Технология критического мышления в начальной школе по фгос доклад

Обновлено: 04.07.2024

С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

ФГОС предполагает обеспечения условий для развития личности учащихся, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно - ориентированном обучении.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик…нельзя научить, можно научиться.

Одно из важнейших положений технологии заключается в совместном (учитель-ученик, родители-дети) конструировании своего знания и всего процесса учения.

Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель данной технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

При использовании данной технологии урок является основной формой обучения. Основой урочной деятельности является тематическое планирование, которое позволяет вписать каждый конкретный урок в систему уроков по одной теме и в систему годичного школьного курса.

Технология развития критического мышления относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, которая представлена на схеме

Этапы учебного занятия

этап Задачи Содержание

1)Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;

2)Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

3) Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы. Учитель настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний.

(реализация смысла)

1) Помочь активно воспринимать изучаемый материал;

2) Помочь соотнести старые знания с новыми.

Заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т. е. формирует реальную субъективную позицию в учении и обучении.

2)Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. Возникает условие для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, - именно поэтому данный этап называю сотворчество.

Основное его содержание -осмысление результатов работы, их общая и индивидуальная оценка, соучастие учеников в определении домашнего задания.

Приемы развития критического мышления, которые я использую в своей работе :

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Технология развития критического мышления предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Тема урока : Обобщение знаний о глаголе.

Цель: Приближение учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изучаемой теме.

Задачи урока :

1. Обобщить и расширить знания о глаголе.

2. Развивать умения учащихся :

- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; работать в группе; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы,

- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применять их практически.

Ход урока:

2. Целеполагание (работа с интерактивной доской).

Учащимся предлагается флипчарт, на котором записаны группы слов. Задание: найдите лишние слова и запишите их в тетрадь. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?

1)Обида, огорчение, жестокость, ударить.

2)Смех, улыбка, хохотать, радость.

3)Печалиться, грусть, настроение, веселье.

Учитель: Слова какой части речи назвали? (Глаголы)

I. Стадия вызова

3. Мозговой штурм.

Повар -, врач - …., учитель -, ученик -, баянист -, художник -, продавец -, пекарь -. , ветер -, молния -. , трава -. , дождь - …

Сделайте вывод. (Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно обозначает действие, процесс).

- Теперь скажите все, что вы знаете и помните о глаголе, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).

II. Стадия осмысления

5. Составление кластера (работа в группах)

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.

(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)

7. Морфологический разбор глаголов. (по вариантам,запись в рабочей тетради)

1вариант- светит 2вариант-прибежит

Прочитайте текст на слайде.

«Два мальчика спортсмена Антон и Игорь щли с тренировки и разговаривали:

- В этом году на областных соревнованиях я обязательно победю., нет побежу,-замялся Гена.

- Эх ты, еще не знаешь, как сказать правильно, а хочешь победить, -засмеялся Игорь.

Как правильно сказать? Какие еще глаголы нельзя употреблять в 1 лице. ?

(УБЕДИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ,БОРОЗДИТЬ,ШЕЛЕСТЕТЬ,ДЕРЗИТЬ) Однако, ситуация небезвыходная. Можно сказать: одержу победу, буду пылесосить, чищу пылесосом.

9. Написание синквейна

Какие правила существуют для его написания?

(На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна. На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза. Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.)

Какой синквейн получился у вас?

Действует, обозначает, изменяется

Устами младенца глаголет истина

Ребята, постарайтесь записать своими словами сведения, понятия или другие факты.

З (Я знал (а) У (Узнал (а)новое для меня) Х (Хочется узнать)

10. Подведение итогов.

Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

Какая информация отложилась у вас в памяти?

Внедрение в практику преподавания в начальной школе описанных выше методов и приемов оказывает позитивное влияние на успеваемость и уровень обученности детей. Наблюдается положительная динамика успеваемости и среднего балла в классе.

Так же наблюдаются позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам. Дети занимают призовые места в олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях разного уровня.

Опыт моей работы по применению технологии развития критического мышления был представлен в ходе семинаров разных уровней. Моя работа вызвала интерес и одобрение у педагогического сообщества.

Список используемой литературы :

1. Гадалова В. В. Теория и практика урока русского языка. Пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей). – М. : Московский Лицей, 2002. – 88 с.

4. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М. : Издательский центр “Академия”,2007. – 368с.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. Народное образование. 1998. – 256 с

6. ТемплЧ., Мередит К., Стил Дж. Как учатся дети: Свод основ - 2002.- 105 с.

7. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М. : Народное образование, 1996. – 160 с.

Использование технологии проектирования в организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог.

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют.

Использование кейс — технологии как средства развития социальной активности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Методы контроля обучения на уроках физической культуры рекомендуемых в начальной школе Контроль в физическом воспитании является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения.

Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Одной из главных задач учителя в школе является.

Экологическое воспитание на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе Эпиграф Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придётся принимать её условия. Роберт Риклефс.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила учитель нач кл

Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению.

В настоящее время существует множество разнообразных методов и технологий. Однако, все ли они действенны в современных условиях? Приносят ли те результаты, на которые рассчитывает учитель? Ведь иной раз приходится наблюдать, когда ученик с прекрасными способностями не проявляет интерес к изучаемому материалу на уроке. Вместо того чтобы являться активным участником учебной деятельности, он просто воспроизводит полученные знания. Кроме того, анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я пришла к выводу, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. И такая педагогическая технология в системе образования уже существует, которая направлена на выявление и развитие творческих способностей учащихся.

Что же такое критическое мышление?

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной самостоятельной деятельности учащихся, основанный на исследовательских методах ведения урока: рефлексивном целеполагании, выявлении проблемы урока, выдвижение гипотез.

С позиции ученика: развивает любознательность учащихся, их интеллектуальные умения в подходе к решению задач разных уровней, учит самооценке.

С позиции учителя: использование исследовательских методов деятельности на уроке: развитие оценочного мышления, рефлексивной постановке цели урока, выявление проблемы, выдвижение гипотез, прогнозирование последствий своих решений.

Технология формирует следующие навыки :

организация групповой работы в классе дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения;

формирование нового стиля мышления , для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;

развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление ,

рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

формирование культуры продуктивного чтения;

стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

Познакомившись с особенностями концепции, я выбрала бы девизом своей работы в этой технологии такие слова: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых ему не только в учебе, но и в обычной жизни.

Приёмы развития критического мышления:

1) Приём "Верите ли вы" (верные и неверные утверждения ключевые слова) Это приём стадии вызова . Он может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему. После знакомства с текстом учащиеся возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность.

2) Кластеры (выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди)

3) Инсерт. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

4) Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

5) Таблицы. Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы.

текстом очень хорошо накладывается в эту таблицу.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

2. “Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение.
В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.

Выбор ключевых слов в тексте

(описание живой природы)

Выбор ключевых слов в тексте

(описание неживой природы)

Золотая осень в стихах русских поэтов

Систематизация и обобщение информации

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения

выделять ключевые слова;

систематизировать необходимую информацию;

анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

развитие монологической речи.

6) Чтение с остановками. Работа с художественными текстами.

- По названию предположите о чём будет рассказ?

- Какие события могут произойти в описанной обстановке?

- Что вы почувствовали, прочитав эту часть текста? Какие ощущения у вас возникли?

- Какие ожидания ваши подтвердились?

- Что было неожиданным?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

8) Прием "Зигзаг" или "Отсюда – туда"

9 ) Прием "Кубик". Данный прием используется на этапе осмысления.

– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из заданий.

1-я строка -1 слово (существительное, тема синквейна).

2-я строка - 2 слова (прилагательные, описывающие тему).

3-я строка - 3 слова (глаголы, действия которые производит существительное)

4-я строка – 4 слова (фраза передающая ваше отношение к существительному)

5-я строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Формы урока в технологии критического мышления отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют. Роль учителя — в основном координирующая.

Восприятие информации происходит в три этапа , что соответствует таким стадиям урока:

подготовительный – стадия вызова;

восприятие нового – стадия осмысления;

присвоение информации – стадия рефлексии.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления– научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.


Обществом востребована личность, обладающая критическим мышлением: умеющая подвергнуть сомнению устоявшиеся мнения и суждения; способная вести диалог; определять суть проблемы и альтернативные пути ее решения; личность умеющая отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения.

Содержимое разработки

Применение и использование технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС НОО

1.Методы и приемы развития критического мышления………………….5

2.Особенности технологии развития критического мышления………….8

3.Диагностика уровня развития сформированности УУД. Мониторинг…10

Источники использованная литература…………………………………….12

Перемены в культурной, материально-производственной сферах жизни, социально-экономические проблемы, вставшие перед обществом, привели к изменениям в способе мышления, другому миропониманию, иному отношению к деятельности по преобразованию мира и общественной жизни.

Обществом востребована личность, обладающая критическим мышлением: умеющая подвергнуть сомнению устоявшиеся мнения и суждения; способная вести диалог; определять суть проблемы и альтернативные пути ее решения; личность умеющая отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования критического мышления Объект исследования – образовательный процесс.

Предмет исследования – критическое мышление как фактор совершенствования образовательного процесса.

Гипотеза исследования: образовательный процесс будет более эффективным, если формирование критического мышления обеспечивается:

созданием учебно-исследовательской среды, в которой постоянна ориентация на критическое восприятие информации, возможность размышлять, принимать различные идеи и мнения, объединять различными способами выводы, идеи и понятия.

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

Выявить особенности развития технологи критического мышления.

Проанализировать мониторинговые исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы исследования: общеметодологические (анализ литературы, продуктов интеллектуальной деятельности); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта.

Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.

1.Методы и приемы развития критического мышления

Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.

Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов.

Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.

Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Составление сравнительных таблиц помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ - это новая для меня информация;

? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии.

Важным условием обучения является развитие критического мышления ребёнка, которое должно быть непринужденным, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства, а также учитываться дифференцированный подход в обучении.

Для развития критического мышления имеются и разнообразные развивающие материалы. Комбинирование приемов помогает достичь поставленные цели и задачи, чтобы учащиеся могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

2.Особенности технологии развития критического мышления:

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания.

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный поиск.

Таким образом, технология критического мышления является общепедагогической, надпредметной, поэтому ее целесообразно применять у урочной и внеурочной деятельности, при проведении классных часов, классных мероприятий, коллективно- творческих дел и т.д. 8 При использовании данной технологии важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин.

1.Формируем умение извлекать информацию из названия.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение слушать и понимать других.

4. Формируем умение работать в группе.

5. Формирование умения анализировать и обобщать.

Применение в педагогической деятельности технологии критического мышления позволяет развивать (познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Технология критического мышления дает ученику повышение эффективности восприятия информации, повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; умение критически мыслить, умение ответственно относиться к собственному образованию, умение работать в сотрудничестве с другими, повышение качества образования учеников, желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения, стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность, стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Онлайн-книги

Очень интересна данная технология. Новый стандарт обязывает каждого из нас работать именно так. Активные формы обучения позволяют детям и педагогу развиваться, познавать себя, совершенствоваться. За такими технологиями будущее.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Халиулина Ирина Петровна,

Руководитель МО учителей начальных классов

г. Чернушка, Пермский край

Доклад по теме:

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.

Чем должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего-умением учиться. У него должны быть сформированы (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать необходимо использовать в своей деятельности новые приёмы и современные пед технологии. Одна из приоритетных- Технология развития критического мышления. Применять её можно на всех учебных предметах.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить и применить.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов:

Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Осмысление содержания (получение новой информации)

Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

I . Фаза вызова.

1) Постановка целей урока.

2) Активизация познавательной деятельности учащихся.

Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Информацию по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность ребенку проанализировать то, что он уже знает, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

Какие интересные приемы можно использовать на этом этапе?

В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации ученики логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Н-р: имя сущ.

3. Верные – неверные утверждения

( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

II . Фаза осмысления содержания. ( C мысловая стадия)

Главной задачей этой фазы в ТРКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания.

1. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками

является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать (ЗУХ).

2. Это может быть составление сюжетной таблицы.

3. Прием “Диаграммы сравнения”

Цель: развитие умения сравнивать и обобщать

Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.

Пример. Тема: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь

Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета. Белая шляпа : статистическая . Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: эмоциональная.

Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.

Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения.

Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: творческая.

Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.

Синяя шляпа: аналитическая.

В этой шляпе группа осуществляет рефлексию и подводит итог работе.

Вопросы можно написать на шляпах!

III . Фаза рефлексии. Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя.

Дается п амятка написания письма.

1) написать, что нового узнали по данной теме;

2) задать вопрос, на который они не получили ответа.

Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.

Очень интересна данная технология. Новый стандарт обязывает каждого из нас работать именно так. Активные формы обучения позволяют детям и педагогу развиваться, познавать себя, совершенствоваться. За такими технологиями будущее.

Читайте также: