения в психофизическом развитии” используется для характеристики как первичных, так и вторичных нарушений в психическом развитии ребенка. Так, применяя по отношению к слабовидящему ребенку термин “ребенок с нарушением зрения” специалисты могут иметь в виду как нарушение функционирования одного из отделов зрительного анализатора (сетчатки глаза, зрительного нерва и т.д.), нарушение зрительного восприятия как высшей психической функции, так и определенный комплекс особенностей психического развития ребенка с нарушением зрения, характерных для определенной системы его воспитания и обучения.

Задачей развития понятийного аппарата современной дефектологии является создание терминологии, позволяющей в должной мере дифференцировать первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка, фиксируя при этом логику их внутренней связи.

Главной особенностью расстройств личности являются ярко выраженные дезадаптивные особенности психики – такие пациенты не умеют и не могут ладить с окружающими, приспосабливаться к новым условиям. Ранее расстройства личности назывались психопатией, однако со временем специалисты приняли западную точку зрения – психопатия все-таки является отдельным психическим расстройством. Существует несколько видов расстройств личности, иногда встречаются смешанные типы заболевания. Лечение должно осуществляться только опытными специалистами, однако основной проблемой данного расстройства является то, что пациенты в большинстве своем не признают своих психических проблем.

Виды расстройств личности и особенности их лечения

Каждый пятнадцатый житель нашей планеты страдает от расстройства личности. Причем сам он вряд ли воспринимает свое состояние как болезнь, которая требует обращения к специалистам. Все свои поступки он будет оправдывать и считать свое поведение нормальным. Лечение отрицает, а последствия непредсказуемы.

Личностное расстройство: трудности адаптации

Расстройство личности — это дезатаптивная модель поведения, обусловленная стойким психическим нарушением, которое не связано с соматическим или неврологическим заболеванием. Эта патология трудно поддается корректировке, поскольку пациент не считает, что ему требуется лечение. Отсутствует мотивация, которая является катализатором к позитивным сдвигам. Сам индивидуум не стремится избавиться от нарушения и плохо идет на контакт с психотерапевтами. Позднее обращение к специалистам приводит к тому, что пациент попадает на прием к психиатру уже в стадии глубокой запущенности заболевания. Снять симптоматику и вылечить бывает сложно. Первые признаки заболевания активно проявляются в подростковом возрасте. До этого периода возможны отдельные эпизоды, но только после периода пубертата можно говорить о проблеме. Индивидуумы, у которых когнитивное личностное расстройство, не понимают, почему окружающие говорят о каких-либо их проблемах. Ведь они считают, что поведение и поступки в норме. Людей с личностными расстройствами плохо воспринимают в обществе. У них нередко возникают трудности в личностном общении. Но при этом, больные не чувствуют мук угрызения совести и не имеют сочувствия к другим. Через определенное время их взаимоотношение с миром выстраивается не по принципу личной адаптации к социуму, а по схеме, кода социум вынужден принимать или не принимать проблемную личность. Отсутствие мотивации и желания лечиться усугубляет проблему, поскольку не каждый врач может найти подход к такому пациенту, снять симптомы обострения и помочь избавиться от проблемы.

Специфические расстройства личности

  • § Параноидальное — у больного преобладают сверхценные идеи. Своей личности он приписывает особое значение. А вот к окружающим относится враждебно, подозревая их в злых умыслах. Человек с патологией не признает ее наличия. Когда родные или близкие обращают внимание на когнитивное отклонение и пытаются отвести к специалисту, тот будет заверять, что с ним все в порядке и отрицать наличие проблемы. Очень чувствителен к критике.
  • § Шизоидное — этот диагноз характеризуется интровертностью, замкнутостью, снижением интереса к жизненным вещам. Больной не воспринимает принятых норм социального поведения, часто ведет себя эксцентрично. Шизоидные нарушения личности бывают связанны с большим увлечением каким-либо родом деятельности, в котором индивидуум преуспевает. Например, он может патологически увлекаться различными оздоровительными системами, вплоть до того, что привлекать в свои интересы и других людей. Специалисты считают, что таким образом происходит замещение определенной асоциальности. Также такие пациенты могут иметь проблемы с алкоголем, наркотиками или другими видами зависимости.
  • § Диссоциальное — характерной чертой такого расстройства личности является вызывающее когнетивное поведение больного с целью получения желаемого. При всем этом такие пациенты способны располагать к себе людей, включая медиков. Особо ярко данный вид проявляется в позднем подростковом возрасте.
  • § Истерическое — главной целью таких больных является привлечение внимания к своей персоне любым способом, включая вызывающее поведение. Диагноз характерен больше для женского пола. Наблюдаются нетипичные капризность, непостоянство желаний, экстравагантность, лживость. С целью привлечения внимания пациент придумывает себе несуществующие болезни, симптоматику которых может выдавать вегетативная система и снять которую сложно.
  • § Обсессивно-компульсийное — больные этим видом расстройства личности патологически стремятся к порядку и совершенству. У них отсутствует чувство юмора, они стараются быть во всем идеальными. Когда поставленные идеальные цели не достигаются, могут впадать в депрессивные состояния.
  • § Тревожное — такое личностное расстройство характеризуется культивацией комплекса личной неполноценности. Больные пребывают в состоянии вечной тревоги и неуверенности. С детских лет такие пациенты застенчивые и робкие. Часто подозревают других в неприязни. Имеют склонность к депрессиям.
  • § Нарциссическое — отклонение, при котором у человека с детства проявляется самолюбование, желание, чтобы им постоянно восхищались. Такой больной не приемлет критику: реагирует на нее либо с обидой, либо с агрессией. Безразличен к чувствам других людей, склонен к их эксплуатации для достижения собственных целей.

Причины, которые вызывают расстройства личности и поведения

  • § типы психопатий кластера А: параноидные и шизоидные;
  • § психопатии кластера Б: истерические, асоциальные, нарциссические;
  • § типы психопатий кластера В: обсессивно-компульсивные, депрессивные.

Смешанное расстройство личности

Этот тип психопатий изучен меньше других. Классификация не имеет особых критериев. У больного проявляются формы то одного, то другого типа нарушений, которые не носят стойкого характера. Поэтому такой вид расстройства еще называют мозаичной психопатией. Но человеку со смешанным типом расстройства также трудно ужиться в социуме из-за особенностей своего поведения. Неустойчивость характера часто является основой, которая способствует развитию разных видов зависимости. Расстройство личности смешанного типа может сопровождаться алкоголизмом, наркоманией, игровой зависимостью. Мозаичная психопатия может соединять симптомы шизоидного и параноидального типа. Такие люди не умеют выстраивать социальные контакты в обществе, одержимы сверхценными идеями. При преобладании параноидальных признаков, пациенты страдают от повышенной подозрительности. Они склонны к скандалам, угрозам, любят писать гневные жалобы на всех и вся. Специалистов настораживает, если в одном пациенте уживаются признаки (классификация) нескольких расстройств: шизоидного, истерического, астенического, возбудимого. В этом случае существует большой риск развития шизофрении. К мозаичным видам патологии могут приводить травмы головного мозга или осложнения после целого ряда заболеваний. Такое смешанное расстройство личности считается приобретенным. Если рассматривать ситуацию подробно, то она будет выглядеть так: у человека уже врожденно есть склонность к мозаической психопатии, на которую из-за определенных обстоятельств накладывается органическая патология. Мозаичное расстройство требует специфического лечения только в том случае, когда обостряются симптомы, или если идет наслоение органического происхождения. Тогда специалистом могут быть назначены нейролептики, транквилизаторы, витамины.

Инфантильное расстройство личности

При таком типе психопатии ярко выражены признаки социальной незрелости. Человек не способен противостоять стрессовым ситуациям и снять напряжение. В сложных обстоятельствах он не контролирует свои эмоции по аналогии с тем, как это делают дети. Инфантильные расстройства личности впервые ярко о себе заявляют в подростковом периоде. Гормональные бури, которые происходят в это время с человеком, вызывают изменения и в психоэмоциональной сфере. По мере взросления диагноз может только прогрессировать. Окончательно говорить о наличии заболевания можно только после достижения 16-17 лет. В стрессовых обстоятельствах больной проявляет себя незрелым, плохо контролирует агрессию, тревогу, страх. Такого человека не берут на военную службу, отказывают в приеме на работу в силовые структуры. Разрешения на ношение оружия или получение водительских прав решается ограничено и строго индивидуально, согласно оценке признаков и состояния.

Транзиторное расстройство личности

  • § дезориентация;
  • § галлюцинации;
  • § бред;
  • § заторможеность вербальных и двигательных функций.

Лечение личностных расстройств

Когда человеку ставится диагноз психопатии, он с ним редко бывает согласен. Особенность этого заболевания именно в том, что пациент не видит проблемы в себе, а ищет их в других. Лечение в таком случае всегда затруднительно. По статистике только каждый пятый из них согласен принять помощь. Лечение психопатий проводится индивидуально. Оно включает сеансы психотерапии и при необходимости — применение лекарственных средств. В сложных случаях, когда асоциальное поведение больного представляет угрозу для окружающих, лечение может проводиться стационарно. Споры среди специалистов вызывает лечение пограничных состояний. Одни считают, что помощь пациенту нужна только в период обострений, а другие настаивают на постоянной поддержке. В любом случае, лечение психопатий продолжается на протяжении многих лет. При склонности пациента к импульсивным поступкам, которые могут угрожать жизни и здоровью, подключаются психотропные препараты.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Между тем, не поняв, что есть нормальная личность, каково ее движение в зрелом возрасте, мы оказываемся бессильными перед рядом насущных, конкретных проблем, например проблемы построения психологических основ коррекции, воспитания личности. Парадокс современных представлений о личности состоит в том, что мы значительно больше знаем (правда, главным образом в плане описательном, феноменологическом) о ее аномалиях, патологических отклонениях и вариантах, нежели о том, что же с точки зрения психологии есть личность нормальная. Те же взгляды на норму и патологию, которые сформулированы на сегодня в рамках зарубежной психологии представляются пока не достаточно обоснованными. Перечислим некоторые из них.

Прежде всего здесь главенствуют негативные критерии психического здоровья, согласно которым норма понимается прежде всего как отсутствие каких-либо патологических симптомов. Такой подход, в лучшем случае, очерчивает границы круга, в котором следует искать специфику нормы, однако сам на эту специфику никоим образом не указывает. В этом подходе можно усмотреть и логическую ошибку: из того, что наличие того или другого патологического явления говорит о душевном расстройстве, вовсе не следует, что при его отсутствии можно говорить о норме.

Чем же в таком случае пытаются заполнить эту пустоту сторонники рассматриваемого взгляда? Достаточно частым является здесь заимствование терминологии, описывающей психопатические отклонения. Степень патологичности субъекта определяется наличием этих отклонений, равно как степень его нормальности — их отсутствием. Эта позиция лежит, как об этом неоднократно писала Б. В. Зейгарник (1969, 1971), в основе многих популярных за рубежом методов исследования личности, которые строят структуру личности, как больной, так и здоровой, из одних и тех же категории психиатрической диагностики (например, опросники MMPJ, тест невротизма Айзенка и др.). Привлечение математического аппарата, корреляционных и статистических методов не изменят при этом сути дела, поскольку касается прежде всего способов обработки материала, но не тех теоретических основании, исходя из которых этот материал добывается.

Таким образом, релятивистски-статистический подход, несмотря на его значительную популярность, антипсихологичен и по сути обходит вопрос о позитивных психологических характеристиках нормальной личности.

Гост

ГОСТ

Сложность в определении данного понятия состоит не только в терминологии, но и в содержании, которое каждая из наук вкладывает в это понятие. Примером могут выступать нравственные номы – невозможно зафиксировать их раз и навсегда, не оставляя возможности изменять и дополнять.

Если говорить о самом обобщенном и отстраненном определении номы, то можно сказать, что норма – это какое-либо идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, показатель, который характеризует действительность, но не существует в ней в реальном воплощении.

Антиподом нормы выступает отклонение – явление, не соответствующее представлениям об идеальном образовании, выбивающееся из представлений общества о нормальных процессах и явлениях.

Группы отклонений от нормы развития личности

Отклонения от нормы можно условно разделить на 4 группы:

  • Первая группа объединяет в себе физические отклонения, которые связаны с состоянием здоровья и определены медицинскими показателями.
  • Вторая группа - это отклонения, подразумевающие временные или постоянные недостатки в психическом развитии человека, которые включают в себя различные виды нарушений речи, эмоционально-волевой сферы, аутизм, задержки психического развития, механические повреждения головного мозга и т.д. Особой группой отклонений является одаренность, мерой для которой являются характер продуктов деятельности, их новизна, оригинальность и нестандартность. Она также входит в группу отклонений психического направления.
  • Третья группа включает в себя педагогические отклонения, возникающие вследствие отсутствия образования и непосещения учебных заведений. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими.
  • Четвертой группой является группа социальных отклонений, которые связаны с понятием социальная норма и непосредственным нарушением данных норм.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие социальной нормы и отклонений от нее

Социальная норма – это правила, образцы действия либо поведения людей или их группы, установленные в данном обществе.

В психологии, педагогике и социологии очень подробно рассматриваются вопросы отклоняющегося поведение, его причин и закономерностей. Для определения данной категории нарушений используются различные термины: девиантное поведение, асоциальное поведение, устойчивые отклонения в поведении личности.

Основными причинами отклоняющегося поведения исследователи называют:

  • трудности подросткового возраста, и самоопределения личности;
  • неустойчивость социального поведения в обществе;
  • низкая самооценка и комплекс неполноценности;
  • нестабильные условия развития.

Понятие социального выпадения

Например, отклонения в поведении детей, которые имеют ограниченные возможности, рассматриваются в медицинской модели выпадения. Согласно ей, имеющиеся в поведении несоответствия социальным нормам представляют собой особую патологию здоровья, причиной которой выступают эндокринные нарушения, генетические отклонения и т.д.

В конце 19 начале 20 веков на основе медицинской модели была сформирована теория социальной полезности людей с ограниченными возможностями, получившая широкое распространение во всем мире. Основная идея данной теории заключается в том, что в любом обществе есть люди, имеющие какие-либо ограничения, однако это совершенно не мешает им осуществлять элементарную социально полезную деятельность.

Таким образом, люди с ограниченными возможностями, при специальном профессиональном обучении способны сами себя обеспечивать, и не быть обузой для окружающих людей и общества в целом. И что немаловажно, это способствует их личностному развитию и самоутверждению.

В середине двадцатого века медицинскую модель сменила модель социальная, толчком к развитию которой стала теория психоанализа.

Основной идеей данной модели выступила мысль о том, что отклоняющееся поведение необходимо рассматривать не только как результат отклонений в здоровье, но и как результат неправильно построенного процесса воспитания и взаимодействия с окружающим миром. В процессе разработки данной теории приоритеты в объяснении социальных выпадений претерпели значительные изменения:

  • неадекватное поведение стало рассматриваться как результат деформированного процесса накопления социального опыта, в результате чего происходят субъективные изменения и деформация личности;
  • источником социальных выпадений все чаще стали называться семейное неблагополучие, отсутствие педагогической культуры родителей, отсутствием тепла и любви со стороны родителей к ребенку.

Таким образом, постепенно накапливающиеся неразрешенные конфликты являются результатом, проявляющимся в отклоняющемся поведении.

Еще одной главной идеей социальной модели является утверждение о том, что отклоняющееся поведение поддается коррекции и возможно полное его исправление.

Читайте также: