Основные внешние функции российского государства доклад

Обновлено: 06.05.2024

Глубокие преобразования всей системы общественных отношений внутри страны не могли не отразиться на российской внешней политике. Но за последний период неузнаваемо изменилась не только Российская федерация. Другим, более сложным и непредсказуемым стал весь мир.

Основа внешнеполитического курса Российского государства - общепризнанные принципы и нормы международного права. Россия уважает суверенитет, территориальную целостность и независимость других государств и того же требует от них. В рамках этих универсальных принципов наше государство будет защищать свои интересы, и если понадобится, твердо и жестко. Так делает любое уважающее себя государство, особенно когда речь заходит о защите прав человека, его чести и достоинства. См. Кикотя В.Я Теория государства и права. Учебник / Под. ред. проф. Кикотя В. Я., проф. Лазарева В. В.. 3-е перераб. и доп. изд. - М., 2007. - с. 48

Насущные проблемы интеграции в мировую экономику, использования преимуществ международного разделения труда выдвигают в число важнейших функцию торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Реализация ее требует, чтобы меры по либерализации экспорта сопровождались установлением строгого государственного контроля над вывозом из страны стратегически важных сырьевых и энергетических ресурсов и валютного контроля. Цель такого контроля и всей торгово-экономической деятельности государства - не допустить превращение России в сырьевой придаток развитых капиталистических стран. Сегодня жизненно необходимы также самые жесткие санкции против нарушителей, незаконно укрывающих за границей валютные средства. Рассматриваемая функция предполагает не только взаимовыгодную торговлю с другими государствами, но и привлечение иностранных инвестиций в экономику России.

Не теряет актуальности и значения функция поддержания мира, оздоровления международной обстановки. В данном направлении у Российского государства есть четкие приоритеты в международной политике. Важнейший из них - недопущение новой глобальной войны ("холодной" или "горючей"). Именно поэтому Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия массового поражения и новейших военных технологий. Но мы считаем этот принцип обязательным для всех, а не только для России, как полагают некоторые. Российское государство должно положить конец порочной практике односторонних уступок.

Российское государство активно участвует в международных миротворческих акциях по разрешению международных и межнациональных конфликтов. Современный мир нуждается в новом взгляде на глобальные проблемы и цели XXI в. и Россия способна генерировать здесь крупные оригинальные идеи. См. Хлопанюк в. Н., Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под. ред. проф. Стрекозова В.Г. - М.: издательство "Интерстиль", "Омега - Л", 2008.- с. 67

Функция обороны страны также продолжает оставаться в ряду основных, ибо одним из важнейших аспектов укрепления государственности является обеспечение военной безопасности Российской Федерации. Вооруженные Силы и другие войска России предназначены для: защиты суверенитета и территориальной целостности, других жизненно важных интересов государства, в случаях агрессии против него и его союзников; пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия в пределах России, на ее государственных границах, границах других государств в соответствии с договорными обязательствами; проведения операций с целью поддержания мира по решения Совета Безопасности ООН или согласно международным обязательствам России.

Растущая взаимосвязанность всех стран мира обусловливает необходимость сотрудничества Российского государства со всеми государствами планеты в решении мировых, глобальных проблем - борьбы с международной преступностью, предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения благоприятного глобального климата.

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие - получили дальнейшее адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи - возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).

Последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение безопасности страны, благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ - таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период.

Внешние функции -- это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более и более взаимосвязанным.

Внешние функции государства призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различаются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления. См. Марченко М.Н., Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / М.Н. Макарченко - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. - с. 327 - 335

Функции государства различны, порядок их возникновения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которое оно преследует. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых – к возникновению других.

Содержание

Введение
1.Внутренние функции российского государства…………..…………………..6
1.1. Экономическая функция………………………………………………6
1.2. Социальная функция………………………………………………….7
1.3. Функция развития культуры, науки и образования…………………8
1.4. Экологическая функция……………………………………………. 9
1.5. Функция налогообложения и взимания налогов…………………. 9
1.6. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка……………………………………………………………………..10
2.Внешние функции российского государства………………………..……. 11
2.1. Функция обороны…………………………………………………….12
2.2. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка……..12
2.3. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ..13
2.4. Международная охрана окружающей среды……………………….14
Заключение

Работа содержит 1 файл

Функции Российского государства.docx

Министерство образования и науки РФ

Научно-исследовательский институт Томского Государственного Университета

Новосибирский Юридический Институт (филиал)

Кафедра Теории государства и права и международного права

Студент 1 курса группы 22-ОП

Мелихов Илья Иванович

Щербакова Елена Сергеевна

г. Новосибирск, 2012

1.Внутренние функции российского государства…………..…………………..6

1.1. Экономическая функция………………………………………………6

1.3. Функция развития культуры, науки и образования…………………8

1.4. Экологическая функция……………………………………………. 9

1.5. Функция налогообложения и взимания налогов…………………. 9

1.6. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка……………………………………………… ……………………..10

2.Внешние функции российского государства………………………..……. 1 1

2.2. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка……..12

2.3. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ..13

2.4. Международная охрана окружающей среды……………………….14

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства:

  1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего и существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – экономике, политике, охране природы и др.
  2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
  3. Выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
  4. Функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
  5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Функции государства различны, порядок их возникновения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которое оно преследует. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых – к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой либо функции государства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства и не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, внешние – на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга. Более подробно о тех и других я расскажу вам в этом реферате.

В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая, социальная, развития культуры и науки (образования), налогообложения и взимания налогов и сборов, экологическая, охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

1.1. Экономическая функция.

Она заключается в обеспечении нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих конституционных форм собственности. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации создана правовая основа рыночной экономики, экономической свободы человека, партнерских отношений между государством и гражданином.

В отношении особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т.д., государство осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.

Государственная программа по развитию экономики предусматривает так же финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.

Вместе с тем недостаточно внимания уделялось развитию отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства. Как показала практика, оздоровление и последующее реформирование всей хозяйственной и финансовой жизни России непосредственно связано с усилением роли государства, его экономической функции (как это было, например, при президенте Рузвельте – в США, при канцлере Эрхарде – в ФРГ).

1.2. Социальная функция.

Содержание этой функции многозначно: государство признано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимум размера заработной платы, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, людей с ограниченными возможностями и пожилых граждан; устанавливать государственные пенсии, пособия и т.д.

Важные стороны социальной функции государства составляют так же смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, рост безработицы, стабилизация уровня жизни населения.

Однако осуществление данной функции государства еще не отвечает предъявляемым к ней требованиям. В обстановке систематических задержек заработной платы, пенсий, пособий, девальвации рубля и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения. Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, - первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.

1.3. Функция развития культуры, науки и образования.

Содержание этой функции сегодня составляет государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.;

В содержание данной функции входит также: государственная поддержка науки, создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов, меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Имеющиеся в осуществлении этой функции трудности и упущения, к сожалению, связаны в основном с недостаточным выделением средств на развитие культуры, науки и образования из государственного бюджета.

1.4. Экологическая функция.

Эта функция также именуется как функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Объективным факторов, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышению радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла за пределы не только одной страны, но и в глобальном мире, международном масштабе и превратилась в проблему спасения Земли, сохранения человечества.

Основное содержание экологической функции составляет государственное управление координация деятельности охраны окружающей среды, регулирования природопользования. Обеспечения экологической безопасности, улучшения качества окружающей среды.

С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязанность перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

1.5. Функция налогообложения и взимания налогов.

Это направление деятельности государства охватывалось ранее более общей, хозяйственно-организаторской функцией.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных функций государства. Ее содержание составляют: формирование и содержание казны государства, пополнение казны, за счет всех видов налогов.

Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целесообразнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующее воздействие на экономику.

1.6. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связанных между собой компонентов содержания этой триединой функции.

Конституция Российской Федерации (ст.2) признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие разносторонних прав и свобод граждан должны составлять смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. К сожалению, это конституционное требование пока еще должным образом не выполняется.

В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений. Обеспечение неотвратимости наказания за преступление независимо от того, кем оно совершено, не только святая обязанность, но и служебная функция органов правопорядка и их должностных лиц.

Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. По сферам деятельности делятся на внешние и внутренние функции.

Признаки функций государства

  • в функциях государства отражаются основные цели и задачи, стоящие перед государством;
  • в функциях государства непосредственно выражается и конкретизируется сущность государства, его социальное назначение;
  • выполнение государством своих функций есть решение стоящих перед ним задач по управлению обществом;
  • функции государства носят конкретно-исторический характер и изменяются в процессе развития государства и общества;
  • государство реализует свои функции в присущих только ему специфических формах и посредством характерных только для него методов.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Факторы, влияющие на функции государства

Деление общества на классы. В обществе с ярко выраженной классовой дифференциацией, государство выступает в роли политической организации правящего класса и обслуживает, прежде всего, интересы этих классов и групп, одновременно прибегая к насилию своих классовых противников.

В процессе развития общества взаимоотношения между классами менялись, менялась и социальная политика государства, в результате чего выработалась общесоциальная деятельность государства. В такой деятельности заинтересованы все без исключения классы и группы населения. В сферу общесоциальной деятельности входят национальная безопасность, поддержание общественного правопорядка, борьба с преступностью, борьба со стихийными бедствиями и катастрофами и пр.

Данная деятельность направлена на обеспечение устойчивости социальных отношений и связей внутри общества, на формирование целостного и неделимого коллектива на базе общих ценностей и интересов;

Демократическая составляющая политики государства. Данный фактор определяет степень заинтересованности государства в человеке, в соблюдении его прав и предоставлении ему свобод;

Национальные факторы. Особенно актуальна роль данного фактора в многонациональных странах, к числу которых относится Российская Федерация. В нашем мире практически невозможно встретить мононациональное государство. В связи с этим странам необходимо проводить меры, направленные на согласование национальных интересов, учитывать национальный фактор в реализуемой политике, выявлять источники обострения национальных конфликтов и использовать правовые методы их урегулирования;

Научно-технический прогресс. Данный фактор имеет двойственное воздействие на деятельность государства. С одной стороны, прогресс в науке и технике способствует тому, что государство покровительствует развитию данной сферы. С другой стороны, государство должно сдерживать негативные последствия от использования научных изобретений посредством права. Например, изучение атома способствовало развитию атомной инженерии, но, одновременно, мировое сообщество ограничивает или запрещает создание и применение ядерного оружия;

Экологический фактор. Каждое государство обязано обеспечить защиту прав человека на жизнь в безопасной и благоприятной среде. В развитых странах в условиях научно-технического прогресса вопросы экологии является одними из приоритетных;

Фактор информатизации. Развитие информационных процессов диктует само общество. Человеку необходимо знать о происходящем не только в его стране, но и за ее пределами. В связи с этим государство призвано возможность для реализации свободы информации и ее равную доступность каждому;

Международная обстановка. В последние десятилетия международные связи, международное сотрудничество все больше влияет на политику государств. международный баланс сил, появление новых сверхдержав, международные торговые соглашения, все это не может не отражаться на внутренней и внешней деятельности государства.

Классификация функций государства

По продолжительности действия

  • постоянные функции – функции, которые выполняются в течение длительного времени и осуществляются на всех стадиях развития государства (например, экономическая);
  • временные функции – функции, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, носящей чрезвычайный характер (например, функция оказания помощи региону, пострадавшему в результате какого-либо стихийного бедствия, функция государственного регулирования цен в условиях сложного экономического положения.

По значимости

  • главные функции – функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (например, экономическая, социальная, экологическая функции);
  • производные (второстепенные) функции – функции, имеющие вспомогательную природу по отношению к главным (например, функция финансового контроля является вспомогательной по отношению к экономической и социальной функциям).

В зависимости от принципа разделения властей

  • законодательная,
  • исполнительная,
  • судебная,
  • контрольно-надзорная.

По сферам деятельности государства

  • внутренние функции – функции, характеризующие цели и задачи государства внутри страны (политическая, социальная функции, функция налогообложения и пр.);
  • внешние функции – функции, раскрывающие специфику интересов государства на международной арене (поддержание мирового порядка, международное сотрудничество, оборона страны).

Последнюю группу функций государства стоит рассмотреть более подробно, чтобы получить полную и наглядную картину целей, задач и социального назначения государства.

Итак, в деятельности любого государства можно выделит следующие основные внутренние и внешние функции.

Внутренние функции государства

  • экономическая функция обеспечивает нормальное функционирование и развитие экономики, в том числе посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и т.д.;
  • социальная функция призвана охранять права и свободы населения, осуществлять меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддерживать необходимый уровень жизни населения, обеспечивать надлежащие условия труда, его оплату др.;
  • политическая функция (функция безопасности) состоит в обеспечении государственной и общественной безопасности, социальном и национальном согласии, подавлении сопротивления противоборствующих социальных сил, охране суверенитета страны от внешних посягательств и т.д.;
  • идеологическая функция призвана поддерживать определенную идеологию, в частности религию, образование, науку, культуру и пр.;
  • экологическая функция имеет своей целью охрану окружающей среды, сохранение благоприятных окружающих условий для человека.

Внешние функции государства

  • функция обороны страны связана с необходимостью поддержание независимости государства на международной арене и защиты своих граждан;
  • функция обеспечение мира и поддержания мирового порядка состоит в проведении активных мер по укреплению международного сотрудничества, созданию миротворческих сил, борьбе с международной преступностью и пр.;
  • функция внешних сношений с другими государствами направлена на повышение и укрепление взаимосвязей между государствами в различных сферах общественной деятельности;
  • функция интеграции в мировое экономическое сообщество обеспечивает эффективность экономического взаимодействия государств;
  • функция разрешения глобальных проблем нацелена на разрешение таких общемировых проблем, как демография, энергетика, экология, сырье, посредством заключения мировых соглашений, пактов, договоров о взаимной ответственности государств.

Вывод

Таким образом, функции государства – это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества.

Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может, с одной стороны, стабилизировать развитие общества, оказать созидательное влияние, с другой стороны, усилить его кризисное состояние.

Иными словами, функции государства представляют своего рода механизм воздействия государства на общественные процессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

Функции государства — это главные направления его деятельности, определяющие течение общественных процессов в рамках определенного исторического периода.

Функции отражают назначение и суть государства в обществе, и призваны удовлетворять базовые интересы и потребности граждан. Они определяются в зависимости от задач, актуальных для населения на том или ином этапе развития.

Разновидности функций

Согласно общепринятой классификации, по сферам деятельности государства, его функции делятся на внутренние и внешние.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Внутренние функции нацелены на решение основополагающих задач внутри страны. Их реализация обусловлена содержанием и общественным назначением государства, которое обеспечивает верховенство власти.

Характеристика внешних функций включает в себя характеризуют деятельность государства за границей, раскрывая специфику его интересов на международной арене. Реализация внешних функций делает страну полноправным субъектом международных отношений.

Внутренние и внешние функции государства взаимосвязаны и чаще всего дополняют друг друга.

Внутренние функции

К внутренним функциям государства относятся:

  1. Правопорядок или правоохранительная функция, которая направлена на защиту прав и свобод индивида, прописанных в Конституции. В рамках ее реализации государство гарантирует полное соблюдение законодательства всеми членами общества. За обеспечение закона и правопорядка отвечает система правоохранительных органов: суды, органы внутренних дел и т. д. Защита прав человека — одна из базовых задач развитого государства, так как является основой взаимоотношений со всем мировым сообществом.
  2. Организаторская функция нацелена на упорядочивание всей властной структуры. Государство контролирует соблюдение законов, следит за процессом принятия и исполнения государственных назначений и решений, а также координирует работу всех участников политической системы.
  3. Экономическая функция отвечает за общее развитие экономики, регулируя экономические отношения и процессы посредством налоговой и кредитной политики, распределения ресурсов, формирования стимулов активности и определения санкционных взысканий и ограничений. Во время экономических кризисов и депрессии влияние государства на экономику может возрастать.
  4. Социальная функция направлена на обеспечение благополучия в обществе, основанное на достойных условиях жизни и развитии всех граждан, формирование равных возможностей для достижения необходимых благ. Важную роль играет социальная защита граждан, нуждающихся в материальной поддержке, которая осуществляется через выплату пособий по безработице и помощь неимущим семьям, старикам, инвалидам и т. д. Также в рамках социальной функции обеспечивается права каждого человека на свободу труда, социального страхования, миграции рабочей силы, защиту собственности и т. д.
  5. Экологическая функция пересекается с социальной, так как именно государство обеспечивает экологическое благополучие и безопасность населения. Неконтролируемое пользование природными ресурсами, повсеместное загрязнение окружающей среды и нарушение экологических предписаний требуют постоянного контроля со стороны государства. Для предотвращения экологической катастрофы, государство устанавливает правовой режим природопользования и определяет конкретные меры наказания за нарушения.
  6. Образовательная функция заключается в повышении качества образования и его популяризации. Основной задачей является обеспечение всем гражданам равных условий для получения образования и приобретения профессии.
  7. Культурная функция создает условия для удовлетворения культурных потребностей общества и развития общекультурного уровня граждан. Реализация функции направлена на формирование культурной активности граждан в сферах искусства, творчества и т. д.

Внешние функции

К внешним функциям государства относятся:

  1. Дипломатия представляет собой направленность на благоприятные взаимоотношения со всеми странами, независимо от отличий в интересах и идеологиях. Придерживаясь добрососедских отношениий друг с другом, государства совместно участвуют в важных мероприятиях для поддержания мировой стабильности, занимаются внешней торговлей, создают союзы и т. д.
  2. Национальная безопасность — это оборонная функция государства, призванная защищать границы страны от любой внешней угрозы. В рамках этой функции вооруженные силы стран постоянно находятся в боевой готовности, гарантируя мгновенное отражение ответного удара в случае вторжения вражеских сил.
  3. Мировой порядок обусловлен совместной политической работой разных стран по обеспечению законности на мировом уровне. Это осуществляется путем создания положения международного права, всеобщего отказа от войны и разрешения спорных вопросов посредством переговоров. Главным органом, регулирующим интересы современных государств, является ООН (Организация объединенных наций).
  4. Сотрудничество с другими государствами необходимо для решения проблем мирового значения, таких как эксплуатация природных ресурсов, распространение вирусных заболеваний, предотвращение различных катастроф и т. д. Сотрудничество государств основано на общечеловеческих потребностях и ценностях, учитывает культурные, национальные и другие особенности всех стран-участников международного сообщества.

Примеры основных функций государства

Сущность государственных функций определяется деятельностью государства, его актуальными проблемами и задачами, требованиями современности, внешними угрозами и т. д. Для того, чтобы понять, как реализуются основные функции государства в современном мире, можно обратиться к следующим примерам.

Борьба с демографическим кризисом

Борьба с демографическим кризисом лежит в сфере реализации социальной функции, которая предполагает осуществление специальных мер для преодоления кризиса:

  • единовременные выплаты при рождении ребенка и ежемесячные детские пособия;
  • льготы при покупке ипотечной недвижимости для молодых семей;
  • льготы при кредитовании на жилье многодетным семьям;
  • увеличение пенсионных выплат и т. д.;

Государственная поддержка культуры и науки

Сущность культурной функции, к примеру, предполагает предоставление ученым и деятелям искусства государственной поддержки в развитии их профессиональной деятельности. Помощь государства обычно требуется в следующих сферах:

  • формирование и функционирование программ по сохранению атрибутов национальной культуры;
  • поддержка и мотивация талантов;
  • сохранение и защита исторических памятников;
  • популяризация и расширение высокодуховных ценностей в обществе и т. д.

Борьба с терроризмом

Читайте также: