Органы управления банка россии доклад

Обновлено: 12.05.2024

В Большом экономическом словаре, указано, что Центральный Банк России - это государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является “банком банков”, агентом правительства при обслуживании госбюджета.

Работа содержит 1 файл

Финансовое право контрольная.doc

1. Органы управления Банка России: понятие, структура, полномочия, функции

В Большом экономическом словаре, указано, что Центральный Банк России - это государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является “банком банков”, агентом правительства при обслуживании госбюджета.

Рассматривая структуру управления Банком России, можно сказать, что она образует единую централизованную вертикальную систему.

В систему управления входят:

- центральный аппарат (ЦА), который систематизирует и анализирует сведения, полученные из регионов, прогнозирует развитие экономики регионов и страны, осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета и государственные международные финансовые операции;

- территориальные учреждения - центральные банки регионов, входящих в состав РФ, которые осуществляют сбор информации о банках на подведомственной территории, проводит ее первичную обработку и отсылают в ЦА;

- расчетно-кассовые центры (РКЦ), которые входят в состав территориальных учреждений и выполняют следующие функции: осуществление расчетов между кредитными организациями и контроль по этим расчетам, хранение ценностей и кассовое обслуживание коммерческих банков (КБ), кассовое исполнение регионального бюджета, проводят операции с ценными бумагами в иностранной валюте и контролируют текущую ликвидность КБ.

Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года. Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В схеме организационной структуры управления Центрального Банка России выделяют:

1. Общее собрание акционеров — высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.

К компетенции Общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:

- внесение изменений и дополнений в Устав Банка или утверждение Устава Банка в новой редакции;

- ликвидация Банка, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

- избрание членов Наблюдательного совета Банка, досрочное прекращение их полномочий;

- избрание Президента, Председателя Правления Банка и досрочное прекращение его полномочий;

- избрание членов Ревизионной комиссии Банка и досрочное прекращение их полномочий;

- определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

- увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций;

- увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки;

- увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций по открытой подписке в случае, если количество дополнительно размещаемых по открытой подписке акций составляет более 25 процентов ранее размещенных Банком обыкновенных акций;

- увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций по открытой подписке в случае, если количество дополнительно размещаемых по открытой подписке акций составляет не более 25 процентов ранее размещенных Банком обыкновенных акций, и Наблюдательный совет Банка не принял решение об увеличении уставного капитала;

- размещение посредством закрытой подписки облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции;

- размещение посредством открытой подписки облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющие более 25 процентов ранее размещенных Банком обыкновенных акций;

- уменьшение уставного капитала Банка путем уменьшения номинальной стоимости акций, приобретения Банком части акций в целях сокращения их общего количества, а также погашения приобретенных или выкупленных Банком акций;

- утверждение аудитора Банка;

- утверждение годовых отчетов, в том числе годового бухгалтерского отчета Банка, а также распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, по результатам финансового года;

- определение порядка ведения Общего собрания акционеров;

- дробление и консолидация акций;

- принятие решений об одобрении сделок, в которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных федеральным законом;

- принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных федеральным законом;

- приобретение Банком размещенных акций в целях сокращения их общего количества при уменьшении уставного капитала Банка;

- принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;

- утверждение внутренних документов Банка: Порядка проведения общего собрания акционеров, Положения о Наблюдательном совете Банка, Положения о Правлении, Положения о ревизионной комиссии;

- решение иных вопросов, предусмотренных федеральным законом и Уставом Банка.

Вопросы, отнесенные к компетенции Общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительным органам Банка.

Вопросы, отнесенные к компетенции Общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение Наблюдательному совету Банка, за исключением вопросов, предусмотренных федеральным законом.

2. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 6 представителей Банка России, 2 представителя Правительства Российской Федерации, 2 представителя Сбербанка России и 7 независимых директоров.

Наблюдательный совет Банка осуществляет общее руководство деятельностью Банка, за исключением решения вопросов, отнесенных Уставом Банка к компетенции общего собрания акционеров.

К компетенции Наблюдательного совета Банка относятся следующие вопросы:

- определение приоритетных направлений деятельности Банка;

- созыв годового и внеочередного Общих собраний акционеров;

- утверждение повестки дня Общего собрания акционеров;

- определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в Общем собрании акционеров, и другие вопросы связанные с подготовкой и проведением Общего собрания акционеров;

- увеличение уставного капитала Банка путем размещения дополнительных акций за счет имущества Банка в пределах количества объявленных акций, установленных Уставом Банка;

- увеличение уставного капитала Банка путем размещения дополнительных акций по открытой подписке в пределах количества объявленных акций, если количество дополнительно размещаемых акций составляет не более 25 процентов ранее размещенных Банком обыкновенных акций. Если при принятии решения единогласие не достигнуто, Наблюдательный совет Банка выносит этот вопрос на рассмотрение Общего собрания акционеров;

- размещение облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральным законом;

- размещение посредством открытой подписки облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющие не более 25 процентов ранее размещенных Банком обыкновенных акций;

- приобретение размещенных Банком акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральным законом;

- по представлению Президента, Председателя Правления Банка назначение членов Правления, заместителей Председателя Правления и досрочное прекращение их полномочий;

- рекомендации по размеру дивиденда по акциям;

- утверждение внутренних документов Банка, включая положение о Службе внутреннего контроля, положение о резервном фонде, средствах на выплату дивидендов и нераспределенной прибыли, других внутренних документов Банка, указанных в Уставе и Положении о Наблюдательном совете Банка;

- открытие и закрытие филиалов, открытие представительств Банка и внесение в Устав Банка изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств Банка и их ликвидацией;

- одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных федеральным законом;

- одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных федеральным законом;

- определение порядка совершения сделок со связанными лицами;

- утверждение регистратора Банка и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;

- создание при необходимости комитетов Наблюдательного совета Банка по отдельным вопросам деятельности Банка; утверждение положений о комитетах Наблюдательного совета;

- утверждение на основании предложений руководителя Службы внутреннего контроля Банка годовых и квартальных планов проверок Службы внутреннего контроля Банка, отчетов Службы внутреннего контроля Банка о выполнении планов проверок Банка; рассмотрение отчетов Службы внутреннего контроля Банка о результатах проверок Банка;

- периодическое заслушивание отчетов Президента, Председателя Правления Банка о деятельности Банка;

- утверждение условий договоров между Банком и Президентом, Председателем Правления, членами Правления Банка, в том числе определение размеров выплачиваемых им вознаграждений и компенсаций;

Органами управления Банка России являются Национальный банковский совет, Председатель и Совет директоров.

Национальный банковский совет.

В состав НБС входят 12 человек. Двое его членов направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав НБС входит также Председатель Банка России.

Отзыв членов НБС осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав НБС.

Деятельностью НБС руководит Председатель НБС, который избирается членами НБС из их числа большинством голосов от общего числа членов НБС.

Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал.

В компетенцию НБС входит:

1) рассмотрение годового отчета Банка России;

2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:

Общего объема расходов на содержание служащих Банка России;

Общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;

Общего объема капитальных вложений;

Общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

3) утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;

4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ;

5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:

Реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

Банковского регулирования и банковского надзора;

Реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;

Организации системы расчетов в Российской Федерации;

Исполнения сметы расходов Банка России;

Подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;

9) определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;

10) утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

11) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

12) утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в его распоряжении;

13) утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание его служащих, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Председатель Банка России.

Председатель Банка России является единоличным органом управления Банка России. Он назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на эту должность представляет Президент РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Государственная Дума по представлению Президента РФ вправе освободить от должности Председателя Банка России. Основаниями освобождения его от должности согласно ст. 14 Закона о Банке России являются:

Истечение срока полномочий;

Невозможность исполнения служебных обязанностей, подтвержденная заключением государственной медицинской комиссии;

Подача личного заявления об отставке;

Совершение уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

Нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

В соответствии со ст. 20 Закона о Банке России Председатель Банка России наделен следующими полномочиями:

1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;

2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;

3) подписывает нормативные акты Банка России, решения и протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России, и вправе делегировать право подписания нормативных актов Банка России лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров;

4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

5) вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;

6) подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;

7) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

8) обеспечивает реализацию функций Банка России в соответствии с Законом о Банке России и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению Банка России, за исключением тех, по которым согласно указанному закону решения принимаются Национальным банковским советом или Советом директоров.

Председатель Банка России не вправе:

1) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, законодательством РФ, межбанковским соглашением, или случаев участия Банка России в капиталах и деятельности организаций в соответствии с Законом о Банке России;

2) совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ, законодательством РФ или межбанковским соглашением.

Совет директоров Банка России.

Совет директоров Банка России является коллегиальным органом управления Банка России. В его состав входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, которые работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.

В случае истечения срока полномочий члены Совета директоров освобождаются от должности Председателем Банка России, до истечения срока полномочий – Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.

Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства РФ, не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. На его заседаниях председательствует Председатель Банка России, а в случае его отсутствия – лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа его членов, присутствующих на заседании, при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего.

Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.

Основные функции Совета директоров закреплены в ст. 18 Закона о Банке России. Совет директоров:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную Думу, обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по его годовой финансовой отчетности и заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России;

3) утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики Российской Федерации и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу;

4) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года:

Общий объем расходов на содержание служащих Банка России;

Общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование его служащих;

Общий объем капитальных вложений Банка России;

Общий объем его прочих административно-хозяйственных расходов;

5) рассматривает и при необходимости представляет в НБС на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения по дополнительным расходам по указанным в предыдущем пункте направлениям;

6) утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных НБС общих объемов расходов Банка России, не позднее 31 декабря предшествующего года;

7) утверждает смету дополнительных расходов Банка России после утверждения НБС дополнительных объемов расходов Банка России;

8) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя и других служащих Банка России;

9) принимает решения:

О создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;

Об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

О величине резервных требований;

Об изменении процентных ставок Банка России;

Об определении лимитов операций на открытом рынке;

Об участии в международных организациях;

Об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

О купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);

О применении прямых количественных ограничений;

О выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца;

О порядке формирования резервов кредитными организациями;

Об осуществлении выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

О размещении облигаций Банка России;

10) вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России;

11) утверждает порядок работы Совета директоров;

12) представляет в НБС для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России;

13) утверждает структуру Банка России, положения о его структурных подразделениях и учреждениях, уставы его организаций, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России;

14) определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;

15) утверждает перечень должностей служащих Банка России;

16) устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы РФ, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ, за исключением Банка России;

17) готовит и представляет в НБС на утверждение:

Предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

Предложения по порядку формирования провизии Банка России и порядку распределения прибыли Банка России, остающейся в его распоряжении;

Отчет о расходах Банка России на содержание его служащих, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды;

17.1) утверждает решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России;

18) выполняет иные функции, отнесенные Законом о Банке России к ведению Совета директоров.

Функции центрального банка РФ

Монопольное право на денежную эмиссию, обеспечение устойчивости российского рубля, лицензирование банков и их закрытие — все это только малая часть важнейших функций, возложенных на Центральный банк РФ (называемый также Центробанк или Банк России). Что это за регулятор банковской системы, ставший с 2013 года и мегарегулятором всего финансового сектора — какова его структура и чем может быть полезен Банк России не только экономике страны, но и отдельным гражданам? Будем разбираться ниже.

Цели и функции ЦБ

Центральный банк РФ, сокращенно ЦБ — это главный финансовый регулятор России, совместно с федеральным правительством разрабатывающий и осуществляющий денежно-кредитную политику государства, а также сосредотачивающий в одном гос. органе надзорные, карательные и регулирующие функции в отношении банковского и в целом финансового сектора национальной экономики.

Регулирующий в настоящее время деятельность Банка России закон 86-ФЗ от 10 июля 2002 года определяет следующие цели Центробанка:

  1. защита национальной валюты и обеспечение ее устойчивости
  2. развитие платежной системы РФ и забота о ее стабильности
  3. укрепление и развитие российской банковской системы
  4. развитие финансового рынка страны и опять же обеспечение его стабильности

Важно: в законе указано, что получение прибыли в цели Банка России не входит. Тем не менее ЦБ РФ способен извлекать прибыль — возможны операции Банка России со следующими контрагентами:

  • российскими и зарубежными кредитными организациями
  • центробанками других государств
  • Правительством РФ
  • органами федеральной власти и местного самоуправления, организациями и фондами с гос. участием, предоставляя банковские услуги гос. структурам

Частных лиц и коммерческие организации ЦБ не обслуживает. При этом в 2010-2015 годах 75% прибыли Центробанка перечислялось в федеральный бюджет, в 2015-м — помимо того 15% Внешэкономбанку, с 2016 года — 90% в федеральную казну. Функции ЦБ имеют длинный перечень, назовем основные:

  • разрабатывает и проводит совместно с российским правительством государственную денежно-кредитную политику, направленную на стабильное функционирование и развитие финансового рынка страны
  • организует денежное обращение, эмитирует (выпускает) наличные деньги
  • управляет собственными золотовалютными резервами
  • организует систему гос. поддержки и рефинансирования кредитных организаций
  • осуществляет надзор за деятельностью банковских, микрофинансовых и страховых организаций, кредитных потребительских (включая сельскохозяйственные) и жилищных накопительных кооперативов, ломбардов, брокерских компаний, пенсионных фондов
  • устанавливает правила проведения расчетов и банковских операций, а также порядок бухгалтерского учета в РФ
  • занимается регулированием валюты, определяет и публикует официальные валютные курсы

Изменения в федеральном законодательстве, принятые в 2017 году, расширили права Банка России, позволив регулятору также проводить санацию банков без участия Агентства по страхованию вкладов. ЦБ получил право вливания в санируемые фин. организации средств из Фонда консолидации банковского сектора, а также право назначения в состав временной администрации специалистов Управляющей компании ФКБС.


Регулятор не только лицензирует, санирует и лишает лицензий кредитные организации. Официальный сайт Банка России содержит список банков, которым предоставлено право оказывать финансово-кредитные услуги, в том числе онлайн.

Составляет Банк России и список надежных банков, к которым относят системно значимые, поскольку их регулятор не закрывает даже при огромной недостаточности капитала. В этом случае проводится санация. При этом рейтингов кредитных организаций ЦБ РФ не формирует, их составляют независимые эксперты на основе данных с его сайта. Как видно, функции ЦБ весьма разнообразны.

История Центробанка РФ и его особый статус

Первая гос. структура, выполнявшая функции Центробанка, возникла в России в 1860 году, получив наименование Государственный банк Российской империи. Он был важнейшим инструментом реализации экономической политики правительства в финансовой сфере, кредитовавшим промышленность и торговлю, а также руководившим банковскими операциями, которые производились примерно в 800 казначействах.

Новейшая история Банка России началась с его учреждения 13 июля 1990 года под наименованием Государственный банк РСФСР. После распада Советского Союза и упразднения Госбанка СССР Центральный банк РСФСР (Банк России) принял все его активы, пассивы и имущество на территории РФ, а вскоре получил и нынешнее название.

Финансовым мегарегулятором российский Центробанк стал 1 сентября 2013 года, после упразднения и интеграции в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и ряда других надзорных органов.

В нынешнее время ЦБ РФ — не государственный банк России. Согласно ст. 75 Основного закона и положениям вышеупомянутого 86-ФЗ регулятор выполняет свои функции независимо от федеральных и других органов власти. Государство и Центробанк не отвечают по обязательствам каждой из сторон.

Структура Банка России

  • центральный аппарат с 27 департаментами и управлениями
  • главные управления в столицах федеральных округов и подчиненные им отделения в субъектах федерации
  • Российское объединение инкассации
  • расчетно-кассовые центры
  • подразделения безопасности
  • другие организации и подразделения

С марта 2017 года действует также первое зарубежное представительство Банка России, открывшееся в Китайской Народной Республике.

Количество работников ЦБ РФ, превышающее 50 тысяч, критикам регулятора представляется чрезмерным — особенно если сравнивать с Федеральным резервом США, где трудится менее 20 тыс. лиц. Однако в декабре 2017 года Банк России объявил конкурс по поиску поставщика услуг аутплейсмента в связи с постепенным высвобождением в течение ближайших трех лет более 5 тысяч сотрудников, включая руководителей региональных отделений (аутплейсментом называется помощь уволенным специалистам в трудоустройстве). Упрощенная структура Банка России:

Структура Банка России

Денежно-кредитная политика ЦБ

Методы денежно-кредитной политики Банка России, равно как и инструменты, которые вправе применять регулятор, выписаны в упомянутом 86-ом законе:

  1. установление ключевой ставки и других процентных ставок по операциям Центробанка;
  2. требования к нормативам обязательных резервов банковских организаций;
  3. валютные интервенции;
  4. рефинансирование банков;
  5. операции с государственными ценными бумагами в процессе обслуживания госдолга;
  6. операции на открытом рынке;
  7. кредиты правительству;
  8. эмиссия облигаций Банка России и др.

В ноябре 2014 года регулятор принял довольно неожиданное решение перейти от фиксированного курса российской валюты к менее предсказуемому плавающему. Это означало отказ от валютных интервенций — и уже через месяц рубль пережил крупнейшую с 1998 года девальвацию. Правда, в последующие месяцы курс стабилизировался, а в 2016 году рубль и вовсе пережил самое сильное годовое укрепление к доллару (около 16%) за всю рыночную историю.

Важнейшим показателем денежной политики является не только международный курс национальной валюты, но и значение ключевой (процентной) ставки. Ключевая ставка фактически представляет процент, под который центробанк любой страны кредитует банки-резиденты. Чем ниже базовая ставка, тем меньше проценты по займам физическим и юридическим лицам в кредитных организациях, дешевле ипотечные кредиты. Однако снижение процентных ставок по всем видам кредитов приводит и к падению доходности депозитных вкладов.

ключевая ставка с 2000 года

Банк России как мегарегулятор

Полномочия мегарегулятора — единого гос. органа, в котором сосредоточены функции надзора и регулирования за всеми организациями и предприятиями финансового сектора страны — Центробанк РФ обрел с принятием 23 июля 2013 года и вступлением в силу закона №251-ФЗ, внесшего изменения в более 40 правовых актов.

Функции ФСФР 1 сентября 2013 перешли к Службе Банка России по финансовым рынкам, руководителем которой стал первый зам. председателя ЦБ Сергей Швецов.

Институт мегарегулятора впервые возник в 1998 году в Великобритании под названием Financial Supervision Authority (Агентство финансового надзора). В настоящее время мегарегуляторы надзирают за всеми участниками финансового сектора в 161 стране, в их число входят Германия, Швейцария, Канада, Саудовская Аравия.

Так что идея видимо пришла оттуда. Как высказывалась председатель Банка России Эльвира Набиуллина, регулирование финансовых институтов по состоянию на сентябрь 2013-го уступало надзору за банковской системой и требовало разработки новых инструментов влияния. Высказывание, требующее конкретизации — скажем, число банкротств фондовых брокеров с 2000 года было в десятки раз меньше, чем банков, а злоупотребления с паевыми фондами никак не сравнить с манипуляцией депозитами и забалансовыми вкладами.

Финансовые активы компании

В новой роли мегарегулятора Банк России должен был контролировать финансовые организации на трех уровнях — акционеров, вознаграждений сотрудникам и рисков, обретя право устранять держателей акций из состава совладельцев, корректировать нормативы ЦБ РФ для ненадежных банков и пересматривать неадекватно высокие премиальные банкиров.

Тем не менее в 2014 последовали международные санкции, которые лишили часть банков возможности кредитоваться за рубежом — а после девальвации рубля в конце того же года долговая валютная нагрузка на них резко возросла. Пошла вниз и цена на нефть — все это привело к резкому увеличению числа банкротств банков в 2014-16 годы:


В 2016 году это число и вовсе впервые перевалило за сотню. Очевидно, что мегарегулятор оказался крайне неэффективен в осуществлении глобального надзора, не успевая вовремя реагировать на грубейшие нарушения и противозаконные действия менеджмента банков — а в ряде случаев наоборот отзывал лицензии у кредитных организаций за мелкие проступки.

Примером можно назвать временный отзыв лицензии у компании Finex (единственная, представляющая российские биржевые фонды ETF), о чем я писал здесь. Причиной оказалась то ли неправильная форма отчетности, то ли ошибка в ней — а в результате едва не была запрещена деятельность компании, которая предлагает инвесторам минимальные комиссии на индексные фонды внутри Московской биржи.

⚡ При этом наиболее громкие события в банковской сфере случились в уходящем 2017 году, когда Центробанк был вынужден санировать сразу два банка из ТОП-10 — Открытие и Промсвязьбанк. Еще одним крупнейшим представителем, лишь немного недотянувшим до ТОП-10 и подлежащим санации, стал Бинбанк. Причем на санацию только Открытия уйдет не менее 1 трлн. рублей — хотя обладатели стандартных депозитов не пострадали, держатели еврооблигаций банка лишились 1 млрд. долларов.

Более лояльные к власти эксперты утверждали, что в условиях западных санкций Банк России добился существенного уменьшения оттока капитала из страны — более чем на $100 млрд в год по результатам 2014-2015 гг. Они писали, что регулятор закрывал организации, занимавшиеся сомнительными операциями, а параллельно правоохранительные органы выявляли и пресекали преступления в сфере экономики, причиняющие ущерб государству.

Примеры есть: были взяты под стражу либо арестованы заочно глава Банка Москвы Андрей Бородин, руководитель Мастер-банка Борис Булочник, топ-менеджер ВЭБа Ильгиз Валитов, а счета и имущество бежавших за рубеж благодаря властям зарубежных стран были заморожены. Но вряд ли для кого-то секрет избирательное отношение власти к тем, к кому следует применять закон, а к кому нет.

Выводы

Оценивая последние годы деятельности Центробанка можно сказать, что на сегодня он справился с задачей понижения инфляции, но оказался крайне неэффективен в сфере банковского контроля — с того момента, как сделался мегарегулятором. Санация сразу двух крупнейших банков из первой десятки с разницей в три месяца — если это не кризис управления с одной стороны и контроля с другой, то что тогда называть кризисом? А ведь на очереди могут быть пенсионные фонды.

С другой стороны, высокое число банкротств банков, очищающее сектор, не может повторяться каждый год и должно пойти на спад. На падение рубля в декабре 2014 и роли Центробанка в этом можно смотреть по-разному — время покажет, сумеет ли регулятор учесть свои прошлые ошибки и улучшить надзорную деятельность.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) принимает решения: о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных организациях; об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о применении прямых количественных ограничений; о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег; о порядке формирования резервов кредитными организациями;

6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;

7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

4. Цели, задачи и функции деятельности ЦБ РФ

Основными целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные; Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Теперь рассмотрим подробнее те основные четыре функции ЦБ РФ, которые выполняют и Центральные Банки других стран.

Читайте также: