Организация досуга детей во внеурочное время доклад

Обновлено: 02.07.2024

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.

Ильина Т. И, внеурочную деятельность называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы.

Советова Е. В. считает, внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

2. Виды и направления:

Во внеурочной деятельности, так же, как и в любом другом виде деятельности, существует свои виды и направления.

Виды внеурочной деятельности :

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности : спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельность школьников находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбору профессии, происходит под влиянием внеурочной работы.

Функции внеурочной деятельности в школе :

1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная - обогащение и расширение культурно-нравственного уровня учащихся;

3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизиологических сил ребёнка;

6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Таким образом, внеучебная деятельность – это обеспечение всестороннего и гармоничного развития школьника, которая должна усилить интерес к изучению того или иного элемента.

Роль внеучроной деятельности велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц.

Внеурочная деятельность предполагает добровольное участие и самостоятельность, которая направляется учителем и способствует углубленному знанию учащихся по предмету, развивающих их познавательные интересы и способности.

Во взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности ведущее место принадлежит учебной. В тех случаях, когда данная взаимосвязь нарушается и внеурочная деятельность строится лишь на интересе учащихся, это приводит к тому, что ученик плохо успевает по предмету.

5. Театрализация как метод работы внеурочной деятельности младших дошкольников.

Организация детского досуга не может обойтись без внесения элементов художественности, в частности театрализации. Показ, оживление, художественное осмысление того или иного факта, документа, события являются сутью театрализации как творческого и художественно педагогического метода

Значение театрализации в современном мире чрезвычайно велико. Однако воспитательный эффект ее использования целиком зависит от того, в чьих руках и с какой целью этот метод находится и применяется.

Подчеркивая самостоятельную художественную ценность драматургии и режиссуры театрализованных форм досуга, можно с уверенностью говорить об их педагогической значимости, ведь речь идет об искусстве, наиболее тесно связанном с жизнью. В театрализованных формах досуга жизненный материал обрабатывается по всем законам драматургии, пишется и воплощается по правилам сценарного мастерства и режиссуры. Очевидно, как их знание необходимо организатору массовых театрализованных зрелищ и других форм детского досуга.

Приступая к работе над сценарием, необходимо, прежде всего, иметь представление о том, для кого и с какой целью будет проводиться мероприятие. Важно определить его педагогические и художественно творческие задачи, предполагаемый состав участников, художественно эстетические, материальные возможности и запросы, традиции местной аудитории, возрастные и интеллектуальные возможности и запросы участников и зрителей.

Автору сценария следует иметь четкое представление о форме зрелищно игрового досуга, специфике театрализации того или иного вида работы. Он должен решить композиционную задачу сценария, расположение компонентов, составляющих его действие, и установить смысловую и художественно образную связь между ними. Единства действия можно достигнуть при помощи сюжетного или сценарно режиссерского хода, который может стать сквозным стержнем мероприятия.

Сценарий должен иметь начало действия, развитие и кульминацию. Он может содержать в себе игры, художественные номера, развлечения, награждения отличившихся учеников, аттракционы, шествия, фейерверки и многое другое. Все компоненты сценария связываются текстами ведущих, которые зачастую бывают стихотворными, поскольку поэтическая речь всегда выразительна, эмоциональна и наиболее востребована детской аудиторией.

Организатору театрализованного досуга младших школьников важно помнить об их возрастных возможностях восприятия зрелищ, а также о том, что каждая форма массовой досуговой деятельности имеет свои компоненты, составные части, эпизоды. Каждый эпизод тоже должен строиться на основе общих драматургических принципов и иметь кульминационные точки.

От того, насколько грамотно и четко будет составлен постановочный план, как детально он будет разработан, в значительной степени зависит успех проводимого мероприятия.

Постановочный план состоит из двух частей. В первой содержится разработка структуры и основные блоки действия, игры, описание использования звука, света, музыки и четкое чередование эпизодов.

Вторая часть постановочного плана представляет собой монтажный лист, являющийся последовательной записью всех составных элементов досуговой формы.

Каждый эпизод в постановочном плане расписывается следующим образом: его наименование, перечисление участников, место проведения, реквизит, художественное оформление, характер и содержание звукового сопровождения, ответственный за проведение.

Досуговая творческая деятельность младших школьников является одной из ведущих по значимости, поскольку с ее помощью идет процесс формирования коммуникативных качеств учеников, а также она помогает удовлетворению их личностных потребностей.

На технологию организации досуговой деятельности школьников влияют социальная значимость мероприятия, место его проведения и содержание.

1. Луначарский А. В. Искусство и молодежь. М., 1929.

2. Опарина Н. А. Сценарии и пьесы для детей и юношества. Педагогика театрализованного досуга. М., 2008.

3. Разумный В. А. Выступление на семинаре ВТО: Стенограмма. Текущий архив ВТО. Март, 1979.

4. Туманов И. М. Ради жизни на земле // Культурно просветительная работа. 1975. № 3.

5. Фрумкин Г. М. Сценарное мастерство: кино — телевидение — реклама: Учеб. пос. М., 2008.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Компьютерная зависимость у младших школьников с ОВЗ Интерес, порождающий манию Если человек не сумеет сам заметить опасность, если не отгородит глухой стеной ту сферу своей жизни и деятельности,.

Развитие познавательной активности младших школьников Гайдарова Д. М., студентка психолого-педагогического факультета,5 курса, филиал СГПИ г. Буденновске г. Буденновск, Российская Федерация.

Трудности в адаптации младших школьников Трудности в адаптации младших школьников. Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому.

Успешная адаптация младших школьников Как готовить ребенка к поступлению в детский сад. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения,.

Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики. Развитие у детей логического мышления - это.

«Невозможно - это всего лишь громкое слово,
за которым прячутся маленькие люди,
им проще жить в привычном мире,
чем найти в себе силы его изменить.
Невозможно - это не факт.
Это только мнение. Невозможно - это не приговор.
Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя.
Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!
В. Альфиери

Под внеурочной деятельностью мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одну из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. Так как понятие ограниченные возможности здоровья является достаточно спорным, мы будем толковать его так: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.

Что же такое досуг? В современных условиях этому понятию дается следующее определение. Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Не секрет, что потому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место он занимает в обществе, каков его доход. Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы.
Естественно, что многое зависит от воспитания человека, окружающей социокультурной среды, а, следовательно, оттого, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Это значит, что и проводить досуг человек будет так, как проводили родители и окружающие его взрослые.

Теоретический анализ социально-педагогической и методической литературы, Государственного стандарта по образованию и нормативных документов органов образования, периодической печати по проблеме, а также изучение практического опыта деятельности образовательных учреждений детей и подростков позволили сделать вывод о том, что культурно-досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детских образовательных учреждений, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности (взрослого и ребенка в их взаимодействии, в автономном или коллективном режимах) в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры.

  • Ей свойственна целенаправленность и продуманность;
  • Осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;
  • Ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;
  • Она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят;
  • Способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых), основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка;
  • Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность.

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

Самой важной актуальной проблемой является организация досуга в системе школьного продленного дня как активного, деятельностного наполнения свободного времени школьников.

Цель работы: изучение особенностей организации досуговой деятельности во внеучебное время.

Задачи работы:

2) Рассмотреть особенности организации досуговой деятельности.

3) Основные признаки досуга дошкольников и школьников.

Потребность в отдыхе – это биолого-физиологическая особенность детского организма. Досуг, проводящийся в определённой культурной форме, выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется целенаправленностью и продуманностью, осуществляется в свободное время и протекает как индивидуально, так и коллективно. Он отличается относительной свободой выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых, связанных с развитием, общением, оздоровлением на основе добровольности и инициативы, как отдельного ребёнка, так и различных групп. Досуговая деятельность всегда транслирует этико-эстетические нормы культуры поведения и формирует у ребёнка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность, увлеченность.

Пока еще не все взрослые согласны с тем, что досуг высту­пает одной из основ детского творчества, обладая мощным раз­вивающим потенциалом.

1. Свободу выбора. По приказу и педагогическому принужде­нию досугом не занимаются, только добровольно.

2. Избирательность досуговых предпочтений, Каждый выби­рает для себя то занятие, которое соответствует его интере­сам и возможностям.

У нас в Доме творчества работают 30 кружков, куда ребята ходят по желанию.

3. Активный и деятельностный характер, предполагающий мобилизацию и духовных, и физических ресурсов. Кроме занятийв кружках дети любят играть в различные игры, смотреть телевизор, слушать книги, выходить на прогулки.

4. Получение удовольствия и, как следствие, снятие того на­пряжения, в котором ребенок пребывает в реальной жизни. По этой причине досуг укрепляет психологическую ус­тойчивость, снимая избыточный уровень тревожности.

Средняя продолжительность занятия 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня (чаще всего между обедом и самоподготовкой) и его основным функциональным назначением – стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к даль­нейшей учебной нагрузке. Так как в 1 классе самоподготовки нет, то в день бывает по два занятия.

5. Не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности.

6. Создавать условия для смены видов деятельности, отлич­ных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых. После прогулки дети играют в спокойные игры.

7. Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обста­новку, способствующую раскрепощению и снятию напря­жения,

8. Выстраивать каждое занятие как вид коллективной дея­тельности.

9. Без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников. Дети дежурят по столовой, в классе по очереди.

10. Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия.

11. Умело организовывать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, воз­буждая радостное ожидание предстоящего события.

12. Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личност­ное восприятие педагогического замысла.

13. Гибко выстраивать структурные части занятия, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необ­ходимые коррективы.

14. Завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержании и фор­мы личностному ожиданию каждого участника.

15. Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.

Для того чтобы досуг детей в дошкольном учреждении был разнообразным, интересным, развивающим нужна программа, которая даст систему занятий. Программа должна соответствовать мотивации, интересам и возрасту детей.

Важным моментом досуга является прогулка. Во время прогулок должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу. Каждая прогулка для ребенка – это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности.

Таким образом, организация внеучебного времени учащихся и дошкольников должна не только способствовать сохранению благоприятного уровня функций детского организма на протяжении дня, но и создавать дошкольникам, учащимся возможность заниматься самими различными видами внеучебной деятельности. В связи с этим, при условии пребывания детей на воздухе в первом периоде внеучебного времени, во второй внеучебный период учащиеся и дошкольники могут заниматься в кружках, участвовать в различных мероприятиях, играть в тихие игры, читать, и т.д.

Но при этом обязательным условием, сопутствующим этой деятельности, является заинтересованность в ней учащихся, занятия по желанию, а не по принуждению, интересная игровая форма той или иной деятельности. При таком условии указанная деятельность оказывает положительное эмоциональное влияние на учащихся и благодаря этому улучшает функциональное состояние их организма.

  1. Моделирование воспитательных систем: Теория — практике / Под ред. Н.Л.Селивановой. — М., 1995.
  2. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учёб, заведений / Под ред. В. А. Никитина. — ML: Гу- манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
  3. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 368 с.
  4. Резванов А.В . Досуговая активность населения: социологический анализ традиционных сдвигов: Дисс. … канд. социол. нау – Ростов-на-Дону, 2002. – 164 с.
  5. Соколов Э.В . Свободное время и культура досуга: философско-социологическое исследование: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. – Л., 1981. – 40 с.

Автор: Набиева Турадж Акрамовна, педагог-организатор, МБОУ ДОД ДДТ Дом детского творчества, г. Новый Уренгой, Тюменская область. Стаж работы: 5 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов формируется новая среда обитания, новый образ жизни и новые виды досуговой деятельности. К тому же в ходе углубления социальной поляризации, преодоления тотальной социализации людей, нарастания многообразия индивидуальных моделей жизненастроения меняется представление о содержании досуга.

Если ещё 20 -30 лет тому назад одним из лозунгов содержания свободного времени являлось провозглашение "всестороннего развития личности", которое не было связано с реальными условиями существования людей, то сегодня отношение к содержанию досуга изменилось, как изменился и сам досуг.

В современной России содержание досуга очень изменчиво, причем, эти изменения происходят под воздействием бурного развития средств массовой информации, появления индустрии досуга, новых информационных технологий (компьютер, Интернет), социально - экономических и культурных преобразований в обществе. Поэтому досуг теперь всё более требует от личности деятельностей, направленных на саморазвитие. Однако многосторонность и разнонаправленность досуговой деятельности отнюдь не свидетельствуют о развитии и саморазвитии личности.

Изменения в сфере досуга проявляются во всех социальных группах общества. Особый интерес представляет рассмотрение досуга учащихся. Один из основателей французской социологической мысли Э. Дюркгейм считает, что свободное время восстанавливает энергию, потраченную человеком на труд. Он отмечает, что формы свободного времени связаны с простым увеселением. Свободное время, по его мнению, заставляет людей забыть о реальном мире, обществе, в котором они живут, и помогает перенестись в другой мир, где их воображение более свободно. Он утверждает, что взаимоотношения между работой, учёбой и свободным временем являются не случайными: всё указывает на то, что необходимость, а не случай, связали работу и свободное время воедино в их современной форме. Каждое требует и обуславливает другое. Их взаимоотношение носит характер функциональной взаимозависимости. Роль, которую играет работа, учеба в нашей жизни, не может сохраниться без свободного времени.

Немецкий социолог М.Вебер, как и Э.Дюркгейм не наделяет досуг прогрессивной силой для общества. Отдых имеет своё место в нашем мировоззрении, но когда он ведет к безделью и недисциплинированному веселью, он заслуживает брани. "Судьба" досуга должна быть сформирована высокими уровнями расчёта формальной обязанности, стандартизации и соблюдением установленного порядка. Определенный набор досуговых занятий он связывает с жизненным стилем, предопределенности вариантов выбора досуговых занятий социальным положением человека и утверждает, что содержание досуга должно быть регулируемо. Однако вопрос о том, кто должен регулировать это содержание остается открытым.

Содержание и организация досуга в образовательных учреждениях в большей степени будет оставаться на педагогах. Они должны растить здоровое поколение.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагоприятная экологическая ситуация являются главными причинами этому. И поэтому организация здорового досуга во внеурочное время важная задача.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

1. Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

2. Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и пр.), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

3. Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространенных заболеваний, а также улучшение через это таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качества, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

Конечно - это деление весьма условно. Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышения уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает, в конечном счете, здоровье и информированность.

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. В начальной школе в первую очередь внимание должно уделяться воспитательному аспекту, так как процессы формирования личности наиболее интенсивно идут в раннем возрасте. Среди непосредственно оздоровительных мероприятий выделяются те, которые способны обеспечить профилактику и коррекцию нарушений осанки, поскольку именно в этом возрасте это еще можно сделать. Обучение ведется в воспитательном ключе с упором на пропаганду правил гигиены. Важное значение имеет психологическое направление.

Уроки физической культуры - основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они воздействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки. Однако обычный урок не дает особого эффекта в плане оздоровления учащихся, если во второй половине дня дети будут находиться в малоподвижном состоянии. Роль внеклассного оздоровительного досуга состоит в том, чтобы на основе интересов учащихся расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма. Вся внеклассная работа строится на организации здорового досуга учащихся. Организуются различные викторины, игры, спортивные праздники и многое другое. Игры - хороший отдых. Они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Важное значение также имеет нахождение учащихся на свежем воздухе, что способствует большому укреплению их здоровья.

Следует помнить, здоровый ребенок - хороший ученик! Таким образом, роль организации здорового досуга учащихся - этот важная ступень в воспитании и обучении детей.

В условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов формируется новая среда обитания, новый образ жизни и новые виды досуговой деятельности. К тому же в ходе углубления социальной поляризации, преодоления тотальной социализации людей, нарастания многообразия индивидуальных моделей жизненастроения меняется представление о содержании досуга.

Если ещё 20 -30 лет тому назад одним из лозунгов содержания свободного времени являлось провозглашение "всестороннего развития личности", которое не было связано с реальными условиями существования людей, то сегодня отношение к содержанию досуга изменилось, как изменился и сам досуг.

В современной России содержание досуга очень изменчиво, причем, эти изменения происходят под воздействием бурного развития средств массовой информации, появления индустрии досуга, новых информационных технологий (компьютер, Интернет), социально - экономических и культурных преобразований в обществе. Поэтому досуг теперь всё более требует от личности деятельностей, направленных на саморазвитие. Однако многосторонность и разнонаправленность досуговой деятельности отнюдь не свидетельствуют о развитии и саморазвитии личности.

Изменения в сфере досуга проявляются во всех социальных группах общества. Особый интерес представляет рассмотрение досуга учащихся. Один из основателей французской социологической мысли Э. Дюркгейм считает, что свободное время восстанавливает энергию, потраченную человеком на труд. Он отмечает, что формы свободного времени связаны с простым увеселением. Свободное время, по его мнению, заставляет людей забыть о реальном мире, обществе, в котором они живут, и помогает перенестись в другой мир, где их воображение более свободно. Он утверждает, что взаимоотношения между работой, учёбой и свободным временем являются не случайными: всё указывает на то, что необходимость, а не случай, связали работу и свободное время воедино в их современной форме. Каждое требует и обуславливает другое. Их взаимоотношение носит характер функциональной взаимозависимости. Роль, которую играет работа, учеба в нашей жизни, не может сохраниться без свободного времени.

Немецкий социолог М.Вебер, как и Э.Дюркгейм не наделяет досуг прогрессивной силой для общества. Отдых имеет своё место в нашем мировоззрении, но когда он ведет к безделью и недисциплинированному веселью, он заслуживает брани. "Судьба" досуга должна быть сформирована высокими уровнями расчёта формальной обязанности, стандартизации и соблюдением установленного порядка. Определенный набор досуговых занятий он связывает с жизненным стилем, предопределенности вариантов выбора досуговых занятий социальным положением человека и утверждает, что содержание досуга должно быть регулируемо. Однако вопрос о том, кто должен регулировать это содержание остается открытым.

Содержание и организация досуга в образовательных учреждениях в большей степени будет оставаться на педагогах. Они должны растить здоровое поколение.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагоприятная экологическая ситуация являются главными причинами этому. И поэтому организация здорового досуга во внеурочное время важная задача.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

1. Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

2. Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и пр.), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

3. Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространенных заболеваний, а также улучшение через это таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качества, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

Конечно - это деление весьма условно. Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышения уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает, в конечном счете, здоровье и информированность.

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. В начальной школе в первую очередь внимание должно уделяться воспитательному аспекту, так как процессы формирования личности наиболее интенсивно идут в раннем возрасте. Среди непосредственно оздоровительных мероприятий выделяются те, которые способны обеспечить профилактику и коррекцию нарушений осанки, поскольку именно в этом возрасте это еще можно сделать. Обучение ведется в воспитательном ключе с упором на пропаганду правил гигиены. Важное значение имеет психологическое направление.

Уроки физической культуры - основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они воздействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки. Однако обычный урок не дает особого эффекта в плане оздоровления учащихся, если во второй половине дня дети будут находиться в малоподвижном состоянии. Роль внеклассного оздоровительного досуга состоит в том, чтобы на основе интересов учащихся расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма. Вся внеклассная работа строится на организации здорового досуга учащихся. Организуются различные викторины, игры, спортивные праздники и многое другое. Игры - хороший отдых. Они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Важное значение также имеет нахождение учащихся на свежем воздухе, что способствует большому укреплению их здоровья.

Следует помнить, здоровый ребенок - хороший ученик! Таким образом, роль организации здорового досуга учащихся - этот важная ступень в воспитании и обучении детей.

Читайте также: