Социальные расходы как приоритет бюджетной политики государства доклад

Обновлено: 07.05.2024

В настоящее время в условиях экономической нестабильности, которая стала следствием введенных санкций, государство определило расширение социальной поддержки как одно из основных направлений бюджетной политики. Социальная политика в первую очередь направлена на поддержку семей с детьми, лиц старшего возраста, инвалидов и граждан, находящихся за чертой бедности.

Она включает в себя такие показатели как пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и обеспечение населения, охрану семьи и детства, прикладные научные исследования в данной области и другие вопросы. Обеспечивается социальная политика благодаря осуществлению денежных выплат населению, в частности это публичные нормативные социальные выплаты гражданам, стипендии, премии, гранты и иные выплаты .

Социальные расходы государства-это затраты бюджетной системы в сферах социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, сми, физической культуры и спорта.

Рассматривать социально значимые расходы принято как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. Это обуславливается федеративным устройством Российской Федерации, наличием 85 субъектов в ее составе, которые различаются экономическим положением, бюджетной обеспеченностью, уровнем и качеством жизни населения, приоритетами в политике и другими показателями.

Наиболее полно всю структуру федерального бюджета и бюджетов регионов отражает консолидированный бюджет Российской Федерации, анализ которого позволяет понять масштаб различий в финансировании социальной среды между регионами и причины этого неравенства. Основная часть финансирования социальных обязательств распределяется при помощи таких межбюджетных трансфертов как дотации, субсидии и субвенции, которые направляются в бюджеты субъектов и муниципальных образований. Также большой объем социальных расходов осуществляется через государственные внебюджетные фонды- Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государство ставит перед собой задачу повысить уровень и качество жизни населения. И одним из наиболее важных инструментов для достижения данной цели является социальная политика. В 2017 году в структуре расходов федерального бюджета она составляет 5097,1 млрд. рублей, 31,4% от общего объема расходов, и является наибольшей по величине. Для сравнения, в 2016 году расходы федерального бюджета на социальную политику составили 4628,1 млрд. рублей, что с учетом установленного Федеральной службой государственной статистики уровня инфляции в 2016 году в 5,4% позволяет сделать вывод о реальном повышении затрат на социальные нужды.

Таким образом, можно выделить такую тенденцию в государственной политике социальных расходов как повышение объема расходов. На сегодняшний день экономическая обстановка в мире не даёт поводов предполагать высокие темпы роста социально значимых расходов, однако для того, чтобы реальный уровень этих выплат не падал вследствие инфляции, государство планирует размеренно повышать объем расходов.

Расходы по выплатам отдельным категориям граждан, вместе с тем, снижаются. Это, например, расходы на компенсации в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации или компенсации в возмещении вреда, причинённого здоровью граждан в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву. Такая тенденция обусловлена сокращением численности граждан-получателей данных выплат .

В сфере здравоохранения в 2017 году ожидается рост объема расходов. Консолидированный бюджет в данной области по отношению к 2016 году увеличится на 9,8% и составит 3004,7 млрд. рублей, а в 2018 году вырастет еще на 9,2% . Однако здесь необходимо отметить изменение механизма финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи. Если раньше она оплачивалась из федерального бюджета, то с 2017 года эту обязанность несёт Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. На объем расходов данное изменение не повлияет, но, с точки зрения структуры, федеральный бюджет сократится, а бюджет территориального фонда увеличится, что обеспечит принятие наиболее рациональных решений.

Расходы на образование в 2017 по сравнению с предыдущим годом увеличатся на 2% и составят 568,5 млрд. рублей . Такие значения связаны в большей степени с решением повысить оплату труда педагогов федеральных государственных образовательных учреждений. При этом большая часть расходов в этой области как и в предыдущие годы направлена на региональный уровень- на дошкольное и общее образование.

В краткосрочной перспективе тенденцию к повышению расходов также имеют такие отрасли социальной политики как культура и кинематография, физическая культура и спорт. В средства массовой информации, согласно Бюджету для граждан на 2017 год, планируется направлять такой же объем денежных средств, который на них расходовался в 2016 году.

Таким образом, на социальные расходы в государственной политике оказывает большое влияние экономическое положение в стране. Негативные аспекты в народном хозяйстве государства тормозят процесс развития и расширения объёмов выплат по многим направлениям государственных расходов, в том числе по некоторым аспектам социальной политики. Однако, несмотря на это, бюджетное законодательство гарантирует исполнение тех расходных обязательств, которые уже приняты, что даёт уверенность в обеспечении для граждан минимально необходимых для безбедного существования условий.

С развитием государства растёт и значимость для его руководства благосостояния населения. Данный факт порождает вслед за собой растущую значимость социальной политики, цель которой и состоит в оказании помощи тем слоям населения, которым она необходима. Рост роли социальной составляющей населения в мире подтверждает актуальность выбранной темы.

В соответствии с Конституцией РФ, Россия – социальное государство, политика которого состоит в обеспечении достойного уровня жизни и свободном развитии его граждан. Именно социальная сфера является одним из важнейших индикаторов, демонстрирующих уровень социально-экономического развития экономики страны. Таким образом, Конституцией закреплено право граждан РФ на получение определённого спектра социальных услуг за счёт государства по рождению.

В социальные расходы, как правило, включаются расходы бюджета на образование, здравоохранение, культуру и искусство, физическая культуру и спорт, социальную защиту населения. Рассмотрим подробнее расходы федерального бюджета на социальную политику.

Актуальность исследования расходов на социальную политику подтверждается тем, что именно через нее проявляются основные тенденции и особенности взаимоотношений общества и государства.

Социальная политика – это деятельность государства и иных общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение достойного уровня благосостояния, формирование необходимой социальной поддержки, помощи и защиты.

2018

2019

2020

2021 (план)

2022 (план)

Расходы всего, в том числе:

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Охрана окружающей среды

Социальная политика

4 706,10

4870,40

6 990,30

5046,10

4827,70

Физическая культура и спорт

Средства массовой информации

Обслуживание государственного и муниципального долга

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

Показатель

Утверждено, млрд руб.

Исполнено

млрд руб.

Социальное обслуживание населения

Социальное обеспечение населения

Охрана семьи и детства

Прикладные научные исследования в области социальной политики

Другие вопросы в области социальной политики

Российское правительство поставило своей целью повышение уровня пенсий. По его мнению, она должна составлять 40% от заработной платы, а максимальной границей обозначил 20 тыс. руб. К данному размеру Правительство планировало стремиться постепенно, увеличивая размер выплачиваемой пенсии на 1 тыс. руб. каждый месяц [3].

Все это было предложено в симбиозе с увеличением пенсионного возраста граждан. На сегодняшний день минимальный размер пенсии соответствует федеральному прожиточному минимуму и составляет 9311 руб. Также отметим, что предложенная Правительством России надбавка пенсионерам 1000 рублей, составила в 2019 г. - 949 руб., в 2020 г. - 917 руб., в 2021 г. - 928 руб.

Рассмотрим структуру расходов Федерального бюджета на социальную политику в 2020 году (рисунок).


Рис. Структура расходов Федерального бюджета на социальную политику за 2020 г. [6]

На основе проведенного анализа мы можем сделать вывод, что рационально было бы перенять зарубежный опыт улучшения благосостояния пенсионеров путем внедрения в систему обеспечения негосударственных финансовых ресурсов. Например, в ФРГ существует такая позитивная практика, когда поддержку пенсионерам оказывают за счет введения страхования по уходу при болезни и в старости из расчета взносов работающего населения в страховые кассы населения. В случае если пенсионер нуждается в длительном уходе, то государство предоставляет выплаты тем, кто за ними ухаживает, будь то родственник, сиделка и т.д. Данная практика приводит к тому, что средства бюджета не становятся единственным источников финансирования пенсионной системы, что позволяет аккумулировать оставшиеся средства между другими важными и смежными сферами [4].

Однако, не заостряя внимание именно на пенсионном обеспечении, заметим, что немало средств выделяется на социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства. Ежегодно внедряются различного рода программы в помощь семьям и детям. Например, материнский капитал, выплату которого не только продлили, но и увеличили, что говорит о положительных тенденциях в данной сфере. Его индексация в 2021 году составила порядка 4% и в абсолютном значении достигла 483 881,83 руб., что на 17 264 руб. больше, чем в предшествующем 2020 году. Получить данный сертификат могут семьи, имеющие право на дополнительные меры господдержки семей с детьми, которыми они владели до 1 января 2020 года. А также те, у которых данное право возникло уже в 2020 году по случаю рождения или усыновления первого ребёнка.

Если же в семье родился или было усыновление последующего ребёнка, то с 2020 года стали выплачивать материнский капитал в размере 639 431 руб., что на 3,69 % и на 22 814 руб. больше, чем годом раннее. Определённую меру поддержки оказали семьям, в которых возраст детей находится от 3 до 16 лет. Это перечисление в размере 10.000 рублей на ребёнка.

Поддержкой со стороны государства оказалось использование бюджетных ассигнований, где были выделены средства на отдельный семейный детский бюджет, сумма которого в 2019 году составляла 755,29 млрд. руб. (0,71% ВВП), в 2020 г. – 779,6 млрд. руб. и в 2021 г. – 783,7 млрд. руб. Однако это не значит, что в ближайшее время будет введены новые пособия для детей. Данные средства предусмотрены на повышение действующих выплат, а также на развитие и расширение инфраструктуры. Не смотря на предложенные меры и реализацию различных государственных программ, Комитет по делам семьи, женщин и детей ГД все-таки отмечает нехватку средств на жилье для сирот [4].

Резюмируя вышеизложенное, отметим двоякий результат проводимых реформ: с одной стороны, именно социальная политика является наиболее приоритетной сферой расходов российского государства; с другой стороны, каких-либо значимых результатов реформирования в данном сегменте пока не наблюдается, поскольку прослеживается финансовая уязвимость социально-незащищенных слоев населения. Однако различного рода господдержка и бюджетные ассигнования, выделяемые на их реализацию, свидетельствуют о том, что, несмотря на отсутствие результатов по повышению уровня жизни населения, намечены шаги к изменению ситуации в лучшую сторону, и наблюдаются положительные тенденции.

Читайте также: