Доклад об итогах деятельности минобрнауки россии за 2020 год и задачах на 2021 год

Обновлено: 08.07.2024

30 апреля в Москве состоялось расширенное заседание коллегии министерства просвещения Российской Федерации, на котором были представлены основные результаты реализации государственной политики в области образования и результаты деятельности Минпросвещения России в 2020 году, а также поставлены задачи на текущий период. В работе коллегии приняли участие заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова и специалисты аппарата Профсоюза.

Открыла заседание заместитель председателя правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. Она сообщила, что в прошлом году России удалось улучшить свои показатели, касающиеся вхождения в десятку лучших стран мира по качеству общего образования, а также успешно реализовать ряд проектов, связанных с организацией бесплатного горячего питания, строительством школ, развитием системы воспитания, несмотря на сложности, возникшие из-за пандемии коронавирусной инфекции.

Татьяна Голикова подчеркнула, что с сентября по декабрь 2020 года 810 тысяч учителей школ получили доплаты в пять тысяч рублей за классное руководство. Сейчас эта выплата полноценно вошла в обычную жизнь педагогов. С 1 сентября по решению президента такую же выплату будут получать кураторы групп в образовательных организациях среднего профессионального образования - право на такое денежное вознаграждение последовательно и аргументированно отстаивал Общероссийский Профсоюз образования.

Вице-премьер также проинформировала: "Минпросвещения России совместно с экспертами и регионами провело серьёзную работу по новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования. Не так давно рабочая группа, созданная по поручению президента России, одобрила проекты ФГОС и предложила Минпросвещения России провести заключительный этап по их утверждению".

Причём Татьяна Голикова считает: "Те федеральные государственные образовательные стандарты, о которых я сейчас говорю, носят промежуточный характер. Мы должны уже сейчас готовиться к совершенно новому подходу, который должен быть реализован с точки зрения вызовов, стоящих перед системой образования с точки зрения предметных компетенций, которыми должны обладать наши дети".

Она отметила и ещё одну важную тему, которая также находится в поле зрения Общероссийского Профсоюза образования. Речь идёт о современной подготовке учителей, которых готовят не только педагогические вузы, подведоственные Минпросвещения России, но и высшие учебные заведения - Минобрнауки России. "Очень важен порядок взаимодействия между министерством просвещения и министерством науки и высшего образования. Второе: оглашая послание Федеральному собранию президент страны сосредоточил внимание на подготовке учителя, на ближайшие два года он предложил выделить 10 миллиардов рублей на обновление материально-технической базы педагогических вузов. Важно с обновлением базы содержательно изменить и систему подготовки педагогических кадров".

В своём докладе министр просвещения России Сергей Кравцов обозначил приоритетные направления работы министерства во всех сферах образования. В частности, он сказал об особой поддержке сельских школ. 27 тысяч сельских школ до 2024 года будут обеспечены необходимым современным оборудованием для преподавания предметов, особенно естественно-научного цикла.

Говоря о единой системе оплаты труда, Сергей Сергеевич отметил: "Соответствующие предложения мы направили в правительство. Обсуждаем эти вопросы с Общероссийским Профсоюзом образования, с учительским корпусом, а также на заседаниях Всероссийского экспертного педагогического совета, который мы в прошлом году создали. В частности, обсуждали вопрос минимизации бюрократической нагрузки на учителей".

В текущем году Минпросвещения России будет уделять особое внимание повышению образовательных результатов, созданию современной образовательной среды и условий обучения для учащихся и педагогов, развитию системы воспитания и образовательной инфраструктуры в целом.

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал о главных инструментах, которые позволяют получать объективные результаты оценки качества образования, таких как проведение единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов, всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования и международных исследований.

Анзор Музаев сообщил, что 13 мая пройдёт широкомасштабная апробация проведения ЕГЭ по различным предметам, готовности пунктов, системы видеонаблюдения, оборудования, организаторов.

Особое внимание на коллегии уделили вопросу развития системы воспитания в Российской Федерации. Заместитель министра просвещения России Денис Грибов подчеркнул, что это одна из приоритетных задач национального проекта "Образование", которая требует межведомственного взаимодействия. Она предполагает разработку программ воспитания для профессиональных и дошкольных образовательных организаций, а также появление 2500 советников директоров по воспитательной работе и по взаимодействию с детскими общественными объединениями в десяти пилотных субъектах Российской Федерации в рамках федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" национального проекта "Образование".

Состоялось заседания коллегии Министерства науки и высшего образования, на котором обсуждались итоги работы ведомства в 2020 году и задачи на текущий год.

В числе ключевых задач министерства на нынешнем этапе глава Минобрнауки Валерий Фальков отметил укрепление науки и высшей школы в регионах, создание условий выпускникам школ для получения доступного и качественного высшего образования в непосредственной близости от места жительства.

В 2020 году был доработан механизм планирования и распределения контрольных цифр приема на обучение за счет федерального бюджета, при этом усилена роль регионов. Запросы на бюджетные места в первую очередь теперь формируются в субъектах федерации, с учетом потребностей их экономики и социальной сферы, а также исходя из демографической ситуации.

По поручению Президента РФ было существенно увеличено количество бюджетных мест. На 2020/21 учебный год дополнительно установлено 11433 места, при этом приоритет отдавался региональным вузам – они получили 84% дополнительных мест (9,5 тыс. мест). В результате была обеспечена доступность бесплатного высшего образования для 57% выпускников школ. По программам бакалавриата и специалитета вузам установлено 392 185 мест.

В числе мер, расширяющих возможности получения высшего образования, – предоставление образовательного кредита. В 2020 году выдано 12887 образовательных кредитов с государственной поддержкой. Для повышения привлекательности условий предоставления образовательных кредитов в 2020 году снижена ставка для заемщиков до 3 процентов и увеличен период отсрочки их выплаты.

В 2020 году завершена актуализация ФГОС ВО (утверждено 210 стандартов) в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Закончен также Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100).

Он, по словам министра, оказал существенное влияние на развитие российской системы высшего образования и науки.

Минобрнауки продолжало совершенствовать государственную систему аттестации научных кадров высшей квалификации. Расширялась практика применения новой модели научной аттестации – самостоятельного присуждения ученых степеней ведущими научным организациями и вузами. Сегодня новую модель научной аттестации реализуют 30 организаций (5 научных организаций и 25 вузов). Также расширен перечень отраслей науки, в рамках которых эти учреждения имеют право самостоятельного присуждения ученых степеней.

В 2020 году создана и введена в опытную эксплуатацию единая цифровая платформа научного и научно-технического взаимодействия, организации и проведения совместных исследований в удаленном доступе, в том числе с участием зарубежных ученых. Введено в эксплуатацию 13 объектов капитального строительства, в том числе 4 объекта научных учреждений и 9 вузовских.

Читайте также: