История развития внутреннего водного транспорта доклад

Обновлено: 17.05.2024

В статье рассмотрена история развития водного транспорта в России, а также его преимущества по сравнению с другими видами транспорта на разных этапах развития Русского государства.The article describes the history of development of water transport in Russia, as well as its advantages over other modes of transport at different stages of development of the Russian state.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дьяченко Е.В.

Транспортная повседневность: кораблекрушения и безопасность судоходства в Российской империи в XIX - начале XX вв

07.00.00. Исторические науки

E.V. Dyachenko Lecturerin "PubiicLaw" Maritime State University. Kdmirai FF. Ushakov

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрена история развития водного транспорта в России, а также его преимущества по сравнению с другими видами транспорта на разных этапах развития Русского государства.

Annotation. The article describes the history of development of water transport in Russia, as well as its advantages over other modes of transport at different stages of development of the Russian state.

Ключевые слова: водный транспорт, морской транспорт, речной транспорт, водный путь

Key words: water transport, maritime transport, river transport, water way.

Водный транспорт, на сегодняшний день, самый древний вид транспорта. До появления во второй половине XIX века железнодорожных дорог, оставался одним из важнейших видов транспортных средств [1].

Для того чтобы транспортировать людей и грузы, а также чтобы заниматься рыболовством в озерах и реках водным транспортом пользовались многие народы мира еще со времен мезолита (около VIII тысячелетия до н.э.), а на морских побережьях использовали различные устройства, которые зависели от зоны климата. Позже, в классовом обществе, средства передвижения по воде являлись временными или постоянными домами-жилищами, которые в основном встречались в Юго-Восточной Азии и Китае. В основном это касалось неполноправных или маргинальных групп (у шуйшанжэньцзяюжнокитайский побережий, у мокен в Бирме и оранг-лаут в Малазии). Также в некоторых ситуациях наводные средства передвижения (плоты) существовали в качестве плавучей платформы для земледелия (Бирма, Китай) [6].

В XII в. уже присутствовали суда, на борту которого уже могли пребывать до 40 человек с одеждой, пищей оружием, а в XV в. внутренний водный транспорт начал совершенствоваться, т.к. в тот период уже зарождались самостоятельные ремесла и развивалась торговля и денежное хозяйство. Появились суда больших размеров и разных типов, в частности: ладьи, струги, насады, ушкуи, паузки, которые двигались самосплавом - по течению, а против течения - с помощью бечевой тяги, весел или под парусами.

волоки по перетаскиванию удов и передаче грузов с одной реки на другую. Днепр играл ключевую роль, т.к. являлся основным путем по воде Киевского государства. Чтобы пробраться от Балтийского моря к Черному, это можно было сделать при помощи использования вод Невы, Волхова, Ловати, Десны и Дне-

пра. Такой торговый путь по воде в истории известен как путь из "варяг в греки". Существовал еще один торговый водный путь Восточной Руси, который возможно было осуществить с помощью волока с верховьев Днепра на верховья Волги и с Днепра на Угру (приток Оки) и по Оке - на Волгу.

Новый путь на запад был открыт в устье Северной Двины в 1553 году, в период когда появились английские корабли.

А уже в период с XVI в. - начала XVIII в. от г. Вологды по рекам Вологде, Сухоне и Северной Двине были установлены торговые связи между Московским государством и странами Европы. В устье Северной Двины был создан крупный торговый центр и морской порт Архангельск [8].

В конце XVI в. русские начали продвижение по рекам Урала в Сибири, которое осуществлялось с помощью перетаскивания судов в верховьях на р. Туру, приток Тобола, и далее по Тоболу, Иртышу, Оби.

Если говорить о наших, о славянах, которые являлись нашими предками, то можно отметить, что первыми средствами передвижения у них были примитивные суда, каркас которых производился из прутьев, а для обшивки использовалась кора деревьев, а еще ранее - шкура зверей.

К XVII в. на Волге уже плавали суда, которые поднимали до 800 т груза. А для движения против течения, в период весеннего паводка, на специальных лодках "завознях" завозили вверх якорь, на который крепился с канат, по которому рабочие могли подтянуть судно, или использовали специальное приспособление - ворот, затем якорь завозили снова и т.д. [8].

Конец XVIII в. характеризуется тем, что для движения судов, которые двигаются против течения, труд людей был заменен на коноводную машину, принцип работы которой состоял в том, что якорь с канатом тоже завозили на завозне, а канат вытягивали при помощи лошадей или волов, вращавшие специальные устройства, на которые наматывался канат, идущий к якорю.

государства. Так, например, иностранные послы тратили 5 недель на проезд из Москвы в Санкт-Петербург из-за грязи и поломанных мостов. Рассматривая Россию как посредницу в торговых отношениях между Европой и Азией, Петр I за-

думал проект по соединению бассейнов Каспийского и Балтийского морей через систему рек и каналов. Начиная с 1717 г. под руководством Сената проводилась работа по устройству каналов. Изучая поступающие сведения, Петр I пришел к убеждению в первоочередной необходимости строительства канала в обход южной части Ладожского озера [5]. Онпридавал огромное значение созданию национального морского флота и в связи с этим, сам лично участвовал при строительстве кораблей. С районами Балтийского, Азовского и Черного морей обеспечились экономические связи. При нем строились суда, которые отвечали новым условиям, и водные пути также подверглись усовершенствованию.

Ещё в 1696 году Петром I была утверждена постройка канала Волга-Дон, несмотря на то, что идея была осуществлена только через 250 лет. Принято считать, что государственный флот России начал свое существование с парусника "Апостол Павел", построенный в Архангельске в 1694 г. при Петре I. С тех пор, русский парусный флот начал служить не только внутренним целям, но и вышел на океанские просторы с целью торговли и географических открытий.

В 1703-1709 гг. соорудили шлюзованную систему, которая соединила Волгу с Невой через реки Тверцу, Мету, озеро Ильмень, реку Волхов и Ладожское озеро.

В январе 1820 года русские мореплаватели под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева открыли шестой континент Земли - Антарктиду. Развитие морского судоходства способствовало сооружению портов. Самым старым в России считается Архангельский порт, который основан в XVI веке.

Выход к Балтийскому морю и перенос столицы из Москвы к берегам Финского залива потребовали улучшения водных путей от Волги до Балтики с таким расчетом, чтобы суда следовали без перевалки грузов в верховьях рек.

В 1810 г. Появилась Мариинская система при, которой было открыто движение судов по новой трассе Шексна - Ковжа - Вытегра, а в 1811 г. по трассе Молога - Тихвинка началось движение по другой системе, которая именовалась Тихвинской. Данные системы смогли пропускать суда с большей грузоподъемностью.

В 1815 году в России Бердом, владельцем механического завода в Петербурге, был построен первый пароход "Елизавета", корпус которого представлял собой деревянную баржу длиной 18 м, шириной 4,6 м, с осадкой 0,6 м, на котором были установлены паровой котел и вертикальная паровая машина мощностью 4 л. с., которая приводила в движение бортовые колеса с деревянными лопастями и позволяла развивать скорость 8,75 км/ч. Данный пароход сталпервым в России, который работал на регулярной пассажирской линии Петербург -Кронштадт.

Важную значение в развитии экономики севера в 1828 г. внес СевероДвинской водный путь, который соединил р. Шексну с р. Сухоной через Кубинское озеро. А для того чтобы освоить экономику западных районов Белоруссии и Полесья в 1840 г. построили канал, который соединил реку Припять с Западным Бугом (приток реки Вислы). В этот период также продолжили использование и существование паровые машины на водном транспорте.

В 1846 г. Быстро развивалось паровое судоходство не только на Волге, но и на других реках. Данные суда являлись экономичными и мощными на тот период временик 1868 г. и на реках России уже плавало 646 пароходов.

Несмотря на этот факт, правительство не стремилось улучшить судоходные условия на реках и выделялось ограниченное количество средств из-за конкурентности с железнодорожным транспортом.

Появление теплоходов ознаменовало начало нового периода в развитии судостроения. Несмотря на рост перевозок, во второй половине XIX в. речные пути находились в неудовлетворительном состоянии. Это связано с тем, что дноуглубительные работы проводились примитивно и недостаточно организованно. На крупнейшей реке России - Волге, на Днепре, Северной Двине часто повторялись мелководья [8].

Для поддержания рек в нормальном судоходном состоянии правительство приняло меры по борьбе с мелководьем. На затруднительных перекатах дежурили вспомогательные пароходы, помогающие караванам проходить трудные участки, обстановка фарватера была усилена указательными судоходными знаками, открыты обстановочные посты и др.

К 1914 г. на реках работало 112 дноуглубительных снарядов, которые в основном строили Боткинский завод на Каме, Сормовский - на Волге и Коломенский - на Оке.

Общая протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей к тому времени равнялась 64,6 тыс. км (из имевшихся судоходных и сплавных рек протженностью около 500 км), в том числе с навигационной обстановкой пути 39,9 тыс. км, а из них с освещаемой - 35,9 тыс. км. Судоремонтные заводы и мастерские крупных судоходных компаний в большинстве были технически недостаточно оснащенными, полностью отсутствовали судоподъемные средства (доки, эллинги), подъем судов производился примитивными средствами, вручную.

Царская Россия почти не располагала портами и благоустроенными причалами для производства погрузочно-разгрузочных работ. Все выполнялось вручную, в исключительно тяжелых условиях труда, и весь речной транспорт укомплектовывался сезонной рабочей силой. В 1914 году в составе Русского морского флота числилось 3700 судов, но из них только 30% были паровыми, а 70% - парусники.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что существует два вида водного транспорта: морской и речной. Морской транспорт используется в морях, океанах, заливах, морских каналах и устьях крупных рек, а речной транспорт используется при передвижении на реках, озерах, водохранилищах.

Развитие морского транспорта Российской Федерации определяется ее географическим положением, характером морей, омывающих территорию страны, уровнем развития производительных сил, международным разделением труда [4]. А развитие речного транспорта осуществляется в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в европейской части России), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны) [4].

3. Путятин В.Д., Газдиев Я.М. Из исторического опыта становления и развития системы государственного управле-

ния на транспорте России (историко-правовой аспект) // Транспортное право. 2009. N 3.

5. Федина Т.В. Управление транспортом России: историко-экономический очерк: Учеб. пособие. М., 2000.

7. Ярошевич В.П., Шкурин М.И. Транспорт. Общий курс: Учебное пособие / Белорус. гос. ун-т трансп.- Гомель,

В мире полно великих изобретений, которые прошли довольно огромный путь в своем развитии и усовершенствовании вплоть до наших дней. Но и на этом их путь не заканчивается. Этими изобретениями разные люди пользуются каждый день, такие как: машина, самолет, поезд, трамвай, автобус и т.д. Но не стоит забывать и о водном транспорте таком как: лодки, катера, корабли, теплоходы и т.д. Ведь это тоже великое изобретение, которое в свое время было просто незаменимым, и как у всех изобретений у него есть своя история, начиная с простых водных средств передвижения как плот, лодки, катера до самых сложных, мощных кораблей. Транспорт — это одна из важнейших отраслей экономики любой страны. В эпоху научно-технической революции увеличились скорости, выросла грузоподъёмность всех видов транспорта, и мир стал как бы доступнее. Почти 80% перевозок между странами обеспечивает морской транспорт, реализуя возможности международного разделения труда. К крупнейшим портам мира относятся: Роттердам (Голландия), Новый Орлеан, Нью-Йорк (США), Нагоя, Иокогама (Япония), Сингапур, Гонконг и др.. Для многих стран мира большую роль играет речной транспорт. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности государств, но осуществляет и международные перевозки.

1 РАЗВИТИЕ СУДОСТРОЕНИЯ

На рубеже XIX и ХХ вв. тоннаж мирового парового флота впервые превысил тоннаж парусного. В 1901 г. тоннаж первого составил 13,9 млн., а второго – 8,2 млн. рег. т. К 1914 г. тоннаж паровых судов возрос до 45 млн., в то время как тоннаж парусников снизился до 4 млн. рег. т.

В 1860 г. английский инженер Джон Элдер предпринял попытку внедрить на английском торговом флоте паровую машину – компаунд. В 1862 г. он получил патент на трехцилиндровую, а затем и на четырехцилиндровую машину.

К концу 60-х гг. машины такого типа получают в водном транспорте самое широкое распространение. С 70-х гг. начинается массовое применение компаунд – машин на различного типа судах. Определяется конструктивный тип судовых паровых машин. На винтовых пароходах применялась вертикальная машина, а на колесных – наклонная.

Начиная с 1881 г. на судах стали применять паровые машины тройного расширения, что позволило создать в 90-х гг. океанские почтово-пассажирские суда со скоростью до 20 узлов (37 км/ч).

Морской транспорт

К концу прошлого столетия мощность судовых компаунд – машин в отдельных случаях достигала 3-5 тыс. л. с., а скорость движения судов – 22,5 узла (42 км/ч).

В России создание паровых грузо-пассажирских судов связано с именем механика и теплотехника В.И. Калашникова (1849-1908).

В 1894 г. английский инженер Ч.О. Парсонс сконструировал и испытал модель парохода с паровой турбиной в два фута (около 61 см).

С начала ХХ в. Паровые турбины поучили широкое применение на судах, которые в дальнейшем стали называться турбоходами.

В 1907 г. насчитывалось уже 116 турбоходов. Скорость лайнеров возросла на столько, что переход через Атлантический океан стал совершаться за 7,6 и, наконец (перед первой мировой войной) за 5 дней.

Начало ХХ в. было ознаменовано, усилением соперничества Германии и Англии. Это проявилось и в сфере морского транспорта.

Транспортные узлы

. этих задач – оптимизация оперативного управления работой транспортного узла, которой и посвящена предлагаемая работа. 1. Транспортные узлы 1.1. Общие понятия транспортного узла Транспортный узел как система – совокупность транспортных процессов и средств для их реализации .

2 ПОЯВЛЕНИЕ ТЕПЛОХОДОВ, Важным техническим нововведением было появление дизельных судов- теплоходов.

Идею установки двигателей внутреннего сгорания на судах впервые выдвинул в 1898 г. профессор Петербургского политехнического института К.П. Боклевский (1862-1928).

В строительстве теплоходов принимали участие Сормовский, Воткинский, Рыбинский заводы, Путиловская верфь, Новое Адмиральство и Невский завод. Имея передовую технику и квалифицированные кадры рабочих и специалистов, они решили сложные технические задачи. Так, только на Коломенском заводе за одно пятилетие было построено 15 буксиров общей мощностью около 6 тыс.л.с. и 8 грузовых судов общей грузоподъемностью около 20 тыс. т.

К 1913 г. дизельные моторы работали уже на 300 судах. Однако переход с угля на новый вид горючего только начинался. В общей сложности в 1914 г. на угле плавало более 97% всех судов мира.

3 МОТОРНЫЕ КАТЕРА И ГЛИССЕРЫ, К концу ХIХ в. Относится появление моторных катеров с двигателем внутреннего сгорания.

Речные и морские пассажирские суда

. кондиционирования воздуха и т.д. Пассажирские суда имеют относительно высокие скорости от 20 до 30 уз. Для обеспечения безопасности плавания корпус пассажирского судна разделяется на отсеки водонепроницаемыми . Судно представляло собой двухпалубный теплоход с удлиненным баком. Предусматривалось четыре группы кают в зависимости от уровня комфорта. Пассажиры так называемых специальных мест (около .

Развитие и усовершенствование моторных катеров как водного транспортного средства привело к тому, что уже в 1912 г. их скорость достигала 80 км/ч. Однако этим возможности увеличения скорости хода моторных судов были исчерпаны.

Дальнейший рост скоростей был связан с созданием глиссеров.

Первый глиссер был построен французским изобретателем К. Адером в 1867 г. Однако в широких масштабах эти суда стали строиться после создания мощных и легких двигателей внутреннего сгорания. Уже в 1908 г. скорость глиссеров возросла до 58 км/ч.

В России строительство глиссеров началось в Петербурге с 1908 г. Скорость отечественных глиссеров достигала 50-55 км/ч.

4 СУДА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТАНКЕРЫ

Использование в судостроении железа и стали, разнообразных и мощных двигателей позволило создать суда специального назначения.

В 1863 г. появились специальные паровые суда с одной диаметральной переборкой для перевозки нефти. Нефть на таких судах (танкерах) перевозилась в наливных цистернах.

Примеры похожих учебных работ

Типы морских судов, их назначение, особенности

. настилом для удобства грузовых операций. Танкер 2.4 Контейнеровомз Контейнеровомз (морское судно) - специализированное грузовое судно , для . например нефтью. Навалочные грузы перевозят специализированные суда - балкеры. Это могут быть руда .

Речные и морские пассажирские суда

. высокие скорости от 20 до 30 уз. Для обеспечения безопасности плавания корпус пассажирского судна разделяется на отсеки водонепроницаемыми переборками, что позволяет при получении пробоины сохранить плавучесть .

Новые транспортные двигатели

. транспортные двигатели, разработанные к настоящему времени, включают электрические силовые установки и тепловые двигатели . образцов электромобилей. В электромобилях более перспективно применение топливных элементов, конвертирующих электрическую .

Общее устройство автомобиля и двигателя

. грузовые автомобили Г'АЗ-53, ЗИЛ-130, МАЗ-500 и легковой ГАЗ-24, автобус ЛиАЗ-677, то на их базе целесообразно строить изучение устройства автомобиля. За основу изучения устройства автомобиля . удержания автомобиля на месте. Общее устройство двигателя, .

Назначение и типы автомобильных двигателей

. ограничено качеством применяемого топлива и увеличивает нагрузки на детали двигателя. Степень сжатия для бензиновых двигателей современных легковых автомобилей составляет 8 — 10, а для дизелей 15 — 22. При .

Система смазки двигателя автомобиля

. и в масляном радиаторе, который включается в работу при длительном движении автомобилей летом. В смазочной системе с открытой вентиляцией картера двигателя картерные газы, состоящие из горючей .

Плот — плод наблюдений

Время изобретения плота подсказывает история Австралии. Первые люди появились там около 40 тыс. лет до н. э. Преодолеть большое расстояние от ближайших островов до Австралии без плавсредств невозможно.
И переселенцы, австралийские аборигены, вероятно, с детьми и поклажей, явно доплыли туда не на брёвнах. Вывод: люди плыли на плотах, следовательно, возраст плота более 40 тыс. лет.

Лодка-долблёнка

Древнее весло-доска.

Финикийцы и их вклад в кораблестроение

Самым старым обнаруженным корпусом судна, являются останки кораблекрушения финикийского корабля позднего бронзового века Улу-бурун, у побережья Турции, построенного в 1300 году до нашей эры. История кораблей никогда не бывает полной без упоминания финикийцев. Они заслуживают особого упоминания, поскольку весьма вероятно, что они были пионерами деревянных парусных судов, которые должны были ходить в открытом море столетия спустя.

Парусная лодка.

Археологические исследования керамики кукутской и трипольской культур показывают использование парусных лодок с шестого тысячелетия до нашей эры. Раскопки убайдского периода (ок. 6000–4300 до н.э.) в Месопотамии являются прямым доказательством наличия парусных лодок. Греки и финикийцы начали торговать на кораблях около 1200 г. до н.э.

Древнегреческие корабли

Два из самых известных военных кораблей, используемых греками, - это Триремы, которые принесли им победу в войне против персов (Битва при Саламине) в 480 году до н.э., и Бирема, во время их войны против Трои в 1250 году до нашей эры. Бирема и трирем названы так в честь множества весл, используемых для продвижения кораблей вперед. В случае с первым военным кораблем на обеих сторонах корабля было два набора весел. Во втором типе весла были расположены в три ряда на каждой стороне корабля.

Корабли викингов драккары

Каравелла

Возникнув в XV веке каравелла была очень прочным и вместительным судном. Обычными для каравеллы были высокие борта при глубокой прогиби палубы в средней части судна и великолепное парусное вооружение.

Пароходы

Хотя сам Роберт Фултон неоднократно подчеркивал, что идея парохода принадлежит не ему, именно он впервые удачно воплотил ее в жизнь, и с его легкой руки пароходство начало бурно развиваться сначала в Америке, а потом и во всем мире.

Суда на подводных крыльях

Первые попытки создать судно на подводных крыльях предпринимались ещё в конце XIX века. В 1897 году живший во Франции русский подданный Шарль де Ламбер построил и испытал на Сене небольшое судно на подводных крыльях. Однако мощности паровой машины, использовавшейся на этом судне в качестве двигателя, не хватило для развития скорости, необходимой для того, чтобы корпус судна поднялся над водой.

Теплоходы

В начале XX века на смену пароходам, приходят суда с дизельным приводом. Начало этому перевороту было положено в России — именно здесь был создан первый реверсный судовой дизель и построены первые в мире теплоходы.

ЭКРАНОПЛАН СМ-2

Судно

Судно под названием Cosmic Muffin было первым судном, созданным из самолета, а именно из Boeing B-307. Пилот Кен Лондон (Ken London) купил часть самолета всего за 62 доллара и в 1969 году создал из него настоящее морское судно.

Суда на воздушной подушке

Судно

Номинант на приз самого странного судна, созданного в 2007 году итальянским дизайнером Уго Конти (Ugo Conti) это судно, похожее на паука и назвал его Proteus. Его стоимость оценивается в 1,5 миллиона долларов. При этом стоит отметить, что оно очень энергоэффективное.Стоит отметить, что такой дизайн был придуман не случайно – на этом судне Уго может не беспокоится о своей морской болезни, так как оно не качается на волнах, а плавно по ним скользит.

Судно

Судно

Судно

В 2010 году японский деятель искусств Ясухиро Сузуки (Yasuhiro Suzuki) построил судно в виде бегунка, и зазвал его нехитро Zipper Ship (корабль-бегунок). Сам автор сказал, что когда судно плывет по воде, волны начинают расходиться от "бегунка", что в свою очередь создает картину раскрытия моря.

Судно

В 2011 году шведский кораблестроитель Кристиан Болин (Christian Bohlin) создал судно в виде утки. Несмотря на то, что снаружи судно выглядит весьма странно, внутри можно найти две кровати, небольшую кухню и даже сауну в носу корабля. Позже судно было выставлено на продажу с ценником в 40 000 евро.

Судно

Построен судостроительной компанией Kyokuyo Shipyard Corporation. Длина судна — 140 метров, ширина — 22 метра, масса более 21 тысячи тонн. Средняя скорость 30 километров в час. Этот здоровяк в состоянии перевозить до 2 тысяч автомобилей. Корабль управляется экипажем из 24 человек. Интересная конструкция носовой части корабля выполнена не для красоты, а имеет практическую пользу. Округлые формы снижают сопротивление воздуха в 2 раза по сравнению со стандартными судами.

Судно

Это судно построили в Китае по заказу фирмы MPI offshore, в 2011 году. Это одно из самых необычных океанских судов в мире. Оно имеет водоизмещение 11000 тонн и шесть подъемных опор, высотой 62 м каждая. Cудно обладает невероятной маневренностью, благодаря специальным подруливающим устройствам, расположенным в корме и носу мощностью по 2000 л.с. Данное судно трудится над установкой ветрогенераторов, для обеспечение Европы экологически чистым видом энергии.

Судно

Новые сухогрузные суда проекта RSD44 "Волга макс" класса (длина по КВЛ — 138,9 м, ширина — 16,5 м, высота борта 5,0 м, высота комингса— 2,20 м) предназначены для перевозки по внутренним водным путям Российской Федерации генеральных, навалочных, лесных и крупногабаритных грузов, зерна, пиломатериалов, калийных и минеральных удобрений, серы, угля, бумаги, строительных материалов, металлопродукции, а также до 140 контейнеров.

Судно

Судно, построенное в Корее в 2011 году для перевозки крупных грузов (Ну оооочень крупных)
Длина — 145.7 м. Ширина — 38 м.
Приведена картинка с грузом

Судно

В 2014 году южнокорейская компания Raonhaje придумала эту компактную полуподводную лодку под названием "Penguin". Судно позволяет пассажирам изучать подводный мир без какого-либо подводного снаряжения.

Судно

Судно

Современное судно на подводных крыльях

"Вымпел" (Рыбинск, Ярославская область спустили в 2017 году на воду морское пассажирское судно на подводных крыльях "Комета 120М" проекта 23160.

Судно Earthrace 2

Беспилотная лодка-робот Roboat.

Футуристическое грузовое судно первое в своем роде будет использовать сразу три альтернативных источника энергии - солнце, ветер и волны.
На его восьми палубах равных по площади 14 футбольным полям (85000 кв. м) будут размещаться до 10000 автомобилей. Три грузовые палубы будут регулируемые по высоте и позволят перевозить большие грузы.

Яхта CRONOS

Итальянские дизайнеры Симоне Маделла (Simone Madella) и Лоренцо Берселли (Lorenzo Berselli) воплотили в Кроносе дух свободы и экологичности. У судна не будет загрязняющих окружающую среду дизельных двигателей, а его корпус и внутреннюю отделку изготовят из экологически чистых материалов.

 Беспилотное грузовое судно MUNIN

Танкер с парусами Deliverance

Недавно конструкторская компания разработчик SCOD (Sauter Carbon Offset Design) презентовала свое очередное творение инженерной мысли - оригинальный проект судна DynaWing Solar Hybrid. Это супертанкер,
который после постройки может стать самым крупным из высокоэкологичных морских судов типа PostPanamax и будет предназначен для транспортировки сырой нефти в любой порт мирового океана.

Боевой корабль будущего Dreadnought 2050 (T2050)

История водного транспорта начинается с Древнего Египта. Вплоть до второй половины XIX столетия, когда были созданы трансконтинентальные железные дороги, важнейшим видом транспорта был водный (как речной, так и морской). И в наши дни эта разновидность транспорта занимает важную роль: от 60 до 67% мирового грузооборота приходится на речные и морские суда.

sudno_4

Мореходное судно древнего мира.

Устройство судна

В классическом понятии водный транспорт это корабль, катер, яхта. Но к категории судов также относят байдарки, надувные лодки, баржи, катамараны, судно на воздушной подушке, а так же буровые устрановки, экранопланы, экранолеты, гидросамолеты.

  • Корпус
  • Надстройки, рубки
  • Силовые установки судна
  • Судовые устройства
  • Системы и трубопроводы судна
  • Оборудование и электрооборудование помещений

ustroistvo

Часть корпуса сухогруза

Но есть и отличительные особенности для некоторых категорий судов, таких как экраноплан и гидросамолет. По большей части конструкции — это самолеты, только корпус у них выполнен по принципу лодки.

Судовым корпусом называется водонепроницаемая оболочка, которая позволяет судну плавать на воде. Оконечность корпуса оснащена балками, которые называют штевнями. Форштевнем называют такую балку, которая установлена в носовой части судового корпуса. Также в оконечностях могут устанавливать не штевни, а торцовые вертикальные стенки – ими оборудуются буксирные или толкательные суда. Корпус судна обычно изготовляется из стали.

Пассажирские суда имеют палубы, речные и смешанного плавания, имеют одну палубу – главную. Морские пассажирские суда отличаются наличием нескольких палуб – верхней (главной), средней, нижней. Крупные пассажирские суда, плавающие по озёрам, имеют две палубы.

Чтобы судно было непотопляемо, его корпус разделяется внутренними водонепроницаемыми поперечными переборками. При этом получается несколько помещений – отсеков.

Использование водных судов

Речной транспорт

В зависимости от того, в какой акватории используется данный тип транспорта, различают речной и морской транспорт.

Первая разновидность водного транспорта также называется ВВТ (внутренний водный транспорт). Это суда, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки по внутренним водным путям – рекам, каналам, водохранилищам, озёрам.

У речного транспорта древняя история. Ещё в Древнем Египте строили речные корабли, гребного или парусного типа. Позже использовали тягу лошадей или людей (бурлаков), которые шли по берегу. В XIX столетии появились первые речные пароходы. А в 1903 году начинается история теплохода – это судно было построено в России и вошло в состав речного флота.

В грузовых перевозках речные суда занимают важное место. Несмотря на такие недостатки, как сезонность эксплуатации и невысокая скорость (от 10 до 20 километров в час), водный грузовой транспорт выгоден благодаря тому, что себестоимость перевозок достаточно низкая. Различают самоходные суда и баржи – второй тип речных судов несамоходен, для толкания используется судно-буксир. На самоходном речном транспорте перевозят либо грузовики с тем или иным грузом, либо контейнеры – такие суда называют речными контейнеровозами. На баржах перевозят либо наливные грузы (например, нефтепродукты или сырую нефть), либо сыпучие грузы (например, зерно, уголь, песок).

Буксируемая баржа

В пассажирских перевозках речные суда занимают сравнительно небольшую долю. Это связано с тем, что обычная скорость такого транспорта достигает 20 – 30 километров в час, из-за чего речное судно не может конкурировать с более быстроходными автобусами и поездами. С помощью так называемых подводных крыльев и воздушной подушке скорость судов можно увеличить до 80 километров в час. Однако в этом случае серьёзно возрастает стоимость перевозок – из-за большого расхода топлива. Но в последнее время все больше на реках начали появляться суда на воздушной подушке (СВП) для перевозки людей. СВП имеет свойства амфибии, поэтому для судна не нужны специально оборудованные причалы. В весеннюю распутицу это единственный транспорт, способный переправлять людей и грузы с одного берега на другой.

SVP_smole

Судно на воздушной подушке СВП-50

Морской транспорт

Морской транспорт – это суда, перемещающиеся по морям, океанам и прилегающим к ним акваториям, способные поддерживать плавучесть, а также обслуживать пассажиров и участвовать в различных операциях с грузами.

Наибольшая доля мировых грузовых перевозок приходится именно на морской транспорт. По объёму перевозок первое место занимают разнообразные наливные грузы: растительное масло, жидкие продукты химической промышленности, сырая нефть и продукты её переработки.

Второе место по объёму грузоперевозок занимают контейнерные перевозки. Специализированные суда, называемые контейнеровозами, стали альтернативой своим предшественникам – универсальным судам. Это связано с тем, что в обычном контейнере (20-футовый или 40-футовый) можно перевозить различные грузы – как мелкие, так и достаточно крупные, вроде автомобилей.

сухогруз

  • Суда-лихтеровозы
  • Суда для перевозки скота
  • Тяжеловозные суда
  • Буксировочные суда
  • Рефрижераторы
  • Балкеры для перевозки навалочных грузов – например угля, зерна, песка

Одни суда перемещаются по расписанию между несколькими морскими портами, придерживаясь определённого маршрута. Это линейные суда – пассажирские, грузовые, а также паромы.

Другие суда не привязаны к конкретным географическим точкам и перевозят попутные и случайные грузы, такой тип морского транспорта называется трамповым. При осуществлении трамповых грузоперевозок осуществляется так называемый чартерный договор, в котором участвуют как перевозчик (фрахтователь), так и отправитель груза. Трамповое судоходство осуществляется в тех случаях, если необходимо осуществить перевозку штучных малоценных грузов.

Также известна смешанная – в отношении водных путей – разновидность водного транспорта. Такие суда могут ходить как по рекам и озёрам, так и по морям и океанам.

Для речного транспорта, а также судов, курсирующих по Северному Морскому пути, характерна сезонность. Грузовые перевозки на водном транспорте самые дешёвые, но привязаны к географическим объёктам. При осуществлении межконтинентальных грузоперевозок используется водный транспорт, ибо доставка грузов по воздуху слишком дорога, а грузоподъёмность самолётов существенно ниже, чем у морского судна.

Примеры ВТ и краткая характеристика

Современный водный транспорт можно условно разделить на спортивные суда, грузовые и пассажирские суда. В спортивных судах сохранены традиции, пришедшие из древности, например, байдарки, каноэ, парусники, вёсельные лодки. Нередко изготовление таких водных средств является настоящим искусством, в результате работы мастеров создаются уникальные произведения. Но массовым видом водного транспорта c начала XX века стали моторизованные средства передвижения – паровые двигатели сменились бензиновыми (у моторных лодок) и дизельными двигатели.
Особенности ВТ, основные отличия от других видов транспортных средств.

У водного транспорта много разновидностей. Различают малые суда (чаще всего личные), средние и большие суда. В первую очередь стоит отметить личные суда – катера, моторные лодки, яхты.

yahta

Blohm & Voss GOLDEN ODYSSEY II

Личный водный транспорт используется для различных целей: рыбалка, туризм, отдых, различные мероприятия. Для отдыха и туризма используются такие суда, как моторные лодки и катера. Любители рыбалки используют надувные моторные лодки. Для мероприятий используются яхты.

В отличие от катеров, моторы которых являются стационарными, на моторные лодки устанавливаются легкосъёмные подвесные бензиновые двигатели. Также у моторных лодок обычно имеются уключины для вёсел, что может пригодиться, если по какой-либо причине двигатель лодки отказал, или же необходимо сделать бесшумные (либо медленные) перемещения.

Для дальних туристических походов по рекам используются транспортные и туристические моторные лодки. На этих судах перевозят как пассажиров, так и их багаж. Корпуса таких моторных лодок изготовляются из лёгкого металлического материала – алюминия или его сплава с магнием.

Интересно отметить, что многие виды моторных лодок являются водным транспортом глиссирующего типа – такие суда могут скользить по поверхности воды и таким способом благополучно пройти мелководные участки. Чтобы мощности мотора было достаточно для перехода на глиссирование, моторная лодка должна быть умеренно загружена.

glis_kater

AMG Red Series 50’ Marauder Cigarette

Применяются моторные лодки для охоты, рыбной ловли, туризма и отдыха, а также поисковых и спасательных работ. В зависимости от сферы применения габариты такого судна, а также его обвод различаются. Например, спортивные моторные лодки имеют малые габариты и массу и имеют такой обвод корпуса, который позволяет двигаться с высокой скоростью.

Катера применяются для водных прогулок и отдыха, водного туризма, рыбной ловли, охоты, а также спортивных мероприятий. Кроме стационарного мотора, катера обычно оборудуются движителями водомётного типа. Именно водомётный движитель и позволяет катеру выходить на режим глиссирования и легко преодолевать мелководные участки реки.

Достоинства и недостатки водного транспорта

  • Пропускная способность морских торговых путей практически неограниченна
  • Наличие единого юридически-правового поля, насчитывающего 400-летнюю историю
  • Себестоимость подобных перевозок довольно низка
  • Высокие показатели грузоподъёмности, благодаря чему на судне может быть перевезено большое количество груза
  • Судно передвигается со сравнительно невысокой скоростью
  • Необходимо наличие специально оборудованных портовых сооружений
  • Строительство судов и портов требует серьёзных денежных затрат
  • Такие маломерные суда дешевле, чем яхты и катера
  • Простая конструкция
  • Управление несложное, благодаря чему моторной лодкой могут управлять лица без специального образования
  • Срок эксплуатации долгий, что обусловлено возможностью хранения судна на берегу
  • Быстроходность
  • Есть возможность обеспечить безопасную стоянку судна у неподготовленного берега
  • Моторную лодку можно перевозить легковым автомобилем, установив её на специальный прицеп
  • Благодаря тому, что двигатель подвесной, его легко снять и заменить; также при необходимости мотор можно снять и обеспечить его безопасное хранение
  • Низкие показатели грузоподъёмности
  • Небольшой объём кают (обитаемого пространства)
  • Подвесные двигатели этих судов по сравнению со стационарными катерными моторами являются неэкономичными

Пути эволюции ВТ

Первые крупные суда строили в Древнем Египте, в качестве конструкционного материала использовалась древесина. На кораблях устанавливали простейший парус, ловивший попутный ветер. Если попутного ветра не было, использовалась сила гребцов.

В XV столетии появились большие морские суда с несколькими парусами. В начале XIX столетия был построен первый пароход, использовавшийся в качестве речного судна. В качестве материала для корпуса такого корабля начал использоваться металл – железо. А движущую энергию — пар. Следующий этап развития водной техники стало открытие, совершенное в 1876 году Николасом Отто — двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине. Именно двигатели внутреннего сгорания начали все в более массово появляться на катерах, яхтах, паромах, кораблях. На сегодняшний момент это основной двигатель, но не единственный, устанавливаемый на ВТ. Еще одним этапом в развитии техники стало бурное развитие нефтехимической отрасли. На данный момент многие водные суда изготавливаются из пластиков полимерных материалов. Во-первых, пластики и полимеры являются легче металла, во-вторых, по прочности либо приближаются, такие же или прочнее металлических сплавов и в-третьих, коррозийностойкие.

На данный момент наибольший интерес из водной техники вызывает экраноплан, судно на воздушной подушке и глиссирующие катера, т.к. они развивают наибольшие скорости. Наиболее скоростным является экраноплан, на нем можно достигнуть скорости экранного полета до 700км/ч. Так же он отличается абсолютной плавностью хода и позволяет преодолеть мелкие препятствия (перешеек, мель). Единственным недостатком явиться его высокая энерговооруженность для перевода машины и поддержания ее в режиме экранного полета, что ведет к высокому потреблению топлива. Судно на воздушной же подушке и катер имеет меньшую скорость, порядка до 150км/ч, плавность хода у ВСП тоже на уровне экраноплана, а вот у катера плавность хода страдает, но тратит СВП и катер гораздо меньше топлива по сравнению с экранопланом.

Экраноплан

На данный момент венцом технической мысли является экраноплан. С развитием новых материалов, и повышением эффективности силовых агрегатов, экранопланы вполне могут заменить частные пассажирские авиаперевозки. А в дальнейшем стать частными средствами для дальних перевозок и мировых путешествий, потеснив яхты и машины.

Читайте также: