Читательская грамотность доклад на педсовете презентация

Обновлено: 18.05.2024

Презентация на тему: " Читательская грамотность. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Читательская грамотность – способность человека понимать." — Транскрипт:

2 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) – Центр ОКО (оценки качества образования)

3 Оценка читательской грамотности ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

19 Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Электронные тексты отличаются от печатных во многих отношениях: иные физиологические условия чтения, иной объем текста, доступный читателю в каждый момент чтения, иные связи между частями текста и разными текстами (гипертекстовые связи) иной способ включения читателя в занятие чтением. От читателя электронных текстов, стремящегося выполнить и завершить любую читательскую задачу, требуется гораздо большая самостоятельность в прокладывании собственного пути через тексты.

20 Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Развитый читатель не только умеет читать, но и ценит чтение, активно использует его при решении самых разных задач. Цель обучения – культивировать и мастерство, и стремление к чтению. Речь идет о мотивации чтения, которая включает группу эмоциональных и поведенческих характеристик читателя, таких как интерес, удовольствие от чтения, ощущение свободы выбора круга чтения, разнообразные и частые практики чтения, включенность в социальные отношения.

22 Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. …обозначить в полном объеме ситуации, где без чтения нельзя обойтись. Это ситуации и частной, и общественной жизни; и гражданские, и деловые, и учебные – от формального обучения до пожизненного самообучения. Грамотным людям, к примеру, легче ориентироваться в сложных институтах – медицинских, правовых, банковских. Им легче принимать разумные решения в гражданских выборах, так как читательская грамотность делает человека более критичным и независимым, создавая условия для личной свободы.

23 Цель обучения – культивировать и мастерство, и стремление к чтению. Речь идет о мотивации чтения, которая включает группу эмоциональных и поведенческих характеристик читателя, таких как интерес, удовольствие от чтения, ощущение свободы выбора круга чтения, разнообразные и частые практики чтения, включенность в социальные отношения.

24 Итак, мы располагаем следующими фактами. 1. Российские четвероклассники (по данным Международного мониторинга PIRLS 2001 и 2006 годов) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения. 2. Основное чтение для обучения (прежде всего – обучение по учебникам истории, географии, биологии и пр.) начинается в 5-7 классах. 3. К 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов. На переходе из начальной в основную школу необходимо обеспечить условия перехода от готовности учащихся к чтению для обучения в сформированное читательское умение – чтение для обучения.

26 Оценка читательской грамотности ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ

27 1.Ключевые слова вопроса и содержащегося в тексте ответа практически совпадают. Не требуется значительных синонимических преобразований содержания вопроса и ответа. Иными словами, можно научиться формальным приемам поиска ответа на вопрос (поиск по ключевым словам). В отдельных случаях добытый таким образом ответ на вопрос будет формально правильным, но не свидетельствующим о том, что ученик понял вопрос и сможет разъяснить свой ответ. Первое читательское умение: найти и извлечь информацию из текста Характер вопросов, на которые российские учащиеся ответили лучше сверстников: 2. Чтобы ответить на данный вопрос, не обязательно понимать его смысл (например, понимать значение слов и терминов, использованных в вопросе). Достаточно локализовать место в тексте, где использованы те же ключевые слова, что и в вопросе. 3. Не обязательно понимать тот фрагмент текста, который объективно служит ответом на вопрос. Достаточно его процитировать. 4. Содержащийся в тексте ответ на вопрос расположен компактно, в одном абзаце текста. Для того чтобы ответить на вопрос, не надо извлекать из текста несколько единиц информации, расположенных в разных местах текста.

31 Итак, мы располагаем следующими фактами. 1. Российские четвероклассники (по данным PIRLS 2001 и 2006 годов) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения. 2. Основное чтение для обучения (прежде всего – обучение по учебникам истории, географии, биологии и пр.) начинается в 5-7 классах. 3. К 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов. Логично предположить, что на переходе из начальной в основную школу должны быть обеспечены педагогические условия, превращающиеся готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение молодых людей за порогом школы. Проводился ли анализ текстов школьных учебников: каких? Кем? Когда? По каким критериям?

38 Формы работы с текстом, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

39 Почему ? Проблема: формирование читательской грамотности как универсального учебного умения Данность: не читают. не любят… не хотят…

40 Субъективные причины: … Проблема: формирование читательской грамотности как универсального учебного умения Данность: не читают. не любят… не хотят…

41 Объективные причины: … Проблема: формирование читательской грамотности как универсального учебного умения Данность: не читают. не любят… не хотят…

42 Проблема: формирование читательской грамотности как универсального учебного умения Объективные причины 1-го уровня: Наличие альтернативных источников информации и способов её получения; Отсутствие потребности в чтении, как деятельности способствующей самореализации личности, её социализации; Отсутствие потребности в чтении, как деятельности способствующей решению проблем в ситуациях общественной жизни, бытовых, деловых, учебных и прочих; …

43 Проблема: формирование читательской грамотности как универсального учебного умения Объективные причины 2-го уровня: Отсутствие (?) / наличие (?) в школе систематической работы по формированию потребности в чтении, развитию интереса к чтению; Отсутствие (?) / наличие (?) в семье систематической работы по формированию потребности в чтении, развитию интереса к чтению; … Если не действует один фактор? …два фактора? …никакие факторы.

44 Проблема: формирование читательской грамотности как универсального учебного умения Чтение на уроке: есть ли ему место и время?

46 Проблема: формирование читательской грамотности как универсального учебного умения Виды текстов: учебные, художественные, научные, …? Какие преобладают ?

47 Цель чтения: получение информации для её воспроизведения; получение информации для работы по поиску нового знания; получение инструкции для выполнения задания…? Проблема: формирование читательской грамотности как универсального учебного умения Какие преобладают ?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование читательской грамотностиЧитательская грамотность как о.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Формирование читательской грамотностиЧитательская грамотность как о.

Формирование читательской грамотности
Читательская грамотность как основа успешности учащегося

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в.

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К. Д. Ушинский

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать текст.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читат.

В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
нахождение информации;
интерпретация текста;
рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами: умения, целиком.

Умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами:

умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения
умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя

Уровни читательской грамотностиВысокий уровень читательской грамотности говор.

Уровни читательской грамотности
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения

" Верные или неверные утверждения" Например : тупой угол- это угол, который н.

" Верные или неверные утверждения"

Например :
тупой угол- это угол, который нарисован тупым карандашом;
угол - это геометрическая фигура;
углы бывают остроумные и тупые;
бывает угол прямой;
угол может быть тощим;
острый угол - это угол, который меньше прямого.

" Собери текст" Класс делится на 2 команды : одна начинает.

Класс делится на 2 команды : одна начинает читать по учебнику любую часть правила (любые три слова), а вторая должна быстро отыскать в тексте учебника всю формулировку правила.

" Составление краткой записи задачи" Формируется умение целенаправленно чи.

" Составление краткой записи задачи"
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, и вести обсуждение в группах

Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.

“Шаг за шагом”Это приём интерактивного обучения. Используется для активизации.

“Шаг за шагом”
Это приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

"Чтение с пометками" Учитель дает ученикам задание написать на полях значкам.

"Чтение с пометками"
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v Знакомая информация
+ Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Вывод: Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, об.

Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность

 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Краткое описание документа:

Данная презентация предназначена для учителей начальных классов, в которой можно ознакомиться с приемами формирования читательской грамотности. Читательская грамотность - основа успешности учащегося.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 912 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации показаны примеры по формированию приёмов для формированию читательской грамотности".

Спикер: Сильченко Елена Александровна, учитель начальных классов Высшая квалификационная категория Стаж работы: 17 лет Образование: Московский государственный областной гуманитарный институт Специальность: педагогика и психология Основное направление деятельности: Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках и на внеурочной деятельности

Спикер: Сильченко Елена Александровна,

учитель начальных классов

Высшая квалификационная категория

Стаж работы: 17 лет

Образование: Московский государственный областной гуманитарный институт

Специальность: педагогика и психология

Основное направление деятельности:

Развитие творческого потенциала

обучающихся на уроках

и на внеурочной деятельности

Джордж Карлин (1937 -2008) –

актёр,писатель, сценарист,

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Для формирования читательской грамотности детей необходимо учить: различать свой личный опыт и реальность текста; отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации; перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту; работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

Для формирования читательской

грамотности детей необходимо учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;
  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

– Легко ли давалось письмо Але?

– О каком герое можно сказать, что он злой?

– Будет ли побежден Кляксич?

– Кто поможет победить Кляксича?

– Почему Але тяжело давалось письмо?

– Какие приключения могли бы произойти с героями этой сказки дальше?

1 стадия – вызов.

  • Прочитайте название произведения. Было ли вам когда-нибудь страшно? Попробуйте предположить, о чём будет рассказ.

2 стадия – осмысление.

Текст делится учителем на 4 части.

После каждой части задаются вопросы, направленные на понимание прочитанного.

- Как звали мальчиков?

- Почему они остались дома одни?

- Что они делали, когда остались одни?

3 стадия – рефлексия. - Как называется рассказ, который мы прочитали сегодня? - Кто его автор? - Почему Чарушин назвал рассказ именно так? - Чему учит рассказ? Почему нужно беречь животных? Задания: Составь план рассказа и перескажи от имени Пети. Подбери пословицы к тексту. Творческое задание - подготовь рассказ о жизни ежей.

3 стадия – рефлексия.

- Как называется рассказ, который мы прочитали сегодня?

- Почему Чарушин назвал рассказ именно так?

- Чему учит рассказ?



Характеристика звуков, 1 класс

Характеристика звуков, 1 класс

Это прием для проверки

понимания прочитанного текста.


Земля уже очень давно окружена воздухом. Планету окружает слой прозрачной смеси или атмосфера. Прозрачная смесь окружает все и попадает даже в самые трудные места. Если посмотреть на любой стеклянный сосуд, то на первый взгляд он пустой. Но, если его начать погружать, например, в воду, то можно увидеть, как начнут выходить пузырьки воздуха.

Воздух является очень важной составляющей, которая влияет на жизнь. Если бы не было воздуха, то на Земле ничего бы не было живого. Например, человек, растение, животное, могут прожить без воды определенное время, но без воздуха не могут вообще. Человек без воздуха может продержаться не более 3 минут.

О составе воздуха стало известно сравнительно недавно. Двести лет назад ученые поняли, что воздух — это смесь, состоящая из азота, углекислого газа и кислорода. Например, Марс и Венера так же имеют атмосферу, но из-за того, что она имеет другой состав, на этих планетах ничего живого нет.

Но, выяснилось главное, что в воздухе самым необходимым является кислород. Если в воздухе будет отсутствовать кислород, то организм человека перестанет получать нужную энергию. Например, во время физических нагрузок, человек начинает чаще дышать из-за того, что организм пытается пополнить запас энергии.

Для людей важно, чтоб воздух был чистый и в нем было достаточно кислорода. К сожалению, сегодня в городах это невозможно, воздух загрязнен газами и парами. Так же пагубно влияют на воздух заводы. Лучше всего это прогуливаться в парках и лесах, воздух в таких местах очень чистый. Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Кроме этого и водоросли морей выделяют воздух, поэтому прогуляться по морскому берегу очень полезно.

Творческие приёмы:

Создай рекламную брошюру….

Предложи картинку – иллюстрацию к тексту, не рисуя её, а просто опиши, что там будет словами.

Подбери пословицы, которые наиболее точно подходят по смыслу к данной ситуации.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Читательская грамотность: проблемы, пути решения. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

СИЛА И СЛАБОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … ответ в тексте можно найти по ключевым словам вопроса (они практически совпадают) понимать текст не обязательно, достаточно найти фрагмент и процитировать ответ расположен компактно, в одном абзаце

ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Работа с учебными, научно-популярными, справочными, публицистическими текстами Наличие новых терминов, которые нужно понимать в том числе из контекста Работа с графической информацией, в том числе графиками и диаграммами, фотографиями, схемами опытов, картами, рисунками, сопоставление ее с текстовой информацией Работа с гипотезами, аргументами, границей знания/незнания…

Читайте также: