Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности рф доклад

Обновлено: 04.07.2024

Проблема обеспечения ядерной и радиационной безопасности актуальна для Российской Федерации. Загрязнение окружающей среды техногенными радионуклидами на территории нашей страны обусловлено атмосферными ядерными взрывами, проводившимися в 1949–1963 гг. в процессе испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 г., радиационная аварией в 1957 г. на ПО “Маяк” в Челябинской области.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие ядерной и радиационной безопасности
Глава 2. Законодательство о ядерной и радиационной безопасности и ответственность за его нарушение
Глава 3. Система правовых мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Государственный контроль за соблюдением норм и правил ядерной и радиационной безопасности
Заключение
Список источников и литературы

Содержимое работы - 1 файл

Экология Реферат.docx

  1. Водный кодекс Российской Федерации (от 16.11.1995 № 167-ФЗ). С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (от 13.06.1996 № 63-ФЗ). С последующими изменениями и дополнениями //СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  3. Лесной кодекс Российской Федерации (от 29.01.1997 № 22-ФЗ). С последующими изменениями и дополнениями //СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации (от 25.10.2001 № 136-ФЗ). С последующими изменениями и дополнениями //СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30.12.2001 № 195-ФЗ). С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30.12.2001 № 197-ФЗ). С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.

Акты Президента Российской Федерации

Акты Правительства Российской Федерации

Акты федеральных органов исполнительной власти

Законодательные акты субъектов

органов местного самоуправления

6 См.: Рекомендацию № 114 Международной организации труда о защите трудящихся от ионизирующей радиации (Женева, 1960 г.)

9 Шевцов М.Н. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о ядерной и радиационной безопасности: автореф. дис. . канд. юрид. наук / Шевцов Максим Николаевич. – Москва – 2006.


С началом нового тысячелетия Россия вступила в новый этап инновационного развития ядерной энергетики и атомной отрасли в целом - во второй государственный атомный проект.
Законодательной базой для реализации второго атомного проекта являются федеральные законы, принятые по инициативе Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и реформировавшие атомную отрасль для достижения целей ее интенсивного развития:

Конкретные задачи и пути их решения при реализации второго государственного атомного проекта определены политическими решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации:

  • отсутствует выброс продуктов сгорания
  • отсутствует сжигание кислорода
  • отсутствует вклад в парниковый эффект
  • отсутствует зависимость от транспортировки топлива
  • возможность повторного использования ядерного топлива
  • высокая единичная мощность
  • низкая себестоимость энергии, особенно тепловой
  • возможность размещения в регионах, бедных энергетическими ресурсами.

Ренессанс мировой ядерной энергетики имеет глобальные объективные причины, заключающиеся в совпадении коренных интересов роста энерговооруженности человечества и решения экологических проблем промышленного развития, включая проблемы изменения климата, сохранения кислородного баланса, ослабления зависимости от сырьевых источников энергии и их сбережения для иных способов использования, кроме теплового сжигания.

На современном этапе ядерная энергетика должна стать универсальным средством, которое сможет удовлетворить растущие потребности не только промышленности, но и социально-экономического развития страны, исходя из существующего положения дел и с точки зрения перспектив. Атомный комплекс – одна из немногих высокотехнологичных сфер, которая сохранила свою конкурентоспособность.

Основные направления государственной политики в области использования атомной энергии определяет Президент Российской Федерации. Эти полномочия Президента распространяются на все аспекты и направления государственной политики в этой области - научно-технические, инвестиционные, структурные, а также на обеспечение безопасного использования атомной энергии.

Концептуальным документом, определившим на федеральном уровне цели, приоритетные направления, основные принципы и задачи государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации, являются Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 4 декабря 2003 года (далее - Основы).

Реализация положений Основ осуществляется посредством следующих основных инструментариев (рис. 1):

  • плана мероприятий по реализации Основ, утверждаемого Правительством Российской Федерации;
  • федеральных целевых программ, направленных на решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
  • иных программно-целевых средств и методов, включая совершенствование нормативной правовой базы и структуры государственного управления и государственного регулирования в области использования атомной энергии.

В Основах выделены приоритетные направления, на которых необходимо обеспечить концентрацию усилий и ресурсов. К ним, в частности, относятся:

  • совершенствование государственного управления и координации работ в области ядерной и радиационной безопасности, в первую очередь государственной системы обеспечения радиационной безопасности Российской Федерации, осуществляемое с учетом международной практики;
  • совершенствование государственного регулирования в области использования атомной энергии, включая повышение эффективности лицензионной деятельности и экспертиз безопасности в этой области.



Рисунок 1.

В атомной отрасли жестко действует примат безопасности, обеспечение которой является обязательным условием осуществления любого вида деятельности (рис. 2).



Рисунок 2.

Особенностью атомной отрасли является необходимость обеспечения ЯРБ, как уникальных и специфических видов безопасности, присущих только использованию атомной энергии.

Атомная отрасль является единственной, где в полной мере действует система государственного управления использованием атомной энергии и система государственных гарантий безопасности.

Ядерно и радиационно опасную деятельность осуществляют эксплуатирующие организации, признанные органом государственного управления. Статус и ответственность таких организаций установлена законодательно.

Кроме того, этой отрасли присуща специфическая для ядерных объектов культура безопасности, высокий профессионализм и чувство ответственности работников.

В рамках системы государственного управления обеспечение ЯРБ атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, защита персонала и населения от ядерной и радиационной опасности достигается совокупностью взаимосвязанных мер нормативно-правового, организационного, методического, экономического, конструктивно-технологического и иного характера.

В системе государственного управления ядерной и радиационной безопасностью насчитывается несколько десятков организационно-технических систем, реализующих такого рода меры.

Укрупняя, можно выделить следующие основные системы обеспечения ЯРБ (рис. 3):

  • надзор, контроль, сбор и анализ информации;
  • мониторинг (АСКРО, АСМЯРОГ, АСБТ);
  • управление охраной труда;
  • подготовка, переподготовка и проверка знаний работников;
  • управление ФЦП;
  • учет и контроль ЯМ, РВ и РАО;
  • обеспечение физзащиты;
  • лицензирование;
  • функции органа госуправления в отношении эксплуатирующих организаций;
  • Государственный компетентный орган;
  • сертификация;
  • предупреждение и ликвидация ЧС;
  • конвенциональные обязательства.



Рисунок 3.

Область обеспечения ЯРБ подразделяется на ряд сегментов, относящихся к различным видам и стадиям жизненного цикла объектов использования атомной энергии.
К первому из таких сегментов относится обеспечение эксплуатационной безопасности действующих объектов. Этот сегмент включает:

  • проектирование и сооружение объектов на основе требований безопасности;
  • эксплуатацию объектов, их ремонт и поддержание ресурса в соответствии с технологическими и эксплуатационными документами;
  • обращение с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), образующимися при эксплуатации объектов, до момента их удаления с объектов.

Ко второму сегменту относится обеспечение ЯРБ при выводе объектов из эксплуатации. Этот сегмент включает:

В зависимости от видов и стадий жизненного цикла объектов этот сегмент включает деятельность по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, транспортированию, перевозке, приему, хранению РАО и ОЯТ, захоронению РАО.

Для эффективного и скоординированного функционирования всех перечисленных сегментов обеспечения ЯРБ необходима соответствующая законодательная база. Однако существующее законодательство далеко не в полной мере регулирует обеспечение ЯРБ.

Однако вопросы вывода атомных объектов из эксплуатации, обращения с РАО и ОЯТ изложены в нем рамочно, что недостаточно для практического применения.

Кроме того, установленные этим законом механизмы государственного регулирования безопасности не дифференцированы в зависимости от потенциальной величины и характера контролируемой опасности, как того требуют принципы МАГАТЭ. Именно поэтому возникают непреодолимые трудности с применением норм указанного закона к радиационным источникам.

Поэтому для реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности необходимо разработать федеральные законы, регулирующие обращение с РАО, обращение с ОЯТ и, возможно, вывод ядерных установок из эксплуатации (рис.4).



Рисунок 4.

Однако первоочередным в этом перечне является, безусловно, законопроект об обращении с РАО, так как именно эта деятельность присутствует во всех сегментах обеспечения безопасности, занимая в них существенное, а в ряде случаев - основное место.

Это мнение неоднократно поддерживалось Государственной Думой и Правительством Российской Федерации.



Рисунок 5.

Опыт работы над законопроектом показывает, что правовая схема создания основ единой государственной системы в области обращения с РАО не может быть в полной мере применена к проблемам обращения с отработавшим ядерным топливом и вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Очевидно, что здесь требуются новые подходы и законодательные решения.

Законопроектом определяются следующие основные положения:
- создается единая государственная система обращения с РАО, основными субъектами которой станут орган государственного управления в области обращения с РАО и национальный оператор по обращению с РАО. Также определяется сфера деятельности существующих органов государственного управления и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии в системе обращения с РАО;
- устанавливается обязанность производителей РАО приводить РАО в пригодное для безопасного захоронения состояние и передавать их для захоронения национальному оператору.

Единая государственная система обращения с РАО предусматривает деятельность уполномоченных на это федеральных органов исполнительной власти и организаций, включая:
- орган государственного управления в области обращения с РАО;
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, - органы управления использованием атомной энергии в пределах полномочий по обращению с РАО;
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, - органы государственного регулирования безопасности в пределах полномочий по обращению с РАО;
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью при обращении с РАО, образующимися в результате осуществления видов деятельности, связанных с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
- национального оператора;
- специализированные организации;
- производителей РАО.



Рисунок 6.

Будут исключены чрезмерное бремя на будущие поколения и негативные экологические последствия, связанные с накопленными и не изолированными от окружающей среды РАО, а также созданы механизмы устойчивого финансирования деятельности по обращению с вновь образующимися РАО.

Реализация законопроекта обеспечит формирование условий для развития атомной отрасли Российской Федерации и расширения экспорта российских ядерных технологий.

Этого можно добиться реализацией одного из основных принципов МАГАТЭ – принципа дифференцированного применения методов обеспечения и регулирования безопасности, адекватных степени потенциальной опасности видов деятельности в области использования атомной энергии и соответствующего категорирования объектов использования атомной энергии по степени опасности.

Этот вопрос неоднократно предлагался авторами и обсуждался в Ростехнадзоре, в Минприроды России, на заседаниях круглых столов в Государственной Думе (2008 и 2009 гг.) и был с пониманием воспринят участниками круглых столов и отражён в рекомендациях Государственной Думы.

Предлагается следующая дифференциация видов разрешений на осуществление определённых видов деятельности и категорий организаций (рис. 7).



Рисунок 7.

Указанные предложения в полной мере соответствуют Основам государственной политики, рекомендациям круглых столов Государственной Думы и современным принципам и рекомендациям МАГАТЭ, МКРЗ, НКДАР ООН и международной практике.

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (далее - план).

2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана, представлять ежегодно, до 20 января, в Минздрав России информацию о ходе его выполнения.

3. Минздраву России представлять ежегодно, до 1 марта, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана с учетом информации, указанной в пункте 2 настоящего распоряжения.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в реализации плана.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 28 августа 2019 г. № 1906-р

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙпо реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу1

(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 460-р)

Наименование мероприятия

Вид документа

Ответственные исполнители

Срок исполнения

I. Совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения химической и биологической безопасности

2019 год

2021 год

(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 460-р)

Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии

Нагойскому протоколу регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии

Нагойско-Куала-Лумпурскому дополнительному протоколу об ответственности и возмещении за ущерб к Картахенскому протоколу по биобезопасности

проект федерального закона Минздрав России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

Российская академия наук

2023 год

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

Российская академия наук

2019 год

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

Российская академия наук

2022 год

2021 год

Российская академия наук

2020 - 2025 годы

Роспотребнадзор, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

Российская академия наук

2021 - 2025 годы

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

2019 год

2022 год

2020 год

II. Обеспечение отдельных мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности

федеральные органы исполнительной власти,

Российская академия наук

2021 год

(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 460-р)

федеральные органы исполнительной власти

2020 год

2020 год

Минздрав России, Минпромторг России, Минсельхоз России, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, ФМБА России

ежегодно,

до 15 декабря, начиная

с 2019 года

ФСБ России, Минпромторг России

ежегодно,

до 15 декабря, начиная

с 2019 года

федеральные органы исполнительной власти

2020 год

2021 год

1 Реализация плана мероприятий будет осуществляться заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на выполнение установленных функций.

2 План-график подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм федерального закона "О биологической безопасности Российской Федерации", будет подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке после принятия указанного федерального закона.

3 План-график подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм федерального закона "О химической безопасности Российской Федерации", будет подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке после принятия указанного федерального закона.


МОСКВА, 15 октября. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин утвердил Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности до 2025 года и на дальнейшую перспективу. Соответствующий указ главы государства опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Оружие судного дня: какого размера

Документ предписывает правительству России обеспечить реализацию Основ и утвердить соответствующий план мероприятий в трехмесячный срок. Предыдущая редакция Основ, принятая в 2012 году, признана утратившей силу.

Соответствующий документ был подписан 13 октября.

Государственная политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ представляет совокупность скоординированных и объединенных общим замыслом политических, экономических, инженерно-технических, социальных, правовых, информационных и иных мер в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях.

Тенденции в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности обусловлены такими факторами как возрастание роли атомной энергетики и ядерных технологий в обеспечении устойчивого развития РФ и реализации ее национальных интересов, создания более совершенных и безопасных ядерных технологий, установок и оборудования, повышение устойчивости проектируемых и эксплуатируемых объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, повышение национальных и международных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности и охраны окружающей среды, развитие внешнеэкономической деятельности РФ в области использования атомной энергии, в том числе увеличение объема обязательств по предоставлению иностранным государствам услуг в этой области, включая переработку ядерного топлива, возрастание роли общественности в принятии решений в области использования атомной энергии.

Читайте также: