Ортобиоз и его составляющие доклад

Обновлено: 26.04.2024

З доровье человека многогранно, оно содержит, и физический, и психический, и духовно-нравственный аспекты. Они все взаимосвязаны и взаимообусловлены. При хорошо работающих системах организма у человека повышается настроение, улучшается эмоциональное самочувствие

ВложениеРазмер
statya_ortobioz_kak_chast_vospitatelnoy_raboty.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ортобиоз как часть воспитательной работы

Автор: Гаврилова Наталия Александровна

Преподаватель высшей категории

Здоровье человека многогранно, оно содержит, и физический, и психический, и духовно-нравственный аспекты. Они все взаимосвязаны и взаимообусловлены. При хорошо работающих системах организма у человека повышается настроение, улучшается эмоциональное самочувствие.

Как же современному человеку сохранить свой род и продолжить его совершенствование?

В этом году мне поручили вести классное руководство 611 группы первого курса, на момент формирования коллектива в группе числилось 28 девушек и 2 парня. На самом первом классном часе было проведено анкетирование, по итогам которого сложилась следующая картина: 85% опрошенных не могли дать себе характеристику, описать свой характер, рассказать о себе; 13 % студентов были очень зажаты и ограничены в описаниях, остальные - 2 % отказались отвечать на вопросы, не понимая о чем речь. Однако, после некоторых раздумий, каждый второй студент, описывая свой характер, указал на творческие способности - пение, танцы, сочинение стихов, рисование, рукоделие и любимое занятие- спорт, прогулки на природе, общение с животными. Таким образом, при составлении планов по воспитательной работе, я определила для себя следующие направления:

  1. Интеллектуальное развитие;
  2. Здоровье и физическое развитие;
  3. Коммуникативность;
  4. Эмоциональная культура;
  5. Нравственное воспитание.

И.И.Мечников создал ортобиотику - науку по "Уходу за собственной персоной". Основы ортобиотики изложены английским мыслителем Джеком Леббоком в книге "Успех и радости жизни", где сказано, что истинная слава науки состоит не столько в обширности ее владений, плодородии почвы или красоте ее природы, сколько в высоте нравственного и умственного уровня народонаселения.

Ортобиотика – это наука, изучающая технологию самосбережения людьми здоровья и наполнения жизненным оптимизмом. Ортобиоз, рассматривает понятие "здоровье" как единство трех составляющих: физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье. Он основывается на девяти принципах:

1. Самоценность личной жизни.

2. Самоконтроль и саморегуляция.

5. Разнообразие впечатлений.

6. Обращение к музыке.

7. Общение с природой.

8. Культура общения.

9. Полезные привычки.

Совместно со студентами группы были проведены следующие тематические классные часы:

В процессе реализации данной программы были достигнуты определенные успехи: студенты активно участвуют во всех мероприятиях техникума, в конкурсах и соревнованиях группа занимает призовые места; коллектив сплотился, появились лидеры, группы по интересам; студенты стали грамотней и этичней выражать свои мысли. Ребята живо и с интересом организуют мероприятия в группе, вносят свои предложения, высказывают замечания, создают проекты, адекватно реагируя на критику. Мне, как руководителю группы, стало интересней проводить с ними время, появилась открытость и доверие в отношениях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОРТОБИОЗ: СТРУКТУРА, ПОДХОДЫ И ПОСТРОЕНИЕ.

По данным переписи населения в 2002 году число граждан России сократилось на 1855 тыс. человек, или на 1,3% по сравнению с переписью в 1989 году. Основными факторами, которые повлияли на этот показатель являются снижение числа рождаемости и рост смертности населения. При анализе возможных причин данного явления можно выделить сокращение числа женщин детородного возраста, увеличение количества заболевания кровеносной системы, неадекватная медико-социальная помощь и недостаточное финансирование здравоохранения.

В связи со сложившейся ситуацией распоряжением Правительства РФ формирование и реализация гражданами России здорового образа жизни являются важными приоритетами в системе государственных и общественных мер[1].

В соответствии с определением ВОЗ (1948) здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.

Научные данные сообщают, что человек может достигнуть 134 –летнего возраста. Согласно социологическому исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения здоровье и д олголетие – это одно из главных ценностей человека. Ряд отечественных и зарубежных ученых утверждают, что резервы человеческого организма настолько велики и это кажется невероятным, важно не просто прожить много лет, но и быть при этом энергичным, деятельным человеком, наслаждающимся жизнью. При этом продолжительность жизни человека зависит от ряда причин: генетическая предрасположенность и окружающая среда, и настрой человека, его желание жить. Но до ста лет доживает лишь малая доля процента от общей численности людей на Земле. Современный человек живет на 40% меньше, чем ему отведено природой.

Ортобиотика включает в себя самые различные традиционные и нетрадиционные подходы к построению разумного образа жизни людей. Сегодня важнейшими постулатами ортобиотики являются:

-бережное отношение к своему организму;

- соблюдение индивидуальных условий для жизнедеятельности организма;

-постоянное, сознательное возбуждение интереса к жизни и людям.

Основы ортобиотики составляет ортобиоз - разумный образ жизни. Ортобиоз рассматривает здоровье как единство трех составляющих: физическое (реакреация), психическое (релаксация) и нравственное здоровье (катарсис), кратко рассмотрим их содержание и возможные приёмы осуществления.

Рассмотрим одну из составляющих ортобиоза – рекреация. В толковом словаре С. И. Ожегова под рекреацией понимается телесное восстановление, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

Проблемой телесного здоровья занимались люди с древнейших времен. В индийском священном писании Веды сказано: "Источником всех действий является телесное совершенство"[3]. Благополучие человеческого организма во многом зависит от его двигательной активности. Рациональная тренировка мышц может сделать тело стройным, подтянуть обвисшие руки, убрать второй подбородок, подчеркнуть талию, но необходимо помнить, что двигательная активность - это не столько развитие мускулатуры, сколько придание телу координации и упругости.
Как подтверждают исследования ученых в области спорта и физиологии ежедневная физическая тренировка в течении 90 минут позволит поддерживать физическую активность на нужном уровне. Подбор физических нагрузок должен осуществляться с учетом состояния здоровья, возраста, характера работы и может включать разные физические работы (дома, на даче и т. д.). При этом необходимо внимательно следить за своим физическим состоянием, интенсивные занятия нельзя резко прекращать, надо несколько минут спокойно походить, затем принять теплый душ.

Следует отметить, что физическое здоровье будет неполным при наличии стресса, негативных переживаний и просто плохого настроения. Уравновесить ваши эмоции поможет релаксация.

мышечное расслабление (легочное дыхание, предельное напряжение, массаж, тепловое лечение, сауна );

дыхательная релаксация (буддийская практика дыхания, дыхание по методу йогов, по М. Шлепецкому);

умственная релаксация (визуализация, релаксация по методу Э. Джекобсона)

Исходя из всего вышесказанного, при исследовании составляющих ортобиоза и формируя собственную систему разумного образа жизни необходимо учитывать многообразие технологий: для людей пожилого возраста, для работников сидячих профессий, для людей с определёнными заболеваниями и т.д. Но согласно работам ученых в области ортобиотики следует помнить об индивидуальности личности, не возможности совмещения ее с каким-либо готовым шаблоном сохранения здоровья, здесь важно учитывать у ниверсальный показатель эффективности освоения технологии ортобиоза человеком - крепкое здоровье, долголетие, высокая работоспособность и устойчивый жизненный оптимизм.

Если придерживаться всех вышеприведённых советов, то управлять своим здоровьем будет легко, а старость не захочет к вам и близко приближаться. Занятия спортом, режим и диета должны быть вашими постоянными спутниками. А ещё очень важно любить себя, улыбаться каждому дню, радоваться общению с людьми, занятиям творчеством. Помните, что вы уникальны и неповторимы, а результат не заставит себя ждать!

Августова Л. И., Никофоров Г. С. Критерии здоровья // Ученые записки СПбГИПСР. 2009. № 1. С. 92–99.

Березовская Р. А. Отношение к здоровью // Здоровая личность / Под ред. Г. С. Никофорова. СПб.: Речь, 2013. С. 214–245.

Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М., 2001. Шепель В.М.: Профессия имиджмейкер. - Ростов на/Д: Феникс, 2008

Рекреалогия как междисциплинарная наука о рекреационных системах. Способы применения релаксации на рабочем месте менеджером, руководителем предприятия. Классификации общественных функций рекреации. Модель возникновения и развития управленческих инноваций.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.12.2009
Размер файла 26,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основная задача менеджера - постоянно руководить людьми в процессе их труда. Цель управления людьми, вовлеченными в общий трудовой процесс - выполнение реальной работы и получение результатов. Работа менеджера в современных организациях состоит в том, чтобы научиться правильно, руководить людьми. С изменением конкретной управленческой ситуации, менеджер должен четко знать реакцию подчиненных, он обязан, прогнозировать как будут вести себя люди, но и не справедливо, с другой стороны, требовать от руководителя точное знание подчиненных. Он должен знать больше подчиненных. Важным является оценка подчиненных только по их поведению, а не по отношению к ним. В силу особенностей поведения человеческой психики, люди часто говорят не то, что думают, поэтому информация иногда не является достоверной. Вот в чем сложность управления людьми в работе менеджера. Успешность управления зависит от того, насколько четкие формулировки получают подчиненные от менеджера и насколько подчиненные понимают требования задач, которые необходимо решить. Перед тем, как отдавать распоряжение, менеджер должен удостовериться, как подчиненные понимают данную управленческую ситуацию. Из существующих трудностей в управлении людьми является налаживание обратной связи. Обратная связь - это информация, которая поступает от исполнителя. Она может быть положительной и отрицательной. Подчиненные не всегда в состоянии понять, что полученные ими результаты не соответствуют тем требованиям, которые соответствуют менеджеру. Правильная обратная связь в сочетании с положительным мотивирующим воздействием со стороны менеджера - это сильное средство побуждении работающего к положительному отношению и выполнению его обязанностей. Люди не будут результативно трудиться, если не заботиться о побуждении интереса к работе. Интерес - это форма удовлетворения материальных потребностей человека и положительное эмоциональное отношение личности к предмету или процессу своей деятельности. Важная задача менеджеров не только в установление четких и ясных целей для исполнителей, но также и в заботе о подчиненных.

Поговорим о таком понятии как ортобиоз. Старость у человека наступает преждевременно, в результате самоотравления организма микробными и иными ядами. Наибольшее значение придается в этом отношении кишечной флоре. На основе этих представлений предлагается ряд профилактических и гигиенических средств борьбы с самоотравлением организма (стерилизация пищи, ограничение потребления мяса, питание молочнокислыми продуктами). С развитием умственного развития человек приходит к осознанию неизбежности смерти и появляется естественное желание продлить своё недолгое существование. Конечной целью борьбы с преждевременной старостью считается ортобиоз. Ортобиоз - это естественное желание человека в продлении физической жизни тела при соблюдении рациональной гигиены. Поэтому каждая человеческая личность обязана совершенствоваться в соответствии с интересами человеческого общества и одновременно совершенствовать общественные формы человеческой жизни. Это послужит созданию лучшего в нравственном отношении человека в будущем. Выполняя свою работу менеджер не должен об этом забывать. В ортобиоз входят такие понятия, как релаксация, рекреация и катарсис. Рассмотрим каждое в отдельности.

Релаксация - это расслабление, снятие психического напряжения; может возникнуть как непроизвольная или произвольная реакция в результате особой работы человека над собственным психическим состоянием и связана с умением отвлечься от неприятных мыслей и эмоций путем сочетания физического и умственного расслабления.

Релаксация применяется в целях повышения работоспособности работников умственного и физического труда, снижения нервного напряжения, улучшения самочувствия и настроения. Чтобы сотрудники “не кипели” на работе, компаниям стоит подумать об организации специальных комнат отдыха и релаксации. Наверняка все помнят кадры из советского фильма “Самая обаятельная и привлекательная”, в котором труженики проектного института коротают свое обеденное время за игрой в пинг-понг. Смеем заверить, подобная забава на рабочем месте -- далеко не режиссерский ход. В советское время действительно были предусмотрены обязательные физкультурные паузы, когда сотрудники в обозначенное время отвлекались от работы и выполняли, например, непродолжительные физические упражнения. Не такое уж бессмысленное занятие, если учитывать, что производительность труда, по мнению медиков, возрастает на 15% в результате регулярных физкультурных пауз в течение трудового дня. Подобные передышки позволяют немного расслабиться, на время отвлечься от текущей работы, способствуют предотвращению стрессовых ситуаций. Вспомните себя на уроках в начальных классах! Если бы мы могли измерить эмоциональное состояние каким-либо прибором, то оно разделилось бы на продуктивное (покой, комфорт, радость) и непродуктивное (агрессия, дискомфорт). К сожалению, в нашей жизни очень мало моментов, которые можно было бы назвать на 100% продуктивными, поэтому для людей очень важна психологическая разгрузка, в том числе и на рабочем месте. Давно известно, что японские служащие, для того чтобы “выпустить пар”, лупят чучела своих начальников, а в Германии создают специальные комнаты психологической разгрузки. В конце 80-х годов прошлого столетия на предприятиях СССР стал проявляться заметный интерес к немецким практикам расслабления, но затеянная в стране политическая и социально-экономическая перестройка не дала ему развиться. Более того, в пылу этой перестройки и в последующее время в истории нашей страны такой элемент заботы о персонале, как комнаты отдыха, вообще затерялся. А возрождаться начал только по прошествии нескольких лет. Сегодня для сотрудников многих компаний отдушиной чаще всего становятся корпоративные места приема пищи (столовые на предприятии, офисные кухни, кафе) или курилки (иногда оборудованные с большой любовью). Такой скудный набор мест релаксации объясняется непоколебимой уверенностью менеджеров и владельцев компаний в том, что раз уж человек приходит на работу, то он должен исключительно работать, а не релаксировать. Если же у сотрудников возникает потребность, например, в комнатах для релаксации, то владельцы предприятий расценивают это как невозможность сотрудников справляться с возложенными на них обязанностями. Тем не менее, практика показывает, что не все руководители исповедуют столь жесткий стиль работы. Во многих организациях организовывают специализированные комнаты отдыха для работников. При этом понятие “комната” зачастую бывает условным и подразумевает некое организованное пространство на территории компании, где сотрудники могут отдохнуть и расслабиться в течение рабочего дня. Формат таких “жилых уголков” определяется, как правило, исходя из специфики деятельности фирмы. Это могут быть как стандартные подсобки (так называемые комнаты для персонала), в которых можно перекусить, выпить кофе, так и целые неформальные клубы с мини-кинотеатрами, игровыми столами, роскошной мягкой мебелью, душем и рядом других “примочек”. Для одних работодателей подобное место -- всего лишь производственная необходимость, тогда как для других -- конкурентное преимущество в борьбе за рабочие руки и мозги.

В отношении применения способов релаксации на рабочем месте менеджер и руководитель предприятия должен помнить и знать, что важно разнообразить отдых сотрудников, и если компания может себе это позволить, то лучше не экономить. На рынке персонала очень серьезная конкуренция. Хороших специалистов мало, а доступных по цене еще меньше. Поэтому руководитель должен серьезно подходим к вопросу организации быта и досуга в своих офисах. Для ряда компаний необходимость иметь комнаты отдыха определяется спецификой работы. В рознице очень напряженный рабочий день, как физически, так и эмоционально. Поэтому каждому человеку необходимы не только перерывы на обед, но и обязательные пятиминутные паузы в течение дня. Как правило, все заботы по организации подобных комнат и зон релаксации ложатся на плечи специалистов отдела маркетинга или внутренних коммуникаций, которые обязаны точно определить пожелания сотрудников. И посещение подобных мест отдыха чаще всего не регламентируется, потому, как в большинстве компаний сотрудников оценивают по их результативности, а не по присутствию или отсутствию на рабочем месте. При создании интерьера и наполнения комнаты можно полностью обойтись собственными силами, выступив в роли дизайнеров, а экспертами-психологами могут быть специалисты отдела по персоналу. Стоимость услуг по оформлению дизайна корпоративного помещения сегодня варьируется довольно широко, но в среднем составляет $20-30 за 1 кв.м помещения. В качестве вывода хотелось бы отметить, что любая маломальская зона отдыха для сотрудников (будь то комната или отдельный уголок), оформленная при этом со вкусом и выдумкой, лишь украсит любой офис и добавит реноме уважающей себя фирме. А расходы на ее обустройство с лихвой окупятся хотя бы за счет того, что сотрудники действительно будут меньше “сгорать” на рабочем месте.

Из Российского Энциклопедического Словаря - самого крупного и современного энциклопедического издания в нашей стране, следует, что рекреация (в переводе с польского языка rekreacja - отдых, с латыни recreation - восстановление) - это:

1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее);

2) помещение для отдыха в учебных заведения;

3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. Рекреация как таковая является одним из основных объектов исследования таких наук, как рекреационная география, рекреалогия, рекреационное природопользование и других.

Рекреационная география - это наука, изучающая географические закономерности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени и также является географической дисциплиной, изучающей и моделирующей собственный объект исследования - территориальные рекреационные системы.

Рекреалогия - это междисциплинарная наука о рекреационных системах, основанная на парадигмах экологии человека; наука о процессах и методах восстановления живых сил человека.

- расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

- любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил;

- наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

- перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;

- цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.

Рекреация и туризм пересекаются: к рекреации относятся все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм же - это учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, Шоп-Туры, политический туризм. Следовательно, зоной их пересечения являются все виды туризма, которые направлены на восстановление, выздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм.

Рекреация относится сейчас к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, средством восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства. Основная ее задача - восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей. Хотя в науке до сих пор не существует общепринятой классификации общественных функций рекреации, их можно было бы разделить на 3 основные группы:

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в санаторно курортном лечении и оздоровлении. Оздоровление через туризм - один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психического утомления человека.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ФУНКЦИЯ - это ведущая функция рекреации. Культурные, или духовные, потребности - это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования. Туризм открывает большие возможности для общения человека природными, культурно-историческими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Рекреация сберегает общественно необходимое время. Благодаря рекреации повышается способность трудящихся к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса.

1) неудовлетворенность настоящим положением дел;

2) вдохновение из внешних источников;

4) внутреннее и внешнее признание.

Долой Status Quo Подобный старт управленческого инновационного процесса варьируется, согласно исследованию, от ноющей операционной проблемы до стратегической угрозы и нависшего над компанией кризиса. Управленческие инновации выступают ответом на различные формы вызова, с которым сталкивается организация. В отличие от технологических инноваций, которые зачастую создаются в лабораториях без четкой привязки к тому, какую проблему они призваны разрешить, инновации в менеджменте возникают в основном через необходимость.

Вдохновение приходит из разных источников Кроме желания сделать свою компанию лучше, менеджеры-новаторы нуждаются еще и во вдохновении. Это могут быть примеры из других структур, их аналоги в различных социальных системах или недоказанные, но привлекательные новые идеи. Вдохновение для создания управленческих инноваций редко приходит изнутри самой компании или даже индустрии, в которой она работает. Большинство организаций ограничиваются пристальным наблюдением за конкурентами, что приводит к тому, что все практики в отрасли в конце концов сходятся в одной точке. Получая же вдохновение из иных источников, менеджеры-новаторы приобретают возможность привнести что-то радикально новое в свои компании.

Таким образом, можно сделать вывод, что весь процесс создания управленческих инновации и называется катарсисом, то есть управленческим катарсисом.

Подобные документы

Виды, функции и сущность организации условий труда на рабочем месте, значимость аттестации рабочих мест. Анализ эффективности деятельности ООО "Комплект ЛТД", анализ условий труда на рабочем месте. Мероприятия по улучшению условий труда персонала.

курсовая работа [55,8 K], добавлен 24.10.2009

Роль психогигиены в сфере управления. Причины стресса на рабочем места, способы его предупреждения. Методы психогигиены стресса: релаксация, концентрация, ауторегуляция дыхания. Противострессовая "переделка" дня. Первая помощь при остром стрессе.

курсовая работа [157,4 K], добавлен 08.01.2011

Изменения в организации и факторы управленческих инноваций: политические, экономические, социальные, технологические, рыночные и случайные. Инструменты управления изменениями менеджером предприятия. Основные этапы и проблемы осуществления нововведений.

курсовая работа [102,8 K], добавлен 17.01.2011

Особенности управления инновационной деятельностью. Оценка инноваций по технологическим параметрам и с рыночных позиций. Классификация инноваций и инновационных продуктов с учетом сфер деятельности предприятия. Стадии жизненного цикла инноваций.

контрольная работа [18,8 K], добавлен 22.11.2011

Теоретические аспекты совершенствования стиля и методов принятия решений современным руководителем. Краткая характеристика МУП "Водоканал", анализ показателей предприятия по персоналу. Совершенствование методов применения управленческих решений фирмы.

дипломная работа [278,2 K], добавлен 19.04.2014

Причины длительного отсутствия работника на рабочем месте и понятие дисциплинарной ответственности. Правовое положение работника, не присутствующего на работе длительный период времени. Пути решения для работодателя в связи с прогулами работников.

реферат [36,1 K], добавлен 26.11.2008

Понятие и виды стресса, причины его возникновения и негативные последствия для жизни человека. Рекомендации для минимизации уровня стрессов в рабочем коллективе. Методы и принципы восстановления психического равновесия в условиях кризисной ситуации.

Ортобиотика (греч., от orthos - правильный, прямой, и bion - жить). Искусство вести правильную жизнь.

Ортобиотика — наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Ортобиотика - новая наука о рациональном образе жизни и труда, гармонизации человека и окружающей природы. Рассматривает рекомендации по практическому овладению принципами личного ортобиоза, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения. Ортобиотика рассматривает вопросы философии оптимизма, жизненного путеводителя (что такое здоровье), гигиенических правил, формулу и тесты выживаемости, универсальные средства самосбережения, технологию сдерживания угасания жизни и семью как цитадель ортобиоза.

Из восьми названных устоев жизни долгожителей только последний связан с материальным фактором. Все остальные – психологического и нравственного характера. Другими словами, если рассматривать наше здоровье как сложную систему, включающую физическое, психическое и нравственное состояние человека, то у долгожителей психолого-этические показатели активно преобладают.

Разнообразие впечатлений. Они основа наших эмоций и чувств. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.

Обращение к музыке. Музыка прекрасно снимает усталость, восстанавливает сон, выравнивает ритм сердца. Она может снизить излишнюю возбудимость, создать хорошее настроение, придать бодрость.

Общение с природой. Важный фактор, который действует эмоционально-очищающе и успокаивающе, целительно воздействует на психику любого человека.

Культура общения. Важный элемент ортобиоза. В деловом мире профессиональное и межличностное общение играет чрезвычайно важную роль. Культура общения – соблюдение правил хорошего тона, доброжелательный настрой к людям, проявление уважения и деликатности. Это умение брать лучшее, что есть в духовности других людей.

Самоободрение – преднамеренное возбуждение жизненного оптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации и др.

Самоорганизация труда как важнейшая составляющая НОТ – это организация своего рабочего времени и собственного жизнеобеспечения в процессе профессиональной деятельности, основными элементами которой являются:

личная организованность в соблюдении ортобиоза;

рациональное распределение рабочего времени;

рациональное оборудование рабочего места;

профессиональное выполнение своих функций.

Самоценность личной жизни. В ортобиозе осознание самоценности собственной жизни – исходная предпосылка его успешного построения. Трудовая деятельность имеет огромное значение для каждого человека, но не должна вытеснять все другие. Человек не имеет права обкрадывать свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать полностью свои способности.

Основные принципы психологии здоровья, сформулированные известным врачом Николаем Михайловичем Амосовым:

1. В большинстве болезней виноваты не природа и не общество, а только сам человек.

2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым Она склонна преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создавая у людей мнимые.

3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.

4. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать.

5. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.

6. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум рост в сантиметрах минус 100.

7. Говорят, что здоровье – счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь – она уж точно несчастье.

ОПТИМИЗМ – ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ ОРТОБИОЗА

Именно те модели поведения и имиджа, при которых блокируются механизмы заболевания человека.

Всё большее внимание привлекают к себе экологические проблемы. Люди, в конце концов, поймут, что разумнее не вырубать деревья, а рассаживать их. Так, один гектар лиственных деревьев отфильтровывает 40–50 т пыли в год, а один гектар дубовых деревьев выделяет 830 кг кислорода.

С тех пор оптимизм стал рассматриваться как стержень философских взглядов на жизнь, как духовная энергетика человека. Вот почему столь высока значимость оптимизма для жизнедеятельности людей. Они могут быть разными по темпераменту или по мировоззрению, но если им присущ оптимизм, то они наиболее активны и целеустремлённы. Такие люди в силу своего духовного настроя ориентированы на принятие необходимых мер по самосбережению своего здоровья. Они просто хотят жить и готовы выслушивать советы и следовать рекомендациям, способствующим продлению их жизни.

ОРТОБИОТИКА – РОССИЙСКИЕ ИСТОКИ

Он был глубоко убежден, что суть ортобиоза – обеспечить развитие человека, чтобы он достиг долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей к чувству насыщения жизнью и смиренного желания смерти.

Чтобы ускорить вхождение ортобиотики в наш менталитет, предстоит предпринять немалые усилия, чтобы преодолеть в сознании людей стереотип небрежного отношения к своему здоровью и выработать критическое отношение к своим знаниям, ибо можно многое знать, не зная самого нужного. И, конечно, важна привычка самоконтроля за своим здоровьем.

В чём отличие ортобиотики от медицины и геронтологии, с которыми она тесно соприкасается? Может, нет особой целесообразности в теоретико-методологической и прикладной разработке ортобиотики как самостоятельной научно-технологической дисциплины?

Как правило, в подобной гносеологической риторике решающее значение имеет аргументация по поводу наличия у новоявленной дисциплины своего объекта и предмета исследования.

Итак, в отличие от медицины, объектом которой является болезнь, и геронтологии, объектом которой является процесс увядания человеческого организма, объектом ортобиотики является технология самосбережения людьми здоровья и наполнения их жизненным оптимизмом.

Ни медицина, ни геронтология, ни даже валеология не пользуются подобной методологией. Перспектива сбережения здоровья людей во многом зависит от научного уровня развития медицины, геронтологии и других дисциплин, занимающихся человеческим организмом. Подпитываясь их достижениями, ортобиотика по своей практической значимости прочно займёт среди них первое место.

Международная статистика по здравоохранению свидетельствует: в обеспечении жизни людей приоритет принадлежит образу их повседневной деятельности, культуре обращения с самим собой.

Согласно факториальному анализу, образ жизни представляет 60–70% в общей структуре факторов выживаемости современных людей.

Предназначение ортобиотики – дать научно обоснованные рекомендации на этот счет. Ортобиотика разрабатывает технологии каждого возрастного этапа жизни людей. Она носит превентивный характер, ее наработки призваны помочь людям упреждать какие-либо нежелательные процессы в их физическом, психическом и нравственном здоровье. Для ортобиотики нравственные проблемы чрезвычайно много значат, как и проблемы психологические.

Итак, ортобиотика – это наука, синтезирующая обширный круг различных научных и технологических знаний. Ортобиотику можно считать теоретико-прикладной основой человековедения. Она является антропологической основой для целого ряда теоретических и технологических дисциплин, в тесном соприкосновении с ней находится имиджелогия.

ОРТОБИОТКА - ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяют несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья.

Элементами медико-гигиенических технологий являются использование профилактических программ, контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий в соответствии с рекомендациями СанПиНов (нормальная влажность воздуха, хорошая освещенность и т.п.), профилактика различных заболеваний (прививки, диспансеризация).

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) направлены на физическое развитие студентов. К ФОТ относятся закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

Технологию обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) реализуют специалисты по охране труда, защите в ЧС, строители, представители инженерно-технических служб, гражданской обороны и др. Грамотность студентов по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ и спец. дисциплин.

Главным отличительным признаком здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) является использование психолого-педагогических приемов и методов для решения задач сохранения и укрепления здоровья студентов:

Защитно-профилактические технологии направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий (ограничение предельного уровня учебной нагрузки, использование страховочных средств в спортзалах с целью профилактики травматизма, поддержание чистоты и порядка в учебных помещениях);

Стимулирующие технологии позволяют активизировать собственные силы организма (температурное закаливание, физические нагрузки);

Информационно-обучающие технологии обеспечивают студентам уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о собственном здоровье;

Организационно-педагогические технологии (ОПТ) определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:

- разработана и реализуется система оперативного, текущего и этапного контроля над состоянием здоровья студентов (мониторинг здоровья);

- в содержание и организацию преподавания всех учебных дисциплин интегрированы вопросы, связанные с охраной здоровья, с учетом межпредметных связей и схемы общего структурирования учебно-тематических блоков;

- процесс обучения строится с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей студентов (биологического возраста, их базовых потребностей, ведущей деятельности и др.), закономерностей становления их психических функций (переход от совместных действий к самостоятельным, от действий материального плана к действиям речевого и умственного планов и т.д.);

- обучение строится по единицам, а не по элементам, отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу, минимализуются чисто технические задания, учитываются закономерности угасания следа при запоминании;

- учтены индивидуальные особенности студентов, разработаны приемы работы с группой риска;

- работой всех преподавателей обеспечивается достаточный уровень мотивации студентов, они эмоционально вовлекаются в процесс обучения, и, следовательно, заинтересованы в его результатах;

- учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний, на развитие личности студента как субъекта обучения;

- обеспечивается предупреждение переутомления студентов, перегрузки их памяти и связанные с этим состояния дистресса путем чередования периодов напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления после периодов интенсивной деятельности, смены видов деятельности и т.д.;

- вся образовательная технология строится на приоритете позитивных воздействий. У студента планомерно формируются сознание успешности его деятельности, адекватная самооценка, для чего выбираются соответствующие по сложности задания;

- преподаватель использует показатель успешности студента для развития позитивных начал личности;

- оценка деятельности студента выполняет стимулирующую роль и осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- обеспечивается достаточный уровень общей и коммуникативной культуры преподавателя, что позволяет исключить элементы дидактогенного общения.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно преподаватель может сделать для здоровья студента гораздо больше, чем врач.

Однако позитивные процессы идут пока недопустимо медленно. По статистике 2007 года число здоровых детей, пришедших в школу составляет 12 - 15%, число здоровых выпускников - 5%.

Вывод неутешителен – с каждым годом число студентов с различными заболеваниями растет. Состояние здоровья отражается и на способности обучаться.

Шаги приобщения преподавателя к здоровьесберегающей педагогике могут быть представлены следующим образом:

- осознание проблемы негативного воздействия устоявшихся образовательных систем на здоровье студентов, формирование убеждённости, что привычное отношение к здоровью необходимо менять;

- поиск путей исправления ситуации, признание своей ответственности за результат этой работы;

- овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение соответствующих профессиональных компетенций);

- перестройка своей работы в соответствии с полученными знаниями;

- активное участие в работе всего образовательного учреждения по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики.

Основным элементом здоровьесберегающей технологии является – формирование здоровьесберегающего пространства на учебном занятии.

От преподавателя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье студентов оказывает их пребывание в техникуме, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутритехникумовская среда.



Обеспечение оптимальных гигиенических условий – важный элемент здоровьесберегающих технологий. Их нарушение отражается на всём, что происходит в образовательном учреждении: на учебном процессе, обучении сохранению и укреплению здоровья, воспитание культуры здоровья (создаются противоречия между словами преподавателя и реальностью). Отличительная особенность гигиенических условий заключается в том, что они регламентируют соблюдение соответствие мебели анатомо-физиологическим особенностям студентов, правильной и достаточной освещенностью рабочего места, пониженный уровень шума.

В обязанности преподавателя входят умение и готовность видеть и определять органолептически (с помощью органов чувств) явное нарушение гигиенических условий проведения учебного занятия и, по возможности, исправлять их – самому или с помощью администрации.

Но не менее важным является контроль над психофизиологическим состоянием студентов, что включает в себя:

- умение грамотно оценивать эмоционально-психологическое состояние студентов, его динамику в процессе учебного занятия и при необходимости оперативно корректировать его;

- знание студентов, отнесенных к какой либо группе риска психологического здоровья;

- использование педагогических технологий с учетом психологических особенностей своих воспитанников, их актуального эмоционально- психологического состояния;

- целенаправленное формирование оптимального психологического климата в группе.

При проведении учебного занятия преподаватель обязан учитывать гигиенические критерии рациональной организации занятия, приведенные в таблице.

Управленческий ортобиоз в бизнесе и в жизни

Умение человека находить в себе силы к постоянному развитию, желание выстраивать собственную философию управления своими возможностями ценятся не только в повседневной жизни, но и в бизнесе. Именно эти качества и постулирует наука ортобиоза. Если вы хотите больше узнать о том, как трансформировать свои желания в свои цели и поступки, вам стоит прочитать эту статью.

Конечная цель управления для управленца — сделать свою компанию результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе. Стиль жизни собственника и стиль его управления являются синхронными и совпадают даже в деталях. Компания не может превысить уровень зрелости собственника. Это закон.

Мы день за днем убиваем свое творческое начало. Операционная рутина, типовые задачи… все это заставляет нас становиться роботами, изо дня в день формализуя шаблоны. И если это еще умножить на скорость изменений, которая все увеличивается в жизни и деятельности, то понятно, что в таком формате и ты, и твой бизнес быстро оказываются на обочине жизни. Ты — на больничной койке, бизнес — на задворках рынка. А тем временем, нестандартные стратегии и оригинальные решения становятся главным конкурентным преимуществом.

Время ответственных менеджеров и исполнителей прошло. Теперь от управленца требуется креативное мышление. Люди с развитой творческой жилкой быстрее принимают решения, грамотнее и гибче внедряют инновации, лучше разрабатывают оригинальные и конкурентно способные стратегии. Такие люди и обладают этим конкурентно способным преимуществом.

  1. Внедрить управленческий ортобиоз в личную жизнь и бизнес.
  2. Оптимизировать процесс управления.

Ортобиотика — это наука, изучающая технологию самосбережения людьми здоровья и наполнения жизненным оптимизмом.

Основоположник этой науки русский ученый И.И. Мечников. Он назвал ортобиоз наукой по уходу за собственной персоной. Если мы переносим и внедряем ортобиоз в бизнес, то получается — наука по уходу за собственной персоной собственника и оптимального управления собственным бизнесом. Ортобиоз — это стиль жизни, при котором происходят созидательные процессы как в жизни, так и в бизнесе. Как выстраивать такой стиль жизни, как выстраивать и управлять бизнес-процессами, на все эти вопросы и отвечает управленческий ортобиоз.

  1. Бережное отношение со своим организмом.
  2. Создание собственного индивидуального стиля управления.
  3. Постоянная, сознательная актуализация интереса к жизни и людям.

Только здоровый организм и структура обладают изумительной способностью извлекать и производить новые ресурсы. Теория ортобиоза основана на изучении человеческой природы и на установлении средств устранения ее дисгармонии.

Ортобиоз в бизнесе — это способность проявлять свой стиль управления, при котором формируется возможность беречь и приумножать ресурсы.

Ортобиоз в бизнесе — это способность управленца трансформировать то, что есть и то, что было в то, как я хочу, чтоб это было.

Компания, бизнес не могут быть выше по уровню зрелости, чем собственник и/или управленец. И тогда, прежде чем внедрять управленческий ортобиоз в бизнес, управленцу необходимо внедрить ортобиоз в свою жизнь. И после этого или одновременно заняться оптимизацией компании. Оптимизация компании — это то, на что направленно внимание управленца.

  1. Понять, зачем вам деньги. Когда и если… то что?
  2. Определиться с типом рынка.
  3. Определиться с поведением клиента.

И только тогда будет понятен портрет компании, которую мы строим. После этого можно переходить к вопросам оптимизации. И от слова — оптимизм, и от слова — оптимум.

  1. Продюсирование. Производство выдающихся результатов.
  2. Администрирование. Оптимальный порядок в процессах.
  3. Интерпринеринг. Поиск новых процессов, новаторство, прогнозирование, управление изменениями.
  4. Интеграция. Создание атмосферы, интеграция команды.

Фокус внимания в базовых сферах бизнеса помогает стабилизировать и приумножать ресурсы. И как следствие этого — развивать бизнес. Когда и если вы внедрите управленческий ортобиоз, то состояние и ваше, и вашего бизнеса заметно поменяется.

Построить успешный бизнес сегодня можно! Нужно уметь сохранять и наращивать ресурсное состояние, генерировать идеи и грамотно считать финансы. Ортобиоз открывает дверь в новый мир бизнеса! Мир, в котором именно вы будете определять правила и создавать свой Life Style.

Внедрив ортобиоз в бизнес, ваше дело станет жизнеустойчивым и сверх маржинальным. И при этом ваше ресурсное состояние как управленца будет наполненным, жизнерадостным и оптимистичным.

Читайте также: