Сборник материалов русские поэты романтики и отечественная война 1812 года доклад

Обновлено: 27.04.2024

Содержание

Введение
1. Отечественная война 1812 г в художественной литературе
2. Отечественная публицистика о войне 1812 г
3. Историографическтий анализ Отечественной войны 1812 г.
Заключение
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

введение.docx

1. Отечественная война 1812 г в художественной литературе

2. Отечественная публицистика о войне 1812 г

3. Историографическтий анализ Отечественной войны 1812 г.

Список источников и литературы

Проблематика: проявляется низкий уровень воспитанности, патриотизма, к событиям Великой истории Отечественной войны 1812 года.

Гипотеза исследования: считается возможным предположить, что благодаря работе, проводимой с литературой периода Отечественной войны 1812 г, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма.

1. Война 1812 года на протяжении всего девятнадцатого века вдохновляла поэтов на прославление героизма защитников России. Поэтическая летопись войны 1812 года доносит до нас ту удивительную атмосферу патриотического подъёма, охватившего Россию, ту звенящую напряжённость чувств, поднявшую русских людей из разных местностей и сословий на подвиг, который потряс современников и вызвал законную гордость потомков. Поэтические шедевры, описывающие грозные события тех лет сильны своей документальной достоверностью.

2. Отечественная война 1812 года, вызвав мощное патриотическое движение широких народных масс, показала всему миру огромные возможности русского народа. Идея народа, как активной исторической силы, идея национальной свободы, национальное самосознание в широком смысле слова — все эти последствия Отечественной войны оказались исключительно важными для всего дальнейшего развития русской общественной мысли и русской литературы.

Тема патриотизма, подъем национального самосознания позволил авторам этих изданий уйти от острых социальных проблем внутренней жизни. В противовес им выступал журнал "Сын Отечества", который начал издаваться в Санкт-Петербурге с октября 1812 года Н.И.Гречем. Гражданское свободомыслие "Сына Отечества" проявилось в характеристике войны как борьбы за национальную независимость Родины. "Умрем свободными и в свободном Отечестве!

Н.И.Греч ввел в свой журнал интересное новшество - иллюстрации содержание которых подчинялось общей патриотической цели журнала. Основной жанр иллюстраций - политическая карикатура, высмеивающая Наполеона и его сподвижников. История русской публицистики 1812 - 1814 годов знаменита и тем, что часто произведения, оказывавшие глубокое воздействие на современников, переиздавались отдельными брошюрами. И конечно же в течение короткого срока расходились огромными тиражами. В основном это были статьи из "Сына Отечества". Они переводились на французский, английский и немецкий языки для иноземных читателей и пользовались у них огромным успехом. В годы Отечественной войны выходили не только тыловые издания. Идея создания при штабе армии агитационно-пропагандистского центра возникла, видимо, сразу же после начала военных действий. Первые его шаги были связаны с публикацией пропагандистских материалов, обращенных к солдатам противника: листовок, прокламаций, публицистических брошюр.

Скажем, листовка, посвященная Бородинскому сражению, была написана и отпечатана непосредственно в ночь, последовавшую за боем. Автор листовки, не зная, что произойдет утром следующего дня, допустил неточности в своих предположениях о маневрах русской армий. Агитационная публицистика типографии включает в себя "Журналы военных действий" - официальные документы штаба; публицистические листовки и брошюры; литературные произведения, издававшиеся в штабе Кутузова. Гражданская печать систематически пользуется материалами военных изданий. И здесь вновь отличается "Сын Отечества".

По сравнению с другими неправительственными изданиями того времени он очень оперативно публикует материалы "Журнала военных действий", публицистические воззвания и военные известия, печатавшиеся в походной типографии. В 1812 году в Москве и Санкт-Петербурге, по самым скромным подсчетам, вышло около полусотни публицистических брошюр, которые по своим жанровым особенностям соприкасаются с тем материалом, который печатался в "Сыне Отечества": воззвания, проповеди, антинаполеоновские памфлеты, политические рассуждения. Тематика большинства их касалась в основном московских событий. Поэтому появление в русской гражданской публицистике известий с линии Фронта было чрезвычайно важно для поднятия общего духа русского народа. Отечественная война 1812 года способствовала развитию новых форм печати.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской Федерации

МКОУ Ступинская средняя общеобразовательная школа

Рамонского муниципального района Воронежской области

Отечественная война 1812 года в творчестве поэтов – воинов

учитель русского языка и

литературы Ситникова В. А.

Введение. Значение Отечественной войны 1812 г. в развитии русской литературы 19 в. ……………………………………………………………. 3

Глава 1. Славная победа русского оружия – основная тема поэзии В. А. Жуковского. ………………………………………………………………. 4-6

Глава 2. Человек – легенда Денис Давыдов. ………………………………6-9

Глава 3. Герои – поэты Воронежского края в Отечественной войне

Заключение. Музы не молчали … …………………… ………………….11

Введение.

Значение Отечественной войны 1812 г. в развитии русской литературы 19 века

С той ночи 24 июня, когда по приказу Наполеона началась французская переправа по понтонным мостам через Неман, и до того вечера 14 декабря, когда последние оккупанты с ужасом оставили землю России, в историю Отечества были вписаны бессмертные страницы народного героизма.

Война 1812 года и победа в ней над полчищами Наполеона были осознаны как народный подвиг, вызвали патриотический подъем в стране и пробудили в ее гражданах национальное самосознание. Многие русские писатели и поэты были непосредственными участниками войны с Наполеоном: В. А. Жуковский, Денис Давыдов, Владимир Раевский, Александр Грибоедов, Федор Глинка, Кондратий Рылеев и другие.

Глава 1.Славная победа русского оружия – основная тема поэзии В. А. Жуковского.

Патриотическое воодушевление испытал в то грозное и славное время Василий Андреевич Жуковский.1812 год потребовал от поэта - романтика выхода за пределы мечтательного мира.

Отчизне кубок сей, друзья!

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Златые игры первых лет

Что вашу прелесть заменит?

О Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Стихотворение это единично в своем жанре: в нем соединились элементы оды, застольной песни, гимна, романтической поэмы. Вечером на поле брани певец славит русское оружие и героев русской истории: Святослава, Дмитрия Донского, Петра Первого, Суворова, поднимая кубки за этих героев, за Отчизну и ее полководцев – Кутузова, Ермолова, Раевского, Платова, за погибших героев – Коновницына, Багратиона и др.

Глава 2. Человек – легенда Денис Давыдов

Герой Дениса Давыдова – лихой гусар, удалой рубака, прямой и искренний, верный в дружбе, беззаветно преданный своей стране и готовый отдать за нее жизнь. Ему ненавистны ложь и двоедушие, ханжество и чванство. Не чуждаясь просторечия, охотно обращаясь к военному жаргону, Денис Давыдов темпераментно и эмоционально воссоздал картины военного быта, в частности шумного, удалого, веселого офицерского досуга. Его стихи утверждали право человека на внутреннюю независимость, на веселье и счастье.

Давыдов, пламенный боец,

Он вихрем в бой кровавый;

Он в мире счастливый певец

Вина, любви и славы.

Умолкшие холмы, дол, некогда кровавый,

Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,

И шум оружия, и сечи, и борьбу!

Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу

Попрали сильные. Счастливцы горделивы

Невольным пахарем влекут меня на нивы…

О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях

Ты, голосом своим рождающий в полках

Погибели врагов предчувственные клики,

Вождь гомерический, Багратион великий!

Прости мне длань свою, Раевский, мой герой!

Ермолов! Я лечу – веди меня, я твой…

И боец, сын Аполлонов…

Мнил он гроб Багратионов

Проводить в Бородино…

Той награды не дано:

Вмиг Давыдова не стало!

Сколько славных с ним пропало

Боевых преданий нам!

Как в нем друга жаль друзьям!

Глава 3. Герои – поэты Воронежского края в Отечественной войне

1812 г.

Велик! Велик! Твой Бог, Россия!

Народы чужды возгласят.

Он уничтожил козни злые

И ниспровергнул супостат,

Которых бурное стремленье

Внесло в Россию разоренье,

Готовя ей печальны дни!

… Европа с Францией алкала

России переменить судьбу.

Вселенна с ужасом взирала

На страшную сию борьбу.

Но может ли что там злодейство,

Где весь народ одно семейство,

И царь где подданным отец?

Где веру чтят, где чтят законы,

Там все надменны фараоны

Найдут со срамом свой конец.

Заключение.

Музы не молчали …

Литература

Воронежская энциклопедия: В 2 т . (Гл.ред. М.Д.Карпачев) – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008.Т.1: А - М. с.473

Русская поэзия первой половины 19 века.- М.:Дрофа: Вече,2002. – 320 с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

Гаврила Романович Державин (1743— 1816) — поэт учился в казанской гимназии, в 1762 — 1777 гг. на военной службе, в 1784— 1788 гг. правитель Олонецкой, затем Тамбовской губернии Статс-секретарь Екатерины II, позже сенатор, министр юстиции в 1802— 1803 гг. С 1803 г. в отставке. В 18Г2 г. принимал участие в организации ополчения в Новгородской губернии. Первые стихи опубликованы в 1773 г. Являлся крупнейшим представителем русского классицизма, хотя в то же время его творчество во многом уже выходило за пределы этого литературного направления.

Гимн лиро-эпический на прогнание французов из отечества (с.

13). Свет с эмпира — в представлении древних греков, эмпир или эмпирей — самая высокая часть неба, наполненная огнем и светом и являющаяся местом пребывания богов. Здесь: небо. Вторым став Навходоносором — Навуходоносор— царь Вавилонии (605 — 562 гг. до и. э.), дважды разорял Иерусалим. Полки, как класы, посекала — к л асы (црксл.)—колосья. Тамерлан (1336— 1405) — среднеазиатский полководец, завоеватель. И вы, Гесперья, Альбион — древние названия Испании и Англии. . холмы, быв внутрь жуплом наполненны — вулканы (жупел — горячая сера, смола). Рымникский, Таврский, Задунайский — А. В. Суворов, Г. А. Потемкин и П. А. Румянцев. Желковский — С. Жолкевский (1547—1620)—великий коронный гетман, канцлер Польши. Во время польско-шведской интервенции занял Москву, добился свержения с престола Василия Шуйского и избрания царем сына польского короля. Превысил Фабия он в чести — Квинт Фабий Максим Кунктатор (то есть, Медлитель) (ум. 203 г. до н. э.) — римский полководец и государственный деятель. Во время войны с Карфагеном придерживался тактики выжидания, истощения армии Ганнибала, вторгшейся в Италию, уклонялся от решительных сражений. Витгенштейн П. X. (1768— 1842)—князь генерал-фельдмаршал русской армии. В 1812 г.— генерал-лейтенант, командовал первым пехотным корпусом, прикрывавшим Петербург. Тристаты (греч.) — военачальники.

Ода на смерть фельдмаршала князя Смоленского (с. 19). М. И. Кутузов получил титул князя Смоленского 6(18) декабря 1812 г. за успешное преследование неприятеля. Скончался он в силезском городке Бунцлау (ныне г. Болеславец, ПНР).

Видение плачущего над Москвою россиянина (с. 21). На берег Пела — имение Капниста Обуховка лежало на берегу р. Псел. Явор — дерево чинара. Нагие горны — остовы печей. Поднялся призрак. — поэту явилась тень Гермогена, патриарха всероссийского в 1606—1612 гг., то есть в разгар польско-шведской интервенции. Гермоген был видный деятель сопротивления захватчикам и изменникам. Был заключен поляками в Чудов монастырь в Москве и, по свидетельству некоторых современников, уморен там голодом предателями-боярами. Сарданапал — по неточным сведениям античных авторов, имя последнего из ассирийских царей (VII в, до н. э.), который якобы отличался склонностью к безмерной роскоши и страстью к удовольствиям. Пенязь — деньги, монета. Лепта — мелкая монета, грош в Библии. Талант — древнегреческая весовая и денежно-счетная единица, равнялась приблизительно 26 кг. Мудрейший меж царей, потомок Филарета—Петр I. Филарет (до монашества Ф. Н. Романов) (ок. И554—1633) — патриарх всероссийский (с 1619 г.), отец первого царя из династии Романовых — Михаила. Сляченна — согбенного.

На смерть Наполеона (с. 29). Наполеон I скончался на о. св. Елены 5 мая 1821 г. Вретищами — дерюгой, грубой тканью.

Волк на псарне (с. 36). Басня написана в связи с получением в Петербурге известий о попытке Наполеона вступить в переговоры о мире с Кутузовым через Лористона.

Обоз (с. 37). В басне оправдывается осторожная тактика Кутузова, вызвавшая недовольство двора. А примешься за дело сам.

так напроказишь вдвое хуже—возможно, здесь содержится намек

на Аустерлицкое сражение 1805 г., когда император Александр фактически отстранив Кутузова от руководства войсками, привел русскую армию к серьезнейшему поражению.

Щука и К о т (с. 38). В басне высмеиваются неудачные дейсвия при Березине адмирала Чичагова, командовавшего Дунацской армией, которая должна была отрезать французам пути отступления.

Денис Васильевич Давыдов (4784—1839) — поэт, с 1801 г. яа военной службе, с этого же времени начал писать стихи, порой оппозиционного правительству содержания. Участвовал в ряде войн, но особую известность приобрел в 1812 г., когда создал партизанский отряд, успешно сражавшийся с французами. После войны отправлен служить в глухую провинцию на незначительные должности. Был близок с поэтами пушкинского круга и будущими декабристами, но вступить в тайное общество решительно отказался. Творчество Давыдова оказало заметное влияние на русскую поэзию, в частности на Пушкина.

Партизан (с. 65). На высях, за преградной Нарой —Тарутинский лагерь был расположен на реке Наре и прикрыт ею с фронта.

Бородинское поле (с. 66). Невольным пахарем. — В 1823 г. Д. Давыдов, не выдержав притеснений и обид, вышел в отставку. Вождь гомерический — подобный героям Гомера.

Федор Николаевич Глинка (1786—1880) — поэт, драма тург, прозаик. Воспитывался в кадетском корпусе, участвовал в воинах против Наполеона в 1805—1806 гг. как адъютант графа Милора довича, впоследствии по состоянию здоровья вышел в отставку В 1812 г. снова вступил в армию, участвовал в Бородинском сражении и заграничном походе. В 1816—1821 гг.— активный член тайных декабристских организаций. В 1826 г. был арестован и сослан в Олонецкую губернию. В 1835 г. вернулся в Москву, затем в Петербург С 1862 г. окончательно обосновался в Твери.

Авангардная песня (с. 74). Над дунайскими брегами см ва дел его гремит — М. А. Милорадович командовал корпусом в русско-турецкой войне 1806—1812 гг. 13 декабря 1806 г. он освободил Бухарест. Вязьма — во время Вяземского боя 22 октября 1812 г. важ ную роль сыграл авангард русской армии, которым командовал Милорадович.

Партизан Сеславин (с. 75). Кто так искусно нам дает правдивы вести. — отряд А. Н. Сеславина первым донес о выходе французской армии из Москвы и движении Наполеона в направлении к Калуге.

Славное погребение (с. 81). Черепом бомб и гранат. — осколками бомб и гранат.

    1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. Издательство : Правда. Москва. 1987 год.

Почти все русские литераторы эпохи
Оте­чественной войны, способные держать оружие, вступили в действующую армию, их непо­средственное участие в боях дало им возможность воссоздать в художественных произведениях это время.



Федор Нико­лаевич Глинка, участвовавший в войне 1805—1807 годов и вышед­ший после нее в отставку, воз­вратился в армию в 1812 году.

Телерь ли нам дремать в покое,

России верные сыны?!

П ой дем, сомкнёмся в ратном

Пойдем — и в ужасах войны

Д рузьям, отечеству, народу

О тыщем славу и свободу.

Иль все падем в родных полях!

Что лучше: жизнь — где узы плена,

Иль смерть — где русские

В героях быть или в рабах?

Ф. Гпинка. Военная песнь


Иван Ивано­вич Лажечников , автор изве­стных исторических романов, был сначала ратником ополче­ния, затем офицером



Михаил Ни­колаевич Загоскин — круп­нейший исторический романист, автор популярного романа об Отечественной


В рапортах на­чальство отзывалось о нем так :


Кондратий Федорович Рылеев — поэт, декабрист, участник


походов 1814—1815 годов. В чине прапор­щика был несколько раз в сраже­ниях, со своей батареей прошел через Германию, Швейцарию, Францию.

В 1820 году работал над поэмой о партизанах, действовавших в окрестностях занятой французами Москвы.

Героическая борьба против французских завоевателей нашла широкое отражение в народной песне.

Храбрые казаки —

В деле удальцы,

Гнаться ль, биться в драке —

Прямо молодцы!

Неприятель в поле —

У них не зевай,

А наш брат на воле —

С ними отдыхай.

На коня взлетая,

Тронет удила —

Жизнь, как наживная,

Ни по чем пошла.

Всюду: в ров с утесу,

На утес из рва,

По воле, по лесу —

Сорвиголова.

Вспомникась: бывало

За двадцать годов,

Уж давно пугало

Имя казаков.

Да, мусье и паны

Лучше всех других

Помнят их арканы

И нагайки их.

Что казак им русский

Был не по руке —

Свидетель — французский

Глагол казак!

Храбрые казаки —

В деле удальцы,

Гнаться ль, биться в драке —

Прямо молодцы!

Казацкая песня 1812 года



Участником войны 1812 года

был Александр Сергеевич Грибоедов.



Он участвовал во всех сражениях: под Боро­диным, Тарутиным, при Мало­ярославце, Люцене, Бауцене, под Кульмом, Лейпцигом.

В ополчение поступил и поэт Александр Федорович Воейков. Он принимал участие в действиях партизанских отрядов под Москвой, в Тарутинском сражении .


Ты был под знаменами славы;

Ты видел, друг, следы кровавы

На Русь нахлынувших врагов,

Их казнь и ужас их побега;

Ты, строя свой бивак из снега,

Себя смиренью научал

И, хлеб водою запивая,

С певцом Тибурским восклицал.

В. Жуковский. К Воейкову

Констан­тин Николаевич Батюшков никогда не стремился к воен­ной карьере. Он ненавидел войну и в стихах воспевал мирную жизнь, а войну счи­тал злом и бедствием для на­родов. Но когда возникла не­обходимость встать на защиту Отечества, он это сделал, не колеблясь.


Мой друг, я видел море зла,

И неба мстительного кары:

Врагов неистовых дела,

Войну и гибельны пожары.

Я видел сонмы богачей,

Бегущих в рубищах издранных,

Я видел бледных матерей,

Из милой родины изгнанных!

Я на распутье видел их,

Как, к персям чад прижав грудных,

Они в отчаяньи рыдали

И с новым трепетом взирали

На небо рдяное кругом.

Трикраты с ужасом потом

Бродил в Москве опустошенной,

Среди развалин и могил;

Трикраты прах ее священный

Слезами скорби омочил.

И там, где зданья величавы

И башни древние царей,

Свидетели протекшей славы

И новой славы наших дней;

И там, где с миром почивали

Останки иноков святых

И мимо веки протекали,

Святыни не касаясь их;

И там, где роскоши рукою,

Дней мира и трудов плоды,

Пред златоглавою Москвою

Воздвиглись храмы и сады, —

Лишь угли, прах и камней горы,

Лишь груды тел кругом реки,

Лишь нищих бледные полки

Везде встречали взоры.

К. Батюшков. К Дашкову


При создании страницы использованы материалы:

- Клятву верности сдержали.1812 год в русской литературе. - М.:Моск. рабочий, 1987.

- Певец во стане русских воинов. - М.: Дет. лит.,1988.

- России двинулись сыны. Записки об Отечественной войне 1812 года её участников и очевидцев. - М.: Современник, 1988.

- 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. - М.:Правда,1988.

Читайте также: