Организация работы по охране труда в школе доклад

Обновлено: 02.05.2024

Как ни тяжело об этом говорить, но печальная статистика несчастных случаев в системе образования России указывает на очень серьезные проблемы с организацией охраны труда в этой сфере.

Ежегодно, по сведениям Министерства образования РФ, только по Московской области регистрируется более 200 несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, и до 100 несчастных случаев среди работников учреждений образования. Среди нештатных ситуаций – случаи со смертельным исходом, травмы, увечья, отравления, инфекционные заражения, пожары. При этом пострадавшими оказываются самые незащищенные жители страны, самые дорогие люди для родителей, со спокойным сердцем ежедневно отправляющих своих чад в детские сады, школы, училища и вузы.

Многие люди, как ни странно, не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности. В их представлении сидящие за партами ученики получают знания при полном отсутствии каких-либо опасных факторов. Но такие факторы все же имеются, и в достаточном количестве. Это и опасные (в том числе ядовитые) вещества, с которыми учащиеся имеют дело в кабинетах химии; это и различные инструменты, включая станочное оборудование, которые изучаются на уроках труда; это и спортивные снаряды, используемые на уроках физкультуры; это и электричество, имеющееся в любом кабинете. Надо понимать также, что присущая детям подвижность и любознательность, а также их слабая осведомленность в вопросах безопасности – это еще одна причина повышенного травматизма среди детей и подростков. Добавьте сюда аварийное состояние многих зданий и сооружений, использование для отопления печей, газовых и твердотопливных котлов, имеющийся в ПТУ машинно-тракторный парк, дерево- и металлообрабатывающее оборудование и инструмент. Анализ несчастных случаев в учреждениях образования позволяет выявить их характер: большей частью травмы случаются на уроках физкультуры и трудового обучения (в том числе в учреждениях профессионально-технического профиля), при падениях с высоты, дорожно-транспортных происшествиях, неосторожном обращении с электричеством. В то же время во многих учреждениях не создаются отделы охраны труда, а функции инженера по охране труда выполняют по совместительству сотрудники, не имеющие соответствующего уровня знаний в этой области. В результате вопросы безопасности решаются формально, на бумаге.

Размышляя над причинами столь удручающего состояния охраны труда в учреждениях образования, сами сотрудники этой сферы указывают, в первую очередь, на недостаток финансирования. То есть, необходимая нормативная и законодательная база существует и должна выполняться, но выделение средств на организацию и поддержание служб охраны труда в учреждениях образования ни федеральный, ни местные бюджеты не производят. Поэтому руководителям учебных заведений приходится либо самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, либо ограничиваться формальным подходом к вопросам обеспечения безопасности труда.

Безусловно, правильно в этой непростой ситуации поступают те руководители и рядовые сотрудники сферы образования, которые собственными силами изыскивают возможность наладить охрану труда в своих учреждениях на достаточно высоком уровне. Даже в условиях дефицита средств можно предпринять определенные шаги для улучшения ситуации. В первую очередь, необходимо обеспечить должный уровень знаний в вопросах охраны труда для всех без исключения работников учреждения, начиная от руководителя и заканчивая уборщицей. Для этого потребуется изучить существующую нормативную документацию и законодательные акты в области охраны труда в сфере образования, наладить в учреждении систему проверки знаний по технике безопасности и охране труда, разработать соответствующие инструкции, допускать к выполнению работ только лиц, прошедших обязательный инструктаж по технике безопасности. Эти действия имеют организационный характер и не требуют значительных финансовых затрат. Немного тяжелее обеспечить исправную и безопасную работу используемого в процессе обучения оборудования, своевременный ремонт мебели, зданий и сооружений, необходимое количество средств индивидуальной и коллективной защиты, первичных средств пожаротушения и т.п. Однако и это вполне выполнимо, если имеется заинтересованность в действительном обеспечении реальной безопасности учебного процесса. Как показывает практика, большинство родителей также с пониманием относятся к требованиям соблюдения норм безопасности в учебных учреждениях. Более того, именно они зачастую являются инициаторами мероприятий по улучшению охраны труда обучающихся, а также оказывают посильную трудовую либо материальную помощь в этом деле. Ведь в конечном итоге они заботятся о самом ценном – жизни и здоровье своих детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

образовательная организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать "образовательные услуги" и вести "образовательную деятельность", предоставляя сторонним организациям и физическим лицам возможности по получению образования. Примечание - Может вести иные виды деятельности, в том числе по обучению, если это не противоречит национальному законодательству и утвержденному уставу организации.

Должностными обязанностями учителей в школе, помимо образовательных, регламентируется охрана труда и техника безопасности в школе нормативные документы по ее соблюдению:

Выполнение приказов по соблюдению противопожарной безопасности;

Безопасная организация учебного процесса;

Оказание доврачебной помощи в случае необходимости, извещение руководства о несчастном случае;

Инструктаж, связанный с безопасностью во время учебной деятельности, воспитательных мероприятий;

Изучение обучающимися правил дорожного движения и поведения в быту;

Контроль за соблюдением данных правил.

Важность соблюдения правил по охране труда

Безопасность жизни и здоровье сотрудников – главные ценности, а потому, независимо от размера зарплаты и производительности предприятия, нельзя пренебрегать правилами безопасной работы, в которых четко прописаны нормы поведения на производстве для предотвращения угрозы здоровью сотрудников.

Соблюдение данных требований повышает дисциплинированность работников, снижает травматизм, уменьшает количество внештатных ситуаций.

К самостоятельной работе учителем допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, изучившие инструкцию по охране труда для учителя школы , прошедшие вводный и первичный инструктажи по охране труда на рабочем месте, обучение, стажировку на рабочем месте, сдавшие аттестационные экзамены и имеющие удостоверение установленного образца, инструктаж по пожарной безопасности, обучение по электробезопасности и получившие группу по электробезопасности, прошедшие медицинскую комиссию и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для данной профессии.

1.2. Перед допуском к самостоятельной работе учитель должен быть проинструктирован:

1.2.1. о мерах пожарной безопасности в объеме инструкции о мерах пожарной безопасности в ОО;

1.2.2. по оказанию медицинской помощи в объеме инструкции об оказании первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях.

1.3. Учитель должен иметь практические навыки оказания первой доврачебной помощи, знать местонахождения в Школе-интернате аптечек с медикаментами и перевязочным материалом.
1.4. При работе учитель должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха, настоящую инструкцию по охране труда для учителей школы, Устав школы, а также должностную инструкцию учителя школы .

1.5. Если при проведении занятий учитель использует электрооборудование (приборы, приспособления, устройства, станки, ПЭВМ), он должен пройти соответствующее обучение с последующей сдачей экзамена.

1.6. Учитель должен исключить нахождение в помещении для занятий любых предметов и растений (ядовитые, колючие), которые могут отрицательно сказаться на здоровье обучающихся.

1.7. При работе в должности учителя возможно воздействие на работников и обучающихся следующих опасных факторов:

1.7.1. нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности кабинетов, а также при неправильном пользовании телевизором;

1.7.2. нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости у детей при неправильном подборе размеров мебели;

1.7.3. поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании в кабинетах и других помещениях.

1.8. В учебном кабинете должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств, для оказания первой помощи при травмах.
1.9. Учитель обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и направления эвакуации при пожаре.
1.10. Во время замены уроков использовать инструкцию по охране труда для учителя на замене .
1.11. В процессе работы учитель обязан соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.12. Учитель должен немедленно сообщать о каждом несчастном случае с обучающимися и работниками директору, зам. директора по УР. При несчастных случаях первоочередные действия учителя должны быть направлены на оказание помощи пострадавшим и обеспечение безопасности обучающихся. Учитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
1.13. При заведовании учебным кабинетом необходимо выполнять требования и строго соблюдать инструкцию по охране труда заведующего учебным кабинетом образовательного учреждения.

1.14. Учитель должен оперативно извещать руководителя или соответствующее должностное лицо ОО обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье обучающихся, а также повышающих вероятность аварийной ситуации в ОО.
1.10. Учитель, допустивший невыполнение или нарушение инструкции по охране труда учителя школы, привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергается внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

1.11. В процессе работы работник проходит: повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте, внеплановый инструктаж: при замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, изменении нормативных документов по охране труда, при нарушениях требований охраны труда, повторную проверку знаний по охране труда, промышленной и электробезопасности, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, в установленном порядке периодический медицинский осмотр.

1.12. В соответствии с положением об обеспечении работников смывающими и обезвреживающими средствами (далее – Положение) разработано в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н. железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2008 г. N 582Н учитель пользоваться смывающим средством, имеющемся в наличии в санитарно-бытовых помещениях.
1.13. Учителя: химии, физики, биологии, информатики, технического труда обязаны соблюдать правила применения и использования СИЗ, специальной одежды, специальной обуви, выданной по установленным нормам.

1.13.1. Перед каждым применением средств защиты проверить их исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнений, срок годности.

1.13.2. Пользоваться СИЗ с истекшим сроком годности запрещается.

1.13.3. При получении СИЗ, работник должен пройти инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, а также тренировку по их применению.

1.13.4. Запрещается ношение спецодежды внакидку, с развевающимися частями одежды и не застегнутую на пуговицы.

1.13.5. Личную одежду и обувь хранить отдельно от спецодежды и спецобуви в предназначенных для этого шкафах гардеробной.

Работник должен следить за спецодеждой, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафы для хранения личной одежды и спецодежды в чистоте и порядке.

1.13.6. Для защиты глаз от опасных и вредных производственных факторов: слепящей яркости электрической дуги, твердых частиц, пыли, стружки и др. применяют защитные очки.

1.13.7. Перед выполнением работ в помещении, или в зоне работ с повышенным уровнем шума, надеть противошумные защитные средства (наушники, вкладыши "Беруши" и др.)

1.13.7. В случае поломки, выхода из строя, порче СИЗ, учитель обязан обратиться к зам. директора по УЧ или к зам. директора по АХЧ для их замены.

1.14. Учитель должен выполнять следующие основные требования пожарной безопасности:

1.14.1. содержать свободными проходы и доступ к противопожарному оборудованию и первичным средствам пожаротушения;

1.14.2. использовать исправные розетки, рубильники и другие электроустановочные изделия;
1.14.3. пользоваться электроплитками, электрочайниками, швейными машинами, утюгами имеющими устройства тепловой защиты, с подставками из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;

1.14.4. не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;
1.14.5. не применять открытый огонь.

1.15. Запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются или не касаются они земли или заземленных конструкций. При обнаружении оборванного провода контактной подвески, а также свисающих с него посторонних предметов необходимо принять меры к ограждению этого опасного места и сообщить об этом директору школы, зам. директора по АХЧ.

1.15.1. До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.

1.15.2. Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, выходить из опасной зоны мелкими шагами, не превышающими длину стопы.

1.15.3. Запрещается находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.


2. Требования охраны труда перед началом работы учителя

2.1. При необходимости использования средств индивидуальной защиты учитель перед началом работы должен надеть полагающиеся средства индивидуальной защиты.
2.2. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/м 2 ) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/м 2 ) при лампах накаливания.
2.3. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета:

2.3.1. светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь cветорассеивающую арматуру;

2.3.2. коммутационные коробки должны быть закрыты крышками - корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов;

2.3.3. при необходимости использования оборудования, инструментов, приспособлений индивидуального пользования – их исправность, наличие защитных средств, отсутствие травмоопасных признаков.

2.4. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете:

2.4.1. расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5-0,7 м;

2.4.2. расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5-0,7 м;

2.4.3. расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0.7 м;

2.4.4. расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4-2,7 м;

2.4.5. расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м;

2.4.6. удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.

2.7. Если во время занятий обучающиеся должны использовать средства индивидуальной защиты (санитарную одежду), учитель обязан проследить за их правильным использованием.

2.8. Перед началом занятий по новому курсу, а также в начале нового учебного года учитель должен провести с обучающимися инструктаж по охране труда. При проведении любых занятий учитель должен активно пропагандировать правильное отношение к вопросам безопасности жизнедеятельности (правила дорожного движения, поведения в быту, в общественных местах и т. п.) и охраны труда.

2.9. Учитель должен ознакомить обучающихся с правилами эксплуатации используемого в учебном процессе оборудования, инструментов, приспособлений, обращая особое внимание на охрану труда.

2.10. При любых нарушениях норм охраны труда в помещении для занятий учитель не должен приступать к работе с обучающимися до устранения выявленных недостатков, угрожающих их жизни и здоровью.

2.11. Учитель должен оперативно поставить в известность руководителя или соответствующее должностное лицо ОО о причинах отмены занятий в кабинете.

2.12. Учителя: химии, физики, биологии, информатики, технического труда перед началом работы должен:

2.12.2. подготовить защитные очки, другие СИЗ, необходимые при выполнении работ;

2.12.3. получить от зам. директора по УР целевой инструктаж на выполнение работы, а при выполнении работ или проведение опытов;

2.12.4. не допускается носить спецодежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами.

2.12.5. обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, механизмов, инвентаря, инструмента, средств защиты и пожаротушения учитель должен сообщить зам. директора по УР и не приступать к работе до их устранения.

3. Требования по охране труда во время работы учителя.

3.1. При работе в кабинете соблюдать инструкцию по охране труда в учебном кабинете школы.

3.2. Учитель должен контролировать обстановку во время занятий и обеспечить безопасное проведение образовательного процесса.

3.3. Запрещается проведение занятий, выполнение общественно-полезных работ (мытье, уборка) в помещениях, не принятых к эксплуатации в установленном порядке.

3.4. Во время занятий в помещении должна выполняться только та работа, которая предусмотрена расписанием и планом занятий.

3.5. Все виды дополнительных занятий в помещении могут проводиться только с ведома руководителя или соответствующего должностного лица ОО.
3.6. Посадку учащихся производить за рабочие столы, соответствующие их росту:

- мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) - рост 100-115 см;

- мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) - рост 115-130 см;

- мебель группы № 3 (желтая маркировка) - рост 130-145 см;

- мебель группы № 4 (красная маркировка) - рост 145-160 см;

- мебель группы № 5 (зеленая маркировка) - рост 160-175 см;

- мебель группы № 6 (голубая маркировка) - рост свыше 175 см.

3.7. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонными к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.8. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.9. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.
3.10. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также должна производиться очистка светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.
3.11. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.12. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.13. Во время проведения занятий в кабинете любому учителю школы необходимо разъяснять ученикам правила поведения учащегося на уроке и контролировать соблюдение дисциплины.

3.14. При проведении демонстрационных работ, лабораторных и практических занятий в помощь учителю должен быть назначен помощник (лаборант, ассистент, инженер). Запрещается передавать обучающемуся функции помощника учителя.

3.15. Учителю запрещается выполнять любые виды ремонтно-восстановительных работ на рабочем месте обучающегося или в помещении во время занятий. Ремонт должен выполнять специально подготовленный персонал организации (электромонтер, слесарь, электромеханик и др.).

3.16. Если обучающийся во время занятий внезапно почувствовал себя нездоровым (головокружение, обморок, кровотечение из носа и др.), учитель должен обеспечить оказание пострадавшему первой доврачебной помощи, вызвать медработника, сообщив директору школы или зам. директора по УР.

3.17. При внезапном ухудшении своего состояния здоровья учитель должен поставить в известность руководителя или соответствующее должностное лицо ОО о случившемся.

3.18. Учитель должен применять меры дисциплинарного воздействия к обучающимся, которые сознательно нарушают правила безопасного поведения во время занятий.

3.19. Учитель должен сообщать руководителю ОО обо всех недостатках в обеспечении охраны труда учителей и обучающихся, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма человека (низкая освещенность, травмоопасность приборов и др.).

4. Требования охраны труда для учителя в аварийных ситуациях

4.1. При любых признаках аварийной ситуации (запах гари, газа и др.) учитель должен трезво оценить возникшую обстановку, в случае необходимости обеспечить безопасность обучающихся и оказать им необходимую помощь.
4.2. При возникновении пожара немедленно эвакуировать детей из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть по телефону 101, начать эвакуацию воспитанников на эвакуационную площадку, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.3. Об аварийной (предаварийной) ситуации учитель должен поставить в известность руководителя или соответствующее должностное лицо ОО.

4.4. В условиях развивающейся аварийной ситуации учитель должен исключить возникновение паники среди обучающихся. Действовать в этом случае нужно по указаниям руководителя или соответствующего должностного лица ОО с обязательным соблюдением мер личной безопасности.

4.5. Эвакуировать обучающихся из здания следует быстро, без паники и суеты. Покидая помещение, необходимо отключить все электроприборы и оборудование, выключить свет, плотно закрыть двери, окна, форточки. В месте сбора учитель должен проверить наличие обучающихся по списку.
4.6. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения.

5. Требования охраны труда по окончании работы преподавателя

5.1. Выключить все демонстрационные и электронагревательные приборы.
5.2. Убрать документацию, методические пособия, демонстрационный материал, привести в порядок рабочее место.

5.3. при проведении занятий, связанных с общим загрязнением кожи (уроки труда, автодело и др.), рекомендуется принять душ.

5.3. проверить в помещении электрооборудование и электропроводку на наличие травмоопасных и пожароопасных факторов;
5.4. Проветрить помещение, закрыть окна, фрамуги и выключить свет.

5.5. Если при проведении занятий в течение дня учитель заметил какие-либо нарушения норм охраны труда, он обязан сообщить об этом руководителю или соответствующему должностному лицу ОО.

Работник, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инструкцию разработал: __________ (________________)

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности . Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности (БЖ). Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОУ к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в ОУ.

Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооружённой охраны не снижает последствий ЧС, если учащиеся, родители и педагоги сами не готовы к адекватным действиям. Обучение таким действия наиболее эффективно может осуществляться не в виде разовых кампаний, а исключительно в рамках систематического изучения основ БЖ в соответствии с решениями Правительства, Минобрнауки и МЧС России, требованиями образовательного стандарта.

Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в ОУ, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3-4 раза выше, чем в других странах). Напомним, что в стране почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учётом членов их семей – более половины населения страны национальной безопасности России.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ.

Рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изучении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время.

Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала ОУ новых знаний из различных областей права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано с освоением новой терминологии, огромного объёма правовых норм и методических материалов.

Общеизвестно, что всякая деятельность человека может быть источником опасности, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям.

Анализ заболеваний и происшествий в ОУ даёт основание утверждать, что любая деятельность учащихся и персонала ОУ потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск её опасных воздействий и последствий.

Причины травматизма и заболеваний в ОУ.

· Недисциплинированность и бесконтрольность персонала и учащихся;

· Непонимание серьёзности проблем БЖ;

· Сокрытие фактов правонарушений и не приятия соответствующих мер правонарушениям;

· Неорганизованность досуга учащихся;

· Слабая система безопасности и охраны ОУ;

· Целенаправленные действия преступников и т.д.

Каждый должен знать, что в любое время и в любом месте могут произойти какие-нибудь негативные события или явления: сильный мороз, отключение электричества, нарушение правил дорожного движения, детские шалости и т.д.

К техническим причинам травматизма относятся неисправности механизмов, приборов, несовершенство технологических процессов, отсутствие или несовершенство оградительных и предохранительных устройств, отсутствие заземления, неисправности электропроводки, недостатки в освещении, вентиляции, отоплении, а также шум, вибрация, неисправность оборудования и др.

К организационным причинам относятся:

Нарушение норм внутреннего распорядка и охраны труда по вине администрации, недостаточный надзор, недостатки в обучении безопасным приёмам работы и проведении инструктажей по безопасности, нарушение режима труда и отдыха, технологических процессов, неудовлетворительная организация и содержание территории, рабочих мест, небрежное отношение преподавателей к обучению учащихся безопасным приёмам работы и т.д.

К личным причинам относятся:

Недостаточное внимание, ослабление зрения, слуха, памяти, болезнь, ослабление самоконтроля учащимся своей деятельности;

Незнание правил и алгоритмов безопасного поведения;

Этикет и культура поведения как факторы безопасности

Отсутствие общей культуры всегда влияет на безопасность и профессиональную культуру. Недостаток культуры снижает способности педагога эффективно использовать на практике современные психологические методы, технические средства связи, методы защиты информации и пр.

Профессиональная культура – это высокий уровень выполнения поставленных задач, который обеспечивает педагогу его эрудиция, дисциплина, профессиональное мастерство, психологическая и правовая подготовленность, гармоническое развитие интеллектуальных и нравственных качеств.

Одним из правил поведения обеспечения безопасности является уважительное отношение к учащимся, родителям, сотрудникам и самому себе. Отсутствие навыков культурного общения и незнание основных правил этики резко снижают эффективность работы и отношений с руководством, повышают риск неприятных происшествий, вызванных неосторожным грубым словом, оскорбительным высказыванием, несдержанностью в конфликтной ситуации.

В ОУ широко применяются электроприборы и установки. Опасность поражения током возникает при непосредственном соприкосновении человека с оголёнными токоведущими частями электроустановок. При соприкосновении к металлическим корпусам электроприёмников, случайно оказавшихся под напряжением.

Основными средствами исключения электротравм являются их предвидение при любом контакте с электроприборами и принятие необходимых мер безопасности.

К общетехническим средствам защиты от прикосновения к токоведущим частям относятся: рабочая изоляция, обеспечение недоступности токоведущих частей с использованием оградительных средств (ограждения, кожух, корпус, электрический шкаф и т.д.), блокировки безопасности и т.д.

Перед началом работы обучающихся и преподавателей с компьютерами, ноутбуками, интерактивными досками необходимо проверить целостность электропроводов, корпуса электроприбора, наличие ограждения.

Вопросы, предложенные преподавателям в качестве контроля знаний трудового права работников ОУ по охране труда

2. Какие существуют критерии для определения условий труда?

3. Каковы обязанности работника ОУ в области охраны труда?

4. Кто в ОУ осуществляет контроль за соблюдением требований охраны труда?

5. Обязаны ли работники ОУ проходить проверку знаний по охране труда?

6. Какие несчастные случаи в ОУ подлежат расследованию и учёту?

8. Может ли работник участвовать в расследовании несчастного случая в ОУ?

Пешкова Н.С. Трудовое право работников образовательных учреждений, СПб, МАНЕБ, 2003

Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

Я думаю, что ничего нового я своим выступлением не открою для своих коллег, т.к за плечами каждого из руководителей ни один год работы и этот вопрос - система охраны труда и здоровьесбережения служит краеугольным камнем любого производственного процесса, в т. ч. образовательного.

Работа в данном направлении каждым руководителем осуществляется каждый день. Как только мы с утра переступаем территорию школы, нас руководителей волнует все: скользкая тропинка или ступеньки, висят сосульки или где-то навис снег, наклонились ветки деревьев, задрался линолеум и т.д. И поэтому с первых дней работы в школы руководителем вопросы охраны труда и безопасности учащихся и работников остаются для меня, как руководителя, первостепенными.

Система работы по ОТ - это комплекс мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся, педагогов, персонала, включающий в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, профилактические мероприятия.

За период моей работы в Лесогорской школе отсутствовали несчастные случаи, не было серьезный предписаний роспотребнадзора, пожнадзора и других контролирующих органов в данном направлении, постучу по столу (боженька бережет) что можно считать следствием отлаженной работы по охране труда и обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся, которая успешно осуществляется как целостная система взаимодействия с сотрудниками, учениками и родителями.

Согласитесь, что это большой вопрос, охватывающий много направлений. За 5-7 минут осветить его в полном объеме невозможно. Я проанализирую состояние работы своего ОУ по 4 направлениям:

- нормативно-правовое обеспечение данного вопроса

- создание материально-технических и санитарно-гигиенических условий в школе

- управленческое обеспечение вопроса охраны труда и профилактики детского травматизма

Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда обязывают нас работодателей, их и работников обеспечить выполнение требований по сохранению жизни и здоровья сотрудников и учащихся во время образовательного процесса.

2. В новом здании Лесогорской школы созданы все необходимые условия для безопасного ведения учебно-воспитательной деятельности. Здание школы типовое, двухэтажное, кирпичное. Кровля –металлочерепица. Имеются все виды благоустройства: центральный водопровод, канализация, отопление от собственной котельной. Для эвакуации людей с этажей здания школы выполнены две лестничные клетки с выходом непосредственно наружу на прилегающую к зданию территорию. С 1 этажа имеются 6 эвакуационных выходов непосредственно наружу. В здании имеется приточно-вытяжная вентиляция с механическим и естественным побуждением. Предусмотрена блокировка автоматической установки пожарной сигнализации с вентиляцией для отключения последней при пожаре. В электросети на розеточных группах установлены устройства защитного отключения. Вокруг здания школы предусмотрен круговой проезд с асфальтобетонным покрытием. Анализируя обеспечение пожарной безопасности, следует отметить, что в школе проведена пропитка чердачных помещений огнеупорным составом, установлена АПС, молниеотвод, перезаряжены и закуплены дополнительные огнетушители, проведены контрольно-измерительные работы электропроводки. Наружное пожаротушение предусмотрено от двух пожарных резервуаров. В школе имеются оснащенные специализированные кабинеты химии и биологии, физики, мастерские для мальчиков и девочек, компьютерный класс, спортзал, столовая. Оборудование установлено в соответствии с современными требованиями. Во всех специализированных кабинетах имеются аптечки.

К началу нового учебного года проверялось выполнение требований санитарно-гигиенической и пожарной безопасности, готовность кабинетов, мастерских, спортзалов (составлены акты приема кабинетов и испытания оборудования).

Кроме всего выше названного для обеспечения безопасности установлено видеонаблюдение (10 внутренних, 6 наружных камер видеонаблюдения), проведено радиооповещение.

Территория школы по всему периметру огорожена железным забором. В ночное время предусмотрено внешнее освещение со всех сторон здания.

Положительную роль в обеспечении охраны труда и безопасности учебного процесса играет лицензирование образовательной деятельности. В настоящее время, не смотря на действующую лицензию поданы документы на переоформление лицензии на бессрочную, но уже с характеристикой новых условий ведения образовательной деятельности.

  1. Говоря о кадровом обеспечении по ОТ, то в этом плане нам немного повезло. В 2010 году в штат введена ставка инженера по ОТ, 0,5 ставки электрика. И это многое решает. Ведь все охватить одному руководителю невозможно, особенно когда такое большое хозяйство. Оно вроде бы и новое, но создает дополнительные проблемы в ходе эксплуатации.

Администрация школы прошла курсовую подготовку по ОТ, также проведена учеба всех работников школы по ОТ, о чем оформлены протоколы соответствующие протоколы и работникам выданы удостоверения.

В 2010 году в школе проведена 100% аттестация рабочих мест.

  1. Составными элементами системы организации охраны труда выступают: планирование, организация и координация данной работы, совершенствование, контроль, учет и анализ состояния охраны труда, воспитание и укрепление профессиональной культуры, дисциплины образовательного процесса.

Как я уже отметила выше, вопрос обеспечения безопасности у администрации школы стоит на первом месте. Каждый новый учебный год я начинаю именно с вопросов обеспечения безопасности в школе, которые рассматриваем на общем собрании трудового коллектива. При анализе работы школы за год данный вопрос также стоит на первом месте.

В соответствии с нормативными документами в школе разработана и утверждена номенклатура дел по охране труда, в соответствии с которой строится работа и ведется делопроизводство по охране труда.

В целях регламентации и упорядочения работы по данному направлению в школе издаются необходимые приказы, в которых назначаются ответственные и определяются обязанности. Со всеми приказами работники знакомятся под роспись.

Вопросы охраны труда и обеспечения безопасности обучающихся и работающих в течение учебного года неоднократно рассматриваются на совещаниях при директоре. Регулярно до всех работников доводятся рекомендательные письма и приказы отдела образования и вышестоящих организаций по вопросам ОТ (это в рамках подготовки к новому учебному году или отопительному сезону, проведения новогодних и других праздников, перед школьными каникулами, анализ травматизма за прошедший год, доводятся до сведения все новые документы и др.).

Регулярно (2 раза в год) проводятся инструктажи работающих, о чем имеются соответствующие записи в журналах инструктажей. В школе разработаны, согласованы с профсоюзом и утверждены инструкции по ОТ по должностям и видам работ, а также имеются разработанные инструкция для обеспечения безопасности учащихся. Имеется коллективный договор, где отражены вопросы охраны труда. Имеются соглашения по ОТ и акты проверки их выполнения.

Администрацией школы ведет контроль за прохождением медосмотра работников и учащихся.

В целом в школе реализуется разработанный план мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности учащихся и охраны труда педагогов. В него входит, кроме вышеперечисленных мероприятий еще и следующее:

  • ежегодное обеспечение качественной подготовки школы к новому учебному году на основании разработанных инструкций и актов приемки учебных кабинетов, пищеблока, спортивного зала и площадок;
  • постоянное обновление соответствующей информации по охране труда в кабинетах и школьных помещениях;
  • обучение педагогических работников и персонала школы (вводный инструктаж, первичный на рабочем месте, по электробезопасности, пожарной безопасности и др.);
  • организация дежурства педагогов, администрации, учащихся, проведение бесед классными руководителями с учащимися по вопросам безопасности, а также использование средств наглядности и эстетического оформления школы в целях предупреждения травматизма (в конце 2010 года закуплены 8 стендов как средство наглядности по обеспечению безопасности учащихся: безопасность в школе, безопасность здоровья, пожарная безопасность, безопасность на дороге, безопасность в быту, безопасность в природной среде, стенд о наркомании и СПИДе);
  • регулярное проведение испытаний спортивного инвентаря и оборудования;
  • создание и обновление Уголков охраны труда в кабинетах и учебных мастерских, оборудование игровой комнаты для учащихся, кабинета психологической разгрузки;
  • составление учебного расписания, исключающего перегрузки учащихся;
  • выполнение санитарно-гигиенических требований содержанию помещений и к организации уроков;
  • дозировка домашнего задания;
  • оформление листка здоровья в классных журналах;
  • проведение физкультминуток на уроках;
  • соблюдение режима проветривания кабинетов и рекреаций;
  • поддержание питьевого режима учащихся;
  • ведение записей в журналах инструктажей по охране труда классных руководителей при проведении экскурсий и других массовых мероприятий;
  • соблюдение санитарно-гигиенического режима в период промежуточной и итоговой аттестации учащихся и т.д.
  • проведение мероприятий по гражданской обороне

Изучение правил безопасности в школе проходит в форме бесед, классных часов, просмотра видеофильмов, спектаклей, конкурсов, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий, при участии в районный соревнованиях и конкурсах и другой внешкольной и внеклассной работы, на классных и общешкольных родительских собраниях. Основополагающие знания и умения по безопасности жизнедеятельности прививаются и в процессе преподавания школьных дисциплин: окружающий мир, технология, ОБЖ и др. уч. предметах.

Каждый выезд учащихся на районные соревнования или мероприятия обязательно предваряет инструктаж, который фиксируется в "Журналах инструктажа учащихся по технике безопасности при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий".

В годовом плане работы школы отражен внутришкольный контроль, который ведет администрация по данному вопросу. Все проверки оформляются в виде управленческих справок и рассматриваются на совещания при директоре. При проведении проверок администрацией школы контролируется ведение и оформление педагогами необходимой документации.

Спектр мероприятий, обеспечивающих охрану труда и безопасность в образовательном учреждении, очень большой. Обо всем не расскажешь за короткое время. Это может быть, как какое- то большое мероприятие, так и индивидуальная работа с участниками образовательного процесса, лишь бы это приносило пользу.

Итак, для обеспечения охраны труда и безопасности в школе требуется четкий анализ сложившихся условий в школе, планирование профилактической работы и строгий контроль за выполнением законодательства и намеченных профилактических мероприятий в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.

Следует отметить, что на решение многих проблем, в том числе и обеспечение безопасности и охраны труда, необходимы денежные средства. Их не так уж и много выделяется каждый год из местного бюджета. Но все же: в 2008 года на охрану труда было потрачено 39,026 руб., в 2009 году- 13,224 руб., 2010 году- 76,636 руб. (аттестация раб. мест, прохождение медосмотра, приобретение моющих и дезинфицирующих средств, обеспечение технических работников спецодеждой, приобретение и заправка огнетушителей и т.д.)

В заключение своего выступления следует отметить, что в данном направлении ни все так гладко в нашей работе. Я думаю, что присутствующие здесь директора согласятся со мной. Аттестация рабочих мест показала, что в соответствии с действующим законодательством, мы обязаны устранить замечания, выявленные в ходе аттестации, а именно обеспечить своих работников и спецобувью, и спецодеждой в соответствии с временем года, и даже кремом для рук и т.д. Что реально мы это выполнить не можем из-за отсутствия необходимого финансирования. По- прежнему, мы ощущаем нехватку денежных средств на приобретение моющих и дезинфицирующих средств.

Аномально снежная зима и рекомендации вышестоящих органов заставили нас пойти на нарушение законодательства в области обеспечения ОТ и безопасности, а именно выполнение высотных работ, связанных с огромным риском для жизни и здоровья людей. Что недопустимо. Это не решение проблемы, а наоборот - создание необратимой ситуации, беды. При выполнении данных работ могли погибнуть люди. Эта проблема и в настоящей момент для меня остается острой. Крыша школы покрыта металл черепицей. Снег сходит огромной лавиной вместе с противопожарными заграждениями и поэтому опасно не только проходить мимо здания, но и тем более заниматься очистными работами. Как решить эту проблему? Были бы день – вопрос был бы решен.

Остается проблемой в обеспечении ответственным за безопасную эксплуатацию электроустановок и электропроводки.

Первые заморозки и зимние условия создают большие проблемы организации безопасной перевозки учащихся на школьном транспорте. Дороги до сел не обслуживаются надлежащим образом: ширина дороги в некоторых местах не позволяет без проблем преодолеть тот или иной участок дороги, не очищаются надлежавшим образом места разворота автобуса, не посыпается дорога и антиреагентными средствами при гололеде.

В результате получается, что при обеспечении безопасности и охраны труда, нарушается законодательство в этой области.

Читайте также: