Доклад муз руководителя работа с одаренными детьми в вокальном творчестве в доу

Обновлено: 08.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Особенности работы музыкального руководителя

«Человек, обладающий врожденным талантом,

испытывает величайшее счастье тогда,

Среди педагогов- музыкантов, широко распространены различные представления, что следует понимать под музыкальной одаренностью, существуют различные классификации музыкальных способностей. Музыкально-одаренный ребенок должен обладать незаурядными, яркими иногда даже выдающимися музыкальными способностями. В музыкально- педагогической практике под основными музыкальными способностями обычно подразумевают следующие: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, музыкальное мышление, музыкальное воображение. Современные исследователи, в том числе Тарасова К. В., классифицируя музыкальные способности, разделяет их на сенсорные (т. е. связанные с ощущением) и интеллектуальные. Первые включают музыкальный слух и чувство музыкального ритма, вторые — музыкальную память, музыкальный интеллект и музыкальное воображение.
Исходя из опыта педагогической деятельности можно сказать, что музыкальные способности у детей проявляются по- разному и в разное время. У кого- то из детей развито чувство ритма, музыкальная память, но с интонацией при пении возникают проблемы. У кого-то отличная музыкальная память, воображение, чистая интонация, а страдает чувство ритма. Кто-то из детей проявляет свои незаурядные способности во всех видах музыкальной деятельности. У одного ребенка музыкальные способности проявляются уже в 3 года, у другого они раскроются лишь к пяти годам и т.д. Каждый человек индивидуален, и поэтому, по мнению многих педагогов, нельзя выработать какой-то единый алгоритм работы с одаренными детьми. В работе с каждым ребенком необходим индивидуальный подход, учитывая особенности его музыкальных способностей, психологические особенности, особенности характера и мышления. Но каждый педагог, работая с одаренными детьми, ставит перед собой определенные задачи, которые помогают действовать целенаправленно и системно.

Основываясь на опыте и теоретических трудах педагогов Б.М. Теплова, К.В. Тарасовой, Н.А.Ветлугиной, О. П. Радыновой, при планировании работы с одаренными детьми в нашем детском саду определен следующий круг задач:

ü Провести первичные мероприятия по выявлению музыкальных способностей ребенка методом педагогического наблюдения, фиксируя полученные результаты в диагностических картах.

ü Способствовать развитию музыкальных способностей воспитанников в процессе музыкальной деятельности. Для реализации данной задачи искать неординарные творческие подходы при работе с каждым ребенком.

ü Организовать дифференцированный подход в процессе НОД, разработать план индивидуальных и подгрупповых занятий с одаренными детьми.

ü Способствовать развитию у ребенка стремления к творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта в различных видах музыкальной деятельности.

ü Обозначить и провести определенный круг мероприятий, где одаренные дети могли бы проявить свои способности.

ü Создать необходимую предметно-развивающую среду, стимулирующую развитие творческого потенциала ребенка.

ü Вовлечь родителей в процесс музыкального развития и воспитания детей на уровне партнеров. Помочь увидеть одаренность ребенка и необходимость развития его способностей не только в ДОУ, но и за его пределами в Детских домах творчества, детских музыкальных школах и т.д.

ü Провести анализ достижений и успехов детей в течение года, на основе которого сделать выводы и наметить дальнейший алгоритм работы с каждым ребенком.

Возможность проявить свой талант у ребенка всегда вызывает чувство радости и самоудовлетворения, а также служит мотивацией для дальнейшего развития своих способностей. Поэтому очень важно одаренным детям дать возможность в реализации своих талантов, но при этом не ущемлять права остальных детей.

Особую роль стоит отвести работе с родителями одаренных детей. Родители ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Важно донести до родителей необходимость продолжать развитие способностей детей после выпуска из детского сада.

В заключение приведу слова профессор Б.М. Теплова, который полагает, что раннее проявление музыкальных способностей у ребенка зависит не только от его задатков, но и от степени музыкальности той среды, в которой он проводит свои первые годы. У многих детей считает Б.М.Теплов, музыкальные способности начинают развиваться под влиянием системы педагогической работы с ними. Таким образом, каждому педагогу необходимо построить систему работы с одаренными детьми так, чтобы она максимально эффективно раскрывала природные возможности каждого ребенка.


Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

Целью нашей работы стало: создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи:

 Создать условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;

 Провести диагностические обследования детей на предмет выявления одаренности, определить их творческий потенциал, интересов и способностей;

 Максимально развить способности и творческие потенциалы одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области художественного творчества, музыкального, совершенствовать традиционные и внедряемые в образовательный процесс новые педагогические технологии;

 Создать единое образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Работа строилась по следующим этапам:

I этап — организационный: предполагал открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей и других людей, имеющих контакт с ребенком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, педагоги вместе с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития.

Выявление одаренного ребенка на первом этапе возможно при использовании методов наблюдения и метода экспертных оценок.

II Этап: предполагал уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение психолого-педагогического обследования. На этом этапе осуществлялся сбор дополнительной информации от специалистов ДОО, родителей, изучалась специальная литература для уточнения выявленной одаренности ребенка. В ДОО был организован и проходил психолого -педагогический консилиум, на который приглашались все педагоги, работающие с детьми. Члены консилиума осуществляли обобщение всей информации о ребенке, определяли организацию сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливали конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывали индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.

III этап: завершающий: контроль и анализ достигнутых результатов, определение проблем, возникших, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении. Организация в ДОО разнообразных форм и презентаций результатов развития одаренного ребенка: выставки авторских работ, концерты, театрализация, фестивали, конкурсы и др.

Реализация содержания работы с одарёнными и перспективными детьми опирается на следующие психолого-педагогические концепции:

 самоценности дошкольного периода развития (концепция А. В. Запорожца);

 взаимосвязи развития музыкальных, художественно-творческих и интеллектуальных способностей ребёнка.

 Полисубъектный (диалогический) подход

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с творчески одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

В соответствии с программой работа в МАДОУ осуществляется по следующим направлениям:

 обогащение жизненных и музыкальных впечатлений — создает основу для импровизации, стимулирует заинтересованное отношение к музыке;

 знакомство со способами творческих действий. С этой целью дети сравнивают несложные пьесы, песни, сходные по ладовым интонациям, но контрастные по настроению. На основе разучиваемого материала предлагаются образы музыкального творчества;

 овладение способами творческих действий. Вначале их показывает сам педагог, после совместного анализа песни продумывает вслух план ее исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых мелодий он объясняет дошкольникам, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создать различные музыкальные образы, как характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями в развитии певческих навыков.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

В работе с воспитателями используются открытые просмотры, консультации, беседы, круглый стол, семинары, где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.

Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера.

Работа с родителями.

  1. Беседы и семинары. Тематика: особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости, ступени становления детской одарённости и др.
  2. Деловые игры, тренинговые занятия, индивидуальные консультации.

Результаты работы с музыкально-одаренными детьми в МАДОУ выражаются в следующих показателях:

 наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

 владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

 проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова — артикулировать при исполнении);

 умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене, выразительно исполняет репертуар;

 развитое стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

 умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия — подголоски.

 вокально-хоровые навыки: владеет навыками звукообразования, дыхания; соблюдает культуру хорового пения; поёт в дуэте, трио.

 импровизация в пении: проявляет самостоятельность, импровизирует в пении.

Основные термины (генерируются автоматически): одаренный ребенок, ребенок, детский сад, развитие, способность, работа, детская одаренность, музыкальный руководитель, различный вид деятельности, творческая самореализация личности.

Похожие статьи

Реализация принципов индивидуализации через формы работы.

одаренный ребенок, ребенок, развитие, детский сад, способность, работа, различный вид деятельности, детская одаренность, музыкальный руководитель, творческая самореализация личности.

Развитие детской одаренности в системе дополнительного.

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей.

Влияние общей одаренности на развитие профессиональных.

одаренный ребенок, ребенок, развитие, детский сад, способность, работа, различный вид деятельности, детская одаренность, музыкальный руководитель, творческая самореализация личности.

Организация работы специалистов детского сада с потенциально.

Виды одаренности вдошкольном возрасте: Музыкально одаренные дети.

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, способность, детский сад.

Интеграция различных видов искусства посредством.

одаренный ребенок, ребенок, развитие, детский сад, способность, работа, различный вид деятельности, детская одаренность, музыкальный руководитель, творческая самореализация личности.

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

Одним из важных аспектов в развитии одаренной личности ребенка является детское музыкальное творчество, которое находит выражение во всех видах музыкально-художественной деятельности: слушание музыки, пение.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством.

Чтобы развить творчески одаренную личность с детьми можно поиграть в творческие игры, такие как

Здесь для становления личности одаренного ребенка важно, прежде всего, повышенное внимание

Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.

Одаренные дети в детском саду | Статья в журнале.

ребенок, способность, детский сад, одаренный ребенок, создание условий, творческий потенциал, дошкольный возраст, детская одаренность, изобразительное искусство, различный вид деятельности.

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала.

ребенок, одаренный ребенок, работа, развитие, форма работы, детская одаренность, проектная деятельность, дополнительное образование

Развитие детской одаренности в системе дополнительного. Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими.

Похожие статьи

Реализация принципов индивидуализации через формы работы.

одаренный ребенок, ребенок, развитие, детский сад, способность, работа, различный вид деятельности, детская одаренность, музыкальный руководитель, творческая самореализация личности.

Развитие детской одаренности в системе дополнительного.

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей.

Влияние общей одаренности на развитие профессиональных.

одаренный ребенок, ребенок, развитие, детский сад, способность, работа, различный вид деятельности, детская одаренность, музыкальный руководитель, творческая самореализация личности.

Организация работы специалистов детского сада с потенциально.

Виды одаренности вдошкольном возрасте: Музыкально одаренные дети.

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, способность, детский сад.

Интеграция различных видов искусства посредством.

одаренный ребенок, ребенок, развитие, детский сад, способность, работа, различный вид деятельности, детская одаренность, музыкальный руководитель, творческая самореализация личности.

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

Одним из важных аспектов в развитии одаренной личности ребенка является детское музыкальное творчество, которое находит выражение во всех видах музыкально-художественной деятельности: слушание музыки, пение.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством.

Чтобы развить творчески одаренную личность с детьми можно поиграть в творческие игры, такие как

Здесь для становления личности одаренного ребенка важно, прежде всего, повышенное внимание

Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.

Одаренные дети в детском саду | Статья в журнале.

ребенок, способность, детский сад, одаренный ребенок, создание условий, творческий потенциал, дошкольный возраст, детская одаренность, изобразительное искусство, различный вид деятельности.

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала.

ребенок, одаренный ребенок, работа, развитие, форма работы, детская одаренность, проектная деятельность, дополнительное образование

Развитие детской одаренности в системе дополнительного. Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Оно способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.

Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом.

Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения. Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни музыкальные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Для выявления музыкальных способностей одарённых детей используются следующие критерии:

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

Цель: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, способствовать развитию творческих проявлений у одарённых детей.

Для успешного образовательного процесса используются следующие методы:

1. Системность занятий.

2. Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.

3. Разнообразие музыкального репертуара и его постепенное усложнение по сравнению с типовой программой.

4. Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.

5. Креативность и эмоциональность педагога.

Приёмы:

- игры, этюды и упражнения, формирующие творческий подход к музыкальной деятельности;

- просматривание видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей с исполнителями в разных видах музыкальной деятельности;

- сольные выступления или ведущие роли на детских праздниках и развлечениях;

- участие в конкурсах детского творчества

- беседа с родителями с целью рекомендации детских творческих студий,

коллективов и ДМШ.

Благодаря регулярным, систематическим занятиям развиваются творческие способности детей и проявляются признаки одарённости.

План работы включает подразделы:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Занятия — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий применяются и варьируются в зависимости от уровня развития музыкальной культуры детей. Продолжительность занятий 25-30 минут.

Структура занятия:

1. Распевание. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам.

4. Заключительная часть. Работа над выразительным артистичным исполнением. Музыкальные игры.

Постепенно, в процессе работы, стараюсь добиваться:

- пения естественным звуком без напряжения;

- чистого интонирования в удобном диапазоне;

-пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму;

- слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;

- слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

- самостоятельно попадать в тонику;

- эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;

- чувствовать и соблюдать в пении метроритм.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, различные по тематике и должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.

Наблюдение за развитием музыкальных способностей детей позволяет планировать желаемый результат.

Планируемый результат:

- стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в концертах);

- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

- стремление передавать характер песни, умение исполнять связно, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

- умение исполнять длительности и ритмические рисунки;

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе, а так же понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости.

Гавшина Валентина Николаевна

Музыкальный руководитель

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Оно способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.

Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом.

Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения. Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни музыкальные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Для выявления музыкальных способностей одарённых детей используются следующие критерии:

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

Цель: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, способствовать развитию творческих проявлений у одарённых детей.

Для успешного образовательного процесса используются следующие методы:

1. Системность занятий.

2. Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.

3. Разнообразие музыкального репертуара и его постепенное усложнение по сравнению с типовой программой.

4. Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.

5. Креативность и эмоциональность педагога.

- игры, этюды и упражнения, формирующие творческий подход к музыкальной деятельности;

- просматривание видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей с исполнителями в разных видах музыкальной деятельности;

- сольные выступления или ведущие роли на детских праздниках и развлечениях;

- участие в конкурсах детского творчества

- беседа с родителями с целью рекомендации детских творческих студий,

коллективов и ДМШ.

Благодаря регулярным, систематическим занятиям развиваются творческие способности детей и проявляются признаки одарённости.

План работы включает подразделы:

развитие музыкального слуха и голоса;

певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)


Занятия — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий применяются и варьируются в зависимости от уровня развития музыкальной культуры детей. Продолжительность занятий 25-30 минут.

Структура занятия:

1. Распевание. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам.

4. Заключительная часть. Работа над выразительным артистичным исполнением. Музыкальные игры.

Постепенно, в процессе работы, стараюсь добиваться:

- пения естественным звуком без напряжения;

- чистого интонирования в удобном диапазоне;

-пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму;

- слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;

- слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

- самостоятельно попадать в тонику;

- эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;

- чувствовать и соблюдать в пении метроритм.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, различные по тематике и должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.

Наблюдение за развитием музыкальных способностей детей позволяет планировать желаемый результат.


Планируемый результат:

- стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в концертах);

- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

- стремление передавать характер песни, умение исполнять связно, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

- умение исполнять длительности и ритмические рисунки;

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе, а так же понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости.

Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса.// Белгород, 2006. С.156

Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети.// Москва, 1991. С.376

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.// — М., 1991. С.79

Кирюшин В.В. Эмоционально-образный анализ развивающих песен.//Москва, 2010. С.65

Матюшкин A . M . Загадки одаренности.// М.,1992 . С.127

Плужников К.И. Механика пения. Принципы постановки голоса.//Санкт-Петербург, 2004. С.87

Трифонова И.А. Фонопедический метод развития голоса// (методическая разработка). Санкт-Петербург, 2002г. С.65

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен многолетний опыт работы музыкального руководителя с дошкольниками.

«Музыкально-творческая одаренность дошкольников

«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву

Г. Нейгауз

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры и всех областей социальной жизни. Работа с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в жизни.

Меня, педагога, проработавшего много лет с дошкольниками, и отвечающего за их музыкальное развитие не могла оставить равнодушным проблема индивидуализации педагогического процесса с одаренными детьми и детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности. Из практики я точно знаю, что такие дети нуждаются в проведении с ними дополнительной работы. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Работа с музыкально одаренными детьми стала одним из важнейших аспектов моей профессиональной деятельности.

Целью данной работы ставлю: выявление и поддержку музыкально-одаренных детей, а также развитие оптимальной музыкальной образовательной среды, способствующей самореализации личности.

Этапы работы с музыкально-одарёнными детьми включают:

1 Этап: Выявление детей с выраженной музыкальностью; подбор методов и приёмов для работы с одарёнными детьми;

2 этап: Организация индивидуальной и кружковой работы с одаренными детьми, просветительской деятельности с педагогами и родителями.

3 Этап: Актуализация творческих возможностей музыкально-одаренных детей, через участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня.

Наблюдая за детьми на занятиях я для себя отмечаю тех детей, которые более ярче проявляют себя в музыкальной деятельности. Например: - чисто интонационно исполняют песню, либо эмоционально проявляют себя в определенной постановке или сценке, красиво и ритмично двигаются.

Инструментарий, включает в себя задания по всем разделам музыкальной деятельности (это пение, движение, музицирование). Например, для выявления интонационно точно поющих детей, нужно спеть ранее выученную песню от начала и до конца, с аккомпанементом, с точным ритмическим рисунком ,соответствуя характеру произведения. И я вам скажу с этим заданием справляются только некоторые дети.

Таким образом, в ходе мониторинга, в прошлом учебном году, среди детей старшего дошкольного возраста выявлено 21% с высоким уровнем развития музыкальности, с которыми я наметила дальнейшие пути развития.

На следующем этапе, после проведенной консультации с родителями музыкально-одарённых детей, им была предложена индивидуальная работа по специальным маршрутам сопровождения и дополнительная кружковая работа.

Особенность программы кружка заключается в том, что дети в игровой форме развивают свои вокальные данные: путем артикуляционной гимнастики, фонопедических упражнений, различных попевок и распевок.

Задачи программы:

Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческое воображение.

Помочь детям овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности.

Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения продуктивности и конечного результата.

Стараюсь интересно преподать воспитанникам новый репертуар, например: загадав загадку, ребята отгадывают, про что или про кого мы будем учить песню, либо включаю на компьютере видеозапись, в исполнении артистов, либо сама исполняю ее. Разобрав содержание по смыслу, поговорив о ней, мы начинаем учить текст, добавляя различные звучащие жесты, чтобы тем самым запомнить и ритм. В мелодии мы учим сначала сложные фразы, также сопровождая звучащими жестами. Здесь работа направлена на чистоту интонирования, правильную дикцию и артикуляцию, дыхание по фразам.

Я считаю, что пение с движениями, дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся.

Также на завершающейся стадии у нас идет работа над выразительным артистичным исполнением.

Кружковая деятельность – это не единственный способ стимулирования одарённости. После ее мною составляется индивидуальный маршрут для различных видов одаренности, например, танцевальной, вокальной, или театральной. Работу по маршруту я осуществляю в рамках групповых музыкальных занятий, либо индивидуально в свободные от занятий минутки.

Для активизации вялого артикуляционного аппарата и воспитания концентрации внимания, использую скороговорки на различные группы согласных звуков, такие как:
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. На дворе трава, на траве дрова.
3. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу и другие…

В основном, ребята, занимающиеся по маршрутам, это будущие солисты в песнях, танцах или главные герои утренников. А также неотъемлемые участники различных конкурсов, как городских, так и региональных.

Одним из необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми является организация работы с их родителями.

Взаимодействие с семьями воспитанников я выстраиваю по следующим направлениям:

В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности мотивирую их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а также к содействию дальнейшего обучения детей в ДШИ и вокальных студиях города.

Также хочу отметить, что с каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада. Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и флешки с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера.

Третьим этапом моей работы с одаренными детьми являются выступления детей на различных мероприятиях, концертах фестивалях и конкурсах. Данный этап – это результат всей моей деятельности с одарёнными воспитанниками, это конечный продукт, ради которого проведена каждодневная кропотливая работа, это те достижения, которыми все мы (я, мои воспитанники, их родители и педагоги) можем гордиться.

Мои воспитанники являются главными героями в театральных постановках, проводимых ежегодно в рамках Театрального фестиваля, в детском саду. Исполняют сольные вокальные партии в сказках и мюзиклах. А также очень часто играют небольшие роли на утренниках как для малышей, так и на своих группах.

Мои одарённые воспитанники – это победители и призёры таких фестивалей и конкурсов:

Исходя из вышеизложенного могу сказать, что работа, систематически проводимая мною в данном направлении в течение многих лет, эффективна, результаты тому подтверждение. (У детей, благодаря пению улучшилась дикция, появился легкий, полетный голос, дети научились открыто и более раскрепощенно держаться на сцене, активизировалась творческая деятельность, повысилась самооценка и уверенность в своих силах.)

Читайте также: