Доклад на тему елизавета федоровна романова

Обновлено: 08.05.2024

4 февраля 1905 года. В России полным ходом идет Первая русская революция. В этот день в Кремле недалеко от Никольской башни была взорвана карета генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея. Очевидцам этой трагедии открылась страшная картина: от тела в целости остались только голова, руки и ноги. Около места взрыва на коленях стояла женщина и собирала останки убитого. Это была великая княгиня Елизавета Федоровна, жена князя Сергея. Сегодня мы расскажем об этом необыкновенном человеке - о княгине, ставшей святой.

Елизавета Гессен-Дармштадтская родилась 1 ноября 1864 года. Она была старшей сестрой Аликс - будущей русской императрицы Александры Федоровны. В 14 лет Элла (так звали ее в семье) потеряла младшую сестру, брата и мать и переехала вместе с Аликс жить к бабушке - королеве Виктории. В отличие от своих тихих и замкнутых сестер Элла была активной, волевой, довольно прямолинейной, но невероятно красивой девушкой - одной из самых завидных невест Европы. В 1883 году ей подобрали жениха - младшего брата русского императора Александра III Сергея Александровича. После года взаимных уговоров и ожиданий они поженились. Сначала состоялась церемония православного бракосочетания, а после - лютеранского (Элла была протестанткой, а по законам ей не требовалось менять религию). С этого момента началась история русской великой княгини Елизаветы.

Семейная жизнь Елизаветы и Сергея до сих пор окутана тайнами и слухами. У пары не было детей, поэтому в обществе циркулировали сплетни о том, что супруги приняли обет целомудрия (но документы подтверждают, что они хотели детей, но почему-то не могли их иметь, поэтому воспитывали только детей князя Павла - брата Сергея, у которого в родах умерла жена). Не давали спокойной княжеской чете и слухи о нетрадиционных связях Сергея, которые до наших дней не имеют ни подтверждения, ни опровержения. Одно можно сказать точно: они любили друг друга. Элла писала мужу проникновенные письма, а тот преклонялся перед ее красотой и заваливал жену подарками по поводам и без.

Великая княгиня Елизавета после приезда в Россию очень быстро выучила русский язык и говорила без акцента. Спустя некоторое время они с мужем открыли в Москве, куда Сергея назначили генерал-губернатором, Елизаветинское благотворительное общество, в котором принимали детей нищих и бездомных. Кроме этого, княгиня активно развивала благотворительность. Успевала Элла участвовать и в светской жизни. А в 1891 году она приняла, пожалуй, самое главное решение в жизни: великая княгиня перешла в православие.

За пару лет до этого Элла и Сергей совершили паломничество в Святую землю, где участвовали в открытии храма в честь святой Марии Магдалины. Там Елизавета сказала: "Как бы я хотела быть похороненной здесь. ".

Время конца 19 - начала 20 вв. стало периодом нарастания напряжения в обществе и усиления революционно-террористической деятельности. Сергей и Элла, неоднократно получавшие письма с угрозами в свой адрес, стали умолять императора Николая побороть мятеж и усмирить страну, не без оснований опасаясь за свою жизнь. 1 января 1905 года Сергей был снят с поста генерал-губернатора Москвы, а еще через какое-то время он с женой и приемными детьми переехал в Кремль. В эти дни террористы уже приготовили план убийства великого князя и со дня на день собирались его реализовать.

4 февраля 1905 года карета Сергея Александровича была взорвана в Кремле недалеко от Никольской башни. Убийцей князя оказался эсер Иван Каляев, которого арестовали на месте. Через три дня Сергея похоронили в Новоспасском монастыре Москвы, а не в Петропавловском соборе Петербурга, где покоились все Романовы. Интересно, что царь и царица на похороны не прибыли.

Спустя несколько дней после трагедии и траурных мероприятий великая княгиня пришла в тюремную камеру к убийце своего мужа. Они минут двадцать разговаривали, после чего Елизавета оставила Каляеву Евангелие и сказала, что прощает его. Через пару дней она подала прошение царю о помиловании террориста, которое не было удовлетворено.

С этого момента жизнь княгини круто изменилась. Она оделась в траур по мужу, стала много молиться, соблюдала посты, а ее комната во дворце, откуда вынесли все ценности и дорогую мебель, превратилась в монашескую келью. Спустя четыре года она, всегда мечтавшая помогать страждущим, продала все свои драгоценности и на вырученные деньги в купленной усадьбе основала похожую на православный монастырь Марфо-Мариинскую обитель милосердия, в которой жили единомышленницы княгини, желавшие помогать людям. Сама Елизавета стала главой обители, а приходившие служить туда женщины стали сестрами милосердия. Княгиня даже разработала для всех специальную одежду, похожую на монашеские облачения.

Интересно, что монахинями ни Елизавета, ни сестры не были. Приходившие в обитель женщины принимали обеты, но через несколько лет могли уйти в мир и основать семью. Также каждая из них проходила курсы медицинской подготовки.

Сестры милосердия во главе с княгиней лечили больных, ухаживали за страждущими, делали перевязки, кормили и поили бездомных, занимались религиозным просвещением людей. В обители был построен храм, в котором проходили богослужения. Кроме того, при обители был приют для девочек-сирот. Сама Елизавета успевала также посещать самые неблагополучные районы Москвы, где оказывала медицинскую помощь и вызволяла оттуда младенцев. Как только началась Первая мировая, в обитель потекли раненые солдаты с фронтов. В 1915 году при содействии Елизаветы была создана первая в России протезная мастерская.

Елизавету Федоровну в обществе любили и уважали почти все, но вот взаимоотношения с сестрой - императрицей Александрой - день ото дня становились все хуже и хуже. Причиной раздора был все тот же Григорий Распутин. Темой их последней встречи в 1916 году стал он: Елизавета, ненавидевшая Григория и считавшая его шарлатаном, который губит авторитет царской семьи, захотела уговорить сестру отдалить от себя Распутина. Феликс Юсупов вспоминал: " …великая княгиня Елизавета Федоровна, также почти не бывая в Царском, приехала переговорить с сестрой. После того ожидали мы ее у себя. Пришла она к нам дрожащая, в слезах. "Сестра выгнала меня, как собаку! – воскликнула она. – Бедный Ники, бедная Россия!"". Больше они не виделись.

В 1917 году грянула Февральская революция, которая, однако, на княгиню никак не повлияла. А вот после Октябрьского переворота жизнь обители милосердия стала труднее. Послы некоторых европейских стран пытались уговорить Елизавету уехать из России, но она всякий раз отказывалась. В мае 1918 года ее вместе с сестрой обители Варварой Яковлевой арестовали и отправили сначала в Екатеринбург, где уже жила царская семья, а потом в Алапаевск, где ее поместили под арест с другими Романовыми. В ночь с 16 на 17 июля была расстреляна царская семья, а следующей ночью алапаевские узники были живыми сброшены в шахту. Когда тела в октябре были извлечены из шахты белогвардейцами, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её одежды. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.

В 1920 году тела убитых были перевезены в Читу, оттуда в Пекин, а через год останки княгини Елизаветы и ее помощницы Варвары были доставлены в Иерусалим, в храм Марии Магдалины, где они и были похоронены. Сбылась мечта княгини Елизаветы более чем 30-летней давности. В 1992 году они были причислены к лику святых.

Такой была жизнь необыкновенной княгини Елизаветы Федоровны. Она, родившаяся в земле Гессен, бывшая внучкой королевы Виктории, в России стала не только княгиней, но и благотворительницей, основательницей обители милосердия и . святой.

Биография великой княгини Елизаветы Феодоровны

Письмо княгини Елизаветы отцу о принятии Православия

Мученическая смерть княгини Елизаветы

Елизавета Фёдоровна: жизнь, как дорога, полная света

Милосердная княгиня

Пример для подражания в делах благотворительности

Где покоятся мощи святой княгини Елизаветы

Канонизация великой княгини Елизаветы

Икона святой преподобномученицы княгини Елизаветы

Молитва святой княгине Елисавете

Стихотворение о великой княгине Елизавете Феодровне

Марфо-Мариинская обитель

Когда празднуется память святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

Память святых преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары мы празднуем в день их мученической смерти — 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю). 1 ноября - день рождения великой княгини Елисаветы. 11 октября - день обретения мощей преподобномученицы Елисаветы.

Биография великой княгини

Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Как немецкую принцессу, ее воспитывали в протестантской вере. Сестра Елизаветы Алиса стала супругой Николая II, а сама она в 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней. По традиции, всем немецким принцессам давали отчество Феодоровна — в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Немка по происхождению, Елизавета Федоровна в совершенстве выучила русский язык и полюбила новую родину всей душой. В 1891 году, после нескольких лет размышлений, она приняла православие. Много занималась благотворительностью: посещала больницы, тюрьмы, детские приюты.

В 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева погиб генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Елизавета Федоровна первой прибыла на место трагедии и своими руками собирала части тела любимого мужа, разбросанные взрывом.

Елизавета Феодоровна решила отдать все свои силы служению Христу и ближним. Она купила на Большой Ордынке участок земли и в 1909 году открыла там Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа.

Во время Первой мировой войны великая княгиня активно поддерживала фронт: помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви.

В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали и отправили в ссылку на Урал — в город Алапаевск. За матушкой последовали сестры милосердия Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Екатерину позже отпустили на свободу, а Варвара отказалась уезжать и осталась с великой княгиней до конца.

Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как в глубине шахты мученики пели Херувимская песнь.

Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела мучеников достали из шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.

Письмо Елизаветы Федоровны отцу о принятии Православия

Княгиня Елизавета Федоровна

О приятии Православия Елизавета Федоровна думала с тех пор, как стала супругой великого князя Сергея Александровича. Но немецкая принцесса переживала, что этот шаг будет ударом для ее семьи, верной протестантизму. Особенно для отца, великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV. Только в 1891 году княгиня написала отцу письмо:

Отец не благословил дочь менять веру, но она уже не могла изменить решения и через таинство Миропомазания стала православной.

Мученическая смерть великой княгини Елизаветы Федоровны

Великую княгиню Елизавету Федоровну арестовали в 1918 году. В этот день святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель и отслужил там Божественную Литургию. Почти сразу после его отъезда за настоятельницей приехала машина с комиссаром и латышскими стрелками. На сборы дали тридцать минут. Благословив сестер, в сопровождении сестер Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой матушка отправилась в ссылку.

Заключенных на поезде отвезли на Урал — в городок Алапаевск. Вместе с настоятельницей Марфо-Мариинской обители и сестрами отправили великого князя Сергея Михайловича, его секретаря Федора Ремеза, трех братьев — Иоанна, Константина и Игоря; князя Владимира Палея. Сестер Варвару и Екатерину хотели отпустить, но инокиня Варвара пожелала разделить крест с великой княгиней.

Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как из глубины шахты звучала Херувимская песнь. Мученики пели, пока не изнемогли от ран.

Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела убиенных достали из алапаевской шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения; голова великого князя была перевязана куском ткани.

Где покоятся мощи великой княгини

В 1921 году останки великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары вывезли в Иерусалим. Там они обрели покой в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

Канонизация

Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала мучениц Елисавету и Варвару в 1981 году.

В 1992 году Русская Православная Церковь причислила преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару к лику святых новомучеников России. Память их мы празднуем в день их мученической смерти 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю).

Икона святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

Икона княгини Елизаветы

Чаще всего иконописцы изображают святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету Феодоровну стоящей; ее правая рука обращена к нам, в левой — миниатюрная копия Марфо-Мариинской обители. Иногда в правой руке святой Елисаветы изображают крест (символ мученичества за веру еще со времен первых христиан); в левой — четки.

Молитвы святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне

Тропарь преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне

Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Кондак преподобномученице великой княгини Елисаветы Феодоровны

Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.

Стихотворение о великой княгине Елизавете Федоровне

Княгиня Елизавета Федоровна

В 1884 году великий князь Константин Константинович Романов посвятил Елизавете Федоровне стихотворение.

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

Марфо-Мариинская обитель

После гибели мужа от рук террориста Елизавета Федоровна стала вести почти монашеский образ жизни. Ее дом стал похож на келью, она не снимала траур, не посещала светские мероприятия. Молилась в храме, соблюдала строгий пост.

Часть своих драгоценностей великая княгиня раздала, а другую часть потратила, чтобы построить обитель милосердия на Большой Ордынке. Здесь были два храма, большой сад, больница, приют для сирот и многое другое.

Первый храм в монастыре освятили во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии, второй — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В Марфо-Мариинской обители милосердия действовал устав монастырского общежития. В 1910 году епископ Трифон (Туркестанов) посвятил 17 насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия, а великую княгиню — в сан настоятельницы.

Духовником монастыря стал протоиерей Митрофан Серебрянский. Сама настоятельница вела подвижническую жизнь. Постилась, спала на жесткой кровати, еще до рассвета вставала на молитву, работала до позднего вечера: распределяла послушания, присутствовала на операциях в клинике, вела административные дела обители.

Все операции в больнице проводились бесплатно, причем работали тут лучшие специалисты Москвы. Была и бесплатная столовая для бедняков. Марфо-Мариинская обитель, по сути, выполняла роль многофункционального социально-медицинского центра.

Марфо-Мариинская обитель милосердия. Москва, конец XIX в.

Марфо-Мариинская обитель милосердия. Москва, конец XIX в.

После октябрьской революции 1917 года обитель поначалу не беспокоили, даже привозили сестрам продовольствие и медикаменты. Аресты начались позже. В 1918 году под страху заключили Елизавету Федоровну.

Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 года. Некоторых сестер отправили в ссылку, другие объединились в общину и создали в Тверской области маленькое огородное хозяйство.

Через два года в Покровском храме открыли кинотеатр, а потом там разместился дом санитарного просвещения. В алтаре поставили статую Сталина. После Великой Отечественной войны в соборе обители обосновались Государственные художественные реставрационные мастерские, остальные помещения заняли поликлиника и лаборатории Всесоюзного института минерального сырья.

В 1992 году территорию монастыря передали Русской Православной Церкви. Сейчас обитель живет по уставу, созданному Елизаветой Федоровной. Насельницы проходят обучение в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия, помогают нуждающимся, работают во вновь открытых на Большой Ордынке приюте для девочек-сирот, благотворительной столовой, патронажной службе, гимназии и культурно-просветительском центре.

Жизненный путь Елизаветы Федоровны Романовой, жены великого князя Сергея Александровича. Принятие православия, благотворительность, создание милосердной обители, посвящение в крестовые сестры, арест после Февральской революции, смерть и захоронение.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.12.2016
Размер файла 753,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История жизни Елизаветы Федоровны Романовой

О ней все говорили, как об ослепительной красавице, а в Европе считали, что есть только две красавицы на Европейском Олимпе, и та и другая - Елизаветы. Елизавета Австрийская, супруга императора Франца Иосифа, и Елизавета Федоровна.

Елизавета Федоровна, старшая сестра Александры Федоровны, будущей русской императрицы, была вторым ребенком в семье герцога Гессен-Дармштадского Людовига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Еще одна дочь этой четы - Алиса - стала впоследствии императрицей российской Александрой Федоровной.

Великий князь Константин Константинович Романов, тот самый КР, посвятил Елизавете Федоровне в 1884 году такие строки:

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:

Ты так невыразимо хороша!

О, верно, под такой наружностью прекрасной

Такая же прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной

В твоих очах таится глубина;

Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;

Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто

Средь зол и скорби многой

Твою не запятнает чистоту.

И всякий, увидав тебя, прославит Бога,

Создавшего такую красоту!

В двадцать лет принцесса Елизавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II. До этого все претенденты на ее руку получали категорический отказ. Венчались в церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, и, конечно, на принцессу не могла не произвести впечатления величественность события. Красота и древность обряда венчания, русская церковная служба словно ангельское прикосновение поразили Елизавету, и она уже не смогла забыть этого чувства всю свою жизнь.

У нее возникло неодолимое желание познавать эту загадочную страну, ее культуру, ее веру. И облик ее стал меняться: из холодноватой немецкой красавицы великая княгиня постепенно превращалась в одухотворенную, всю как будто светящуюся внутренним светом женщину.

Большую часть года семья проводила в их имении Ильинское в шестидесяти километрах от Москвы, на берегу Москвы-реки. Но были и балы, гуляния, театральные постановки. Жизнерадостная Элли, как ее называли в семье, своими домашними театральными постановками и праздниками на катке вносила юный задор в жизнь императорской семьи. Здесь любил бывать наследник Николай, а когда в дом великого князя приехала двенадцатилетняя Алиса, он стал приезжать еще чаще.

Древняя Москва, ее уклад, ее старинный патриархальный быт и ее монастыри и церкви очаровали великую княгиню. Сергей Александрович был человеком глубоко религиозным, соблюдал посты и церковные праздники, ходил на богослужения, ездил в монастыри. И вместе с ним всюду бывала великая княгиня, выстаивающая все службы.

Как это не было похоже на протестантскую кирху! Как пела и ликовала душа княгини, какая благодать разливалась по ее душе, когда она видела Сергея Александровича, преображенного после причастия. Ей хотелось вместе с ним разделить эту радость обретения благодати, и она начала серьезно изучать православную веру, читать духовные книги.

Элли не требовалось переходить в православную веру при бракосочетании с великим князем Сергеем Александровичем, поскольку тот не мог быть ни при каких обстоятельствах наследником престола. Но она сделала это из внутренней потребности, она же объяснила своей сестре всю необходимость этого и то, что переход в православие не будет для нее отступничеством, но, наоборот, обретением истинной веры.

Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович

В 1891 году император назначил великого князя Сергея Александровича московским генерал-губернатором. Москвичи скоро узнали великую княгиню как защитницу сирых и убогих, больных и бедных, она ездила в больницы, богадельни, приюты, помогала многим, облегчала страдания, раздавала помощь.

Когда началась Русско-японская война, Елизавета Федоровна сразу же занялась организацией помощи фронту, во всех залах Кремлевского дворца были устроены мастерские для помощи солдатам. Медикаменты, продовольствие, обмундирование, теплые вещи для солдат, пожертвования и средства, - все это было собрано и отправлено великой княгиней на фронт. Она сформировала несколько санитарных поездов, устроила в Москве госпиталь для раненых, в котором часто бывала, организовала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте. Но особенно трогательно солдату было получить от великой княгини иконки и образа, молитвенники и Евангелия. Она особенно заботилась об отправке походных православных храмов со всем необходимым для совершения богослужения.

В стране в это время бесчинствовали революционные группы, и Сергей Александрович, считавший необходимым принять более жесткие меры по отношению к ним и не нашедший поддержки, подал в отставку. Государь отставку принял. Но все было напрасно. Тем временем боевая организация эсеров уже приговорила великого князя Сергея Александровича к смерти. Власти знали о готовившемся покушении и пытались его предотвратить. Елизавета Федоровна получала анонимные письма, в которых ее предупреждали, что если она не хочет разделить участь мужа, пусть не сопровождает его нигде. Княгиня же, наоборот, старалась всюду бывать вместе с ним, не оставлять его ни на минуту. Но 4 февраля 1905 года это все-таки произошло. Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым у Никольских ворот Кремля. Когда туда прибыла Елизавета Федоровна, там уже собралась толпа народа. Кто-то попытался помешать ей подойти к месту взрыва, но когда принесли носилки, она сама сложила на них останки своего мужа. Целыми были только голова и лицо. Да еще подобрала она на снегу иконки, которые носил на шее муж.

Процессия с останками двинулась к Чудову монастырю в Кремле, Елизавета Федоровна шла за носилками пешком. В церкви она опустилась на колени рядом с носилками у амвона и склонила голову. Всю панихиду простояла она на коленях, только иногда бросала взгляд на сочившуюся сквозь брезент кровь.

Потом она встала и прошла сквозь замеревшую толпу к выходу. Во дворце она велела принести ей траурное платье, переоделась и стала составлять телеграммы родственникам, писала абсолютно четким, ясным почерком. Только казалось ей, что это делает за нее кто-то другой. Совсем другой. Несколько раз она справлялась о самочувствии кучера Ефима, который прослужил у великого князя двадцать пять лет и сильно пострадал во время взрыва. Вечером ей сказали, что кучер пришел в сознание, но никто не решается сказать ему о гибели Сергея Александровича. И тогда Елизавета Федоровна пошла к нему в госпиталь. Увидев, что кучер очень плох, она склонилась над ним и ласково сказала, что все обошлось благополучно и Сергей Александрович просил ее навестить старого слугу. Кучер будто просветлел лицом, успокоился и через некоторое время спокойно скончался.

На следующее утро хоронили великого князя. В последний момент на одной из крыш у места убийства нашли его сердце. Успели положить в гроб.

Вечером она поехала в Бутырскую тюрьму. Начальник тюрьмы пошел в камеру преступника вместе с ней. На пороге камеры она на секунду задержалась: правильно ли я делаю? И будто голос был ей, голос мужа, желавший прощения убийце.

Каляев с горячечным блеском в глазах поднялся к ней навстречу и с вызовом крикнул:

- Я его вдова. Почему вы его убили?

- Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз в то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним и я не решился его тронуть.

- И вы не поняли того, что убили меня вместе с ним?

Убийца не ответил.

Она пыталась объяснить ему, что принесла прощение от Сергея Александровича. Но он не слышал, они говорили на разных языках. Елизавета Федоровна просила его покаяться, но ему были незнакомы эти слова. Более двух часов говорила с Каляевым великая княгиня, она принесла ему Евангелие и просила почитать его. Но все было напрасно. Оставив Евангелие и маленькую иконку, она ушла.

Великая княгиня просила императора Николая II о помиловании Каляева, но оно было отклонено, потому что преступник не раскаялся. На суде он требовал себе смертного приговора, с горящими глазами безумно повторял, что будет всегда уничтожать политических противников. Ей передали, правда, что в последнюю минуту он взял в руки икону и положил ее на подушку.

После кончины мужа Елизавета Федоровна не снимала траур, много молилась, постилась. Решение пришло в долгой молитве. Она распустила двор, разделила свое состояние на три части: в казну, наследникам мужа и самую большую часть на благотворительные нужды.

В 1909 году великая княгиня приезжала в Полоцк на перенесения мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киева. Судьба Евфросинии о многом говорила Елизавете Федоровне: она умерла в Иерусалиме, будучи первой, по-видимому, русской паломницей. Как вспоминала она их поездку с Сергеем на Святую землю, сколь безмятежно было их счастье, как ей было хорошо и покойно там!

После смерти мужа из доли состояния, предназначенного на благотворительные цели, великая княгиня выделила часть денег на приобретение усадьбы на Большой Ордынке и начала здесь строительство церкви и помещений обители, амбулатории, приюта. В феврале 1909 года была открыта Марфо-Мариинская обитель Милосердия, в ней было всего шесть сестер. На территории обители построили два храма: первый - в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии, второй - Покрова Пресвятой Богородицы. Под последним соорудили небольшую церковь-усыпальницу. Великая княгиня думала, что здесь будет покоиться после смерти ее тело, но Бог судил иначе.

Были построены богадельня, больница и детский приют. Обитель была необычайно красива, здесь совершались запомнившиеся многим современникам проникновенные богослужения. Храмы, один из которых был построен знаменитым архитектором Щусевым и расписан художником Михаилом Нестеровым, благоухание цветов, оранжереи, парк - все являло собой духовную гармонию.

Сестры учились основам медицины, посещали больницы и богадельни, именно сюда привозили самых тяжелых больных, от которых все отказывались, к ним приглашали лучших специалистов, врачебные кабинеты и хирургическая клиника были лучшими в Москве, все операции проводили бесплатно. Здесь же была построена аптека, где бедным лекарства тоже отпускались бесплатно.

Ее не пугали ни болезни, ни грязь окружающая, ни брань, разносившаяся по Хитровке, неутомимо и ревностно искала она здесь сирот, переходила вместе со своими сестрами Варварой Яковлевой или княжной Марией Оболенской из притона в притон, уговаривая отдать их на воспитание ей. Мальчики с Хитровки в скором времени стали работать в артели посыльных, девочек устраивали в закрытые учебные заведения и приюты, в обители также был организован приют для девочек-сирот, а для бедных детей к Рождеству устраивали большую елку с подарками.

Кроме того, в обители была открыта воскресная школа для работниц фабрики, организована библиотека, где бесплатно выдавались книги, ежедневно для бедных отпускалось более 300 обедов, а те, у кого были многодетные семьи, могли брать обеды домой. Со временем ей хотелось распространить опыт своей обители на всю Россию и открыть отделения в других городах. В 1914 году крестовых сестер в обители было уже 97.

В обители великая княгиня вела подвижнический образ жизни: спала на деревянных досках без матраса, тайно носила власяницу и вериги, делала все сама, строго соблюдала посты, питалась только растительной пищей. Когда больной нуждался в помощи, она просиживала у его потели всю ночь до рассвета, ассистировала при самых сложных операциях. Больные ощущали исходившую от нее целебную силу духа и соглашались на любую самую тяжелую операцию, если она говорила об ее необходимости.

Во время Первой мировой войны она ухаживала за ранеными в лазаретах, отпустила многих сестер работать в полевые госпиталя. Навещала она и пленных раненых немцев, но злые языки, клеветавшие о тайной поддержке противника царской семьей, заставили ее принять решение отказаться от этого.

На третий день Пасхи, в день празднования Иверской иконы Божией матери, Елизавету Федоровну арестовали и сразу же вывезли из Москвы в Пермь. Чтобы собраться, ей дали полчаса. Все сестры прибежали в храм Марфы и Марии, и настоятельница благословила их в последний раз. Храм был наполнен плачем, все понимали, что видятся в последний раз. С ней поехали две сестры - Варвара Яковлева и Екатерина Янышева.

С арестом настоятельницы в апреле 1918 года обитель практически прекратила свою благотворительную деятельность, хотя просуществовала еще семь лет.

Отец Митрофан продолжал духовно окормлять сестер вплоть до закрытия обители, здесь бывал святейший патриарх Тихон, неоднократно служил литургию, здесь он постриг отца Митрофана в монашество под именем Сергий, а его матушку - под именем Елизаветы.

Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней оказался Иоанн Константинович с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы.

Убийцы возвращались несколько раз, чтобы добить свои жертвы, они бросали бревна, гранаты, горящую серу. Один из крестьян, бывший случайным свидетелем этой казни, вспоминал, что из глубины шахты слышались звуки херувимской, которую пели страдальцы, и особенно выделялся голос великой княгини.

Спустя три месяца белые эксгумировали останки погибших. Пальцы великой княгини и инокини Варвары были сложены для крестного знамения. Они умерли от ран, жажды и голода в страшных мучениях.

Останки их были перевезены в Пекин. По рассказам свидетеля, тела убитых пролежали в шахте, а потом некий монах сумел извлечь их оттуда, уложил в наскоро сколоченные гробы и через всю Сибирь, охваченную гражданской войной, раскаленную страшной жарой, три недели вез в Харбин. По прибытии в Харбин тела совершенно разложились, и только тело великой княгини оказалось нетленным.

Из рассказа князя Н.А. Кудашева, увидевшего ее в Харбине: «Великая Княгиня лежала, как живая, и совсем не изменилась с того дня, как я, перед отъездом в Пекин, прощался с нею в Москве, только на одной стороне лица был большой кровоподтек от удара при падении в шахту.

Было несколько попыток спасти великую княгиню. Весной 1917 года к ней приехал шведский министр по поручению кайзера Вильгельма с предложением содействия в выезде из России. Елизавета Федоровна отказалась, сказав, что она решила разделить судьбу своей страны, своей родины, а кроме того, не может бросить сестер обители в это трудное время.

После подписания Брест-Литовского мира германское правительство добилось от Советов разрешения на выезд великой княгини Елизаветы Федоровны в Германию, и посол Германии в России граф Мирбах дважды пытался с ней увидеться, но она отказала ему и передала категорический отказ уехать из России со словами: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!

В одном из писем она написала: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не ведают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день.

В святом городе Иерусалиме, в так называемой Русской Гефсимании, в склепе, находящемся под церковью Святой Равноапостольской Марии Магдалины, стоят два гроба. В одном покоится великая княгиня Елизавета Федоровна, в другом - ее послушница Варвара, отказавшаяся покинуть свою игуменью и этим спасти себе жизнь.

День поминовения преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Алапаевской - 5 июля, ее поминают и в день поминовения всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову в соборе новомучеников и исповедников Российских в воскресенье после 25 января.

В 1990 году на территории Марфо-Мариинской обители патриарх Алексий II открыл памятник великой княгине Елизавете Федоровне, созданный скульптором Вячеславом Клыковым.

Двадцатый век. Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла), -

Писал Александр Блок. Но ХХ век освящен и образами новых мучеников за веру, искупивших наши грехи перед вечностью. Таков и образ великой княгини Елизаветы Федоровны.

Подобные документы

Проявление Промысла Божьего относительно судеб народов и государств. Судьба Николая Александровича, Александры и Елизаветы Федоровны. Воспоминания графа Д.С. Шереметева о императрице. Царственные дети-мученики: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

презентация [1,9 M], добавлен 06.06.2016

История рода Романовых. Личная жизнь последнего Российского Государя Императора Николая Второго и его семьи. Личность Александры Федоровны. Рождение наследника русского престола. Смерть последних из династии Романовых. Захоронение царских останков.

реферат [27,2 K], добавлен 24.05.2013

На рубеже эпох. Исследование жизненного пути и судьбы Александры Федоровны Романовой и Раисы Максимовны Горбачевой. Изучение их уровня образования, характера, темперамента и внешности. Общественно-политическая и благотворительная деятельность женщин.

реферат [47,6 K], добавлен 06.10.2014

Краткие сведения о жизненном пути Анастасии Романовой - четвертой дочери Николая II и Александры Федоровны. Анализ версий возможного "спасения" княжны. Обзор претенденток на роль Анастасии. Поиск доказательств невозможности "воскрешения" великой княжны.

практическая работа [2,3 M], добавлен 14.04.2015

Анализ вопросов, касающихся борьбы Елизаветы Петровны за власть. Исследование внутренней политики первых лет царствования императрицы. Характеристика значения её личностных качеств в организации переворота. Особенности права во время правления Елизаветы.

контрольная работа [35,4 K], добавлен 14.02.2014

Биография императрицы Елизаветы Петровны. Внутренняя политика Елизаветы. Внешняя политика Елизаветы. Эпоха "просвещенного абсолютизма" как один из этапов российской государственности. Влияние на развитие русской культуры и науки.

реферат [28,4 K], добавлен 06.09.2007

Детские годы Елизаветы Петровны. Тайный брак с Разумовским, претензии на трон. Вступление на престол. Оценка периода царствования Елизаветы, фавориты, преобразования, осуществленные ею. Особенности внешней политики России в период царствования Елизаветы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

посвященной 100-летию памяти Алапаевских мучеников

учитель начальных классов

Детские и юношеские годы Елизаветы Федоровны……………………. 6

Долгий путь к православию………… …… …………………………… ……… .8

Основательница Марфо-Мариинской обители……………………. 11

1.5 Мученическая смерть Великой княгини……………………………………. 13

Список использованных источников……………………………………………..17

Всем, положившим жизнь святую

За Русь, за веру, за Христа, Господь воздаст.

Мы ж песнь простую им воспоём у их креста.

Мы царских мучеников имя

достойно в должный час почтим

А ныне честь, Христа во имя, Елизавете воздадим..

Освящая жизнь Великой княгини, хотелось бы ответить на ряд вопросов. Что подвигло Елизавету Федоровну на духовно-нравственный подвиг, на мученичество? В чём заключалась истинная сила этой хрупкой женщины? Почему её имя так неразрывно связано с судьбой нашей России, с судьбой Русской Православной Церкви?

Выбор данной темы направлен на то, чтобы показать подрастающему поколению пример святости и истинной доброты. Знакомство с нелегкой судьбой Великой княгини станет примером добродетели, любви к близким, понимания ценности своей жизни и жизни ближнего своего. Если наше поколение будет знакомиться с людьми, чистыми душой, то и мы сами станем чище и светлее.

Цель реферата: рассмотреть вопрос духовно-нравственного подвига Великой княгини Елизаветы Федоровны.

выяснить, что способствовало выбору жизненного пути будущей новомученицы и сподвижницы Российской Церкви;

рассмотреть, в чём именно заключался духовно-нравственный подвиг Великой княгини Елизаветы;

Работа состоит из введения, основной части и заключения, содержит 15 стр. Над данной темой работали многие авторы, в том числе Полина Волошун, Л.В. Куликова, Л.П. Миллер и др.

Романова Елизавета Федоровна

Елизавета Фёдоровна Романова (Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская при рождении) – великая российская княгиня, немка по происхождению. Жена князя Сергея Александровича Романова. Была убита большевиками вместе с остальными членами правящей семьи.

Детство и юность

Елизавета Фёдоровна родилась 1 ноября 1864 года в городе Дармштадт в семье герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и дочери английской королевы Виктории – принцессы Алисы. Елизавета (Элла) вместе со старшей сестрой Алисой (после замужества Александрой Фёдоровной) воспитывались как будущие принцессы в доме своей бабушки, были религиозны, обучались ведению домашнего хозяйства и принимали участие в благотворительных мероприятиях.

В раннем детстве

В раннем детстве

Изначально в качестве мужа Елизаветы рассматривали кандидатуру её двоюродного брата Фридриха Баденского, но помолвка так и не состоялась. Также по слухам принцессе Гессен-Дармштадтской делал предложение замужества другой кузен – будущий прусский король Вильгельм II, но Елизавета это предложение отвергла.

Елизавета в юности

Елизавета в юности

Краткая биография

  1. 1883 год – в Дармштадте состоялась помолвка Эллы Гессен-Дармштадтской и Сергея Александровича.
  2. 1884 год – 3 июня состоялась свадьба Елизаветы с Сергеем Романовым в Большой церкви Зимнего дворца.
  3. 1888 год – паломничество в Святую землю вместе с мужем.
  4. 1891 год – княгиня принимает православие, несмотря на то, что её отец не одобрял выбора дочери к смене веры.
  5. 1892 год – организует Елисаветинское благотворительное общество, помогая обездоленным детям. Возглавляет Дамский комитет Красного креста.
  6. 1904 год – организовывает Особый комитет помощи воинам после начала русско-японской войны, кроме того, помогала жёнам и детям погибших в боях. Кремлёвские залы были переоборудованы в пошивочные цеха.
  7. 1905 год – 4 февраля супруг Елизаветы был убит террористом. Княгиня занимает вместо него пост председателя Императорского православного палестинского общества и берёт на себя все обязательства по уходу за храмами, школами и больницами Святой земли.
  8. 1907 – на собственные средства, полученные с продажи драгоценностей, приобретает большую усадьбу.
  9. 1909 год – основывает в усадьбе Марфо-Мариинскую обитель милосердия.
  10. 1910 год – вместе с сестрой становится покровительницей братского храма в Германии.
  11. 1913 год – получает звание почётного члена Петроградской духовной академии.
  12. 1914 год – княгиня организует лазареты для солдат и офицеров, принимающих участие в германской войне.
  13. 1915 год – под предводительством Елизаветы Фёдоровны открывается первая протезная мастерская. На фоне народной злобы к немцам весной этого же года толпа забросала камнями карету княгини, но женщина не пострадала.
  14. 1917 год – Вильгельм II предлагает княгине покинуть Россию и уехать в Германию, но Елизавета отвечает отказом.
  15. 1918 год – спустя 3 дня после Пасхи, 7 мая Елизавета была арестована большевиками по личному указу Дзержинского и выслана из Москвы в город Пермь, далее перевезена в Екатеринбург с другими членами династии Романовых, ещё позже – в Алапаевск. 18 июля княгиню и остальных членов семьи убили, сбросив в шахту живьём.
  16. 1921 год – тело покойной Елизаветы достали из шахты и похоронили в землях Палестины.
  17. 1981 год – княгиня возведена в лик святых.

Княгиня Елизавета

Личная жизнь

Единственным супругом Елизаветы был великий князь Сергей Александрович Романов, с которым она была знакома с детства, и друг другу они приходились дальними родственниками (Сергей приходился супруге четвероюродным братом и двоюродным дядей). Собственных детей у пары не было, и это лишь это подогревало слухи среди народа о гомосексуальных наклонностях князя. Слухи ничем не подтверждены, а письма с тёплыми нежными словами к своей жене заставляют историков верить, что Елизавету Сергей всё-таки по-настоящему любил и к гомосексуализму отношения не имел.

Чета Романовых воспитывали племянников Сергея – Марию и Дмитрия от его брата Павла Александровича. Мать детей княгиня Александра Георгиевна скончалась при родах. После гибели мужа Елизавета не снимала с себя траур и вела образ жизни, больше напоминающий монашеский, а не придворный.

С супругом Сергеем Александровичем (1884)

С супругом Сергеем Александровичем (1884)

Старшая сестра Елизаветы стала императрицей Александрой Фёдоровной, выйдя замуж за императора Николая II. В этом браке было пятеро детей: дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей. Племянники Елизаветы также были жестоко убиты большевиками.

Помимо Александры, у Елизаветы Фёдоровны были другие братья и сёстры: Виктория, Мария, Ирена, Фридрих, Эрнст Людвиг. Брат Фридрих умер в 2-х летнем возрасте, выпав из окна, сестра Мария умерла в возрасте 4-х лет, когда вся семья заболела дифтерией. Кроме сестры умерла и мать княгини, тогда Елизавете было всего 14 лет.

Портрет Елизаветы Федоровны (1905)

Портрет Елизаветы Федоровны (1905)

След и память

Елизавета Фёдоровна была глубоко сострадательным и отзывчивым человеком. Даже убийцу своего мужа – революционера Ивана Каляева – она лично навестила в камере после заключения, провела с ним уединённую беседу, выразила своё прощение за его преступление против любимого мужа и просила Николая II помиловать террориста, но император не согласился со столь добродушным жестом.

Изначально Иван Каляев тоже отзывался о вдове князя, как о доброй и понимающей женщине, но в ходе дальнейших разборок заявлял, что Елизавету к нему подослали специально, дабы добиться от него раскаяния и признания.

Елизавета же наоборот старалась помочь всем и каждому, о чём свидетельствуют многочисленные благотворительные организации, созданные ею, а также отказ от собственных благ в пользу простых граждан. Пожалуй, в царской семье у неё было самое доброе сердце, что, к несчастью, не спасло великую княгиню от страшной гибели.

Религиозная Елизавета Федоровна

Возможно, именно религиозность Елизаветы сделала её настолько сострадательной и небезразличной к чужим нуждам и горю. Княгиня не только в совершенстве выучила новый для неё русский язык, но и всей душой прониклась новой православной верой.

Мощи Елизаветы хранятся в Иерусалиме, как и мощи многих других людей, наделённых ликом святых.

Читайте также: